Матанцева О.Ю.
д.э.н., с.н.с., доцент, заместитель генерального директора по научной работе ОАО «Научно-исследовательский
институт автомобильного транспорта»
ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНОЙ МАКСИМАЛЬНОЙ ЦЕНЫ КОНТРАКТА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ ПО РЕГУЛЯРНЫМ
АВТОБУСНЫМ МАРШРУТАМ
Ключевые слова: цена контракта, расходы, доходы, себестоимость, рентабельность, перевозки автомобильным транспортом.
Keywords: contract price, expenses, income, cost value, profitability, transportations by a road transport.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единая система формирования начальной максимальной цены контракта между исполнительными органами власти субъектов РФ или муниципальных образований и перевозчиками, осуществляющими перевозки пассажиров автомобильным транспортом по регулируемым тарифам.
ОАО «НИИАТ» были разработаны «Методические рекомендации по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским электрическим транспортом общего пользования» (далее - Методические рекомендации), которые были утверждены распоряжением Минтранса России от 25 декабря 2013 г. № НА-143-р.
Апробация этого нормативного документа показала, что проведение расчетов в соответствии с Методическими рекомендациями вызывает некоторые затруднения у исполнительных органов власти, отвечающих за организацию перевозок пассажиров, что связано большой трудоемкостью расчетов.
В соответствии с требованиями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон 44-ФЗ) от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ необходимо осуществлять выбор исполнителя по выполнению работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд на конкурсной основе.
В связи с этим актуальной является проблема определения начальной максимальной цены контракта между перевозчиком и исполнительным органом власти.
В соответствии со Ст. 22 Закона 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта или цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется и обосновывается заказчиком посредством применения одного из перечисленных методов или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В то же время, в соответствии с частью 21.2 Статьи 22 Закона 44-ФЗ особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
На основании части 22 статьи 22 Закона 44-ФЗ Правительство Российской Федерации установило, что при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом Министерством транспорта РФ устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с поручением Министерства транспорта РФ ОАО «НИИАТ» был разработан проект документа: «Порядок определения начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта, цены государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования и наземным городским электрическим транспортом на регулярных маршрутах по регулярным тарифам» (далее - Порядок).
Порядок определяет последовательность расчета и перечень требуемых исходных данных для расчета начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта, цены государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком на выполнение работ, связанных с осуществлением регу-
лярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом общего пользования и наземным городским электрическим транспортом.
Порядок разработан в соответствии с федеральным законом «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 13 июня 2015 г. № 220-ФЗ).
В соответствии с Порядком основными составляющими начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта, цены государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, являются:
- себестоимость работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок;
- планируемая сумма сбора платы за проезд пассажиров и провоз багажа;
- прибыль;
- планируемые субсидии перевозчику на компенсации недополученных доходов от предоставления льгот на проезд пассажиров.
Расчёт себестоимости работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок, осуществляется по основным статьям на основе действующих норм расхода материальных ресурсов и расчетных удельных расходов на 1 км пробега транспортного средства определённого класса, с учетом адаптации к условиям работы на конкретных маршрутах [1, 2].
Величина прибыли, определяемая через расчётный уровень рентабельности, обеспечивает экономически устойчивую деятельность перевозчика, а также является источником финансирования обновления основных средств.
Величину начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта, цены государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком в случае, если доходы от оплаты проезда пассажирами и провоз багажа подлежат перечислению государственному или муниципальному заказчику, определяют по формуле:
НМЦК = £(С^ + С0)
н (1),
где:
Ссумм j - стоимость работы, связанной с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам пассажиров на каждом из маршрутов, включённых в лот, руб.;
Со - стоимость приобретения и установки в транспортных средствах оборудования для организации безналичной оплаты проезда, а также плановые расходы на его эксплуатацию в случае, если контрактом предусмотрено, что приобретение, установка и эксплуатация такого оборудования осуществляется за счет перевозчика, руб.;
j - маршрут, включенный в лот.
Величину начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта, цены государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком в случае, если доходы от оплаты проезда пассажирами и провоз багажа остаются в распоряжении перевозчика, а также предусматривается предоставление ему субсидий на компенсацию недополученных доходов от предоставления льгот на проезд пассажиров, определяют по формуле:
НМЦК = £(Сс^+ Со - С^- Ц)
Н (2),
где:
Ссумм j - стоимость работы, связанной с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам пассажиров на каждом из маршрутов, включённых в лот, руб.;
Со - стоимость приобретения и установки в транспортных средствах оборудования для организации безналичной оплаты проезда, а также плановые расходы на его эксплуатацию в случае, если контрактом предусмотрено, что приобретение, установка и эксплуатация такого оборудования осуществляется за счет перевозчика, руб.
Суб j - плановая величина субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в целях компенсации недополученных доходов от предоставления льгот на проезд пассажиров, руб.; сумма указанных субсидий (Суб ^ должна быть установлена применительно к каждому маршруту, входящему в лот на каждый год действия контракта, до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки предусмотренных контрактом работ;
П - планируемая величина платы за проезд пассажиров и провоз багажа на >м маршруте.
Планируемую величину платы за проезд пассажиров и провоз багажа Ц в случае, когда документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, установлено, что плата за проезд пассажиров остается в распоряжении перевозчика, определяют любым из следующих способов:
1) по формуле:
П = Пфакт j Х 1т t (3)
где:
Пфакт j - фактическая величина платы за проезд пассажиров и провоз багажа, полученная на каждом из маршрутов, включённых в лот, за год, предшествующий году начала действия контракта, руб.;
1т 1 - планируемый индекс изменения тарифов на перевозки пассажиров и багажа за каждый год действия заключаемого контракта;
2) на основе информации, полученной по данным электронных систем оплаты проезда.
При открытии вновь устанавливаемого маршрута плата за проезд пассажиров и провоз багажа обязательно перечисляется государственному или муниципальному заказчику в течение первого года его работы.
В дальнейшем в случае перехода к системе, при которой плата за проезд пассажиров остается в распоряжении перевозчика, планируемая величина платы за проезд пассажиров и провоз багажа (Ц) определяется на основе фактической величины платы, полученной заказчиком за предшествующий год с учетом планируемого индекса изменения тарифов.
Величину стоимости работы, связанной с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам пассажиров на маршруте определяют по формуле 4 в случае, если цена контракта устанавливается из расчёта стоимости 1 км пробега транспортных средств или по формуле 5 в случае, если цена контракта устанавливается из расчёта стоимости 1 часа работы транспортных средств на маршруте:
m п
Ё Ё
Ссум^ = ^ (( г=1 С 1 км X Ь1 4 /в) + Рк 1 ), руб. (4),
где:
С1 4 км - стоимость пробега 1 км транспортного средства 1-го класса в 1-ом году срока действия контракта, руб.;
Ь1 (; - планируемый в соответствии с расписанием пробег по выполнению рейсов на маршруте транспортных средств 1-го класса за 1-ый год работы, предусмотренный контрактом, км;
в - коэффициент использования пробега; при расчёте значения коэффициента соответствуют для перевозок в городском сообщении - 0,95, в пригородном - 0,96;
Рк г - величина комиссионного вознаграждения в 1-ом году.
m п
X X
Ссум^ = '=1 ((1=1 С 1 ЧР X Чр 1 1 //) + Рк 1 ), руб. (5),
где:
С1 1 ЧР - стоимость 1 часа работы транспортного средства 1-го класса в 1-ом году срока действия контракта, руб.;
ЧР 1 1 - планируемая в соответствии с расписанием продолжительность работы на маршруте транспортных средств 1-го класса в 1-ом году срока действия контракта, час;
X - коэффициент, учитывающий затраты времени на осуществление нулевого пробега; при расчёте значения коэффициента соответствуют для перевозок в городском сообщении - 0,95, в пригородном - 0,96.
Величину стоимости пробега на 1 км для транспортного средства 1-го класса в 1-ом году срока действия контракта определяют по формуле [1,2]:
С 1 км = 1 1 км х (1 + (Япр / 100 + Яинв / 100)), руб./1 км пробега (6),
где:
8а 1 1 км - себестоимость в расчете на 1 км пробега на маршруте при перевозках автобусами 1-го класса в 1-ом году срока действия контракта, руб.;
Япр - уровень рентабельности, обеспечивающий экономически устойчивую деятельность; значение Кпр принимают равным 9,6% от себестоимости в расчёте на 1 км пробега;
Яинв - дополнительный уровень рентабельности, устанавливаемый в зависимости от процента износа основных средств.
Величину Яинв суммируют с уровнем рентабельности, обеспечивающим экономически устойчивую деятельность Япр.
Величину стоимости работы в расчёте на 1 час работы на линии для 1-го класса в 1-ом году срока действия контракта определяют по формуле:
С 1 ЧР = С 1 км х Уэ 1 1 , руб./час (7) ,
где:
Уэ 1 1 - планируемая средняя эксплуатационная скорость транспортных средств 1-го класса в 1-ом году срока действия контракта, км/ч.
Величину себестоимости в расчете на 1 км пробега на маршруте при перевозках автобусами 1-го класса в 1-ом году срока действия контракта определяют по формуле:
8а 1 1 км = Рот 1 1 км + С Рот в к 1 1 км + Рт 1 1 км + Рсм 1 1 км + Рш 1 1 км + РтОиР 1 1 км + АЭД 1 км + ПКР1 4 км , руб./1 км пробега (8),
где:
РОТ 1 1 км - расходы на оплату труда водителей и кондукторов;
С РОТ в к 1 1 км - отчисления на социальные нужды от величины расходов на оплату труда водителей и кондукторов автобусов 1-го класса в 1-ом году срока действия контракта;
Рт 1 1 км - расходы на топливо для автобусов 1-го класса в 1-ом году срока действия контракта;
Рсм 1 с км - расходы на смазочные и прочие эксплуатационных материалов для автобусов 1-го класса в Юм году срока действия контракта;
Рш 1 с км - расходы на износ и ремонт шин автобусов 1-го класса в Юм году срока действия контракта;
РТОиР 1 с км - расходы на техническое обслуживание и ремонт автобусов 1-го класса в Юм году срока действия контракта;
АМ1 с км - амортизация автобусов 1-го класса в Юм году срока действия контракта;
ПКР1 с км - величина прочих расходов по обычным видам деятельности в сумме с косвенными расходами для автобусов 1-го класса в Юм году срока действия контракта.
Таким образом, исполнительные органы власти субъектов РФ или муниципальных образований будут осуществлять расчет начальной максимальной цены контракта между и перевозчиками, осуществляющими перевозки пассажиров автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на основе, разработанной в Порядке технологии, после утверждения Порядка приказом Министерства транспорта Российской Федерации.
Список литературы
1. Правовые аспекты экономической устойчивости автотранспортной организации: монография / О.Ю. Матанцева. - М.: Юстицин-
форм, 2016. - 248 с.
2. Особенности тарифного регулирования на автомобильном транспорте, отраженные в проекте Федерального закона «Об автомо-
бильном транспорте и автотранспортной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации // Право и экономика. 2010. - № 10. - С. 4-9.
3. Оценка бизнеса при решении конкретных отраслевых задач // Вопросы оценки. 2000. - № 4. - С. 2-6.