Научная статья на тему 'Особенности научной методологии автоматизированного проектирования в условиях интернетовской цивилизации'

Особенности научной методологии автоматизированного проектирования в условиях интернетовской цивилизации Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
134
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Автоматизация проектирования / Компьютерное моделирование / методология / Информационные технологии / ДИАГНОСТИКА / мониторинг / design automation / Computer modeling / methodology / information technology / Diagnostics / monitoring

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Поляков Борис Николаевич

В статье формулируются и обосновываются принципы и структура научной методологии, основанные на достижениях информационной технологии, развитии математических методов и компьютерной техники применительно к автоматизированному проектированию сложных объектов тяжелого машиностроения и с учетом специфики, обусловленной особенностями эпохи Интернета. Формулируются и обосновываются принципы и структура современной научной методологии, основанные на достижениях информационной технологии, математических методов и компьютерной техники, применительно к автоматизированному проектированию сложных объектов тяжелого машиностроения в условиях интернетовской цивилизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Поляков Борис Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern scientific methodology for complex objects of heavy mechanical engineering automated design is introduced. The methodology incorporates the latest information technology achievements. The mathematical methods and computer techniques implemented in Internet environment are formulated and ascertained.

Текст научной работы на тему «Особенности научной методологии автоматизированного проектирования в условиях интернетовской цивилизации»

№3(21)2009

Б. Н. Поляков

Особенности научной методологии автоматизированного проектирования в условиях интернетовской цивилизации

Светлой памяти Александра Филипповича Трусова — талантливого инженера и ученого, профессионала в области вычислительной техники, уникального специалиста-миниатюриста и просто замечательного человека

В статье формулируются и обосновываются принципы и структура научной методологии, основанные на достижениях информационной технологии, развитии математических методов и компьютерной техники применительно к автоматизированному проектированию сложных объектов тяжелого машиностроения и с учетом специфики, обусловленной особенностями эпохи Интернета.

Известно [1], что повышение надежности и долговечности в индивидуальном машиностроении и тем более управление показателями этих категорий на стадии проектирования — комплексная проблема, для решения которой требуется переход всей системы проектирования на качественно новый информационный уровень — современные индустриальные методы (математическое моделирование и системы автоматизации проектных работ, САПР) при максимуме использования вычислительной техники.

Для этого необходимо:

1) построить математические модели и провести классификацию нагруженности широкой гаммы оборудования (с учетом параметров технологических процессов), которые могут быть выполнены только с помощью современных информационно-измерительных систем на основе ЭВМ;

2) сформировать пакет прикладных программ для решения на ЭВМ в диалоговом режиме упругих, термоупругих и термоупругопласти-ческих статистических краевых задач в плоской и объемной постановках с целью оперативного получения оценок (в том числе, статистических) напряженного и деформированного состояний деталей и конструкций самых сложных конфигу-

раций и их последующей оптимизации при определении срока службы или вероятностей разрушения (решение задач САПР);

3) научиться управлять механическими и другими служебными свойствами материала и его структуры и в итоге создать материалы, обладающие заданными свойствами, с последующим формированием соответствующего банка данных по материаловедению в целях обоснованного (с позиции экономики) выбора материала и максимального использования его возможностей при заданном сроке службы.

Эти задачи могут быть успешно решены только при активном взаимодействии конструкторов, исследователей, математиков, специалистов по материаловедению и термической обработке, службы эксплуатации оборудования.

Решение проблемы надежности требует резкого повышения и более высокого уровня информационного обеспечения всех аспектов конструирования, в том числе квалификации специалистов и, конечно, повышения технологической дисциплины и культуры обслуживания и эксплуатации, а также введения элементов диагностики и мониторинга состояний технологий и оборудования и широкого применения автоматического программного управления на производстве.

\ 125

№3(21)2009

ПРИКЛАДНАЯ ÈHÔÎPMATÈKA

а

а »

а

3 Si

«о

a »

>a §

«о

о g

&

SI

a

5

«о

о *

«о

a §

«о

о

6

s

о &

о

s «

is

«о

0 &

3

1

I s

«о а a з

S §

»о

о g

€ >a о

if «

a

§

о «

о

Достичь поставленных целей можно, лишь руководствуясь единством двух методологий: традиционными методами расчета машин (которые можно назвать макроанализом) — на уровне интегральных, обобщенных оценок, интуитивно опирающихся на практику и опыт; и современными аналитическими методами, основанными на максимальном использовании вычислительной техники и численных методов, дающих дифференциальные характеристики (микроанализ) технологическим процессам и деталям, узлам и системам машин, приоритет и перспективность которых (особенно САПР) несомненны.

В настоящее время закономерности развития мировых технологий характеризуются значительным увеличением различных классов и повышением сложности технических систем, возрастанием затрат на проектирование и изготовление единицы массы конструкций, продолжительностью их разработки и рядом других показателей.

Возможности использования традиционных информационных технологий и средств проектирования весьма ограничены и недостаточны для решения сложных задач. Кроме того, увеличение количества разработчиков приводит к пропорциональному росту энтропии создаваемых систем, т. е. увеличению дефектов [2].

Вышеперечисленные факторы и ряд других, не менее значимых, особенно в новых эконо-мическихусловиях(когда прагматически изменяются критерии проектирования и их конкретизация), делают актуальным и целесообразным создание информационно-интегрирован-ныхСАПР.Такие системы должны обеспечивать последовательно сквозную автоматизацию проектирования: от замысла, изготовления и эксплуатации до экологически чистой утилизации, строящихся на основе современных средств вычислительной техники и строгих математических методов. Этот подход особенно значим при проектировании сложных и комплексных технических систем тяжелого машиностроения: прокатных станов, машин непрерывного литья заготовок, горного и бурового оборудования (не говоря уже о летательных

аппаратах и космических системах, требующих несравнимо большей живучести). Поэтому без фундаментального научного анализа проблем и разработки теории проектирования сложных технических систем на основе САПР дальнейшее развитие и повышение надежности этой техники, по нашему мнению, невозможны. Применение же известных и весьма совершенных локальных САПР не решит проблемы в целом, а компиляция «натуральных программных хозяйств» не даст существенного эффекта [3].

Для САПР, объединяющих все новейшие достижения фундаментальных наук и повышающих культуру проектирования, характерны следующие черты современной научной методологии:

• формирование математического и программного обеспечения для создания изделий, начиная с технического задания и кончая экологически чистой их утилизацией, — применением принципов технологии CALS (Continuous Acquisition and Life — Cycle Support1);

• использование методов системного анализа и исследования операций как следствия иерархической структуры задач проектирования; насыщенность строгими математическими методами (численными и аналитическими), в том числе оптимального управления — методами, повышающими точность и достоверность расчетных задач (например, метод конечных и суперэлементов) при целесообразной их статистической постановке (желательно в режиме случайных процессов); методами идентификации и верификации математических моделей функционирования технических систем (адекватность и повышение точности); широкое применение компьютерного моделирования и вычислительных экспериментов, статистических методов их планирования и анализа результатов;

• максимальное применение новейших достижений в материаловедении и высоких технологий (материалов с заданными свойствами, управлением на микроуровне, композитов);

• повсеместное использование в системе и подсистемах САПР диалоговых процедур, содержащих экспертные системы и элементы

http://navysgml.dt.navy.mil/

126

№3(21)2009

искусственного интеллекта, а также идеи и подходы системного программного обеспечения, что при проектировании сохраняет и обеспечивает главенствующую роль конструктора, способствует как широкому применению микропроцессоров в структуре приводов механизмов, так и созданию интегрированных систем машин и сложных автоматизированных комплексов;

• обязательное научное обобщение (формирование базы знаний) и применение предыдущего опыта проектирования за счет организации и использования при эксплуатации информационных и диагностических систем (в том числе, мониторинга и самодиагностики машин для управления надежностью и оптимизации технического обслуживания и обучения персонала) — математических моделей функционирующих объектов — аналогов и прототипов проектируемых, а также компьютеризированных испытательных стендов и полигонов;

• широкое применение всего комплекса современной вычислительной техники и информационных технологий, реализуемых только в сетевых системах.

Широчайшие возможности и достоинства всемирной сети Интернет также вносят свою специфику в развитие современных САПР.

В условиях объективно развивающейся мировой интернетовской цивилизации непрерывно растущая насыщенность промышленности и социальных общественных структур микропроцессорной техникой и информационными технологиями формируются уникальные возможности научной методологии автоматизированного проектирования новых технологических линий, машин и агрегатов. Например, нам представляется, что на основе сети Интернет — этого виртуального аналога функционирования человеческого сообщества в глобальном масштабе — в ближайшем будущем для машиностроения возможны:

• создание всемирной справочной системы нормативно-технической информации по автоматизированному проектированию и конструированию в машиностроении (банка стандартов);

• оперативный межрегиональный и межгосударственный обмен технической инфор-

мацией и конструкторской документацией, не- | обходимой для проектирования конкретного § объекта, а также базами знаний и методами проектирования между фирмами, решающими и£ подобные технические задачи и проблемы;

• создание и применение мировой унификации типовых деталей и узлов машин и оборудования;

• межрегиональная и межгосударственная кооперация в производстве комплектующих изделий и типовых узлов;

• объединение и совмещение технологий и машин, т. е. их агрегатирование на основе применения принципиально новых высоких технологий и микропроцессорных средств интеллектуального управления, предельно сокращенных по протяженности технологических линий за счет объединения технологических функций и максимального использования диагностических информационных систем;

• относительное и существенное снижение массы, упрощение структур и конструкций механических частей агрегатов за счет передачи микропроцессорным системам управления приводами (содержащими элементы искусственного интеллекта) кинематических функций механизмов, что создает условия формирования (в режиме реального времени) машинного агрегата с переменными кинематическими и динамическими свойствами, самодиагностикой и адаптацией к изменяющимся параметрам технологических процессов и условий эксплуатации.

Все вышеизложенное рекомендуется учитывать при организации САПР на машиностроительных и других предприятиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Поляков Б. Н. Повышение качества технологий, несущей способности конструкций, долговечности оборудования и эффективности автоматических систем прокатных станов/Регистрация в Библиотеке Конгресса США 1№ТБ340.Р5 962 006. СПб.: Реноме, 2006.

2. Поляков Б. Н, Крепышев Г. Б. САПР в металлургии, машиностроении и приборостроении. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2000.

3. Поляков Б. Н. Повышение качества технологий и долговечности оборудования прокатных станов. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1994.

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.