ИСТОРИЯ, АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОГРАФИЯ КАВКАЗА. Т. 14. № 1. 2018. С. 85-91.
УДК 297.1+398.541/(470.67) DOI:l0.244ll/26l8-6772-20l8-l0ll0
Зульпукарова Эльмира Магомед-Гереевна,
д.и.н., заведующая кафедрой всеобщей истории Дагестанского государственного университета, Махачкала ezulpukarova @mail.ru;
Сефербеков Руслан Ибрагимович,
д.и.н., ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии
Дагестанского научного центра РАН, Махачкала
ruslan-seferbekov@rambler.ru
ОСОБЕННОСТИ МУСУЛЬМАНСКОГО ДРЕСС-КОДА ГОРОДСКОЙ
МОЛОДЕЖИ ДАГЕСТАНА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОК ДАГЕСТАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Аннотация. Одним из элементов материальной культуры является одежда. Особым идейно-образным содержанием и многообразием функций отличалась традиционная одежда народов Дагестана, которая была сходна с национальным костюмом других народов Кавказа, что отражало их этническое родство, исторические и культурные связи и взаимовлияния. Одежду, носимую в соответствии с предписаниями ислама, можно считать одним из компонентов традиционного дагестанского костюма. Одежда являлась важным компонентом повседневной жизни горожан Дагестана. Значительные изменения в одежде народов Дагестана произошли в советское время. Они были связанны с распространением фабричной продукции, складыванием новых потребностей и стандартов жизни, которые привели к исчезновению большинства видов национальной одежды. Дальнейшая утеря элементов традиционного дагестанского национального костюма происходит в годы так называемой «перестройки» и особенно в постсоветский период под влиянием урбанизации и глобализации. В это же время появляются новые виды и типы одежды. Особенно в молодежной среде сформировался особый тип моды, который можно охарактеризовать как «региональная дагестанская мода». Особую категорию молодежи составляет студенчество, имеющее общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни. Одним из элементов этой специфической субкультуры является костюм студента. На основе проведенного авторами статьи этносоциологического опроса студенток двух факультетов Дагестанского государственного университета исследуются особенности мусульманского дресс-кода молодежи города Махачкалы. Изучение этой категории молодежи привело их к выводу о том, что в городах Дагестана в постсоветское время сложилась особая мода, ориентирующаяся на нормы и запреты ислама, касающиеся правил ношения одежды. Во всем остальном костюм этих студенток мало чем отличается от одежды их сверстниц в других регионах России.
Ключевые слова: материальная культура, одежда, мусульманский дресс-код, региональная мода, молодежь Дагестана.
FEATURES OF THE MUSLIM DRESS CODE OF URBAN YOUTH OF DAGHESTAN
(ON THE EXAMPLE OF THE STUDENTS OF THE DAGHESTAN STATE UNIVERSITY)
Elmira M. Zulpukarova,
Doctor of Historical Sciences, Head of the Department of World History of the Daghestan State University, Makhachkala ezulpukarova @mail.ru;
Ruslan I. Seferbekov,
Doctor of Historical Sciences, Leading Researcher of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Daghestan Scientific Center of RAS, Makhachkala ruslan-seferbekov@rambler.ru
Abstract. One of the elements of the material culture is clothing. The traditional clothing of the peoples of Daghestan, which has been similar to the national costumes of other peoples of the Caucasus, bears a special ideological and imaginative content and variety of functions reflecting their ethnic kinship, historical and cultural ties and mutual influences. Clothes, worn according to the precepts of Islam, can be considered one of the components of the traditional Daghestan costume. Clothing was an important component of the daily life of the residents of Daghestan. Significant changes in the clothing of the peoples of Daghestan occurred during the Soviet era. They were associated with the spread of factory products, formation of new needs and standards of life, which led to the disappearance of most types of national clothing. Further loss of elements of the traditional Daghestan national costume takes place during the years of the so-called «perestroika» and especially in the post-Soviet period under the influence of urbanization and globalization. At the same time, new types of clothing appear. Especially in the youth environment a special type of fashion was formed, which can be described as «regional Daghestan fashion». A special category of young people is made up of students who share common interests, group self-awareness, a specific subculture and lifestyle. One of the elements of this particular subculture is the student's costume. Based on the paper of the ethno-sociological survey of students of two faculties of the Daghestan State University conducted by the authors, the features of the Muslim dress code for the youth of the city of Makhachkala have been examined. The study of this category of youth leeds to the conclusion that in the cities of Daghestan in the post-Soviet period a special fashion has developed, oriented on the norms and prohibitions of Islam concerning the rules of wearing clothes. In all other respects, the costume of these students is not much different from that of their peers in other regions of Russia.
Keywords: material culture; clothing; Muslim dress code; regional fashion; youth of Daghestan.
Одним из наиболее изменчивых элементов материальной культуры народов Дагестана является одежда. Она обусловлена природными и хозяйственными условиями жизни народа, его культурными традициями, этическими нормами и эстетическими вкусами.
В этнографии одежда трактуется как искусственные покровы человеческого тела. Кроме утилитарного назначения - защиты тела от воздействия наружной среды - одежда может обладать также сигнификативными и ритуальными функциями. В понятие одежда входят головные уборы и обувь. Одежда видоизменялась под влиянием различных факторов, в частности - климата, географической среды и традиционных занятий населения [1, с. 103].
Одним из уникальных явлений материальной и духовной культуры народов Дагестана является традиционная одежда. «Возникнув как рукотворный предмет утилитарного назначения, он обладает в то же время идейно-образным содержанием, что объясняется многообразием функций» [2, с. 11]. Традиционная одежда народов Дагестана [3; 4; 5, с.109-118; 6, с. 105-107] была в своей основе однотипной с одеждой других народов Кавказа [7], что отражало их этническое родство, исторические и культурные связи и взаимовлияния.
В советское время в одежде народов Дагестана произошли значительные изменения, связанные с распространением фабричной продукции, складыванием новых потребностей и стандартов жизни, которые привели к исчезновению большинства видов
национальной одежды. Традиционный облик в одежде сохранялся в основном у представителей старших поколений и преимущественно у женщин и лиц, занятых в животноводстве. Сохранялись особенности в одежде, подчеркивающие семейное положение женщины. Существовали ограничения этического плана в одежде девушек. Проявили устойчивость и были широко распространены традиционные вязаные изделия и изделия из овчины. Модные типы одежды были характерны для молодежи. Определенное влияние национальных видов одежды испытывал и город [8, с. 115].
В годы так называемой «перестройки» и особенно в постсоветский период под влиянием урбанизации и глобализации происходит утеря большинства элементов традиционного дагестанского национального костюма, который исчезает даже в сельской местности. По нашим полевым материалам, в настоящее время элементы традиционного национального костюма сохраняются только у женщин, проживающих в ряде горных районов республики: Ботлихском (андийцы), Шамильском (гидатлинцы), Акушинском (акушинцы и балхарцы), Карабудахкентском (губденцы), Дахадаевском (кубачинцы).
Учитывая то обстоятельство, что национальный костюм является одним из значимых элементов этнической идентичности [9, с. 308], сохранившемся в эпоху глобализации [10, с. 380], в последние годы в Дагестане возрождается неоправданно забытая дагестанская горская национальная одежда. Этнографами республики разработан комплекс рекомендаций по ее использованию в современной культуре [11, с. 371-372]. Одежду, носимую в соответствии с предписаниями ислама, тоже можно считать компонентом традиционной дагестанской одежды.
Одежда являлась важным компонентом повседневной жизни горожан Дагестана. По данным Э.М. Далгат, одежда городских жителей Дагестана отличалась разнообразием и на протяжении второй половины XIX - начала XX в. менялась в связи с тем, что города становились все более полиэтничными [12, с. 213]. Как считает Б.Б.-А. Абдулвахабова, основной тенденцией в развитии городской одежды в конце XIX - начале XX в. была ее европеизация. Качественные изменения городской одежды были связаны с подъемом экономики, расцветом торговли и промышленности, величайшим открытием в истории мирового швейного дела - появлением швейной машины [13, с. 232]. По мнению З.В. Кануковой, «для социальных, этнических и половозрастных групп горожан была характерна различная степень интенсивности в развитии одежды. Большей трансформации подверглась одежда (обувь, аксессуары) городской элиты, особенно женщин. Мужская одежда была более консервативной, а в молодежной были менее всего заметны сословные различия» [14, с. 26]. Как считает З.У. Махмудова, «главным источником привнесения новых элементов в одежду народов СССР был аморфный универсализм урбанистического типа» (сведение к минимуму индивидуальных, в том числе и этнокультурных особенностей человека)» [15, с. 54].
С распадом СССР и ослаблением ограничений, связанных с выездом за границу, стали регулярными поездки дагестанцев за рубеж, в том числе и с целью приобретения одежды и других предметов быта. Появились новые виды и типы одежды. В молодежной среде сформировался особый тип моды, который можно охарактеризовать как «региональная дагестанская мода».
В связи с развернувшейся деидеологизацией общественных отношений и своеобразным постсоветским религиозным ренессансом нельзя не отметить влияние ислама на одежду [16, с. 153] у определенной части женского населения Дагестана, у которой популярен костюм, произведенный в соответствии с нормами исламского конфессионального дресс-кода [1, с. 67-76].
В последние годы в российском обществе разгорелись нешуточные страсти по поводу права ношения хиджаба в школах. Эта проблема обсуждалась в Конституционном суде, Верховном суде РФ и президентском Совете по правам человека. Россия присоединилась к списку стран, где женщинам запрещено носить хиджаб [16].
Следует отметить, что, несмотря на негативное отношение к хиджабу в российском обществе, в Дагестане этот тип одежды популярен у определенной части девушек и женщин. В то же время дагестанское общество демонстрирует довольно лояльное и толерантное отношение и к другим типам модной женской одежды.
Особую категорию молодежи составляет студенчество. Оно обозначает особую социально-демографическую группу, которая характеризуется определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением. Студенты
различаются по своему социальному происхождению и материальным возможностям. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни.
Одним из элементов этой специфической субкультуры является костюм студента. «Костюм - это система определенным образом подобранных предметов одежды, обусловленная предназначением. Костюм дает внешнюю характеристику человеку, определяя его пол, возраст, национальность, социальный и культурный статус, эстетический уровень, характер, а подчас и психическое состояние. Костюм может дополняться гримом, татуировкой, прической, украшениями и знаками различия. Еще одну часть средств идентификации костюма составляют украшения и аксессуары, которые играют значительную роль в создании его лаконичного образа» [2, с. 42, 45].
Именно студенчество в силу особенности своей социально-демографической и профессиональной группы, группового самосознания, специфической субкультуры и образа жизни в наибольшей степени концентрирует в себе новации в одежде. В студенческой среде в меньшей степени распространены имеющие в молодежной среде знаково-престижные функции отдельные виды и элементы одежды [18, с. 48-54].
Наше исследование, проведенное методами опроса и анкетирования, индивидуального интервьюирования респондентов, посвящено изучению носящих хиджаб студенток исторического факультета и факультета востоковедения Дагестанского государственного университета. Имея в виду этот элемент религиозного дресс-кода, такие девушки в повседневном быту обозначаются как «закрытые». (Информаторы: Мадина Шамхалова - бакалавр 2 курса факультета востоковедения, Лабатханум Арсланмурзаева - бакалавр 3 курса факультета востоковедения ДГУ; Хадижат Максудова - бакалавр 3 курса исторического факультета, Мадина Магомедова - бакалавр 4 курса исторического факультета ДГУ).
Результаты наших исследований выглядят следующим образом: мусульманский дресс-код студенток ДГУ свидетельствует об определенном влиянии глобализации на этот элемент материальной культуры. Этот костюм в сравнении с традиционной дагестанской одеждой более консервативен, в меньшей степени сохраняет этнокультурные особенности и этнодифференцирующие признаки. Ответы студенток, на такие вопросы, как: Какова Ваша повседневная, выходная, праздничная, свадебная одежда и обувь? Какая одежда является на Ваш взгляд модной и брендовой? Вы ориентируетесь на западную или восточную моду? Где Вы приобретаете одежду - в магазине, бутике, на вещевом рынке, выписываете по интернету, шьете в ателье или сами? Носите ли Вы дагестанскую национальную одежду? Какого стиля одежды Вы придерживаетесь? Что для Вас недопустимо в одежде? Какое место занимает одежда в системе Ваших материальных ценностей? - были получены ответы, которые позволили сделать выводы, что ношение отдельных элементов традиционного национального костюма (старинные платья къабалай, платки гульменди, к1аз, носки джурабы, серебряные украшения) наблюдается лишь в определенных ситуациях (на свадьбу, мавлид, в гости). Наиболее распространенным стилем одежды у «закрытых» девушек является классический (консервативный). Они не приемлют экстравагантную одежду кричащих цветов, топы, мини, глубокое декольте, просвечивающую и чрезмерно облегающую одежду. В целом, результаты исследования современного костюма придерживающихся мусульманского дресс-кода студенток ДГУ свидетельствуют о сложении в этой специфичной среде особой моды, ориентирующейся на нормы и запреты ислама, касающиеся правил ношения одежды. Во всем остальном костюм этих студенток мало чем отличается от одежды их сверстниц в других регионах России.
Благодарность: публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 18-09-00420.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коляков С. Одежда // Материальная культура: свод этнографических понятий и терминов. М.: Наука, 1989. Вып. 3. С. 103-106.
2. Гаджиханова Р.Г. Дагестанский костюм. Махачкала: Изд. дом «Эпоха», 2010. - 232 с.
3. Булатова А.Г., Гаджиева С.Ш., Сергеева А.Г. Одежда народов Дагестана: Историко-этнографический атлас. Пущино, 2001. 289 с.
4. Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана. М.: Наука, 1981. 151 с.
5. Мусаева М.К, Гимбатова М.Б. Женский головной убор «чухта» и его разновидности у аварцев // Современные исследования социальных проблем. 2017. № 4. С. 107-118.
6. Магомедов А. Дж, Гаджалова ФА. Традиционные женские покрывала Дагестана: инокультурные влияния // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 3 (77), Ч. 2. C. 105-107.
7. Гарсаев Л.М. Одежда чеченцев и ингушей XIX - начала XX в. (история, предания и наименования). Саратов, 2010. 289 с.
8. Булатов Б.Б., Гашимов М.Ф., Сефербеков Р.И. Быт и культура табасаранцев XIX-XX вв. Махачкала, 2004. 266 с.
9. Сефербеков Р.И. Значимые культурные феномены этнической идентичности народов Дагестана в условиях глобализации // Мат-лы I Междунар. конгр. «Пространство этноса в современном мире». 29-31 октября 2014 г. Грозный, 2014. С. 307309.
10. Сефербеков М.Р. Традиционная культура народов Дагестана в условиях глобализации // Современная наука и инновации: Научный журнал. Ставрополь: Пятигорск: ФГАОУ ВПО «Северокавказский федеральный университет», 2017. № 2 (18). С. 378-383.
11. Гаджалова ФА. Проблемы сохранения и возрождения национального костюма народов Дагестана в постсоветское время // Российский Кавказ: проблемы, поиски, решения / Под общ. ред. Р.Г. Абдулатипова, А.-Н.З. Дибирова. М.: «Аспект Пресс», 2015. С.
371-372.
12. Далгат Э.М. Город и городская жизнь в Дагестане во второй половине XIX -начале XX в. Махачкала: Изд. дом «МавраевЪ», 2015. 256 с.
13. Абдулвахабова Б.Б.-А. Одежда в культуре повседневности дореволюционного города в конце XIX - начале XX века (на примере г. Грозного) // Северокавказский город в региональном историческом процессе: Мат-лы междунар. науч. конф. (г. Каспийск, РД, 18-19 сентября 2012 г.). Махачкала: «Алеф», 2012. С. 230-235.
14. Канукова З.В. Город и традиционная культура жизнеобеспечения горожан Владикавказа (вторая половина XIX - начало XX в.) // Кавказский город: потенциал этнокультурных связей в урбанистической среде. СПб.: МАЭ РАН, 2013. С. 6-37.
15. Махмудова З.У. Урбанистический универсализм и этнические традиции в женском костюме народов Дагестана (вторая половина XX - начало XXI в.) // Народы Кавказа: этнокультурные традиции и модернизации: Науч. сбор., посвящ. памяти Г.А. Сергеевой / Сост., отв. ред. Ю.А. Анчабадзе. М.: Три квадрата, 2016. С. 48-73.
16. Доде З.В. Платок и хиджаб. Папаха и чалма. О национальных и конфессиональных традициях в культуре народов Северного Кавказа // Этнографическое обозрение. 2013. № 4.
С. 129-153.
17. Уазин М. Россия запретила хиджаб [Электронный ресурс] // Сайт «ИНОСМИ.РУ»; URL: http://inosmi.ru/social/20170307/238833641.html (дата обращения: 07.03.2017).
18. Атаева П.А., Булатов Б.Б., Сефербеков М.Р. Современный костюм студента города Махачкалы // Мат-лы Всеросс. ист.-этнограф. фор. «Роль северокавказских городов в социально-экономическом и историко-культурном развитии Кавказа», посвящ. 200-летию основания г. Грозного (г. Грозный, 3 октября 2017 г.) / Под ред. Ш.А. Гапурова, С.С. Магамадова. Грозный: Изд-во АН ЧР, 2017. С. 48-54.
REFERENCES
1. Kolyakov S. Clothing [Odezhda]. In. Material culture: a set of ethnographic concepts and terms (Material'naya kul'tura: svod etnograficheskikh ponyatii i terminov). Moscow: Nauka, 1989. Vol. 3. Pp. 103-106.
2. Gadzhikhanova R.G. Daghestan costume [Dagestanskii kostyum.] Makhachkala: The Publishing House «Epocha», 2010. 232 p.
3. Bulatova A.G., Gadzhieva S.Sh., Sergeeva A.G. Clothing of the peoples of Daghestan: Historical and ethnographic atlas [Odezhda narodov Dagestana: Istoriko-etnograficheskii atlas]. Pushchino, 2001. 289 p.
4. Gadzhieva S.Sh. Clothes of the peoples of Daghestan [Odezhda narodov Dagestana]. Moscow: Nauka, 1981. 151 p.
5. Musaeva M.K., Gimbatova M.B. Women's headdress «chuhta» and its varieties in Avars [Zhenskii golovnoi ubor «chukhta» i ego raznovidnosti u avartsev]. In. Contemporary studies of social problems (Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem). 2017. № 4. Pp. 107-118.
6. Magomedov A.J., Gadzhalova F.A. Traditional women's covers of Daghestan: inocultural influences [Traditsionnye zhenskie pokryvala Dagestana: inokul'turnye vliyaniya]. In. Historical, philosophical, political and legal sciences, culturology and art criticism. Questions of theory and practice=Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2017. No. 3 (77). Part 2. PP. 105-107.
7. Garsaev L.M. Clothing of the Chechens and Ingushes in the 19th - early 20th centuries. (History, legends and names) [Odezhda chechentsev i ingushei XIX - nachala XX v. (istoriya, predaniya i naimenovaniya)]. Saratov, 2010. 289 p.
8. Bulatov BB, Gashimov MF, Seferbekov R.I. Life and culture of Tabasarans of the 19th-20th centuries [Byt i kul'tura tabasarantsev XIX-XX vv.] Makhachkala, 2004. 266 p.
9. Seferbekov R.I. Significant cultural phenomena of ethnic identity of the peoples of Daghestan in the conditions of globalization [Znachimye kul'turnye fenomeny etnicheskoi identichnosti narodov Dagestana v usloviyakh globalizatsii]. In. Materials of the I International Congress «The space of the ethnos in the modern world» (Materialy I Mezhdunarodnogo kongressa «Prostranstvo etnosa v sovremennom mire»). Grozny, 2014. PP. 307-309.
10. Seferbekov M.R. Traditional Culture of the Peoples of Daghestan in Conditions of Globalization [Traditsionnaya kul'tura narodov Dagestana v usloviyakh globalizatsii]. In. Modern Science and Innovation: Scientific Journal (Sovremennaya nauka i innovatsii: Nauchnyi zhurnal). Stavropol: Pyatigorsk: North Caucasus Federal University, 2017. № 2 (18). PP. 378-383.
11. Gadzhalova F.A. Problems of preservation and revival of the national costume of the peoples of Daghestan in the post-Soviet period [Problemy sokhraneniya i vozrozhdeniya natsional'nogo kostyuma narodov Dagestana v postsovetskoe vremya]. In. The Russian Caucasus: problems, searches, solutions / Ed. by. R.G. Abdulatipov, A.-N.Z. Dibirov (Rossiiskii Kavkaz: problemy, poiski, resheniya / Pod obshch. red. R.G. Abdulatipova, A.-N.Z. Dibirova). Moscow: Aspect Press, 2015. PP. 371-372.
12. Dalgat E.M. Town life in Daghestan in the second half of the 19th - early 20th centuries. [Gorod i gorodskaya zhizn' v Dagestane vo vtoroi polovine XIX - nachale XX v.]. Makhachkala: Ed. house «Mavraev», 2015. 256 p.
13. Abdulvahabova B.B.-A. Clothing in the culture of the daily life of the pre-revolutionary city in the late 19th - early 20th centuries (based on the example of Grozny) [Odezhda v kul'ture povsednevnosti dorevolyutsionnogo goroda v kontse XIX - nachale XX veka (na primere g. Groznogo)]. In The North Caucasian city in the regional historical process (Severokavkazskii gorod v regional'nom istoricheskom protsesse). Makhachkala: ALEF, 2012. PP. 230-235.
14. Kanukova Z.V. The city and the traditional culture of life-support for the citizens of Vladikavkaz (second half of the 19th - beginning of the 20th centuries) [Gorod i traditsionnaya kul'tura zhizneobespecheniya gorozhan Vladikavkaza (vtoraya polovina XIX - nachalo XX v.)]. In. Caucasian city: the potential of ethno-cultural ties in the urban environment (Kavkazskii gorod: potentsial etnokul'turnykh svyazei v urbanisticheskoi srede). St.Petersburg: MAE RAS, 2013. Pp. 6-37.
15. Makhmudova Z.U. Urban universalism and ethnic traditions in the women's costume of the peoples of Daghestan (second half of the20th - beginning of the 21st centuries)
[Urbanisticheskii universalizm i etnicheskie traditsii v zhenskom kostyume narodov Dagestana (vtoraya polovina XX - nachalo XXI v.)]. In. Peoples of the Caucasus: ethno-cultural traditions and modernization: Collection., ded. the memory of GA. Sergeeva / Comp., Responsible. Ed. Yu.A. Anchabadze (Народы Кавказа: этнокультурные традиции и модернизации: Науч. сбор., посвящ. памяти Г.А. Сергеевой). M.: Tri kvadrata, 2016. PP. 48-73.
16. Dode Z.V. Shawl and hijab. Cape and turban. On national and confessional traditions in the culture of the peoples of the North Caucasus [Platok i khidzhab. Papakha i chalma. O natsional'nykh i konfessional'nykh traditsiyakh v kul'ture narodov Severnogo Kavkaza]. In Ethnographic Review=Etnograficheskoe obozrenie. 2013. № 4. PP. 129-153.
17. Uazin M. Russia banned the hijab [Electronic resource] [Rossiya zapretila khidzhab] In The site «INOSMI.RU»; URL: http://inosmi.ru/social/20170307/238833641.html (date of circulation: 07/03/2017).
18. Ataeva P.A., Bulatov B.B., Seferbekov M.R. A modern costume of a student of the city of Makhachkala [Sovremennyi kostyum studenta goroda Makhachkaly]. In. Conference materials «The role of North Caucasian cities in the socio-economic and historical and cultural development of the Caucasus», ded. The 200th anniversary of the founding of Grozny (Grozny, October 3, 2017) / Ed. Sh.A. Gapurova, S.S. Magamadova (Materialy Vserossiiskogo istoriko-etnograficheskogo foruma «Rol' severokavkazskikh gorodov v sotsial'no-ekonomicheskom i istoriko-kul'turnom razvitii Kavkaza», posvyashchennogo 200-letiyu osnovaniya g. Groznogo). Grozny: Academy of Sciences of the Chechen Republic, 2017. PP. 48-54.