Научная статья на тему 'Особенности мотивации студентов к обучению в условиях современного образования: педагогическая перспектива'

Особенности мотивации студентов к обучению в условиях современного образования: педагогическая перспектива Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
студент / мотивация / мотив / образовательные программы / механизмы / обучение / педагогические практики / student / motivation / motive / educational programmes / mechanisms / learning / pedagogical practices

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гаврилюк Н. П.

Практика и тенденции мотивации студентов к обучению, занимают одну из первых позиций в рейтинге задач, которые стоят не только перед организациями образования, но и перед обществом в целом, поскольку современная система образования претерпевает серьезные изменения и вступает на новый путь экспериментов и практик, вовлечена в пилотные проекты, направленные на апробацию и переход на отечественную модель развития системы образования. В условиях распространения информационно-коммуникационных технологий, мобильности и доступности образования, увеличения количества образовательных программ, появления новых направлений и профилей в вузах России перед исследователями, учеными и практикующими педагогами возникает вопрос: «Чем и как мотивировать будущего студента не только к выбору образовательной программы, но и к тому, чтобы эту программу успешно освоить?». В статье приводятся результаты исследований зарубежных и отечественных специалистов, которые выделяют основные критерии мотивации, анализируют различные модели и практики. Несмотря на то, что не было проведено опросов и анкетирования среди обучающейся молодежи, автором сформулированы достаточно четкие критерии для мотивации студентов, которые могут быть применены, в том числе через призму анализа педагогических практик, ориентируясь на персональный опыт реализации образовательных программ различных уровней: бакалавриат, магистратура, аспирантура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of students’ motivation to learning in the conditions of modern education: pedagogical perspective

The practice and trends of students’ motivation for learning, occupy one of the first positions in the rating of tasks that face not only educational organisations, but also society as a whole, as the modern education system is undergoing serious changes and is entering a new path of experiments and practices, is involved in pilot projects aimed at approbation and transition to the domestic model of education system development. In the conditions of information and communication technologies spread, mobility and accessibility of education, increase in the number of educational programmes, emergence of new directions and profiles in Russian universities, researchers, scientists and practicing teachers face the question: “What and how to motivate a future student not only to choose an educational programme, but also to successfully master this programme?”. The article presents the results of studies of foreign and domestic specialists who highlight the main criteria of motivation, analyse various models and practices. Despite the fact that there were no surveys, questionnaires among students, the author formulates quite clear criteria for student motivation, which can be applied, including through the prism of analysis of pedagogical practices, focusing on the personal experience of implementing educational programmes at various levels: undergraduate, graduate, postgraduate.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивации студентов к обучению в условиях современного образования: педагогическая перспектива»

Гаврилюк Н.П.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Института истории и права, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского.

Особенности мотивации студентов к обучению в условиях современного образования: педагогическая перспектива

Мотивация - это преимущественно внутренняя совокупность импульсов, поддерживающих и направляющих поведение субъекта в учебной деятельности. Она является причиной того, что учащийся учится или не учится. Быть мотивированным на учебную деятельность - значит быть движимым мотивами, находиться в динамичном, мобилизующем и целеустремленном состоянии. Учебная деятельность должна быть постоянно мотивирована как психологический механизм, мотивация - это тот фундаментальный вектор личности, который в учебной деятельности направляет поведение студента на достижение образовательных целей. Как переменная, обеспечивающая внутреннюю организацию поведения, мотивация является стимулирующим фактором учебной деятельности, способствующим достижению качественных результатов в деятельности субъекта. Положительно мотивированное поведение приводит к успехам в учебной деятельности, а отсутствие мотивации - либо к посредственным результатам, либо к болезненным неудачам. Традиционно, под мотивацией понимается совокупность внутренних процессов, которые активизируют и поддерживают наше поведение.

Мотивация студента к обучению была и остается важной проблемой как для преподавателя, сталкивающегося с благоприятными ситуациями, поскольку студент мотивирован на обучение, имеет энергетические ресурсы и четкие цели, поскольку перед ним стоит задача найти инструменты и контексты для поддержания и извлечения максимальной пользы, превращения ее в постоянный ресурс развития, так и для преподавателя, сталкивающегося с трудными ситуациями, поскольку в этом случае студент имеет другие ориентиры, отвергает, бросает вызов, не имеет целей и четких задач.

По мнению Стародубцевой В.К. «мотивация для студентов яв-

ляется наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу» [4].

Дж. Брофи, в своих исследованиях приходит к выводу, что в обучении, развитии, тренинге мотивация может быть проанализирована по двум направлениям:

1. Общая мотивация к обучению-развитию. Это измерение представляет собой постоянную и сильную предрасположенность к приобретению знаний, навыков, умений, проблемных ценностей в ситуации обучения и тренинга. Поэтому мы считаем постоянный аспект мотивации очень важным, так как этот аспект, будучи спровоцированным и «запущенным», сохраняется на протяжении всех лет обучения (в начальной, средней и высшей школе) и далее в жизни (как общее, постоянное отношение к работе, жизни, другим и себе). Мы понимаем, что преподаватели не оставят без внимания этот аспект мотивации, участвуя в его возникновении, проявлении и закреплении. Конечно, своим враждебным, равнодушным, навязчивым, авторитарным, самодостаточным поведением и отношением, плоскими, скучными, устаревшими уроками и т.д. они могут его скомпрометировать.

2. Конкретная мотивация к обучению и развитию. Это измерение отражает/описывает мотивационное состояние учащегося, которое побуждает его к изучению конкретного урока, конкретной главы, конкретной темы (и конкретного периода) [5, с. 263].

Общая мотивация к обучению активизируется в человеке и изнутри его, она является частью его внутренней способности к познанию, пониманию.

Даже если нас не предупреждают, мы подозреваем, что за двумя измерениями мотивации обучения-развития стоит динамическая связь или взаимодействие. Прежде всего, мы можем оценить, что если специфическая мотивация активизируется, стимулируется в позитивном (аффективно-волевом) регистре, то она стремится создать благоприятные условия для возникновения/активации общей мотивации, более того, она стремится поддерживать и участвовать в ее закреплении. Если же специфическая мотивация активизируется преимущественно в негативном регистре, то это может поставить под угрозу достижение общей мотивации к обучению и развитию.

Обучающийся в основном будет стараться избегать или отвергать любые контакты с опытом обучения (самообучения), если они зависят от его воли (не только в период обучения, но и в последующей жизни). Тогда можно сказать, что общая мотивация, если она существует, может быть дезактивирована, отменена, если нет предпосылок для наиболее частого появления специфической мотивации. Например, студент имеет конкретный опыт обучения и развития, неадекватный его интересам и ожиданиям, он не может выразить себя аутентично, не чувствует себя хорошо, не испытывает радости/ удовольствия, не ощущает внутреннего роста или улучшения своих возможностей в жизни и т.д.

Нет единых и общих взглядов даже на разграничение задач обучения - функций этой деятельности. Педагогический словарь выделяет два значения, приписываемых обучению:

- широкий смысл, который приписывает явлению обучения атрибут приобретения живым существом индивидуального опыта, поведения, смысл биофизио-логического характера и где обучение совпадает с механизмом индивидуального приспособления, определяющим организацию определенной ответной реакции - адаптивной. На этом уровне обучение называют также спонтанным, неорганизованным обучением, которое распространяется и на социальные структуры: семью, игровые группы и т.д.

- психолого-педагогический, где обучение рассматривается как деятельность, осуществляемая людьми с целью приобретения знаний и умений во всех сферах психической жизни - познании, эмоциях, воле и т.д. Из этого следует, что обучение - это деятельность, направленная на приобретение информации, правил, норм, законов и принципов, и с этой точки зрения оно выполняет информативную функцию и формирующую роль в непрерывном становлении и преобразовании личности человека.

В широком смысле, обучение можно определить как эволюционный процесс, по существу информационно-формативный, состоящий в приобретении (получении, хранении и внутренней валоризации) живым существом - в активной, исследовательской манере, свойственной жизни, и на этой основе в селективной модификации.

Широкая и сложная деятельность обучения является частью специфического процесса формирования и развития личности, основанного на многочисленных и разнообразных взаимодействиях человека с окружающей средой, в частности с социокультурной сре-

дои, что предполагает такое взаимодеиствие и взаимодополнение педагогики и психологии. В широком смысле обучение отвечает за усвоение субъектами социального опыта и формирование личности. Не в последнюю очередь обучение способствует формированию абстрактного мышления, зарождению сложных чувств, формированию воли и личностных качеств.

По-настоящему исследовать учебную мотивацию - значит уловить не только внутреннии или внешнии мотив, вызывающии желание, влечение, непосредственныи интерес к учебе, но прежде всего характер мобилизации, самоотдачи психологического потенциала в решении или приспособлении к целям образования.

Таким образом, механизм деИствия мотивационных процессов и механизмов чрезвычайно сложен. Редко удается одновременно охватить все аспекты, лежащие в основе этих механизмов.

Как правило, мотивационные механизмы действуют в следующей последовательности:

- сначала внешние воздействия и личный опыт «фильтруются» через субъективные интерпретации. Они в значительной степени зависят от устойчивых представлений о себе и окружающем мире (например, самовосприятие, самооценка, ценности, интернализо-ванные нормы, ожидания от других, устойчивые интересы);

- в соответствии с этими интерпретациями актуализируются определенные мотивационные установки (потребности, интересы, ценности, цели), которые будут инициировать планирование действий, принятие решений и эффективное поведение;

- в итоге возникают определенные представления, которые имеют положительные или отрицательные последствия (проксимальные или дистальные);

- интерпретация этих представлений будет подтверждать или опровергать устойчивые убеждения о себе и внешней реальности, что приведет к последующему подкреплению или модификации мотивационных структур [7, с. 359].

Соответственно, мы выделяем общий механизм, из которого вытекает несколько специфических механизмов:

- общий механизм, запускающий и поддерживающий мотивационные процессы, представлен субъективными интерпретациями личного опыта, отношений с другими людьми и будущего;

- специфические механизмы, основанные на субъективных интерпретациях, превращают факторы, воздействующие на человека, в фасилитаторы или тормоза мотивационных процессов. Мы выде-

ляем два таких специфических механизма:

1. Мотивационные, поведенческие и когнитивные мобилизующие и поддерживающие механизмы - например, специфическая ориентация, концентрация внимания на значимой информации, запуск позитивных или негативных аффективных процессов, различная обработка информации. В результате могут возникать положительные (привлекательные) или отрицательные (избегающие или конфронтационные) мотивации различной степени сложности и интенсивности;

2. Механизмы мотивационного торможения - например, концентрация внимания, отказ от деятельности или отказ от нее [6, с. 414].

Педагогическая значимость учебной мотивации требует рассмотрения трех основных аспектов, которые необходимо учитывать преподавателям:

- воспринимать как психологический конструкт;

- восприниматься как существенный вектор личности, направляющий поведение студентов;

- оценивать как переменную, которая обеспечивала и постоянно обеспечивает внутреннюю организацию поведения в большинстве его действий.

В соответствии с местом, которое мотивация занимает в структуре учебной деятельности, мы выделяем:

- стимулирующие мотивы (похвала, поощрение, объективная оценка, тонизирующие социально-аффективные отношения, уважение мнения, логическая и систематическая организация информации и т.д.);

- тормозящие мотивы (противоречивые ситуации, страх перед оценкой, наказание, субъективная оценка, равнодушие, монотонность);

- адаптивные и дезадаптивные мотивы, полярный характер которых задается формирующими целями образовательного процесса, типом и структурой методики обучения, степенью неудовлетворенности, которую они вызывают в личности студента, а также определенным типом учебных отношений, характерным для образовательного климата, и т.д.

В исследовании, когда мы говорим о мотивации как о связанной с непосредственными потребностями студентов, можно выделить:

- Когнитивную мотивацию, которая связана с потребностью в познании, знании, сенсорной стимуляции. Этот вид мотивации

■ проявляется в виде любопытства к тому, что является новым, но-

визной, сложностью, а также в высокой степени толерантности к определенному риску. Термин «познавательная мотивация» относится к процессу познания и понимания. Через механизмы восприятия, мышления, памяти и воображения постепенно происходит изучение, воспроизведение, понимание определенных явлений и стремление создать что-то новое;

- Аффективная мотивация, которая обусловлена потребностью учащегося получить признание окружающих и чувствовать себя комфортно в своей среде. Студенты учатся из желания как удовлетворить гордость родителей, так и не потерять их любовь и привязанность. В учебной группе или на рабочем месте эмоциональная мотивация проявляется в виде принятия заданий и должностей из желания студента или сотрудника не прослыть неспособным или недобросовестным;

- Положительная мотивация, проявляющаяся в прямой и пропорциональной зависимости между достигнутыми результатами и поощряемым поведением (ценность решений) и личной удовлетворенностью. Положительная мотивация не может быть применена «универсально» в академической группе. Большое разнообразие психоинтеллектуальных структур студентов приводит к тому, что удовлетворенность воспринимается по-разному у разных студентов. Удовлетворенность зависит от способа существования, мышления, восприятия смысла и ценностей жизни каждого студента. Поэтому в группе студентов должна быть выстроена последовательная структура положительной мотивации, которая обеспечит каждому студенту тот вид удовлетворения, к которому он чувствителен;

- Отрицательная мотивация, формирующаяся при использовании неблагоприятных мотивационных факторов.

Поэтому мы считаем, что стратегия развития мотивации определяется рядом факторов:

- статус взаимоотношений студентов в группе: каждый студент оценивает потребности с точки зрения индивидуального опыта. В группе студентов с плохой «историей» мотивационных отношений любая мотивационная тактика воспринимается с подозрением;

- отношение преподавателя может стать решающим фактором успеха или неудачи. Он будет рассматривать мотивацию через индивидуальное участие как метод обоснования роли каждого студента;

_

- ясность, с которой диагностируются проблемы, будет способ- ■ ствовать мотивации студентов;

- способ применения тактики мотивации студентов: требуемая практика будет встречать большее сопротивление, чем тот, где есть предварительная консультация/совет;

- стиль управления учебным процессом: авторитарный преподаватель будет оказывать более апатичное убеждающее воздействие, а отсутствие у студентов желания сотрудничать будет способствовать исчезновению мотивации.

Классификация мотивов обучения и тип соревновательных мотивов (по А.К. Марковой) представлены следующим образом :

1. Внешние мотивы, к которым относятся:

- широкие социальные мотивы;

- позиционные мотивы;

- мотивы социального сотрудничества;

2. Внутренние мотивы, включающие:

- широкие познавательные мотивы;

- учебные познавательные мотивы;

- мотивы самообучения.

В свою очередь, внутренние и внешние мотивы приводят к формированию конкурентных мотивов [2, р. 77].

С точки зрения двух категорий мотивации и поведения студентов можно провести сравнительный анализ и обозначить следующие показатели:

Успешно мотивированные студенты:

- обычно ставят перед собой реалистичные цели и успешно их достигают, не без проволочек;

- легче запоминают задачи, которые они еще не выполнили;

- легче ориентируются в сложных задачах и запоминают те, для которых установлен срок выполнения;

- воспринимают время как делимое и распределяемое измерение, в котором задачи могут быть приоритезированы в соответствии с объективными критериями и на основе самостоятельного решения;

- не уделяют большого внимания простым задачам, из-за отсутствия интереса и концентрации, решения более громоздкие с ошибками, часто не закрытыми, сложные рассматривают более внимательно, решают быстрее и с иногда интересными решениями (проявлениями творчества) и т.д.

Студенты, мотивированные неудачами: _

- обычно ставят перед собой высокие цели (добиться реабилитации после неудачи после череды неудач) или после череды неудач останавливаются на скромных целях, гарантирующих им наибольшую вероятность успеха;

- неопределенность, которая следует за невыполнением задачи на заданном уровне, имеет эффект снижения временной перспективы; задачи с близким сроком выполнения воспринимаются как актуальные и поэтому решаются под страхом неминуемой опасности;

- воспринимают время как измерение, которое усиливает напряжение между ними и задачами; они постоянно чувствуют угрозу времени;

- часто выбирают простые задачи, в которых неудача менее ожидаема; работают над ними осторожно, тщательно, чтобы гарантировать себе минимум успеха, сохраняют это поле вероятного успеха длинным и т.д.

Мотивация должна представлять собой как для преподавателя, так и для студента вполне определенную отправную точку в учебной деятельности, правильно сформулированную, с соответствующим материальным обеспечением. Только при правильной и адекватной мотивации она становится внутренней как таковой, а не внутренней в том смысле, что ее можно использовать в своих целях, как любой другой рабочий инструмент. Правильная мотивация, имеющая изначально четко определенную цель, направлена на первых этапах на установку желания и удовольствия учиться, а затем на его трансформацию в желание использовать усвоенное.

В заключение следует отметить, что мотивация учащихся к обучению была и остается актуальной проблемой как для преподавателя, сталкивающегося с благоприятными ситуациями, так и для преподавателя, сталкивающегося с трудными ситуациями, поскольку обучение зависит от: некоторых врожденных аспектов поведенческой сферы; взросления; утомления; изменения поведения под воздействием алкоголя, наркотиков; изменений, происходящих в рецептивных и рецепторных функциях; изменений поведения, вызванных несчастными случаями и т.д.

В результате изучения психолого-педагогической литературы, связанной с теорией и методикой формирования учебной мотивации, а также исследования соответствующих условий, мы приходим к следующим выводам:

- Мотивация - это сложный процесс, обозначающий совокупность мотивов, потребностей, склонностей, привязанностей, инте-

ресов, намерений, идеалов, которые поддерживают и направляют реализацию определенных действий, фактов, установок личности.

- «Мотивация» и «мотив» - это совокупность факторов, вызывающих активность человека, являющаяся также характеристикой процесса, стимулирующего и поддерживающего поведенческую активность на определенном уровне, как движущая сила всего развития человека, а причины и факторы этого формирования составляют мотивационную сферу личности, обусловливая мотивацию обучения в целом и у студентов в частности.

- Обучение - это планируемая деятельность, образец динамического действия, план действий, посредством которого мы систематически восстанавливаем и развиваем знания, идеи и способы обоснования, проверки и подтверждения истин, через деятельность личности учащегося, формирующего и становящегося своей индивидуальностью. Оно имеет несколько форм: обучение через прием; обучение через открытие; сознательное обучение; машинное обучение, и все они функционируют в университетском обучении. Однако обучение как познавательная деятельность всегда определяется интересом и мотивацией обучаемого.

- Важное место в процессе обучения занимают стратегии стимулирования мотивации студентов, начиная с мотивации преподавателя и того, как он осуществляет свою деятельность по преподаванию-обучению-оценке с помощью мотивированных подходов к обучению, которые активно вовлекают студента и захватывают его интерес, делая его субъектом и партнером в процессе обучения.

- Анализируются и теоретически осваиваются взаимосвязанные и функционально взаимозависимые отношения между образованием и мотивацией через следующие взаимосвязи: мотивация-познание; мотивация-компетентность; мотивация-личность; мотивация-производительность; мотивация-эффективность.

- Мотивация ориентирована на общие ценности с открытыми возможностями начальной профессиональной подготовки будущих специалистов как результат мотивации к обучению через характер мобилизации, самоотдачи психического потенциала в адаптации к целям образования, в условиях изменяющегося общества.

- Любая методика преподавания-обучения-оценки должна быть теоретически обоснована, аргументирована, опираться на психологические, педагогические и прагматические аргументы, способствующие ее эффективности.

Библиографический список

1. Колокольцева Ольга Владимировна, Степанова Людмила Дмитриевна Особенности мотивации студентов в образовательном процессе // Базис. 2020. № 1 (7). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-motivatsii-studentov-v-obrazovatelnom-pro-tsesse (Дата обращения: 07.08.2023).

2. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990. 91 с.

3. Мухина М.В., Каткова О.В., Мухина Е.С., Романов В.В. Особенности мотивации студентов педагогического вуза заочной формы обучения // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. № 6. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-motivat-sii-studentov-pedagogicheskogo-vuza-zaochnoy-formy-obucheniya (Дата обращения: 07.08.2023).

4. Стародубцева В.К. Мотивация студентов к обучению // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. // URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=15617 (Дата обращения: 25.07.2023).

5. Brophy J. Motivation Students to Learn, 3 edition. Routledge, 2010. 360 p.

6. Ryan R.M. The Oxford Handbook of Human Motivation. Oxford University Press, USA, 2012. 598 p.

7. Shah J.Y., Gardner W.L. Handbook of Motivation Science, 1 edition. The Guilford Press, 2007. 638 p.

References

1. Kolokoltseva Olga Vladimirovna, Stepanova Lyudmila Dmitrievna Features of student motivation in the educational process // Basis. 2020. № 1 (7). // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-motivatsii-studentov-v-obrazovatelnom-protsesse (08.07.2023).

2. Markova A.K., Matis T.A., Orlov A.B. Formation of learning motivation. - M.: Education, 1990. 91 p.

3. Mukhina M.V., Katkova O.V., Mukhina E.S., Romanov V.V. Features of motivation of students of a pedagogical university through distance learning // World of Science. Pedagogy and psychology. 2018. № 6. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-motivat-sii-studentov-pedagogicheskogo-vuza-zaochnoy-formy-obucheniya (08.07.2023).

4. Starodubtseva V.K. Motivation of students to learn // Modern problems of science and education. 2014. № 6. // URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15617 (07.25.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Brophy J. Motivation Students to Learn, 3 edition. Routledge, 2010. 360 p.

6. Ryan R.M. The Oxford Handbook of Human Motivation. Oxford University Press, USA, 2012. 598 p.

7. Shah J.Y., Gardner W.L. Handbook of Motivation Science, 1 edition. The Guilford Press, 2007. 638 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.