Научная статья на тему 'Особенности миграционной политики США как фактор политической стабильности'

Особенности миграционной политики США как фактор политической стабильности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2261
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / МИГРАНТЫ / МИГРАЦИЯ / ИММИГРАЦИЯ / ПОЛУЧЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА / БЕЖЕНЦЫ / USA / MIGRANTS / MIGRATION / IMMIGRATION / CITIZENSHIP / REFUGEES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппова Юлия Михайловна

На первом месте стран с наибольшим притоком мигрантов находятся США, поэтому в качестве предмета исследования данной статьи выступает совокупность особенностей миграционной политики США, которые способствуют стабильности страны. Иммиграционное законодательство США одна из наиболее сложных и детально разработанных отраслей американского права и является отражением того факта, что США является "иммиграционной" страной, развитие которой на протяжении веков было связано с притоком новых поселенцев и необходимостью государственного регулирования этого процесса. Иммиграцию можно считать одним из системообразующих факторов в развитии Соединенных Штатов. Основополагающим принципом иммиграционной политики американского государства привлечение полезных для развития страны иностранцев и ограничение въезда "нежелательных" лиц существует уже на протяжении многих лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of US migration policy as a factor of political stability

The United States is in first place with the largest influx of migrants, therefore, the subject of this article is the totality of the US migration policy that contributes to the country's stability. US immigration law is one of the most complex and elaborated branches of American law and is a reflection of the fact that the USA is an "immigration" country, the development of which over the centuries was associated with the influx of new settlers and the need for state regulation of this process. Immigration can be considered one of the backbone factors in the development of the United States. The fundamental principle of the immigration policy of the American state the attraction of foreigners who are useful for the development of the country and the restriction of the entry of “unwanted” persons has been around for many years.

Текст научной работы на тему «Особенности миграционной политики США как фактор политической стабильности»

Особенности миграционной политики США как фактор политической стабильности Features of US migration policy as a factor of political stability

Филиппова Юлия Михайловна

Студентка 4 - го курса Нефтетехнологического факультета Самарского государственного технического университета

Россия, город Самара. [email protected]

Filippova YuliaMikhailovna

4th year student of the Faculty of Oil Technology Samara State Technical University Russia, the city of Samara. [email protected]

Аннотация.

На первом месте стран с наибольшим притоком мигрантов находятся США, поэтому в качестве предмета исследования данной статьи выступает совокупность особенностей миграционной политики США, которые способствуют стабильности страны. Иммиграционное законодательство США - одна из наиболее сложных и детально разработанных отраслей американского права и является отражением того факта, что США - является "иммиграционной" страной, развитие которой на протяжении веков было связано с притоком новых поселенцев и необходимостью государственного регулирования этого процесса. Иммиграцию можно считать одним из системообразующих факторов в развитии Соединенных Штатов. Основополагающим принципом иммиграционной политики американского государства - привлечение полезных для развития страны иностранцев и ограничение въезда "нежелательных" лиц - существует уже на протяжении многих лет.

Annotation.

The United States is in first place with the largest influx of migrants, therefore, the subject of this article is the totality of the US migration policy that contributes to the country's stability. US immigration law is one of the most complex and elaborated branches of American law and is a reflection of the fact that the USA is an "immigration" country, the development of which over the centuries was associated with the influx of new settlers and the need for state regulation of this process. Immigration can be considered one of the backbone factors in the development of the United States. The fundamental principle of the immigration policy of the American state - the attraction of foreigners who are useful for the development of the country and the restriction of the entry of "unwanted" persons - has been around for many years.

Ключевые слова: США, мигранты, миграция, иммиграция, получение гражданства, беженцы.

Key words: USA, migrants, migration, immigration, citizenship, refugees.

По оценкам Организации Объединённых Наций, опубликованным в сборнике «Тенденции международной миграции: ревизия за 2015 год» на первом месте стран с наибольшим притоком мигрантов находятся США, затем Германия и Россия. Более 46 миллионов современного населения США родилось в других странах, а это составляет 14,5% от населения страны. Кроме этого, более 11 миллионов находятся в стране нелегально [1]. Современное американское общество во многом представляет собой пеструю этнокультурную палитру, которая стала возможной благодаря эволюции и развитию различных миграционных тенденций в стране. Интересно проследить в целом изменения, которые происходили в миграционной политике США за последние столетия [11; 115-118].

Уже в конце 18-го века английские переселенцы в Пенсильвании были обеспокоены притоком иммигрантов из Германии, однако тогда не были предусмотрены процедуры получения статуса гражданина или постоянного резидента. К пересмотру иммиграционного законодательства подтолкнули события времен Великой французской революции (1784 - 1794 г.) [12; 132-135]. Тогда хлынувший приток мигрантов из Франции заставил американские власти заняться пересмотром существующих положений и заняться ужесточением миграционной политики [9; 148-151]. Той же датой датируется вступление в силу Закона об иностранцах, уполномочившего

президента депортировать любого мигранта, представлявшего угрозу общественной безопасности [10; 97-105]. С 1880-х наметилась тенденция ужесточения иммиграционного законодательства и создания новых барьеров с целью сокращения наплыва нежелательных мигрантов [7; 193-197]. Первым правовым актом был Закон 1875 г. о запрете въезда в США некоторых категорий иностранцев [8; 83-87]. По этому закону на правительственных чиновников возлагалась обязанность проводить отсев прибывающих иммигрантов. Изначально это касалось китайцев, данный закон запретил въезд в страну китайским рабочим. Затем последовал Закон от 1891 года, который расширил список нежелательных иностранцев. К ним были отнесены лица, которые совершили уголовное преступление, больные инфекционными заболеваниями, а также те, кто не смог предоставить доказательства о наличии финансовых средств, достаточных для обеспечения своего существования в США [5]. В 1885 и 1887 гг. Конгрессом были приняты законы, запретившие ввоз иностранных рабочих для работ по контракту. Исключение делалось только для специалистов высокой квалификации, которые были необходимы для развития соответствующей отрасли экономики [3]. Спустя двенадцать лет последовали дальнейшие ограничения: иммигрировать в Штаты теперь было запрещено анархистам и больным эпилепсией. В 1922-1923 годах введение ограничений продолжилось, была запрещена иммиграция индийцев и японцев [2].

Затем последовал этап, связанный с введением количественных ограничений и переходом к системе национальных квот. Данный период начался с 1921 г с принятия Закона о квотах, который разрешал въезд в США лицам различных национальностей в пределах 3 % от числа лиц той же национальности, проживавших в США. При этом численность иммигрантов, прибывающих из одной страны в течение месяца, не могла превышать 20% от ежегодной квоты. Въезд в США сверх квоты, был возможен только для лиц, определённых профессий. Затем, в 1924г был принят Закон, благодаря которому, были уменьшены годовые квоты для отдельных стран с 3 до 2%. Такая система в области иммиграционного квотирования длилась до 1952г [3].

Но всё же в 1940-х началось постепенное смягчение. Первым серьезным шагом на данном пути стало принятие правительством в 1943 году Закона о привлечении брасеро: закон предписывал выделение финансовых средств штатам в целях привлечения трудовых ресурсов из Мексики. Данный закон свидетельствовал о изменениях социально-экономических потребностей страны: из феномена, представляющего угрозу общественной безопасности, миграция преобразовывалась в один из ресурсов развития. Однако тенденция смягчения законодательства обошла стороной беженцев, которых США не желали принимать в послевоенные годы [2]. Лишь после начала холодной войны вопрос иммиграции беженцев получил правовое оформление: были установлены квоты и утверждены условия получения беженцами разрешений на въезд. До конца 1951 г было предоставлено убежище более чем 400 тыс. беженцам [5].

В 1952 году был принят Закон об иммиграции и национальности, который установил правила получения гражданства, действующие до сих пор. В этом же году, 27 июня, был принят Закон об иммиграции и гражданстве, известного как «Закон Уолтера - Маккарена» [2]. Этот закон кодифицировал все основные положения иммиграционного законодательства, а также определил четыре основные категории иностранцев, въезду которых в США отдавалось особое предпочтение. Первая категория - специалисты высокой квалификации (на их долю отводилось 50% квоты, установленной для данной страны). Вторая категория - родители американских граждан. Третья - супруги и дети постоянных жителей. Четвертая категория - состоящие в браке дети американских граждан, дети старше 21 года и братья и сестры граждан США. В последующие годы принимались многочисленные правовые акты, устанавливающие отдельные квоты для особых групп иммигрантов (беженцы, сезонные рабочие). Этим же законом были устранены расовые ограничения, установленные ранее для определённых лиц [4].

Однако наибольший интерес в контексте данного исследования представляет Закон об иммиграции и национальности от 1990 года, поскольку его можно считать правовой основой актуальной иммиграционной политики США. Закон утвердил новые категории мигрантов и ввел понятие программы этнического разнообразия (чем меньшее количество иммигрантов из отдельной страны находится в США, тем больше шансы представителя данного государства получить статус постоянного резидента), которая в модернизированном варианте DiversityVisaLottery существует и сегодня. С данным Законом от 1990 года в совокупности с другими законами формируют фундамент политики США в области иммиграции [3].

Следующим важным направлением иммиграционной политики является регулирование притока иностранной рабочей силы. Визы здесь делятся на два типа: временные, по истечении которых мигрант обязан покинуть США, и постоянные, дающие право подать на вид на жительство и затем - на гражданство [2]. Временные визы в основном выдаются мигрантам, за которых ходатайствует работодатель. Причем в случае получения разрешения на въезд они не обладают свободой действий в выборе работы. В то же время есть ряд исключений: ходатайство работодателя не является необходимым для мигрантов групп E-1, E-2, E-3 (инвесторы, представители некоторых специальностей из Австралии, работники по договору, которые прибывают с целью проведения прямых торговых операций между США и страной выезда). Система выдачи постоянных виз также предусматривает преференции, причем наибольшее предпочтение отдается тем, кто обладает так называемыми полезными навыками. От наличия соответствующей квалификации зависит вклад, который иностранец может внести в развитие страны. В данную категорию первого предпочтения входят мигранты с выдающимися способностями в науке, образовании, бизнесе, спорте или искусстве, именитые профессора и международные менеджеры. Ко второй преференции традиционно относят мигрантов со степенью магистра или лиц с исключительными способностями (на ранг ниже, чем выдающиеся), к третьей - тех, кто недавно получил диплом бакалавра, к четвертой - служителей культа. В пятую группу входят инвесторы, готовые вложить в американскую экономику от пятисот тысяч до миллиона долларов США. Программа привлечения инвесторов действует с 1990 года. Она предусматривает предоставление статуса постоянного резидента тем, кто вкладывает в американскую экономику от пятисот тысяч до миллиона долларов. Получившие постоянную визу обладают правом выбрать практически любую вакансию и не обязаны покидать территорию США в случае потери работы. В совокупности все пять категорий мигрантов, претендующих на постоянную визу, подпадают под квоту в 140 тысяч человек. Интересно, что особенную силу в Штатах имеет список Schedule A, который утверждает перечень специальностей, в которых у американского рынка труда есть потребность. Если специальность подающего заявку соответствует какой-либо из списка, то сертификацию проходить не обязательно [1].

Таким образом приемвыдающихся ученых обеспечивает научно-технический прогресс исказывается на росте числа патентов, зарегистрированных в США; инвесторов - на экономическом развитии, повышении числа рабочих местдля граждан США и понижении уровня безработицы; известных артистов - на развитии индустрии искусства; спортсменов - на успехах американских сборных в международных соревнованиях; служителей культа - на обеспечении лояльности верующих граждан США, имеющих иностранные корни. Данный метод, основанный на предпочтении иммигрантов, способствующих всестороннему прогрессу, позволяет использовать иммиграцию в качестве одного из ресурсов развития [3].

Так же одним из направлений, пересекающихся с политикой привлечения квалифицированных кадров, можно считать иммиграцию студентов. Речь идет о временной визе, которая выдается в академических целях, однако по истечении ее срока действия (от года до трех лет) возможна подача заявки на получение статуса постоянного резидента. Такая иммиграция обеспечивает приток средств в американскую экономику, так как

большинство студентов обучаются на платной основе. Кроме того, многие студенты после завершения обучения остаются в США, что означает приток квалифицированных (причем, что важно, по американским стандартам) кадров на внутренний рынок труда. То есть, студенческая миграция решает те же задачи, что и миграция трудовых ресурсов [6].

Так же хотелось бы проанализировать иммиграцию беженцев. Иммигранты, бегущие от преследования или вынужденные покинуть страну гражданства ввиду военных действий или экологических катастроф на ее территории, подразделяются на несколько категорий. В первую группу входят иностранные граждане, которые не могут вернуться в родную страну из-за обоснованного страха преследования по признакам расы, принадлежности к определенной социальной группе, приверженности тем или иным политическим воззрениям, религии. Как правило, такие беженцы запрашивают разрешение на иммиграцию, находясь в транзитной стране. Одобрение или отклонение визы зависит от ряда факторов, как-то: риск, с которым беженцы сталкиваются в стране гражданства, принадлежность к категории населения, представляющей особенную значимость для США, а также наличие или отсутствие у данных лиц родственников, проживающих в Соединенных Штатах. Лица данной группы могут претендовать на право постоянного жительства в США спустя год после получения разрешения на въезд в качестве беженца [5].

Интересно, что в данной области предусматривается возможность «выиграть» иммиграционную визу в обходзаконодательно установленных правил. Существующая лотерея Greencard (ElectronicDiversityVisaLottery) была создана в 1990 году для стимуляции миграции из стран с традиционно низким уровнем эмиграции в США. Согласно программе, ежегодно 55000 виз в случайном порядке присуждаются гражданам государств, из которых за последние 5 лет в Америку иммигрировало менее 50 тысяч граждан. Визы распределяются с помощью компьютерной программы между шестью регионами мира, причем наибольшее количество виз приходится на регионы со скромными показателям миграции в США [2]. Изначально данная лотерея была призвана увеличить приток мигрантов из Ирландии, но с течением времени стала восприниматься миллионами граждан по всему миру как единственный доступный способ получения вида на жительство в США. Чтобы иметь право участвовать в лотерее, иностранец должен соответствовать ряду требований: получить, по меньшей мере, среднее образование или иметь два года опыта работы по специальности, квалификация по которой требует более двух лет подготовки. Супруги и не находящиеся в браке дети участвующего в лотерее могут зарегистрироваться в качестве иждивенцев. Лотерею DiversityVisaLottery, которая побуждает многих попытать счастье в розыгрыше грин-карты и делает получение визы особенно привлекательным в глазах иностранцев, можно считать одним из инструментов мягкой силы, так как она способствует созданию образа США как государства-эталона [6]. Таким образом, миграцию можно считать одним из системообразующих факторов в развитии Соединенных Штатов. Политика в области миграции экономического класса говорит о цели повышения числа иностранцев, способных внести вклад в социально-экономическое, политическое, научное и культурное развитие страны [2].

Список используемой литературы:

1. The Politics and Economics of the U.S. Immigration Debate. N. Y., 2014

2. Jimenez T.R. Immigrants in the United States: How Well Are They Integrating into Society? N. Y., 2011

3. Rosenblum M. R. U. S. - Mexican Migration Cooperation: Obstacles and Opportunities. N. Y., 2010

4. The Ethnic Question: How Do We Integrate Today's Immigrants In Our Globalized World? Stanford, 2010

5. Lejeune C. Immigrants in the United States: "Illegal Aliens" On Their Way To Becoming Emergent "Possible Subjects". N.Y., 2009

6. Martin Ph. Immigration and Integration: The US Experience and Lessons for Europe. Wien, 2008.

7. Карпова М.О., Макаров Е.П. Место торговли в политике Великобритании XVIII в. // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 5-1 (33). С. 193-197

8. Макаров Е.П. Влияние американской войны за независимость на политическую ориентацию торгово-финансовой элиты Великобритании последней четверти XVIII в. // Человек и общество в условиях войн и революций. Материалы II Всероссийской научной конференции. Под редакцией Е.Ю. Семеновой; редколлегия: А.Б. Бирюкова, А.В. Богачев. 2015. С. 83-87

9. Макаров Е.П. Джон Барнард и торговая элита лондонского Сити в политико-финансовой жизни Великобритании 1730-1760-Х гг. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 3. С. 148-151

10. Макаров Е.П. Проблема коррупции в финансовой и политико-административной системах Англии 1760-1780 гг. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. Т. 4. № 4. С. 97-105

11. Макаров Е.П. Торгово-промышленный кризис в Англии как следствие англо-американских противоречий 1760-1780-х гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 8-1 (22). С. 115-118

12. Макаров Е.П. Уильям Бекфорд в политическом процессе Великобритании 1760-1770-х гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 10-1 (60). С. 132-135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.