BIOLOGY
УДК 612.6:371.72
ОСОБЕННОСТИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФАКТОРОВ ОБРАЗА ЖИЗНИ
Нина Г. Блинова1 Наталья Н. Кошко2, ®2, Ольга В. Дорошина1, Александр И. Федоров1, **
1 Кемеровский государственныйуниверситет, Россия, 650000, г. Кемерово,ул. Красная, б
2 Кузбасскийрегиональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье иразвитие личности», Россия, 650023, г. Кемерово, пр. Ленина, 126 а
[email protected] ®2 [email protected] ®3 [email protected]
Поступила вредакцию 03.10.2017. Принята кпечати 09.11.2017.
Ключевые слова: подростки, образ жизни, физическое развитие, факторы образа жизни, нейроди-намические показатели, психические функции.
Аннотация: В статье представлены результаты исследования особенностей образа жизни современных подростков и их влияние на показатели психофизиологического развития. Проанализированы особенности питания и двигательной активности подростков 12-13 лет. Показаны тендерные особенности психофизиологического и морфофункцио-нального развития. По результатам анализа комплекса факторов образа жизни (режим дня, сбалансированность питания, уровень двигательной активности) 66,7 % подростков отнесены к группе «низкого риска» развития нарушений состояния здоровья и 33,3 % - к группе «повышенного риска» развития нарушений состояния здоровья. Проведённый статистический анализ установил, что подростки в группе «низкого риска» развития нарушений состояния здоровья отличаются от подростков с повышенным риском большим количеством представителей, характеризующихся гармоничным физическим развитием, оптимальным уровнем развития нейродинамического компонента и повышенным уровнем памяти и внимания. Проведён корреляционный анализ факторов образа жизни подростков и показателей морфофункционального и психофизиологического развития. Установлена взаимосвязь между особенностями питания и двигательной активности подростков и показателями психофизиологического развития.
Для цитирования: Блинова Н. Г., Кошко Н. Н., Дорошина О. В., Федоров А. И. Особенности морфофункционального и психофизиологического развития подростков в зависимости от факторов образа жизни // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Биологические, технические науки и науки о Земле. 2017. № 2. С. 4-8. Б01: 10.21603/2542-2448-2017-2-4-8.
Подростки составляют особую социально-возрастную группу, находящуюся в критическом периоде развития, характеризующуюся ускоренными темпами роста, процессами полового развития, повышенной чувствительностью к условиям окружающей среды, психоэмоциональной неустойчивостью, снижением контролирующей роли коры больших полушарий над подкорковыми структурами в связи с нейроэндокринной перестройкой [1]. Многочисленные материалы об особенностях жизнедеятельности современных школьников свидетельствуют о неупорядоченности и нерациональности их образа жизни, наличии вредных привычек и низком уровне культуры здоровья, что может приводить к снижению эффективности обучения [2-3]. Все это послужило основанием к изучению влияния факторов образа жизни на особенности развития и состояния здоровья подростков.
В связи с вышесказанным целью работы явилось изучение влияния особенностей образа жизни на особенности физического и психофизиологического развития подростков, обучающихся в условиях гимназии.
В соответствии с целью исследования было проведено комплексное обследование 58 учащихся 7-х классов обоего
пола в возрасте 12-13 лет. У всех учащихся проводились антропометрические измерения по унифицированным методикам следующих показателей: длина тела, масса тела, длина ноги, обхват грудной клетки, двуплечевой диаметр, двувертельный диаметр, толщина кожно-жировых складок в 6 точках. Проводилась оценка гармоничности физического развития и оценка степени жироотложения. Изучались психофизиологические показатели: простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР), уровень функциональной подвижности нервных процессов (УФП), образная память (ОП), объем внимания (OB) с использованием автоматизированной психофизиологической программы PFK [4]. Изучение индивидуальных особенностей образа жизни и состояния здоровья учащихся проводилось методом анкетирования [5]. Математическую обработку результатов проводили с помощью программы «Statistica 6.0». Для каждого изучаемого параметра вычислялись среднее значение (М) и ошибка средней (т). Достоверность различий признаков (р) в сравниваемых группах определялась по критерию Mann-Whitney для несвязанных выборок и по критерию Wilcoxon для связанных выборок.
Изучение особенностей образа жизни подростков методом анкетирования показало, что у 70 % подростков режим питания в основном соответствует норме: они каждый день завтракают дома и в школе, обедают дома. Остальные школьники завтракают дома редко или не завтракают совсем, школьный завтрак заменяют на перекусы выпечкой, чипсами и шоколадом и обедают дома 1-2 раза в неделю или никогда, что недопустимо для растущего организма учащихся. При исследовании сбалансированности и рациона питания подростков было установлено, что у большей половины школьников рацион питания не сбалансирован по питательным веществам. Так, фрукты и овощи, содержащие клетчатку, микроэлементы и витамины, ежедневно употребляют только 52 % мальчиков и 33 % девочек. Один раз в день и чаще едят мясо и мясные продукты около 40 % школьников, но никогда не едят 4 % мальчиков и 15 % девочек, что недопустимо в подростковом возрасте, т. к. мясные продукты - обязательный компонент правильного питания для подростков, поскольку содержат незаменимые аминокислоты животного происхождения. Рыба входит в рацион питания только у 2 / 3 учащихся 1-3 раза в неделю. Из молочных продуктов никогда не употребляют творог и масло 77 % мальчиков и 25 % девочек, а сыр и молоко -34 % мальчиков и 16 % девочек. Следует отметить, что практически все школьники кладут в чай или кофе 2 или более ложек сахара, в большинстве случаев 60 % из них часто (больше 1 раза в день) едят конфеты и шоколад, около 30 % едят чипсы и жареный картофель, что вредно для организма, т. к. эти продукты содержат высокое содержание крахмала, искусственных консервантов и красителей.
Школьники ведут достаточно подвижный образ жизни - 62 % мальчиков и 77 % девочек посещают спортивные секции, занятия фитнесом или танцами, а остальные - только уроки физкультуры в школе. Преобладающее большинство анкетированных подростков не имеют вредных привычек: не употребляют алкогольные и энергетические напитки и не курят. Тем не менее 8 % девочек упо-
требляют энергетические напитки или коктейли каждую неделю - такая вредная привычка может перейти у подростков очень быстро в зависимость.
Результаты анкетирования выявили, что за последние 6 месяцев головные боли, боли в желудке, спине и ногах мальчики ощущали чаще (15-26 %), чем девочки (8-15 %), что может быть связано с активным ростом мальчиков в этом возрасте. Почти каждый день от 15% до 40% подростков испытывают плохое настроение, раздражительность, нервозность, трудности с засыпанием и головокружение. Подобное состояние обусловлено процессом полового созревания и большими учебными нагрузками в гимназии. За последний месяц примерно половина школьников принимали лекарства от кашля, простуды, головной боли, болей в желудке, бессонницы. Хронические заболевания имеют 27 % мальчиков и 8 % девочек и совершенно здоровыми чувствуют себя лишь 31% мальчиков и38% девочек.
При анализе комплекса факторов образа жизни подростков было установлено, что здоровый образ жизни ведут только 5 % исследуемых школьников, не здоровый образ жизни - 2 %, а у остальных присутствуют различные нарушения образа жизни [6]. В результате этого все обследуемые подростки были разделены на 2 группы риска потери здоровья в соответствии с особенностями образа жизни:
I группа - группа низкого риска развития нарушений состояния здоровья (66,7 %);
II группа - группа повышенного риска развития нарушений состояния здоровья (33,3 %) (рис. 1).
Результаты антропометрических измерений подростков показали, что средние значения длины, массы тела и окружности груди соответствуют возрастно-половым нормам (табл. 1).
Индивидуальные различия проявились в следующем: 75 % мальчиков и 62 % девочек имеют средний рост, остальные - высокий рост, что объясняется резким усилением ростовых процессов в подростковом возрасте. Большинство подростков характеризуются массой тела,
Таблица 1. Антропометрические показатели подростков Table 1. Anthropometric indicators in adolescents
Показатель Мальчики п = 27 Девочки N = 31 Половые различия Р < 0,05
Длина тела, см 164,6 ±2,8 165,0 ± 1,7
Масса тела, кг 56,0 ±3,8 56,6 ± 2,5
Обхват грудной клетки в покое, см 77,5 ±2,1 74,4 ± 1,9
Обхват грудной клетки при вдохе, см 80,9 ± 2,2 78,2 ± 1,9
Длина ноги, см 83,8 ± 1,3 83,1 ± 1,4
Двуплечевой диаметр, см 36,1 ±0,9 35,8 ±0,4
Двувертельный диаметр, см 29,5 ± 0,9 31,0 ±0,5 *
К. Ж. складка на кисти, мм 3,8 ±0,5 2,7 ±0,2 *
К. Ж. складка на плече спереди, мм 7,2 ± 1,1 6,0 ±0,8
К. Ж. складка на плече сзади, мм 10,6 ± 2,0 9,9 ± 1,2
К. Ж. складка под лопаткой, мм 9,7 ±2,1 11,2 ± 1,3
К. Ж. складка на животе, мм 12,5 ±2,3 13,1 ± 1,7
К. Ж. складка на голени, мм 10,5 ±2,1 7,9 ±0,6
соответствующей возрасту и росту и только у 16 % девочек и 13 % мальчиков установлена избыточная масса тела. Большой вес в подростковом возрасте можно объяснить несбалансированным питанием и недостатком двигательной активности или гормональным дисбалансом [7]. Оценка степени жироотложения у школьников показала, что большая часть подростков (63 % мальчиков и 83 % девочек) характеризуются низкой степенью жироотложения, 31 % мальчиков и 17 % девочек имеют среднюю степень и остальные - высокую. Пониженная степень жироотложения в подростковом возрасте связана с пубертатным скачком роста [1].
Психофизиологическая диагностика подростков показала, что средние значения ПЗМР и УФП у девочек соответствуют возрастно-половым нормам, а у мальчиков значение ПЗМР оказалось меньше средних значений нормы. При этом основные нейродинамические показатели - скорость и подвижность нервных процессов у мальчиков выше, чем у девочек, что можно объяснить половыми различиями в процессе развитии этих функций (табл. 2).
Значения психических функций подростков (МП и ОВ) лежат в пределах средних значений возрастно-половой нормы, но у девочек средний бал МП оказался выше, чем у мальчиков (табл. 2).
Таблица 2. Средние значения психофизиологических показателей подростков Table 2. Mean values of psycho-physiological indicators in adolescents
Показатель Мальчики п = 27 Девочки п= 31 Половые различия Р < 0,05
ПЗМР, мс 308,7 ± 10,3 309,4 ±7,8
УФП, мс 72,2 ±2,8 68,7 ± 1,5
МП, балл 5,5 ±0,1* 5,9 ±0,2* *
ОВ, балл 6,1 ±0,8 6,9 ±0,5
РДО, кол-во реакций запаздывания 3,3 ±0,3* 4,6 ±0,5* *
РДО, кол-во реакций опережения 2,0 ±0,1 2,1 ±0,2
Индивидуальные различия проявились в том, что у большинства девочек (70 %) и мальчиков (59 %) выявлен средний уровень ПЗМР, высокий уровень -у29% мальчиков и 20 % девочек, а остальные имеют низкие значение ПЗМР. Значительное большинство подростков имеют также и средние значения УФП (77 % девочек и 82 % мальчиков) и остальные - высокий уровень. При оценке уровня развития познавательных функций у достаточно большого количества подростков, особенно у мальчиков, выявлен низкий уровень ОВ - 59 % мальчиков и 30 % девочек; МП - у 37 % девочек и 41 % - у мальчиков. Это обусловлено нейроэндо-кринными изменениями пубертатного периода, ведущими к снижению когнитивных функций.
Для оценки влияния факторов образа жизни на особенности морфофункционального развития был проведён сравнительный анализ антропометрических показателей
мальчики девочки II группа
высокии среднии низкии
у подростков в группах с разным уровнем образа жизни, который не выявил достоверных различий по средним значениям большинства показателей, за исключением достоверно значительной толщиной кожно-жировой складки под лопаткой у мальчиков и низкой толщиной кожно-жировой складки на кисти руки у девочек II группы по сравнению с подростками I группы. В то же время индивидуальная оценка показателей физического развития подростков с разным образом жизни выявила различия (рис. 1, 2).
Установлено, что в I группе мальчики и девочки в основном характеризуются гармоничным физическим развитием, нормальным и высоким ростом. Во II группе наблюдается больше девочек с высоким ростом и соответствующей возрасту массой тела, а у мальчиков отмечается значительный процент представителей с низким ростом и
I группа
II группа
Рис. 1. Процентное распределение подростков разных групп по росту
Fig. 1. Percentage distribution of adolescents from different groups according to height
■ избыток m.t. ■ нормальная m.t. ■дефицитм.т.
Рис. 2. Процентное распределение подростков разных групп по массе тела
Fig. 2. Percentage distribution of adolescents from different groups by body -weight
дефицитом массы тела (рис. 2). Соответственно массе тела в I группе было превалирующее количество девочек со средней степенью жироотложения (66 %), с высокой степенью девушки отсутствовали как в первой, так и во второй группах, а во II группе достаточно много мальчиков с высокой степенью жироотложения (30 %).
В ходе сравнительного анализа психофизиологических показателей подростков в группах с разным уровнем образа жизни установлено, что мальчики I группы отличались достоверно низкими показателями ПЗМР, УФП по сравнению с подростками II группы, что говорит о лучших у них функциональных возможностях нервных процессов, и показатели МП также достоверно больше у мальчиков I группы. У девочек II группы количество реакций запаздывания больше, чем у девочек первой I группы.
Индивидуальные различия в нейродинамических показателях у подростков в группах с разным образом жизни выражены намного значительнее. В I группе большинство подростков обоего пола характеризовались средним и высоким уровнем ПЗМР, притом у45% мальчиков I группы установлен высокий уровень ПЗМР, в то время как во II группе у половины мальчиков установлен низкий уровень (рис. 3).
Наибольшие индивидуальные различия были установлены при распределении подростков разных групп по уровню развития механической памяти (МП). Так, подавляющее большинство мальчиков I группы (80 %) характеризовались средним уровнем МП, а у 55 % девочек I группы был установлен высокий уровень данного показателя. В группе «повышенного риска развития нарушений состояния здоровья» у 60 % мальчиков и 40 % девочек был выявлен низкий уровень механической памяти. Подобная тенденция прослеживается и при распределении
подростков по уровню объёма внимания. Например, во II группе отмечается больший процент и мальчиков и девочек с низким уровнем ОВ в сравнении с подростками I группы. Следовательно, особенности образа жизни в подростковом возрасте оказывают значительное влияние на формирование у них познавательных функций.
Проведение корреляционного анализа между антропометрическими и психофизиологическими показателями и факторами образа жизни установило, что значения толщины кожно-жировой складки на животе (г = -0,37) и в области лопаток (г = -0,39), окружности грудной клетки в покое (г = 0,45) и при вдохе (г = 0,37), количества опережения при выполнении теста РДО (г = 0,37) коррелируют с объемом (в часах) занятий физкультурой и спортом в неделю.
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. По сочетанию комплекса показателей образа жизни 66,7 % подростков относятся к группе низкого риска развития нарушений состояния здоровья и 33,3 % - к группе повышенного риска развития нарушений состояния здоровья.
2. Подростки в группе низкого риска развития нарушений состояния здоровья отличаются от подростков с повышенным риском большим количеством представителей с высоким и нормальным ростом и соответствующей массой тела.
3. Факторы здорового образа жизни способствуют повышению у подростков скорости, подвижности и уравновешенности нервных процессов - повышение уровня сформированности нейродинамического компонента.
4. Здоровый образ жизни в подростковом возрасте оказывает значительное влияние на формирование у учащихся познавательных функций: улучшает функции памяти и внимания.
Рис. 3. Процентное распределение подростков разных групп по уровню скорости простой зрительно-моторной реакции
Fig. 3. Percentage distribution of adolescents of different groups according to the simple visual-motor reaction speed
Рис. 4. Процентное распределение подростков разных групп поуровню объёма внимания
Fig. 4. Percentage distribution of adolescents from different groups according to the level ofattention
Литература
1. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология (физиология развития ребёнка): учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2007. 416 с.
2. Казин Э. М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие / под научн. ред. Э. М. Казина; ред. коллегия: Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева, О. Г. Красношлыкова [и др.]. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. 347 с.
3.Науменко Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. 2-е изд. М.: Планета, 2011. 208 с.
4. Практикум по психофизиологической диагностике: учебное пособие для студ. высш. уч. завед. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 128 с.
5. Дубровина Е. А., Лаврентьев В. Г. Мониторинг состояния здоровья и образ жизни современных подростков // Актуальные вопросы медицины в современных условиях: сборник международной научно-практической конференции. Саратов: Инновационный центр развития образования и науки, 2015. С. 54-56.
6.Блинова Н. Г., Дорошина О. В., Караульнова Д. В. Особенности образа жизни и состояния здоровья подростков // Человек-Природа-Общество: Теория и практика безопасности жизнедеятельности, экологии и валеологии. 2015. № 1(8). С. 50-52.
7. ХусановаМ. А. Влияние факторов образа жизни на состояние здоровья подростков //Молодой ученый. 2016. № 11. С.1184-1186.
MORPHOFUNCTIONAL AND PSYCHO-PHYSIOLOGICAL FEATURES OF TEENAGERS' DEVELOPMENT IN CORRELATION WITH LIFESTYLE FACTORS
Nina G. Blinova1 Nataliya N. Koshko2 ®2, Olga V. Doroshina1, Alexander I. Fedorov1
'Kemerovo State University, 6, Krasnaya St., Kemerovo, Russia, 650000
2 Kuzbass Regional Centerfor Psychological, Educational, Health and Social Care «Health and Personal Development», 126a, LeninaAve., Kemerovo, Russia, 650023
[email protected] ®2 [email protected] ®3 [email protected]
Received 03.10.2017. Accepted 09.11.2017.
Keywords: adolescence, lifestyle, physiological development, lifestyle factors, physical development, neurodynamic indicators, mental functions.
Abstract: The current paper features the impact the lifestyle of modern teenagers has on their psycho-physiological development. It shows an analysis of the nutrition and motor activity of adolescents aged 12-13 and the gender differences in their psycho-physiological and morphofunctional development. A complex analysis of lifestyle factors (day regimen, nutrition balance, level of motor activity) have allowed the authors to classify 66,7 % of adolescents as «low risk» of health disorders development and 33,3 % as an «increased risk» group. The «low risk» group has a greater number of representatives with harmonious physical development, a high level of neurodynamic indicators, memory and attention. A correlation analysis of lifestyle and indicators of morphofunctional and psycho-physiological development has been carried out. The interrelation between the features of nutrition and the motor activity of adolescents has been established by the indicators of psycho-physiological development.
For citation: Blinova N. G., Koshko N. N., Doroshina O. V., Fedorov A. I. Osobennosti morfofunktsional'nogo i psikhofi-ziologicheskogo razvitiia podrostkov v zavisimosti ot faktorov obraza zhizni [Morphofunctional and Psycho-physiological Features of Teenagers' Development in Correlation with Lifestyle Factors]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Biological, Engineering and Earth Sciences, no. 2 (2017): 4-8. DOI: 10.21603/2542-2448-2017-2-4-8.
References
1.Bezrukikh M. M., Son'kin V. D., Farber D. A. Vozrastnaia fiziologiia (fiziologiia razvitiia rebenka) [Developmental physiology (physiology of a child)]. 2nd ed. Moscow: Akademiia, 2009, 416.
2. KazinE. M. Zdorov'esberegaiushchaia deiatel'nost' v sisteme obrazovaniia: teoriia i praktika [Health-saving activities in the education system: theory and practice]. Kemerovo: Izd-vo KRIPKiPRO, 2009, 347.
3. Naumenko Yu. V. Zdorov 'esberegaiushchaia deiatel 'nost' shkoly: monitoring effektivnosti [Health-saving activities of the school: performance monitoring], 2nd ed. Moscow: Planeta, 2011, 208.
4. Praktikum po psihofiziologicheskoj diagnostike [Workshop on psycho-physiological diagnostics]. Moscow: Gumanit. izd. tsentr VLADOS, 2000, 128.
5. DubrovinaE. A., Lavrent'ev V. G. Monitoring sostoianiia zdorov'ia i obraz zhizni sovremennykhpodrostkov [Monitoring the health status and lifestyle of modern adolescents]. Aktual'nye voprosy meditsiny v sovremennykh usloviiakh: sbornik mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Topical issues of medicine in modern conditions: Proc. Intern. Sc.-Prac. Conf.]. Saratov: Innovatsionnyi tsentr razvitiia obrazovaniia i nauki, 2015, 54-56
6. Blinova N. G., Doroshina O. V., Karaul'nova D. V. Osobennosti obraza zhizni i sostoianiia zdorov'ia podrostkov [Features of lifestyle and health of teenagers]. Chelovek-Priroda-Obshchestvo: Teoriia i praktika bezopasnosti zhiznedeiatel'nosti, ekologii i valeologii = Man-Nature-Society: Theory and practice of life safety, ecology and valeology, no. 1 (2015): 50-52.
7. Khusanova M. A. Vliianie faktorov obraza zhizni na sostoianie zdorov'ia podrostkov [Influence of lifestyle factors on adolescent health status]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, no. 11 (2016): 1184-1186.