УДК 371.7:613.5]:[(ИЗ. 155:614.718
В. К■ Гриценко, Т. Б. Ларионова
ОСОБЕННОСТИ МИКРОФЛОРЫ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЬ! ШКОЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова, Ленинград
В последние годы в нашей стране и за рубежом все возрастающее внимание уделяется микробиологическим аспектам обитаемости закрытых помещений различного назначения. В этой связи в отечественной литературе появилось значительное количество публикаций, посвященных аэробиологии промышленных, жилых, лечебных помещений, воинских казарм, отсеков речных и морских судов, космических летательных аппаратов, батискафов к т. д.
Вместе с тем в доступной нам литературе удалось найти лишь единичные сообщения об изучении микрофлоры детских дошкольных учреждений, а ведь детские коллективы подвергнуты особенно большому риску возникновения различных заболеваний микробной этиологии [1, 3].
Что же касается школьных помещений, то мы обнаружили только одну работу по этой проблеме, выполненную более 35 лет назад [4].
С учетом изложенного представлялось целесообразным изучить инициальную микрофлору воздуха и поверхностей помещений современного типового школьного здания и оценить ее как неблагоприятный фактор обитаемости и показатель санитарно-гигиенического состояния этих помещений.
Микробную обсемененность воздуха определяли аспи-рационным методом с помощью аппарата Кротова. а поверхностей — путем смывов. Оценочными критериями служили общее количество микроорганизмов, доля гемолитической кокковой микрофлоры (альфа- и бета-гемолнтиче-ские стрептококки, гемолитические стафилококки), коагу-лазоположительного золотистого стафилококка, а в смывах с поверхностен (пол, стол, парты и т. д.) и кишечной палочки.
Пробы отбирали в трех классных комнатах и рекреации второго этажа через 30 мин с момента начала занятий, через 2 ч после их окончания и в период большой перемены. Уборка и проветривание помещений проводились общепринятым методом.
В экспериментах использовали общедоступные методики. Посев содержимого воздуха и смывов производили на чашки Петри с кровяным, желточно-солевым, простым агаром и средой Эндо с последующим выделением и идентификацией изучаемых микроорганизмов по морфологическим, культуральным, тинкториальным, биохимическим и серологическим признакам. При изучении колоний золоти-
стого стафилококка дополнительно ставили лецитовител-лазную пробу и реакцию плазмокоагуляции.
Все исследования проводили в 5 повторностях с использованием в опыте по 3 чашки с каждой питательной средой и производством не менее 30 смывов с поверхностей в каждом помещении. В конце опыта учитывали количество колониеобразующих единиц (КОЕ) в 1 м3 воздуха на I см2 поверхности.
Результаты этих исследований представлены в табл. 1, из которой следует, что уже в начале занятий во всех исследуемых помещениях регистрируется высокая общая микробиая обсемененность воздуха со значительной долей гемолитической кокковой микрофлоры и наличцем коагу-лазоположнтельных золотистых стафилококков, что позволяет оценить воздух помещений как весьма загрязненный.
Как и следовало ожидать, общая микробная загрязненность воздуха и обсемененность его представителями гемолитической кокковой микрофлоры значительно возросли во время перемены, что может быть объяснено увеличением двигательной активности учащихся и как следствие этого возрастанием запыленности воздуха [2].
После окончания занятий и освобождения помещений от учащихся концентрация микроорганизмов в воздухе помещений значительно снизилась, но все же оставалась значительной (2570—3040 КОЕ/м3).
Микробная обсемененность поверхностей во всех обследованных помещениях постоянно находилась на высоком уровне и в течение дня менялась незначительно.
Высокий уровень микробной обсемененности воздуха и поверхностей школьных помещений, значительное содержание в ней представителей гемолитической кокковой микрофлоры и золотистого стафилококка, а также бактерий группы кишечной палочки свидетельствуют о санитарно-гигиеническом неблагополучии и опасности распространения среди школьников различных заболеваний микробной этиологии: аллергических, инфекционных, соматических, дерматитов и т. д.
По-видимому, санитарно-гигиенические мероприятия, повседневно проводимые в школе (уборка, проветривание, ношение сменной обуви), не позволяют решить проблему улучшения микробиологических показателей обитаемости, а следовательно, необходимы дополнительные меры, среди
Таблица I
Динамика микробной обсемененности школьных помещений
Время отбора проб Объект отбора проб Общая микрофлора Гемолитическая кокковая флора Золотистый стафилококк Кишечная палочка
класс рекреация класс рекреация класс рекреация класс рекреация
Начало за- Воздух, КОЕ/М3 5040 2280 196 130 7,5 9,0 _
нятий 4700—5400 1410—2630 160—210 90-168 3-11 4—15
Поверхности, 168,5 264 8,2 61,8 3,0 10,4 0 0.38
КОЕ/см2 137—199 210—310 5—10 20-110 2—5,6 6—14 0,8
Большая пе- Воздух. КОЕ/м3 5840 5030 234 340 0 8 — —
ремена 4850—6200 «700—5700 190-350 224-486 5-11
Поверхности, КОЕ/см2 125,1 220,4 10,4 73,1 0 1,3 0,2 0,75
80-150 20С—320 3—15 24—12С 0,3—1,7 0-0,7 0,5—3,1
Конец заня- Воздух. КОЕ/м3 2570 3040 240 160 0 10,1 • — —
тий 1700- 2880 2311—3824 175- 321 100-226 6-14
Поверхность, КОЕ/см2 245,1 73,7 10,3 5,6 0,6 0,5 0 0,13
181—311 70-81 6—14 3-7 0-1,3 0-1,3 0-0,3
Примечание. Здесь и в табл. 2 прочерк—исследование не проводили.
Таблица 2
Динамика микробной обсемененности классных помещений после обеззараживания лезамом
Время отбора проб Объект отбора проб Общая микрофлора Гемолитическая кокковая флора Золотистый стафилококк Кишечная палочка
Начало занятий Воздух, КОЕ/м3 270 23 0
210—310 19,5—28,9
Поверхности, КОЕ/см2 8,2 0,08 0 0
3,2—12 0-0,2
Большая перемена Воздух, КОЕ/м3 1290 87 0 0
1100-1600 62-114
Поверхности, КОЕ/см2 12,2 1 0,2 0
7-16 0,5-1,7 0—0,7
Конец занятий Воздух, КОЕ/м3 1080 80 0 ^Я -
700-1210 34,4—131
Поверхности, КОЕ/см2 19,8 3,8 0,4 0
12—27,5 0-6,7 0-1,2
которых, по нашему мнению, важную роль должна сыграть профилактическая дезинфекция.
Среди существующих в настоящее время средств и способов обеззараживания обитаемых помещений в присутствии людей наиболее приемлемо использование в процессе уборки моюще-дезинфицирующих композиций на основе хлорактивных препаратов. Некоторые из этих композиций в достаточном количестве выпускаются отечественной промышленностью и рекомендованы для применения в быту (дихлор-1, хлорцины Н и К, дезам и др.).
С целью проверки этого предположения нами была проведена серия экспериментов, в процессе которых в течение месяца в школьных помещениях производили уборку с использованием 0,5 % раствора дезама из расчета 300 мл/м2. Эффективность оценивали по степени снижения микробной обсемененности воздуха и поверхностей, как описано выше. Пробы для исследовании отбирали только в классных комнатах. Результаты этих исследований представлены в табл. 2.
Сопоставление данных, представленных в табл. 1 и 2, свидетельствует о достаточно высокой эффективности профилактической дезинфекции. После уборки с использованием 0,5 % раствора дезама общая микробная обсеменен-ность поверхностей снизилась в 20 раз, а содержание представителей гемолитической кокковой микрофлоры — более чем в 100 раз, при этом бактерии группы кишечной палочки не обнаруживались вовсе, а коагулазоположительный золотистый стафилококк обнаруживался только в смывах с пола в концентрации 0,2—0,4 КОЕ/см2.
Обеззараживание поверхностей способствовало резкому снижению микробной обсемененности воздуха и существенному уменьшению концентрации представителей гемолитической кокковой микрофлоры. При этом коагулазоположи-
тельные золотистые стафилококки в воздухе полностью отсутствовали.
Таким образом, применение в процессе уборкк моюще-дезинфицирующих композиций, например дезама, существенно улучшает обитаемость школьных помещений с точки зрения микробиологических показателей и может быть рекомендовано для внедрения в практику.
Выводы. 1. Изучена общая микробная обсеменен-ность воздуха и поверхностей школьных помещений, определена концентрация представителей гемолитической кокковой микрофлоры, коагулазоположительного зо.ютистого стафилококка и кишечной палочки. Установлено, что по этим показателям воздух и поверхности школьных помещений следует квалифицировать как весьма загрязненные.
2. Применение 0,5 % раствора дезама в процессе уборки из расчета 300 мл/м2 позволяет резко снизить общую микробную загрязненность помещений, очистить воздух от золотистого стафилококка, а поверхности от кишечной палочки.
Литература
1. Истомина Т. И., Горбунова М. А., Беляев А. Л. и др.// Проблемы дезинфекции и стерилизации. — М., 1976. — Вып. 25. — С. 30—34.
2. Карпухин Г. И. Бактериологическое исследование и обеззараживание воздуха. — М., 1962.
3. Крученок Т. Б., Истомина Т. И., Овнанян Г. Б. и др. // Проблемы дезинфекции и стерилизации. — М., 1976.— Вып. 25. — С. 26—30.
4. Шафир А. И., Коузов П. А. // Вопросы санитарной бактериологии. — М., 1948. — С. 15—18.
Поступила 14.01.86
Краткие сообщения
УДК 614.72:615.285.71:613.155.3
Р. А. Касымов
ОБОСНОВАНИЕ ПДК КОТОРАНА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ С УЧЕТОМ ОТДАЛЕННЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ
НИИ санитарии, гигиены и профзаболеваний Минздрава Узбекской ССР, Ташкент
Одним из гербицидов, внедряемых для борьбы с сорной растительностью на хлопчатнике, является отечественный препарат которан. При производстве и применении его в сельском хозяйстве возможно загрязнение окружающей
среды, в частности атмосферного воздуха, что окажет неблагоприятное воздействие на самочувствие и здоровье населения, проживающего в загрязненной зоне.