СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНцИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
CONTEMPORARY TENDENCIES IN PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT
УДК/UDC 37.011.31 А. А. Ушаков
A. Ushakov
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОцЕССА САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В ИНТЕГРАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МАКРОСРЕДЕ
FEATURES OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF SELF-DEVELOPMENT OF THE TEACHER IN INTEGRATIVE EDUCATIONAL MACRO ENVIRONMENT
Научно-методическое сопровождение лич-ностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной макросреде разработано на основе системно-деятель-ностного подхода, выделены его этапы и соответствующие критерии, определены педагогические условия и принципы реализации. В исследовании личностно-профессиональное саморазвитие педагога понимается как циклический процесс деятельности, включающий формирование мотивации, целеполагание, исполнительские действия и рефлексию, а также корректировочные действия. Данный процесс инициируется инте-гративной образовательной макросредой, которая обеспечивает преемственность непрерывного саморазвития по концентрическому принципу. В статье подчеркивается важность самоорганизации и самоконтроля деятельности, способности педагога осуществлять саморазвитие без постоянного внешнего воздействия.
Scientific and methodological support of personal and professional self-development of the teacher in the integrative learning environment has been developed on the basis
of system-activity approach and its stages and their corresponding criteria have been marked, the pedagogical conditions and principles of implementation have been shown. The study of personal and professional self-development of the teacher is understood as a cyclical process of activities, including the formation of motivation, goal-setting, performing actions and reflection, as well as corrective actions. This process is initiated by an integrative educational environment that provides continuity of continuous self-development of concentric lines. The article emphasizes the importance of self-organization and self-activity, the ability of the teacher to carry out self-development without constant external influence.
Ключевые слова: личностно-профессио-нальное саморазвитие педагога, интегративная образовательная среда, научно-методическое сопровождение.
Keywords: personal and professional self-development of the teacher, integrative and educational environment, scientific and methodological support.
Социально-экономические изменения в обществе определяют принципиально новые требования к уровню профессионального мастерства специалистов в области образования. В качестве приоритетной цели образовательной политики выступает обеспечение опережающего развития по принципу «качество образования в широком смысле отражается в качестве человека» [3, с. 311]. Качество профессионального образования в целом в значительной степени обеспечивается личностью и профессионализмом самого педагога. Существенное влияние на уровень педагогического мастерства оказывает научная организация методической деятельности, являющаяся важнейшим условием непрерывного повышения квалификации и успешной реализации творческого потенциала преподавателей [8, с. 30]. Управление научно-методической деятельностью создает основу для развития профессионально-педагогической компетентности и, как
следствие, обеспечивает качество образовательных услуг [5]. В связи с этим актуализация потребностей педагогов в профессиональном и личностном самосовершенствовании в изменяющихся средовых условиях — одна из основных задач научно-методической деятельности.
Современная интегративная образовательная макросреда — это открытая самоорганизуемая система, образованная в результате взаимодействия информационных образовательных сред различной уровневой и функциональной принадлежности:
— локальных микросред отдельных образовательных организаций и их структурных подразделений;
— мезосред общего, профессионального и дополнительного образования.
Личностно-профессиональное саморазвитие педагога — целостный циклический процесс деятельности, осуществляемый по алгоритму (рис.).
CD
а
CD
а.
о о
Ü ^
CD
Формирование внутренней мотивации (потребности и мотивы саморазвития)
Постановка цели планируемого результата (проектирование)
о
CD
Непрерывный
процесс саморазвития по концентрическому принципу
Высокий уровень личностно-профессионального саморазвития педагога
Рис. Алгоритмический цикл личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной макросреды
Данный алгоритм обеспечивает осуществление поэтапного процесса личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной макросреде, предусматривает корректировочные действия в случае необходимости.
Интегративная образовательная макросреда обеспечивает преемственность как между уровнями образования, так и в непрерывном процессе личностно-профессио-нального саморазвития педагога по концентрическому принципу (от низкого к высокому уровню). Интегративная образовательная макросреда создает доминанту личностно-профессионального саморазвития педагога, определяет его вариативные модели и результативность. Такая среда является профессионально-развивающей системой по своей сущности.
Анализ современных тенденций развития образования показывает, что перспективными направлениями совершенствования научно-методического обеспечения личностно-профессионального саморазвития педагога являются тьюторство и педагогический менеджмент. Тьюторская деятельность определяется как сопровождение в использовании возможных ресурсов развития и построении собственной индивидуальной образовательной программы, при этом тьюторская практика рассматривается в информационном, социальном и антропологическом контекстах [4, с. 20-21]. На повышение эффективности личностно-профессионального саморазвития направлен также педагогический менеджмент — комплекс принципов, методов, форм и приемов управления образовательным процессом [7]. С позиций достижения профессиональных и личностных целей практическую значимость приобретает самоменеджмент — управление на уровне отдельного специалиста для минимизации затрат времени на организацию деятельности и актуализации ресурсов собственного развития [9, с. 14-15].
С нашей точки зрения, оптимизировать процесс личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной обра-
зовательной макросреде позволяет реализация научно-методического сопровождения данного процесса на уровне локальной микросреды конкретной образовательной организации.
Методологической основой обеспечения процесса саморазвития педагога в ин-тегративной образовательной макросреде является системно-деятельностный подход, объединяющий деятельностную основу лич-ностно-профессионального саморазвития и его системную организацию. Деятельность выступает основой, средством и решающим условием саморазвития личности и профессионала. При этом процесс лич-ностно-профессионального саморазвития понимается как совокупность многообразных и взаимосвязанных видов деятельности. Основная функция научно-методической деятельности в данном контексте заключается в сопровождении процесса личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной макросреды.
Приоритетными задачами научно-методического сопровождения личностно-про-фессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной макросреде являются:
— инициирование процесса саморазвития педагога как личности и профессионала;
— оказание консультационной помощи на уровне локальной микросреды образовательной организации в проектировании и реализации индивидуальной траектории лич-ностно-профессионального саморазвития на основе вариативных возможностей инте-гративной образовательной макросреды;
— осуществление диагностики и анализа результатов саморазвития педагога.
Научно-методическое сопровождение личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной макросреде включает этапы и соответствующие им критерии, соотнесенные с процессуальными компонентами саморазвития, а также педагогические условия и принципы реализации (табл.).
Таблица
Этапы научно-методического сопровождения процесса личностно-профессионального саморазвития в условиях интегративной образовательной макросреды
Процессуальные компоненты личностно-профессионального саморазвития педагога Этапы научно-методического сопровождения процесса личностно-профессионального саморазвития педагога, их содержание Критерии и уровни личностно-профессионального саморазвития педагога
Мотивационный компонент Наличие потребностей и мотивов, инициирующих процесс саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной макросреды Этап инициирования Задача научно-методического сопровождения — создание условий для инициирования личностно-профессионального саморазвития педагога. 1. Обеспечение мотивации педагогов (индивидуальные собеседования). 2. Входная диагностика личностно-профессионального саморазвития. 3. Предварительный анализ исходного уровня саморазвития. 4. Актуализация потенциала педагогов Мотивационно-ценностный критерий Степень сформированности мотивов, лежащих в основе положительного отношения к личностно-профессиональному саморазвитию; мотивация к постоянному самосовершенствованию как главный признак творческой личности; осмысление имеющихся затруднений в профессиональной деятельности и потребность в сознательном изменении себя как личности и профессионала; осознание педагогом ценности саморазвития и его смысла
Проектировочный компонент Постановка цели как субъективного образа желаемого результата саморазвития, цель обусловлена мотивами и определяется самим педагогом, процесс целеполагания в данном случае понимается как проектирование Этап целеполагания (проектирования) Задача научно-методического сопровождения — обеспечение проектирования процесса личностно-профессионального саморазвития педагогов. 1. Определение цели и задач личностно-профессионального саморазвития. 2. Выбор общей стратегии и проектирование индивидуальной траектории личностно-профессионального саморазвития в ситуации интегративной образовательной среды. 3. Оформление индивидуального плана саморазвития. 4. Определение предполагаемых результатов личностно-профессионального саморазвития Ориентировочно-целевой критерий Сформированность умений определять цель и задачи личностно-профессионального саморазвития, прогнозировать предполагаемый результат и проектировать индивидуальную траекторию саморазвития, самостоятельно выбирать технологии реализации поставленных задач в условиях интегративной образовательной макросреды
Деятельностно-практический компонент Действия педагога по достижению результата саморазвития на основе выбранных технологий (системы условий, форм, методов и средств решения поставленных задач) Этап реализации Задача научно-методического сопровождения — координация деятельности педагогов по реализации проекта личностно-профессионального саморазвития. 1. Реализация проекта саморазвития педагога. 2. Текущая диагностика и отслеживание результативности. 3. Оперативная коррекция плана саморазвития. 4. Организация обратной связи в процессе использования интерактивных форм научно-методической деятельности Результативно-технологический критерий Результативность личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной макросреде, достигаемая в процессе выполнения действий по реализации спроектированной индивидуальной профессионально-развивающей траектории
Окончание таблицы
Рефлексивный компонент Оценка результата саморазвития, осуществляемая как по внешним, так и по собственным (внутренним) критериям Этап рефлексии Задача научно-методического сопровождения — определение динамики личностно-профессионального саморазвития педагога и обеспечение его непрерывности. 1. Мониторинг процесса личностно-профессионального саморазвития: — самооценка качественных результатов саморазвития; — независимая экспертная оценка результатов саморазвития. 2. Анализ результатов саморазвития с позиций обеспечения педагогом качества образования и результативности деятельности всех участников образовательного процесса. 3. Системное осмысление результатов саморазвития. 4. Критическая рефлексия возникших в процессе реализации проекта трудностей. 5. Составление плана корректировочных действий. 6. Обобщение результатов саморазвития педагога в продуктах педагогического творчества Оценочно-аналитический критерий Степень сформированности рефлексивных компетенций педагога, позволяющих объективно оценивать результаты саморазвития по итогам самодиагностики и экспертных оценок; проявление стремления к оценке результатов педагогической деятельности и собственного саморазвития в интегративной образовательной макросреде
Эмоционально-волевой компонент Саморегуляция процесса и результата личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной макросреде Самоменеджмент (на всех этапах) Задача научно-методического сопровождения — обеспечение самоконтроля личностно-профессионального саморазвития и обучение основам самоорганизации деятельности. 1. Формирование самомотивации как внутренней установки и способности сознательно мотивировать себя на процесс саморазвития. 2. Обеспечение процесса преемственности саморазвития. 3. Обучение приемам планирования и эффективной работы с информацией, рациональной организации профессионально-педагогической деятельности Регулятивно- самоорганизационный критерий Сформированность волевых характеристик педагога в процессе личностно-профессионального саморазвития, умений управлять данным процессом и контролировать его; способность осуществлять саморазвитие без постоянного внешнего воздействия; умение корректировать свои действия по результатам саморазвития Уровни личностно-профессионального саморазвития педагога: высокий, средний, низкий
Условие в общем значении — это внешнее обстоятельство, которое влияет на развитие исследуемого феномена, составляет среду развития или специально создается, предполагает, но не гарантирует результат процесса [2, с. 18]. Условия развивающей образовательной среды позволяют актуализировать личностный потенциал, выстроить стратегию саморазвития, в результате чего достигается позитивный личност ный рост [1]. С точки зрения В. Г. Маралова, психолого-педагогическая поддержка профессионально-
го саморазвития заключается в создании условий для активизации инновационного потенциала педагогических кадров, который, по мнению А. А. Тихомирова, определяется как способность к самоорганизации изменений в педагогической деятельности и в своей личности [6].
Под педагогическими условиями личност-но-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной макросреде понимаются внешние обстоятельства, существенно влияющие на процесс самораз-
вития педагога и создаваемые в системе научно-методического сопровождения данного процесса на уровне локальных микросред образовательных организаций. Такими условиями являются:
— рациональное использование вариативных профессионально-развивающих ресурсов интегративной образовательной макросреды;
— перспективность планирования непрерывного процесса личностно-профессиональ-ного саморазвития;
— создание атмосферы творчества в образовательной организации;
— вовлечение в процесс личностно-про-фессионального саморазвития всех членов педагогического коллектива и организация творческого взаимодействия между участниками образовательного процесса;
— стимулирование педагогов за достижения в личностно-профессиональном саморазвитии;
— обеспечение возможности презентации результатов и трансляции опыта собственного саморазвития.
Принципы определяются как регулятивные правила научно-методического сопровождения, обеспечивающие ожидаемые результаты личностно-профессионального саморазвития педагога. Выделенные принципы взаимосвязаны, непротиворечивы и взаимодополняют друг друга:
— интегративности как основного методологического принципа;
— вариативности;
— открытости;
— насыщенности профессионально-развивающими ресурсами;
— доступности профессионально-развивающих ресурсов;
— творческого взаимодействия в процессе саморазвития;
— взаимодополнения управления и самоорганизации.
Система мониторинга личностно-про-фессионального саморазвития педагога в ин-тегративной образовательной макросреде включает как независимые экспертные оценки по внешним критериям, так и самооценки педагога по собственным (внутренним) критериям. Сравнительный анализ полученных оценок позволяет достоверно определять уровень личностно-профессионального саморазвития педагога. Предполагаемые результаты спроектированной индивидуальной траекто-
рии саморазвития сравниваются с фактическими достигнутыми показателями.
Диагностическое обеспечение процесса личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде включает анкетирование с целью выявления доминирующих мотивов саморазвития, методики оценки проектировочных и аналитических компетенций педагога, изучение и анализ продуктов педагогической деятельности, подтверждающих результативность саморазвития, тестирование и анализ эмоционально-волевой регуляции саморазвития педагога.
Таким образом, научно-методическое сопровождение личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной макросреде позволяет:
— ориентировать педагога на непрерывность личностно-профессионального саморазвития;
— осуществлять проектирование и реализацию индивидуальной траектории личност-но-профессионального саморазвития;
— выявлять уровень личностно-професси-онального саморазвития педагогов;
— проводить объективный анализ и самоанализ личностно-профессионального саморазвития, определять его динамику;
— обобщать позитивный опыт саморазвития педагога и обеспечивать его трансляцию.
1. Бордовская Н. В. Вызовы времени и новые модели развивающей образовательной среды // Человек и образование. - 2013. - № 2 (35). - С. 4-11.
2. Борытко Н. М. Целостный подход как система регуляти-вов научно-педагогического исследования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2010. - № 9 (53). - С. 16-20.
3. Булдаков С. К., Субетто А. И. Философия и методология образования : Научное издание. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2002. - 444 с.
4. Ковалева Т. М. Организация тьюторской деятельности в современной школе // Проблемы современного образования. - 2010. - № 4. - С. 19-23.
5. Кривых В. В. Сущность процессного подхода в управлении научно-методической работой в профессиональной образовательной организации // Казанский педагогический журнал. - 2013. - № 5. - С. 132-137.
6. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. -М.: Изд. Дом «Академия», 2004. - 256 с.
7. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом. -М.: Российское педагогическое агентство, 1995. -226 с.
8. Симонов В. П. Структура и содержание методической работы // Специалист. - 2015. - № 2. - С. 30-34.
9. Симонова А. А. Самоменеджмент руководителя образовательного учреждения // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 1. - С. 14-19.