УДК 787.69
Куликова Н. Н.
ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЕ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению некоторых аспектов методики преподавания классической гитары в период начального обучения по дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты». Раскрываются особенности процесса обучения детей дошкольного возраста, приводятся рекомендации по постановке аппарата и развитию данных на уроках специальности.
Ключевые слова: классическая гитара, начальный период обучения, постановка рук на гитаре, методика изучения нот на гитаре
Kulikova N. N.
FEATURES OF THE INITIAL PERIOD OF LEARNING TO PLAY THE CLASSICAL GUITAR
Abstract. The article is devoted to the consideration of some aspects of the methodology of teaching the classical guitar during the initial training period under the additional pre-professional program in the field of musical art "Folk Instruments". The features of the process of teaching preschool children are revealed, recommendations are given for setting the apparatus and developing data in the lessons of the specialty.
Keywords: classical guitar, initial period of training, setting hands on the guitar, methodology for studying notes on the guitar
Начальный период обучения — важнейший этап, во многом формирующий будущее музыканта, — характеризуется многозадачностью каждого занятия. Известно, что классическая гитара является одним из самых популярных, но одновременно и одним из самых сложных для изучения музыкальных инструментов. Решение комплекса вопросов, связанных с посадкой и постановкой рук, звукоизвле-чением и метроритмом, свободой игрового аппарата и эмоционально-образным мышлением, чтением нот
и организацией домашних занятий, даст хорошую основу для дальнейшего обучения, свободу музицирования и психологическую устойчивость на сцене.
В настоящее время набор детей для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства «Народные инструменты (гитара)» проводится в возрасте от 6-7 до 9 лет. По мнению автора, данная практика вступает в противоречие с традиционной 5-летней программой, когда в первый класс прини-
мались обучающиеся 10-12 лет, и создает определенные проблемы, связанные с методикой преподавания для детей младшего школьного возраста. В статье обобщен практический опыт работы автора с обучающимися 5-6 лет, накопленный за 20 лет работы преподавателем по классу гитары в МБУК ДО ЕДШИ № 6 имени К. Е. Архипова.
Начинать обучение игре на гитаре рекомендуется в 5-6 лет: это наиболее благоприятный возраст для формирования двигательных и слуховых навыков, закрепления основных приемов звукоизвлечения, для развития памяти и образного мышления. Кроме этого, начало занятий на инструменте в возрасте 5-6 лет даст возможность родителям и преподавателю понять, действительно ли ребенок обладает исполнительскими и интеллектуальными данными для обучения по предпрофессиональной программе, а также позволит снизить психоэмоциональное напряжение, возникающее при повышенной учебной нагрузке.
Важным моментом является выбор инструмента, подходящего по росту и длине руки юного музыканта, так как обычая шестиструнная гитара неудобна для обучающегося дошкольного возраста из-за своего размера. Начальные навыки владения инструментом ребенок получает при игре на гитаре 1/8, позже осваивается 3/4, и только к 11-12 годам рекомендуется использовать полноразмерный инструмент. Слишком ранний переход к игре на большой гитаре создаст много проблем в развитии правильной техники левой руки, в освоении аккордов и использовании барре. Также для фор-
мирования правильной постановки левой руки на первоначальном этапе можно использовать игру с ка-подастром на 4 ладу, чтобы начать играть с середины грифа. Преподавателю необходимо знать, что детям с абсолютным слухом использование каподастра затрудняет процесс изучения нот.
На одном из первых уроков можно сделать несколько фотографий обучающегося для фиксации основных моментов правильной посадки и постановки рук. Наиболее рациональной формой посадки для начального периода обучения является следующая:
1. Высота стула пропорциональна росту обучающегося, левая нога стоит на подставке, плечи сохраняют естественное положение, спина не разворачивается, корпус и голова вперед не наклоняются.
2. Корпус гитары удерживается под прямым углом к полу, левая рука расположена параллельно корпусу, предплечье приподнято.
3. Правая рука должна быть отодвинута от корпуса, чтобы предплечье располагалось на большом закруглении обечайки.
4. Головка грифа гитары находится на уровне плеч, локоть правой руки не выходит слишком далеко за край корпуса, а запястье не прогибается вниз.
Большое значение при освоении игры на гитаре имеет грамотная постановка правой руки. Автор в своей практической деятельности опирается на школу Ф. Тарреги: кончики пальцев находятся на одной линии и располагаются на минимальном расстоянии от струн, большой палец расположен параллельно указатель-
ному. Данный метод звукоизвле-чения позволяет добиться ясного, полного обертонов, звука. Простые технические приемы изучаются на открытых струнах, например: пальцы правой руки немного прожимают струну по направлению к резонатору и возвращаются в первоначальное положение.
Правильное положение левой руки предполагает использование гитарного legato. При исполнении необходимо контролировать синхронность работы обеих рук. На начальном этапе рекомендуется освоение одного из двух способов звукоизвлечения — апояндо или тирандо, а изучение второго приема начать через несколько месяцев, включая в репертуар соответствующие произведения.
Донотный период обучения игре на гитаре считается оптимальным для выработки у детей навыков грамотной постановки корпуса и рук, а также для ознакомления с расположением звуков на инструменте. Чтобы ребенок лучше ориентировался, автор предлагает использовать таблицу нот на гитаре. С обучающимися 5-7 лет желательно вписывать в таблицу только те ноты, которые юный музыкант играл, постепенно добавляя с каждым уроком новые. Для наглядности записи производятся цветными фломастерами.
Еще один метод, позволяющий добиться быстрого чтения нот с листа и нахождения их на гитаре, — создание карточек с нотами малой, первой и второй октавы. Данная практика даст возможность перейти к игре в разных позициях к концу первого года обучения.
Автор считает, что преподавателю необходимо играть дуэтом с начинающим музыкантом. Совместное музицирование способствует формированию навыка ансамблевого исполнительства, развитию чувства ритма и умения грамотно выстраивать фразу. Также важно научить ребенка самостоятельно выбирать темп, в котором ему комфортно исполнять произведения.
Для расширения технических возможностей обучающихся и развития беглости преподаватель должен включать в репертуар юного музыканта пьесы на разные виды техники. Следует отметить, что такие приемы, как малое и большое барре, восходящее и нисходящее legato, натуральные флажолеты, vibrato, портаменто и глиссандо можно освоить в первые годы обучения игре на гитаре.
Автор считает, что приучать гитариста к осознанной педализации также необходимо с младших классов. Нивелировать лишние звуки можно разными способами: прикрывая струны пальцами левой руки, ставя на струны пальцы правой руки, большим пальцем правой руки одновременно «гасить» струну со стороны ногтя и играть другую струну подушечкой пальца и т. д. Очень важно научиться разделять голоса разными штрихами, приемами игры и динамическими оттенками, чтобы придать исполняемой фактуре глубину звучания и расцветить звуковую палитру.
При фиксации внимания обучающегося на отдельных видах техники, штрихах, приемах игры, артикуляции, динамических оттенках, необходимо помнить, что в музыке
они не существуют отдельно друг от друга, а применяются комплексно, способствуя формированию у будущего гитариста основы музыкальной культуры исполнения и воспитанию связи между эмоционально-образным содержанием произведения и применением музыкальных средств выразительности.
Для грамотной организации самостоятельных занятий ребенка дошкольного возраста важен контакт преподавателя и родителей. Присутствие родителей на уроке и их искренняя заинтересованность в успешном освоении инструмента приводят к повышению качества обучения игре на гитаре. Задача преподавателя — помочь организовать правильный режим домашних занятий (примерно по 20 минут, но 2-3 раза в день), обратить внимание
на возможные проблемы и предложить способы их решения.
Рабочая атмосфера в классе, созданная преподавателем, осознание прогресса во владении инструментом, чувство радости от процесса игры и изучения новых музыкальных произведений должны стать для юного гитариста стимулом для продолжения занятий, вдохновить ребенка и открыть перед ним двери в волшебный мир искусства.
Примечания:
1. Автор рекомендует использовать фотографии для фиксации правильной посадки и постановки рук на начальном этапе обучения.
2. Применение таблицы нот на гитаре помогает детям лучше ориентироваться на инструменте и быстрее запоминать расположение звуков.
Список литературы:
1. Бобри В. Техника А. Сеговии. Нью-Йорк, 1973.
2. Виницкий А. Учитель и ученик. Начальный период обучения. URL: www.avinitsky.com (режим доступа 11.12.2024).
3. Ковба В. Вопросы методики преподавания игры на классической гитаре: : учеб.-метод. пособие. Челябинск: ЧГАКИ, 2006.
4. Кузин Ю. Работа с детьми на начальном этапе обучения в классе гитары: методические рекомендации для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств. М., 1986.
5. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: Советский композитор, 1977.
6. Титов Е. Штрихи на гитаре. Краснодар, 1999.
Сведения об авторе:
Куликова Наталья Николаевна — преподаватель первой квалификационной категории МБУК ДО ЕДШИ № 6 имени К. Е. Архипова, г. Екатеринбург. E-mail: [email protected].