особенности монетарного поведения студентов-психологов в связи С их экономическим статусом
Джанерьян С.Т., Письменова А.А.
В данной статье излагаются результаты теоретического и эмпирического исследования особенностей монетарного поведения студентов-психологов в связи с ихэкономическим статусом. Даются определения ценностно-смысловых отношений к деньгам. Определяется монетарное поведение как конативный компонент ценностно-смысловых отношений к деньгам. Выделяются виды монетарного поведения: получение денег, накопление денег, трата денег. По результатам эмпирического исследования приводятся данные о влиянии экономического статуса, половой дифференциации и личностных особенностей студентов на специфику их монетарного поведения.
Ключевые слова: психологические отношения, ценностно-смысловые отношения к деньгам, монетарное поведение, виды и способы осуществления монетарного поведения студентов, влияние экономического статуса, половой дифференциации и личностных особенностей студентов на специфику их монетарного поведения.
В современном мире происходит интенсивная трансформация социальных отношений, которая сопровождается изменением системы ценностей, жизненных приоритетов, а также резким возрастанием значимости материальных благ у большинства людей. Отношение индивида к материальным ценностям - существенный регулятор его повседневного поведения. Деньги традиционно являются не только экономическим, но и психологическим феноменом, который приобретает собственную ценность и занимает одно из ведущих мест в системе ценностей человека. На сегодняшний день психология отношений к деньгам и, в частности, монетарного поведения субъектов является весьма актуальной как для зарубежной, так и отечественной психологической науки.
Отечественные психологи изучают факторы, непосредственно влияющие на отношение к деньгам
[2]; особенности экономического сознания и самосознания [12]; установки по отношению к деньгам [11]; динамику отношений к деньгам среди различных представителей предпринимательской деятельности
[3]; особенности отношения к деньгам у людей с разным уровнем личностной зрелости [10]; содержание и характеристики ценностно-смысловых отношений к деньгам у представителей социономических профессий [5].
В подавляющем большинстве исследований в центре внимания оказываются экономически самостоятельные, непосредственно участвующие
в производстве и распределении материальных благ субъекты. Современное общество ориентирует людей на поиск и обретение индивидуальной экономической ниши, что весьма актуально для молодых людей. В связи с этим особый исследовательский интерес представляет социальная группа студентов, которая, с одной стороны, занята учебной деятельностью и относится к категории потребителей, а с другой стороны, также ориентирована обществом на завоевание своей экономической ниши и участии в производстве, как и более старшие социальные группы. Поскольку развитые отношения к любому объекту, в том числе и к деньгам, характеризуются сознательной избирательностью, нам представляется целесообразным изучить отношения к деньгам у студентов-психологов, которые в силу специфики своей профессиональной принадлежности склонны к высокому уровню самосознания и рефлексии.
Теоретико-методологической основой изучения отношения к деньгам в настоящем исследовании выступили положения о сущности, строении и видах отношений (В.Н. Мясищев) [9], о связи личностных смыслов с содержанием отношений личности к действительности (А.Г. Асмолов) [1], о психологическом отношении как содержательной стороне смысловых диспозиций (Д.А. Леонтьев) [7], о типах ценностно-смысловых отношений (С.Т. Джанерьян) [4], о монетарном поведении как конативном компоненте ценностно-смысловых отношений.
Опираясь на положения В.Н. Мясищева о психологических отношений, мы рассматриваем последние как коренящиеся в реальных жизненных отношениях и представляющие целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами действительности, вытекающих из всей истории развития человека, выражающих его личный опыт, внутренне определяющих его действия и переживания. Они характеризуются избирательностью, потенциальностью, латентностью, многокомпонентностью, видовой спецификой (В.Н. Мясищев) [9], имеют смысловую природу (Д.А. Леонтьев, 1999) [7].
Ценностно-смысловые отношения определяются как устойчивые психологические отношения субъекта к объекту (явлению действительности), в которых он (или его отдельные стороны) презентируется в сознании субъекта как желательный, должный, совершенный (ценность) либо как занимающий определенное место, роль, функциональное назначение (актуальная цель, средство) в жизнедеятельности субъекта, в реализации тех или иных его потребностей и ценностей (С.Т. Джанерьян) [4]. Под ценностно-смысловыми отношениями к деньгам мы понимаем психологические отношения субъектов, в которых деньги презентируются как желательные, должные, совершенные (ценность) для субъекта либо как занимающие место средства в его жизнедеятельности для реализации тех или иных его потребностей и ценностей (С.Т. Джанерьян, Е.А. Махрина) [5]. Структурными компонентами ценностно-смысловых отношения к деньгам выступают мотивационно-когнитивный (отражает место мотива жизнедеятельности «деньги» и ценность денег в иерархии других мотивов жизнедеятельности и ценностей субъекта), эмоционально-оценочный (переживания, оценки, чувства субъекта в связи с деньгами), конативный (действия и намерения субъекта в адрес денег) компоненты. Отметим, что конативный компонент ценностно-смысловых отношений к деньгам из-за его многокачественности, многомерности, выраженной индивидуализированности заслуживает самого пристального исследовательского внимания.
Монетарное поведение широко исследуется отечественными и зарубежными психологами в контексте изучения особенностей отношений к деньгам различных социальных групп, личностных детерминант монетарного поведения, установок по отношению к деньгам.
В исследовании динамики монетарного поведения в связи с личностными особенностями упор делался на группу экономически самостоятельных лиц, а именно, предпринимателей, так как этой группе присуща наибольшая озабоченность своим материальным положением [3]. В исследовании
были доказаны различия в специфике монетарного поведения представителей малого и среднего бизнеса, установлена связь определенного монетарного отношения и поведения с личностными особенностями и характеристиками предпринимателей. Такие феномены, как фетишизация денег, отношение к деньгам как к цели, как к средству, возможность использования денег как орудия и средства управления другими людьми, связаны со следующими личностными особенностями предпринимателей: высокий уровень невротизации, напряженности, тревожности, уровень самоуважения [3].
В исследованиях [10-12], посвященных личностным детерминантам монетарного поведения, рассматривается связь этого поведения с особенностями системы ценностей, экономического самосознания, волевых качеств, уровнем личностной зрелости субъектов. Так было установлено, что эмоционально-волевые качества личности - самообладание, решительность, самостоятельность, стремление избежать ответственности, целеустремленность, аффиляция, эмпатия и др. - связаны с особенностями отношения к деньгам [8]. В результате изучения особенностей отношения к деньгам в связи с компонентами самосознания личности [9] было установлено, что при высокой самооценке личность придает меньшее значение факторам престижа, деньгам, а при низкой - пытается спрятаться за деньги, укрепить с их помощью свое положение хотя бы в собственных глазах. Американскими исследователями после многочисленных исследований были выделены «денежные типы личности» [8]: «скряга», «транжир», «денежный мешок», «торгаш», «игрок» и т.д.
В исследовании, посвященном изучению установок по отношении к деньгам [11], выделен целый ряд негативных установок субъектов. Деньги могут символизировать любовь, уважение, свободу, а могут на бессознательном уровне быть символом обмана, несчастья и даже смерти. Однако современные отечественные исследования традиционно центрируются на изучении монетарного поведения экономически самостоятельных граждан. Исследований монетарного поведения как конативного компонента ценностно-смыслового отношения к деньгам субъектов, различающихся по экономическому статусу, явно недостаточно.
Целью нашего исследования стало выявление особенностей монетарного поведения студентов-психологов в связи с их экономическим статусом, полом и личностными особенностями. Методами исследования выступили: тестирование (ТЮФ, опросник Кеттелла), анкетирование, контент-анализ открытых вопросов анкеты, методы непараметрической статистики (критерии Манна-Уитни, Фридмана, коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
В исследовании приняли участие 60 студентов психологического факультета ЮФУ (50 женщин и 10 мужчин) в возрасте 20 лет. Специфика монетарного поведения рассматривалась на материале двух групп студентов, выделенных по их экономическому статусу: «экономически независимые» студенты и студенты, получающие экономическую помощь, т.е. «иждивенцы».
В результате проведенного исследования выявлено наличие у студентов средственных по содержанию ценностно-смысловых отношений к деньгам. Деньги выступают в качестве средства удовлетворения самых различных потребностей студентов-психологов.
Монетарное поведение студентов по характеру действий с деньгами представлено тремя его видами: получение денег, накопление денег, трата денег. Для каждого из видов монетарного поведения фиксировались конкретные способы его осуществления. Для поведения, направленного на получение денег, характерны такие способы, как: «заработать самому», «снимать процент со счета в банке», «попросить у других», «забрать с помощью физической силы» и т.д. Поведение, направленное на трату денег, представлено способами: «тратить на себя», «потратить на помощь близким», «потратить на образование», «пожертвовать на благотворительные цели», «реализовать общественный проект», «отдать долг» и т.д. Для поведения, направленного на накопление денег, характерны следующие способы: «положить на сохранение в банк», «копить на что-нибудь», «купить драгоценные камни/металл», «отложить на дорогостоящую покупку (машина, квартира) или на важное жизненное событие (юбилей, свадьба)» и т.д.
Специфика видов и способов осуществления монетарного поведения различается в связи с экономическим статусом, полом и личностными особенностями студентов.
Распределение видов монетарного поведения в группе «экономически независимых» студентов-психологов в связи с их полом имеет следующий характер: женщины ставят на первое место только получение денег, в то время как мужчины намерены в одинаковой степени как получать, так и тратить. Женщины предпочитают такие способы получения денег, как «личный заработок», «деньги как подарок» и как «прибыль от денежного вклада». Мужчины отдают предпочтение такому способу, как «лично заработать». Вместе с тем, реализуя вид монетарного поведения - траты, женщины, по сравнению с мужчинами, указывают на большее количество возможных способов. Женщины копят на «дорогостоящую покупку», а мужчины делают накопление денег путем «покупки дорогостоящих металлов и камней».
Итак, половая дифференциация группы «экономически независимых» студентов обусловливает различия в предпочтении ими видов монетарного поведения и в способах осуществлении таких видов монетарного поведения как трата и накопление денег.
В группе «экономически независимых» студентов особенности их монетарного поведения обусловлены также характерологическими чертами и мотивами личности. Лица с направленностью на трату денег имеют такие черты как общительность, адекватность самооценки и обладают низким уровнем самоконтроля. Для них преобладающими мотивами жизнедеятельности являются «человеческая глупость» и «пагубные пристрастия». Иначе говоря, доминируют мотивы обладания истинными знаниями, преодоления барьеров и условностей в общении, стремления снять напряжение, избавиться от чувства вины, стыда. Лицам с направленностью на накопление денег свойственны робость и адекватность самооценки. Доминирующими мотивами для них являются «социальные неурядицы», «семейные неурядицы», что свидетельствует о стремлении создать такое семейное благополучие, которое соответствует их представлениям, соответствовать нормам и требованиям общества и достигать высокой социальной оценки. В свою очередь, лица, которые направлены в большей степени на получение денег, обладают высоким уровнем общительности и смелости. Ими движут мотивы «семейные неурядицы» и «взаимоотношения полов», отражающие значимость для них эмоциональных переживаний относительно взаимоотношений с семьей и противоположным полом.
В группе «иждивенцев» студентов-психологов особенности монетарного поведения носят следующий характер. У женщин: на первом месте среди видов монетарного поведения стоит получение денег, на втором - трата и на третьем - накопление, у мужчин одинаково выражены и значимы как получение, так и траты денег. Женщины отводят первое место среди возможных способов получения денег только «личному заработку», мужчины - «личному заработку», «получению прибыли от денежного вклада». Распределение предпочтительных способов траты денег оказалось следующим: у женщин на первом месте - «потратить на помощь близким», «потратить на обустройство быта», у мужчин - «потратить на помощь близким», «вложить в прибыльное дело», «получить образование». Женщины делают накопления для совершения «дорогостоящей покупки», для «жизненного события» (свадьба, рождение ребенка, юбилей); мужчины делают накопления для «жизненного события» и на что-нибудь «без конкретной цели».
В группе студентов-«иждивенцев» особенности монетарного поведения обусловлены также
характерологическими чертами и мотивами личности. Лица с направленностью на трату демонстрируют общительность, робость и адекватность самооценки. Ими движут мотивы жизнедеятельности «деньги», «социальные неурядицы», что проявляется в стремлении компенсировать материальным благополучием внутреннюю неустроенность, в попытках связывать самооценку с уровнем доходов. Лица с направленностью на накопление денег характеризуются робостью и доминированием мотивов «мода», «взаимоотношения полов», «социальные неурядицы», «карьера». Это выражается в их стремлении повысить свой престиж, в жажде самоутверждения, в озабоченности вопросами отношений с окружающими людьми и противоположным полом, а также в стремлении достичь высокого положения, компенсирующего чувство внутренней неудовлетворенности. Лица, которым более свойственно поведение, направленное на получение денег, демонстрируют общительность, смелость, адекватность самооценки и уверенность в себе. Ими движут мотивы «деньги», «мода», «взаимоотношения полов», «человеческая глупость», «пагубные пристрастия». Эти мотивы проявляются в стремлении компенсировать материальным благополучием внутренние проблемы, в попытке связывать самооценку с уровнем доходов, в стремлении к самоутверждению и обладанию истинным знанием, в стремлении снять напряжение, избавиться от чувства вины, стыда. Для таких лиц значимы эмоциональные переживания относительно взаимоотношений с противоположным полом и оценки окружающих.
Таким образом, на предпочтительность тех или иных видов монетарного поведения студентов-психологов существенно влияет половая дифференциация, а не экономический статус студентов. Вместе с тем, способы осуществления каждого из видов монетарного поведения обусловлены экономическим статусом, половой дифференциацией и личностными особенностями студентов-психологов.
Влияние экономического статуса студентов-психологов на способы осуществления ими каждого из видов монетарного поведения обусловлено половой дифференциацией студентов. «Экономически независимые» студенты-мужчины, в отличие от «иждивенцев» студентов-мужчин, обнаруживают меньшее число предпочтительных способов осуществления каждого из видов монетарного поведения. «Экономически независимые» студентки, в отличие от студенток-«иждивенцев», обнаруживают меньшее число предпочтительных способов осуществления только для такого вида монетарного поведения, как накопление денег. Число предпочтительных способов осуществления получения и траты денег «экономически независимыми» студентками, по сравнению со студентками-«иждивенцами», значительно выше.
Специфика каждого из видов монетарного поведения в различающихся по экономическому статусу группах студентов-психологов связана с их личностными особенностями, и в первую очередь, с содержанием и числом доминирующих мотивов жизнедеятельности студентов. Так у студентов-«иждивенцев», по сравнению с «экономически независимыми» студентами, получение и накопление денег связано с большим числом доминирующих мотивов. Иначе говоря, для студентов-«иждивенцев» деньги «служат» средством для реализации значительно большего числа мотивов и потребностей, по сравнению с «экономически независимыми» студентами. Заслуживает внимание и тот факт, что деньги «служат» средством реализации мотивов, направленных на регуляцию социальных взаимоотношений, что у «экономически независимых» студентов особенно проявляется для таких видах монетарного поведения, как получение и накопление денег, а у студентов-«иждивенцев» - для всех видов монетарного поведения.
Установлены характерологические черты, которые независимо от экономического статуса студентов, связаны с тем или иным видом их монетарного поведения. Так получение денег связано с общительностью и смелостью, накопление денег - с робостью, а трата денег - с общительностью и адекватной самооценкой.
Итак, результаты проведенного исследования свидетельствуют об обусловленности видов и способов реализации монетарного поведения студентов-психологов особенностями их экономического статуса, личностными особенностями и половой дифференциацией. Вместе с тем «вклад» в специфику монетарного поведения студентов каждой из перечисленных переменных различен. Перспектива дальнейшего исследования намечается в направлении изучения поло-гендерных, возрастных и личностных детерминант монетарного поведения субъектов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2002.
2. Белицкая Г.Э. Особенности отношения к деньгам: деньги как предмет личностного осмысления. // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3 Всероссийского съезда психологов (25-28 июня 2003 года): В 8-и т. - Т. 1. -СПб., 2003. - С. 379-382.
3. Дейнека О.С. Динамика отношений российских предпринимателей к деньгам // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3 Всероссийского съезда психологов (25-28 июня 2003 года): В 8-и т. - СПб., 2003. - Т.3. - С. 38-41.
4. Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2004.
5. Джанерьян С.Т., Махрина Е.А. Содержание и характеристики ценностно-смысловых отношений к деньгам у студентов и работающих в социо-номических профессиях. // Северо-кавказский психологический вестник. - Ростов на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2005. - № 3. - С. 20-27.
6. Захарова А.Н. Ценностно - мотивационная сфера в профессиональном становлении личности // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3 Всероссийского съезда психологов (25-28 июня 2003 года): В 8-и т. - СПб., 2003. - Т.3. - С. 391- 393.
7. Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М.: Смысл, 1999.
8. Махрина Е.А. Виды и характеристики ценностно-смысловых отношений к деньгам у представителей
социономических профессий: Дисс. канд.психол. наук. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2006.
9. Мясищев В.Н. Психология отношений. - Воронеж, 1998.
10. Семенов М.Ю. Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости: Автореф. канд. психол. наук. - Ярославль, 2004.
11. Резвова И.Е. экономическая психология: установки по отношению к деньгам. // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3 Всероссийского съезда психологов (25-28 июня 2003 года): В 8-и т. - Т. 6. - СПб., 2003. - С. 18-19.
12. Хащенко В.А. Социально-психологический подход к анализу экономического самосознания. // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3 Всероссийского съезда психологов (25-28 июня 2003 года): В 8-и т. - Т. 8. -СПб., 2003. - С. 164-168.