Научная статья на тему 'Особенности научно-методического обеспечения процесса саморазвития педагога в интегративной образовательной макросреде'

Особенности научно-методического обеспечения процесса саморазвития педагога в интегративной образовательной макросреде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / ИНТЕГРАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF THE TEACHER / INTEGRATIVE AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушаков Алексей Антонидович

Научно-методическое сопровождение личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной макросреде разработано на основе системно-деятельностного подхода, выделены его этапы и соответствующие критерии, определены педагогические условия и принципы реализации. В исследовании личностно-профессиональное саморазвитие педагога понимается как циклический процесс деятельности, включающий формирование мотивации, целеполагание, исполнительские действия и рефлексию, а также корректировочные действия. Данный процесс инициируется интегративной образовательной макросредой, которая обеспечивает преемственность непрерывного саморазвития по концентрическому принципу. В статье подчеркивается важность самоорганизации и самоконтроля деятельности, способности педагога осуществлять саморазвитие без постоянного внешнего воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ушаков Алексей Антонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF SELF-DEVELOPMENT OF THE TEACHER IN INTEGRATIVE EDUCATIONAL MACRO ENVIRONMENT

Scientific and methodological support of personal and professional self-development of the teacher in the integrative learning environment has been developed on the basis of system-activity approach and its stages and their corresponding criteria have been marked, the pedagogical conditions and principles of implementation have been shown. The study of personal and professional self-development of the teacher is understood as a cyclical process of activities, including the formation of motivation, goal-setting, performing actions and reflection, as well as corrective actions. This process is initiated by an integrative educational environment that provides continuity of continuous self-development of concentric lines. The article emphasizes the importance of selforganization and self-activity, the ability of the teacher to carry out self-development without constant external influence.

Текст научной работы на тему «Особенности научно-методического обеспечения процесса саморазвития педагога в интегративной образовательной макросреде»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНцИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

CONTEMPORARY TENDENCIES IN PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT

УДК/UDC 37.011.31 А. А. Ушаков

A. Ushakov

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОцЕССА САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В ИНТЕГРАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МАКРОСРЕДЕ

FEATURES OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF SELF-DEVELOPMENT OF THE TEACHER IN INTEGRATIVE EDUCATIONAL MACRO ENVIRONMENT

Научно-методическое сопровождение лич-ностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной макросреде разработано на основе системно-деятель-ностного подхода, выделены его этапы и соответствующие критерии, определены педагогические условия и принципы реализации. В исследовании личностно-профессиональное саморазвитие педагога понимается как циклический процесс деятельности, включающий формирование мотивации, целеполагание, исполнительские действия и рефлексию, а также корректировочные действия. Данный процесс инициируется инте-гративной образовательной макросредой, которая обеспечивает преемственность непрерывного саморазвития по концентрическому принципу. В статье подчеркивается важность самоорганизации и самоконтроля деятельности, способности педагога осуществлять саморазвитие без постоянного внешнего воздействия.

Scientific and methodological support of personal and professional self-development of the teacher in the integrative learning environment has been developed on the basis

of system-activity approach and its stages and their corresponding criteria have been marked, the pedagogical conditions and principles of implementation have been shown. The study of personal and professional self-development of the teacher is understood as a cyclical process of activities, including the formation of motivation, goal-setting, performing actions and reflection, as well as corrective actions. This process is initiated by an integrative educational environment that provides continuity of continuous self-development of concentric lines. The article emphasizes the importance of self-organization and self-activity, the ability of the teacher to carry out self-development without constant external influence.

Ключевые слова: личностно-профессио-нальное саморазвитие педагога, интегративная образовательная среда, научно-методическое сопровождение.

Keywords: personal and professional self-development of the teacher, integrative and educational environment, scientific and methodological support.

Социально-экономические изменения в обществе определяют принципиально новые требования к уровню профессионального мастерства специалистов в области образования. В качестве приоритетной цели образовательной политики выступает обеспечение опережающего развития по принципу «качество образования в широком смысле отражается в качестве человека» [3, с. 311]. Качество профессионального образования в целом в значительной степени обеспечивается личностью и профессионализмом самого педагога. Существенное влияние на уровень педагогического мастерства оказывает научная организация методической деятельности, являющаяся важнейшим условием непрерывного повышения квалификации и успешной реализации творческого потенциала преподавателей [8, с. 30]. Управление научно-методической деятельностью создает основу для развития профессионально-педагогической компетентности и, как

следствие, обеспечивает качество образовательных услуг [5]. В связи с этим актуализация потребностей педагогов в профессиональном и личностном самосовершенствовании в изменяющихся средовых условиях — одна из основных задач научно-методической деятельности.

Современная интегративная образовательная макросреда — это открытая самоорганизуемая система, образованная в результате взаимодействия информационных образовательных сред различной уровневой и функциональной принадлежности:

— локальных микросред отдельных образовательных организаций и их структурных подразделений;

— мезосред общего, профессионального и дополнительного образования.

Личностно-профессиональное саморазвитие педагога — целостный циклический процесс деятельности, осуществляемый по алгоритму (рис.).

CD

а

CD

а.

о о

Ü ^

CD

Формирование внутренней мотивации (потребности и мотивы саморазвития)

Постановка цели планируемого результата (проектирование)

о

CD

Непрерывный

процесс саморазвития по концентрическому принципу

Высокий уровень личностно-профессионального саморазвития педагога

Рис. Алгоритмический цикл личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной макросреды

Данный алгоритм обеспечивает осуществление поэтапного процесса личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной макросреде, предусматривает корректировочные действия в случае необходимости.

Интегративная образовательная макросреда обеспечивает преемственность как между уровнями образования, так и в непрерывном процессе личностно-профессио-нального саморазвития педагога по концентрическому принципу (от низкого к высокому уровню). Интегративная образовательная макросреда создает доминанту личностно-профессионального саморазвития педагога, определяет его вариативные модели и результативность. Такая среда является профессионально-развивающей системой по своей сущности.

Анализ современных тенденций развития образования показывает, что перспективными направлениями совершенствования научно-методического обеспечения личностно-профессионального саморазвития педагога являются тьюторство и педагогический менеджмент. Тьюторская деятельность определяется как сопровождение в использовании возможных ресурсов развития и построении собственной индивидуальной образовательной программы, при этом тьюторская практика рассматривается в информационном, социальном и антропологическом контекстах [4, с. 20-21]. На повышение эффективности личностно-профессионального саморазвития направлен также педагогический менеджмент — комплекс принципов, методов, форм и приемов управления образовательным процессом [7]. С позиций достижения профессиональных и личностных целей практическую значимость приобретает самоменеджмент — управление на уровне отдельного специалиста для минимизации затрат времени на организацию деятельности и актуализации ресурсов собственного развития [9, с. 14-15].

С нашей точки зрения, оптимизировать процесс личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной обра-

зовательной макросреде позволяет реализация научно-методического сопровождения данного процесса на уровне локальной микросреды конкретной образовательной организации.

Методологической основой обеспечения процесса саморазвития педагога в ин-тегративной образовательной макросреде является системно-деятельностный подход, объединяющий деятельностную основу лич-ностно-профессионального саморазвития и его системную организацию. Деятельность выступает основой, средством и решающим условием саморазвития личности и профессионала. При этом процесс лич-ностно-профессионального саморазвития понимается как совокупность многообразных и взаимосвязанных видов деятельности. Основная функция научно-методической деятельности в данном контексте заключается в сопровождении процесса личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной макросреды.

Приоритетными задачами научно-методического сопровождения личностно-про-фессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной макросреде являются:

— инициирование процесса саморазвития педагога как личности и профессионала;

— оказание консультационной помощи на уровне локальной микросреды образовательной организации в проектировании и реализации индивидуальной траектории лич-ностно-профессионального саморазвития на основе вариативных возможностей инте-гративной образовательной макросреды;

— осуществление диагностики и анализа результатов саморазвития педагога.

Научно-методическое сопровождение личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной макросреде включает этапы и соответствующие им критерии, соотнесенные с процессуальными компонентами саморазвития, а также педагогические условия и принципы реализации (табл.).

Таблица

Этапы научно-методического сопровождения процесса личностно-профессионального саморазвития в условиях интегративной образовательной макросреды

Процессуальные компоненты личностно-профессионального саморазвития педагога Этапы научно-методического сопровождения процесса личностно-профессионального саморазвития педагога, их содержание Критерии и уровни личностно-профессионального саморазвития педагога

Мотивационный компонент Наличие потребностей и мотивов, инициирующих процесс саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной макросреды Этап инициирования Задача научно-методического сопровождения — создание условий для инициирования личностно-профессионального саморазвития педагога. 1. Обеспечение мотивации педагогов (индивидуальные собеседования). 2. Входная диагностика личностно-профессионального саморазвития. 3. Предварительный анализ исходного уровня саморазвития. 4. Актуализация потенциала педагогов Мотивационно-ценностный критерий Степень сформированности мотивов, лежащих в основе положительного отношения к личностно-профессиональному саморазвитию; мотивация к постоянному самосовершенствованию как главный признак творческой личности; осмысление имеющихся затруднений в профессиональной деятельности и потребность в сознательном изменении себя как личности и профессионала; осознание педагогом ценности саморазвития и его смысла

Проектировочный компонент Постановка цели как субъективного образа желаемого результата саморазвития, цель обусловлена мотивами и определяется самим педагогом, процесс целеполагания в данном случае понимается как проектирование Этап целеполагания (проектирования) Задача научно-методического сопровождения — обеспечение проектирования процесса личностно-профессионального саморазвития педагогов. 1. Определение цели и задач личностно-профессионального саморазвития. 2. Выбор общей стратегии и проектирование индивидуальной траектории личностно-профессионального саморазвития в ситуации интегративной образовательной среды. 3. Оформление индивидуального плана саморазвития. 4. Определение предполагаемых результатов личностно-профессионального саморазвития Ориентировочно-целевой критерий Сформированность умений определять цель и задачи личностно-профессионального саморазвития, прогнозировать предполагаемый результат и проектировать индивидуальную траекторию саморазвития, самостоятельно выбирать технологии реализации поставленных задач в условиях интегративной образовательной макросреды

Деятельностно-практический компонент Действия педагога по достижению результата саморазвития на основе выбранных технологий (системы условий, форм, методов и средств решения поставленных задач) Этап реализации Задача научно-методического сопровождения — координация деятельности педагогов по реализации проекта личностно-профессионального саморазвития. 1. Реализация проекта саморазвития педагога. 2. Текущая диагностика и отслеживание результативности. 3. Оперативная коррекция плана саморазвития. 4. Организация обратной связи в процессе использования интерактивных форм научно-методической деятельности Результативно-технологический критерий Результативность личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной макросреде, достигаемая в процессе выполнения действий по реализации спроектированной индивидуальной профессионально-развивающей траектории

Окончание таблицы

Рефлексивный компонент Оценка результата саморазвития, осуществляемая как по внешним, так и по собственным (внутренним) критериям Этап рефлексии Задача научно-методического сопровождения — определение динамики личностно-профессионального саморазвития педагога и обеспечение его непрерывности. 1. Мониторинг процесса личностно-профессионального саморазвития: — самооценка качественных результатов саморазвития; — независимая экспертная оценка результатов саморазвития. 2. Анализ результатов саморазвития с позиций обеспечения педагогом качества образования и результативности деятельности всех участников образовательного процесса. 3. Системное осмысление результатов саморазвития. 4. Критическая рефлексия возникших в процессе реализации проекта трудностей. 5. Составление плана корректировочных действий. 6. Обобщение результатов саморазвития педагога в продуктах педагогического творчества Оценочно-аналитический критерий Степень сформированности рефлексивных компетенций педагога, позволяющих объективно оценивать результаты саморазвития по итогам самодиагностики и экспертных оценок; проявление стремления к оценке результатов педагогической деятельности и собственного саморазвития в интегративной образовательной макросреде

Эмоционально-волевой компонент Саморегуляция процесса и результата личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной макросреде Самоменеджмент (на всех этапах) Задача научно-методического сопровождения — обеспечение самоконтроля личностно-профессионального саморазвития и обучение основам самоорганизации деятельности. 1. Формирование самомотивации как внутренней установки и способности сознательно мотивировать себя на процесс саморазвития. 2. Обеспечение процесса преемственности саморазвития. 3. Обучение приемам планирования и эффективной работы с информацией, рациональной организации профессионально-педагогической деятельности Регулятивно- самоорганизационный критерий Сформированность волевых характеристик педагога в процессе личностно-профессионального саморазвития, умений управлять данным процессом и контролировать его; способность осуществлять саморазвитие без постоянного внешнего воздействия; умение корректировать свои действия по результатам саморазвития Уровни личностно-профессионального саморазвития педагога: высокий, средний, низкий

Условие в общем значении — это внешнее обстоятельство, которое влияет на развитие исследуемого феномена, составляет среду развития или специально создается, предполагает, но не гарантирует результат процесса [2, с. 18]. Условия развивающей образовательной среды позволяют актуализировать личностный потенциал, выстроить стратегию саморазвития, в результате чего достигается позитивный личност ный рост [1]. С точки зрения В. Г. Маралова, психолого-педагогическая поддержка профессионально-

го саморазвития заключается в создании условий для активизации инновационного потенциала педагогических кадров, который, по мнению А. А. Тихомирова, определяется как способность к самоорганизации изменений в педагогической деятельности и в своей личности [6].

Под педагогическими условиями личност-но-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной макросреде понимаются внешние обстоятельства, существенно влияющие на процесс самораз-

вития педагога и создаваемые в системе научно-методического сопровождения данного процесса на уровне локальных микросред образовательных организаций. Такими условиями являются:

— рациональное использование вариативных профессионально-развивающих ресурсов интегративной образовательной макросреды;

— перспективность планирования непрерывного процесса личностно-профессиональ-ного саморазвития;

— создание атмосферы творчества в образовательной организации;

— вовлечение в процесс личностно-про-фессионального саморазвития всех членов педагогического коллектива и организация творческого взаимодействия между участниками образовательного процесса;

— стимулирование педагогов за достижения в личностно-профессиональном саморазвитии;

— обеспечение возможности презентации результатов и трансляции опыта собственного саморазвития.

Принципы определяются как регулятивные правила научно-методического сопровождения, обеспечивающие ожидаемые результаты личностно-профессионального саморазвития педагога. Выделенные принципы взаимосвязаны, непротиворечивы и взаимодополняют друг друга:

— интегративности как основного методологического принципа;

— вариативности;

— открытости;

— насыщенности профессионально-развивающими ресурсами;

— доступности профессионально-развивающих ресурсов;

— творческого взаимодействия в процессе саморазвития;

— взаимодополнения управления и самоорганизации.

Система мониторинга личностно-про-фессионального саморазвития педагога в ин-тегративной образовательной макросреде включает как независимые экспертные оценки по внешним критериям, так и самооценки педагога по собственным (внутренним) критериям. Сравнительный анализ полученных оценок позволяет достоверно определять уровень личностно-профессионального саморазвития педагога. Предполагаемые результаты спроектированной индивидуальной траекто-

рии саморазвития сравниваются с фактическими достигнутыми показателями.

Диагностическое обеспечение процесса личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде включает анкетирование с целью выявления доминирующих мотивов саморазвития, методики оценки проектировочных и аналитических компетенций педагога, изучение и анализ продуктов педагогической деятельности, подтверждающих результативность саморазвития, тестирование и анализ эмоционально-волевой регуляции саморазвития педагога.

Таким образом, научно-методическое сопровождение личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной макросреде позволяет:

— ориентировать педагога на непрерывность личностно-профессионального саморазвития;

— осуществлять проектирование и реализацию индивидуальной траектории личност-но-профессионального саморазвития;

— выявлять уровень личностно-професси-онального саморазвития педагогов;

— проводить объективный анализ и самоанализ личностно-профессионального саморазвития, определять его динамику;

— обобщать позитивный опыт саморазвития педагога и обеспечивать его трансляцию.

1. Бордовская Н. В. Вызовы времени и новые модели развивающей образовательной среды // Человек и образование. - 2013. - № 2 (35). - С. 4-11.

2. Борытко Н. М. Целостный подход как система регуляти-вов научно-педагогического исследования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2010. - № 9 (53). - С. 16-20.

3. Булдаков С. К., Субетто А. И. Философия и методология образования : Научное издание. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2002. - 444 с.

4. Ковалева Т. М. Организация тьюторской деятельности в современной школе // Проблемы современного образования. - 2010. - № 4. - С. 19-23.

5. Кривых В. В. Сущность процессного подхода в управлении научно-методической работой в профессиональной образовательной организации // Казанский педагогический журнал. - 2013. - № 5. - С. 132-137.

6. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. -М.: Изд. Дом «Академия», 2004. - 256 с.

7. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом. -М.: Российское педагогическое агентство, 1995. -226 с.

8. Симонов В. П. Структура и содержание методической работы // Специалист. - 2015. - № 2. - С. 30-34.

9. Симонова А. А. Самоменеджмент руководителя образовательного учреждения // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 1. - С. 14-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.