Научная статья на тему 'Особенности нервно-психического развития детей с различными исходами перинатальных поражений центральной нервной системы к 1 году жизни и психологические характеристики их родителей'

Особенности нервно-психического развития детей с различными исходами перинатальных поражений центральной нервной системы к 1 году жизни и психологические характеристики их родителей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1441
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ДЕТЕЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ / NEUROPSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT / CHILDREN EMOTIONAL STATUS / PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Курбанова Е. Н., Кочерова О. Ю., Филькина О. М., Пыхтина Л. А.

Определены особенности состояния здоровья детей с различными исходами перинатальных поражений центральной нервной системы (ПП ЦНС), имеющимися к 1 году жизни, и психологические характеристики их родителей. У детей без компенсации неврологических отклонений чаще выявлялась задержка нервно-психического развития, более низкий эмоциональный статус, нарушения сна. У их матерей и отцов реже наблюдался повышенный фон настроения, чаще выявлялись импульсивные или тревожные черты характера. Матери отличались повышенным чувством ответственности за состояние здоровья детей и высокой медицинской активностью, однако при этом недооценивали роль невролога в реабилитации детей, что свидетельствует о неправильной расстановке приоритетов в лечении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Курбанова Е. Н., Кочерова О. Ю., Филькина О. М., Пыхтина Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF NEUROPSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT IN

The researchers had the aim to reveal the peculiarities of health status in the year old babies with various outcomes of central nervous system perinatal lesions and psychological characteristics of their parents. 100 infants and 200 parents were enrolled in the study. Delay of neuropsychological development, lower emotional status, sleep disorders were revealed in infants without compensation of neurological disorders. Their mothers and fathers rarely had increased mood background, more often were characterized by impulsive and anxious temper features. Mothers were notable for increased sense of responsibility for their children health status and high medical activity but underestimated the role of neurologist in children rehabilitation. It testified to incorrect order of priorities in treatment.

Текст научной работы на тему «Особенности нервно-психического развития детей с различными исходами перинатальных поражений центральной нервной системы к 1 году жизни и психологические характеристики их родителей»

ОСОБЕННОСТИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ИСХОДАМИ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ К1 ГОДУ ЖИЗНИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Курбанова Е.Н.*,

Кочерова О.Ю., доктор медицинских наук,

Филькина О.М., доктор медицинских наук,

Пыхтина Л.А., кандидат медицинских наук

Отдел охраны здоровья детей и медико-социальных исследований ФГУ «Ивановский научноисследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова Росмедтехнологий»,

153045, г. Иваново, ул. Победы, д. 20

РЕЗЮМЕ Определены особенности состояния здоровья детей с различными исходами перинатальных поражений центральной нервной системы (ПП ЦНС), имеющимися к 1 году жизни, и психологические характеристики их родителей. У детей без компенсации неврологических отклонений чаще выявлялась задержка нервно-психического развития, более низкий эмоциональный статус, нарушения сна. У их матерей и отцов реже наблюдался повышенный фон настроения, чаще выявлялись импульсивные или тревожные черты характера. Матери отличались повышенным чувством ответственности за состояние здоровья детей и высокой медицинской активностью, однако при этом недооценивали роль невролога в реабилитации детей, что свидетельствует о неправильной расстановке приоритетов в лечении.

Ключевые слова: нервно-психическое развитие, эмоциональный статус детей, психологические особенности родителей.

* Ответственный за переписку (corresponding author): e-mail: [email protected]

Перинатальные поражения ЦНС - одна из основных причин отклонений нервно-психического развития (НПР), как на первом году жизни, так и в последующие периоды детства [2, 4]. По данным ВОЗ, 20% детей страдают нервнопсихическими расстройствами, которые в 6580% случаев являются следствием гипокси-чески-ишемических нарушений [2]. На рост и развитие компенсаторных процессов головного мозга у детей с перинатальными поражениями ЦНС влияют многие положительные и отрицательные факторы, в том числе лечение, условия жизни семьи, личностные особенности родителей [4, 5].

Личностные особенности матери рассматриваются в качестве главной детерминанты формирования психики ребенка [1, 5]: в исследованиях последних десятилетий показано, что течение беременности и родов состояние плода и новорожденного во многом зависят от психологического состояния женщины во время беременности [2]. Однако влияние личностных особенностей родителей на развитие детей раннего возраста с последствиями поражений ЦНС изучено недостаточно, хотя такое исследование необходимо для разработки новых подходов к ранней диагностике и профилактике нарушений развития и профилактики нервно-психических расстройств у детей.

Kurbanova E.N., Kocherova O.Yu., Filkina O.M., Pykhtina L.A.

PECULIARITIES OF NEUROPSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT IN THE YEAR OLD BABIES WITH VARIOUS OUTCOMES OF CENTRAL NERVOUS SYSTEM PERINATAL LESIONS AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THEIR PARENTS

ABSTRACT The researchers had the aim to reveal the peculiarities of health status in the year old babies with various outcomes of central nervous system perinatal lesions and psychological characteristics of their parents. 100 infants and 200 parents were enrolled in the study. Delay of neuropsychological development, lower emotional status, sleep disorders were revealed in infants without compensation of neurological disorders. Their mothers and fathers rarely had increased mood background, more often were characterized by impulsive and anxious temper features. Mothers were notable for increased sense of responsibility for their children health status and high medical activity but underestimated the role of neurologist in children rehabilitation. It testified to incorrect order of priorities in treatment.

Kev words: neuropsychological development, children emotional status, psychological peculiarities of parents.

Т. 15, № 4, 2010

Вестник Ивановской медицинской академии

9

Цель исследования - выявить особенности не-рвно-психического развития детей с различными исходами ПП ЦНС к году жизни и психологические характеристики их родителей.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Обследовано 100 детей в возрасте 1 года ПП ЦНС легкой и средней степени тяжести гипокси-чески-ишемического генеза в анамнезе и 200 их родителей. Первую группу составили 50 детей с компенсацией неврологических отклонений к 1 году жизни и их родители, во вторую вошли 50 детей без компенсации неврологических отклонений к 1 году жизни и их родители.

Дети первой и второй групп в возрасте 1 месяца по неврологическому диагнозу не различались. НПР детей оценивалось по методике К. Л. Печоры, Г. В. Пантюхиной, Л. Г. Голубевой с выделением 4 групп: I (НПР соответствует возрасту), II (отставание на один эпикризный срок), III (отставание на два эпикризных срока), IV (отставание на три эпикризных срока). Эмоциональный статус детей определялся при помощи эмоциональноповеденческих шкал для детей раннего возраста М. Я. Студеникина, Ю. А. Макаренко, А. И. Баркан. Личностные особенности родителей выявлялись по методике мини-СМИЛ [3] с определением показателей по 13 шкалам. Изучалась также осведомленность родителей о состоянии здоровья детей и отношение к их реабилитации, оценивались ответственность за состояние здоровья детей, представление о первостепенных потребностях, мерах, необходимых для оздоровления ребенка в ближайшее время, через год и через три года, озабоченность состоянием здоровья детей, медицинская активность, ее направленность и осознание ее необходимости (методика О. В. Солодянкиной) [4].

Статистическая обработка материала проводилась с использованием программ MS Excel с оценкой достоверности различий статистических показателей в сравниваемых группах (р) по критерию Фишера - Стьюдента (t).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

НПР у 74% детей первой группы соответствовало возрасту, у 20% из них выявлено отставание на один эпикризный срок, у 6% - на два. Во второй группе реже диагностировалось НПР, соответствующее возрасту (34 и 74%, р < 0,001), достоверно чаще обнаруживалось отставание на два эпикризных срока (22 и 6%, р < 0,05) за счет задержки развития активной речи (16 и 2%, р < 0,02) и общих движений (12 и 2%, р < 0,05). Отставание на три эпикризных срока, отсутствующее у детей

первой группы, выявлялось у 12% детей второй (р < 0,02), оно было связано с задержкой развития активной речи и навыков самообслуживания. По другим линиям НПР достоверных различий не установлено.

Общая оценка эмоционального статуса у детей первой группы составила 28,52 ± 1,46 балла, а у детей второй - 22,18 ± 1,35 балла, т.е. в 1,3 раза меньше. У детей второй группы более низкими были оценки познавательной активности (3,32 ± 0,19 и 4 ± 0,25 балла соответственно, р < 0,05 ) и страха (-0,74 ± 0,46 и 0,88 ± 0,42 балла, р < 0,02). Средние балльные оценки выраженности положительных эмоций, социальных контактов, двигательной активности, аппетита и сна у детей первой и второй групп достоверно не различались. Однако при качественном анализе у детей второй группы реже, чем у детей первой, выявлялись выраженные положительные эмоции (22 и 46%, р < 0,02), а чаще - умеренность социальных контактов (76 и 54%, р < 0,05) и нарушения сна в виде длительного засыпания с плачем (40 и 12%, р< 0,05).

При изучении личностных особенностей родителей выявлено, что у матерей детей второй группы достоверно реже, чем у матерей детей первой, наблюдался повышенный фон настроения (6 и 30%, р < 0,002), у них чаще имели место импульсивные (22 и 8%, р < 0,05) и тревожные черты характера (32 и 14%, р < 0,05). У отцов детей второй группы реже, чем у отцов детей первой, отмечалось хорошее самочувствие (30 и 70%, р < 0,001), чаще обнаруживались импульсивные черты характера (34 и 12%, р < 0,01). По другим характеристикам достоверных различий между родителями обеих групп не выявлено.

Изучение осведомленности родителей о состоянии здоровья детей показало, что у матерей детей второй группы чаще, чем у матерей детей первой, вызывал беспокойство плохой аппетит детей (24 и 8%, р < 0,05), их плаксивость (12 и 2%, р < 0,05), отставание в психическом развитии (р < 0,05).

При анализе отношения родителей к реабилитации детей выявлено, что во второй группе большее число матерей, чем в первой, чувствовали ответственность за состояние здоровья ребенка (8,93 ± 0,18 и 8,12 ± 0,25, р < 0,02), однако при этом не знали, какие мероприятия необходимы для реабилитации немедленно (р < 0,01), через год (24 и 10%, р < 0,05), через три года (34 и 16%, р < 0,05).

Изучение медицинской активности семей показало, что матери детей второй группы достоверно чаще, чем матери детей первой, посещали медицинские учреждения по поводу состояния здоро-

вья своих детей (12,47 ± 1,0 и 9,2 ± 0,95, р < 0,05). Родители детей второй группы чаще, чем родители детей первой, обращались за помощью к социальному работнику (р < 0,05) и в 4 раза чаще

- к психологу.

Матери детей второй группы достоверно реже, чем матери детей первой, считали, что их ребенок нуждается в помощи невролога (12 и 66%, р < 0,001), они чаще высказывали мнение, что их детям не нужна помощь врачей-специалистов (58 и 20%, р < 0,001). Первостепенную необходимость для лучшего развития ребенка матери детей второй группы достоверно чаще, чем матери детей первой, видели в разнообразии игрушек (18 и 4%, р < 0,05).

ВЫВОДЫ

У детей без компенсации неврологических отклонений к 1 году чаще выявлялась задержка НПР за счет отставания формирования активной речи, общих движений и навыков самообслуживания; более низкий эмоциональный статус - за счет более выраженных реакций страха и низкой познавательной активности, нарушений сна. Их матери

реже имели повышенный фон настроения, чаще

- импульсивные и тревожные черты характера, у отцов реже отмечалось хорошее самочувствие, чаще выявлялись импульсивные черты характера. Матери детей без компенсации неврологических отклонений чувствовали беспокойство по поводу плохого аппетита детей, их плаксивости и отставания в НПР, они отличались повышенным чувством ответственности за состояние здоровья детей и высокой медицинской активностью, однако при этом недооценивали роль врачей-спе-циалистов, и в первую очередь невролога. Это свидетельствует о неадекватном отношении родителей к заболеванию ребенка и неправильной расстановке приоритетов при его лечении.

Таким образом, необходимо повышение информированности родителей о влиянии ПП ЦНС на НПР и эмоциональное состояние ребенка, динамику неврологических симптомов у него на первом году жизни. Кроме того, родители нуждаются в оказании психотерапевтической и психологической помощи, направленной на снижение тревоги и формирование правильных отношений с ребенком.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеева Н. Н. Особенности материнского отношения и привязанность ребенка к матери // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 2. -С. 82-92.

2. Влияние перинатального поражения нервной системы на качество жизни ребенка в различные периоды онтогенеза / О. Б. Дадаева [и др.] // Поликлиника. -2007. - № 1. - С. 78-80.

3. Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности : практ. рук-во к

традиционному и компьютерному вариантам теста. - Красноярск, 2009.

4. Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. - М.: АРКТИ, 2007. - С. 20-26.

5. Сырвачева Л. А. Изучение психического развития детей с перинатальным поражением ЦНС и особенностей родительских отношений к ним [электронный ресурс] // М-во образования и науки Российской Федерации. - 2008. - режим доступа: journals.uspu.ru/i/ inst/spec/specl 0/spec10_6. pdf.

Поступила 15.03.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.