УДК 336.226 (075.8)
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТСКОЙ
ИНДУСТРИИ Каблов Александр Александрович, аспирант, [email protected],
ФГОУВПО «Росийский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
Almost all types of customer service are intertwined in tourism. Structured on certain indications, they collectively form the tourist industry. Tourism industry combines the means of accommodation, transportation, catering, and entertainment, educational, business, health, sports and other organizations providing excursions and guide service. They distinguished tour operator or travel agent activity.
В туризме переплетены практически все виды обслуживания потребителя. Туристская индустрия совмещает в себе средства размещения, транспортные средства, объекты общественного питания, развлекательные, познавательные, деловые, оздоровительные, спортивные и иные организации, осуществляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. В туристской индустрии выделяют туроператорскую или турагентскую деятельность.
Key words: tourism industry, taxation, value added tax, income tax
Ключевые слова: туристская индустрия, налогообложение, налог на добавленную
стоимость, налог на прибыль
Современная система туризма включает в себя следующие хозяйствующие субъекты:
- фирмы-производители туристских услуг (лечебницы, санатории, здравницы, базы отдыха, деловые консультации и др.);
- фирмы-туроператоры, то есть фирмы по разработке и реализации туристского продукта преимущественно на оптовой основе;
- фирмы-турагенты, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами;
- специализированные фирмы, оказывающие услуги по размещению (в пансионатах, домах отдыха, мотелях, гостиницах, кемпингах и др.);
- специализированные предприятия питания (рестораны, бары, кафе, столовые и др.);
- специализированные транспортные предприятия (авиационные, транспортные, железнодорожные предприятия, а так же предприятия морского и речного транспорта и т.д.);
- предприятия торговли и торговые фирмы, специализирующие на товарах для туристов;
- предприятия сферы досуга в туризме (киноконцертные залы, залы игровых автоматов и др.);
- рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства и бюро, информационно-туристские центры и т.д.);
- государственные предприятия (национальные, региональные, муниципальные предприятия унитарного или акционерного характера, занимающиеся туризмом на коммерческих началах).
В туризме переплетены практически все виды обслуживания потребителя. Структурированные по определенным признакам, они в своей совокупности образуют туристскую индустрию. Туристская индустрия совмещает в себе средства размещения, транспортные средства, объекты общественного питания, развлекательные, познавательные, деловые, оздоровительные, спортивные и иные организации, осуществляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
Как правило, организации туристской индустрии занимаются туроператорской или турагентской деятельностью, а большинство из них - одновременно тем и другим.
Туроператор формирует, продвигает и реализует туристский продукт. Турагент только продвигает и реализует. Следовательно, в процессе туроператорской деятельности представляется пакет услуг, а турагентор только реализует чужие путевки на комиссионной основе.
С момента вступления в силу Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» видами туристской деятельности являются туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.
Турфирма является посредником между потребителем туристских услуг (туристом) и третьим лицом, непосредственно оказывающим потребителю заказанные им услуги (гостиницами, транспортными организациями и т.д.). Сейчас широко распространена точка зрения, что турфирмы продают путевки.
Туристская путевка -- основной документ, выдаваемый при реализации турпродукта потребителю. Путевка является документом, подтверждающим права туриста на предоставление ему услуг, а также обоснованность установленных налоговых льгот для турфирм.
Охарактеризуем особенности налогообложения предприятия туристской индустрии.
1. Налог на добавленную стоимость (НДС). Налог на добавленную стоимость представляет собой косвенный налог. Косвенные налоги не зависят от доходов, они устанавливаются в виде надбавок к ценам или тарифам. Производители и продавцы товаров и услуг реализуют их по ценам с учетом таких надбавок.
Порядок исчисления и уплаты данного налога определен главой 21 Налогового Кодекса РФ «Налог на добавленную стоимость». Организации, осуществляющие туристическую деятельность, являются плательщиками налога на добавленную стоимость на общих основаниях.
Согласно нормам статьи 164 главы 21 НК РФ стоимость туристских и экскурсионных путевок облагается НДС в общеустановленном порядке по ставке 18%. От налогообложения освобождаются только услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха взрослых, а также отдыха и оздоровления детей (в том числе детских оздоровительных лагерей), расположенных на территории РФ. Предоставление этих услуг должно быть оформлено путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности (пп. 18 п. 3 ст. 149 НК). Эти льготы применяются в том случае, если заключен договор между туристом и турфирмой, оформленный в виде туристско-экскурсионной путевки. Туристские услуги должны соответствовать ГОСТ Р50890--94 и быть включены в калькуляцию себестоимости путевки. Калькуляция утверждается руководителем туристского предприятия. Налогом на добавленную стоимость облагаются такие услуги, предоставляемые туристам, как проживание в гостинице, питание, транспортные услуги.
2. Налог на прибыль. Налог уплачивается на общих основаниях, в соответствии с главой 25 НК РФ. Г остиницы и прочие объекты размещения в туризме не имеют льгот по капитальным вложениям как не относящиеся к сфере материального производства.
Прибыль, полученная от осуществления турагентской деятельности, облагается налогом на прибыль по ставке 20%, установленной для налогообложения посреднической деятельности, согласно статье 284 глава 25 НК РФ.
Сумма посреднического вознаграждения включается в валовой доход туристского посредника на общих основаниях, предусмотренных п. 11.3 ст. 11 Закона о прибыли, то есть по первому из событий: зачисление денежных средств на банковский счет комиссионера (поверенного, агента) или по дате фактического оказания посреднической услуги. Такой же порядок увеличения валового дохода применяется в отношении сумм компенсации стоимости расходов, понесенных посредником при выполнении поручения.
Валовые расходы посредника увеличиваются на соответствующие издержки также по общим правилам (по дате списания средств со счета или с датой оприходования товаров, а в случае приобретения результатов работ или услуг - за датой фактического их получения).
Что касается транзитных сумм, то в этом случае так же, как и с НДС, существуют определенные сложности. Если предметом посреднической сделки является имущество, то и его стоимость, а также суммы прочих расходов, связанных с его реализацией третьим лицам, в налоговом учете по налогу на прибыль не отображаются согласно п. 7.9 ст. 7 Закона о прибыли (в отличие от НДС, по которым стоимость товаров и соответствующие средства принимают участие в формировании базы налогообложения).
Литература
1. Васильева М.В. Нормативно-правовое регулирование туристической деятельности в РФ и учет затрат на производство, продвижение и продажу турпродукта туроператорами // Бух. учет и налоги в торговле и общественном питании. 2007. № 3. C. 84--95.
2. Курбангалеева О. Туризм по правилам бухучета [Электронный ресурс] // Расчет. Дата обращения 13.01.2007.
URL:http://www.glavbuh.net/misk deyatel/uchet turfirm/turizm-po-pravilam-buhucheta. Дата обращения 16.03.2010.
3. Порядок формирования туристского продукта. Калькулирование себестоимости туристского продукта [Электронный ресурс] / ЗАО "BKR-Интерком-Аудит" // Audit-it.ru : [сайт]. URL: http://www.audit-
it.ru/articles/account/otrasl/a89Z44657.html Дата обращения 16.03.2010.
4. Учет в туризме [Электронный ресурс] : [список публ.] // LAWLINKS.RU : юрид. портал. СПб., 2006-2009. Дата обращения 16.03.2010.
URL:http://www.lawlinks.ru/all obzors.php?file=30128 Дата обращения 16.02.2010.
5. Павловский Е. Обложение НДС турпутевок // Аудит и налогообложение. 2004. №
7. С. 5—7.
6. Формирование туристского продукта // Аудит и налогообложение. 2005. № 8. С.
27--28.
7. Химченко Г. Бухгалтерский учет при осуществлении туристской деятельности [Электронный ресурс] : фрагмент статьи // Бухучет : практ. еженедельный журн. -2009. № 21 (22).
Ц^: http://uchet.by/number/2009/21/Buhgalterskij uchet pH osuschestvlenii turistsko
і devatelnosti/. Дата обращения 16.03.2010.
8. Шишкоедова Н. Затраты туроператора: бухгалтерский и налоговый учет [Электронный ресурс] // Учет в туристической деятельности. 03.03.2009. Ц^: http://www.fmance-times.щ/text/?stшctre=83&item=1989 Дата обращения 16.03.2010.