Особенности морфофункционального развития студентов
Колос Н.А., Малинский И.Й., Яременко В.В.
Национальный университет государственной налоговой службы Украины
Анотації:
Определены и проанализированы типологические особенности осанки студентов. В эксперименте приняло участие 225 студентов 1-2 курсов. Получены среднестатистические параметры соматометрических показателей физического развития обследованного контингента. Выявлены возрастные морфофункциональные характеристики студентов с различным типом осанки. Установлено, что существенной предпосылкой к возникновению нарушений осанки является слабость «мышечного корсета».
Ключові слова:
физическое воспитание, студенты, функциональные нарушения опорнодвигательного аппарата, осанка.
Колос М.А., Малинський І.Й., Яременко В.В. Особливості морфофункціонального розвитку студентів. Визначені та проаналізовані типологічні особливості студентів. В експерименті взяли участь 225 студентів 1-2 курсів. Отримані середньостатистичні параметри сомато-метричних показників фізичного розвитку дослідженого контингенту. Виявлені вікові морфофункціональні характеристики студентів з різним типом постави. Установлено, що істотною передумовою до виникнення порушень постави є слабість «м'язового корсета».
фізичне виховання, студенти, функціональні порушення опорно-рухового апарату, постава.
Kolos N.A., Malinskiy I.Y., Yaremenko V.V. Features of morphological and functional developments of students.
Typological features of a bearing of students are defined and analysed. 225 students of 1-2 courses take part in experiment. Average parameters of somatometries indicators of physical development of the surveyed contingent are received. Are revealed age morphological and functional characteristics of students with various type of a bearing. It is set that substantial pre-condition to the origin of violations of carriage is a weakness of «muscle corset».
physical training, students, functional disorders of musculoskeletal system, bearing.
Введение.
Сохранение здоровья граждан Украины является исключительно важной задачей, что отражено в Конституции Украины, Государственной программе развития физической культуры и спорта на 2007-2011 гг.
Студенческая молодежь относится к возрасту, стоящему на пороге репродуктивного периода. От состояния здоровья этой категории населения во многом зависит здоровье будущего поколения. Согласно данным разных авторов в последние годы наблюдается снижение показателей здоровья студенческой молодежи (Т. Круцевич, А. Нестеренко, 2004; Л.П. Долженко, 2007; Д.В. Эрденко, 2009).
Однимизнаиболееяркихпроявленийфункционально-морфологической специфики развития организма человека является, как известно, формирование у него в процессе онтогенеза ортоградного положения.
Осанка человека является одной из основных и объективных характеристик физического развития и состояния здоровья. Исследование осанки тела человека с биомеханической точки зрения, позволяет выделить те ее особенности, которые во многом определяют характер и направленность его развития как биологического вида (В.А. Кашуба, 2005). Одной из причин отклонения в состоянии здоровья, возникновения патологических процессов являются функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА) человека - круглая, плоская, кругловогнутая, плоско-вогнутая спина и сколиотическая осанка (А.А. Потапчук, М.Д. Дидур, 2001; Е.И. Янке-левич, 2001; В.А. Кашуба, 2003-2009 и др.).
Несмотря на имеющиеся многочисленные научные данные, посвященные профилактике и коррекции функциональных нарушений ОДА у детей и подростков (А.И. Бычук, 2001; Ю.О. Бубела, 2002; Адель Бенжедду, 2007; В.В. Петрович, 2007; Н.Л. Носова, 2008; Зияд Хамиди Ахмад Насраллах, 2008 и др.) нарушения осанки у студентов чаще всего остается вне поля зрения специалистов. Анализ специальной научно-методической литературы свидетельствует о том, что данному направлению исследований посвящено небольшое количество работ: система организационно-методических мероприятий по кор© Колос Н.А., Малинский И.Й., Яременко В.В., 2010
рекции и профилактике нарушений осанки студентов в процессе физического воспитания обоснована Г.А. Зайцевой (1992); Л.И. Юмашевой (2007) разработана технология коррекции нарушений осанки студентов музыкального вуза на основе использования технических устройств; технология коррекции нарушений пространственной организации тела студенток с использованием средств оздоровительного фитнеса разработана и апробирована О.А. Мартынюк (2009); комплексная программа коррекции нарушений осанки во фронтальной плоскости у студенток гуманитарных вузов обоснована Д.В. Эрденко (2009).
Работа выполнена по плану НИР Национального университета государственной налоговой службы Украины.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель исследования: определить особенности морфофункционального развития студентов.
Результаты исследований.
С целью исследования типологических особенностей осанки студентов нами были проведены специальные эксперименты. В констатирующем эксперименте приняло участие 225 студентов (1 курс - 125 человек, 2 - курс 100).
Анализ 225 видеограмм биогеометрического профиля осанки студентов позволяет констатировать следующие факты: что среди студентов 1 курса были выявлены следующие типы осанки: нормальная осанка наблюдалась у 20% (п=25) студентов, нарушения осанки во фронтальной плоскости (сколиотическая осанка) были отмечены у 24% испытуемых (п=30), круглая спина наблюдается у 36% обследуемых (п=45), кругловогнутая спина - у 8% (п=10) и плоская спина - у 12% испытуемых (п=15).
Полученные соматоскопические показатели студентов 2 курса подтверждают тревожную статистику отмеченную нами при анализе состояния осанки у студентов 1 курса. Обращает на себя внимание, что нормальная осанка наблюдалась только у 15% (п=15) студентов. Необходимо отметить, что нарушения осанки распределились следующим образом: кругловогнутая спина - у 15% (п=15), плоская спина выявлена у 15 % обследуемых (п=15), у 35% испытуемых (п=35) - круглая спина, нарушения осанки во фронтальной плоскости (сколиотическая осанка) преобладают у 20% испытуемых (п=20).
Педагогіка, психологія та медико-біологічні
Зная типичную динамику возрастного развития организма, даже по соотношению простейших антропометрических данных можно оценить важную сторону жизнеспособности организма человека.
Для изучения физического развития студентов нами использовались показатели длины, массы тела и гониометрии тела.
Проведенное нами исследование студентов с различным типом осанки позволило выявить их возрастные морфофункциональные особенности.
Наиболее информативными для оценки реальной ситуации, характеризующей взаимосвязь основных антропометрических параметров - роста и массы, - является сопоставление не расчетных, а реальных, зарегистрированных при измерении, значений массы тела.
Результаты исследований соматометрических показателей представлены в табл. 1.
Проведенное исследование позволило установить среднестатистические параметры соматометрических показателей физического развития обследованного нами контингента.
Как видно из представленных данных рост испытуемых находиться в диапазоне от 173 см до 175, 4 см, при этом следует заметить, что нами было отмечены статистически значимые различия анализируемых показателей (р<0,05). Необходимо так же отметить, что из всех типов нарушений осанки наименьший рост имели студенты со сколиотической осанкой в среднем 173,0 ^=3,66 см).
Масса тела человека является физической мерой его энергии. Поэтому закономерности ее формирования в онтогенезе фактически определяют законы развития и становления энергетического потенциала организма человека (В.А. Кашуба, 2005).
Характерно, что можно изучать как изменения общей массы тела человека, так и изменения массы каждого отдельного его биозвена. В нашем исследовании изучалось только масса тела студентов.
Как показал анализ экспериментальных данных, масса тела студентов с различными функциональными нарушениями ОДА имеет статистически значимые различия (р<0,05) от показателя испытуемых с нормальной осанкой.
Критическое рассмотрение полученных экспериментальных данных позволяет, прежде всего, отметить, что наименьшая масса тела была отмечена у студентов с плоской спиной в среднем 62,4 ^=2,08 кг) и кругловогнутой спиной в среднем 62,4 ^=1,58 кг).
Помимо данных приведенных в табл.1, заслуживают внимания результаты исследования угловых показателей осанки студентов (табл. 2).
В соответствии с полученными результатами, представленными в табл. 2, были зафиксированы статистически достоверные изменения угловых показателей различных типов осанки студентов.
Сопоставляя между собой значения показателей гониометрии у студентов с различным типом осанки, следует отметить, что угол наклона головы (а1) имеет наиболее низкое значение у студентов с плоской спиной в среднем 20,8 ^=0,97°), а набольшее со сколио-тической осанкой - 27,9 ^=0,74°).
Необходимо отметить, что проведенные исследования позволили также установить особенности угла образованного горизонталью и линией, соеди-
няющей наиболее выступающую точку лобной кости и подбородочный выступ (угол зрения угол а2) у студентов с различными типами осанки.
Согласно полученным данным, оказалось, что наибольшее значение угла зрения было зафиксировано у студентов с кругловогнутой спиной. Данный показатель в среднем составил 93,0 ^=0,96°). В то же время студенты с сутулой спиной имели самые низкие значения изучаемого показателя - 86,6 ^=0,70°).
Весьма существенным на наш взгляд является показатели а3 - угла наклона туловища, образованного вертикалью и линией, соединяющей остистый отросток позвонка С7 - наиболее выступающая назад точка позвоночника на границе шейного и грудного отделов и остистый отросток позвонка L5 - наиболее лордоти-чески углубленная точка поясничного лордоза (центр соматической системы координат). Обращает на себя тот факт, что угол наклона туловища (а3) у студентов с сутулой осанкой в среднем больше на 1,6° по сравнению с данными нормальной осанки. В то же время у испытуемых со сколиотической осанкой он был меньше в среднем на 1,3° по сравнению данными нормальной осанки.
Представленный фактический материал свидетельствует о том, функциональные нарушения ОДА статистически достоверно влияют на показатели гониометрии тела студентов, что по нашему мнению должно отразиться на функциональном состоянии мышечной системы.
Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что, несмотря на мнение большинства авторов о том, что основной причиной появления и прогрессирования нарушений осанки является слабость «мышечного корсета» (Г.А. Зайцевой, 1992; Л.И. Юмашевой, 2007; О.А. Мартынюк, 2008 и др.), ряд специалистов рассматривают изменения пространственной организации тела, как следствие процесса направленного на сохранение равновесия туловища, который провоцируется включением других детерминант, в том числе и механизмов регуляции ортоград-ной позы человека (А.Н. Лапутин, 1999; В.А. Кашуба, 2008 и др.).
Ослабленная мускулатура туловища - фактор риска возникновения нарушений осанки. В своей работе Э. Хоули, Б. Дон Френкс, (2005) отмечают большую роль мышц туловища в обеспечении ортоградного положения человека.
В нашем исследовании для оценки показателей функционального состояния ОДА проведено педагогическое тестирование, в котором использовались три теста: Канадский тест - «частичное сгибание туловища вверх» (определение динамической выносливости мышц брюшной мускулатуры), сгибание рук (силовая выносливость верхних конечностей) и дотягивание до предмета в положении сидя (определение гибкости поясничного отдела позвоночника).
Полученные данные свидетельствуют о том, что динамическая выносливость мышц брюшной мускулатуры имеет заметную специфику, которая отражается, в направлении ее уменьшения для всех типов нарушений осанки. Так, было установлено, что максимальная разность данного показателя между нормальной осанкой и ее нарушениями в среднем составляет 16 пунктов. Обращает на себя тот факт,
Таблица 1
Соматометрические показатели студентов с различным типом осанки (п=225)
Типы осанки Антропометрические показатели
Рост, см Масса тела, кг
X S X S
Нормальная осанка (п= 40) 175,4 2,50 64,3 1,09
Кругловогнута спина (п= 25) 173,2* 4,22 62,4 * 1,58
Плоская спина (п= 30) 173,7* 3,83 62,4* 2,08
Сколиотическая осанка (п=50) 173,0* 3,66 63,3* 1,44
Сутулая спина (п= 80) 173,5* 3,08 63,3 * 1,49
Примечание. * Различия статистически достоверны с показателями нормальной осанки (р<0,05).
Таблица 2
Угловые показатели осанки студентов
Типы осанки Угловые показатели
а, а, а3
X S X S X S
Нормальная осанка 22,4 1,06 88,9* 0,84 2,6* 0,67
Кругловогнутая спина 27,7* 0,84 93,0* 0,96 3,6* 1,11
Плоская спина 20,8* 0,97 92,8* 0,76 1,3* 0,48
Сколиотическая осанка 27,9* 0,74 88,2* 0,65 * «о, 2, 0,65
Сутулая спина 26,7* 0,72 86,6* 0,70 4,2* 0,66
Примечание. * Различия статистически достоверны с показателями нормальной осанки (р <0,05).
что наименьшая динамическая выносливость мышц брюшной мускулатуры была отмечена у студентов с кругловогнутой спиной - 21,2 ^=3,21 кол-во раз). А наибольший исследуемый показатель у студентов с нарушениями осанки, был отмечен у испытуемых с сутулой спиной - 25,9 ^=1,40 кол-во раз).
Силовая выносливость верхних конечностей испытуемых определялась при помощи теста: сгибание-разгибание рук, (учитывалось максимальное количество повторений).
Результаты исследования дают основание считать, что силовая выносливость верхних конечностей у студентов с различными нарушениями осанки имеет свои специфические особенности. Весьма существенным на наш взгляд является то, что при кругловогнутой осанки установлено наименьшее проявление данного показателя - в среднем 13,9 ^=1,72 кол-во раз). Кроме того, необходимо отметить, что при сутулой спине было отмечено наивысшее значение изучаемого показателя среди нарушений осанки - 14,6 ^=1,89 кол-во раз).
Тестирование гибкости поясничного отдела позвоночника свидетельствует о том, что лучшие показатели среди фиксированных нарушений осанки студентов было зафиксировано у студентов с плоской спиной - 16,5 ^=2,27 см). Имеющиеся данные убеждают, что наихудшие показатели гибкости поясничного отдела позвоночника были отмены у студентов с кругловогнутой спиной ^=2,13 см).
Выводы.
Установлено, что существенной предпосылкой к возникновению нарушений осанки является слабость «мышечного корсета» - антигравитационных мышц стабилизирующих позвоночник. Слабость «мышечного корсета» способствует прогрессии нарушений осанки, как в сагиттальной, так и во фронтальной плоскостях.
Такая ситуация требует незамедлительного внесения корректив в методические основы физического воспитания студентов.
Ставя единые цели и задачи физического воспитания студенческой молодежи, по нашему мнению, необходимо дифференцировать его содержание, учитывая морфофункциональное состояние ОДА занимающихся. При этом очевидно, вопрос использования локально-корригирующих упражнений направленных на профилактику фиксированных нарушений ОДА и формирования навыка статодинамической осанки в процессе физического воспитания требует обоснования и детального изучения в контексте пролонгации полученных в констатирующем эксперименте результатов.
Подальші дослідження передбачається провести в напрямку вивчення інших проблем морфофункционального развития студентов.
Литература:
1. Бычук А. И. Влияние геометрии масс тела на формирование осанки у школьников / А.И. Бычук // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. -Харків: ХХПІ, 2001. - №1. - С.51 - 58.
2. Зайцева Г. А. Диференцированный подход к студентам с нарушениями осанки в учебно-тренировочном процессе по физическому воспитанию: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук: спец.: 13.00.04 „Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры” / ГА. Зайцева. - М., 1992. - 23 с.
3. Зияд Хамиди Ахмад Насралла. Биомеханическая коррекция осанки школьников с нарушением слуха в процессе физического воспитания // Весник Черниговского государственного педагогического университета имени Т.Г.Шевченка. - Вып. 54. - Чернигов: ЧДПУ, 2008. — № 54. — С.293-297. - (Серия: Педагогические науки. Физическое воспитание и спорт).
4. Кашуба В.А. Биомеханика осанки / В.А. Кашуба. - К., 2003. - 248 с.
5. Эдвард Т. Хоули. Руководство инструктора оздоровительного фитнеса / Эдвард Т. Хоули, Б.Дон Френкс.- К., 2004. - 206 с.
6. Юмашевой Л.И. Коррекция нарушений осанки студентов музыкального вуза средствами физического воспитания: автореф. дис. на соискание уч. степени к. физ. вих.: спец.: 24.00.02 «Физическая культура, физическое воспитание ранних групп населения / Л.И. Юмашевой. - К., 2007. - 21 с.
Поступила в редакцию 16.11.2010г.
Колос Николай Анатольевич Малинский Игорь Йосипович Яременко Владимир Васильевич [email protected]