ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНОШЕЙ 15-17 ЛЕТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКЕ
Д.Н. ЧЕРНОГОРОВ, Ю.Л. ТУШЕР, ГБОУ ВПО МГПУ - ПИФКиС
Аннотация
В наше время наблюдаются тенденция к ухудшению состояния здоровья школьников и снижение показателей физического развития. Авторами разработана программа занятий силовой подготовкой для подростков 15-17 лет. Показано, что данная программа способствует повышению физического развития и изменения состояния здоровья юношей.
Ключевые слова: школьники, физическая подготовка, силовые упражнения.
Abstract
Nowadays there are a trend are the deterioration of the health of schoolchildren and decline in physical development. Authors develops strength training system for teenagers aged 15-17. It is shown that this system promote physical development and changes in the health of young men.
Key words: schoolboys, physical training, strength exercises.
Актуальность
Беспокойство большинства специалистов вызывает физическое здоровье школьников, которые до и после окончания школы практически не интересуются своим физическим состоянием. В настоящее время наблюдаются тенденция к ухудшению состояния здоровья детей, снижение показателей физического развития, рост функциональных нарушений организма школьников старшей школы, которым предстоит переход в мир взрослых людей, где будут решать социально значимые задачи.
Цель работы - повысить физическую подготовленность школьников 10-11-х классов на занятиях по силовой подготовке.
Объект исследования - физическая подготовка школьников 15-17 лет.
Предмет исследования - методика развития силовых способностей школьников 15-17 лет средствами атлетической гимнастики.
Гипотеза состоит в том, что разработанные комплексы упражнений с отягощениями приведут к более быстрому физическому развитию на дополнительных занятиях по силовой подготовке, что позволит школьникам 10-11-х классов улучшить свое физическое состояние.
Задачи:
- определить средства и методы развития силы у школьников 15-17 лет;
- составить комплексы упражнений с отягощениями для развития силы;
- экспериментально проверить влияние разработанных комплексов на физическое развитие школьников 15-17 лет.
Методы и организация исследования
Исследование проводилось на школьниках 10-11-х классов г. Москвы. В ходе тестирования для участия в педагогическом эксперименте были отобраны 36 чел. Затем они были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную (по 18 юношей). Идентичность
групп определялась по уровню физического развития и физической подготовленности.
Первый этап исследований предусматривал проведение первого (вводного) тестирования (март 2012 г.), обучение правильному выполнению упражнений с отягощениями и нагрузкой до 70% от максимума.
Второй этап составлял собственно педагогический эксперимент, который предусматривал использование различных средств и методов. В экспериментальной группе занятия проводились по предложенной нами методике с использованием сочетаний различных методов развития и режимов напряжения мышечной деятельности (метод комбинированного режима, многократных напряжений до отказа и круговой тренировки), а контрольная группа занималась по общепринятой методике силовой подготовки, в которой применялись в основном метод развития повторных и динамических усилий. Занятия как в контрольной группе, так в экспериментальной проходили три раза в неделю по 90 мин (2 акад. часа) в течение двух месяцев. В конце второго этапа были выполнены итоговые нормативы в тестах (май 2012 г.).
Главным критерием педагогического эксперимента являлся прирост физической подготовленности в выбранных нами тестах.
Результаты исследования и их обсуждение
Полученные нами в процессе всего педагогического эксперимента данные позволили обосновать эффективность применения упражнений с отягощениями на занятиях по силовой подготовке, влияющих на физическую подготовку юношей 15-17 лет.
Сравнительный анализ прироста показателей физической подготовки школьников 15-17 лет показывает (см. табл. 1), что в контрольной группе после эксперимента средний результат в тесте подтягивание на перекладине в висе (тест позволяет определить собственно-силовые способности) в контрольной группе после эксперимента составил 4,33±1,98 раза, в экспериментальной - 7,87±3,68 раза. Прирост результата в контрольной группе - 3,6%,
С*)
а в экспериментальной - 14,6%; эти данные говорят о достоверности различий по ^критерию Стьюдента, который равен 3 при р < 0,01. Полученные данные позволяют нам говорить об увеличении результата на 11,0% в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.
В тесте поднимание туловища за 30 с (тест позволяет определить скоростно-силовые способности) в контрольной группе после эксперимента средний результат составил 24,2±2,54 раза, а в экспериментальной - 27,5±3,39 раза. Прирост результата в контрольной группе -2,9%, а в экспериментальной - 9,6%; эти данные говорят о достоверном приросте по ^критерию Стьюдента, который равен 3,2 при р < 0,01. Полученные данные позволяют нам говорить об увеличении результата на 6,7% в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.
В тесте бег на 1000 м (тест определяет общую выносливость) в контрольной группе после эксперимента средний результат составил 336,2±36,4 с, а в экспериментальной - 238,1±24,9 с. Прирост в контрольной группе - 2,9%, а в экспериментальной - 9,8%; эти данные
В следующем тесте - прыжок в длину с места (тест позволяет определить скоростно-силовые способности) в контрольной группе после эксперимента средний результат составил 191,5±11,9 см, а в экспериментальной -208,2±15,3 см. Прирост в контрольной группе - 4,5%, а в экспериментальной - 12,4%; эти данные говорят о значительном приросте по ^критерию Стьюдента, который равен 3,3 при р < 0,01, что является достоверным. Таким образом, прирост результата в экспериментальной группе на 7,9% больше, чем в контрольной.
Прыжок в высоту с места по методике Абалакова (тест позволяет определить взрывную силу). В контрольной группе после эксперимента средний результат -23,8±2,5 см, а в экспериментальной - 29±1,7 см. Прирост результата в контрольной группе - 3,1%, а в экспериментальной - 13,7%; эти данные говорят о значительном приросте по ^критерию Стьюдента, который равен 5,5 при
говорят о достоверном приросте по ^критерию Стьюдента, который равен 3,2 при р < 0,01. Полученные данные позволяют нам говорить о том, что прирост результата больше в экспериментальной группе на 6,9% по сравнению с контрольной. Такой прирост силовой выносливости в экспериментальной группе объясняется применением на занятиях метода круговой тренировки.
В тесте бег на 60 м (позволяет определить быстроту) в контрольной группе после эксперимента средний результат составил 8,3±1,4 с, а в экспериментальной -7,74±0,9 с. Результат в контрольной группе увеличился на 1,7%, а в экспериментальной - на 5,8%. Эти данные говорят о существенном различии прироста по 1-крите-рию Стьюдента, который равен 2,7 при р < 0,01, что является достоверным.
Полученные данные позволяют нам говорить о том, что прирост результата больше в экспериментальной группе на 4,1%.
Экспериментальная методика развития силы юношей 15-17 лет положительно влияет на развитие физического качества быстроты.
р < 0,01, что является достоверным. Следовательно, прирост результата в экспериментальной группе на 10,6% больше, чем в контрольной.
В заключительном тесте метание набивного мяча 3 кг двумя руками сидя из-за головы (тест определяет скоростно-силовые способности) после эксперимента в контрольной группе средний результат - 246,7±34 см, а в экспериментальной - 294±29,2 см. Прирост результата в контрольной группе - 3,9%, а в экспериментальной -11,4%; имеется значительный прирост по ^критерию Стьюдента, который равен 3,4 при р < 0,01, что является достоверным. Полученные данные показывают, что прирост результата в экспериментальной группе на 7,5% больше, чем в контрольной.
Сравнивая динамику прироста результатов тестовых упражнений в контрольной и экспериментальной группах после эксперимента, мы видим, что результаты
Динамика показателей общей физической подготовленности между группами после эксперимента
Тесты Контрольная группа Экспериментальная группа ^критерий Стьюдента Соотношение прироста экспериментальной от контрольной, %
Х±о Прирост, % Х±о Прирост, %
Подтягивание в висе на перекладине (раз) 4,33 ± 1,98 3,6 7,87 ± 3,68 18,2 3 р < 0,01 14,6
Поднимание туловища за 30 с (раз) 24,2 ± 2,54 2,9 27,5 ± 3,39 9,6 3,2 р < 0,01 6,7
Бег на 1000 м (с) 336,2 ± 36,4 2,9 317,7 ± 25,6 9,8 3,2 р < 0,01 6,9
Бег на 60 м (с) 8,3 ± 1,4 1,7 7,74 ± 0,9 5,8 2,7 р < 0,01 4,1
Прыжок в длину с места (см) 191,5 ± 11,9 4,5 208,2 ± 15,3 12,4 3,3 р< 0,01 7,9
Прыжок в высоту с места по методике Абалакова (см) 23,8 ± 2,5 3,1 29 ± 1,7 13,7 5,5 р < 0,01 10,6
Метание набивного мяча 3 кг двумя руками сидя из-за головы (см) 246,7 ± 34 3,9 294 ± 29,2 11,4 3,4 р < 0,01 7,5
экспериментальной группы превосходят контрольную группу во всех упражнениях (см. таблицу). Такому значительному приросту в тестах способствовало сочетание различных методов развития силы и режимов работы мышц.
В упражнении подтягивание на перекладине произошел самый наибольший прирост, который составил 14,6%. На данный результат повлияло применение комплексов упражнений, направленных на развитие верхнего плечевого пояса и спины, на которые отводилось 50-55% объема тренировочной нагрузке на занятиях.
Выводы
Определение рационального соотношения средств и методов развития силовых способностей и эффективной последовательности распределения их в каждом
комплексе позволяет значительно ускорить физическое развитие юношей 15-17 лет.
Проведенные контрольно-педагогические тесты показали, что для обеспечения всестороннего развития юношей старшей школы, учитывая их возрастные особенности, наиболее эффективными являются комплексы упражнений с отягощениями на занятиях по силовой подготовке.
Методика использования упражнений с отягощениями на занятиях по силовой подготовке у старшеклассников позволяет повысить уровень физического развития юношей 15-17 лет, что подтверждают результаты экспериментальной группы: прирост в подтягивании - 18,2%; в поднимании туловища - 9,6%; в беге на 1000 м - 9,8%; в беге на 60 м - 5,8%; в прыжке в длину - 12,4%; в прыжке в высоту - 13,7; в метании набивного мяча - 11,4%.
Литература
1. Андреев В.Н., Андреева Л.В. Атлетическая гимнастика: методическое пособие. - М.: Спортивная книга, 2005. - 127 с.
2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1977. -215 с.
3. Дворкин Л.С. Силовые единоборства. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 384 с.
4. Дворкин Л.С., Слободан А.П. Силовая подготовка: учебник для школ. - М.: Советский спорт, 2005. - 600 с.
5. Колодницкий Г.А. Физическая культура: силовая подготовка детей школьного возраста / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. — 200 с.
6. Юровский С.Ю. Атлетизм - дома (занятия с гантелями). - М.: Советский спорт, 1989. - 48 с.
References
1. Andreev V.N., Andreeva L.V. Athletic exercises: manual for schools. - M.: Sportivnaya kniga, 2005. - 127 p.
2. Verkhoshansky Ju. Fundamentals of special strength training in sport. - M.: Fizkultura i sport, 1977. - 215 p.
3. Dvorkin L.S. Power martial arts. - Rostov-on-Don: Phoenix, 2001. - 384 p.
4. Dvorkin L.S. Weightlifting: a textbook for schools / L.S. Dworkin, A.P. Slobodian. - M.: Sovetsky sport, 2005. -600 p.
5. Kolodnitzky G.A. Physical training: strength training for schoolchildren / G.A. Kolodnitzky, V.S. Kuznetzov. - M.: ENAS, 2003. - 200 p.
6. Jurovsky S.Ju. Athleticism - at home (training with dumb-bells). -M.: Sovetsky sport, 1989. - 48 p.