ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ (теоретический аспект)
Е.С. Бабаева
Государственное образовательное учреждение № 825 Центральный округ Ул. Окская, д. 16, корп. 3, Москва, Россия
В статье раскрыты понятия «мотив», «мотивация», их соотношение, описаны этапы мотивов. Также рассматриваются особенности борьбы мотивов в учебной деятельности школьников. В результате анализа литературы выделены группы с высоким, средним и низким уровнями мотивации.
Особое значение в достижении успеха в учебной деятельности имеет мотивация. Данный вопрос является очень актуальным, особенно в практическом приложении. В настоящее время ученые продолжают изучать влияние мотивации на эффективность учебной деятельности. Например, А.М. Матюшкин отмечал, что с познавательной мотивацией связывают продуктивный творческий тип активности личности в учебной деятельности.
При изучении зависимости эффективности учебной деятельности от мотивации ученые рассматривают мотив и мотивацию с различных позиций.
Рассмотрим особенности мотива, мотивировки, мотивации, их соотношение и влияние на учебную деятельность.
Анализ подходов ученых к понятию «мотив» дает возможность выделить его сущностные признаки.
Мотив рассматривается как побуждение к деятельности [7; 9; 12; 13]; осознанное побуждение к определенному действию, источник действия, его внутренняя сила [2]; механизм внутреннего формирования образа действий, которое, проявившись вовне, дает объективный результат [4]; то, что отвечает на вопрос «зачем?» [15]; побуждение, направленное на конкретный объект [6]; «узел», в котором сходятся потребности субъекта, актуальные на данный момент, и возможности их реализации, содержащиеся в ситуации [6; 7; 8]; предмет удовлетворения потребности, намерение, свойство личности, состояние, формулировка, удовлетворенность [6]; внутренняя предрасположенность человека интересоваться позитивными стимулами и стремиться к ним, а негативных стимулов избегать, при этом удовлетворение стимула есть цель мотива [3].
Рассмотрим некоторые особенности мотивов, которые следует различать по их глубине, устойчивости, длительности. Например, мотив самоутверждения часто становится устойчивой чертой характера и даже мировоззрения человека. Мотивы гнева, обиды скоротечны, и их можно преодолеть собственными усилиями или с помощью других людей. Мотивы изменчивы и обратимы. Ниже представлены основные виды мотивов.
Мотив I — общая направленность личности, т.е. достаточно неопределенные побуждения в абстрактном плане (быть успешным в учебной деятельности, поступить в университет, получить престижную работу и т.п.). Этот мотив имеет свои причины (потребности, интересы), но еще не ведет к конкретной цели. Его можно считать не вполне сформировавшимся (возможно, даже не мотивом, а системой ценностей).
Мотив II — конкретизация упомянутых интересов и намерений и вычленение одного-двух или более мотивов будущего поведения, пока не привязанных ни к цели, ни к сложившейся ситуации.
Мотив III. Появляется актуальная проблема (большей частью на основе возникшей жизненной ситуации), и мотив начинает концентрироваться. Ситуацию следует разрешить, предпринять какие-то продуманные действия. Для этого нужно сформулировать объект действий и цель. Мотив будущего поведения — связь потребности (интереса) с целью — приобретает более четкие очертания.
Мотив IV играет решающую роль уже при осуществлении плана достижения цели. Путь к цели не может быть безмотивным. Цель определяет характер действий личности и выражает его интересы, иначе она была бы бессмысленной.
Мотив V действует во время совершения действия. В большинстве случаев он совпадает с мотивом IV, но может и отличатся от него, так как во время совершения действия иногда возникают обстоятельства, которые индивид не предвидел.
Мотив VI. Цель, поставленная индивидом, достигнута или нет. В обоих случаях надо подумать о дальнейших действиях. А они должны быть мотивированы, иначе складывается обстановка неопределенности, страха, растерянности, и действия субъекта приобретут непредсказуемый характер. Если же личность в какой-то мере владеет ситуацией, последующей за совершением действия, то у нее формируется мотив последующих действий, заключительных.
Можно заключить, что мотивы многозначны, они развиваются, изменяются, усложняются или упрощаются. Следует отметить, что в жизни учеников существует столько мотивов, сколько видов отношений «индивид — учебный процесс».
Мотивы индивидуальны, и их иерархия у каждого субъекта своя. Чем она определяется, изучено недостаточно.
Поведение человека мотивируется наиболее высокими побуждениями в иерархии ценностей, присущих данному человеку, особенно если это побуждение ближе всего связано с перспективой достижения цели. При этом взвешиваются и могут конкурировать между собой степень достижимости цели, ее привлекательность, сила препятствующих обстоятельств и идея отказа от достижения цели и данного мотива вообще.
Мотив остается действенным до тех пор, пока не будет достигнута цель либо выявится ее недостижимость. Мотив может временно уступать место другим побуждениям, а затем возобновляться при соответствующих условиях.
Далее рассмотрим понятие «мотивация».
Не существует и однозначного определения понятия мотивации.
B.Н. Кудрявцев отмечает, что мотивация — совокупность мотивов, возникающих, меняющихся и реализуемых в процессе поведения [5]. Он подчеркивает, что мотивация не только отражается в сознании субъекта, но и прогнозируется им, когда он взвешивает различные варианты своих действий и их последствий [5].
C.Р. Немов понимает мотивацию как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность [10].
А.Г. Асеев считает, что мотивация включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.п. [1].
A.Г. Маклаков рассматривает мотивацию как характеристику процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [9].
Х. Хекхаузен указывает, что мотивация складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции поведенческого акта [15].
Мотивацию как движущую силу или причину того, что действие воплощается, рассматривает Л. Дэкерс [3].
B.Д. Филиппов рассматривает мотивацию как процесс формирования мотива [14].
Мотивация как процесс предполагает несколько стадий: 1) актуализация мотивации (мотив III); 2) целеобразование, выбор действия и формирование намерения; 3) реализация намерения; 4) постреализация.
Из анализа рассмотренной литературы следует, что понятия мотива и мотивации включают в себя представления о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления.
Однако, как указывает С.Р. Немов [10], понятие «мотивация» шире понятия «мотив». Исходя из приведенных определений вытекает, что мотив является одним из видов побуждений мотивации или представляет собой ее важную составляющую часть.
При сопоставлении терминов «мотив» и «мотивация» необходимо отметить и различия между ними. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.
В отличие от мотивации мотив — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.
В литературе существует еще одно понятие, которое требует внимания — «мотивировка». В.Н. Кудрявцев указывает, что мотивировка — это объяснение своих действий и их мотивов самим субъектом [5].
Таким образом, мы рассмотрели различные подходы к понятиям «мотив», «мотивация», «мотивировка».
Изучая мотивацию учебной деятельности, необходимо отметить мотивы, которыми могут руководствоваться в обучении школьники. Многообразие мотивов учеников определяется отношениями «индивид — учебный процесс». Спектр позитивных мотивов мотивации учебной деятельности достаточно широк: интерес к учебному процессу, мотив достижения, стремление к самостоятельности, быть общественно полезным человеком, расширять умственный кругозор, быть умным и эрудированным, не подводить свой класс, добиваться полных и глубоких знаний и т.п.
Рассмотрим вопрос борьбы мотивов в процессе осуществления учебной деятельности школьников.
Разновидностей конкуренции и борьбы мотивов много. Остановимся на четырех наиболее характерных: 1) конкуренция двух или нескольких мотивов (в данном случае мотивы не противоположны — оба имеют негативный или позитивный характер и потому могут заменять (или дополнять) друг друга); 2) негативный мотив побеждает в результате борьбы; 3) побеждает позитивный мотив; 4) самооценка субъекта после совершения действия, во время которой происходит уже не столько борьба прежних мотивов (она окончена), сколько воспоминание о ней, сожаление или одобрение собственного поведения и выработка еще одного — нового мотива, направляющего последующую деятельность субъекта [5].
Рассмотрим более подробно приведенные разновидности конкуренции и борьбы мотивов. Психологи различают длительно функционирующие мотивы и мотивы, возникающие спонтанно. При конкуренции долговременного и спонтанного мотивов вначале берет верх спонтанный, который вызван непосредственным эмоциональным переживанием. Если же он не реализован, начинает действовать долговременный мотив, тем более если этому способствует неожиданно возникшая «благоприятная» ситуация.
Конкуренция мотивов может быть одномоментной и длительной.
Победа негативного мотива зависит от комплекса его качеств (привлекательность цели, ее доступность, отсутствие или преодолимость препятствий и др.). К тому же важную роль здесь играют влияние окружения и эмоции, переживаемые субъектом. Следовательно, получаются разные варианты развития событий; прямое и быстрое действие; колебания и отходы в сторону; задержки принятия решения; неоднократный пересмотр образа действий и т.д.
Победа позитивного мотива объясняется главным образом особенностями личности субъекта, хотя ситуация также играет немаловажную роль.
При конкуренции мотивов ученые психологи отмечают один из конкурирующих мотивов — мотив достижения цели.
Данный мотив предполагает, что: а) получен желаемый результат; б) результат удовлетворяет субъекта («я сделал то, что хотел»); в) при этом не эффективны ни завышенные, ни заниженные требования; г) результат таков, что и другие могут оценить его как некое достижение субъекта («вот молодец, сумел добиться своего»); д) результат получен именно самим субъектом. Для того, что бы более точно понять конкуренцию мотивов в процессе осуществления учебной деятельности школьников, следует рассмотреть понятие учебной деятельности.
Под учебной деятельностью понимается деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. Мотивация является одним из компонентов учебной деятельности.
Если проследить развитие мотивации школьников, то мы увидим следующее. В начале обучения у учеников наблюдается внешняя мотивация по отношению к учебной деятельности. Наиболее адекватными являются учебно-познавательные мотивы, т.е. стремление узнать, научиться чему-либо новому. С данными мотивами могут конкурировать мотивы чисто познавательного, близкого к любопытству, характера, когда ребенок может стремиться узнать как можно больше увлекательных и интересных фактов, не интересуясь взаимосвязями между ними. На данном возрастном этапе могут конкурировать и другие мотивы: мотив соответствия позиции школьника, включающий в себя стремление выполнять требования учителя, подчиняться правилам школьного распорядка, получать хорошие отметки и т.п. А также мотивация достижения успеха, избегания неудачи, престижная мотивация (мотивация самоутверждения). Последняя включает в себя стремление достичь любой ценой позитивной внешней оценки собственных действий и самого себя.
Для школьников в учебной деятельности характерно преобладание позитивных мотивов учебной деятельности, например, стать грамотным, расширить умственный кругозор, учиться работать самостоятельно, учиться, получать хорошие оценки.
Предварительное изучение мотивации дает возможность выделить ее группы: 1) ярко выраженная мотивация достижения успеха, 2) выраженная мотивация избегания неудачи, 3) мотивационный полюс ярко не выражен, 4) мотивационный полюс ярко не выражен, но присутствует тенденция на достижение успеха или избегание неудач. Эти группы могут быть с высоким, средним и низким уровнем.
ЛИТЕРАТУРА
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1976.
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: МГУ, 1990. Дэкерс Л. Мотивация: теория и практика: расширенный курс. — М., 2007.
Еникеев М.И. Юридическая психология. — М., 2004.
Кудрявцев В.Н. Борьба мотивов в преступном поведении. — М.: Норма, 2007.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000.
ЛеонтьевД.А. Психология смысла. — М., 2003.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1999. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2000.
Немов С.Р. Психология. — М.: Владос, 2003.
Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б. А. Сосновского. — М.: Юрайт-Издат, 2005.
Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учебное пособие. — СПб., 2001. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002.
Филиппов В.Д. Криминологические основы уголовного права. — Томск, 1981. Хекхаузен К. Мотивация и деятельность: Т. 1. — М.: Педагогика, 1986.
[
[
1
[
[
[
[
FEATURES OF MOTIVATION OF THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF PUPILS (theoretical aspect)
E.S. Babayeva
State Educational Institution № 825 The Central District
Okskaya str., 16, building 3, Moscow, Russia
The article discloses the concepts «motive», «motivation», their correlation, stages of motives. It also examines the features of struggle of motives in the educational activity of schoolchildren. In the course of the analysis of their works, groups with high, average and low levels of motivation have been singled out in the article.