Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2008. № 3. С. 143-145.
© П.Б. Крамынин, 2008 УДК 336.22
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
П.Б. Крамынин
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
In this article shows important moment’s modern market of system, of taxes and way optimize this segment of financial market.
Как всем давно известно, финансовый рынок состоит из 3-х сегментов: валютный рынок, рынок ценных бумаг и кредитный рынок. Между ними нет четкой грани, все три сегмента тесно взаимосвязаны друг с другом. Многие институты финансового рынка функционируют на нескольких или всех его сегментах. Одной из крупнейших составляющих кредитного рынка как раз и является страховой рынок. Он тесно связан со всеми звеньями воспроизводственного процесса и является неотъемлемым элементом экономики, функционирующей на рыночной основе.
В советские годы страхование, как и большинство других сфер, было полностью государственным, и существовало всего две компании: Росгосстрах, а позже из него выделился Ингосстрах для работы с иностранными клиентами. Это обусловливает достаточную неразвитость современного рынка страхования России, но все равно он развивается стабильно, быстро и имеет огромное значение для государства, выступающего как в роли клиента, так и в роли регламентирующего механизма реализации фискальной функции - налоговых поступлений.
Перспективы развития данного рынка необычайно велики. Стоит лишь обратить внимание на Запад, где человек уже не представляет свою жизнь без страхования.
В общем виде страховые продукты можно поделить на страхование «жизни», «не жизни» и «ответственности». Страхование жизни предполагает, что объектом страхования выступает непосредственно жизнь человека, при страховании «не жизни» таким объектом выступает здоровье, обязательное и добровольное медицинское страхование, а в рамках страхования «ответственности» - автогражданская ответственность, профессиональные риски и т. д.
Итак, отечественный рынок страхования имеет хорошие перспективы для развития, регулировать и организовывать цивилизованную работу этого рынка необходимо уже сейчас. Государство активно предпринимает регулирующие меры, например, с 1 июля 2007 г. минимальный уставный капитал для страхователей «не жизни» составил 30 млн руб., для страхователей «жиз-
ни» и «ответственности» - 60 млн руб., для договоров перестрахования - 120 млн руб. Из-за этого нововведения уже лишились лицензии порядка 300 организаций.
Перестрахование - совокупность отношений между страховщиками по страхованию риска. Страховщик, принимая на страхование риск, превышающий его возможности, передает часть риска другому страховщику. Отношения оформляются договором, по которому одна сторона (перестрахователь, или цедент) передает риск и соответствующую часть премии другой стороне (перестраховщику, или цессионарию).
Сейчас на рынке присутствуют 854 страховые организации, из которых примерно 600 развиваются стабильно и имеют высокий уровень платежеспособности. Вследствие конкуренции и кооперации на рынке должны остаться около 500 компаний. Также, по прогнозу Минфина России, к 2010 г. объем совокупной премии достигнет 900 млрд руб. (в 2006 г. - 611 млрд руб., в 2003 г. - 432 млрд руб.). Выплаты составят 650-750 млрд руб. (в 2006 г. - 353 млрд руб., в 2003 г. - 284 млрд руб.), страховые резервы -600 млрд руб. Ссылаясь на экспертные оценки, Минфин России ожидает, что совокупный уставный капитал страховщиков к 2010 г. достигнет 800 млрд руб. (против 155 млрд руб. в конце 2006 г. и 78 млрд руб. в 2003 г.).
Основным налоговым бременем для страховых компаний является налог на прибыль организаций. Налоговая база по этому налогу складывается из разности доходов и расходов страховой организации. Наряду со стандартными видами доходов и расходов для страховой деятельности предусмотрены специфические.
Доходы от страховой деятетельнсти представляют собой: страховые премии (взносы) по договорам страхования, сострахования и перестрахования. При этом страховые премии (взносы) по договорам сострахования включаются в состав доходов страховщика только в размере его доли страховой премии, установленной в договоре сострахования; суммы уменьшения страховых резервов, образованных в предыдущие отчетные периоды с учетом изменения доли пере-
страховщиков в страховых резервах; вознаграждения и тантьемы (форма вознаграждения страховщика со стороны перестраховщика) по договорам перестрахования; вознаграждения от страховщиков по договорам сострахования; вознаграждения за оказание услуг) страхового агента, брокера и т. д.
Любое страхование начинается с заключения договора и уплаты страховой премии. Страховая премия определяет все финансовые показатели деятельности страховщика: напрямую -выручку, страховые резервы, размер активов, принимаемых в покрытие резервов, платежеспособность, а косвенным образом - страховые выплаты, финансовый результат, размер собственных средств страховщика.
К расходам страховых организаций относятся следующие расходы, понесенные при осуществлении страховой деятельности: суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах); суммы отчислений в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат; страховые выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования; суммы страховых премий по рискам, переданным в перестрахование; расходы по оплате организациям или отдельным физическим лицам оказанных ими услуг, связанных со страховой деятельностью (услуг актуариев, медицинского обследования, детективных услуг), услуг специалистов (в том числе экспертов, сюрвейеров, аварийных комиссаров, юристов), привлекаемых для оценки страхового риска, определения страховой стоимости имущества и размера страховой выплаты, оценки последствий страховых случаев, урегулирования страховых выплат, услуг по изготовлению страховых свидетельств, бланков строгой отчетности, квитанций и иных подобных документов и т. д.
Существует ряд особенностей системы налогообложения, наиболее существенными из которых являются: осуществление «щадящей» налоговой политики государства в области страховой деятельности в силу большой социальной значимости страхования; освобождение страховых взносов и выплат страховых организаций от косвенного налогообложения; установление особого порядка налогообложения налогом на прибыль.
В условиях действующей системы налогообложения прибыли страховых компаний уплата налога осуществляется по месту расположения головной организации, т. е. преимущественно в Центральном федеральном округе. Подобная ситуация, в свою очередь, порождает столк-
новение интересов федерального центра и субъектов Федерации, что выражается в создании препятствий для открытия филиалов и их деятельности, а иногда и прямом запрете.
Компенсировать отток денег из региона в центр можно последующей передачей в региональный бюджет части прибыли, полученной компанией. Некоторые компании так и поступают, исчисляя фактическую «региональную прибыль» или рассчитывая ее условно пропорционально собранной премии. Однако в этом случае распределение налоговых поступлений определяется не законодательством, а соглашением сторон, причем каждая из них вправе поступать по-своему.
Существуют следующие концепции, на которые ориентируются при совершенствовании налогообложения страховщиков.
1. Постепенное изменение существующей системы налогообложения страховых организаций в зависимости от выявленных недостатков через изменение состава и методов управления налогообложением страховых организаций;
2. Уничтожение существующей системы налогообложения страховых организаций и создание новой системы налогообложения классического образца либо без учета, либо с учетом сложившейся социально-экономической ситуации в стране;
3. Реформация существующей системы налогообложения посредством совершенствования нормативно-правовой базы за счет регламентирования системы распределительных отношений и контроля всех направлений движения финансовых потоков страховых организаций.
Для проводимой в настоящее время в Российской Федерации налоговой реформы главным является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов. В этом случае основными задачами налоговой реформы должны быть более справедливое распределение налогового бремени, переход к оптимальным налоговым ставкам и общее упрощение налоговой системы. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.
Для совершенствования налогообложения прибыли страховых организаций необходимо уничтожить существующую систему, если можно так ее назвать, и предложить новый налог, плательщиками которого являлись бы только страховые организации.
В этой связи объектам налогообложения предлагается оказание услуг по страхованию, а
налоговая база - это страховые премии, выплачиваемые страховым организациям по договору страхования. Налоговый период - это календарный месяц, ставка налога должна быть дифференцирована в зависимости от вида страхового продукта. Налоговые льготы - это не подлежащие налогообложению страховые взносы на обязательные виды страхования, осуществляемые за счет средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, средств государственных органов исполнительной, законодательной и судебной власти; на обязательное медицинское, социальное и пенсионное страхование. Налог поступает в федеральный бюджет и бюджет субъекта федерации.
Введение данного налога позволило бы привести в надлежащий порядок существующую систему налогообложения прибыли страховщиков в соответствии с классическими образцами.
Также это позволило бы урегулировать противоречия между федеральным центром и субъектами федерации по поводу налоговых поступлений. Также сведет к минимуму возможность страховых организаций уклоняться от уплаты налога на прибыль, так как налогооблагаемой базой по налогу является величина страховых взносов по отдельным направлениям страхования.
Но в любом случае совершенствовать существующее состояние налоговой системы РФ предстоит будущим поколениям, поэтому важно досконально знать современное положение и международный опыт, который можно адаптировать в российских условиях для совершенствования налогового законодательства в целом и по отдельным видам деятельности, рассматриваемым как стратегически важные для экономики и социального развития России.