УДК 378
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИИ ВУЗОВ
Т.М. Андрианова (г. Казань, Российская Федерация)
В статье рассматриваются целевая направленность, содержательные особенности дисциплины общепрофессиональной части учебного плана «Введение в педагогическую деятельность». В связи, с чем предлагаются рекомендации по изучению этой дисциплины студентами по степени подготовки бакалавр педагогического образования.
Ключевые слова: вводный курс, пропедевтический характер курса, задачи изучения курса, особенности содержания курса, диалоговое взаимодействие, интерактивные методы обучения, недостатки программы курса.
FEATURES OF METHODOLOGY COURSE STUDY «INTRODUCTION TO THE PROFESSIONAL ACTIVITY» BY STUDENTS OF PEDAGOGICAL DEPARTMENTS OF HIGH SCHOOLS
T.M. Andrianova (Kazan, Russian Federation)
Abstract. The article deals with goal orientation, substantial features of the discipline of general professional curriculum «Introduction to the teaching career». In this connection, recommendations for the study of this discipline by students in bachelor degree preparation of pedagogical education are offered.
Keywords: an introductory course, an introductory nature of the course, goals of studying the course, features of the course content, the dialog interaction, interactive teaching methods, the shortcomings of the course.
Дисциплина «Введение в педагогическую деятельность» относится к профессиональному циклу дисциплин базовой (общепрофессиональной) части. Она является первой профессионально-педагогической дисциплиной по профилю подготовки, тем самым она как бы предваряет изучение других психолого-педагогических дисциплин и логически связана как с ними, так
и с педагогической практикой. Так, например, ее содержание включает в себя базовые знания для следующих педагогических дисциплин: теория обучения, теория и методика воспитания, история образования и педагогической мысли, социальная педагогика, менеджмент образования [1; 2].
По своей сути она является вводной в системе вузовских педагогичес-
ких дисциплин и носит пропедевтический характер, выступая в качестве ориентирующего модуля для всего блока педагогических дисциплин. В ходе ее изучения решается целый комплекс учебных и воспитательных задач, таких как:
- адаптация к условиям учебной деятельности в вузе;
- расширение общей культуры и становление первоначальных основ профессиональной культуры будущего учителя;
- ориентация студентов на педагогическую профессию, углубление мотивов и личностного осознания ими выбора профессии путем показа ее роли в жизни общества и гуманистического, творческого характера педагогической деятельности;
- обеспечение установки на профессиональное, личностное развитие, саморазвитие, самоопределение и самовоспитание студентов с учетом их индивидуальных особенностей [3].
Как видим, изучение данной дисциплины обусловлено необходимостью формирования у будущего педагога представлений об особенностях, перспективах развития педагогической профессии в условиях обновляющейся школы, о сущности педагогической деятельности, ее функциях и пр.
Кроме того, следует отметить также, что данная учебная дисциплина логически связана с такими учебными предметами, как философия, психология, методика обучения праву, культурологическими и специальными предметами.
Поэтому от того, насколько качественно будут решены образова-
тельные, развивающие и воспитательные задачи в процессе изучения этой дисциплины во многом будет зависеть успешность реализации задач профессионально-педагогической подготовки в целом.
В силу значимости решаемых данной дисциплиной задач, а также учитывая достаточный субъектный опыт студентов в области профессиональной деятельности педагога, хотя только с позиции ученика, за основу методики преподавания данной дисциплины целесообразно взять диалоговое взаимодействие преподавателей и студентов. Такое взаимодействие предполагает их совместную деятельность, направленную на создание условий для поиска истины и на реализацию принципов личностно-ори-ентированной педагогики. Этому во многом способствует использование интерактивных методов обучения, таких, как:
- методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации, они способствуют самоактуализации всех студентов, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации. Примерами таких методов могут быть: «Заверши фразу», «Комплимент», «Подари цветок» и пр.
- методы организации обмена деятельностями, ведущим признаком этих методов является объединение студентов в творческие группы для совместной деятельности как доминирующего условия их развития («Мозговой штурм», «Интервью», «Круглый стол» и др.)
- методы организации смыс-лотворчества, в их основе создание
студентами своего индивидуального смысла изучаемых явлений, обмен этими смыслами, обогащение своего индивидуального смысла. Сюда относятся методы: «Ассоциации», «Минута говорения», «Аллитерация понятия» и пр.
- методы организации мыследе-ятельности, они создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих сил. Например: «Четыре угла», «Выбор», «Дюжина вопросов» (тренировка вопросов - ответов).
- методы организации рефлексивной деятельности позволяют студентам и педагогу не только зафиксировать состояние своего развития, но и определить причины этого. Например: «Рефлексивный круг», «Мини-сочинение», «Зарядка», «Цепочка пожеланий», «Заверши фразу» [4].
Такая задача, как адаптация студентов к вузовской системе обучения решается через переориентацию школьной системы занятий на вузовскую. Во многом этому способствует преемственность методов и форм обучения, используемых при реализации различных видов учебной работы, как традиционных: лекция, беседа, устный опрос, письменный опрос и пр., так и инновационных: работа в группах, ролевая и деловая игра, решение ситуационных задач, учебная дискуссия и пр. Адаптации студентов способствует также актуализация ими своего субъектного опыта в ходе теоретического обсуждения специфики профессии учителя, ее гуманистической направленности и других вопросов относящихся к педагогической профессии.
Решение указанных выше задач при изучении курса «Введение в профессиональную деятельность» осложняется тем, что он занимает сравнительно небольшой объём часов в учебном плане вуза. Один из путей выхода из этой ситуации является формирование у студентов комплексного представления о педагогической профессии. Этому во многом способствует междисциплинарный характер учебной информации данного курса, что уже отмечалось ранее. Целостное представление о педагогической профессии, ее субъектах, характеристиках, перспективах развития и пр. формируется путем привлечения сведений из психологии, философии, этики, управления и различных отраслей права. Например, уже в первой теме «Общая характеристика педагогической профессии», для раскрытия понятий «специальность», «профессия», «квалификация» необходимо обращение к классификаторам (трудовое право); «образовательная политика государства» (образовательное право); «педагогическая аттестация» (менеджмент образования) и др. В курсе «Введение в профессиональную деятельность» этим понятиям дается лишь общее преставление, более глубокое изучение они получат в дальнейшем при изучении специальных дисциплин.
Другой особенностью содержания данной дисциплины является возможность сочетания в нем социокультурного аспекта, отражающего сущность и специфику педагогической профессии и аспекта индивидуальной траектории профессионального становления студента будущего педагога. Как известно, результатив-
ность деятельности педагога во многом определяется личностью учителя, набором его качеств и свойств. Поэтому при их раскрытии необходимо акцентировать внимание не только на базовые свойства и качества личности учителя, которыми он должен обладать согласно профессиограмме. Следует также ориентировать студентов на самодиагностику качеств и свойств собственной личности, на разработку модели собственного профессионального облика и программы личностного профессионального становления.
Решению задач ориентации студентов на педагогическую профессию, становления первоначальных основ профессиональной культуры будущего учителя и др. во многом способствуют самостоятельные работы разного уровня сложности, разработанные к каждой теме данного курса. Комплекс учебных и воспитательных задач данного курса позволяет решить также и учет специфики юридического факультета, особенностей профессиональной деятельности, отраженных в квалификационных характеристиках. Так, например, говоря о содержании профессиональной подготовки педагога, следует обратиться к ФГОС ВПО по профилю их подготовки, к требованиям, которые к ним предъявляются.
Имеющейся недостаток учебной программы по данной дисциплине - отсутствие часов на практические занятия, снимаем путем проведения семинаров-практикумов, на которых помимо обсуждения теоретических вопросов уделяем внимание применению теории на практике (учебно-исследовательские задания, моделирование ситуаций профессиональной
деятельности, различные виды игр и др.). Такой подход способствует овладению интегрированными знаниями по педагогике и технологиям педагогического взаимодействия.
В заключении следует отметить, что учет этих особенностей в практике работы позволяет осуществить качественную профессиональную подготовку педагога, способного использовать полученные в вузе знания для самостоятельного осмысления педагогических ситуаций и проектирования на этой основе собственной профессиональной деятельности.
Источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Раздел 7. [ Электронный ресурс]. Режим доступа: www. edu.ru//spe/fgos/pr_fgos_2009_pv_44b.pdf [Federal State Educational Standard of Higher Professional Education. Section 7. [Electronic resource]. Available: www.edu.ru/.../spe/fgos/ pr_fgos_2009_pv_44b.pdf (In Russ.)]
2. Ибрагимова Е.М., Ярмакеев И.Э. [и др.]. Профессиональная подготовка учителя: учебно-программная документация. Казань, 1996. 92 с. [Ibragimova E.M., Yar-makeev I.E. and others. Teacher professional training: teaching program documentation. Kazan, 1996. 92 p. (In Russ.)]
3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Введение в педагогическую деятельность и общие основы педагогики»: КФУ. Казань, 2012. 64 с. [Teaching methodology Materials on the subject «Introduction to teaching activities and general principles of pedagogy»: KFU. Kazan, 2012. 64 p. (In Russ.)]
4. Скорина М.С. Интерактивные методы обучения иностранному языку. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.rusnauka.com/8. NPE 2007/Philolo-
gia/20441 .doc.htm [Scorina M.S. Interactive methods of teaching a foreign language. [Electronic resources]. Available: http://www.rus-nauka.com/8._NPE_2007/Philologia/20441. doc.htm (In Russ.)]
References:
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obra-zovatel'nyj standart vysshego professio-nal'nogo obrazovanija. Razdel 7. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www.edu.ru//spe/ fgos/pr_fgos_2009_pv_44b.pdf
2. Ibragimova E.M., Jarmakeev I. Je. [i dr.]. Professional'naja podgotovka uchitelja: uchebno-programmnaja dokumentacija. Kazan', 1996. 92 s.
3. Uchebno-metodicheskij kompleks po discipline «Vvedenie v pedagogicheskuju dejatel'nost' i obshhie osnovy pedagogiki»: KFU. Kazan', 2012. 64 s.
4. Skorina M.S. Interaktivnye metody obuchenija inostrannomu jazyku. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.rus-nauka.com/8._NPE_2007/Philologia/20441. doc.htm
Зарегистрирована: 24.09.2014
Андрианова Татьяна Михайловна (г. Казань), Казанский (Приволжский) федеральный университет, юридический факультет, кафедра теории и методики обучения праву, старший преподаватель. Тел.: 233-71-90. E-mail: [email protected]
Andrianova Tatyana Mikhailovna (Kazan), Kazan (Volga region) Federal University, Faculty of Law Theory, Methodology of Teaching Law department, senior Lecturer. Tel.: 233-71-90. E-mail: [email protected]
УДК 377.4
УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОЛЛЕКТИВА
И.А. Кириллов (г. Ульяновск, Российская Федерация)
В данной статье рассмотрены основополагающие компоненты системного подхода в управлении производственным коллективом направленные на формирование профессиональной компетентности производственного коллектива. Актуальность содержания исследования закономерностей системного подхода в управлении производственным коллективом направленного на формирование его профессиональной компетентности обеспечивается необходимостью подготовки профессионально развитых коллективов на производстве, для выполнения растущих требований производства.
Ключевые слова: производственный коллектив, профессиональная компетентность, системный подход в формирования профессиональной компетентности на производстве.