Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
899
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПЕРЦЕПЦИЯ / PERCEPTION / MUSIC / MUSICAL IMAGE / PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кохановская Ирина Алексеевна

В статье представлен теоретический анализ особенностей восприятия музыки детьми дошкольного возраста, дана общая характеристика перцепции, как психического процесса, а также кратко описаны требования к полному и адекватному усвоению музыкальных образов ребенком и отмечено значительное влияние музыки на духовное и интеллектуальное развитие детей в раннем возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MUSICAL PERCEPTION BY PRESCHOOL CHILDREN

The article presents a theoretical analysis of the features of music perception by preschool children, gives a General description of perception as a mental process, and briefly describes the requirements for full and adequate assimilation of musical images by a child, and notes the significant influence of music on the spiritual and intellectual development of children at an early age.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Особенности музыкального восприятия детей дошкольного возраста Features of musical perception by preschool children

Кохановская Ирина Алексеевна

Студент 3 курса кафедра педагогики и психологии детства Северный Арктический Федеральный университет имени М.В. Ломоносова

г. Архангельск, наб. Северной Двины 17 e-mail: [email protected]

Kohanovskaya Irina Alekseevna

Student 3 term

Department ofpedagogy and psychology of childhood Northern Arctic Federal University named after M. V. Lomonosov Arkhangelsk, Northern Dvina embankment 17 e-mail: [email protected]

Научный руководитель Каменева Ирина Викторовна

К. пед. н, доцент

Северный Арктический Федеральный университет имени М.В. Ломоносова

г. Архангельск, наб. Северной Двины 17 e-mail: [email protected]

Scientific adviser Kameneva Irina Viktorovna

docent, candidate of pedagogics Северный Арктический Федеральный университет имени М.В. Ломоносова Northern Arctic Federal University named after M. V. Lomonosov

e-mail: [email protected]

Аннотация.

В статье представлен теоретический анализ особенностей восприятия музыки детьми дошкольного возраста, дана общая характеристика перцепции, как психического процесса, а также кратко описаны требования к полному и адекватному усвоению музыкальных образов ребенком и отмечено значительное влияние музыки на духовное и интеллектуальное развитие детей в раннем возрасте.

Annotation.

The article presents a theoretical analysis of the features of music perception by preschool children, gives a General description of perception as a mental process, and briefly describes the requirements for full and adequate assimilation of musical images by a child, and notes the significant influence of music on the spiritual and intellectual development of children at an early age.

Ключевые слова: Восприятие, музыка, музыкальный образ, дошкольный возраст, перцепция.

Key words: Perception, music, musical image, preschool age, perception.

В дошкольном возрасте ребенок познает мир через различные виды деятельности, одно из них -восприятие. Самым сложным и эмоционально наполненным является музыкальное восприятие, так как музыкальный художественный образ очень специфичен и не всегда поддается пониманию, особенно в раннем дошкольном возрасте [8].

Прежде чем перейти непосредственно к характеристике особенностей музыкального восприятия дошкольников, необходимо обратить внимание на нюансы перцепции, как психического процесса.

Вопросами восприятия занимались такие отечественные ученые, как, Л.С. Выготский, П.П.Блонский, Б.Г. Ананьев, С.Л.Рубинштейн. Проблема музыкального восприятия широко раскрывается в работах Б.В. Асафьева, Б.М. Теплова, А.Н. Леонтьева, Е.В. Назайкинского, В.В. Медушевского

Проблема восприятия была актуальна с древнейших времен, как только зародилась психология как наука. Первая теория по этой проблеме принадлежала Аристотелю. С XII века физики и физиологи изучали восприятие опытным путем, а со второй половины XIX века развернулись экспериментальные психологические исследования. Существенный вклад в изучение психологии восприятия внесли такие российские ученые и исследователи, как Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, В.А. Барабанщиков, Л.М. Веккер, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Н. Гусев, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, С.В. Кравков, А.Н. Леонтьев, А.Д. Логвиненко, В.Н. Носуленко, Д.Г Элькин, С.Д Смирнов, А. И. Миракян [4].

Доктор психологических наук, автор множества научных публикаций Р. С Немов трактует термин восприятие, как «процесс познания или отражения действительности в виде образов целостных предметов и явлений». В отличие от ощущения, которое ставит перед собой цель отразить отдельные свойства объекта, восприятие строит в сознании человека целостную картину мира [4].

А.Н Леонтьев и А. Н Гусев предлагают еще одно определение термина восприятия. По их мнению, «восприятие - это процесс построения человеком субъективной модели объективной реальности или многомерного образа мира в сознании индивида». Ощущения, поступающие в центральную нервную систему, интегрируются в образы через органы чувств, потом обобщаются и систематизируются. Образ воспринимаемого предмета формируется посредством сразу нескольких анализаторов. Например, в процесс слухового восприятия, может быть включено восприятие движений. Важно учитывать, что название вида восприятия определяется ведущим органом чувств, благодаря которому образ предмета или явления становится более полным.

В зависимости от ведущего анализатора, участвующего в создании образа восприятия, выделяют 5 видов перцепции: тактильное, зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое. Также восприятие различают по способу вызываемых предметом восприятия чувств: рациональное и эмоциональное. Наряду с этим, необходимо отметить возможность воспринимать не только образы и объекты, но и время, пространство и движение [5].

Исследование процесса восприятия проводится клиническими методами, экспериментально -психологическими методами. Клинические методы используется для исследования тактильной, болевой, температурной чувствительности, расстройств слуха и зрения, порога слуховой чувствительности, восприятия речи. Экспериментально - психологические методы находят применение в исследовании более сложных слуховых и зрительных функций.

Для выявления зрительной агнозии предлагается такая методика как, таблицы Поппельрейтера, которые представляют собой наложенные друг на друга изображения. Для исследования зрительного восприятия используются таблицы Равена, сенсорной возбудимости - таблицы М.Ф. Лукьяновой. Слуховое восприятие анализируют с помощью тахистоскопического метода. Исследуемый слышит различные звуки, которые в последующем должен идентифицировать [2].

Перцептивную деятельность можно контролировать, это связано с тем, что восприятие, в процессе построения образа, устанавливает тесную связь с мышлением. Набор ощущений в сознании человека выражается в его мыслях и оценке воспринимаемого объекта. Необходимо обратить внимание, на тот факт, что полученная информация об объекте может быть искажена, вследствие ее неполноты или неточности, поэтому в процессе перцепции мышление выдвигает гипотезы и в последующем занимается их проверкой, с помощью практических и умственных действий касательно предмета восприятия.

В перцепции принимают участие все познавательные процессы человека, включая память, внимание и воображение. Благодаря им формулируются гипотезы об объекте, конструируются и проверяются образы в человеческом сознании. Следует отметить, что восприятие непосредственно связано с речью. Человек обозначает

предмет или явление словом, которое несет в себе не только видимые характеристики, но и те, что проявляются во взаимодействии конкретного объекта с другими объектами [4].

Восприятие как психический процесс характеризуется последовательной сменой чувственных впечатлений. В сознании непрерывно формируется ряд состояний, переживаемых человеком, поэтому можно сказать, что перцепция всегда находится в процессе. Этот факт был отмечен И.М Сеченовым, находился в экспериментальной разработке у Н.Н Ланге, Б.Г. Ананьева, М.П. Никитина, П.О. Макарова, Б. Ф, Ломова, Б.М. Величковского. Исследователи обращали внимание на динамику перцептивного процесса, его развитие во времени, наличие определенных фаз [1].

Еще одна отличительная черта процесса перцепции - предметность. Для того чтобы человек мог правильно взаимодействовать с окружающим его миром в сознании дается ответ на вопрос что и где мы воспринимаем. С помощью сенсорных систем сначала формируется чувственный образ, затем он согласовывается с нашей системой знаний об предмете. И.М Сеченов считал, что предметность проистекает из реальных действий с предметом [3].

Следует подчеркнуть, что восприятие не частный, отделенный от других процесс. Перцепция, с точки зрения онтологии, реализуется в трех планах, как способ осуществления жизненного процесса индивида, как состояние субъекта восприятия и как чувственный образ. Восприятие выражает непрерывную связь индивида с миром, оно может меняться под влиянием опыта, развиваться и совершенствоваться [1].

Особенностями музыкального восприятия интересовались ученые -музыковеды и психологи Б.Асафьев, В. Медушевский, А. Климовицкий, Е. Назайкинский, В. Валькова.

Необходимость формирования музыкального восприятия у детей дошкольного возраста объясняется тем, что язык музыки близок по интонационным характеристикам к человеческой речи, поэтому его усвоение должно начинаться с самого раннего возраста.

Для того, чтобы дети могли адекватно воспринимать музыкальные произведения, к ним предъявляется набор определенных требований. Одним из первостепенных является требование доступности, как в содержательном аспекте, так и в рецептивном. Музыка должна соответствовать возрасту ребенка, его эмоциональному опыту. Русский физиолог В.М. Бехтерев подчеркивал, что в раннем возрасте не следует предлагать для прослушивания трагические, тревожные, грустные произведения. Ребенок получает гораздо больше положительного опыта, при восприятии нежных и спокойных музыкальных образов [6].

Воспроизведение услышанного выражается в пении, ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. В раннем возрасте, когда у детей еще в полной мере не развит словарный запас и диапазон голоса, передача музыки посредством пения может быть затруднена. Вопреки этому факту, замечено, что дети с большим воодушевлением выбирают для воспроизведения музыку со сложным ритмическим рисунком, большим спектром выражаемых эмоций и изысканной мелодией. Ребенка дошкольного возраста не привлекают примитивные, легкие песни, выбранные педагогом в детском саду. Развивать музыкальное восприятие помогают ритмические движения. Для этих целей в детских садах часто используется народный фольклор и классическая музыка. Образ, услышанный и ритмически воспроизведенный ребенком, индивидуален, он способствует снятию мышечных зажимов, помогает почувствовать пространство, воплотить героя песни или передать настрой мелодии [6].

Можно отметить, что типы восприятия музыки соответствуют стадиям развития детской психики. На 1 стадии для маленьких детей характерно судить о всем предмете по одному его признаку. При прослушивании музыки дошкольники обращают внимание только на одну сторону произведения: ритм, текст, мелодия. В восприятии ребенка отдельные фрагменты музыки не связываются в единое целое. Многие исследователи,

заостряют внимание на такой особенности в данном периоде, как отторжение нового материала и привязанность к старым, привычным музыкальным произведениям. На следующем этапе отмечается склонность детей к осмыслению музыки, ее причисление к определенному жанру или стилю [7].

Развитие музыкального восприятия у дошкольников должно сопровождаться зрительными образами. Грамотно подобранный образ поможет ребенку уловить эмоциональное состояние музыкального произведения. Не рекомендуется создавать презентации с большим количеством визуального материала, это отвлечет внимание ребенка от самой музыки. [7].

Особенности прослушивания музыки ребенком в перинатальный период активно изучаются. Доказано активное воздействие музыки на психофизиологическое развитие ребенка, двигательную активность. Интересен факт: при восприятии музыки у ребенка, находящегося в утробе матери, увеличивается сердцебиение, наблюдаются движения мимики лица, шевеление рук и ног. Это зависит от эмоций выражаемых музыкой, ее специфики.

Практические рекомендации для повышения уровня музыкальной культуры дошкольников предложены в парциальной авторской программе Радыновой О.П. «Музыкальные шедевры». Там же выделены ее основные задачи: вызывать сопереживание музыке у ребенка, накапливать опыт восприятия музыки, не только той, что создана специально для детей и включена в программу музыкального воспитания в детском саду, но и произведений мировой культуры. Программа делает упор на побуждение детей не к пассивному прослушиванию музыки, а к творческой активности, в том числе двигательной, художественной.

Радынова О.П. утверждает, чем раньше ребенок начнет копить опыт восприятия высокохудожественных музыкальных произведений и развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, тем более высок шанс формирования положительного отношения не только к музыке, но и к искусству в целом. Обогащая сознание детей с помощью музыки, мы закладываем основы для духовного роста и интеллектуального развития. В той же мере весьма актуально и становление эстетической культуры, благодаря изучению музыкального достояния своей страны. (7)

Таким образом, в дошкольном возрасте упор в развитии музыкального восприятия должен быть сделан на знакомство с музыкальной культурой разных эпох, начиная от А. Вивальди, В.А. Моцарта, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, М.И. Глинки, П.И. Чайковского, заканчивая представителями современной классики, Д.Д. Шостаковичем, С.С. Прокофьевым, дать начальное понимание о жанрах, темпе, интонации и др., представить виды музыкальных инструментов, рассказать об их возможностях, стимулировать воображение и творческое мышление, научить выражать свои эмоции посредством музыкальных образов. [7].

Список используемой литературы:

1.Барабанщиков, В. А. Общая психология: психология восприятия : учебное пособие для вузов / В. А. Барабанщиков. — 2-е изд. — М: Юрайт, 2019. — 184 с

2. Ведехина С.А. Клиническая психология / С.А. Ведехина - М: ЭКСМО, 2008 - 19 с.

3.Восковская, Л. В. Психология ощущений и восприятия : учебное пособие для академического бакалавриата / Л. В. Восковская. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 475 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01163-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/436546 (дата обращения: 06.01.2020).

4. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том II в 4 кн. Книга 1. Ощущения и восприятие : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Р. С. Немов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М: Юрайт, 2019. — 302 с.

5. Психология : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. С. Обухов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: Издательство Юрайт, 2019. — 404 с.

6. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. — М.: «Гном-Пресс», 1999. — 80 с.

7. Семенюк Н.М. Современные подходы к развитию творческого восприятия музыки у детей дошкольного возраста / Н.М. Семенюк - М: ООО «Спутник», 2016, С 130 - 134.

8. Цыпляева О. В. Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 60-63. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2850/ (дата обращения: 08.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.