УДК 631.412 Е.В. Юдина
ОСОБЕННОСТИ НАКОПЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ
В ПОЧВАХ ГОРОДА АБАКАНА
E.V. Yudina
THE FEATURES OF HEAVY METALS ACCUMULATION AND ALLOCATION
IN THE SOILS OF ABAKAN
Юдина Е.В. - советник отдела регионального государственного экологического надзора и анализа состояния окружающей среды Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия, г. Абакан. E-mail: elena [email protected]
Тяжелые металлы являются индикаторами техногенного загрязнения городской почвы, в связи с чем изучение особенностей их накопления и распределения является приоритетным направлением современных исследований почвенного покрова урбоэкосистем. Загрязнение городских почв тяжелыми металлами среды в основном связано с их аэрогенным поступлением в результате эксплуатации автотранспорта. По сравнению с традиционным подходом к изучению загрязнения городских почв, подразумевающим анализ содержания тяжелых металлов в верхних почвенных горизонтах до глубины 0-10 см, подход, предусматривающий определение содержания тяжелых металлов в почвенном профиле с учетом факта неравномерного распределения тяжелых металлов и концентрации их на различных геохимических барьерах, представляется более целесообразным. При анализе содержания тяжелых металлов в верхних горизонтах почв города Абакана выявлено значительное превышение содержания подвижных форм Zn относительно фонового содержания и ПДК в 680,2 и 10,9 раз соответственно. Установлен факт неравномерного распределения тяжелых металлов в почвенном профиле, что подтверждает целесообразность подхода к оценке загрязнения городских почв путем определения средних концентраций металлов. При анализе средних показателей содержания валовых и подвижных форм тяжелых металлов (Pb, Cd, Cu, Zn) в почвенных профи-
Yudina E.V. - Adviser, Department of Regional State Ecological Supervision and Analysis of the Environment State, Ministry of Industry and Natural Resources, the Republic of Khakassia, Abakan. E-mail: [email protected]
лях на исследуемых участках установлена прямая зависимость их содержания от степени транспортной нагрузки. При рассмотрении почвенных физико-химические свойств отмечен факт существенного влияния показателей рН, содержания гумуса, емкости катионного обмена, гранулометрического состава на концентрацию тяжелых металлов в почвенном профиле, что обуславливает формирование горизонтов с особыми физико-химическими условиями (геохимические барьеры), когда можно наблюдать явление аккумуляции тяжелых металлов в отдельных горизонтах почв.
Ключевые слова: городская почва, урбано-земы, техногенное загрязнение, автотранспорт, тяжелые металлы, геохимический барьер.
Heavy metals are indicators of technogenic pollution of urban soil, that is why, the research of its accumulation and allocation is paramount for modern researches of a soil cover of urboecosystem. The pollution of urban soil with heavy metals of the environment is basically connected with its aero-genic inflow as a result of vehicle maintenance. As compared with the traditional approach to researching of urban soil's pollution involving the analysis of a content of heavy metals in upper soil horizons to a depth of 0-10 cm, the approach which concerning a determination of heavy metal content of soils in soils cross section consistent with nonuniform distribution of heavy metals and it's concentration on different geochemical barriers, appears more
efficient. A significant excess of mobile fraction of heavy metals content have been identified by the analysis of heavy metal content of soils in soils cross section of Abakan regarding the content of chemicals in soil in areas which is not exposed to technogenic impact and maximum permissible concentration exceed 680.2 and 10.9 times. The fact of an nonuniform distribution of heavy metals in soils cross section have been established the so it's confirms the efficient of approach to appreciation of pollution of an urban soil by determination of average concentration of metals. Direct relation of their proportion of a load traffic ratio have been arranged by analysis of an average index of a proportion of a gross and mobile fraction of heavy metals (Pb, Cd, Cu, Zn) in soils cross section on a survey plot. The fact of significant influence of the indexes pH, humus content, cation exchange capacity, granulo-metric composition on a concentration of heavy metals in a soils cross section have been noted under inspection soil's physicochemical properties it follows formation of horizons with special physicochemical conditions (geochemical barriers), when you can see the accumulation of heavy metals in particular soil horizons.
Keywords: urban soil, urbanozyom, technogen-ic pollution, motor transport, heavy metals, geo-chemical barrier.
Введение. Интенсификация процессов антропогенного воздействия на экосистемы городов обуславливает необходимость изучения состояния базового компонента урбоэкосистемы -городской почвы. В условиях городской среды антропогенное воздействие становится преобладающим над естественными факторами почвообразования, обуславливая формирование специфических типов почв и почвоподобных тел [1].
Многолетняя антропогенная нагрузка, связанная с развитием промышленных мощностей, ростом площадей, занятых жилой застройкой, увеличением транспортного потока на городских автомагистралях, нарушает способность городских почв выполнять свои экологические функции [2, 3].
Загрязнение почв города Абакана в основном связано с аэрогенным поступлением загрязняющих веществ, в том числе тяжелых металлов, в результате эксплуатации автотранспорта [4].
Тяжелые металлы служат индикаторами техногенного загрязнения городской почвы, которая, являясь основной депонирующей геохимической системой селитебных ландшафтов, сама, в свою очередь, может стать вторичным источником загрязнения атмосферы, вод и городской растительности, в связи с чем изучение особенностей их накопления и трансформации является приоритетным направлением современных исследований почвенного покрова ур-боэкосистем [5, 6].
Цель исследования: изучить особенности накопления и распределения тяжелых металлов в почвах города Абакана.
Задачи исследования: проанализировать зависимость содержания тяжелых металлов в почвенном профиле от интенсивности транспортной нагрузки на исследуемый участок; выявить закономерности накопления и распределения тяжелых металлов в почвенном профиле, в том числе с учетом отдельных почвенных характеристик.
Объект и методы исследования. Объектами исследования явились почвенные разрезы, заложенные в непосредственной близости от автомагистралей на участках с различной интенсивностью транспортной нагрузки. Все почвенные образцы были отобраны и подготовлены согласно стандартным методикам отбора и подготовки проб (ГОСТ 17.4.3.01-83, ГОСТ 17.4.4.02-84, МУ 2.1.7.730-99).
В почвенных образцах были определены следующие показатели: содержание органического вещества по методу Тюрина в модификации ЦИНАО (ГОСТ 26213-91), рН водной вытяжки (ГОСТ 26423-85), емкость катионного обмена (ГОСТ 17.4.4.01-84), гранулометрический состав (ГОСТ 12536-2014). Валовые и подвижные формы тяжелых металлов (РЬ, С^ Си, Zn) определялись методом атомно-абсорбционной спектрометрии на спектрометре «КВАНТ-АФА».
Результаты исследования. Исследования проводились на территории города Абакана в августе 2015 г. на 4 экспериментальных участках. Выбор участков был обусловлен наличием обнаженных в результате инженерно-строительных работ почвенных профилей глубиной до 1,5-2,0 м, расположенных вблизи автомагистралей, с учетом интенсивности транспортной нагрузки на данный участок дорожной сети.
Интенсивность транспортной нагрузки определялась путем учета количества автотранспорта, проследовавшим по перегону за определенный промежуток времени. Под перегоном следует понимать участок дороги, ограниченный с обеих сторон перекрестками, по которой осуществляется движение автомобильного транспорта [7].
Оценка интенсивности транспортной нагрузки на экспериментальных участках осуществлялась за временной отрезок 20 минут в разные часы в течение суток, в течение недели, с учетом видовой структуры автотранспорта. По результатам оценки интенсивности транспортной нагрузки условно выделены 4 степени нагрузки (I - очень высокая, II - высокая, III - средняя, IV - низкая) (табл. 1).
Таблица 1
Ранжирование экспериментальных участков по интенсивности транспортной нагрузки
Местонахождение/ координаты участка Интенсивность транспортного потока за 20 мин в течение суток, ед/ч Общая интенсивность, ед/ч Общая интенсивность, ед/сут Степень транспортной нагрузки
Время, ч Вид автотранспорта
Легковой Грузовой Автобусы
Участок № 1, кольцевая развязка ул. Некрасова/ ул. Крылова, 53.7324, 91.4130 08-00-09-00 708 61 3 2316 8583 I
12-00-13-00 537 70 2 1827
15-00-16-00 518 30 0 1644
17-00-18-00 545 28 1 1722
20-00-21-00 275 4 0 837
24-00-01-00 79 0 0 237
Участок № 2, перекресток ул. Ярыгина/ ул. Кирова, АЗС, 53.7269, 91.4314 08-00-09-00 548 8 2 1674 6342 III
12-00-13-00 571 4 1 1728
15-00-16-00 302 0 0 906
17-00-18-00 506 2 0 1524
20-00-21-00 142 0 0 426
24-00-01-00 28 0 0 84
Участок № 3, перекресток ул. Кирова/ ул. Трудовая, 53.7262, 91.4249 08-00-09-00 75 1 0 228 837 IV
12-00-13-00 61 0 0 183
15-00-16-00 41 0 0 123
17-00-18-00 64 0 0 192
20-00-21-00 28 0 0 84
24-00-01-00 9 0 0 27
Участок № 4, ул. Аскизская, 53.6995, 91.4185 08-00-09-00 656 28 43 2181 8097 II
12-00-13-00 541 24 36 1803
15-00-16-00 434 12 30 1428
17-00-18-00 590 16 38 1932
20-00-21-00 161 1 14 528
24-00-01-00 75 0 0 225
В видовой структуре автотранспорта на исследуемых участках преобладают легковые автомобили, на их долю приходится 91-99 %, остальную часть составляют автобусы и грузовой транспорт.
Максимальная транспортная нагрузка наблюдается на участке № 1, что обусловлено ее значением в инфраструктуре города как транспортной магистрали, по которой осуществляется основное движение в городе. Ми-
нимальная интенсивность на участке № 3 объясняется тем, что эта улица имеет второстепенное значение в городском движении транспорта. Суточный максимум интенсивности транспорта наблюдается в период с 7 до 8 часов на всех участках, что связано с началом рабочего дня.
По морфологическому строению почвы на исследуемых участках можно отнести к группе урбаноземов, представляющих собой антропогенно-глубоко-преобразованные почвы, в которых урбиковый горизонт (и) имеет мощность более 50 см [1].
Традиционные подходы к изучению загрязнения городских почв подразумевают анализ содержания тяжелых металлов в верхних почвенных горизонтах до глубины 0-10 см, однако такой подход позволяет оценить только аэраль-
ное поступление поллютантов, без учета факта неравномерного распределения тяжелых металлов, концентрации их на различных геохимических барьерах, в связи с чем более целесообразным представляется подход c определением содержания тяжелых металлов в почвенном профиле [8].
На основе данных анализа содержания тяжелых металлов проведена оценка химического загрязнения почв города Абакана с учетом фоновых значений (для почв сельскохозяйственных угодий, по данным ФГБУ «Государственная станция агрохимической службы "Хакасская"»), установленных ПДК (ГН 2.1.7.2041-06), ОДК (ГН 2.1.7.2511-09) и кларками почв населенных пунктов [6] (табл. 2).
Таблица 2
Оценка загрязнения тяжелыми металлами почвенных горизонтов
Номер Кратность превышения фонового содержания/ПДК/ОДК/кларка
Си РЬ Сс1
я я я я
почвенного я аа а на я аа а на я аа а на я аа а на
горизонта о сх ло жм ^ о. о сх ло жм ^ с о сх ло жм ^ с о сх ло жм ^ с
аф т ^ одв фо аф т ^ одв фо аф т ^ одв фо аф т ^ одв фо
П П П П
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Профиль № 1
У 1 2,62/3,64 680,2/10,9 0,16/0,54 1,51/1,1 0,55/0,13/0,32 33,05/5,52 0,08/0,19 2,72
У 2 0,90/1,25 28,86/0,46 0,21/0,72 2,00/0,14 2,08/0,51/1,21 2,42/0,40 0,13/0,28 1,97
и 3 0,12/0,17 6,56/0,11 0,09/0,30 1,52/0,10 0,08/0,02/0,05 1,13/0,19 0,08/0,17 1,83
и 4 0,20/0,28 1,06/0,02 0,15/0,52 2,72/0,19 0,18/0,04/0,10 1,12/0,19 0,04/0,09 0,17
У 5 0,18/0,25 0,36/0,01 0,14/0,48 3,93/0,27 0,17/0,04/0,10 1,44/0,24 0,02/0,05 0,50
Профиль № 2
и 1 0,18/0,25 25,47/0,41 0,12/0,39 3,10/0,21 0,23/0,06/0,14 1,72/0,29 0,07/0,14 0,24
и 2 0,11/0,15 2,90/0,05 0,06/0,19 1,36/0,09 0,08/0,02/0,05 0,325/0,05 0,02/0,04 0,52
и 3 0,77/1,07 76,99/1,24 0,18/0,61 3,93/0,27 0,50/0,12/0,28 1,69/0,28 0,09/0,21 1,05
У 4 0,26/0,36 19,02/0,31 0,14/0,49 3,98/0,27 0,75/0,18/0,44 2,51/0,42 0,05/0,10 1,30
Профиль № 3
и 1 0,24/0,33 32,57/0,52 0,11/0,13 2,65/0,18 0,20/0,05/0,12 1,46/0,24 0,05/0,1 0,98
и 2 0,25/0,35 0,58/0,01 0,07/0,22 2,20/0,15 0,04/0,01/0,03 0,22/0,04 0,04/0,08 0,62
и 3 0,33/0,46 75,88/1,22 0,12/0,39 3,25/0,22 1,06/0,26/0,62 14,50/2,42 0,08/0,18 1,24
и 4 0,17/0,24 3,31/0,05 0,10/0,33 1,29/0,08 0,08/0,02/0,05 0,95/0,16 0,03/0,08 0,62
и 5 0,23/0,32 19,24/0,31 0,14/0,49 4,15/0,28 0,12/0,03/0,07 0,67/0,11 0,04/0,07 0,98
иб 0,24/0,34 25,23/0,40 0,12/0,40 5,07/0,35 0,26/0,06/0,15 1,77/0,30 0,04/0,09 0,45
Профиль № 4
и 1 0,53/0,74 57,29/0,92 0,30/1,00 12,29/0,84 1,56/0,39/0,92 11,62/5,81 0,12/0,24 1,90
и 2 0,37/0,51 49,24/0,79 0,14/0,47 12,63/0,86 1,13/0,28/0,66 10,29/1,72 0,07/0,15 1,48
Окончание табл. 2
1 2 3 4 5 6 7 8 9
U 3 0,14/0,20 2,41/0,04 0,09/0,31 2,77/0,19 0,21/0,05/0,12 0,353/0,06 0,03/0,07 0,36
U 4 0,19/0,26 1,50/0,02 0,11/0,38 1,76/0,12 0,14/0,04/0,08 0,502/0,08 0,05/0,11 0,85
U 5 0,14/0,18 0,86/0,01 0,10/0,33 3,43/0,23 0,12/0,03/0,07 0,573/0,10 0,03/0,06 0,55
Фон, мг/кг - 0,369 - 0,205 - 1,002 - 0,058
ПДК, мг/кг - 23,0 - 3,0 32,0 6,0 - -
ОДК, мг/кг 220,0 - 132,0 - 130,0 - 2,0 -
Кларк, мг/кг 158,0 - 39,0 - 54,5 - 0,9 -
На основе полученных данных можно сделать вывод, что наблюдается превышение валового содержания Zn на одном из участков по сравнению с ОДК в 2,6 раза, посравнению с кларковым содержанием - в 3,6 раз. Можно видеть значительное превышение содержания подвижных форм Zn в верхнем горизонте почв, которое превысило его фоновое содержание и ПДК в 25,47-680,2 и 10,9 раз соответственно. Наблюдается аномальное превышение содержания подвижного Zn в нижележащих горизонтах по сравнению с вышележащими в 2,3-3 раза, что может свидетельствовать о наличии геохимических барьеров, обеспечивающих его аккумуляцию.
Содержание валовых форм ^ не превышает установленные нормативы, значение содержания подвижных форм в разных почвенных горизонтах превысило фон в 1,29-5,07 раз.
Данные, касающиеся валового содержания Pb, показывают превышение ПДК и кларка на участке № 1 в 1,06-2,08 раза соответственно.
Существенно превышено содержание подвижных форм Pb относительно фонового содержания и ПДК, кратность превышения содержания составила 1,46-33,05 для фона и 5,525,81 для ПДК.
Валовое содержание Cd не превышает нормативов ОДК и кларкового содержания на всех исследуемых участках, превышение можно наблюдать для подвижных форм относительно фонового содержания в профилях № 1 и 4 в 2,72 раза и 1,90 соответственно.
Факт неравномерного распределения исследуемых элементов в почвенном профиле можно констатировать для всех тяжелых металлов, что подтверждает целесообразность подхода к оценке загрязнения городских почв путем определения средних концентраций металлов.
Анализируя средние показатели содержания валовых и подвижных форм тяжелых металлов
Cd, Zn) в почвенных профилях на исследуемых участках, можно проследить зависимость их содержания от степени транспортной нагрузки (табл. 3).
При оценке средних концентраций тяжелых металлов можно констатировать незначительное превышение ПДК подвижными формами Zn и Pb на участке с I степенью транспортной нагрузки в 2,3 и 1,3 раза соответственно. Превышение фоновых концентраций наблюдается на всех участках, однако кратность данного превышения в десятки раз меньше аналогичного, установленного при оценке содержания тяжелых металлов в верхних горизонтах почвы.
Корреляционный анализ установил прямую зависимость содержания в почвенном профиле как валовых, так и подвижных форм тяжелых металлов от степени транспортной нагрузки, присвоенной экспериментальным участкам, что подтверждает значимость роли автотранспорта как основного источника загрязнения почв урбо-экосистем.
Однако в данной закономерности выявлены отдельные аномалии, так, например, содержание Zn на участке № 2, которому присвоена III степень транспортной нагрузки, в 1,2-1,4 раза превышает содержание данного элемента на участке № 4 (степень транспортной нагрузки -II), что может быть связано с фактом нахождения участка № 2 в радиусе 10 м от автомобильной заправочной станции и как следствие в зоне продолжительной работы автомобильных двигателей в режиме холостого хода. Кроме того, на участке № 3, с низкой транспортной нагрузкой, можно отметить превышение содержания подвижных форм Pb в 2,1 раза по сравнению с участком с большей транспортной нагрузкой, что может быть обусловлено физико-химическими особенностями строения конкретного почвенного профиля.
Процессы, протекающие в городских почвах, определяются не только источниками поступления загрязняющих веществ и степенью антропогенного воздействия, но и свойствами, присущими самой почве, в связи с чем при оценке уровня загрязнения, анализе механизмов, свя-
занных с накоплением и распределением тяжелых металлов, значимым аспектом является установление причинно-следственных связей между содержанием загрязнителей и отдельными почвенными характеристиками [9] (табл. 4).
Таблица 3
Среднее содержание валовых и подвижных форм тяжелых металлов в почвенном профиле на участках с разной степенью транспортной нагрузки
Степень транспортной нагрузки Среднее содержание валовых и подвижных форм тяжелых металлов в почвенном профиле, мг/кг
Zn Cu Pb Cd
Валовая форма Подвижная форма Валовая форма Подвижная форма Валовая форма Подвижная форма Валовая форма Подвижная форма
I 177,36 52,92 20,06 1,89 19,56 7,85 0,14 0,08
II 59,94 8,21 19,40 1,35 20,24 4,67 0,12 0,06
III 73,13 11,48 16,47 0,63 12,44 1,56 0,11 0,05
IV 53,89 9,64 14,4 0,63 9,44 3,26 0,09 0,05
Коэффициент корреляции (r) 0,795 0,671 0,864 0,890 0,936 0,777 0,879 0,850
Таблица 4
Коэффициенты корреляции между содержанием тяжелых металлов в почвенном профиле и отдельными почвенными характеристиками
Показатель Zn Cu Pb Cd
Валовая форма Подвижная форма Валовая форма Подвижная форма Валовая форма Подвижная форма Валовая форма Подвижная форма
Профиль № 1
рН водной вытяжки 0,310 0,175 0,843 0,336 0,330 0,223 0,647 0,512
Гумус 0,770 0,748 0,333 0,703 0,233 0,751 0,692 0,954
Емкость катионного обмена 0,661 0,475 0,845 0,500 0,708 0,493 0,955 0,847
Гранулометрический состав, частицы < 0,01 мм -0,047 -0,192 0,459 -0,181 0,439 -0,117 0,759 0,515
Профиль № 2
рН водной вытяжки 0,571 0,512 0,806 0,815 0,611 0,694 0,726 0,705
Гумус 0,826 0,881 0,920 0,894 0,669 0,809 0,983 0,588
Емкость катионного обмена 0,758 0,819 0,902 0,894 0,664 0,832 0,958 0,553
Гранулометрический состав, частицы < 0,01 мм 0,614 0,631 0,914 0,961 0,826 0,964 0,852 0,699
Окончание табл. 4
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Профиль № 3
рН водной вытяжки 0,395 -0,037 -0,699 -0,230 0,178 0,238 0,208 -0,036
Гумус 0,569 0,786 0,831 0,748 0,660 0,582 0,581 0,505
Емкость катионного обмена -0,055 0,088 0,895 0,651 -0,038 -0,091 -0,139 0,213
Гранулометрический состав, частицы < 0,01 мм 0,019 0,365 0,966 0,634 0,226 0,158 0,118 0,259
Профиль № 4
рН водной вытяжки 0,558 0,296 0,608 0,446 0,361 0,306 0,596 0,555
Гумус 0,988 0,968 0,922 0,942 0,990 0,968 0,963 0,975
Емкость катионного обмена 0,468 0,282 0,434 0,357 0,286 0,305 0,523 0,584
Гранулометрический состав, частицы < 0,01 мм 0,223 -0,083 0,314 0,020 -0,028 -0,067 0,325 0,296
Анализ полученных данных позволяет установить взаимосвязь между показателем рН и содержанием тяжелых металлов. Факт прямой корреляционной зависимости, обусловленный увеличением щелочности почв, может быть следствием привнесения карбонатных щебней при строительстве автомагистралей, применением антигололедных смесей и другими факторами. В наибольшей степени это проявляется в отношении Си и Cd в профилях № 1, 2, 4, для которых выявлена значительная корреляция валовых и подвижных форм. В профиле № 3 положительная корреляция установлена для валового содержания Zn, валовых и подвижных форм РЬ и Cd.
Значительная корреляция с показателем рН обусловлена свойствами тяжелых металлов, так, Си в нейтральной и щелочной среде малоподвижна и на щелочном барьере осаждается во вторичные минералы. Так как растворимость Cd зависит от рН, то особенно благоприятные условия для его концентрации формируются на щелочных геохимических барьерах карбонатных почв. На миграцию Zn, имеющему постоянную валентность, главное влияние оказывают изменение щелочно-кислотных условий и сорб-ционные процессы. То же касается и РЬ, который в нейтральной и щелочной среде образует малоподвижные комплексные соединения [РЬ(ОН)2]2, [РЬ(ОН)э] [5, 6].
Полученные результаты позволяют проследить связь содержания тяжелых металлов с содержанием гумуса, что можно было предвидеть, так как высокое содержание органического вещества свидетельствует о значительной сорб-
ционной способности почв, когда гумусовые и низкомолекулярные органические кислоты образуют с тяжелыми металлами сложные комплексные соединения [6, 9, 10]. Положительная корреляция наблюдается во всех профилях, характерна как для валовых, так и подвижных форм всех металлов.
Тяжелые металлы, являясь катионогенными элементами, показывают прямую корреляцию с показателем емкости катионного обмена в профилях № 1, 2, 4. Однако в профиле № 3 данная закономерность характерна только для Си, которая, являясь одним из лучших комплексооб-разователей, в присутствии органических веществ образует прочные фульватные и гумат-ные органоминеральные комплексы [5].
Факт прямого влияния гранулометрического состава на содержание тяжелых металлов прослеживается не для всех металлов и не на всех исследуемых профилях, однако можно наблюдать высокие показатели корреляции в профилях, где отмечен факт существенной зависимости содержания тяжелых металлов от показателей содержания гумуса и емкости катионного обмена (в профиле 1 - для Cd, в профиле № 3 -для Си, в профиле № 2 - для всех металлов), что свидетельствует о совокупном влиянии почвенных свойств на концентрацию элементов в каждом конкретном профиле.
Выводы. При анализе содержания тяжелых металлов в верхних горизонтах почв города Абакана выявлено значительное превышение содержания подвижных форм Zn относительно фонового содержанияи ПДК: в 680,2 и 10,9 раз соответственно.
Установлен факт неравномерного распределения тяжелых металлов в почвенном профиле, что подтверждает целесообразность подхода к оценке загрязнения городских почв путем определения средних концентраций металлов.
При анализе средних показателей содержания валовых и подвижных форм тяжелых металлов Cd, Zn) в почвенных профилях на исследуемых участках установлена прямая зависимость их содержания от степени транспортной нагрузки.
Рассматривая отдельные почвенные физико-химические свойства, можно отметить факт существенного влияния показателей рН, содержания гумуса, емкости катионного обмена, гранулометрического состава на концентрацию тяжелых металлов в почвенном профиле, что обуславливает формирование горизонтов с особыми физико-химическими условиями (геохимические барьеры), когда можно наблюдать явление аккумуляции тяжелых металлов в отдельных горизонтах почв.
Литература
1. Герасимова М.И. и др. Антропогенные почвы: генезис, география, рекультивация: учеб. Пособие / под ред. Г.В. Добровольского. - Смоленск: Ойкумена, 2003. - 268 с.
2. Строганова М.Н. и др. Экологическое состояние городских почв и стоимостная оценка земель // Почвоведение. - 2003. -№ 7. - С. 867-875.
3. Почва, город, экология / под ред. Г.В. Добровольского. - М., 1997. - 320 с.
4. Юдина Е.В. Экологическое состояние почвенного покрова города Абакана // Экология урбанизированных территорий. - 2015. -№ 3. - С. 44-49.
5. Перельман А.И., Касимов Н.С. Геохимия ландшафта. - М.: Астрея-2000, 1999. -610 с.
6. Алексеенко В.А., Алексеенко А.В. Химические элементы в геохимических системах. Кларки почв селитебных ландшафтов. -Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2013. - 388 с.
7. Трофименко Ю.В., Якимов М.Р. Транспортное планирование эффективных транспортных систем крупных городов: монография. - М.: Логос, 2013. - 464 с.
8. Ю.Н. Водяницкий, А.С. Яковлев. Оценка загрязнения почвы по содержанию тяжелых
металлов в профиле // Почвоведение. -2011. - № 3. - С. 329-335.
9. Дабахов М.В., Дабахова Е.В., Титова В.И. Экологическая оценка почв урбанизированных ландшафтов / Нижегородская гос. с.-х. акад. - Н. Новгород: Изд-во НИУ РАНХиГС, 2014. - 300 с.
10. Водяницкий Ю.Н. Тяжелые и сверхтяжелые металлы и металлоиды в загрязненных почвах / ГНУ Почвенный институт им. В.В. Докучаева Россельхозакадемии. - М., 2009. - 95 с.
Literatura
1. Gerasimova M.I. i dr. Antropogennye pochvy: genezis, geografija, rekul'tivacija: ucheb. posobie / pod red. G.V. Dobrovol'skogo. -Smolensk: Ojkumena, 2003. - 268 s.
2. Stroganova M.N. i dr. Jekologicheskoe sos-tojanie gorodskih pochv i stoimostnaja ocenka zemel' // Pochvovedenie. - 2003. -№ 7. - S. 867-875.
3. Pochva, gorod, jekologija / pod red. G.V. Dobrovol'skogo. - M., 1997. - 320 s.
4. Judina E.V. Jekologicheskoe sostojanie poch-vennogo pokrova goroda Abakana // Jekologija urbanizirovannyh territorij. - 2015. - № 3. -S. 44-49.
5. Perel'man A.I., Kasimov N.S. Geohimija land-shafta. - M.: Astreja-2000, 1999. - 610 s.
6. Alekseenko V.A., Alekseenko A.V. Himiches-kie jelementy v geohimicheskih sistemah. Klarki pochv selitebnyh landshaftov. - Rostov n/D.: Izd-vo JuFU, 2013. - 388 s.
7. Trofimenko Ju.V., JakimovM.R. Transportnoe planirovanie: formirovanie jeffektivnyh transpo-rtnyh sistem krupnyh gorodov. - M.: Logos,
2013. - 464 s.
8. Ju.N. Vodjanickij, A.S. Jakovlev. Ocenka zagrjaznenija pochvy po soderzhaniju tjazhelyh metallov v profile. // Pochvovedenie. - 2011. - № 3. - S. 329-335.
9. Dabahov M.V., Dabahova E.V., Titova V.I., Jekologicheskaja ocenka pochv urbanizirovannyh landshaftov / Nizhegorodskaja gos. s.-h. akad. - N. Novgorod: Izd-vo NIU RANHiGS,
2014. - 300 s.
10. Vodjanickij Ju.N. Tjazhelye i sverhtjazhelye metally i metalloidy v zagrjaznennyh pochvah / GNU Pochvennyj institut im. V.V. Dokuchaeva Rossel'hozakademii. - M., 2009. - 95 s.