УДК 615.26:615.451.3:616-003.214
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ КАТЕГОРИЙНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ДОСТУПНОЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
А.А. Каримова, Г.Н. Андрианова
ГБОУ ВПО « Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России Екатеринбург; Россия, 620100
Аннотация. В условиях экономического кризиса и возрастающей конкуренции на региональном рынке необходимо внедрение новой методологии управления фармацевтической деятельностью, причем важен комплексный подход к управлению всей совокупностью бизнес-процессов, и акцент должен стоять на потребностях пациента. Категорийный менеджмент позволяет выстроить сквозное управление ассортиментом как в розничном, так и в оптовом сегменте, обеспечивая соблюдение контролируемых параметров на всей цепочке товароперемещения от производителя до конечного потребителя. Для широкого внедрения концепции категорийного менеджмента в работу аптечных организаций авторы показали новое прикладное значение, направленное на удовлетворение запросов потребителя с целью эффективной реализации социальных задач аптечной организации.
Ключевые слова: государственные аптеки, методология управления, оптимизация ассортимента, категорийный менеджмент в фармации
Современная экономическая ситуация выдвигает новые требования ко всем участникам фармацевтического рынка, в условиях кадрового дефицита и возрастающей конкуренции происходит глобальная переориентация всех бизнес-процессов, которые становятся клиенто-ориентированными в соответствии с общерыночной концепцией маркетинг-менеджмента [1]. С учетом политического контекста и поручения В. В. Путина по развитию государственной сети аптек на основе уже имеющихся в регионах, становится ясной необходимость разработки инновационных управленческих технологий в решении стратегических и тактических задач управления аптечными организациями (АО) государственной формы собственности. Ка-тегорийный менеджмент позволяет выстроить сквозное управление ассортиментом как в рознич-
ном, так и в оптовом сегменте [2], обеспечивая соблюдение контролируемых параметров на всей цепочке товароперемещения от производителя до конечного потребителя, однако для его внедрения в аптечных организациях необходим пересмотр его экономической концепции с приведением предложенной методологии в соответствие с запросами фармацевтического рынка и реализуемой государственной политикой [3; 4].
Целью исследования была актуализация методологии управления организационными, социальными и экономическими аспектами в работе аптечной сети ГУП СО «Фармация», состоящей на момент исследования из 93 аптечных организаций, для которых был изучен комплекс социально-экономических показателей за последние 3 года по 40 фармако-терапевтическим группам, вклю-
—--—-
~ 358 ~
—--—-
чавшим суммарно более 16 тысяч ассортиментных позиций. В работе использованы классические методы АВС, XYZ-анализа, анализ динамики реализации и доходности АО [4,5]; ролевые (авторская методика Бузуковой Е.А. [2]) и портфельные методы анализа ассортимента.
Дизайн исследования основан на разработанной модели категоризации АО сети с учетом дифференциации их стратегии в соответствии с организационно-управленческой структурой и единой сбытовой логистикой (рис. 1).
Аптечная сеть ГУП СО «Фармация» (93 АО) _Выбор объектов: 20 АО_
Екатеринбург - 7 АО
СО - 13 АО (в т.ч. 5 сельских АО)
Рис. 1. Модель категоризации АО сети ГУП СО «Фармация» и алгоритм выбора объектов исследования
В соответствии с представленной на рисунке схемой из общего числа АО сети были выделены индикаторные АО для более детального изучения 20 стандартных ассортиментных матриц. После внесения корректив в разработанные унифицированные формы были получены уникальные ассортиментные матрицы с возможностью гибкого управления как из офиса, так и из АО с позиции заведующей для каждой АО (93). Категоризация и дифференциация — базис категорийного менеджмента (КМ), на его основе оптимизируются пропорции по ассортиментным и ценовым категориям. Однако, нами была показана эффективность методологии данной управленческой технологии в рам-
ках разработки уникальных ассортиментных матриц, соответствующих микрорыночному окружению анализируемых АО сети ГУП СО «Фармация», что указывает на важность адаптации экономической составляющей его методологии фармацевтической практике.
Невозможно исключить роль провизора в реализации спрогнозированных и принятых решений в рамках представленной этапной методологии управления ассортиментом на последовательных этапах логистической цепочки товароперемещения от производителя, через каналы дистрибьюции — в розничный сектор, с предоставлением всего комплекса фармацевтической помощи каждому посе-
—--—-
~ 359 ~
Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 1
—--—
тителю каждой аптечной организации сети. Несмотря на очевидные факты, значение участия провизора в обеспечении эффективности рассматриваемых процессов во всем рыночном пространстве часто недооценивается.
Адаптация методологии КМ как бизнес-метода реалиям фармацевтической практики позволила привести в соответствие аспекты экономического управления с актуальными направлениями государственной политики, касающимися улучшения качества оказания фармацевтической помощи населению сельской местности. Нами показано, что ЛП доступной ценовой категории (до 50 руб.) вносят значительный вклад в объемный показатель товарооборота сети (в физических показателях) и в сумму годовой реализации (до 65,8% товарооборота в тыс. уп. и 10,4% товарооборота в тыс. руб.), в особенности для сельских АО (до 78,2% и 26,5% соответственно). Благодаря гибкому управлению во всех АО сети ГУП СО «Фармация» сохраняется высокая доля жизненнонеобходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), которые в разных потребительских группах вносят до 84% товарооборота в физических показателях (тыс. уп.), обеспечивая 30,7% стоимостного товарооборота сети (тыс. руб.) среди всего ассортимента (лекарственного и нелекарственного) и 22,5% маржинальной доходности предприятия среди полного номенклатурного перечня ГУП СО «Фармация».
Мониторинг контролируемых показателей — % ЖНВЛП, соблюдение оптимальной ассортиментной пропорции в ценовых диапазонах, — показал, что в индивидуальных ассортиментных матрицах АО внутри 20 универсальных категорий АО обеспечиваются стабильные экономические показатели в целом по сети ГУП СО «Фармация», что является положительным эффектом внедрения категорийного менеджмента. Кроме того, установлено, что возможность гибкого управления ценовой политикой реализуется не только в разрезе категорий АО г. Екатеринбурга и сельской местности Свердловской области, но и осуществляется на уровне стратегического управления АО, катего-ризированными в соответствии с результатами микрорыночной сегментации и конкурентного окружения.
Решение тактических задач построения ассортиментного рейтинга возможно благодаря выстраиванию оптимальных пропорции соотношения объемов потребности в конкретных позициях фар-мако-терапевтических групп, которая коррелирует с потребностями региона и соответствуют запросом целевых потребителей фармацевтических услуг предприятия. При этом реализуется управление глубинными аспектами, в зависимости от ситуации вносятся лишь небольшие коррективы. Процессы корректировок могут занимать от 30 минут до часа в зависимости от частоты и уровня внесения изменений.
Благодаря проведенному анализу состояния ассортиментной политики АО нами показаны резервы автоматизированного, гибкого и оперативного управления сетевыми АО. В результате внедрения методологии категорийного менеджмента повысилась эффективность работы аптечных пунктов при МО. Также выявлен ряд интересных тенденций при формировании ассортиментного профиля для аптек спальных районов, для аптек-монополистов, расположенных в городах и сельской местности Свердловской области. Практически во всех случаях мы наблюдали положительный финансовый результат и стабильный рост товарооборота (темпы роста годового товарооборота находились в диапазоне от 114% до 185%). Перспективным является создание единого информационного пространства с производителями, поставщиками и медицинскими организациями; рекомендована дальнейшая визуализация и автоматизация процесса анализа и обработки результатов на всей цепочке товароперемещения.
Категорийный менеджмент позволяет решать задачи как ассортиментной, так и ценовой политики, представленной в виде социальной и экономической составляющей работы АО. Полученные результаты важны как в работе категорийного менеджера, так и в работе провизора (в первую очередь, руководителя АО), ведь именно он взаимодействует с населением и может вносить актуальные коррективы в ассортиментную матрицу. В свете новой концепции показана важная роль провизора, деловые качества которого не уступают профессиональным экономическим навыкам кате-горийного менеджера.
—--—-
~ 360 ~
Таким образом, в результате актуализации современной методологии управления деятельностью аптечных организаций на основе категорийного менеджмента обеспечивается сохранение стабильного экономического состояния АО. Новые технологии управления требуют непрерывного повышения квалификации как провизоров, так и менеджеров, необходима подготовка узкопрофессиональных специалистов.
Для гарантирования социально-ориентированной фармацевтической помощи нужно внедрять полуавтоматизированные методы управления ассортиментом на всей цепочке товароперемещения лекарственных препаратов от поставщика до конкретной аптеки с целью максимального удовлетворения потребностей каждого пациента.
ЛИТЕРАТУРА
1. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. 3-е изд. / Пер. с англ. под науч. ред. С.Г. Жильцова. СПб.: Питер, 2014.
2. Сысоева С.В., Бузукова Е.А. Категорийный менеджмент. Курс управления ассортиментом в рознице. СПб.: Питер, 2015.
3. Каримова А. А. Возможности внедрения методологии категорийного менеджмента в фармацевтической деятельности аптечных сетей // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения: Материалы 70 Всероссийской юбилейной научно-практической конференции молодых ученых и студентов с международным участием, Екатеринбург, 28—30 апреля 2015 г. Екатеринбург: Изд-во УГМУ, 2015. C. 788—790.
4. Каримова А.А., Андрианова Г.Н. Актуальные технологии управления фармацевтической деятельностью на основе категорийного менеджмента // Сборник материалов конгресса «Человек и лекарство». УРАЛ-2014. Тюмень, 2014. C. 38—39.
5. Каримова А. А. Эффективность новой технологии управления фармацевтической деятельностью на основе категорийного менеджмента / Вестник РГМУ (Журнал Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова) // Материалы X Международной Пироговской научной медицинской конференции студентов и молодых ученых. М., 2015. № 2. С. 847—848.
THE SPECIFIC METHODOLOGY
OF CATEGORY MANAGEMENT
THROUGH THE IMPLEMENTATION
OF THE STATE POLICY MISSION ON PROVISION
OF AFFORDABLE PHARMACEUTICAL CARE
A.A. Karimova, G.N. Andrianova
Ural state medical University of Ministry of health of Russia Ekaterinburg, Russia, 620100
Annotation. In the current situation of economic crisis and increasing competition on the regional pharmaceutical market it is necessary to introduce a new methodology for the management of pharmaceutical activities, with a holistic approach to the management of the entire set of business processes, and particular emphasis should be placed on the patient's needs. Category management allows you to build end-to-end portfolio management in retail and in the wholesale sectors, ensuring the parameters monitoring throughout the chain of movement of pharmaceutical products from manufacturer to final consumer. For wide introduction of the category management concept in the activities of pharmaceutical organizations, the authors demonstrated a new practical value aimed at meeting the needs of the population for the effective implementation of social objectives of pharmacies.
Key words: public pharmacies, management methodology, the organization of pharmaceutical activities, assortment optimization, category management in pharmacy.
—--—-
~ 361 ~
Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 1
—--—
REFERENCES
1. Kotler F., Keller K.L. Marketing management. 3d ed. Transl. eng. under the scientific. ed. S.G. Zhil'cova. St. Petersburg, Peter, 2014. (in Russian)
2. Sysoeva S.V., Buzukova E.A. Kategorijnyj me-nedzhment. Kurs upravlenija assortimentom v roznice. St. Petersburg, 2015. (in Russian)
3. Karimova A.A. The possibility of category management strategy in the pharmacy networks. The materials of 70-th conference of young scientists and students "Current issues of modern medicine and healthcare", 28— 30 April 2015, Ekaterinburg, pp. 788—790 (in Russian).
4. Karimova A.A., Andrianova G.N. Current technologies in pharmaceutical activities management on the basis of category management. Sbornik materialov kongressa «Chelovek i lekarstvo». URAL-2014. Tjumen', 2014, pp. 38—39 (in Russian).
5. Karimova A.A. The effectiveness of new technology in pharmaceutical activities controlling on the basis of category management. Herald of Russian state medical University (Journal of the Russian National Research Medical University). Materials of the X International Pi-rogov scientific medical conference of students and young scientists. M., 2015. No 2, pp. 847—848 (in Russian).
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Кныш Ольга Ивановна — д.фарм.н., профессор, кафедра управления и экономики фармации ГБОУ ВПО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Тюмень Петров Александр Юрьевич — д.фарм.н., профессор, заведующий фармации ГБОУ ВПО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Екатеринбург