УДК 612. 66-03.00.13
ОСОБЕННОСТИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ВЫСОКОГОРЬЯ
Обследованы 345 детей 6-17 лет, проживающих постоянно в высокогорном районе Лерик Азербайджанской Республики. Из них у 8,40% (29) обнаружены различные хронические заболевания, 61,45% (212) школьников соотнесены к I и 30,15% (104) ко II группе здоровья. С возрастом в сравнении с девочками у мальчиков преобладали склонность к снижению уровня здоровья и питания. Установлено, что уровень физического развития младших школьников в 60,38% случаев «среднее», в 16,98% - "ниже среднего", в 8,49% - "низкое", 10,38% - "выше среднего" и только 3,77% случаев "высокое". В среднем школьном возрасте число детей со средним уровнем развития уменьшилось до 13,27% случаев. У старшеклассников уровень физического развития в 22,32% случаев было «среднее», в 25,89% -"ниже среднего", в 11,61% - "низкое", 31,25% - "выше среднего" и только 8,93% случаев "высокое". Если у мальчиков физиологическое вытяжение происходит в 12-13 лет, а у девочек в 11 лет, то у обследованных нами это было у мальчиков в 15 лет и девочек в 14-15лет, при этом физиологический динамический рост массы и длины тела у детей высокогорья замедлен и приводит к нарушению скорости индивидуального развития. Так же у 40,51% школьников была установлена дисгармоничность развития, больше выраженная у мальчиков, в 36,39% случаев дисгармония была умеренной и в равной степени у обоих полов (36,63% и 36,11%), в 4,12% случаев резкая дисгармоничность в сравнении с девочками (2,78%) у мальчиков (5,23%) была в двое выраженной. Таким образом, стабильное отставание длины и массы тела в препубертатный и пубертатный периоды интенсивного физиологического роста школьников может быть индикатором наличия состояния хронического стресса в организме.
Ключевые слова: горная местность, школьники, здоровье, питание, гармоничность, физическое развитие.
Многочисленные экологические и социальные изменения современного мира способствовали развитию науки «Экология человека», а в связи с накопившимся и возрастающим влиянием на человеческий организм природных и других факторов окружающей среды возникло множество медицинских проблем, требующих решения [8]. В процессе эволюции в растущем организме ребенка в ответ на меняющиеся воздействия окружающей среды - смена высоких и низких температур, атмосферного давления, климата, новая микрофлора, новые виды пищи, учебные и физические нагрузки, наследственные и конституциональные изменения, сформировался особый механизм адаптации. В экстремальных ситуациях, формируя соответствующую ответную реакцию организма, он сохраняет внутренний гомеостаз - активную деятельность функциональных систем, параметров различных сторон его жизнедеятельности в оптимальных границах [3, 5]. Вопросы состояния здоровья и развития детей в экологически неблагоприятных условиях, пути предотвращения вредных воздействий и укрепления механизмов адаптации, требуют постоянного контроля и остаются открытыми для изучения [2, 4, 6, 7, 11].
Последние годы в научной литературе ведется дискуссия о характере влияния условий высокогорья на организм человека [1, 9, 10]. Влияние это многосторонне и включает резкие сезонные атмосферные изменения, смену влажности, длительную гипоксию, ультрафиолетовую и инфракрасную радиацию, высокую инсоляцию и так далее. Несформировавшийся организм ребенка и его адаптивная система в этих сложных условиях высокогорья находится в состоянии постоянного напряжения, длительное напряжение механизмов адаптации, ограничение несформировавшихся возможностей у детей способствуют слому адаптации и развитию заболеваний различного характера. Исходя из этого важно не только периодическое изучение состояния здоровья, характер развития ребенка, течения заболеваний, но и определение возможностей функциональных систем, отражающих адаптивные потенциалы ребенка, проживающего в условиях высокогорья, что позволит своевременно предотвращать состояния напряжения, слома адаптации и развития заболеваний у них.
Целью работы было изучение состояния здоровья, особенностей морфофункционального развития и разработки информативных критериев ранней диагностики возможных адаптивных отклонений у детей, проживающих в высокогорном районе Лерик Азербайджанской Республики.
Материал и методы исследования. По протоколу обследования, оценивающему физическое и нервно-психическое развитие, состояние основных систем и реактивность был установлен уровень здоровья 345 школьников 6-17 лет с рождения проживающих в высокогорном районе Лерик на вершине Талышских гор Азербайджанской Республики выше уровня моря на 1492-2433 метра [12]. Из дальнейшего исследования были исключены 8,40% (29) школьников со сформировавшимися различными хроническими заболеваниями. Отобранные относительно здоровые 316 детей (из них 172 мальчики 144 девочки) были распределены в три возрастные
группы: младшая школьная 106 детей 6-10 лет (56 мальчиков и 50 девочек), средняя школьная 98 детей 11-14 лет (53 мальчика и 45 девочек), старшая школьная 112 детей 15-17 лет (63 мальчиков и 49 девочек). Группа сравнения была сформирована из 112 практически здоровых детей с рождения проживающих в городе Баку.
По данным показателей физического развития детей в возрастно-половой динамике оценен уровень, гармоничность развития и соматический тип. Значения показателей развития в пределах коридора Р25-Р75 принимались как «средние», Р3-Р10 - «ниже среднего», Р75-Р90 -«выше среднего», в коридоре левее Р3-Р10 - «низкое», в коридоре правее Р75-Р90 как «высокое» развитие. Гармоничность развития определяли по разнице баллов распределения показателей, так при разнице 0-1 балл развитие считалось гармоничным, в 2 балла - умеренно дисгармоничным, в 3 и выше балла - дисгармоничным [12]. Определен уровень питания детей по соотношению фактической массы тела должной, при этом оптимальным уровень питания считался при значении индекса питания в интервале 95-105%, слабым - ниже 95%, высоким - выше 105%.
Результаты исследования и их обсуждение. Из отобранных 316 школьников 67,09% (212) были практически здоровы (I группа здоровья) и 32,91% (104) из группы риска (II группа здоровья). Между мальчиками и девочками и в I (67,44% (116) и 66,67% (96)), и II группах здоровья (32,56% (48) и 33,33% (48)) достоверной разницы не было. Среди детей I группы здоровья 78,30% были младшие школьники, 64,29% - средние и 58,93% старшеклассники, число детей II группы здоровья было достоверно увеличенным - 21,70%, 35,71%, 41,07%. Здоровых мальчиков в сравнении с девочками соответственно возрастным группам было больше на 6,2%, 7,94%, 7,70% (Р>0,05).
Результаты анализа уровня питания детей, проживающих в горной местности, указанные в таблице 1, выявили отклонения уровня питания у 77,85% (246) школьников, которые проявились в 32,91% (104) случаев понижением и в 44,94% (142) повышением индекса питания. При этом у 67,09% (212) школьников отмечен средний и высокий уровень питания и лишь у 32,91% (104) в различной степени низкий. Снижение уровня питания мальчиков (38,46% (40)) в сравнении с девочками (61,54% (64)) отмечено чаще, так в младшем школьном возрасте у 48,0% (12) и 52,0% (13), в среднем школьном возрасте у 80,0% (28) и 20,0% (7), а в старшем школьном возрасте у 54,55% (24) и 45,45% (20).
Таблица 1
Изменения уровня питания детей, проживающих в горной местности в зависимости от
Группы Пол Пониженное(<95%) Нормальное (95-105%) Повышенное (>105%)
Абс % Абс % Абс %
6-10 лет М (п=56) 12 48,0 25 65,79 19 44,19
Д (п=50) 13 52,0 13 34,21 24 55,81
N=106 25 23,58 38 35,85 43 40,57
11-14 лет М (п=53) 28 80,0 5 38,46 20 40,0
Д (п=45) 7 20,0 8 61,54 30 60,0
N =98 35 35,71 13 13,27 50 51,02
15-17 Лет М (п=63) 24 54,55 13 68,42 26 53,06
Д (п=49) 20 45,45 6 31,58 23 46,94
N и 2 44 39,29 19 16,96 49 43,75
6-17 Лет М(п=172) 64 61,54 43 61,43 65 45,77
(Д п и 4 ) 40 38,46 27 38,57 77 54,23
N =316 104 32,91 70 22,15 142 44,94
Более существенное снижение питания у старшеклассников, возможно, связано с влиянием горной местности на половой диморфизм, так как ускорение полового развития, сопровождаемое гормональными всплесками, требует выраженных энергетических затрат, что способствует напряжению адаптационных механизмов организма.
Исследования уровня физического развития школьников показали, что у младших школьников в 60,38% случаев развитие было средним, в 16,98% - «ниже среднего», 8,49% -«низкое», в 10,38% - «выше среднего» и лишь 3,77% школьников было на «высоком» уровне. В возрасте 11-14 лет число детей со средним физическим развитием уменьшалось до 13,27% случаев, дети с развитием «выше среднего» составили 47,96% (Р<0,01). В старшем школьном возрасте развитие «выше среднего» отмечено у мальчиков в 31,98% и у девочек в 34,72% случаев,
установлено замедление длины тела, а в младшем и среднем школьном возрасте дефицит массы тела, который отсутствовал у старшеклассников. Если физиологически у мальчиков период вытяжения приходится на 12-13 лет и у девочек на 11 лет, то в обследуемой нами группе мальчиков это происходило позже в 15 лет, а у девочек 14-15 лет. Масса тела у мальчиков до 14 лет увеличивалась медленно, после 15 лет ускорялась, у девочек задержка роста массы тела была до 12 лет (в контроле до 10 лет), интенсивность отмечалась после 13 лет (в контроле с 11 лет). Такая вариабельность, ограничение диапазона физического развития детей горной местности в сравнении с контрольной группой, возможно, связана с наличием у них состояния хронического стресса. Наряду с уровнем физического развития школьников, была оценена степень его гармоничности (Таблица 2).
Таблица 2
Гармоничность физического развития школьников, проживающих в горной местности
(%%)
Возраст Пол Гармоничность Дисгармоничность Резкая дисгармоничность
Абс % Абс % Абс %
6-10 лет М (п=56) 55 98,21 1 1,78 - -
Д (п=50) 44 88,0 6 12,0 - -
N=106 99 93,4 7 6,6 - -
11-14 лет М (п=53) 16 30,19 32 60,38 5 9,43
Д (п=45) 20 44,44 21 46,67 4 8,89
N =98 36 36,73 53 54,08 9 9,18
15-17 лет М (п=63) 29 46,03 30 47,62 4 6,35
Д (п=49) 24 48,98 25 51,02 - -
N и 2 53 47,32 55 49,11 4 3,57
6-17 Лет М(п=172) 100 58,14 63 36,63 9 5,23
Д(п=144) 88 61,11 52 36,11 4 2,78
N =316 188 59,49 115 36,39 13 4,12
Среди обследованных в 40,51% случаев выявленная дисгармоничность, проявлялась в 36,39% случаев умеренной и равномерно распределенной по полу (36,63% и 36,11%), в 4,12% случаев резко дисгармоничной, которая почти вдвое чаще отмечена у мальчиков (5,23%), чем у девочек (2,78%).
В младшем школьном возрасте в 93,4% случаев дети были гармонично развиты, дисгармоничность чаще отмечалась у девочек (12,0%), умеренной она была у 6,6% школьников, при этом резкая дисгармоничность в развитии не наблюдалась. В среднем школьном возрасте число детей с гармоничным развитием резко уменьшилось (36,73%) и особенно у девочек (44,44%), а число детей с умеренной дисгармонией увеличилось (54,08%). Умеренная дисгармония чаще отмечалась у мальчиков (60,38%) в сравнении с девочками (46,67%). Резкая дисгармоничность развития в этой группе (9,18%) отмечена в равной степени, как у мальчиков, так и у девочек.
Среди детей старшего школьного возраста гармонично развитыми были чаще мальчики (47,32%), а среди умеренно дисгармонично развитых детей (49,11%) преобладали девочки (51,02%). Резкая дисгармония отмечена лишь у мальчиков (3,57%) в старшем школьном возрасте. Дисгармоничное развитие чаще формировалось у детей с нормальным уровнем физического развития (Р25-Р75), при этом оно было связано с замедлением роста длины тела у мальчиков в 30,2% случаев и у девочек в 22,9% случаев, а у детей с низким уровнем развития соответственно у 4,7% мальчиков и у 14,6% девочек. Дисгармония за счет дефицита массы тела у детей с нормальным уровнем развития отмечена у 27,9% мальчиков и 31,3% девочек, при низком уровне развития у 14,0% мальчиков и у 7,6% девочек (Р<0,05). Окружность грудной клетки была причиной дисгармонии только у детей с высоким уровнем развития (Р90-Р97) у 30,8% мальчиков и 24,3% девочек.
1. Установлено что у детей, проживающих в горной местности с возрастом, с преобладанием у мальчиков, развивается склонность к неадекватному снижению и уровня здоровья, и уровня питания, связанные с изменением обменных процессов, углублением нейроэндокринного дисбаланса.
2. Результаты исследования позволяют считать «индекс питания» критерием не только здоровья, но и критерием нарушения гомеостаза, а в старшем школьном возрасте признаком возможного развития хронического процесса или наличия условий для их развития.
3. Отмеченное у школьников замедление физиологического роста длины и массы тела, нарушение индивидуального развития в последующие годы у 20-25% школьников устраняются за счет феномена компенсации роста «гомеорезиса», который активизирует процессы развития.
4. Среди обследованных в 40,51% случаев выявленная дисгармоничность, увеличивающаяся с возрастом. В 36,39% случаев дисгармоничность была умеренной и равномерно распределенной по полу (36,63% и 36,11%), в 4,12% случаев резко дисгармоничной, которая почти вдвое чаще отмечена у мальчиков (5,23%), чем у девочек (2,78%).
5. По данным результатов исследований были разработаны региональные оценочные таблицы основных показателей физического развития детей 6-17 лет с рождения проживающих в условиях высокогорья, что позволит своевременно выявлять состояния предболезни.
Перспективы дальнейших исследований. Результаты исследований позволят разработать профилактику заболеваний детей, проживающих в условиях высокогорья, что позволит своевременно предотвращать состояния напряжения, слома адаптации и развития заболеваний у них.
1. Zhunusov B. A. Sravnitelnaya otsenka leykopoeza i trombotsitopoeza u zdorovyih lyudey, prozhivayuschih v usloviyah nizkogorya i vyisokogorya Tyan-Shanya / B. A.Zhunusov // -Barnaul, - 2004, S. 11-22.
2. Isaev A.P. Strategiya adaptatsii cheloveka / A.P. Isaev, S.A. Lichagina // - Tyumen,- 2003, 248 s.
3. Ivanov A. B. Sostoyanie funktsionalnyih sistem organizma detey pod vozdeystviem neblagopriyatnyih faktorov okruzhayuschey sredyi na materiale goroda Nizhnekamska / A.B. Ivanov, O.A. Frolova // Pediatriya, - 2003, No. 2, S. 36-40.
4. Islamova N. M. Morfofunktsionalnyie osobennosti detey i podrostkov goroda Naberezhnyie Chelnyi v svyazi s etnicheskoy prinadlezhnostyu i vliyaniem faktorov okruzhayuschey sredyi / N. M. Islamova // - Moskva, - 2008, S.7-13.
5. Kozintsev G.I. Fiziologicheskie sistemyi organizma cheloveka, osnovnyie pokazateli / G.I.Kozintsev // - Moskva: Triada-H, -2000, 336 s.
6. Lysenko A. I. Rol sotsialnyih i biologicheskih faktorov v formirovanii sostoyaniya zdorovya detey doshkolnogo vozrasta / A. I. Lysenko // Gigiena i sanitariya, - 2002, No. 3, S. 46-48.
7. Mihaylova S. A. Nauchnyie osnovyi kontseptsii sohraneniya i ukrepleniya zdorovya detskogo naseleniya v napryazhennyih ekologichekih i sotsialnyih usloviyah / S.A. Mihaylova // - Moskva, - 2000, S. 11-38.
8. Matveeva N.A. Ekologicheskie problemyi sohraneniya i ukrepleniya zdorovya shkolnikov / N.A. Matveeva, A.V. Leonov, Yu.G. Kuzmichev // Nizhnegorodskiy meditsinskiy zhurnal, - 2005, No. 1, S. 138-144.
9. Novikov V.S. Gornaya gipoksiya / V.S.Novikov, A.V. Dergunov // -Sankt-Peterburg, - 2000, S. 24-58.
10. Pohvalin I.N. Adaptatsiya k gipoksii v usloviyah vyisokogorya / I.N. Pohvalin // - 2007, S. 10-45.
11. Savicheva N. M. Rol faktorov sredyi obitaniya v sformirovanii zdorovya uchaschihsya./ N.M.Savicheva. Moskva, - 2005, S. 16-21.
12. Isayev I.I. U§aq xsstsliklsrinin propedevtikasi / I.I.Isayev Dsrslik // Baki: Apostroff, - 2014, 480 p.
13. Fenech M.F. Nutrigenetics and Nutrigenomics: Viewpoints on Current status and Applications in Nutrition Research and Dietetics Practice./ M.F. Fenech, A.El-Sohemy, L. Cahill [et al.] // J. Nutrigenet. Nutrigenom. - 2011. Vol. 4 (2). P. 69-89.
ОСОБЛИВОСТ1 МОРФОФУНКЦЮНАЛЬНОГО РОЗВИТКУ ШКОЛЯР1В, ПРОЖИВАЮТЬ В УМОВАХ ВИСОКОГ1Р'Я 1саев I. I., Агаев М. А.
Обстежено 345 д^ей 6-17 роюв, що проживають постшно в високопрному район Лерик Азербайджансько! Республки. З них у 8,40% (29) виявлеш pi3Hi хрошчш захворювання, 61,45% (212) школярiв стввщнесеш до I та 30,15% (104) до II групи здоров'я. З вжом у порiвняннi з дiвчатками у хлопчиюв переважали схильшсть до зниження рiвня здоров'я i харчування. Встановлено, що рiвень фiзичного розвитку молодших школярiв у 60,38% випадюв «середне», в 16,98% - "нижче середнього", в 8,49% - "низьке", 10,38% - "вище середнього" i тшьки 3,77% випадюв "високе". У середньому шильному вщ число д^ей iз середшм рiвнем розвитку зменшилося до 13,27% випадюв. У старшокласниюв рiвень фiзичного розвитку в 22,32% випадюв було «середне», в 25,89% -"нижче середнього", в 11,61% - "низьке", 31,25% - "вище середнього" i тшьки 8, 93% випадюв "високе". Якщо у хлопчиюв фiзiологiчне витягування вщбуваеться в 12-13 роюв, а у дiвчаток в 11 роюв, то у обстежених нами це
MORPHOFUNCTIONAL FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF SCHOOL-AGE CHILDREN LIVING IN CONDITIONS OF HIGH MOUNTAINS Isayev I.I., Agayev M. A.
The 345 school children from Lerik (Azerbaijan) aged from 6-17 years were surveyed for the purpose of health, nutrition, physical development, harmony and the morpho-functional features of development of children living in conditions of high mountains. Various chronic diseases were detected in 8.40% (29) children. The first group consisted of 61.45% (212) children, a second group of 30,15 % (104) children. Along with increased age, we observed the relative superiority of boys and susceptibility to changes in the low group health and nutrition index that do not comply with the age. Among young school-age children we revealed : average physical level in 60,38 % cases; below average 16,98%, low 8,49 %; above average 10,38% and 3,77% high level. The average level of middle age schoolchildren is decreased and amounted to 13, 27 %. Among senior schoolage children : average physical level in 22,32 % cases; below average 25,89%, low 11,61 %; above average 31,25% and 8,93% high level. The growth sprut in boys is, on
було у хлопчиюв у 15 роюв i дiвчаток у 14-15лет, при цьому фiзiологiчний динамiчний рiст маси i довжини тiла у дiтей високопр'я уповiльнений i призводить до порушення швидкост iндивiдуального розвитку. Так само у 40,51% школярiв була встановлена дисгармоничность розвитку, бшьше виражена у хлопчиюв, в 36,39% випадюв дисгармошя була помiрною i в рiвнiй мiрi в обох статей (36,63% i 36,11%), в 4,12 % випадкiв рiзка дисгармоничность в порiвняннi з дiвчатками (2,78%) у хлопчиюв (5,23%) була в двое вираженою. Таким чином, стабшьне вщставання довжини i маси тiла в препубертатний i пубертатний перiоди iнтенсивного фiзiологiчного зростання школярiв може бути шдикатором наявностi стану хронiчного стресу в оргашзмь
Ключовi слова: гiрська мюцевють, школярi, здоровье, харчування, гармонiйнiсть, фiзичний розвиток.
Стаття надiйшла 8.01.2016 р.
УДК 616.895.87: [616.89-008.441.13:615]-05
average, about 2 years later than that of girls (12-13 for boys and 11 for girls) in normal. But in children living in conditions of high mountains growth sprut in boys was in 15 and in girls 14-15 years. Dynamic increase of weight of a body and growth is late and proceeds slowly. All this leads to infringement of individual progress. The mutual disharmony growing with age antrometric indicators have been diagnosed in 40.51% of the children. We remarked that disharmony among boys was particularly high. The disharmony in 36.39% cases was distributed generally and gender 36.63% and 36.11%. Boy's acute disharmony (4.12%) compared to girls (2.78%) was twice more. Thus long and stable delay of body growth and weight in the pre puberty and puberty period can be measured as an indicator of the presence in the body chronic stress.
Key words: mountain region, scool age children, health, eating, harmony, fizition developmend.
Рецензент Гунас I.В.
ОСОБИСТ1СН1 ОСОБЛИВОСТ1 ХВОРИХ НА ПАРАНО1ДНУ ФОРМУ ШИЗОФРЕНП,
поеднАно! з вживанням канабшовдш
У стата наведет результата дослщження особистосп хворих на парано!дну форму шизофренп, поеднано! з вживанням канабтовдв. Акцентуйоват властивост особистост були визначет за допомогою методики Леонгарда-Шмшека. Виявлено, що особистють хворих на парано!дну форму шизофренп, яю вживають канабшо'щи, мае сво! особливосп, яю вiдрiзняють И як вщ хворих на парано!дну шизофретю без супутнього вживання психоактивних речовин, так i вщ психiчно здорових осiб, якi вживають канабшо'щи. Отриманi данi можуть бути використат при проведеннi лiкувально-реабiлiтацiйних та профшактичних заходiв у дано! групи хворих.
Ключов! слова: паранощна шизофретя, канабто'щи, особистють, методика Леонгарда-Шмшека.
Робота е фрагментом НДР «Клiнiко-психопатологiчнi та патопсихологiчнi характеристики пацieнтiв з шизофрешею та шизофреноподiбними психозами, поеднаними з вживанням канабшоШв», державний реестрацшний номер 0113и001378.
Особистють е найбшьш складним псих1чним конструктором, в якому тюно перепл1таються безл1ч сощальних { бюлопчних фактор1в. Змша нав1ть одного з цих фактор1в ютотно вщбиваеться на його взаеминах з шшими факторами { на особистосп в цшому. З цим пов'язано розма!ття шдход1в до вивчення особистосп. В останш роки значно зрю штерес до дослщження особистюних особливостей исих1чно хворих як в патопсихологи, так { в клш1чнш псих1атрп. Це пояснюеться рядом обставин: по-перше, змши особистосп мають певною м1рою нозолопчну специф1чнють { можуть бути використаш для виршення питань диференщально! д1агностики; по-друге, анатз преморбщних властивостей особистосп може виявитися корисним у встановленш можливих причин походження ряду захворювань; по-трете, характеристика особистюних змш в перебпу захворювання збагачуе наш1 уявлення про його патогенетичш мехашзми; по-четверте, врахування особливостей особистосп дуже важливе для рацюнально! побудови комплексу реабштацшних заход1в [1, 2]. Персонолопчш дослщження при шизофренп мають дуже велике значення, оскшьки тяжкють дано! нозологп перш за все виражаеться в ступеш дефекту особистосп, який виникае в процес прогресування хвороби [5]. Об'ектом нашого дослщження була обрана парано!дна форма шизофренп, обтяжена вживанням канабшо1дав. Це пояснюеться тим, що проблема коморбщносп псих1чних розлащв та залежност вщ алкоголю, наркотиюв та шших психоактивних речовин е надзвичайно актуальною. В1тчизняш та шоземш дослщники останшх двох десятитть показують, що серед хворих на алкогол1зм, наркоманн та токсикоманп майже п'ята частина виявляе процесуальш ендогенш псих1чш захворювання. У той же час серед хворих на шизофрешю та бшолярний афективний розлад не менше одше! третини зловживають р1зномаштними психоактивними речовинами [7]. Медико-сощальна значимють проблеми безперечна. Кумулящя патогенних фактор1в, кожний з яких { сам по соб1 вже е драматичним, визначае велику трудшсть шдбору та здшснення ефективно! терапп, так { значно бшьш високу, у пор1внянш з шшими категор1ями псих1чно хворих, загрозу !х сустльно небезпечних дш. Якщо в працях 1950-1960-х