Дроздова Е. А., Разумова И. В.
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ - ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ОПЛАЧИВАЕМОМУ ТРУДУ
11. ТРУДОВОЕ ПРАВО; ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.05)
11.1. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ - ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ОПЛАЧИВАЕМОМУ ТРУДУ
Дроздова Елена Анатольевна, кандидат юридических наук, научный сотрудник НИЦ-3 Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России
Разумова Ирина Васильевна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник НИЦ-1 Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России
Аннотация: в статье подробно рассмотрены вопросы налогообложения и социального страхования осужденных иностранных граждан, привлекаемых к оплачиваемому труду. Детально проанализированы нормативные правовые акты, регулирующие рассматриваемую проблематику. Выявлены особенности налогообложения и социального страхования для осужденных иностранных граждан.
Ключевые слова: иностранный гражданин, налогообложение, социальное страхование, осужденные, труд.
FEATURES OF THE TAXATION AND SOCIAL INSURANCE OF CONVICTS -THE FOREIGN CITIZENS ATTRACTED TO A REMUNERATIVE WORK
Drozdova Elena A., PhD in law, Researcher of SIC-3 Work place: Researcher Institute of the FSIN of Russia
Razumova Irina V., PhD in Economy, senior research associate of SIC-1 Work place: Researcher Institute of the FSIN of Russia
Annotation: in article the tax matters and social insurance of the condemned foreign citizens attracted to a remunerative work are in detail considered. The regulatory legal acts regulating the considered perspective are in details analyzed. Features of the taxation and social insurance for the condemned foreign citizens are revealed. Keywords: foreign citizen, taxation, social insurance, convicts, work.
В учреждениях уголовно-исполнительной системы по состоянию на декабрь 2017 года содержалось 28 000 иностранных граждан, что составило 4,6% от общей численности. Согласно статье 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК) осужденные иностранные граждане имеют права и обязанности, установленные международными договорами, законодательством Российской Федерации в сфере указанных правоотношений, со ссылкой на уголовное, уголовно-исполнительное иное законодательство Российской Федерации.
Исследуя вопросы трудоустройства осужденных - иностранных граждан, необходимо определить ограничения уголовно-исполнительного законодательства. Обязанность осужденных трудиться как раз является ограничениями, регламентированными статьей 103 УИК. Лица, осужденные к лишению свободы, являющиеся иностранными гражданами, привлекаются к оплачиваемому труду в общеустановленном порядке, так как уголовно-исполнительное законодательство не рассматривает иностранных граждан как особую категорию осужденных. Тем не менее, такие общие вопросы трудоустройства иностранцев
как достаточность знаний русского языка, подтверждение уровня образования, прохождение профессионального обучения формируют некоторый комплекс проблем еще на стадии принятия решения об их привлечении к общественно полезному труду. В случае положительного решения администрации учреждения и выводе осужденных на оплачиваемые работы, возникает следующий комплекс вопросов - по правильному начислению страховых взносов и удержанию налога на доходы физических лиц.
Анализ действующего законодательства об обязательном страховании позволяет сделать вывод об отнесении иностранных граждан к таким категориям как застрахованные лица и лица, подлежащие обязательному социальному страхованию.
Так, указанная категория лиц, которая постоянно или временно проживает, пребывает на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 7 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ [1], ст. 10 ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ [2], являются застрахованными лицами.
В сою очередь, в соответствии со статьей 2 ФЗ от 29.12.2006 № 255-ФЗ [3], статьей 5 ФЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ [4] ино-
Проблемы экономики и юридической практики
3'2018
странные граждане, в том числе лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду, отнесены к лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В связи с введением в действие новой главы Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК) - глава 34 «Страховые взносы», с 01.01.2017 изменился порядок администрирования страховых взносов. Полномочия администратора вновь возложены на Федеральную налоговую службу, соответственно, отчетность по всем страховым взносам представляется не в страховые фонды, в налоговый орган по месту нахождения учреждения. Исключением являются страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по которым отчетность представляется в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации.
По всем страховым взносам при определении объекта обложения для категории иностранных граждан не установлены какие-либо особенности, поэтому объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в общеустановленном порядке.
Тарифы страховых взносов регламентированы статьей 426 НК, согласно которой установлены следующие размеры: ОПС - 22%; ОСС - 1,8%; ОМС - 5,1%.
Максимальная сумма для исчисления страховых взносов определяется на каждый год, так в 2018 году для пенсионного страхования предельная величина составляет 1 021 000 рублей, т. е. при выплатах более этой суммы страховой тариф уменьшается до 10%. Предельная величина для социального страхования в 2018 году составляет 815 000 рублей, на выплаты более этой суммы страховые взносы на обязательное социальное страхование не начисляются. Так как в учреждениях УИС заработная плата осужденных в основном не превышает установленный минимальный размер оплаты труда, то пониженные ставки при превышении предельной величины, в том числе и для осужденных - иностранных граждан, не актуальны.
В связи с тем, что на социальное страхование для иностранных граждан установлен пониженный тариф, то сумма начислений на обязательное страхование составит 28,9%, а не 30% как на выплаты остальным трудоустроенным осужденным.
В части страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осужденных - иностранных граждан действуют общие нормы законодательства: страховой тариф зависит от класса профессионального риска и может устанавливаться в размере от 0,2% до 8,5%. Учреждения УИС, как правило, относятся к I классу профессионального риска, по которому установлен страховой тариф в размере 0,2% [5].
Таким образом, общая сумма начислений на обязательное страхование трудоустроенных осужденных - иностранных граждан составит 29,1%.
Доходы осужденных - иностранных граждан являются налогооблагаемыми доходами по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ). В налоговом законодательстве введены понятия налоговых резидентов и нерезидентов, что влияет на порядок налогообложения.
В соответствии со статьей 207 НК налоговыми резидентами считаются лица, которые реально находятся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следу-
ющих подряд месяцев. Резидентский статус существенно влияет на размер налоговой ставки. Согласно статье 224 НК налоговая ставка определяется в размере 30 % (вместо 13%) для всех доходов, которые получают физические лица, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации. Ответственность за корректность определения статуса лица возлагается на организацию, т. е. на учреждение.
Установление налогового статуса физического лица - иностранного гражданина производится организацией, самостоятельно исходя из особенностей каждой конкретной ситуации. В этих целях сотрудники бухгалтерии учреждения должны подтвердить налоговый статус документально путем запроса информации в структурных подразделениях учреждения или других организациях, а также у самого осужденного. Документами, подтверждающими статус резидента, могут быть сведения о пересечении границы Российской Федерации, миграционная карта, трудовой договор или договор гражданско-правового характера, сведения о задержании подозреваемого и другие документы.
Рассмотрим порядок удержания НДФЛ на примере.
Пример 1: осужденный М. является иностранным гражданином, прибыл в учреждение 20.03.2018. С 9.04.2018 в соответствии с приказом о привлечении осужденных к оплачиваемому труду приступил к исполнению трудовых функций по должности подсобный рабочий. По материалам личного дела установлено, что документы, подтверждающие нахождение на территории Российской Федерации до дня совершения преступления, отсутствуют, преступление совершено 18.11.2017.
Подтвержденный срок 183 дня пребывания на территории Российской Федерации наступит 19.05.2018, соответственно до этой даты осужденный признается нерезидентом, после - резидентом.
За апрель 2018 года осужденному М. начислена заработная плата в сумме 8659 рублей. Сумма удержанного НДФЛ по ставке 30% составит 2598 рублей.
Если во время привлечения осужденного - иностранного гражданина к оплачиваемому труду изменяется его статус на резидента, то действует особый порядок перерасчета и возврата удержанного НДФЛ за весь налоговый период -календарный год.
Пример 2: Осужденный М. полностью отработал май 2018 года, с 19.05.2018 признан резидентом. За май 2018 года начислена заработная плата в размере 11163 рубля.
НДФЛ должен быть удержан по ставке 13% в размере 1451 рубль, но за апрель 2018 года переплата НДФЛ составила 1472 рубля:
8659 х (30 -13)) /100% = 1472 (рубля).
Поэтому НДФЛ за май 2018 года с осужденного М. не удерживается. Остаток излишне удержанного НДФЛ в сумме 21 рубль (1472 - 1451) должен быть учтен при расчете НДФЛ за июнь 2018 года.
Возможна ситуация, когда осужденный - иностранный гражданин был отстранен от привлечения к оплачиваемым работам до момента изменения его статуса на резидента. В этом случае НДФЛ со всех доходов нерезидента удерживается по ставке 30%.
Пример 3: Осужденный М. отстранен от привлечения к оплачиваемому труду с 18.05.2018. За отработанный период начислена заработная плата в сумме 5587 рублей, удержан НДФЛ -1676 рублей.
Дроздова Е. А., ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
Разумова И. В. СТРАХОВАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ - ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН,
ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ОПЛАЧИВАЕМОМУ ТРУДУ
На основании изложенного следует, что привлечение осужденных - иностранных граждан к оплачиваемому труду имеет некоторые особенности налогообложения и начисления страховых взносов, которые должны учитываться при организации производственного процесса в учреждениях УИС.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 82,22%.
Список литературы:
1. ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс (режим доступа 25.05.2018).
2. ФЗ от 29.11.2010 № З26-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс (режим доступа 25.05.2018).
3. ФЗ от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // СПС КонсультантПлюс (режим доступа 25.05.2018).
4. ФЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // СПС КонсультантПлюс (режим доступа 25.05.2018).
5. ФЗ от 31.12.2017 № 484-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» // СПС КонсультантПлюс (режим доступа 25.05.2018).
6. Мельник М.С., Причина О.С., Орехова В.Д., Бондарчук Н.В. Приоритеты государственного регулирования денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики до 2020 г. // Проблемы экономики и юридической практики. №2. 2018. С. 41-46.
РЕЦЕНЗИЯ
Рецензируемая статья связана с особенностью налогообложения и социального страхования осужденных иностранных граждан, привлекаемых к оплачиваемому труду и, безусловно, вопросы поднятые авторами в статье являются весьма актуальными.
В статье анализируются нормативные правовые акты и иллюстрируются отличия налогообложения и социального страхования в отношении иностранных граждан в Российской Федерации.
Поднятая проблема, также нуждается в рассмотрении и в виду того, что в учреждениях уголовно-исполнительной системы по состоянию на декабрь 2017 года содержалось 28000 иностранных граждан, что составило 4,6% от общей численности осужденных.
Дроздова Е.А. и Разумова И.В. рассмотрели проблематику не только с позиции Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, но и проанализировали Налоговый кодекс Российской Федерации, а также Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Федеральный закон «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», что свидетельствует о проработке вопроса.
В статье прослеживается логическая цепочка изложения материала, авторы делают выводы и указывают на необходимость учета особенностей налогообложения и начисления страховых взносов при привлечении осужденных иностранных граждан к оплачиваемому труду, которые должны учитываться при организации производственного процесса в учреждениях УИС.
Вывод: статья Дроздовой Е.А., Разумовой И.В. может быть рекомендована к опубликованию в «Проблемах экономики и юридической практики».
Главный научный сотрудник НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России,
доктор юридических наук, профессор
С.М. Колотушкин