Список литературы:
1. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 13.07.2015) «О банках и банковской деятельности»;
2. Материалы Министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан, 2017-2018 гг. (http://www.minec-rd.ru);
3. Материалы Агентства по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан, 2018 - 2019 гг. (http://mspinvestrd.ru);
4. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации // http://www.cbr.ru;
5. http://www.banki.ru
УДК: 336.227.1 ББК: 65.261
Абдулманапов Пирмагомед Габибуллаевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Налоги и налогообложение», Дагестанский государственный университет народного хозяйства; старший научный сотрудник, Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук Абасова Хабсат Узеровна - младший научный сотрудник, Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук
Abdulmanapov Pirmagomed Gabibullaevich - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Taxes and Taxation, Dagestan State University of National Economy; Senior Researcher, Institute of Social and Economic Research, Dagestan Scientific Center, Russian Academy of Sciences
Abasova Khabsat Uzerovna - m of N ofpage, Institute of Social and Economic Research, Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ
FEATURES OF THE TAXATION OF INCOME OF THE INTERNATIONAL LABOUR MIGRANTS
В исследовании обобщены основные приемы государственного регулирования налогообложения доходов наемных работников от трудовой деятельности за границей с целью анализа возможности их использования в российской практике.
Утверждается, что механизмы противодействия международному двойному налогообложению должны быть закреплены в налоговых соглашениях. Именно налоговые соглашения способствуют достижению согласованной позиции государств по вопросам налогообложения. При этом в таких соглашениях должны быть четко прописаны права государства резидентства и государства-источника дохода по взиманию налогов, а также термины, необходимые для установления прав государства по налогообложению, методы, которые государства будут применять для целей устранения двойного налогообложения.
Ключевые слова: миграция, международная трудовая миграция, нерезидент, налог, избежание двойного налогообложения, НДФЛ.
In a research the main methods of state regulation of the taxation of income of hired workers from work abroad for the purpose of the analysis of a possibility of their use in the Russian practice are generalized.
It is claimed that mechanisms of counteraction to the international double taxation have to be enshrined in tax agreements. Tax agreements promote achievement of the coordinated position of the states on the taxation. At the same time in such agreements the rights of the state of residence and the state source of income have to be accurately determined by collection of taxes and also the terms necessary for establishment of the rights of the state on the taxation, methods which the states will apply for elimination of the double taxation.
Keywords: migration, international labor migration, nonresident, tax, avoidance of the double taxation, personal income tax.
Введение. В последнее время из-за процессов глобализации и усиления трудовой мобильности населения государства все чаще становятся участниками отношений, связанных с международным налогообложением, когда выясняется вопрос о законности взимания государством налогов с доходов иностранных граждан (как резидентов с объектами налогообложения за границей, так и нерезидентов с объектами налогообложения на территории государства). Поскольку налоговая независимость, которой страны оправдывают свое уникальное право проводить налогообложение в силу различного рода критериев, продолжает по настоящее время исполнять важную роль, вопросы международного двойного налогообложения остаются актуальными и касаются интересов всего мирового сообщества.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теоретических положений, нормативно-правового материала, мирового опыта в сфере международного налогообложения продемонстрировать целесообразность комплексного подхода к разрешению проблем двойного налогообложения международных трудовых мигрантов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения экономической теории и теории налогов. В процессе решения поставленных задач применялись такие методы научного познания, как наблюдение (статистические), анализа и синтеза, группировки, сравнения и обобщения. Обоснование положений и выводов осуществлено за счет применения логического, исторического, сравнительно-правового, социологического, юридического и иных методов исследования. В работе использованы труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области теории и практики налогообложения физических лиц, социально-экономической стратификации общества, законодательные и нормативные акты по налогообложению, материалы периодических изданий, научных конференций. Информационную базу исследования составили справочно-статистические данные Федеральной налоговой службы России, Федеральной службы государственной статистики России.
Результаты. За постсоветский период миграционная активность населения России существенно усилилась. С каждым годом увеличивается доля трудовых ресурсов, которые трудятся и зарабатывают деньги
не только внутри страны, а под разными причинами выезжают на работу в соседние государства. Кроме как на работу, российские граждане временно уезжают заграницу по договорам о научных стажировках, обмену студентов, при участии в научных исследованиях, проводимых на территории других государств. Только за 2017 год по причине, связанной с работой, выехали за границу 1186 россиян, из которых в страны СНГ 383 человека. В тоже время Россия остается привлекательной территорией для приезда на работу для иностранных граждан. Так, в 2017 г. в нашу страну прибыло около 106 тыс. трудовых мигрантов из-за рубежа, в том числе 90 тыс. человек из стран СНГ (см. таблицу 1).
В связи с чем, актуальным становится исследование такого действенного механизма государственного управления, как налогообложение доходов физических лиц в целях избежания двойного налогообложения и уклонения от уплаты налогов.
Таблица 1
Распределение мигрантов в возрасте 14 лет и старше по причинам смены места жительства и гражданству по Российской Федерации в
2017 году [12]
Число в том числе: Число выбывших -всего в том числе:
прибывших - всего граждане России иностранные граждане граждане России иностранные граждане
Вся мигра- 3992840 3595961 389549 3807866 3487257 311274
ция - всего
Междуна- 533 265 167752 363696 348291 59051 285412
родная миграция -всего
в том числе 121187 15122 105852 1216 1186 26
в связи с работой
Миграция 472760 153969 317302 294475 46601 244633
со странами СНГ -
всего
в том числе 104137 13940 90003 404 383 20
в связи с работой
Большинство прибывающих мигрантов трудоспособного возраста устраиваются на работу в России и получают доход, который подлежит налогообложению. По данным Налоговой службы России за 2016 г. в нашей стране получали доходы около 1,7 млн. иностранных граждан. Их совокупный доход в 2016 г. превысил 505 млрд. рублей (см. таблицу 2).
Таблица 2
Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на доходы физических лиц за 2016 год, представленным налоговыми агентами по со-
стоянию на 03.04.2018 г. [5]
Количество иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших доходы (чел) 1662667
Общая сумма дохода иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших доходы за 2016 год (руб.) 505413733793,39
В то же время, российские граждане, уезжающие за рубеж в целях трудоустройства, должны самостоятельно рассчитать и выплатить в
пользу российского бюджета налог с доходов физических лиц в соответствии со ставкой 13%. Но при этом должны учитываться такие обстоятельства, как наличие соглашения между Российской Федерацией и иностранным государством, на территории которой получены доходы, об избежании двойного налогообложения, так-так, если международным соглашением об избежании двойного налогообложения обозначены другие правила налогообложения полученного дохода, то применяются правила международных соглашений.
Двойное налогообложение и уклонения от уплаты налогов с доходов международных трудовых мигрантов возникают по причинам различия в налоговых законах разных стран мира. В налоговых правилах определяется право всякого государства брать налоги, устанавливаются границы налоговой юрисдикции, правила налогообложения. Учитывая тот факт, что любое государство пытается отстоять свою налоговую независимость, данные вопросы, касающиеся справедливости налогообложения международных трудовых мигрантов, затруднительно обеспечить в одностороннем порядке. Необходим системный подход к рассмотрению существующих у стран инструментов и средств предотвращения или исключения двойного налогообложения, обнаружения и блокирования попыток уклонения от уплаты налогов. Кроме того целесообразно стимулировать разработку мер более действенного регулирования подобных налоговых проблем. Чаще всего случаи двойного обложения доходов физических лиц не являются справедливыми, они тормозят деловую активность и трудовую мобильность населения, мешают международной трудовой миграции.
Проблемы двойного налогообложения и утечки капиталов с целью избежания налогообложения были актуализированы в 1923 году на Генуэзской международной финансовой конференции. Участниками данной конференции было заявлено об оказании негативного влияния перечисленных проблем на экономическое развитие стран, и констатирована неспособность государств в одностороннем порядке регулировать их. В нашей стране вопросы двойного налогообложения начали рассматривать ученые М.Д. Загряцков и Н.А. Падейский, исследовавшие аспекты лоббирования интересов советских хозяйствующих органов, функционирующих за границей [3, 6].
Под эгидой Лиги Наций в 1928 году были разработаны и приняты четыре модели конвенций, которые и послужили началом сотрудничества государств в налоговой сфере:
- об избежании двойного налогообложения прямыми налогами;
- об избежании двойного обложения налогами на наследства;
- об административной помощи по вопросам налогообложения;
- о помощи в сборе налогов.
После этого многие страны приступили к разработке и заключению специальных налоговых международных соглашений, где особенное внимание уделялось соглашениям об избежании двойного налогообложения. Главной целью заключения таких соглашений было урегулирование возникающих разногласий и противоречий внутренних законов государств, пытающихся взыскать налоги с одного и того же лица или его дохода. В итоге из-за противоречий законов несут издержки как страны, так и несущие бремя многократного налогообложения физические лица.
Руководитель организации после того, как нанимает персонал, становится налоговым агентом всех своих сотрудников. При этом он
осознает, что в его профессиональные компетенции добавляется уплата за работников социальных взносов. В этом отношении гражданство наемного работника не играет никакой роли. Для менеджера важен не столько момент, какие налоги платит организация за иностранного работника, а то, когда начинать это делать и какие ставки применять. Разница в налогообложении доходов работника-соотечественника и иностранца состоит в том, что к зарплате россиянина всегда применяются одни и те же ставки, вне зависимости от факта его постоянного проживания на родине. Для прибывшего в Россию иностранного мигранта важен приобретаемый им статус: при въезде в страну и дальнейшем пребывании в стране.
Определять статус иностранного гражданина необходимо для дифференцированного подхода к установлению налоговой ставки, так как в зависимости от статуса устанавливается различная налоговая ставка в отношении выплачиваемого ему работодателем дохода. По общепринятым нормам, обозначенным налоговым законодательством, ставка НДФЛ зависит он налогового статуса работника - если он является налоговым резидентом (фактически находится в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев) [4], то налоговая ставка устанавливается в размере 13%, если работник резидентом не является (соответственно не находится на территории РФ указанное количество времени), налоговая ставка устанавливается в размере 30% [4] (см. таблицу 3).
Таблица 3
Ставки налогообложения при приеме на работу иностранцев
Статус работника Резидент либо с разрешением Нерезидент
на проживание либо временно пребывающий в РФ
Приглашенные из визовых 13% с пересчетом ранее упла- 30%
стран ченных 30%
Высококвалифицированные 13% 13%
специалисты (ВКС)
Приезжие из стран по безви- 13% с вычетом за оплату па- 13%
зовому режиму тента
Граждане стран ЕАЭС 13% 13%
Вместе с тем, в самом Налоговом Кодексе России определены категории иностранных граждан, не являющихся резидентами, но, тем не мене, в отношении которых налоговая ставка относительно доходов от трудовой деятельности вне зависимости от времени фактического пребывания на территории России будет составлять 13%. К ним относятся, в первую очередь, иностранные высококвалифицированные специалисты (статус ВКС подтверждается имеющимся разрешением на работу в высокотехнологичной отрасли производства, полученного от миграционной службы) [8].
Следующая категория иностранных граждан, доходы которых облагаются налогом по ставке 13%, это участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членов их семей, совместно переселившихся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. Кроме того, к данной категории относятся иностранные граждане, признанные беженцами или получившие
временное убежище на территории Российской Федерации, и иностранные граждане, работающие в России на основании патента.
Помимо указанных категорий иностранных граждан, статус которых определен Налоговым Кодексом, в отношении следующих категорий мигрантов налоговая ставка также составляет 13%:
- граждане государств - участников Договора о Евразийском Экономическом Союзе (граждане Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии);
- иностранные граждане, получившие вид на жительство или разрешение на временное проживание в Российской Федерации [7].
Такое льготное налогообложение обосновано для иностранных работников следующим образом: перечисленные категории мигрантов обязаны каждый год подтверждать факт своего проживания на территории Российской Федерации посредством заполнения установленного уведомления в миграционную службу. В данном уведомлении вносится информация о времени выезда из страны и возвращения обратно в течение календарного года. Если окажется, что трудовой мигрант находился за пределами территории России боле чем 6 месяцев, то выданное ему разрешение на временное проживание или вид на жительство аннулируется [9]. Таким образом, в случае, когда иностранный гражданин обладает действительным видом на жительство или разрешением на временное пребывание, то он находится в России в течение времени, которое достаточно для того, чтобы стать налоговым резидентом и чтобы к нему применялись такие же условия налогообложения, как для резидентов.
Для остальных трудовых мигрантов из-за границы, получающих облагаемые налогом доходы в России, при каждом случае начисления и выплаты заработной платы работодатель должен учитывать их налоговый статус. Это:
- иностранцы, работающие в России на основании разрешения на работу (но не являющиеся ВКС). В том числе иностранцы-в изовики, получившие разрешение на работу в рамках квоты или по внеквотные должности;
- граждане Таджикистана, получившие в 2015 году разрешение на работу сроком на 3 года (в рамках Соглашения между нашими странами о трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого);
- иностранные студенты-очники, получившие разрешение на работу в порядке статьи 13.4 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Налог на доходы физических лиц в отношении иностранных граждан, которым в силу Закона не требуется получать разрешение на работу или патент, также осуществляется посредством определения статуса резидент-нерезидент. К ним относятся преподаватели, иностранные студенты, работающие в дни каникул и прочие категории мигрантов, перечисленные в п. 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (за исключением получивших разрешение на временное пребывание, вид на жительство, удостоверение беженца, временное убежище или свидетельство участника Госпрограммы переселения соотечественников).
Типовой договор Организации экономического сотрудничества и развития используется в качестве базы для разработки договоров об избежании двойного налогообложения чаще всего в европейских странах, в то время как типовой договор ООН применяется при составлении договоров об избежании двойного налогообложения между экономически развитыми и отстающими странами.
Различия данных договоров заключаются в том, что в них используются различные методы избежания двойного налогообложения. По типовому договору США для избежания двойного налогообложения применяется кредитный метод, по типовому договору ОЭСР и метод освобождения от уплаты налога и кредитный метод [13]. Типовой договор ОЭСР распространяет свое действие в отношении подоходного налога на территории всего государства, без учета местной налоговой юрисдикции, а по типовому договору США действие договора не распространяется на законы штатов о подоходном налоге.
Все международные договоры в налоговой сфере непременно включают в себя механизм исключения двойного налогообложения. Сущность данного соглашения сводится к тому, что если лицо с постоянным местопребываниемв одном из договаривающихся государств получает доход, который в соответствии с положениями подписываемого соглашения может облагаться налогом в другом договаривающемся государстве, например, заработную плату, то сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в этом другом договаривающемся государстве, может быть вычтена из налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом в первом договаривающемся государстве. Однако такой вычет, как правило, не должен превышать сумму налога первого договаривающегося государства на такой доход, рассчитанную в соответствии с его налоговым законодательством и правилами.
Уплаченные физическим лицом, являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, за ее пределами в соответствии с законодательством других государств суммы НДФЛ с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения.
Физическому лицу, претендующему на освобождение от уплаты налогов, получение налоговых вычетов или иных привилегий от уплаты НДФЛ, проведение зачета, необходимо представить в Федеральную налоговую службу письменное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Россия заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Кроме того, необходимы документы о полученном доходе и об уплате им НДФЛ за пределами Российской Федерации, подтвержденные налоговым органом соответствующего иностранного государства. Таким образом, международный договор (соглашение), ратифицированный в установленном порядке сторонами, заключившими этот договор, имеет приоритет над национальным законодательством. Причем этот порядок распространяется на все соглашения об избежании двойного налогообложения.
Устранение двойного налогообложения достигается тем, что каждое государство позволяет физическим лицам с постоянным местопребыванием в нем применять в качестве зачета против налога на дохо-
ды подоходный налог, уплаченный другому государству такими лицами с постоянным местопребыванием.
Заключение. Подводя итоги, отметим, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Доходы, полученные за границей российскими гражданами, являющимися налоговыми резидентами России, подлежат налогообложению в следующем порядке:
- если с иностранным государством заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, то сумма налога, подлежащая уплате в Российской Федерации, уменьшается на сумму налога, фактически уплаченного гражданином в соответствии с законодательством иностранного государства;
- если с иностранным государством не заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, то фактически уплаченная иностранному государству сумма налога не засчитывается при определении суммы налога, подлежащей уплате в России.
Механизмы противодействия международному двойному налогообложению должны быть закреплены в налоговых соглашениях. Именно налоговые соглашения способствуют достижению согласованной позиции государств по вопросам налогообложения. При этом в таких соглашениях должны быть четко определены права государства рези-дентства и государства-источника дохода по взиманию налогов, а также термины, необходимые для установления прав государства по налогообложению, методы, которые государства будут применять для целей устранения двойного налогообложения.
Список литературы:
1. Абдулманапов, П.Г. Роль миграции в обеспечении регионального развития // Вопросы структуризации экономики. - 2012. - № 3. - С. 45-49.
2. Абидов, М.Х. Современные подходы к формированию миграционной политики в России // УЭПС: Управление, экономика, политика, социология. - 2015. - №1. - С. 80-84.
3. Загряцков, М.Д. Проблема двойного налогообложения в послевоенной литературе // Вестник финансов. - 1929. - № 7.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/.
5. Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на доходы физических лиц за 2016 год, представленным налоговыми агентами по состоянию на 03.04.2018 г. // https://www.nalog.ru/rn05/
6. Падейский, Н. А. Двойное обложение как международная финансово — правовая проблема // Вестник финансов. - 1929. - № 11, - № 11-12.
7. Письмо Минфина от15.08.2005 № 03-05-01-03/82 «О порядке взимания налога на доходы физических лиц с граждан Республики Беларусь»
8. Письмо ФНС России от 26.04.2011 № ке-4-3/6735 «О порядке применения отдельных положений Федерального закона от 19.05.2010 № 86-ФЗ»
9. Пункт 11 части 1 статьи 7 и пункт 11 части 1 статьи 9 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
10.Рязанцев, С.В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия и подходы к регулированию. - М.: Формула права, 2007. - 576 с.
11.Хаджалова, Х.М. Оценка социально-экономического развития регионов СКФО в аспекте обеспечения высокого уровня качества жизни // УЭПС: Управление, экономика, политика, социология. - 2015. - №1. - С. 91-104.
12. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2017 году (статистический бюллетень). - Москва, 2018.
13.ScaarAA. Permanent Establishment. Deventer, Boston, 1991.
14.Taxation. U.N. Conference on Trade and Development N.Y, Geneva, 2000.
15.Vogel K. Double Taxation Conventions. 2nd. Edition. Юuweг. Deventer, 199.
УДК: 336.711 ББК: 65.262
Магомедова Джума Магомедовна - старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит», Дагестанский государственный университет народного хозяйства
Magomedova Dzhuma Magomedovna - Senior Lecturer of the Department «Finance and Credit», Dagestan State University of National Economy
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE BANKING SYSTEM OF RUSSIA IN MODERN CONDITIONS
Развитие банковского сектора России в последние годы в целом отражает состояние российской экономики. Низкие темпы корпоративного и розничного кредитования не способствуют экономическому росту. Создание стабильной банковской системы и повышение уровня ее финансовой устойчивости будет, несомненно, способствовать улучшению развития промышленности, малого и среднего бизнеса, международных отношений, повышению уровня благосостояния отдельных граждан, что, в конечном итоге, приведет к улучшению макроэкономических показателей.
Ключевые слова: банковский сектор, западные санкции, рентабельность банков, корпоративное кредитование, розничное кредитование, потребительский кредит, финансовая устойчивость.
The development of the banking sector in Russia in recent years as a whole reflects the state of the Russian economy. Low rates of corporate and retail lending do not contribute to economic growth. Creating a stable banking system and improving its financial sustainability will undoubtedly contribute to improving the development of industry, small and medium-sized businesses, international relations, improving the welfare of individual citizens, which ultimately will lead to improved macroeconomic indicators.