Грушина Мария Игоревна
ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ИСПАНИИ В 1976-1986 ГГ.
В статье на основе широкого круга испаноязычных источников анализируется миграционная политика Испании в период с 1976 по 1986 гг., выявляется позитивный и негативный опыт данной средиземноморской страны в решении миграционного вопроса в указанный период. Описывается процесс конвертации Испании из страны с преобладанием эмиграции в страну-реципиента мигрантов. Кроме того, особое внимание автор акцентирует на взаимосвязи возникновения феномена "иммиграционная политика" и смены формы правления в Испании в рассматриваемый отрезок времени. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/1178.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 11(85) C. 43-45. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/11/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 94
Исторические науки и археология
В статье на основе широкого круга испаноязычных источников анализируется миграционная политика Испании в период с 1976 по 1986 гг., выявляется позитивный и негативный опыт данной средиземноморской страны в решении миграционного вопроса в указанный период. Описывается процесс конвертации Испании из страны с преобладанием эмиграции в страну-реципиента мигрантов. Кроме того, особое внимание автор акцентирует на взаимосвязи возникновения феномена «иммиграционная политика» и смены формы правления в Испании в рассматриваемый отрезок времени.
Ключевые слова и фразы: миграционная политика Испании; иммиграция; история Испании; институт испанской эмиграции; миграционный кризис.
Грушина Мария Игоревна
Российский университет дружбы народов, г. Москва grushina_mi@pfur. т
ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ИСПАНИИ В 1976-1986 ГГ.
Первые попытки разработать законодательную базу в сфере миграционной политики в Испании относятся к началу XX века. Практическое применение данные законодательные акты получают во времена диктатуры каудильо Франсиско Франко, когда фактически миграционная политика сводилась к политике занятости [2, р. 17]. Тем не менее, стоит отметить, что Испания времен Франко сделала большой шаг вперед в области регулирования миграционных потоков по сравнению с первой половиной XX века, а также не допустила кризиса в связи с безработицей в стране.
В 70-е годы XX века в связи с энергетическим кризисом направление миграционных потоков в мире и прежде всего в Европе поменялось кардинально. Если раньше Испания была страной, из которой стремились уехать, т.е. число эмигрантов было очень велико, то теперь она превратилась в страну, в которую, наоборот, стремились иммигрировать.
В 1975 году в Испании происходит коренной перелом: меняется форма правления, после смерти диктатора Ф. Франко к власти приходит Хуан Карлос I де Бурбон, и в стране учреждается парламентская монархия. В экономическом плане этот период в истории Испании характеризуется массовым проникновением в страну транснациональных корпораций.
Вышеперечисленные факторы привели к тому, что в середине 70-х годов XX века в Испанию начал устремляться поток иммигрантов, однако страна, впервые столкнувшаяся с таким явлением, не имела детализированной законодательной базы, которая бы регламентировала процессы, происходящие в Испании в тот период. Процесс эмиграции граждан из страны был вполне характерен для Испании XX века, поэтому четко регулировался законами, однако первый закон в отношении иностранных граждан, приезжающих в Испанию, появился только в 1984 году [5]. Именно поэтому в 60-70-е гг. пребывание иммигрантов в Испании никак не регулировалось, что создавало благоприятную почву для приезда иностранцев в страну.
Правительство Испании не смогло в короткий срок переориентироваться и в одночасье подвести всю законодательную базу страны под такое новое для нее явление, как «иммиграция». Кроме того, стоит отметить, что для экономики Испании того периода был весьма важен туризм, а число иммигрантов, в свою очередь, было невелико, поэтому и требования для въезда в страну оставались мягкими.
В связи с невысокими требованиями к иммигрантам в 70-е гг. XX века в Испанию устремились потоки иностранных граждан: из Латинской Америки (прежде всего из Уругвая, Чили и Аргентины), которые бежали из своих стран по политическим мотивам, из Африки (из Марокко, Сенегала и Гамбии) - в надежде пересечь французскую границу, как только закончится кризис и в миграционном законодательстве наиболее развитых стран Европы будут сделаны послабления. В условиях кризиса должники и пенсионеры из Центральной и Северной Европы также бежали на юг, в Испанию, где в тот период условия жизни для них были весьма благоволящие. А кроме того, в связи с открытием филиалов транснациональных корпораций в Испанию на работу приезжали менеджеры и руководящий персонал из других европейских государств.
В 1980 году в Испании было всего 180 тысяч иностранных граждан (0,5% от общего числа населения страны), а уже к 1995 году эта цифра увеличилась практически в три раза, почти достигнув отметки в один миллион. Кроме того, поменялся и этнический состав иммигрантов. Если в 1980 году в Испанию преимущественно (65%) приезжали европейцы, то в 1995 этот процент снизился до 51% за счет увеличения числа иммигрантов из стран Африки.
После смерти каудильо Ф. Франко страна стала парламентской монархией, а в 1978 году была принята новая Конституция, в которой среди прочего упоминались и мигранты. Так, глава 3 «Об основополагающих принципах социально-экономической политики», статья 42 основного закона Испании провозглашала следующее: «Государство проявляет особую заботу об охране социальных и экономических прав испанских трудящихся, находящихся за границей, и проводит политику, направленную на их возвращение» [1, с. 42]. Конституция стала рассматривать эмигрантов как полноправных граждан, а не лишних, маргинальных и ненужных государству людей. Таким образом, Король Хуан Карлос I продолжил вести миграционную политику в том же ключе, что и Ф. Франко в последние годы своего правления.
44
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
Таблица 1. Количество иностранцев в Испании в динамике (1980-1995) [6, р. 77-98]
Годы Всего Европа Америка Африка Азия Океания Другие
1980 182,045 118,372 46,701 4,067 11,419 518 968
1981 200,535 132,925 47,597 5,013 13,554 595 891
1982 206,760 139,187 46,285 5,405 14,389 627 867
1983 218,244 147,989 46,603 5,982 15,987 689 994
1984 226,470 148,944 50,344 7,668 17,767 715 1,032
1985 241,971 158,126 54,067 8,529 19,451 748 1,040
1986 293,208 188,450 64,698 14,135 24,007 845 1,073
1987 334,936 216,078 71,615 18,543 26,544 945 1,211
1988 360,032 234,000 75,392 20,068 28,282 1,029 1,261
1989 398,147 259,474 83,397 23,712 28,938 1,236 1,390
1990 407,647 270,022 80,558 25,854 29,116 1,103 994
1991 360,655 180,735 83,151 63,054 31,976 775 964
1992 402,350 197,522 94,818 73,223 35,113 749 925
1993 484,342 250,007 110,356 85,345 37,749 871 14
1994 461,364 238,837 103,325 82,607 35,742 839 14
1995 499,773 255,702 108,932 95,718 38,352 733 335
Стоит также отметить, что в конце 70-х гг. XX века число эмигрантов из Испании стремительно снижалось. Однако это не привело к упразднению Института Испанской Эмиграции (ИИЭ) или минимизации активности данного учреждения. Напротив, в структуре ИИЭ произошли некоторые изменения, а также был изменен и вектор миграционной политики в условиях новой реальности. Новая политика Института основывалась на следующих постулатах:
1. Защита интересов эмигрантов в тесном сотрудничестве с профсоюзами.
2. Демократизация Института Испанской Эмиграции в связи со сменой политического режима.
3. Ведение переговоров со странами ЕЭС, других стран Европы, а также Северной и Южной Америки о правах эмигрантов. Предоставление самим эмигрантам права присутствовать на подобных переговорах.
4. Демократизация программ помощи эмигрантам, проживающим за рубежом.
5. Разработка и приведение в действие образовательной политики, которая будет принимать во внимание насущные проблемы эмигрантов, а также их детей.
6. Необходимость де-факто привести в действие план комплексной помощи эмигрантам, вернувшимся на родину.
7. Увеличение финансирования Института Испанской Эмиграции.
Вполне естественно, что с установлением в стране парламентской монархии Испания начала стремиться попасть в ЕЭС. Процесс этот был долгим и непростым. В том числе стране необходимо было привести в порядок и законодательную базу в сфере миграционной политики. Так, в связи с возросшим потоком иммигрантов, прибывающих в Испанию, 26 марта 1984 года был принят Закон о предоставлении убежища и статусе беженца [5]. Этим же законом учреждалась специальная комиссия, подведомственная Министерству Внутренних Дел, которая должна была рассматривать запросы на предоставление убежища, прежде всего политического. В состав данной комиссии входило по одному представителю от Министерства юстиций, Министерства труда, Министерства иностранных дел и Министерства внутренних дел.
По закону 1984 года иммигрантам предоставлялось разрешение на временное проживание (РВП) в стране на шесть месяцев. По истечении указанного срока условия предоставления убежища пересматривались. Однако лишить мигранта РВП было непросто: отказ был возможен лишь по объективной причине, а именно: если существовала угроза внутреннему общественному порядку, внешней безопасности государства или если предоставление убежища конкретному лицу противоречило международным интересам Испании. Кроме того, разрешения на временное проживание в стране могли лишить за предоставление поддельных документов.
В связи с появлением новых задач и вызовов, а также в связи с увеличением числа иммигрирующих в Испанию иностранных граждан в 1985 году ИИЭ потерял свой автономный статус и был включен в структуру Министерства труда Испании и переименован в Главное управление Испанского Института Эмиграции [7].
К концу 80-х годов XX века средиземноморские страны (Испания, Италия и Португалия) превратились из транзитных зон на пути в США в наиболее развитые на тот момент государства Европы, в страны, которые сами являются конечными пунктами назначения для эмигрантов, принимающими государствами. И все это несмотря на тот факт, что экономический кризис был в самом разгаре, а уровень безработицы весьма высок.
Таким образом, мы наблюдаем, что к середине 80-х годов XX века Испания превращается из страны с диктаторским режимом, нацеленной на поощрение эмиграции граждан, в страну с благоприятными условиями для приезда иностранных граждан. Существует ряд причин, объясняющих данный феномен:
1) закрытие программ, по которым испанцы уезжали работать в другие страны Европы в качестве га-старбайтеров на определенный срок;
2) закрытие своих границ такими странами, как Франция, Германия и Швейцария, которые прежде являлись приоритетными направлениями среди мигрантов;
3) тесные культурно-исторические и экономические связи Испании со странами Магриба;
4) уход в прошлое диктаторских режимов в странах Средиземноморья;
5) нестабильность рынков труда на родине эмигрантов;
6) теневая экономика европейских государств (большая доля нелегальной иммиграции).
А после вступления Испании, Италии и Греции в Европейский Союз вышеперечисленные страны стали для мигрантов с юга вратами, ведущими в европейские страны.
Однако стоит отметить, что, несмотря на всю прибыль, которую получала экономика принимающих государств, в долгосрочной перспективе чересчур благоволящая иммигрантам политика оказалась скорее злом, чем благом, как для Испании, так и для Европы в целом. Поскольку, подняв экономику (прежде всего промышленность) стран-реципиентов, мигранты не спешили покидать свою новую родину, как ожидали правительства этих государств. Наоборот, с каждым годом приток мигрантов в развитые страны Европы, а также США последовательно возрастал, что в итоге и привело к миграционному кризису в Европе в начале XXI века.
Список источников
1. Испанская Конституция от 27 декабря 1978 г. [Электронный ресурс] / пер. П. Романа. URL: http://vivovoco. astronet.ru/VV/LAW/SPAIN.HTM (дата обращения: 14.09.2017).
2. Calvo Salgado L. M. La práctica social de la administración migratoria. Una historia oral del IEE / Historia del Instituto español de emigración. La política migratoria exterior de España y el IEE del Franquismo a la Transición. Madrid: Ministerio de Trabajo e Inmigración, 2009. 339 p.
3. Izquierdo A. La inmigración inesperada: la población extranjera en España // Editorial Trotte. Madrid, 1996. 287 p.
4. José M., Vicente F. De calamidad nacional a baza del desarrollo. Las políticas migratorias del Régimen franquista (1939-1975) // Migraciones & Exilios. Cuadernos de la Asociación para el Estudio de los Exilios y Migraciones Ibéricos Contemporáneos (AEMIC). 2005. № 6. P. 81-100.
5. Ley 5/1984, de 26 de marzo, reguladora del derecho de asilo y de la condición de refugiado [Электронный ресурс]. URL: https://www.boe.es/diario_boe/txt.php?id=B0E-A-1984-7250 (дата обращения: 15.09.2017).
6. Los inmigrantes en España [Электронный ресурс]. URL: http://colectivoioe.org/index.php/publicaciones_libros/show/id/7 (дата обращения: 22.09.2017).
7. Real Decreto 530/1985, de 8 de abril, por el que se determina la estructura orgánica básica del Ministerio de Trabajo y Seguridad Social y se suprimen determinados Organismos autónomos del Departamento [Электронный ресурс]. URL: https://www.boe.es/buscar/doc.php?id=B0E-A-1985-6730 (дата обращения: 16.09.2017).
8. Vilar B. J. Las emigraciones españolas a Europa en el siglo XX: algunas cuestiones a debatir // Migraciones & Exilios. Cuadernos AEMIC. 2000. № 1. P. 131-159.
PECULIARITIES OF THE MIGRATION POLICY OF SPAIN IN 1976-1986
Grushina Mariya Igorevna
Peoples' Friendship University of Russia, Moscow grushina_mi@pfur. ru
The article analyzes the migration policy of Spain in the period from 1976 to 1986 on the basis of a wide range of Spanish sources, reveals the positive and negative experience of this Mediterranean country in the solution of the migration issue in this period. The process of converting Spain from an emitter into a recipient of migrants is described. In addition, the author focuses on the interrelation between the emergence of the phenomenon of "immigration policy" and the change in the form of government in Spain in the period under consideration.
Key words and phrases: migration policy of Spain; immigration; history of Spain; Institute of Spanish Emigration; migration crisis.
УДК 027.1
Исторические науки и археология
В статье рассматриваются особенности формирования личной библиотеки коренного сургутянина Алексея Алексеевича Федулова. Автор анализирует истоки и предпосылки создания этого личного книжного собрания, а также раскрывает содержательную составляющую его основных тематических разделов. В работе описаны источники пополнения библиотеки и акцентировано ее значение для развития книжной культуры сургутян.
Ключевые слова и фразы: личная библиотека; коренные сургутяне; книги; каталог; книжная культура; семейный архив.
Давыдова Анжелика Олеговна
Сургутский государственный университет [email protected]
ЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА КОРЕННОГО СУРГУТЯНИНА А. А. ФЕДУЛОВА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНА
При изучении истории Сургута и составной ее части - истории книжной культуры - нельзя оставить без внимания библиотеки и некоторые личные книжные собрания сургутян. Это оправдано тем, что книга являлась важным звеном развития культуры этого древнего, ставшего во второй половине ХХ века современным промышленным центром севера Западной Сибири города Сургута.