Научная статья на тему 'Особенности межрегиональной дифференциации налоговой базы в условиях снижения налоговых рисков'

Особенности межрегиональной дифференциации налоговой базы в условиях снижения налоговых рисков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАЛОГОВАЯ БАЗА / НАЛОГОВЫЕ РИСКИ / НАЛОГ / НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОДЕЛЬ / REGION / ECONOMIC POTENTIAL / TAX BASE / TAX RISKS / TAX / TAX AUDITS / TAX POTENTIAL / MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеев Владимир Владимирович, Мазур Лидия Викторовна

В данной статье раскрываются особенности влияния межрегиональной дифференциации налоговой базы, обусловленные действием внутренних и внешних факторов на формирование налоговых доходов региональных бюджетов. Проводится анализ эффективности реализации мероприятий налогового контроля на снижение налоговых рисков бюджетной системы в ЦФО. Предлагается модель нивелирования влияния межрегиональной дифференциации на формирование региональной налоговой базы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE INTER-REGIONAL DIFFERENTIATION OF THE TAX BASE IN THE CONDITIONS OF REDUCING TAX RISKS

This article reveals the features of the influence of interregional differentiation of the tax base due to the action of internal and external factors on the formation of tax revenues of regional budgets. The analysis of the effectiveness of the implementation of tax control measures to reduce the tax risks of the budget system in the Central Federal District is carried out. A model is proposed for leveling the impact of interregional differentiation on the formation of a regional tax base

Текст научной работы на тему «Особенности межрегиональной дифференциации налоговой базы в условиях снижения налоговых рисков»

ОСОБЕННОСТИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ В УСЛОВИЯХ СНИЖЕНИЯ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ Матвеев Владимир Владимирович, д.э.н., профессор (e-mail: [email protected]) Мазур Лидия Викторовна, к.э.н., доцент Орловский филиал Финуниверситета, г.Орел, Россия (e-mail: [email protected])

В данной статье раскрываются особенности влияния межрегиональной дифференциации налоговой базы, обусловленные действием внутренних и внешних факторов на формирование налоговых доходов региональных бюджетов. Проводится анализ эффективности реализации мероприятий налогового контроля на снижение налоговых рисков бюджетной системы в ЦФО. Предлагается модель нивелирования влияния межрегиональной дифференциации на формирование региональной налоговой базы

Ключевые слова: регион, экономический потенциал, налоговая база, налоговые риски, налог, налоговые проверки, налоговый потенциал, модель

Современное состояние налоговой системы, цифровизация налоговых отношений, модернизация налогового процесса в первую очередь направлены на минимизацию налоговых рисков бюджетной системы. Предотвращение сокращения источников налогового потенциала и налоговой базы особенно актуальны для региональных бюджетов. Поскольку проводимые бюджетные реформы направлены на стимулирование региональных органов власти к стабильному формированию собственных доходных источников. Приоритетом данных источников являются собственные налоговые доходы, формируемые как от региональных налогов (транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, специальные налоговые режимы), так и за счет отчислений от федеральных налогов (налог на прибыль организаций, акцизы).

Особое значение на формирование налоговой составляющей региональных бюджетов оказывает межрегиональная дифференциация налоговой базы, обусловленная как особенностями экономического потенциала в субъектах РФ, так и действующим налоговым законодательством. К сожалению, проводимые реформы последних лет, заведомо обрекают региональные бюджеты на потерю стабильных источников налоговых доходов. Ярким примером тому является реформирование в 2008 году игорного бизнеса, повлекшее за собой сокращение налоговых доходов с 2009 года по налогу на игорный бизнес.

Таким образом, законодательные особенности формирования налоговой базы по некоторым региональным налогам, заведомо усиливают межрегиональную дифференциацию формирования налоговой базы по ним. Так, например, налог на игорный бизнес, являясь региональным налогом, в си-

лу специфики действующего законодательства не играет существенной роли в доходах большей части субъектов РФ. Данный факт обусловлен отсутствием или наличием специализированных игорных зон, которые определяют как количество налогоплательщиков по данному налогу (рис. 1), так и структуру налоговой базы по нему.

450 400 350 300 250 200 150 100 50 0

2016 г.

2017 г.

2018 г.

□ ЦФО

□ СЗФО

□ СКФО

□ ЮФО

□ ПФО

□ УФО

□ СФО

□ ДФО

□ КФО

Рисунок 1. Структура количества налогоплательщиков в сфере игорного бизнеса в Федеральных округах Российской Федерации

Основным источником собираемости налога на игорный бизнес в ЦФО являются пункты приема ставок букмекерских контор. Самые незначительные налоговые поступления в ЦФО обеспечивают процессинговые центры и пункты приема ставок тотализаторов. Основным источником собираемости налога на игорный бизнес в СЗФО являются пункты приема ставок букмекерских контор до 2017 года, с 2017 года практически на одном уровне с ними находятся игровые автоматы (обеспечила Калининградская область). Также существенные поступления обеспечивает такой источник налоговой базы в СЗФО как процессинговые центры букмекерских контор до 2017 года, с 2017 года данный показатель обогнали налоговые доходы по игровым столам. Таким образом, в 2017 году существенно поменялась структура налоговой базы, в которой основной удельный вес в СЗФО занимают 4 объекта налогообложения: игровые автоматы и столы, пункты приема ставок и процессинговые центры букмекерских контор.

Следовательно, наличие игорной зоны, обеспечивает существенный рост налоговых доходов регионального бюджета, усиливая межрегиональную дифференциацию при формировании налоговой базы. Данный факт свидетельствует о том, что регионы не всегда могут оказывать влияние на рост источников налоговой базы, поскольку это сдерживается на федеральном уровне.

Проводимая реформа налоговой системы, направлена на минимизацию налоговых рисков, связанных с наличием теневого сектора экономики. На примере ЦФО рассмотрим ее эффективность. Положительным эффектом

ее реализации является легализация налогоплательщиков, как физических, так и юридических лиц, что подтверждается положительной динамикой их роста.

Естественно, что рост количества налогоплательщиков, приводит к росту налоговых проверок по ним (рис. 2). Однако, эффективность налогового администрирования и контроля подтверждается тем фактом, что существенное увеличение количества налоговых проверок не приводит увеличению удельного веса налоговых проверок, выявивших налоговые правонарушения.

20 000 000 15 000 000 10 000 000 5 000 000 0

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Рисунок 2. Динамика налоговых проверок в ЦФО

Еще одним фактором, который показывает эффективность снижения налоговых рисков, является тот факт, что, несмотря на явно выраженную положительную динамику роста количества налоговых проверок, дополнительные начисления по ним снижаются (рис. 3).

250 000,00 -.

200 000,00 ---

150 000,00 ---

100 000,00 --

50 000,00

0,00 -I-1-1-

2016 г. 2017 г. 2018 г.

Дополнительно начислено платежей по выездным и камеральным проверкам, млн. руб.

Рисунок 3. Результативность налоговых проверок в ЦФО

Однако, при этом, эффективность работы налоговых органов ежегодно повышается, поскольку наблюдается положительная динамика роста дополнительных начислений на 1 проверку, которая выявила нарушения налогового законодательства (рис. 4).

Следовательно, с одной стороны реформа налогового администрирования привела к тому, что налогоплательщики стараются не нарушать налоговое законодательство, а с другой стороны, фаты нарушения налогового законодательства имеют для налогоплательщиков более серьезные последствия.

400 350 300 250 200 150 100 50

Дополнительно начислено на 1 проверку, выявившую нарушения, тыс.руб.

0

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Рисунок 4. Средняя результативность одной налоговой проверки в ЦФО

Более того, следует отметить, что проводимая реформа налогового контроля четко обозначила налогоплательщикам, что в целях признания их добросовестности речь может идти только о налоговом планировании для них. В противном случае, с ними навряд ли захотят работать контрагенты. Поскольку для любой фирмы в настоящее время очень важны репутацион-ные риски.

Следовательно, для всех регионов РФ налоговые риски нивелированы на уровне федерального законодательства.

Одним из приоритетных источников расширения налогового потенциала для регионов является малый бизнес. Стимулированию развития малого бизнеса в последнее время отводится достаточно существенная роль во всех регионах РФ, поскольку именно он является источником роста региональных экономик. Однако, на развитие бизнеса также оказывают влияние и внешние факторы, на которые региональные власти не в силу оказывать влияние. Так, например, изменения в налоговом законодательстве по обязательным страховым взносам после отмены единого социального налога, привело к существенному снижению количества субъектов малого бизнеса. Также, на бизнес существенное влияние оказывает в целом, социально-экономическая обстановка в стране. Усиление кризисных факторов сдерживает развитие не только малого бизнеса.

Статистика последних лет показывает, что налоговые поступления в консолидированный бюджет в регионах ЦФО являются важным компонентом. Они, как правило, обеспечивают более 50% от общего объема поступлений в бюджет. Для региональных бюджетов наибольшее значение в условиях проводимой бюджетно-налоговой реформы является налог на прибыль организаций. Именно ему в последние годы принадлежит наибольший удельный вес среди налоговых доходов для большинства субъектов РФ. Проранжируем субъекты ЦФО по влиянию экономического потенциала на формирование доходов по налогу на прибыль организаций (рис. 5). Липецкая, Белгородская и Калужская области являются лидерами по степени развития экономики, и, следовательно, для них характерна максимальная собираемость налога на прибыль. Ивановская, Брянская, Орловская области имеют низкий уровень экономического роста, что обуславливает минимальные поступления по налогу на прибыль организаций в региональные бюджеты.

А

анг по степени ¡иг по налогу на

Ранг по налогу на прибыль* ] Смолен

Ранг по налс| прибью

Ранг по на

иЗЙШг'^

В*"**™?^о^неГ^ 6

ЙЙ^Г'3 прибыль; Тамбовская; 3

янекая;2

омического роста

ы

эйр^алегу нз прибыль; Тульская; ?

- Ранг по налогу на прибыль

Рисунок 5. Влияние экономического роста на собираемость налога на прибыль организаций в субъектах ЦФО

Для субъектов ЦФО характерным является тот факт, что экономический рост оказывает существенное влияние на формирование региональной на-лотовой базы (рис. 6).

2МЮ—т—

Рисунок 6. Влияние экономического роста на формирование региональной

налоговой базы

Таким образом, в целях устранения выявленных негативных факторов необходима реализация мероприятий, которые позволят нивелировать межрегиональную дифференциацию налоговой базы (рис. 7).

Рисунок 7. Модель сглаживания влияния межрегиональной дифференциации на формирование налоговой базы субъектов РФ

Представленная модель должна развиваться по трем основным направлениям: правовому, институциональному и информационному. Она направлена на расширение налогового потенциала субъектов РФ, которое в свою очередь позволит не только расширить источники формирования региональной налоговой базы, но и сгладить влияние межрегиональной дифференциации экономического потенциала.

Таким образом, несмотря на эффективность снижения налоговых рисков бюджетной системы, основными факторами сдерживающими рост налоговой составляющей региональных бюджетов являются: межрегиональная дифференциация налоговой базы, обусловленная действующей нормативно-правовой базой по некоторым налогам, а также неравенство распределения экономического потенциала субъектов РФ. Следовательно, модель сглаживания влияния межрегиональной дифференциации на формирование налоговой базы субъектов РФ должна, с одной стороны, устранять правовые недоработки действующего законодательства, учитывая стратегию не только на федеральном уровне, но и интересы регионов в сфере расширения налогового потенциала. А с другой стороны, стимулировать региональные власти к развитию экономики, как основного источника рос-

та доходов бюджетной системы, при наличии возможностей современных цифровых технологий для сравнения и оценки их результативности и эффективности.

Список литературы

1. Официальный сайт ФНС РФ [Электронный ресурс] - URL: http:// www.nalog.ru.

2. Официальный сайт Минфина РФ [Электронный ресурс] - URL: http:// www.minfin.ru.

3. Гончаренко Л.И., Мельникова Н.П. О новых подходах в политике применения налоговых льгот и преференций в целях стимулирования развития экономики // Экономика. Налоги. Право. - 2017. - № 2. - С. 96-104

4. Малис Н.И. Перенастройка налоговой системы: на что рассчитывать государству и налогоплательщикам? (последствия для государства и налогоплательщиков) // Финансы. - 2019.- №3.- С.41-46.

5. Кротенко Т.Ю., Бродов Ю.А. Современное инженерное образование: проблемы и перспективы трансдисциплинарности. в сборнике: техника и технологии: пути инновационного развития. сборник научных трудов 8-й Международной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. Курск, 2019. С. 197-200.

6. Кротенко Т.Ю. Тенденции развития современного менеджмента. В сборнике: Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления. материалы Х1У международной научно-практической конференции. 2019. С. 233-236.

7. Кротенко Т. Ю. Индикаторы информационно-экономической безопасности предприятия. В сборнике: Качество в производственных и социально-экономических системах. сборник научных трудов 7-й Международной научно-технической конференции. Курск, 2019. С. 251-256.

8. Кротенко Т.Ю. Инновационный менеджмент: образование управленцев-инженеров. В сборнике: Качество в производственных и социально-экономических системах. сборник научных трудов 7-й Международной научно-технической конференции. Курск, 2019. С. 256-259.

9. Кротенко Т. Ю. Мотивация персонала предприятия инновационно-ориентированной экономики. В сборнике: Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика. сборник научных статей 9-й Международной научно-практической конференции. 2019. С. 290-292.

10. Кротенко Т. Ю. Конкурентоспособность предприятия как фактор развития инновационной экономики. В сборнике: Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика. сборник научных статей 9-й Международной научно-практической конференции. 2019. С. 293-296.

Lidia Viktorovna Mazur, Ph.D. econ Sci., Associate Professor, Orel Branch of the Financial University, Orel, Russia (e mail: [email protected])

Vladimir Vladimirovich Matveyev, Dr. Econ. Sciences, Professor, Oryol branch of the Financial University, Orel, Russia (e mail: [email protected])

PECULIARITIES OF THE INTER-REGIONAL DIFFERENTIATION OF THE TAX BASE IN THE CONDITIONS OF REDUCING TAX RISKS

Abstract. This article reveals the features of the influence of interregional differentiation of the tax base due to the action of internal and external factors on the formation of tax revenues of regional budgets. The analysis of the effectiveness of the implementation of tax control measures to reduce the tax risks of the budget system in the Central Federal District is carried out. A model is proposed for leveling the impact of interregional differentiation on the formation of a regional tax base

Keywords: region, economic potential, tax base, tax risks, tax, tax audits, tax potential, model

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.