подготовке свидетельствует о необходимости совершенствования методики преподавания боевых приемов борьбы (табл. 4).
Таблица 4
Любимая тема занятий, %
Варианты ответов Курс
I II III IV
Боевые приемы борьбы 50,7 40,9 35.8 30,0
Спортивные игры 20.3 40,9 47.8 48,7
Наряду с отмеченным выше курсанты в основном правильно понимают задачи, возлагаемые на физическую подготовку. Из 516 опрошенных 29,5-37.0% полагают, что для большего соответствия требованиям профессионально-служебной деятельности офицера МВД необходимо увеличить количество и интенсивность занятий; 28,7-33,1% считают: следует усилить практическую и боевую направленность, нацелен^-ность на овладение навыками рукопашного боя.
Полученные данные могут быть использованы для совершенствования методики боевой и физической подготовки в образовательных заведениях МВД России, обоснования выбора более эффективных форм воспитательного воздействия на личность, позволят повысить качество образования и добиться улучшения профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни - М.: Мысль. 1991
2. Асеев В.Г. Проблемы мотивации и личность // Теоретические проблемы психологии личности - М., 1974
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности - М.: Мысль, 1976.
4. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. -Омск: ОГИФК, 1990.
5. Бабушкин Г.Д., Бабушкин Е.Г. Формирование спортивной мотивации. Монография. - Омск: СибГАФК, 2000.
6 Битянова Н.Р. Психология личностного роста. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.
7 Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблема мотивации // А Н. Леонтьев и современная психология - М.: Изд-во Моск. ун-та. 1983.
8 Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации. -М. Изд-во Моск. ун-та. 1990.
9 Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. / Пер с франц. -М.: Мир, 1992. - Т. 1. .„•>•/ lN
10. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности. - М.: Наука, 1974.
11. Добрынин Н.Ф. Проблема значимости в психологии // Материалы совещания по психологии. - М., 1957.
12. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. -М : Просвещение, 1980.
13. Кикнадзе Д А. Система факторов действия и развития личности - Тбилиси, 1982.
14 Леонтьев А.И. Потребности, мотивы, эмоции. - М : Изд-во Моск. ун-та, 1971.
15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во Моек ун-та, 1981.
16 Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации II Психологическая наука и практика: Тезисы докладов науч.-практ. конф. - Новосибирск: НГПИ, 1987.
17. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов Б.А. Формирование мотивации учения - М.: Просвещение, 1990.
18 Общая психология: Учебник для пед. ин-тов / Под ред. А В. Петровского. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1986.
19. Петков А. Мотивация как системное качество личности // Актуальные вопросы психологии личности. - М , 1988
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер, 2002.
21. Фрейд 3. Избранное. - М.: Внешнеторгиздат, 1990.
22. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - М: Педагогика, 1986. - Т. 1, 2.
23. Шахов В.И. Психологические основы педагогической науки // Педагогика. - 2002. - № 4.
24 Freud S. New Introductory Lectures on Psycho-Analysis. -N. Y, 1933.
25. Mac/sen K. Theories of Motivation // Human Motivation. -Lincoln, 1965.
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ
О. В. Гарманова, психолог-инспектор
1юменский юридический институт МВД России
В рамках обучения в вузах системы МВД России, в частности, в Тюменском юридическом институте МВД России, обращает на себя внимание тот факт, что за последние годы обучения у курсантов резко снизилась мотивация к выполнению учебных и служебных задач. Результаты сравнения мотивов поступления в ТЮИ МВД России за 1999-2003 гг. свидетельствуют об увеличении стремления получения бесплатного юридического образования наряду со снижением желания работать в правоохранительных органах. Наблюдения психологической службы за процессом адаптации курсантов свидетельствуют о недостаточной степени адаптации курсантов. обладающих при поступлении низким уровнем мотивации (например, совет родных и близких). В целом это приводит к снижению качества обучения курсантов. В настоящее время также имеет место ориентация курсантов на получение престижног о диплома юриста, а не на службу в органах внутренних дел, что в свою очередь формирует недостаточную мотивационную готовность курсантов к учебе в образовательном учреждении МВД России и к службе в органах внутренних дел. Этот фактор является одной из причин текучести кадров среди курсантов, особенно на младших курсах.
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о необходимости изучения мотивационной сферы обучающихся в вузе для дальнейшей разработки программы мероприятий, направленной на повышение положительной мотивации курсантов к выполнению учебных и служебных задач.
Теоретическое изучение мотивационной сферы личности вызвало определенные трудности, поскольку психологическая теория мотивации чрезвычайно сложна. Мы согласны с мнением X. Хекхаузен. что "едва ли найдется другая такая же необозримая область психологических исследований, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации" (8, 860).
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (В.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, М. Аргайл, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, А. Маслоу, Ж. Нюттен, 3. Фрейд, П. Фресс, В.Э. Чудновский, П.М. Якобсон и др.).
Анализируемые определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно представлениям В.Д. Шадрикова, мотивация обусловлена потребностями и целями личности,
уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т. д. (9, 28). С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.
Наряду с психологами проблема мотивации и мотива разрабатывается и криминалистами. Среди них также нет единого понимания термина "мотивация". В первом случае под ним понимается метод самоуправляемости личности через систему устойчивых побуждений, т.е. через мотивы (2, 75), в другом случае - процесс формирования мотива (6,54), в третьем -совокупность мотивов, как сложная и противоречивая, изменчивая динамическая система (4,87).
Термин "мотивация" образован от слова "мотив", которое в свою очередь происходит от лат. movere - двигаться. Таким образом, мотив можно определить как нечто, что заставляет человека действовать. Мотив не только побуждает к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие.
Известно, что поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью (иерархия мотивов), в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на человека (интенсивность мотивов). Иерархия мотивов не является абсолютно стабильной, она меняется со временем и возрастом человека (в зависимости от обстоятельств и влияния людей). Мотивационная сфера является достаточно динамичной: значение и влияние отдельных мотивов меняется (соответственно меняется и иерархия мотивов). Различные факторы могут изменять эту иерархию. Важным является и тот факт, что мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика выполняемой деятельности и специфика ситуации).
В условиях обучения в вузах системы МВД России следует учитывать некоторые особенности обучения, оказывающие влияние на мотивацию курсантов к выполнению учебных и служебных задач.
Условно эти особенности нами разделены на две группы.
1. Учебно-служебные трудности, возникающие в процессе обучения (выполнения учебных и служебных задач) у курсантов и слушателей. Преодоление этих трудностей связано с повышением уровня психической и интеллектуальной готовности курсантов к специфике обучения. Низкий уровень готовности при поступлении в вуз приводит к психической усталости, ослаблению памяти, мышления и т.д.
При проведении индивидуальной работы с курсантами-первокурсниками по выявлению причин их учебной и служебной неуспеваемости, психологами института были выявлены основные причины, вызывающие трудности:
- организация самостоятельной работы;
- изменение контроля за успеваемостью;
-наличие лекционных форм обучения (в том числе-трудности при ведении записей лекций, осознание необходимости ведения конспектов и др.);
- сложности выполнения приказов (обсуждение приказов, невозможность распределения времени и сил для их выполнения) и др.
2. Социально-психологические трудности
Трудности обучения в вузе системы МВД связаны не
только с необходимостью усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, но и другими обстоятельствами учебной и служебной деятельности. К ним относятся:
- методы и организация обучения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладении учебным материалом;
- отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений;
- ломка старого, сложившегося за годы учебы в школе или других социальных институтах (колледжах, лицеях, производстве. армии), жизненного стереотипа и формирование нового - "вузовского";
- трудности проживания в общежитии, на казарменном положении (самообслуживание, самостоятельное ведение бюджета, планирование и организация своего учебного и свободного времени и др.).
В особом затруднительном положении оказываются курсанты младших курсов. С одной стороны, они должны сразу включиться в напряженную работу, требующую применения всех сил и способностей, с другой стороны, само по себе преодоление новизны условий учебы требует значительной затраты сил организма. Большинство же курсантов старших курсов, уже адаптированных к условиям обучения в вузе, осознанно стремятся к получению знаний как необходимых для будущего специалиста. Таким образом, мы предполагаем, что мотивация курсантов младших курсов отличается от мотивации курсантов старших курсов.
Наше исследование было направлено на изучение мотивации курсантов Тюменского юридического института МВД России. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы:
-сбора информации: наблюдение, беседа, анкетирование, методика диагностики личности и мотивации достижения успеха (Т. Элсрс), методика диагностики личности и мотивации избегания неудач (Т. Элерс), тематический апперцептивный тест (Г. Мюррей);
-обработки результатов исследования: анализ статистической значимости различий психодиагностических показателей (t-критерий Стьюдента), контент-анализ, приемы теоретического обобщения.
В рамках обозначенной темы на базе Тюменского юридического института МВД России было проведено исследование, в котором приняли участие 495 курсантов I и III курса в возрасте от 17 до 20 лет.
Исследование было построено в два этапа.
Первый этап - направлен на проведение анкетирования, позволяющего выявить у обучающихся наличие "субъективной информации" о том, что, по их мнению, влияет на эффективность процесса обучения, а также позволяющий выявить виды мотивации.
Для анкеты были выбраны интересующие нас вопросы по исследуемой теме. Предлагаемые вопросы были направлены на выявление:
- ведущего мотива поступления в ТЮИ МВД России;
-значимых мотивов обучения:
- лиц, от которых зависит успешное обучение в институте, и др.
}■ Результаты анкетирования (указаны наиболее часто выбираемые варианты ответов) представим в виде таблиц и диаграмм.
Таблица 1
Что повлияло на ваше решение поступить в ТЮИ МВД России, %
№ Варианты Курс
п/п ответов I III
1 Престиж работы в ОВД 35 10
2 Советы родных и близких 33 29
3 Пример товарищей 45 8
4 Желание получить специальность юриста 42 34
5 Возможность реализовать себя (возможность испытать себя, тяга к риску, острым ощущениям и др.) 13 37
Таблица 2
Что в большей степени влияет на качество вашей учебы?
(укажите в баллах от 1 до 10 степень значимости для вас перечисленных ниже явлений)
№ п/п Варианты ответов Курс
I 111
1 Желание стать квалифицированным юристом 6,2 9,3
2 Необходимость сдавать зачеты и экзамены 9,0 4,2
3 Желание учиться спокойно, без конфликтов 8,3 4.3
4 Страх быть отчисленным за неуспеваемость и дальнейшая служба в вооруженных силах 8,7 5,6
5 Требовательность родителей 9,2
Диаграмма 1 В выполняемой служебной деятельности для вас более важна:
13 курс
82%
18%
Таблица 3
От кого в большей степени зависит успешное обучение в ТЮИ МВД России, %
№ Варианты Курс
п/п ответов 1 111
1 Руководство курса 25 32
2 Самого курсанта 97 79
3 Преподавателей 49 59
Таблица 4 Как вы считаете: от чего зависит хорошее (отличное) несение службы, %
№ Варианты Курс
п/п ответов 1 111
1 Страх перед наказанием 36 28
2 Возможное поощрение 12 26
3 Желание завоевать авторитет у руководства и одногруппников 7 1 1
4 В силу личностных особенностей (аккуратности, педантичности, чувства долга и ответственности) 42 48
5 Иное .5 1 1
Проведенное нами анкетирование позволяет сделать следующие выводы:
-для курсантов I и III курсов характерны мотивы долга и ответственности. Для большинства опрошенных курсантов данный мотив проявляется по отношению родителей и друзей;
- для курсантов III курса по сравнению с курсантами I курса свойственны мотивы самоопределения (понимание зна-
чения получаемых знаний для будущей профессиональной деятельности, желание хорошо подготовиться к ней и др.);
- довольно высоки показатели стремления получить одобрение, хорошие оценки (мотивация благополучия);
- для большинства курсантов как I, так и III курса незначима престижная мотивация (желание быть первым по знаниям в учебной группе, занять достойное место среди одно-группников);
- курсантам I курса более свойственны отрицательные мотивы (стремление избежать неприятностей со стороны преподавателей, родителей, одногруппников);
- для большинства курсантов как младших, так и старших курсов важнее похвала авторитетных людей, чем собственная оценка выполняемой деятельности.
Для достижения цели исследования нами были использованы методики, определяющие мотивацию к успеху и избеганию неудач (Методика диагностики личности мотивации достижения к успеху, Т. Элерс, Методика диагностики личности мотивации к избеганию неудач, 'Г. Элерс).
Проведенный количественный и качественный анализ предварительных результатов подтвердил незначительную значимость различий указанных видов мотивации (см. табл. 5,6).
Таблица 5
Показатели уровня мотивации достижения успеха
Показатели уровня мотивации достижения к успеху Курс
1 III
Очень высокий 1 1 1 1
Умеренно высокий 1 1 15
Средний 7 4
Низкий 1
Таблица 6
Показатели у ровня мотивации избегания неудач
Показатели уровня мотивации избегания неудачи Курс
I 111
Высокий 5 4
Средний 22 20
Низкий 3 6
Полученные значения t-критерия Стьюдента (используемые нами для подтверждения достоверности различий результатов психодиагностических методов) указывают:
- среди курсантов I и III курса нет различий в мотивации достижения успеха;
- среди курсантов I и III курса отмечена достоверность различий мотивации избегания неудач.
Анализ результатов (см. табл. 5, 6) выявляет умеренно высокий показатель мотивации достижения успеха курсантов III курса, по сравнению с курсантами I курса превышает показатели у 4 курсантов. А показатель низкого уровня мотивации избегания неудач превышает у 3 курсантов III курса.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в поведении курсантов как I, так и III курсов прослеживается мотивация достижения успеха и избегания неудач. Данную особенность можно объяснить тем, что все курсанты находятся на казарменном положении. Кто-то из них, в зависимости от личностных особенностей, например, интеллектуальных, стремятся к достижению успеха. В данном случае -к получению высокого среднего учебного балла, необходимого для выселения в город (для проживания в городе).
Мотивационную особенность курсантов к избеганию неудач можно объяснить следующим: курсанты как I, так и III курса примерно в одинаковой степени стремятся к избега-
нию неудач. Например, не получая взыскания за несение службы, курсант будет иметь возможность получить внеочередное увольнение, избежать неприятных разговоров и взаимоотношений с руководством служебно-боевых подразделений и родителей.
Как уже отмечалось, результаты, полученные на первом этапе исследования, можно интерпретировать через призму осознаваемости представлений курсантов, поэтому второй этап исследования был направлен на выявление неосознаваемых представлений о мотивационных проявлениях курсантов при выполнении учебно-служебной деятельности. На данном этапе была проведена.методика ТАТ-тематический тест апперцепции (Г. Мюррей). С помощью методики TAT нами выявлены неосознаваемые представления курсантов. была отмечена мотивационная направленность курсантов! Результаты опроса курсантов методикой TAT подвергнуты количественному и качественному анализу. По результатам проведения методики TAT можно отметить наличие в рассказах курсантов I и III курса главных героев (действующих лиц), потребности и давления, испытываемые центральным персонажем, чувства и состояния героев.
Так, курсантами I и III курса получены высокие баллы по персонажам (число соответствует количеству человек, указавших этого героя): женщина (курсанты I курса - 150; курсанты III курса - 156); мужчина (курсанты I курса - 142; курсанты III курса - 112). Это может говорить о том, что курсанты идентифицируют себя с главными героями, а также
0 том, что актуальными в их рассказах являются темы поло-ролевого взаимодействия, например, тема "Знакомство", "Флирт", "Свидание", "Любовь".
В рассказах курсантов III курса имеются персонажи, отличные от персонажей курсантов I курса. Так, наличие персонажей "теща", "любовники", "семья", "родители" подтверждают актуальность темы полоролевых взаимоотношений. Среди ответов курсантов III курса выявлены и такие персоналки, как "вор", "хулиган". Отсюда можно предположить взаимосвязь ответов старшекурснйкбв с формирующимся профессиональным мышлением будущего сотрудника ОВД.
Выделяя в качестве главных действующих лиц "духа", сказочных персонажей, "охотника", "колдуна", "орла", курсанты идентифицируют (или признают) физическую силу, выносливость, стойкость духа, состояние постоянной готовности ("быть начеку") и др.
У курсантов I курса также имеются персонажи, отличные от персонажей курсантов III курса. Так, персонажи "служанка". "няня", "друзья" могут быть связаны с несамостоятельностью и зависимость«? от окружающих людей, указывать на потребность курсантов в поддержке, опоре; а персонажи "актер", "турист", "ковбой" - исполнением различных ролей, временностью пребывания, желанием свободы, активности и независимости. В рассказах курсантов I курса прослеживаются потребности в аффилиации (принадлежности к группе окружающих людей), любви и понимании, стремление к власти. Ответы курсантов свидетельствуют о наличии доминирующих чувств и состояний на данный период обучения, таких как "горе"; "ссора": "одиночество"; "радость"; "огорчение"; "тоска"; "страх": "раскаяние".
У курсантов I курса можно отметить наличие чувств тревоги и гордости, а у курсантов III курса - наличие агрессии, усталости, мечты и долгожданной встречи. Указанные чувства и состояния могут свидетельствовать об особенностях периода адаптации, а также об особенностях межличностного общения.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы: существуют различия и сходства в представлениях курсантов о том, что, по их мнению, влияет на эффективность процесса обучения. Так, например, ведущим мотивом поступления в вуз у курсантов
1 курса являлся пример товарищей, у курсантов III курса -возможность реализовать себя; на качество обучения боль-
шинства курсантов I курса влияет требовательность родителей, у курсантов III курса - желание стать квалифицированным юристом; как для курсантов I курса, так и для курсантов III курса важнее похвала авторитетных людей, чем собственная оценка, при выполнении служебной деятельности и др.
В ходе исследования была выявлена статистическая значимость различий результатов изучения мотивации избегания неудач.
Анализ неосознаваемых представлений о мотивационных проявлениях курсантов при выполнении учебно-служебной деятельности выявил различия относительно мотива-ционной направленности курсантов.
На основе полученных результатов руководству служебно-боевых подразделений и профессорско-преподавательскому составу были представлены рекомендации по повышению положительной мотивации курсантов к выполнению учебных и служебных задач.
Материалы настоящего исследования успешно используются при проведении индивидуальных консультаций. Подчеркнем, что данное исследование также может служить основой для проведения дополнительных разработок, направленных на повышение положительной мотивации курсантов к выполнению учебной и служебной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. - М., 1974.
2. Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения - Горький, 1974.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2003.
4. Кузнецова Н.Ф. Мотивация преступлений и тенденции ее изменения: Вопросы современной криминологии. - М., 1975. -Ч. 2.
5. Магомед-Эминов Mill. Мотивация и контроль за действием. - М., 1998.
6. Филимонов В.Д. Криминологические основы уголовного права. - Томск, 1981.
7. Фридман Л.Ф., Кулагина И В. Психологический справочник учителя. - М., 1998.
8. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - М., 2003.
9. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982.
ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛУШАТЕЛЕЙ ВЫПУСКНОГО КУРСА
В.К. Михайлова, ст. психолог-инспектор отделения психологического обеспечения Канд. пед. наук, доцент А.Ф. Караваев
Омская академия МВД России
Изучение готовности к профессиональной деятельности слушателей выпускного курса высшего профессионального образования по специальности "юриспруденция" на основе исследования индивидуально-типологических особенностей и уровня социальной зрелости проведено в Омской академии МВД России. В апреле 2004 г. осуществлена оценка уровня социальной зрелости, индивидуально-типологических качеств и когнитивного стиля выпускников. Всего было исследовано 282 человека (94% личного состава курса).
Цель исследования - изучение способностей слушателей выпускного курса к ответственному поведению в различных сферах жизнедеятельности, выявление ведущих тенденций в