Вестник Университета № 14, 2014_
Проблемы репутации ВО поднимают вопросы лояльности сотрудников своим организациям, о грамотном управлении их деятельностью, поскольку реакция сотрудников может быть быстрая, не всегда адекватная, но главное, доступная всем, поскольку делается достоянием социальных сетей.
Признали открыто существование проблемы представители "Яндекса". По словам Романа Иванова, руководителя отдела коммуникационных сервисов компании, "Яндекс" сталкивался с проблемой чрезмерной и угрожающей репутации и внутренним отношениям в компании сетевой активности сотрудников. «В "Яндексе" есть поведенческие нормы, которые касаются разных сторон жизни, не только блогов (например, негативное мнение о работе коллег принято высказывать внутри компании, и для этого существует множество способов: от "прийти и поговорить" до письма на почтовую рассылку соответствующего сервиса или отдела). Каждый сотрудник подписывает NDA. Если он это соглашение нарушает, не важно где, - в блогосфере или в офлайне, он несет за это ответственность».
Нивелирование негативных высказываний в адрес бренда на форумах и в социальных сетях. Для этого используется сеть виртуальных агентов, которые вступают в полемику с «зачинщиками» негативных обсуждения и нивелируют негатив. Инициация «положительной волны» в адрес бренда в блогосфере. Распространение опровергающих негатив материалов по интернет-СМИ. Реагирование на «черный PR» в корпоративном блоге компании. В результате предложенных мероприятий по управлению репутация ВО предоставляется возможность увеличения периода времени успешного функционировании организации на рынке. На кафедре Теории управления ГУУ проводятся исследования по разработке технологии управления репутации виртуальной организации в области государственного управления, которые направлены на усиление положительной репутации, на увеличение доверия (лояльности) населения к власти, способствует установлению партнерских отношений между ними, являются фактором инвестиционной привлекательности.
Библиографический список
1. Беленинова М. Вирусные технологии при продвижении в сети. www.image-media.ru.
2. Гавришин К.В. Репутационный аудит как ключевой элемент процесса управления репутацией компании. // Проблемы современной экономики. № 1 (33)/2010.- С.176-179
3. Репутационный анализ на базе мониторинга соцмедиа //www.slideshare.net/smm.
4. Под прицелом соцмедиа: береги репутацию смолоду! http://www.cpa-marketing.info/2011.
5. // Forbes, 24.05.2010.
6. Организационное поведение: Учебник / Под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. -СПб.: Питер, 2010. - 469 с.
7. Сальникова Л.С. Репутационный менеджмент. Современные подходы и технологии: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2013. - 303 с.
8. www.pro-biznes.com.
УДК 001:061.5
О.В. Демкина ОСОБЕННОСТИ НАУКОЕМКИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАЗВИ-
ТИЕ ЭКОНОМИКИ РФ
Аннотация. В условиях переориентации российской экономики и роста влияния научного сектора, усиления взаимосвязи науки и реального сектора экономики появляется все больше организаций, характеризующихся превалирующим использованием научных исследований и опытно-конструкторских разработок в своей деятельности. В связи с их спецификой и условиями функционирования, определяемыми как с внешними, так и с внутренними факторами, возникает проблема эффективного управления такими организациями - нау-
© Демкина О.В., 2014
Раздел II. Управление организацией: современные тенденции
коемкими. В статье рассмотрены основные особенности этих организаций, связанные прежде всего со спецификой выпускаемого продукта. Показано место наукоемких организаций в экономическом пространстве РФ. Дана классификация организаций по основному классификационному признаку - превалированию вида ресурсных затрат при создании продукта и отмечено, что у наукоемких организаций превалируют затраты на проведение научных исследований и разработок. Значимость рассмотрения определяется тем наукоемких организаций исходит из того, что в современных условиях развитие организаций, социума, экономики, государства в целом не может идти вперед, если не прогнозировать, не обеспечивать его как с точки зрения интеллектуального потенциала, так и с точки зрения прикладного использования научных достижений.
Ключевые слова: наукоемкая организация, специфические характеристики наукоемких организаций, наукоемкий продукт. Olga Demkina FEATURES OF KNOWLEDGE-INTENSIVE ORGANISATION
Abstract: in the context of the reorientation of the Russian economy and the revival of the scientific sector, strengthening the relationship between science and the real economy there organizations that have specific features and oriented to the prevailing use of research and development activities in the activity. Due to their specific characteristics and operating conditions associated with both external and internal factors, the problem of the management of such organizations. The article describes the main features of specific knowledge-intensive organizations, which are primarily related to the specifics of the produced product . The place of knowledge intensive organizations in the economic space of Russia are showen. The classification of organizations on the basis of basic classification - the prevalence of type resource costs while creating the product was given and noted that the knowledge-intensive organizations prevail costs of research and development. The importance of considering the knowledge-intensive organizations comes from the fact that at the moment the development of organizations, society, the economy, the states a whole can not go ahead , if not to predict, as it does not provide in terms of intellectual capacity and in terms of the applied use of the achievements of this development.
Keywords: knowledge-intensive organization, specific characteristics of knowledge-intensive organization, knowledge-intensive product.
В современных условиях представляется весьма проблематичным выход на высокий уровень конкурентоспособности, эффективное использование материально-технической базы, производство новых продуктов, оказание новых видов услуг. Таким образом обращение к новым категориям организаций, а именно наукоемким - это сегодня потребность времени, поскольку без того, чтобы не вкладывать капитал, не заниматься развитием таких организ а-ций, нельзя надеяться на то, что можно будет «шагать в ногу» с потребностями промышленности, социума, отраслей, отдельных потребителей, обеспечивать гармонизацию их интересов, воспитывать новые потребности, которые будут выводить сообщество на новый уровень прогресса.
Возникает потребность в раскрытии сущности и содержания деятельности таких организаций, раскрытии их отличительных особенностей с целью максимального использования потенциала. Показать возможности этих организаций в части развития НТП, их место в развитии экономики, в формировании всех элементов, которые будут обеспечивать прогресс во всех областях жизни, - цель данной работы. Автором даны общие характеристики, выделены главные признаки, обусловленные, прежде всего, спецификой производимого продукта, технологиями его производства и процедурностью подготовки, создания и эксплуатации этого продукта и взаимосвязью этих составляющих, которые реализуются через своеобраз-
135
Вестник Университета № 14, 2014_
ный жизненный цикл - его специфические стадии, которые у наукоемких организаций не идентичны стадиям жизненного цикла других организаций (промышленных, торговых) и их продукта. Кстати, торговые организации тоже могут быть наукоемкими: поиск оптимальных организационных структур, действенных способов позиционирования товара, поиск путей расширения клиентской базы и другие - это вопросы, требующие серьезных исследований, выводов и рекомендаций по их обобщению.
Для более глубокого изучения особенностей наукоемких организаций прежде всего необходимо их классифицировать. В качестве наиболее доступного и легко характеризующего как количественно, так и качественно признака предлагается использовать - превалирование в затратах вида ресурса, общую величину затрат, связанных с получением результата.
В методологии современного менеджмента рекомендуется относить организацию к той или иной п-емкой группе в зависимости от того, какие затраты превалируют при создании ее продукта:
• трудовые ресурсы - трудоемкая;
• материальные ресурсы - материалоемкая;
• основные фонды - фондоемкая;
• потребляемая энергия и производственная мощность - энергоемкая;
По аналогии с такой классификацией можно выделить также наукоемкую организацию, в котором превалирует научные исследования и опытно-конструкторские работы. Исходя из изложенных концептуальных положений, наукоемкость можно определить как отношение затрат на научные исследования к общему объему произведенного продукта, т.е. общая наукоемкость[2]. Этот коэффициент должен находится в интервале более 0, но менее либо равен 1. Не представляется возможным установить универсальные нормативы в пределах указанного интервала значений по предложенному показателю, поскольку в каждом конкретном случае его значение определяется потребностью отдельной организации в новациях и результатах научных исследований.
Важным показателем при отнесении организации к наукоемкой являются трудовые ресурсы, их качественный и количественный состав, поскольку трудовой потенциал в таких организациях является основным носителем инновационности. С этой позиции в качестве одного из показателей можно рекомендовать использование удельного веса численности высококвалифицированного научного персонала в среднесписочной численности работников.
Главная отличительная особенность наукоемких организаций заключается в структуре затрат на продукт - значительную часть составляют постоянные затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). При инициировании проекта, связанного с производством наукоемкого продукта, важной проблемой является обеспеченность финансовыми ресурсами. Необходимо рассматривать и управлять процессом финансирования всех этапов ЖЦП (жизненного цикла продукта), однако первостепенное значение приобретает финансирование затрат на НИОКР [1].
Безусловно, невозможно отнести исключительно по одному признаку - доле затрат на НИОКР - организацию к наукоемкой, в частности по следующим причинам:
• на каждой стадии жизненного цикла создания продукта затраты на НИОКР не равномерны; наибольшую долю они составляют на предпроизводственном этапе; с течением времени эти затраты существенно сокращаются и, чтобы обеспечить равномерность, необходимо использовать специальные инструментальные средства, например сетевые графы, позволяющие обеспечить выравнивание затрат по этапам НИОКР, выделить отдельные подэта-пы и увязать их, отдавая предпочтение параллельно-последовательному способу выполнения работ; в этом случае цикл будет сокращаться, а ресурсы более эффективно использоваться, что позволит маневрировать этими высвобожденными ресурсами (реальные опционы); такая декомпозиция работ позволит научно-исследовательским организациям привлечь к совместной деятельности малый и средний бизнес, готовый сотрудничать в инновационной среде, что также ускорит процесс создания новых инновационных продуктов за счет более высокой гибкости этих структур;
Раздел II. Управление организацией: современные тенденции
• фундаментальные исследования, на которые приходится наибольшая часть финансовых ресурсов, выделяемая на НИОКР, могут носить интегральный характер и использоваться как база создания ряда новых по своим свойствам и характеристикам продуктов;
• состав затрат, относимых к НИОКР, однозначно неопределен и различен в разных отраслях;
На основе разработок наукоемкой организации создается база для получения синерге-тического эффекта как продукта разработки, производства и эксплуатации инновационного продукта. Этот эффект формируется на стадиях цикла создания и цикла эксплуатации, поскольку создаваемый продукт имеет более длительный период эксплуатации по сравнению с ранее изготовляемым и в определенной степени устаревшим продуктом, вследствие своей инновационности, созданной вложенными в него инновационными свойствами, а следовательно обеспечивает у смежников получение качественно новых продуктов, инновационных условий эксплуатации и увеличения срока сохранения инновационных полезных свойств. Таким образом, наукоемкие продукты имеют более длительный эксплуатационный цикл, поскольку идея, положенная в основу его создания не всегда «умирает» с прекращением эксплуатации произведенного продукта, а используется для создания новых инновационных продуктов. То есть можно говорить о «цепной реакции» развития инновационной деятельности.
Производство наукоемкого продукта связано с высочайшим классом решений технического, организационного и технологического плана, при этом требуются новые решения, поскольку старые (действующие) не в полной мере соответствуют новым предъявляемым требованиям, для реализации которых нужны принципиально новые идеи. Для процесса создания наукоемкого продукта характерна различная интенсивность потребности в потреблении ресурсов на каждом из этапов рождения идеи, проектирования, производства и эксплуатации продукта, поэтому только одного признака - общей величины затрат на НИОКР, не достаточно при классификации наукоемких организаций. При этом заслуживает особого внимания и различие сущности и содержания этих затрат - уровень требуемого интеллектуального потенциала, финансового обеспечения, потенциала производственной базы и т.д. Широкий спектр видов этих затрат определяется спецификой создаваемого наукоемкого продукта (вещественный, невещественный), а также спецификой самих НИОКР (фундаментальные, прикладные).
Выявленные особенности наукоемких организаций, будучи систематизированными и более детально описанными, позволят создать эффективную систему классификаций таких организаций, что обеспечит:
• потребителю четко ориентироваться при обращении за соответствующими услугами, продуктами, более быстро получать результат, целенаправленно расходовать свои финансовые ресурсы и не разочаровываться в ожиданиях;
• наукоемким организациям обеспечит открытость новым заказам, расширению клиентской базы, эффективное функционирование и развитие;
• государство в целом выиграет в реальном эффекте используемых НИОКР, обновлении производства и роста его потенциала.
Библиографический список
1. Беляков Г.П. Понятие и сущность инновационного потенциала наукоемкого предприятия ракетно-космической [Электронный ресурс]: http://www.teoria-practica.ru/-11-2013/economics/belyakov-eremeyeva.pdf (дата обращения 28.04.2014 г.)
2. Перерва О.Л. Управление трудоемкостью и стоимостью наукоемкой продукции машиностроения [Электронный ресурс]:http://teoria-practica.rU/rus/files/arhiv_zhumala/2013/7/ekonomika/pererva.pdf (дата обращения 01.05.2014 г.)