Гснрм Ортопедии №1, 1996
© Г. В. Дьячкова, С. И. Швед, 1996.
Особенности методических подходов к обучению методу Илизарова на международных курсах
Г. В. Дьячкова, С. И. Швед
Российский научный центр "Восстановительная травматология и ортопедия" им. академика Г. А. Илизарова, г. Курган (Генеральный директор — академик РАМТН, д.м.н., профессор В.И. Шевцов)
Авторы статьи, много лет являющиеся организаторами проведения Международных курсов, одной из наиболее популярных форм обучения иностранных специалистов методу Илизарова в РНЦ "ВТО" (проведен 21 цикл обучения больших групп ортопедов-травматологов из 28 стран), рассматривают особенности такой формы работы в плане подготовки курсов, компоновки программы, организации учебного процесса. В статье приводятся различные варианты формирования программы в зависимости от степени подготовленности участников. Дан краткий анализ результатов обучения на курсах и отзывы участников.
Ключевые слова: метод Илизарова, международные курсы, методика.
Огромный опыт лечения самых тяжелых групп ортопедо - травматологических больных, накопленный Курганским центром, а также научные разработки, посвященные различным проблемам биологии, биомеханики, ортопедии и травматологии уже не один десяток лет привлекают внимание зарубежных ученых и врачей и широко используются ими в клинической практике и научных исследованиях. В настоящее время сотни зарубежных специалистов стремятся овладеть методом чрескостного остеосинтеза, разработанным в Кургане, ^ десятки клиник готовы применять его в своей работе и Центр стремится максимально использовать данную ситуацию для более широкого и целенаправленного внедрения метода Илизарова и научных разработок Центра с учетом современной экономической ситуации.
Одной из наиболее популярных форм обучения методу Илизарова стали Международные курсы, которые с 1988 года постоянно действуют в Российском научном центре "Восстановительная травматология и ортопедия".
Организация курсов была продиктована необходимостью обучения больших групп иностранных специалистов различным разделам разработанного в РНЦ "ВТО" метода чрескостного остеосинтеза по Илизарову.
Подготовка курсов занимает достаточно длительный промежуток времени, необходимый для комплектации группы по языковому принципу и с учетом тематики курса. Более благоприятной оказывается ситуация, когда курсы проводятся для специалистов из одной страны. В этом случае более просто решаются организационные вопросы, проблемы с переводами и другие проблемы.
Программа курсов строится исходя из того, насколько ортопеды-травматологи знакомы с методом Илизарова. Для тех, кто ни-
когда не использовал аппарат, составляется программа, предусматривающая ознакомительную часть, введение в метод, основные принципы и какой-либо из разделов травматологии и / или ортопедии.
Для специалистов, познакомившихся с методом чрескостного остеосинтеза в других клиниках, предусмотрена несколько другая программа, включающая изучение основных принципов метода Илизарова, лечения переломов, ложных суставов и дефектов длинных трубчатых костей, удлинения конечностей.
И наконец, для группы врачей знающих метод достаточно хорошо, готовится программа, как правило с монотематическими циклами (лечение переломов, лечение ложных суставов и дефектов длинных трубчатых костей, удлинение конечностей, устранение деформаций и другие).
Программа компонуется таким образом, чтобы участники курсов прослушали вначале теоретический курс (лекция), затем познакомились более детально с изложенным материалом на семинаре, отработали основные принципы на практических занятиях, затем следует посещение операционной, где они принимают участие в операциях по данной теме. Кроме того, большая часть лекций, семинарских занятий сопровождается демонстрацией больных на различных этапах лечения с учетом имеющейся патологии.
Лекционный материал включает в себя большое количество иллюстративного материала (слайды), так же как и на семинарских занятиях преподаватели используют рентгенограммы, макеты, муляжи, компоновки аппаратов по конкретной теме.
В Центре функционирует учебный зал, где есть возможность на специальных станках отрабатывать различные приемы чрескостного остеосинтеза (проведение спиц, компоновка различных узлов аппарата Илизарова,
Генрш Gjwionednu №1, 1996
монтаж аппарата Илизарова при переломах, ложных суставах, дефектах, укорочениях, патологии стопы и т.д.)- Под контролем опытных преподавателей кафедры усовершенствования врачей специалисты имеют возможность выполнить множество манипуляций по наложению аппарата, выслушать замечания, исправить ошибки, отработать различные варианты остеосинтеза. В процессе обучения слушателям дается большое количество материала в виде рентгеновских снимков больных с различной патологией от момента поступления их в клинику до окончания лечения с демонстрацией отдаленных результатов.
Следующим этапом учебного процесса являются предоперационные разборы больных. После теоретической подготовки (лекция, семинар, мастерская) на конкретных примерах разбираются различные варианты чрескостного остеосинтеза, применительно к данной ситуации, с учетом этиологии заболевания, возраста больного, стадии и выраженности патологического процесса. Тщательный разбор больных с учетом клинико-рентгенологических и других исследований с дискуссией по поводу оценки исходного состояния пациента, тактики оперативного вмешательства, вариантов компоновки аппарата и т.д. позволяет подготовиться к самому ответственному пункту программы — участию курсантов в операциях. Работа в операционной является одним из важнейших моментов курсов и высоко ценится зарубежными специалистами. Непосредственное участие в операции с учетом предварительной подготовки дает колоссальный эффект и ощутимые результаты. Можно для данной ситуации перефразировать известную пословицу "Лучше один раз сделать, чем сто раз увидеть".
Естественным продолжением является послеоперационный разбор и наблюдение за больными в ближайшем послеоперационном периоде.
Использование таких форм работы позволяет продемонстрировать различные клинические ситуации, рассмотреть ошибки и осложнения, сложные клинические случаи и выбрать оптимальные варианты остеосинтеза.
Во время работы курсов их участники знакомятся с работой Центра, посещают научные лаборатории, клинические отделения, музей Илизарова, опытный завод по производству аппаратов.
По окончании курсов проводится заключительное собеседование с вручением сертификатов.
С 1988 по 1995 гг. в Кургане проведен 21 Международный курс обучения методу чрескостного остеосинтеза. В основном это
были политематические курсы, включающие основные разделы: лечение переломов, ложных суставов, укорочений конечностей и устранение деформаций. В курсах приняло участие 242 врача из 28 стран. Наибольшее количество специалистов, прошедших обучение в центре было из США, Польши, Германии, Бразилии, Южной Кореи. В таблице представлены данные о распределении ортопедов - травматологов, прошедших обучение, по странам.
Таблица.
Распределение врачей, прошедших обучение на международных курсах, по странам.
№ п.п. Страна Количеств о врачей
1. Австрия 1
2. Австралия 1
3. Аргентина 1
4. Бразилия 27
5. Великобритания 12
6. Германия 26
7. Дания 1
8. Индия 10
9. Израиль 2
10. Иран 8
11. Испания 3
12. Италия 2
13. Канада 2
14. Марокко 1
15. Мексика 1
16. Норвегия 2
17. Пакистан 4
18. Польша 27
19. Португалия 5
20. Сербия 1
21. США 61
22. Саудовская Аравия 2
23. Тайвань 2
24. Франция 3
25. Швеция 1
26. Южная Корея 27
27. Югославия 1
28. Япония 8
Итого: 242
Следует отметить, что обучение специалистов проводится не только на международных курсах. Для этого используются и другие формы: конференции, семинары, короткие ознакомительные монотематические циклы. С учетом этих форм обучения в РНЦ "ВТО" побывало 542 врача из 33 стран.
По мнению многих участников курсов они отвечают всем самым высоким требованиям, предъявляемым к таким мероприятиям за рубежом, а по многим пунктам значительно превосходят курсы, проводимые другими учреждениями. "Я получил большое удовольствие и высоко оцениваю мое пребывание в Кургане. Это были самые лучшие курсы из тех, на которых я был," — Стефан Уайт из Великобритании. Колин Мосли (США) сказал: "Метод волнует, курс был отличным. Гостеприимство института и людей было
ГСНРШ Ортопедии №1, 1996
непревзойденным .
Наглядным примером результативности курсов является информация о- применении врачами полученных знаний на практике. Об этом свидетельствуют публикации в специальных журналах, выступления на Международных курсах, конференциях, отчеты о деятельности Ассоциации по изучению и применению метода Илизарова.
Как отмечают все зарубежные специалис-
Рукопись поступила 13.03.96 г.
ты, побывавшие в Кургане, метод нужно изучать там, где он появился и только это дает истинное представление о его возможностях. В этом плане Международные курсы с отработанными вариантами программ, последовательным изложением материала, использованием теоретических и практических форм обучения являются, по нашему мнению, наиболее приемлемым вариантом поэтапного освещения метода Илизарова.
Отдел научно - медицинской информации
РНЦ "ВТО"
предлагает
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОБЗОРОВ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТРАВМАТОЛОГИИ, ОРТОПЕДИИ И СМЕЖНЫМ ОБЛАСТЯМ ИЗ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ ФОНДА НАУЧНО - МЕДИЦИНСКОЙ БИБЛИОТЕКИ (1985 - 1995 гг.)
1. 2.
3.
4.
5.
6. 7.
8. 9.
10.
11. 12.
13.
14.
Вопросы ангиологии Вопросы анестезиологии Вопросы артрологии Вопросы биохимии
Вопросы вертебрологии и нейрохирургии Вопросы гематологии Вопросы морфологии
7.1. Морфогенез
7.2. Регенерацмя Вопросы онкологии Вопросы ортопедии и хирургии
9.1. Гнойная инфекция
9.1.1. Гематология и гомеостаз
9.1.2. Иммунология
9.1.3. Клиника
9.1.4. Микробиология
9.2. Пластика мягких тканей
9.3. Посттравматические осложнения
9.4. Удлинение конечностей Вопросы травматологии
10.1. Травматический шок
10.2. Повреждения и заболевания кисти и стопы
10.3. Повреждения и заболевания черепа Вопросы фармакологии
Методы медицинской диагностики и лечения. Аппаратура Общие вопросы медицины, здравоохранения и науки Разное
39 библ. назв.
5 библ. назв.
40 библ. назв.
16 библ. назв. 20 библ. назв. 48 библ. назв. 20 библ. назв.
4 библ. назв.
6 библ. назв. 18 библ. назв. 10 библ. назв.
5 библ. назв.
12 библ. назв.
17 библ. назв.
13 библ. назв. 17 библ. назв. 3 библ. назв.
2 библ. назв. 30 библ. назв.
3 библ. назв. 3 библ. назв.
7 библ. назв. 3 библ. назв. 33 библ. назв. 10 библ. назв. 9 библ. назв.