Научная статья на тему 'Особенности монетарного поведения студентов-психологов в связи с их экономическим статусом'

Особенности монетарного поведения студентов-психологов в связи с их экономическим статусом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
625
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ К ДЕНЬГАМ / МОНЕТАРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВИДЫ И СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОНЕТАРНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ / ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТАТУСА / ПОЛОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ НА СПЕЦИФИКУ ИХ МОНЕТАРНОГО ПОВЕДЕНИЯ / PSYCHOLOGICAL ATTITUDES / VALUE AND SENSE ATTITUDES TO MONEY / MONETARY BEHAVIOR / KINDS AND WAYS OF REALIZATION OF STUDENTS'' MONETARY BEHAVIOR / INFLUENCE OF ECONOMIC STATUS / SEXUAL DIFFERENTIATION AND PERSONAL FEATURES OF STUDENTS ON SPECIFICITY OF THEIR MONETARY BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Джанерьян Светлана Тиграновна, Письменова Анастасия Александровна

В данной статье излагаются результаты теоретического и эмпирического исследования особенностей монетарного поведения студентов-психологов в связи с их экономическим статусом. Даются определения ценностно-смысловых отношений к деньгам. Определяется монетарное поведение как конативный компонент ценностно-смысловых отношений к деньгам. Выделяются виды монетарного поведения: получение денег, накопление денег, трата денег. По результатам эмпирического исследования приводятся данные о влиянии экономического статуса, половой дифференциации и личностных особенностей студентов на специфику их монетарного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Джанерьян Светлана Тиграновна, Письменова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the monetary behavior of students-psychologists in connection with their economic status

In the article there are stated results of the theoretical and empirical research of the features of monetary behavior of students-psychologists in connection with their economic status. The definitions of value and sense attitudes to money are given. The monetary behavior is defined as a conative component of value and sense attitude to money. There are distinguished the kinds of monetary behavior: reception of money, accumulation of money, money expense. By results of the empirical research there are cited the data on the influence of economic status, sexual differentiation and personal features of students on the specificity of their monetary behavior.

Текст научной работы на тему «Особенности монетарного поведения студентов-психологов в связи с их экономическим статусом»

особенности монетарного поведения студентов-психологов в связи С их экономическим статусом

Джанерьян С.Т., Письменова А.А.

В данной статье излагаются результаты теоретического и эмпирического исследования особенностей монетарного поведения студентов-психологов в связи с ихэкономическим статусом. Даются определения ценностно-смысловых отношений к деньгам. Определяется монетарное поведение как конативный компонент ценностно-смысловых отношений к деньгам. Выделяются виды монетарного поведения: получение денег, накопление денег, трата денег. По результатам эмпирического исследования приводятся данные о влиянии экономического статуса, половой дифференциации и личностных особенностей студентов на специфику их монетарного поведения.

Ключевые слова: психологические отношения, ценностно-смысловые отношения к деньгам, монетарное поведение, виды и способы осуществления монетарного поведения студентов, влияние экономического статуса, половой дифференциации и личностных особенностей студентов на специфику их монетарного поведения.

В современном мире происходит интенсивная трансформация социальных отношений, которая сопровождается изменением системы ценностей, жизненных приоритетов, а также резким возрастанием значимости материальных благ у большинства людей. Отношение индивида к материальным ценностям - существенный регулятор его повседневного поведения. Деньги традиционно являются не только экономическим, но и психологическим феноменом, который приобретает собственную ценность и занимает одно из ведущих мест в системе ценностей человека. На сегодняшний день психология отношений к деньгам и, в частности, монетарного поведения субъектов является весьма актуальной как для зарубежной, так и отечественной психологической науки.

Отечественные психологи изучают факторы, непосредственно влияющие на отношение к деньгам

[2]; особенности экономического сознания и самосознания [12]; установки по отношению к деньгам [11]; динамику отношений к деньгам среди различных представителей предпринимательской деятельности

[3]; особенности отношения к деньгам у людей с разным уровнем личностной зрелости [10]; содержание и характеристики ценностно-смысловых отношений к деньгам у представителей социономических профессий [5].

В подавляющем большинстве исследований в центре внимания оказываются экономически самостоятельные, непосредственно участвующие

в производстве и распределении материальных благ субъекты. Современное общество ориентирует людей на поиск и обретение индивидуальной экономической ниши, что весьма актуально для молодых людей. В связи с этим особый исследовательский интерес представляет социальная группа студентов, которая, с одной стороны, занята учебной деятельностью и относится к категории потребителей, а с другой стороны, также ориентирована обществом на завоевание своей экономической ниши и участии в производстве, как и более старшие социальные группы. Поскольку развитые отношения к любому объекту, в том числе и к деньгам, характеризуются сознательной избирательностью, нам представляется целесообразным изучить отношения к деньгам у студентов-психологов, которые в силу специфики своей профессиональной принадлежности склонны к высокому уровню самосознания и рефлексии.

Теоретико-методологической основой изучения отношения к деньгам в настоящем исследовании выступили положения о сущности, строении и видах отношений (В.Н. Мясищев) [9], о связи личностных смыслов с содержанием отношений личности к действительности (А.Г. Асмолов) [1], о психологическом отношении как содержательной стороне смысловых диспозиций (Д.А. Леонтьев) [7], о типах ценностно-смысловых отношений (С.Т. Джанерьян) [4], о монетарном поведении как конативном компоненте ценностно-смысловых отношений.

Опираясь на положения В.Н. Мясищева о психологических отношений, мы рассматриваем последние как коренящиеся в реальных жизненных отношениях и представляющие целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами действительности, вытекающих из всей истории развития человека, выражающих его личный опыт, внутренне определяющих его действия и переживания. Они характеризуются избирательностью, потенциальностью, латентностью, многокомпонентностью, видовой спецификой (В.Н. Мясищев) [9], имеют смысловую природу (Д.А. Леонтьев, 1999) [7].

Ценностно-смысловые отношения определяются как устойчивые психологические отношения субъекта к объекту (явлению действительности), в которых он (или его отдельные стороны) презентируется в сознании субъекта как желательный, должный, совершенный (ценность) либо как занимающий определенное место, роль, функциональное назначение (актуальная цель, средство) в жизнедеятельности субъекта, в реализации тех или иных его потребностей и ценностей (С.Т. Джанерьян) [4]. Под ценностно-смысловыми отношениями к деньгам мы понимаем психологические отношения субъектов, в которых деньги презентируются как желательные, должные, совершенные (ценность) для субъекта либо как занимающие место средства в его жизнедеятельности для реализации тех или иных его потребностей и ценностей (С.Т. Джанерьян, Е.А. Махрина) [5]. Структурными компонентами ценностно-смысловых отношения к деньгам выступают мотивационно-когнитивный (отражает место мотива жизнедеятельности «деньги» и ценность денег в иерархии других мотивов жизнедеятельности и ценностей субъекта), эмоционально-оценочный (переживания, оценки, чувства субъекта в связи с деньгами), конативный (действия и намерения субъекта в адрес денег) компоненты. Отметим, что конативный компонент ценностно-смысловых отношений к деньгам из-за его многокачественности, многомерности, выраженной индивидуализированности заслуживает самого пристального исследовательского внимания.

Монетарное поведение широко исследуется отечественными и зарубежными психологами в контексте изучения особенностей отношений к деньгам различных социальных групп, личностных детерминант монетарного поведения, установок по отношению к деньгам.

В исследовании динамики монетарного поведения в связи с личностными особенностями упор делался на группу экономически самостоятельных лиц, а именно, предпринимателей, так как этой группе присуща наибольшая озабоченность своим материальным положением [3]. В исследовании

были доказаны различия в специфике монетарного поведения представителей малого и среднего бизнеса, установлена связь определенного монетарного отношения и поведения с личностными особенностями и характеристиками предпринимателей. Такие феномены, как фетишизация денег, отношение к деньгам как к цели, как к средству, возможность использования денег как орудия и средства управления другими людьми, связаны со следующими личностными особенностями предпринимателей: высокий уровень невротизации, напряженности, тревожности, уровень самоуважения [3].

В исследованиях [10-12], посвященных личностным детерминантам монетарного поведения, рассматривается связь этого поведения с особенностями системы ценностей, экономического самосознания, волевых качеств, уровнем личностной зрелости субъектов. Так было установлено, что эмоционально-волевые качества личности - самообладание, решительность, самостоятельность, стремление избежать ответственности, целеустремленность, аффиляция, эмпатия и др. - связаны с особенностями отношения к деньгам [8]. В результате изучения особенностей отношения к деньгам в связи с компонентами самосознания личности [9] было установлено, что при высокой самооценке личность придает меньшее значение факторам престижа, деньгам, а при низкой - пытается спрятаться за деньги, укрепить с их помощью свое положение хотя бы в собственных глазах. Американскими исследователями после многочисленных исследований были выделены «денежные типы личности» [8]: «скряга», «транжир», «денежный мешок», «торгаш», «игрок» и т.д.

В исследовании, посвященном изучению установок по отношении к деньгам [11], выделен целый ряд негативных установок субъектов. Деньги могут символизировать любовь, уважение, свободу, а могут на бессознательном уровне быть символом обмана, несчастья и даже смерти. Однако современные отечественные исследования традиционно центрируются на изучении монетарного поведения экономически самостоятельных граждан. Исследований монетарного поведения как конативного компонента ценностно-смыслового отношения к деньгам субъектов, различающихся по экономическому статусу, явно недостаточно.

Целью нашего исследования стало выявление особенностей монетарного поведения студентов-психологов в связи с их экономическим статусом, полом и личностными особенностями. Методами исследования выступили: тестирование (ТЮФ, опросник Кеттелла), анкетирование, контент-анализ открытых вопросов анкеты, методы непараметрической статистики (критерии Манна-Уитни, Фридмана, коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

В исследовании приняли участие 60 студентов психологического факультета ЮФУ (50 женщин и 10 мужчин) в возрасте 20 лет. Специфика монетарного поведения рассматривалась на материале двух групп студентов, выделенных по их экономическому статусу: «экономически независимые» студенты и студенты, получающие экономическую помощь, т.е. «иждивенцы».

В результате проведенного исследования выявлено наличие у студентов средственных по содержанию ценностно-смысловых отношений к деньгам. Деньги выступают в качестве средства удовлетворения самых различных потребностей студентов-психологов.

Монетарное поведение студентов по характеру действий с деньгами представлено тремя его видами: получение денег, накопление денег, трата денег. Для каждого из видов монетарного поведения фиксировались конкретные способы его осуществления. Для поведения, направленного на получение денег, характерны такие способы, как: «заработать самому», «снимать процент со счета в банке», «попросить у других», «забрать с помощью физической силы» и т.д. Поведение, направленное на трату денег, представлено способами: «тратить на себя», «потратить на помощь близким», «потратить на образование», «пожертвовать на благотворительные цели», «реализовать общественный проект», «отдать долг» и т.д. Для поведения, направленного на накопление денег, характерны следующие способы: «положить на сохранение в банк», «копить на что-нибудь», «купить драгоценные камни/металл», «отложить на дорогостоящую покупку (машина, квартира) или на важное жизненное событие (юбилей, свадьба)» и т.д.

Специфика видов и способов осуществления монетарного поведения различается в связи с экономическим статусом, полом и личностными особенностями студентов.

Распределение видов монетарного поведения в группе «экономически независимых» студентов-психологов в связи с их полом имеет следующий характер: женщины ставят на первое место только получение денег, в то время как мужчины намерены в одинаковой степени как получать, так и тратить. Женщины предпочитают такие способы получения денег, как «личный заработок», «деньги как подарок» и как «прибыль от денежного вклада». Мужчины отдают предпочтение такому способу, как «лично заработать». Вместе с тем, реализуя вид монетарного поведения - траты, женщины, по сравнению с мужчинами, указывают на большее количество возможных способов. Женщины копят на «дорогостоящую покупку», а мужчины делают накопление денег путем «покупки дорогостоящих металлов и камней».

Итак, половая дифференциация группы «экономически независимых» студентов обусловливает различия в предпочтении ими видов монетарного поведения и в способах осуществлении таких видов монетарного поведения как трата и накопление денег.

В группе «экономически независимых» студентов особенности их монетарного поведения обусловлены также характерологическими чертами и мотивами личности. Лица с направленностью на трату денег имеют такие черты как общительность, адекватность самооценки и обладают низким уровнем самоконтроля. Для них преобладающими мотивами жизнедеятельности являются «человеческая глупость» и «пагубные пристрастия». Иначе говоря, доминируют мотивы обладания истинными знаниями, преодоления барьеров и условностей в общении, стремления снять напряжение, избавиться от чувства вины, стыда. Лицам с направленностью на накопление денег свойственны робость и адекватность самооценки. Доминирующими мотивами для них являются «социальные неурядицы», «семейные неурядицы», что свидетельствует о стремлении создать такое семейное благополучие, которое соответствует их представлениям, соответствовать нормам и требованиям общества и достигать высокой социальной оценки. В свою очередь, лица, которые направлены в большей степени на получение денег, обладают высоким уровнем общительности и смелости. Ими движут мотивы «семейные неурядицы» и «взаимоотношения полов», отражающие значимость для них эмоциональных переживаний относительно взаимоотношений с семьей и противоположным полом.

В группе «иждивенцев» студентов-психологов особенности монетарного поведения носят следующий характер. У женщин: на первом месте среди видов монетарного поведения стоит получение денег, на втором - трата и на третьем - накопление, у мужчин одинаково выражены и значимы как получение, так и траты денег. Женщины отводят первое место среди возможных способов получения денег только «личному заработку», мужчины - «личному заработку», «получению прибыли от денежного вклада». Распределение предпочтительных способов траты денег оказалось следующим: у женщин на первом месте - «потратить на помощь близким», «потратить на обустройство быта», у мужчин - «потратить на помощь близким», «вложить в прибыльное дело», «получить образование». Женщины делают накопления для совершения «дорогостоящей покупки», для «жизненного события» (свадьба, рождение ребенка, юбилей); мужчины делают накопления для «жизненного события» и на что-нибудь «без конкретной цели».

В группе студентов-«иждивенцев» особенности монетарного поведения обусловлены также

характерологическими чертами и мотивами личности. Лица с направленностью на трату демонстрируют общительность, робость и адекватность самооценки. Ими движут мотивы жизнедеятельности «деньги», «социальные неурядицы», что проявляется в стремлении компенсировать материальным благополучием внутреннюю неустроенность, в попытках связывать самооценку с уровнем доходов. Лица с направленностью на накопление денег характеризуются робостью и доминированием мотивов «мода», «взаимоотношения полов», «социальные неурядицы», «карьера». Это выражается в их стремлении повысить свой престиж, в жажде самоутверждения, в озабоченности вопросами отношений с окружающими людьми и противоположным полом, а также в стремлении достичь высокого положения, компенсирующего чувство внутренней неудовлетворенности. Лица, которым более свойственно поведение, направленное на получение денег, демонстрируют общительность, смелость, адекватность самооценки и уверенность в себе. Ими движут мотивы «деньги», «мода», «взаимоотношения полов», «человеческая глупость», «пагубные пристрастия». Эти мотивы проявляются в стремлении компенсировать материальным благополучием внутренние проблемы, в попытке связывать самооценку с уровнем доходов, в стремлении к самоутверждению и обладанию истинным знанием, в стремлении снять напряжение, избавиться от чувства вины, стыда. Для таких лиц значимы эмоциональные переживания относительно взаимоотношений с противоположным полом и оценки окружающих.

Таким образом, на предпочтительность тех или иных видов монетарного поведения студентов-психологов существенно влияет половая дифференциация, а не экономический статус студентов. Вместе с тем, способы осуществления каждого из видов монетарного поведения обусловлены экономическим статусом, половой дифференциацией и личностными особенностями студентов-психологов.

Влияние экономического статуса студентов-психологов на способы осуществления ими каждого из видов монетарного поведения обусловлено половой дифференциацией студентов. «Экономически независимые» студенты-мужчины, в отличие от «иждивенцев» студентов-мужчин, обнаруживают меньшее число предпочтительных способов осуществления каждого из видов монетарного поведения. «Экономически независимые» студентки, в отличие от студенток-«иждивенцев», обнаруживают меньшее число предпочтительных способов осуществления только для такого вида монетарного поведения, как накопление денег. Число предпочтительных способов осуществления получения и траты денег «экономически независимыми» студентками, по сравнению со студентками-«иждивенцами», значительно выше.

Специфика каждого из видов монетарного поведения в различающихся по экономическому статусу группах студентов-психологов связана с их личностными особенностями, и в первую очередь, с содержанием и числом доминирующих мотивов жизнедеятельности студентов. Так у студентов-«иждивенцев», по сравнению с «экономически независимыми» студентами, получение и накопление денег связано с большим числом доминирующих мотивов. Иначе говоря, для студентов-«иждивенцев» деньги «служат» средством для реализации значительно большего числа мотивов и потребностей, по сравнению с «экономически независимыми» студентами. Заслуживает внимание и тот факт, что деньги «служат» средством реализации мотивов, направленных на регуляцию социальных взаимоотношений, что у «экономически независимых» студентов особенно проявляется для таких видах монетарного поведения, как получение и накопление денег, а у студентов-«иждивенцев» - для всех видов монетарного поведения.

Установлены характерологические черты, которые независимо от экономического статуса студентов, связаны с тем или иным видом их монетарного поведения. Так получение денег связано с общительностью и смелостью, накопление денег - с робостью, а трата денег - с общительностью и адекватной самооценкой.

Итак, результаты проведенного исследования свидетельствуют об обусловленности видов и способов реализации монетарного поведения студентов-психологов особенностями их экономического статуса, личностными особенностями и половой дифференциацией. Вместе с тем «вклад» в специфику монетарного поведения студентов каждой из перечисленных переменных различен. Перспектива дальнейшего исследования намечается в направлении изучения поло-гендерных, возрастных и личностных детерминант монетарного поведения субъектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2002.

2. Белицкая Г.Э. Особенности отношения к деньгам: деньги как предмет личностного осмысления. // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3 Всероссийского съезда психологов (25-28 июня 2003 года): В 8-и т. - Т. 1. -СПб., 2003. - С. 379-382.

3. Дейнека О.С. Динамика отношений российских предпринимателей к деньгам // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3 Всероссийского съезда психологов (25-28 июня 2003 года): В 8-и т. - СПб., 2003. - Т.3. - С. 38-41.

4. Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2004.

5. Джанерьян С.Т., Махрина Е.А. Содержание и характеристики ценностно-смысловых отношений к деньгам у студентов и работающих в социо-номических профессиях. // Северо-кавказский психологический вестник. - Ростов на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2005. - № 3. - С. 20-27.

6. Захарова А.Н. Ценностно - мотивационная сфера в профессиональном становлении личности // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3 Всероссийского съезда психологов (25-28 июня 2003 года): В 8-и т. - СПб., 2003. - Т.3. - С. 391- 393.

7. Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М.: Смысл, 1999.

8. Махрина Е.А. Виды и характеристики ценностно-смысловых отношений к деньгам у представителей

социономических профессий: Дисс. канд.психол. наук. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2006.

9. Мясищев В.Н. Психология отношений. - Воронеж, 1998.

10. Семенов М.Ю. Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости: Автореф. канд. психол. наук. - Ярославль, 2004.

11. Резвова И.Е. экономическая психология: установки по отношению к деньгам. // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3 Всероссийского съезда психологов (25-28 июня 2003 года): В 8-и т. - Т. 6. - СПб., 2003. - С. 18-19.

12. Хащенко В.А. Социально-психологический подход к анализу экономического самосознания. // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3 Всероссийского съезда психологов (25-28 июня 2003 года): В 8-и т. - Т. 8. -СПб., 2003. - С. 164-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.