ОСОБЕННОСТИ МОТИВОВ ВЫБОРА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ПЛАВАНИЕ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТАМИ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ
Баламутова Н.М., Шейко Л.В., Олейников И.П.
Национальная юридическая академия У краины им. Ярослава Мудрого Харьковская госу дарственнаяакадемия физической ку ль туры Харьковский национальный педагогический университет им. Г.С. Сковороды
Аннотация. В статье определены основные факторы, влияющие на выбор специализации «Плавание» на занятиях по физической культуре в вузе. Для анализа мотивации выбора курса «Плавание» авторы разработали анкету Результаты анкетирования позволили выявить главные вопросы построения учебного процесса обучения плаванию в вузе. Установлено, что студентынедооценивают связь теоретическогокурса с практическими занятиями. Отмечается влияние профессиональных качеств преподавателя на мотивацию выбора студентами вида деятельности.
Ключевые слова: плавание, мотивация, анкетирование.
Анотація. Баламутова Н.М., Шейко Л.В., Олійник І.П. Особливості мотивів вибору спеціалізації «Плавання» на заняттях з фізичної культури студентами гуманітарних вузів. У статті визначені основні фактори, які впливають на вибір спеціалізації «Плавання на заняттях з фізичної культури у вузі». Для аналізу мотивації вибору курсу «Плавання» автори розробили анкету Результати анкетування дозволили виявити головні питання побудови учбового процесу при навчанні плаванню у вузі. Установлено, що студенти недооцінюють зв'язок теоретичного курсу із практичними заняттями. Відзначається вплив професійних якостей викладача на мотивацію вибору сту дентами виду діяльності.
Ключові слова: плавання, мотивація, анкетування
Annotation. Balamutova N.M., Sheyko L.V, Olejnikov I.P. Peculiarities of reasons for choosing specialization Swimming at the physical training lessons by students of the humanitarian higher educational establishment.
In this article are determined the main factors that influence for choosing specialisation «Swimming at the physical training lessons in a higher educational establishment». For analysing the motivation of choosing the course «Swimming» authors developed a questionnaire. The results of this questionnaire helped to find out the main questions of building educational process for learning how to swim in the higher educational establishment. It fixed, that students underestimate communication of a theoretical rate with practical occupations. Effect of professional qualities of the teacher on motivation of a choice students of a kind of activity is registered.
Key words: swimming, motivation, questionnaire
Введение.
Современная программа по физической культуре в высших учебных заведениях претерпела некоторых изменений в части ее содержания, связанные с введением спортивно-ориентированного физического воспитания или так называемых специализаций по видам спорта. Студентам на выбор предоставляется право заниматься избранным видом спорта в рамках учебной программы и утвержденным перечнем этих самых специализаций. Материально-техническая база спортивных сооружений позволяет развивать широкий спектр игровых видов спорта (волейбол, баскетбол, гандбол, настольный теннис), а также ритмических упражнений под музыку (шейпинг, фитнесс, аэробика). Имея в составе спортивных сооружений бассейн, была введена и специализация плавания, которая с первых дней стала одной из популярных и посещаемых студентами Выбор большого количества студентов не может не радовать, но мотивов этого выбора не пытается выявить никто.
Плавание является жизненно необходимым навыком и одним из доступных и полезных видов спорта, призванных находить комплексный подход к развитию человека [1, 2, 7].
Занятия плаванием дают совершенно другие ощущения, нежели упражнения на суше. Так как вода обладает уникальными свойствами, оказывающими многогранное положительное воздействие на организм занимающихся [3, 4, 5]. Наличие бассейна позволяет широко использовать возможности плавания в вопросе оздоровления, общего физического развития и спортивного совершенствования [4, 6].
Цели организации занятий по плаванию в вузе:
1. Приобщать студентовк систематическим занятиям плаванием, воспитывая потребность в здоровом образе жизни.
2. Способствовать обеспечению недельного минимума двигательной активности для поддержания высокого потенциала умственной и физической работоспособности
3. Поддерживать и развивать уровень функционального состояния всех систем организма.
4. Создать возможность для обучения совершенствования плавательной подготовленности и дальнейшего роста спортивного мастерства.
5. Формирования профессионального подхода к использованию средств плавательной подготовки в лечебно-профилактической практике.
Исследование выполнено согласно плану НИР Национальной юридической академии У краины им. Ярослава Мудрого и Харьковской государственнойакадемии физической культуры
Цель, задачи работы.
© Баламутова Н.М., Шейко Л.В., Олейников И.П., 2009
Целью работы является выявление основных мотивов выбора специализации плавания на занятиях по физической культурев вузе.
Организация исследования.
Исследование проводилось в 2007-2088 учебном году В исследовании приняли участие студенты четырех учебных групп специализации «Плавание» вторых-третьих курсов в количестве 105 человек (22 девушки и 83 юноши).
Метод исследования.
В качестве основного метода использовался метод анкетирования Для реализации программы исследования была разработана анкета, по которой проходил опрос респондентов
Анонимная анкета.
Г руппа___________Пол___________________
1. Что повлияло на Ваш выбор заниматься на специализации «Плавание»?
а) умею хорошо плавать, хотел бы научиться еще лучше;
б) хотел бы научиться хорошо плавать;
в) не найдя ничего подходящегодля себя, пришел с друзьями за компанию;
г) другое
2. С какой целью Вы посещаете занятия по специализации «Плавание»?
а) узнать и научиться чему-то новому в плавании;
б) только получить зачет по предмету;
в) другое.
3. Насколько личностно-профессиональные качества преподавателя влияют на Ваш выбор специализации «Плавание»?
а) повлияли с самого начала и продолжают влиять сейчас;
б) повлияли и влияют сейчас в незначительной степени;
в) не повлияли в начале и не влияют сейчас;
г) затрудняюсь ответить.
4. Насколько на Ваш взгляд качественно осуществляется подача учебного материала?
а) качественно;
б) не совсем качественно;
в) не качественно;
г) затрудняюсь ответить.
5. Требуется ли Вам специализированный курс теоретических занятий (лекций) по плаванию?
а) требуется;
б) не требуется;
в) затрудняюсь ответить.
6. Собираетесь ли Вы дальше заниматься плаванием по окончанию предмета «Физическая культура)?
а) да;
б) возможно;
в) нет;
г) пока не знаю.
Результаты исследо вания.
Для анализа мотивации выбора курса по специализации «Плавание» авторы сосредоточились на ответах данных на вопросы 1, 2 и 3 представленной анкеты. На вопрос 1 : «Что повлияло на Ваш выбор заниматься по специализации «Плавание»?» - студенты отвечали следующем образом (табл. 1).
Таблица 1.
Результаты исследования
Содержание ответа Кол-во студентов Процентное соотношение
А У мею хорошо плавать, хотел бы научиться еще лучше 44 41,9
Б Хотел бы научиться хорошо плавать 49 46,7
В Не найдя ничего подходящегодля себя пришел с друзьями за компанию 7 6,7
Г Другое 7 6,7
Всего 105 100
Анализ данных таблицы 1 показывает примерное равенство в содержании ответов А и Б (41,9% и 46,7% соответственно). Ответы на вариант Г («другое») в большей степени содержит информацию о том, что данные когда-то занимались плаванием и хотели бы продолжить эти занятия, продолжая учиться в вузе.
На вопрос 2: «С какой целью Вы посещаете занятия по специализации «Плавание»?»- студенты отвечали следующем образом (табл. 2).
Таблица 2.
Результаты исследования
Содержание ответа Кол-во студентов Процентное соотношение
А Узнать и научиться чему-то новому в плавании 86 81,9
Б Т олько получить зачет по предмету 8 7,6
В Другое 11 10,5
Всего 105 100
С целью только получить зачет по предмету физическая культуравыбрали специализацию плавания 7,6% (Б). Цели узнать и научиться чему-то новому в плавании и получить зачет предпочтение отдали 81,9% (А) респондентов 10,5 % ответили на вариант В («другое») можно разделить на 2 группы первая группа выбрала своей целью общее физическое совершенствование не связанное с улучшением результатов или техники плавни, вторая группа меньшей численности решила посещать занятия по плаванию для реабилитации после травм и исправления дефектов опорно-двигательной системы.
Задавая вопрос 3: «Насколько личностно-профессиональные качества преподавателя влияют на ваш выбор специализации «Плавание»?» - мы получили следующие ответы (табл.3).
Таблица 3.
Результаты исследования
Содержание ответа Кол-во студентов Процентное соотношение
А Повлияло с самого начала и продолжает влиять сейчас 76 72,4
Б Повлияло и влияет сейчас в незначительной мере 18 17,1
В Не повлияло вначале и не влияет сейчас 5 4,8
Г Затру дняюсь ответить 6 5,7
Всего 105 100
Подавляющее большинство опрошенных (А- 72,4%) посчитали личностно-профессиональные качества преподавателя решающими в выборе специализации. 17,7 (Б) определило для себя незначительную степень этого влияния, а 4,8% вообще посчитали, что личность преподавателя никак не повлияла на их выбор.
Создавая анкету по выявлению мотивов выбора у студентов к занятиям по выбранному курсу специализации, мы ставили перед собой промежуточные задачи, связанные с самообследованием по вопросам качества подачи учебного материала, по мнению студентов (вопрос 4) и возможности введения специализированного курса теоретических занятий (лекций) по специализации «Плавание» (вопрос 5). Вопрос 6 задавался с целью проследить взаимосвязь занятий в рамках учебной программы с желанием студентовзаниматься плаванием по окончании обязательных занятий по предмету «Физическая культура). С ответами на соответствующие вопросы можно ознакомиться из таблиц за номером 4,5 и 6 соответственно
Таблица 4.
Результаты исследования
«Насколько на Ваш взгляд качественно осуществляется подача учебного материала».
Содержание ответа Кол-во студентов Процентное соотношение
А Качественно 100 95,2
Б Не совсем качественно 4 3,8
В Не качественно - -
Г Затру дняюсь ответить 1 1
Всего 105 100
95,2% (А) отвечавших ответили положительно на вопрос о качестве подачи учебного материала. На не совсем качественный уровень согласились в своих ответах 3,8%(Б).
Таблица 5.
Результаты исследования «Требуется ли Вам специализированный курс теоретических знаний (лекций) по плаванию».
Содержание ответа Кол-во Процентное
студентов соотношение
А Требуется 11 10,5
Б Не требуется 74 70,5
В Затру дняюсь ответить 20 19
Всего 105 100
На возможность получения дополнительных знаний через теоретические занятия (лекции) в дополнение к практическим занятиям, согласились в своих ответах 10,5 % (А). В то же время категорически отвергли эту возможность 70,5% (Б). Затруднились ответить на этот вопрос 19%(В).
Таблица 6.
Результаты исследования «Собираетесь ли Вы дальше заниматься плаванием по окончании предмета «Физическая культура»».
Содержание ответа Кол-во студентов Процентное соотношение
А Да 49 46,7
Б Возможно 49 46,7
В Нет 1 1
Г Пока не знаю 6 5,7
Всего 105 100
Собираются заниматься плаванием в дальнейшем и рассматривают эту возможность равное количество отвечавших - по 46,9% (А и Б). Пока не знают 5,7% (Г). И только 1% (В) ответил отрицательно на поставленный вопрос.
Выводы.
В результате анкетирования студентов выявлены факторы, повлиявшие на выбор студентами специализации «Плавание», базирующиеся на стремлении научиться хорошо плавать, а хорошо плавающим научиться еще лучше (вопрос 1). На подавляющее большинство опрошенных очень сильно повлияли личностно-профессиональные качества преподавателя, что доказывает лишний раз о роли личности в мотивации выбора студентами во всех сферах деятельности (вопрос 3). Но в тоже время из ответов на вопросы 2 и 5 просматриваются противоречия В частности, рассмотрев зависимость ответов на вопросы «С какой целью Вы посещаете занятия по специализации «Плавание»» (вопрос 2) и «Требуется ли Вам специализированный курс теоретических занятий (лекций) по плаванию» (вопрос 5),мы получили следующие результаты Узнать и научиться чему-то новому в плавании (вопрос 2А) с возможностью узнать новое из лекционных занятий (вопрос 5 А) и применить полученные знания на практике сослались в своих ответах всего 10,5 %» (9 человек), а 68,9% (59 человек) отвергли такую возможность. На ответ «Только получить зачет по предмету» (вопрос 2Б) используя лишь практические занятия (без лекционных) ответили 75%.
Из полученных ответов можно сделать вывод о том, что студенты недооценивают связь теоретического курса с практическими занятиями.
Дальнейшее исследование предполагается провести в направлении изучения других проблем определения основных факторов влияющих на мотивацию выбора специализации «Плавание» на занятиях по физической культурестудентами.
Литература
1. БулгаковаН.Ж. Познакомьтесь- плавание. Первые шаги в спорте. Москва; аст Астрель, 2002.- 157с.
2. Быков В.А. Комплексная система плавательной подготовки студенток высших учебных заведений физической культуры монография / В.А. Быков,- Смоленск СГИФК, 2003.-175 с.
3. Волкова Л.М. Дифференцированный подход при обучении плаванию студенток с учетом их повышенной чувствительности к водной среде. // Пути перестройки физического воспитания сту денток вузов в совершенных условиях: Межвузовский тематический сборник научных трудов!/ Ленинград, мех. ин-т им. Д.Ф. Устинова ВООК - Ленинград, 1988ю-с.153-157
4. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт.- Ростов-на-Дону. «Феникс»., 2001.-315с.
5. Макарова Л.И. К вопросу оптимизации учебного процесса по профессионально-прикладной плавательной подготовленности//Актуальные проблемы физкультурно-массовой и спортивной работы в условиях перестройки высшей школы Тезисы докладов Всероссийской науч. практич. конференции, Ростов-на-Дону, 8-10 июня 1989./ ВООК.- Ростов-на-Дону.- 19889.- с.78-90
6. Пасичниченко В.А. Начальное обучение плаванию: Учеб. пособие для студентов преподавателей и тренеров / ВООК.- Минск.: БГТУ, 2004.- 116с.
7. Плавание для вузов: Учебник для вузов/ Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой! ВООК.-М.: Физкультура и спорт, 2001.- 400с.
Поступила в редакцию 30.01.2009г.