Научная статья на тему 'Особенности налоговой политики в сфере предпринимательства в азиатском регионе'

Особенности налоговой политики в сфере предпринимательства в азиатском регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1145
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / РЕЙТИНГ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАЛОГОВ / АЗИАТСКИЙ РЕГИОН / ВЫЧЕТЫ / TAXATION / TAX RATING / TAX DIFFERENTIATION / ASIAN REGION / DEDUCTIONS / ONSHORE JURISDICTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шестакова Е. В.

Предмет. В связи с кризисными явлениями в российской экономике наиболее перспективным направлением улучшения положения страны, реализации программ импортозамещения является развитие малого бизнеса и предпринимательства. Однако налогообложение и административные барьеры не позволяют интенсивно развиваться малому бизнесу. В этой связи интересен опыт развития азиатских стран, показывающих достаточно высокие показатели роста валового внутреннего продукта в целом, а также развития малого и среднего предпринимательства. Цели. Разработка теоретических положений налоговой политики государства в сфере предпринимательской деятельности, совокупность которых можно квалифицировать как решение научной проблемы, имеющей важное социально-экономическое и хозяйственное значение на основе сложившихся перспективных методик налогообложения в азиатском регионе. Методология. В работе на основе анализа систем налогообложения в азиатских странах определены наиболее эффективные аспекты налогообложения малого бизнеса, которые могут быть применены в Российской Федерации. Основным методом исследования является сравнительный метод. Также было использовано описание результатов наблюдения систем налогообложения за рубежом. Результаты. Определено, что большую роль в развитии предпринимательской деятельности играют особенности налогообложения, налоговые льготы, дифференциация налогов. Выявлено, что отдельные вопросы налоговой политики азиатских стран могут быть применены в Российской Федерации. Налогообложение в Азиатском регионе значительно отличается от России, поскольку направлено на развитие малого бизнеса, предоставление льгот и преференций, в том числе путем налоговых каникул. Выводы. Рекомендации, сформулированные в работе, могут быть использованы для совершенствования налогообложения малого бизнеса, в частности такие механизмы, как налоговые каникулы, налоговые вычеты в части процентов по кредитам и налоговые вычеты при передаче бизнеса по наследству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax policy in the sphere of entrepreneurship in Asia: Some peculiarities

Importance The paper deals with the issues of development of small business and entrepreneurship, taxation and administrative barriers that do not allow intensive development of small business. The paper discusses the development experience of Asian countries, showing quite high rates of growth of gross domestic product as a whole, as well as the development of small and medium-sized businesses. Objectives The paper aims to develop theoretical provisions of the tax policy of the State in the sphere of business activities on the basis of the prevailing perspective techniques of taxation in the Asian region. Methods The main method of research is a comparative method of analysis. I also used a description of the results of tax systems monitoring in other countries. Results Based on the analysis of the tax systems in Asian countries, I identified the most effective aspects of the taxation of small business, which can be applied in the Russian Federation. Conclusions and Relevance Taxation in the Asian region is significantly different from the one in Russia, as it aims to develop small businesses, providing privileges and preferences, including through tax holidays. I found that certain peculiarities of taxation, tax incentives, and tax differentiation play an important role in the development of entrepreneurial activity. My recommendations can be used to improve the taxation of small business, in particular, such mechanisms as tax holidays, tax deductions in the interest on loans and tax deductions when transferring business by succession.

Текст научной работы на тему «Особенности налоговой политики в сфере предпринимательства в азиатском регионе»

ISSN 2311-8733 (Online) Пространственная экономика

ISSN 2073-1477 (Print)

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ

Екатерина Владимировна ШЕСТАКОВА

кандидат юридических наук, генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»,

Москва, Российская Федерация

shestakova.ekaterina@gmail.com

История статьи:

Принята 01.03.2016 Принята в доработанном виде 16.03.2016

Одобрена 30.03.2016

УДК 336.717

JEL: Е22, в01, G14, G17

Ключевые слова:

налогообложение, рейтинг, дифференциация налогов, азиатский регион, вычеты

Аннотация

Предмет. В связи с кризисными явлениями в российской экономике наиболее перспективным направлением улучшения положения страны, реализации программ импортозамещения является развитие малого бизнеса и предпринимательства. Однако налогообложение и административные барьеры не позволяют интенсивно развиваться малому бизнесу. В этой связи интересен опыт развития азиатских стран, показывающих достаточно высокие показатели роста валового внутреннего продукта в целом, а также развития малого и среднего предпринимательства.

Цели. Разработка теоретических положений налоговой политики государства в сфере предпринимательской деятельности, совокупность которых можно квалифицировать как решение научной проблемы, имеющей важное социально-экономическое и хозяйственное значение на основе сложившихся перспективных методик налогообложения в азиатском регионе.

Методология. В работе на основе анализа систем налогообложения в азиатских странах определены наиболее эффективные аспекты налогообложения малого бизнеса, которые могут быть применены в Российской Федерации. Основным методом исследования является сравнительный метод. Также было использовано описание результатов наблюдения систем налогообложения за рубежом.

Результаты. Определено, что большую роль в развитии предпринимательской деятельности играют особенности налогообложения, налоговые льготы, дифференциация налогов. Выявлено, что отдельные вопросы налоговой политики азиатских стран могут быть применены в Российской Федерации. Налогообложение в Азиатском регионе значительно отличается от России, поскольку направлено на развитие малого бизнеса, предоставление льгот и преференций, в том числе путем налоговых каникул.

Выводы. Рекомендации, сформулированные в работе, могут быть использованы для совершенствования налогообложения малого бизнеса, в частности такие механизмы, как налоговые каникулы, налоговые вычеты в части процентов по кредитам и налоговые вычеты при передаче бизнеса по наследству.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Особенности налоговой политики в Азиатском регионе

Региональная налоговая политика в Азиатском регионе имеет определенные различия. В некоторых странах предусмотрены налоговые льготы, в других - предусмотрены значительные ставки налогов [1, 2]. Традиционно целый ряд стран Азиатского региона занимает д о с т а т о ч н о в ы с о к и е п о з и ц и и

в рейтингах налогообложения и прежде всего это оншорные налоговые юрисдикции (табл. 1).

Достаточно много стран Азиатского региона занимают позиции в рейтингах налогообложеня и ведения бизнеса выше, чем Российская Федерация, что обусловлено, по нашему мнению, следующими особенностями:

* Автор выражает глубокую признательность за ценные советы научному руководителю, доктору экономических наук, С.В. КАЛЕДИНУ.

• незначительным количеством налоговых платежей;

• отсутствием разделения на налоговые и неналоговые платежи;

• электронным документооборотом, отсутствием специализированных административных процедур, не прописанных в актах, регулирующих налогообложение (налоговые комиссии, комиссии по убыткам, комиссии проверки складских помещений, кассовых аппаратов и пр.).

Если говорить о малом бизнесе, то в Азиатском регионе достаточно развит семейный бизнес, что связано с традициями пе редачи дела по наследству, преемственностью поколений, развитием национальной культуры малых предприятий.

Дифференциация налогообложения в Азиатском регионе

Значительные расхождения в налоговой политике Азиатского региона, по нашему мнению, связаны со следующими особенностями:

• с отсутствием сильных интеграционных тенденций, которые наблюдаются в европейских странах;

• с наличием различных природных ресурсов в азиатских странах;

• с разным уровенем развития информационных технологий, инноваций;

• с различным политическим строем.

Ставки корпоративного налога различаются от самых высоких до самых низких (рис. 1). Однако несмотря на значительную дифференциацию ставок в азиатском регионе, необходимо отметить общую мировую тенденцию в отношении снижения ставок корпоративного налога. Данная тенденция характерна и для азиатского региона (рис. 2). При этом некоторые страны с устойчивым развитием и экономическим ростом снижают свои налоги. Налогообложение, по мысли В.П. Вишневского, Е.Н. Вишневской, А.В. Гурнак, не препятствует быстрому и стабильному росту экономики и благосостояния граждан [3]. В качестве примера можно назвать Китай и Индию (табл. 2), то есть возможно проследить прямую тенденцию к снижению налогового бремени.

В своей работе Алан Рейнольдс [4] делает вывод о том, что процветающими в настоящее время можно назвать страны, которым удалось сократить долги, налоги и расходы.

Кроме снижения ставок корпоративного налога еще одной тенденцией является реформирование системы налогообложения. Центральная Азия и Западная Европа являются странами, где проведено наибольшее количество реформ в области налогообложения за последние восемь лет. Время нахождения в налоговых органах в этих регионах сократилось до 200 ч, а количество налоговых платежей - до 22,2, при этом общая ставка налога составляет 12,6%. Наибольшее время затрачивает налогоплательщик в Южной Америке (619 ч), а наименьшее - на Ближнем Востоке (12 ч) (рис. 3).

Дифференциацию налогообложения можно наблюдать не только в части ставок налогов в различных странах азиатского региона,

но и в рамках одной страны. Более низкие ставки предусмотрены для самозанятых граждан и субъектов малого предпринимательства. Причем дифференциация налогов наблюдается на различных уровнях.

Так, в Китае предусмотрена дифференциация как корпоративного налога, так и налога на доходы физических лиц. Там предусмотрена общая ставка корпоративного налога в размере 25%, однако для малого и среднего бизнеса при получении дохода менее 300 000 юаней возможно применение сниженной ставки (20%), если стоимость основных средств не превышает 30 млн юаней. Подобный принцип поддержки малого бизнеса установлен и в Российской Федерации в части применения упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства. Однако основным отличием китайской системы налогообложения является возможность применения также дифференцированных ставок по налогу на доходы физических лиц. Минимальная ставка налога на доходы физических лиц там установлена в размере 3%, для самозанятых граждан ставка налога составляет всего лишь 5%, вместе с тем в зависимости от дохода наивысшая ставка подоходного налога может достигать 45%. Подобное дифференцирование налогообложения доходов физических лиц позволяет развивать именно малый бизнес, экономить на налогах путем развития самозанятости населения, сократить уровень безработицы за счет индивидуальных предпринимателей, то есть самозанятых граждан.

Подобная дифференциация подоходного налога предусматривается и в Японии, причем дифференциация налога наблюдается как на национальном, так и на местном уровнях. Минимальный налог на доходы физических лиц на национальном уровне составляет 5%, местный минимальный налог на доходы физических лиц -10%. При повышении уровня личных доходов увеличивается и размер налога: так, максимальная ставка налога составляет 40% от доходов физического лица, а местный налог составляет 10%. Подобная дифференциация налогообложения доходов физических лиц позволяет меньше платить налогов малому бизнесу и повышать социальную ответственность крупного бизнеса, владельцев больших компаний, получающих значительные годовые бонусы. Такая дифференциация позволяет уменьшить налоговые выплаты для самозанятого населения и малых предприятий и одновременно повысить собираемость налогов за счет крупного бизнеса.

Реформирование системы налогообложения

Реформирование системы налогообложения позволяет постоянно учитывать интересы нало гоплате льщиков различных кате горий, использовать совре ме нные и передовые информационные технологии, экономические тенденции развития налогообложения.

Реформирование систем налогообложения можно наблюдать как в странах, так и в отдельных регионах [5]. Наиболее значительные изменения произошли в Таиланде, где наблюдается снижение корпоративного налога с 30 до 23%, кроме того, произошли изменения в социальных взносах: так, общая ставка снизилась с 37,2 до 29,8%. Среди регионального реформирования системы налогообложения наиболее значимое место занимает Шанхай, в котором были проведены реформы налогового и муниципального администрирования, улучшена эффективность возврата налогов и налогообложения, что позволило в целом снизить время нахождения налогоплательщика в налоговом органе на 20 ч (до 318 ч).

Реформирование системы налогообложения можно также наблюдать в Южной Корее. Основной тариф налога на прибыль до 2012 г. там был равен 10% при получении дохода до 200 млн вон и 22% с суммы превышения налогов. После 2012 г. была введена трехзвенная система налогообложения прибыли при получении дохода:

• до 200 млн вон применяется ставка 10% для малого бизнеса;

• до 20 млрд вон применяется ставка налога 20%;

• свыше 20 млрд вон уплачивается налог в размере 22%.

Данная реформа позволила дифференцировать налогообложение малого, среднего и крупного бизнеса, ввести прогрессивную шкалу налогообложения, которая направлена на развитие малых предприятий, предоставление им налоговых льгот при одновременном увеличении налогообложения крупных компаний. При этом ставки налогов в Южной Корее, по сравнению, например, с европейскими странами и США являются уме ренными, свидетельствуют о льготном режиме налогообложения в целом. Даже в странах с до статочно высокими налоговыми ставками наблюдается процесс посте пе нного снижения нало гов, приче м происходит это на научной основе, например

в Японии действует институт «Япония за снижение налогов» [6].

После проведения реформирования достаточно либеральной системой налогообложения является система Брунея, где взимается только налог с доходов юридических лиц, что обусловливается во-первых, глобализацией, а во-вторых, налоговыми поступлениями от добычи нефти [7]. Экономист Д.В. Розов отмечает, что Азиатский регион является удобным и либеральным с точки зрения налогообложения, поскольку легче работается там, где контроль за доходами не очень строг1.

Предоставление налогового кредита и налоговых вычетов

В качестве способа стимулирования развития бизнеса во многих странах применяется налоговый кредит. Налоговое кредитование представляет собой изменение срока уплаты налога, а также начисленных штрафов и пени. Режим налогового кредитования действует в Китае, Гонконге, Индонезии, Японии и других странах.

В качестве дополнительной меры налогового стимулирования развития малого бизнеса в соответствии с правилами 1981 г. в Малайзии действуют налоговые вычеты на проценты по кредиту для малого бизнеса. Подобное освобождение предоставляется на основании сертификата, полученного от администрации для малого бизнеса. Подобная мера в Российской Федерации позволила бы также улучшить инвестиционный климат, повысить привлекательность малого бизнеса, поскольку в настоящее время в условиях кризиса многие малые предприятия сталкиваются с проблемой получения льготных и доступных кредитов и займов с небольшими процентными ставками. Однако политикой Банка России не предполагается снижение процентных ставок по кредитам, поэтому для многих малых предприятий получение займов и кредитов является труднодостижимой задачей. Введение налоговых вычетов по процентам для субъектов малого предпринимательства позволило бы расширить возможности получения льготных кредитов для малого бизнеса.

Налоговые вычеты также распространены в Южной Корее. Кроме того, там действуют вычеты на наследство в виде семейного бизнеса. В случае если лицо владело семейным бизнесом

1 Розов Д.В. Глобализационные тенденции движения и эволюции основного капитала в современном мире // Финансы и кредит. 2005. № 11. С. 44-59.

в течение 10 и более лет, наследники имеют право не платить налоги и применить 100% вычет от стоимости недвижимости, унаследованной в качестве семейного бизнеса. При этом установлены денежные ограничения, связанные со стоимостью бизнеса, а также возможность использования дополнительных вычетов, зависящих от даты владения бизнесом. Система налогообложения Республики Корея предусматривает налоговые скидки для затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также для приобретения техники [8]. В Российской Федерации подобная практика отсутствует, что связано прежде всего с тем, что интенсивное развитие бизнеса, в том числе появление малого бизнеса, произошло достаточно недавно, после распада Советского Союза. В Российской Федерации отсутствуют традиции и опыт наследования бизнеса. Однако с развитием преемственности бизнеса, в том числе субъектами малого предпринимательства, данный опыт может быть интересным в части практики применения налоговых вычетов при наследовании предприятий, готового бизнеса.

Предоставление льгот в налогообложении

В азиатских странах в настоящее время большое внимание уделяется предоставлению особых льгот для малого бизнеса, которые представляют собой элемент экономической свободы выбора для налогоплательщиков. По мнению С.Г. Смирных, центральным элементом осуществления субъективных прав налогоплательщиков является свобода выбора соответствующего поведения налогоплательщиками. Свобода выбора заключается также в возможности применения льгот для развития бизнеса. По суждению П.В. Малиновского [9], без налоговых льгот страна не может выдержать конкуренцию в глобальной экономике.

Во многих странах существуют льготные режимы в отношении налогообложения малого бизнеса. Например, в Сингапуре при применении ставки корпоративного налога в размере 17% одновременно существует возможность не платить налог малым предприятиям в течение трех лет.

Для малого бизнеса в Китае предусмотрены налоговые льготы в части налога на добавленную стоимость. Так, налог составляет всего 3% для производственных компаний, имеющих оборот от продажи товаров не более 500 000 юаней, а также для компаний, осуществляющих розничную и оптовую торговлю на сумму не более 800 000 юаней.

В Российской Федерации также применяются налоговые льготы, в частности специальные налоговые режимы. Кроме того, с 2016 г. введены «налоговые каникулы», однако использование данного механизма ограничено, поскольку решение об освобождении от налогообложения принимается субъектами Российской Федерации.

В Малайзии также существуют дополнительные льготы, предусмотренные в качестве направления стимулирования занятости: освобождаются от налогообложения карты на оплату бензина или пособия для сотрудников, имеющих разъездной характер работы, пособия на питание, плата за парковку автомобилей, субсидии, выплачиваемые по уходу за ребенком, медицинское страхование (включая расходы по выплате пособий по беременности и родам, а также расходы на приобретение традиционных лекарственных средств). В качестве необлагаемых являются расходы на телефонные переговоры, в том числе по мобильному телефону, выплаты за выслугу лет, при условии что работник осуществляет деятельность у одного и того же работодателя в течение десяти и более лет. Такие льготы позволяют увеличить социальную ориентацию как малого, так и среднего бизнеса, заставляют работодателей осуществлять расходы в целях обеспечения нормальных условий труда работников.

Налоговое планирование и оптимизация налогообложения при ведении малого бизнеса

В российском законодательстве и на сайте федерального налогового органа отсутствует понятие «налоговая оптимизация» [10], а сама оптимизация является чем-то предосудительным, незаконным. Вместе с тем существует целый ряд возможностей снижения налогового бремени, предусмотреный законодательно. Это активно разъясняется налогоплательщикам во многих странах мира.

Возможности снижения налогового бремени закреплены в законодательстве многих азиатских стран, что связано с традиционной культурой семейного бизнеса, магазинов, ремесленных мастерских, развития промысла. Для поддержания традиционного семейного бизнеса, а также для сбора налогов со всех налогоплательщиков устанавливаются льготные режимы, а также льготный порядок ведения бухгалтерского учета, освобождение от обязательного аудита. Так, в Индии законодательство о подоходном налоге позволяет определять предполагаемый налог и уплачивать налоги с предполагаемого дохода.

Такая система введена в действие с 1961 г. Налогоплательщики также могут уплачивать сниженный налог в размере 8% с оборота или валовой выручки [11]. При этом налогоплательщик освобождается от иных налогов, что позволяет снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и упростить уплату налога для тех, кто не обладает финансовой грамотностью, но при этом ведет бизнес.

В целом установление различных возможностей налогового планирования позволяет повысить нало говую культуру и привле кате льность налоговой юрисдикции при выборе места для ведения бизнеса. В качестве примера можно привести Сингапур, где правительство сотрудничает с работодателями в целях повышения заработных плат для сотрудников, получающих ниже 4 000 долл. Схема заключае тся в софинансировании повышения заработной платы в размере 20%. Это является своего рода кредитованием заработной платы от государства, что имеет экономический эффект и для сотрудников, и для развивающихся компаний. Кроме того, в Сингапуре действует система инвестиционного кредитования. Инвестиционный бонус составляет 15 000 долл., учитывая вычеты, пособия и денежные выплаты. Данная программа предусматривает возможность предоставления нало говых вычетов в размер е 400%, или

400 000 долл., а также возможность конвертирования до 100 000 долл. общих расходов в бизнес.

Подобные программы активно рекламируются в Сингапуре для повышения привлекательности налогового органа. Повышение привлекательности развития малого бизнеса способствует появлению новых компаний, использованию эффективных механизмов развития бизнеса и увеличению малых предприятий, что в свою очередь повышает эффективность сбора налогов. В частности, Сингапур традиционно занимает верхние строчки рейтингов Международного валютного фонда по ведению бизнеса за счет льготных программам для различных компаний и малого бизнеса.

Подобные меры налогового планирования используются в Малайзии. Там субъекты малого пр е дп р ини ма те л ь с тв а о с в о б о жд е ны о т налогообложения в течение двух лет.

В Гонконге также существуют программы налогового и неналогового стимулирования. Там даже субъекты малого предпринимательства могут выйти на фондовый рынок и получить

дополнительные инвестиции. Кроме того, в Гонконге существуют элементы налогового планирования. Уплата налогов связана с территориальным признаком, то е сть облагаемым является только тот доход, который получен именно на территории Гонконга, при этом ставка корпоративного налога составляет 16,5%. Элемент налогового планирования заключается в возможности не платить иные налоги (налог на прирост капитала, налог на добавленную стоимость). Также предусмотрены налоговые льготы для отдельных видов деятельности, к которым относятся страхование жизни, облагаемое по ставке 5% от страховых премий, предоставление прав на товарные знаки, авторских прав и ноу-хау, международные перевозки, аудио-видеопрокат. Инновационным примером налогового планирования в Гонконге является возможность планирования уплаты налога на доходы физических лиц при сохранении невысоких ставок налогообложения. При этом нало гоплате льщик может выбрать как фиксированную ставку налога на доходы физических лиц по ставке 15%, так и прогре ссивную шкалу от 5 % до 1 7%, то есть налогоплательщики могут выбирать наиболее выгодные для них условия и схемы нало гообложения. Если доходы не связаны напрямую с осуществляемой трудовой деятельностью, то они не облагаются налогом на доходы физических лиц. Кроме того, от налога на доходы физлиц освобождены пенсии и выплаты, связанные с потерей работы.

Развитие особых экономических зон

В о пр о с ы , с в я за н ны е с ф о р м ир о в ан ие м и функционированием территорий с особым экономическим статусом, рассматриваются в работах многих зарубежных ученых: А. Аггарвала [12], Л. Виллмора [13], А. Базила и Д. Гермидиса [14], К. Лиухто [15], а также отечественных авторов Е.Ф. Авдокушина2, Р.И. Зименкова3, М.Ю. Неучевой [16], П.В. Павлова [17].

Формирование особых экономических зон в азиатском регионе способствует бурному экономическому подъему наименее развитых регионов. В свободных экономических зонах вводятся «налоговые каникулы» и сниженные налоговые ставки, позволяющие привлечь инвестиции в определенные виды деятельности,

2 Авдокушин Е. Ф. Свободные (специальные) экономические зоны. М.: МУПК, 1993. 217 с.

3 Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. М.: Юнити-Дана, 2012. 224 с.

развивать предпринимательскую активность. В качестве примеров стран с развитыми особыми экономическими зонами можно назвать Китай и Индию. В Китае развитие особых экономических зон началось в 1970-1980-х гг. и было обусловлено низкой эффективностью китайской экономики. Первыми экономическими зонами стали Шэньчжэнь (327,5 км2), Чжухай (15,2 км2), Шаньтоу (52,6 км2) и Фуцзянь (Сямынь, 131 км2). Кроме того, выделяются отдельные города и технико-экономические зоны, особенностью оторых является льготное налогообложение. В этих и иных зонах применяется льготная ставка налога 0% для производства материалов, льготное налогообложение иностранных инвестиций, возможность использования иностранного капитала. При этом за счет льготного стимулирования свободных экономических зон в Китае увеличилась доля высококвалифицированных работников [18].

В отличие от Китая развитие особых экономических зон в Индии началось только с 2005 г. Там предусмотрены «налоговые каникулы» для резидентов особых экономических зон, а также пятилетние каникулы для социально значимых компаний, например для больниц. В особых экономических зонах Индии предусмотрены 100%-ные налоговые вычеты для экспорта технологий, компьютерного программного обеспечения. Особенностью особых экономических зон в азиатском регионе, в отличие от Российской Федерации, является доступность получения налоговых освобождений и ведения бизнеса для всех субъектов малого предпринимательства, в том числе семейных предприятий. Кроме участия в особых экономических зонах индивидуальные предприниматели имеют право на уплату налога на вмененной основе в размере 8% от валовых поступлений прибыли при условии, что оборот предпринимателя не превышает 10 млн рупий.

В Японии высокую эффективность показали технологические зоны (технополисы) [19].

Объединение семейного бизнеса в конгломераты

Поскольку в азиатском регионе семейный малый бизнес имеет тысячелетнюю историю, то его ведение в рамках семейных и родственных связей имеет давние корни. Однако подобная практика может служить основой для ухода от налогов, поэтому в ряде стран, например в Южной Корее, семейный бизнес анализируется налоговой службой, в том числе с точки зрения создания групп компаний и конгломератов. Объединение

отдельных компаний по результатам налоговых проверок в группы крупных компаний с объемом продаж более 50 млрд корейских вон позволяет в 2 раза увеличить доначисления налогов. Даже если размер семейного бизнеса не является достаточно большим, налоговый орган уделяет о собо е внимание сде лкам ме жду взаимосвязанными сторонами в части уплаты налогов при продаже акций и начислении дивидендов.

В Российской Федерации практика анализа контролируемых и взаимозависимых сделок введена достаточно недавно, при этом четкий порядок выявления схем ухода от налогов путем создания семейного бизнеса не сформировался. В этой связи сложившаяся в некоторых странах практика анализа и объединения малого бизнеса в группы компаний может быть использована положительным образом для выявления схем ухода от налогов.

В качестве инновационных методов налогообложения, которые применяются в азиатском регионе, возможно применение опыта в отношении налогового планирования, в том числе применение различных ставок налога на доходы физических лиц, внедрение моделей налогового планирования исходя из предполагаемого налога. В настоящее время данная модель используется в части введения патентной системы налогообложения. Вместе с тем патентная система налогообложения для многих предпринимателей и компаний, относящихся к малому бизнесу, является недоступной, поскольку предусматривает большие налоговые вложения в ведение бизнеса без получения гарантированного дохода. Кроме того, недостатками патентной системы налогообложения являются значительная дифференциация в регионах, недостаток знаний о возможностях налогового планирования в конкретном регионе с использованием льгот и низких налоговых ставок.

Еще одним отличием азиатских стран от Российской Федерации является наличие малого количества налоговых и неналоговых платежей в бюджет, что позволяет значительно упростить процедуру ведения бизнеса [20]. Так, в Сингапуре предусмотрено всего лишь шесть платежей, в Гонконге - три платежа, в Российской Федерации таких платежей 7, но при этом налогоплательщик затрачивает в налоговом органе в среднем 168 ч/г. Для сравнения, в Гонконге налогоплательщик тратит всего лишь 74 ч/г.,

в Объединенных Арабских Эмиратах - всего 12 ч/г., а в Катаре - 41 ч/г. Упрощение процедур налогообложения и налогового администрирования позволит, по нашему мнению, повысить привлекательность малого бизнеса в связи с простотой и понятностью налоговых и неналоговых процедур. Также перспективным направлением развития малого предпринимательства является повышение доступности использования особых экономических зон для семейного бизнеса и малых предприятий.

Выводы

Таким образом, введение дополнительных налоговых вычетов для процентов по займам и кредитам позволило бы в области производства, социальной сферы сделать кредиты более

Таблица 1

Рейтинг налогообложения стран азиатского региона

Table 1

Rating of taxation of the Asia region's countries

Показатели Сингапур Республика Корея Гонконг Тайвань Малайзия ОАЭ Япония Таиланд Катар Оман Саудовская Аравия Китай

Платежи, шт./г. 6 12 3 11 13 4 14 22 4 14 3 9

Затраченное время в налоговом 83,5 188 74 221 118 12 330 264 41 68 64 261

органе, ч/г.

Общая ставка, % 18,4 33,2 22,8 34,5 40 15,9 51,3 27,5 11,3 22,9 15 67,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налог на прибыль, % от 2 18,2 17,5 12,7 22,7 0 28,9 19,5 0 11 2,2 11,1

прибыли

Зарплатные налоги, % 15,3 13,8 5,2 18,4 16,4 14,1 18,2 5,4 11,3 11,8 12,8 47,4

Другие налоги, % от прибыли 1,1 1,2 0,1 3,4 0,9 1,8 4,2 2,6 0 0,1 0 8,7

Рейтинг Doing buisness 2016 1 4 5 11 18 31 34 49 68 70 82 84

Источник: данные сайта «Ведение бизнеса». URL: http://russian.doingbusiness.org/data Source: Doing Business website. Available at: http://russian.doingbusiness.org/data

Таблица 2

Сравнение показателей налогообложения Китая и Индии в 2006, 2011 гг.

Table 2

Comparison of the taxation of China and India in 2006, 2011

Показатель Индия Китай

2006 2011 2006 2011

Общая налоговая ставка, % 65,5 63,3 55 63,3

Количество часов, затраченных в налоговой инспекции, ч 264 258 80 398

Количество платежей, ед. 55 56 872 7

Источник: данные Paying Taxes 2011. The global picture. URL: http://www.pwc.com/zm/en/pdf/paying-taxes-2011.pdf Source: Paying Taxes 2011.The global picture. Available at: http://www.pwc.com/zm/en/pdf/paying-taxes-2011.pdf

доступными для малого бизнеса, а также развивать семейный бизнес. Налоговые вычеты для малого бизнеса в отличие от налоговых вычетов для физических лиц будут иметь возвратный характер, поскольку развитие бизнеса позволит государству вернуть вычет в виде уплачиваемых налогов с доходов субъектов малого предпринимательства. Налоговые вычеты, предоставляемые же физическим лицам, например на возмещение процентов по ипотечному кредитованию, фактически являются невозвратными для государства.

Кроме того, предоставление налогового вычета в виде процентов по кредитованию позволит снизить процент безработицы, увеличить количество самозанятых граждан.

Рисунок 1

Уровень налогообложения корпоративным налогом в странах Азии Figure 1

The level of taxation of corporate tax in Asia countries

Япония Йемен Пакистан Индия Иордания Оман Макао Катар Киргизия Бахрейн

Источник: данные Tax Foundation. URL: http://taxfoundation.org Source: Tax Foundation. Available at: http://taxfoundation.org

Рисунок 2

Тенденция по снижению ставок корпоративного налога, % Figure 2

Tendency to reduce the corporate tax rates, %

Источник: данные ФНС России и Росстата Source: FTS of Russia and Rosstat data

Рисунок 3

Количество часов, затраченных налогоплательщиками на Ближнем Востоке, % Figure 3

The number of hours spent by taxpayers in the Middle East, %

Источник: данные ФНС России и Росстата Source: FTS of Russia and Rosstat data

Список литературы

1. Ромашкина Е. Когда независимо от системы налогообложения предпринимателю нужно платить НДФЛ // Бухгалтерия ИП. 2015. № 4. С. 14-19.

2. Барковец В.А. Когда предприниматель на «упрощенке» платит налог на имущество // Упрощенка. 2015. № 4. С. 42-48. URL: http://e.26-2.ru/article.aspx?aid=382638

3. Вишневский В.П., Вишневская Е.Н., Гурнак А.В. Роль налогов в возвышении Восточной Азии: эволюционный аспект // Научные труды Донецкого национального технического университета. Сер. Экономическая. 2014. № 2. С. 5-16.

4. Alan Reynolds. Countries That Cut Debt, Taxes and Spending Are Thriving. Real Clear Politics, April 4, 2013. URL: https://clck.ru/A4dDc.

5. Ефремова Л.И., Ефремова Т.А. Автоматизация налоговой деятельности // Актуальные вопросы экономических наук. 2010. № 11-3. С. 29-34.

6. Иногути Т., Харада Ю., Хакамада С., Кавато А., Симотомаи Н. Россия и Япония. Часть 1. Взгляд из Японии // Полис. Политические исследования. 2013. № 6. С. 108-130.

7. Муранова А.П. Налоговое стимулирование частного бизнеса в Брунее - Даруссаламе // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2010. № 15. С. 226-245.

8. Леонов С.Н., Домнич Е.Л. Сравнительный анализ состояния институциональной составляющей в процессе наращивания научно-технологического потенциала Дальнего Востока России и стран

Северо-Восточной Азии // Baikal Research Journal. 2015. Т. 6. № 5. С. 2. URL: https://clck.ru/A4ds3. doi: 10.17150/2411-6262.2015.6(5)7

9. Малиновский П.В. Экономическая глобализация: тенденции и проблемы (аналитический обзор) // Глобализация: Контуры XXI века. Реферативный сборник. Сер. Глобальные проблемы современности. М.: ИНИОН РАН, 2001. С. 5.

10. Акулинин Д.Ю. Правовые аспекты налогового планирования // Налоговый вестник. 2004. № 10. С. 131.

11. Рюмин С.М. Налоговое планирование: общие принципы и проблемы // Налоговый вестник. 2005. № 2. С. 123.

12. Aggarwal A. Impact of Special Economic Zones on Employment, Poverty and Human Development. Indian Council for Research on International Economic Relations, 2007, no. 19, pp. 49-61. URL: http: //www.democraciaycooperacion.net/IMG/pdf/1 -working_paper_194.pdf.

13. Willmore L. Export Processing Zones in the Dominican Republic: A Comment on Kaplinsky. World Development, 1995, vol. 23, iss. 3, pp. 529-535. doi: 10.1016/0305-750X(94)00140-T

14. Basile A., Germidis D. Investing in Export Processing Zones. Paris, OECD Publ., 1985, 52 p.

15. Liuhto K. Special Economic Zones in Russia - What Do the Zones Offer for Foreign Firms? Electronic Publications of Pan-European Institute, 2009, no. 2, pp. 149-164. URL: http://urlid.ru/anyc.

16. Неучева М.Ю. Перспективы развития особых экономических зон в России: монография. М.: МАКС Пресс, 2011. 153 с.

17. Павлов П.В. Институт особых экономических зон в Российской Федерации: финансово-правовые и организационно-экономические аспекты функционирования: монография. М.: Магистр; Инфра-М, 2010. 252 с.

18. Карабанова О.В. Человеческий капитал в особых экономических зонах технико-внедренческого типа: зарубежный опыт формирования и использования // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Экономика. 2011. № 6. С. 174-177.

19. Меджидов З.У. Зарубежный опыт функционирования особых экономических зон // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2016. Т. 2. № 1. С. 207-215.

20. Айтхожина Г.С. Развитие налогового консультирования как инструмента повышения качества налоговых отношений // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2012. № 2. С. 27-33.

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Spatial Economics

TAX POLICY IN THE SPHERE OF ENTREPRENEURSHIP IN ASIA: SOME PECULIARITIES Ekaterina V. SHESTAKOVA

OOO Aktual'nyi Menedzhment, Moscow, Russian Federation shestakova.ekaterina@gmail.com

Article history:

Received 1 March 2016 Received in revised form 16 March 2016 Accepted 30 March 2016

JEL classification: E22, G01, G14, G17

Keywords: taxation, tax rating, tax differentiation, Asian region, deductions, onshore jurisdiction

Abstract

Importance The paper deals with the issues of development of small business and entrepreneurship, taxation and administrative barriers that do not allow intensive development of small business. The paper discusses the development experience of Asian countries, showing quite high rates of growth of gross domestic product as a whole, as well as the development of small and medium-sized businesses.

Objectives The paper aims to develop theoretical provisions of the tax policy of the State in the sphere of business activities on the basis of the prevailing perspective techniques of taxation in the Asian region.

Methods The main method of research is a comparative method of analysis. I also used a description of the results of tax systems monitoring in other countries.

Results Based on the analysis of the tax systems in Asian countries, I identified the most effective aspects of the taxation of small business, which can be applied in the Russian Federation. Conclusions and Relevance Taxation in the Asian region is significantly different from the one in Russia, as it aims to develop small businesses, providing privileges and preferences, including through tax holidays. I found that certain peculiarities of taxation, tax incentives, and tax differentiation play an important role in the development of entrepreneurial activity. My recommendations can be used to improve the taxation of small business, in particular, such mechanisms as tax holidays, tax deductions in the interest on loans and tax deductions when transferring business by succession.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

Acknowledgments

I express my deep appreciation to Sergei V. KALEDIN, Doctor of Economic Sciences, my research adviser, for

the valuable advice and comments on the manuscript.

References

1. Romashkina E. [When the entrepreneur needs to pay Personal Income Tax regardless of the system of taxation]. Bukhgalteriya IP = Accounting IE, 2015, no. 4, pp. 14-19. (In Russ.)

2. Barkovets V.A. [When the entrepreneur with simplified taxation pays a property tax]. Uproshchenka, 2015, no. 4, pp. 42-48. (In Russ.) Available at: http://e.26-2.ru/article.aspx?aid=382638.

3. Vishnevskii V.P., Vishnevskaya E.N., Gurnak A.V. [The role of taxes in rising of East Asia: an evolutionary perspective]. Nauchnye trudy Donetskogo natsional'nogo tekhnicheskogo universiteta. Ser. Ekonomicheskaya = Scientific Works of Donetsk National Technical University. Ser. Economics, 2014, no. 2, pp. 5-16. (In Russ.)

4. Reynolds A. Countries That Cut Debt, Taxes and Spending Are Thriving. Real Clear Politics, April 4, 2013. Available at: https://clck.ru/A4dDc.

5. Efremova L.I., Efremova T.A. [Automation of tax affairs]. Aktual'nye voprosy ekonomicheskikh nauk = Current Issues in Economics, 2010, no. 11-3, pp. 29-34. (In Russ.)

6. Inoguti T., Kharada Yu., Khakamada S., Kavato A., Simotomai N. [Russia and Japan. Part I. View from Japan]. Polis. Politicheskie issledovaniya = Polis. Political Studies, 2013, no. 6, pp. 108-130. (In Russ.)

7. Muranova A.P. [Tax incentives for private business in Brunei Darussalam]. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nye problemy razvitiya = South East Asia: Actual Problems of Development, 2010, no. 15, pp. 226-245. (In Russ.)

8. Leonov S.N., Domnich E.L. [A comparative analysis of institutional components in building a scientific and technological capacity in the Far East of Russia and Northeast Asian countries]. Baikal Research

Journal, 2015, vol. 6, no. 5, p. 2. (In Russ.) Available at: https://clck.ru/A4ds3. doi: 10.17150/2411-6262.2015.6(5).7

9. Malinovskii P.V. Ekonomicheskaya globalizatsiya: tendentsii i problemy (analiticheskii obzor). V kn.: Globalizatsiya: Kontury XXI veka. Referativnyi sbornik. Ser. Global'nye problemy sovremennosti [Economic globalization: trends and challenges (an analytical survey). In: Globalization: contours of the twenty-first century. An abstract collection. Ser. Global issues of the day]. Moscow, ISISS RAS Publ., 2001, p. 5.

10. Akulinin D.Yu. [Legal aspects of tax planning]. Nalogovyi vestnik = Tax Bulletin, 2004, no. 10, p. 131. (In Russ.)

11. Ryumin S.M. [Tax planning: General principles and issues]. Nalogovyi vestnik = Tax Bulletin, 2005, no. 2, p. 123. (In Russ.)

12. Aggarwal A. Impact of Special Economic Zones on Employment, Poverty, and Human Development. Indian Council for Research on International Economic Relations Working Paper, no. 194, 2007. Available at: http://www.democraciaycooperacion.net/IMG/pdf/1-working_paper_194.pdf. (accessed 15 Dec. 2012)

13. Willmore L. Export Processing Zones in the Dominican Republic: A Comment on Kaplinsky. World Development, 1995, vol. 23, iss. 3, pp. 529-535. doi: 10.1016/0305-750X(94)00140-T

14. Basile A., Germidis D. Investing in Export Processing Zones. Paris, OECD Publ., 1985, 52 p.

15. Liuhto K. Special Economic Zones in Russia - What Do the Zones Offer for Foreign Firms? Electronic Publications of Pan-European Institute, 2009, no. 2, pp. 149-164. Available at: http://urlid.ru/anyc.

16. Neucheva M.Yu. Perspektivy razvitiya osobykh ekonomicheskikh zon v Rossii: monografiya [Prospects for the development of Special Economic Zones in Russia: a monograph]. Moscow, MAKS Press Publ., 2011, 153 p.

17. Pavlov P.V. Institut osobykh ekonomicheskikh zon v Rossiiskoi Federatsii: finansovo-pravovye i organizatsionno-ekonomicheskie aspekty funktsionirovaniya: monografiya [The institution of Special Economic Zones in the Russian Federation: financial and legal, and organizational and economic aspects of functioning: a monograph]. Moscow, Magistr, INFRA-M Publ., 2010, 252 p.

18. Karabanova O.V. [Human capital in Technology Innovative SEZ: foreign experience of formation and use].

Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Ser. Ekonomika = Vestnik of Moscow City Teachers' Training University. Ser. Economics, 2011, no. 6, pp. 174-177. (In Russ.)

19. Medzhidov Z.U. [Foreign experience of Special Economic Zones]. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva = Vestnik of Volzhsky University named after V.N. Tatischev, 2016, vol. 2, no. 1, pp. 207-215.

(In Russ.)

20. Aitkhozhina G.S. [Development of tax counseling as a tool to improve the fiscal relations]. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya = Science of the Person: Humanitarian Researches, 2012, no. 2, pp. 27-33. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.