Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ, МЕХАНИЗМ РАБОТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЛАТНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ, МЕХАНИЗМ РАБОТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЛАТНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПРОБКИ / ПЛАТНАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА / ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНСПОРТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТАРИФ ЗА ПРОЕЗД / ТРАНСПОНДЕР / TRAFFIC JAMS / TOLL ROAD / TRANSPORT / EFFICIENCY / FARE / TRANSPONDER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонов А. В.

Данная статья посвящена созданию и функционированию платной транспортной инфраструктуры. В статье рассматриваются основные проблемы создания платных автомобильных дорог, механизм их функционирования. Описываются существующие системы взимания платы за проезд, основные преимущества и недостатки пользования платными дорогами. Помимо этого, в статье рассматриваются разновидности и особенности установления тарифов за проезд, а также основные перспективы развития платной транспортной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES, MECHANISM OF WORK AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF PAID TRANSPORT INFRASTRUCTURE IN RUSSIA

This article is devoted to the creation and operation of a paid transport infrastructure. The article discusses the main problems of creating toll roads, the mechanism of their functioning. Describes the existing toll system, the main advantages and disadvantages of using toll roads. In addition, the article discusses the types and features of the establishment of tariffs for travel, as well as the main prospects for the development of paid transport infrastructure.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ, МЕХАНИЗМ РАБОТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЛАТНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ»

УДК 33:625.7/.8

Антонов А.В. студент магистратуры 3 курс факультет «Экономический» Российская открытая академия транспорта Российского

университета транспорта (МИИТ)

Россия, г. Москва

ОСОБЕННОСТИ, МЕХАНИЗМ РАБОТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЛАТНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В

РОССИИ

Аннотация: Данная статья посвящена созданию и функционированию платной транспортной инфраструктуры. В статье рассматриваются основные проблемы создания платных автомобильных дорог, механизм их функционирования. Описываются существующие системы взимания платы за проезд, основные преимущества и недостатки пользования платными дорогами. Помимо этого, в статье рассматриваются разновидности и особенности установления тарифов за проезд, а также основные перспективы развития платной транспортной инфраструктуры.

Ключевые слова: автомобильные пробки, платная автомобильная дорога, инфраструктура, транспорт, эффективность, тариф за проезд, транспондер.

Antonov A. V. student of Master's degree 3 course faculty "Economic"

Russian Open Academy of Transport of the Russian University of

Transport (MIIT) Russia, Moscow

FEATURES, MECHANISM OF WORK AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF PAID TRANSPORT INFRASTRUCTURE IN

RUSSIA

Annotation: This article is devoted to the creation and operation of a paid transport infrastructure. The article discusses the main problems of creating toll roads, the mechanism of their functioning. Describes the existing toll system, the main advantages and disadvantages of using toll roads. In addition, the article discusses the types and features of the establishment of tariffs for travel, as well as the main prospects for the development of paid transport infrastructure.

Keywords: traffic jams, toll road, transport, efficiency, fare, transponder.

Сегодня количество автомобилей на дорогах с каждым днем продолжает увеличиваться, и автомобильные пробки стали нормой. Одним из способов эффективного регулирования транспортных потоков является создание платной транспортной инфраструктуры. Платные дороги и объекты дорожной инфраструктуры, например, мосты, туннели, путепроводы и эстакады приносят хорошую прибыль как государству, так и частным

инвесторам - концессионерам, привлекаемых к строительству данных объектов.

Сегодня полным ходом идет строительство и развитие платной транспортной инфраструктуры по всему миру: в Австралии, Северной и Южной Америке, Азии, Африке. В некоторых странах придется раскошелиться за проезд на любой платной трассе, в других существует всего пара подобных участков. Где-то, например, платным является и въезд в центр мегаполисов, что является мерой по стимулированию к использованию общественного транспорта и попыткой избавления от пробок. Оба варианта так или иначе доказывают свою успешность, поэтому в России вполне возможно появление платных дорог в центре городов-миллионников, если такая необходимость возникнет.

Несмотря на то, что возведение платных участков в России стало систематическим совсем недавно, впервые платные дороги появились еще в начале 90-х годов прошлого столетия. Изначально это были небольшие участки в Воронежской, Липецкой, Саратовской, Псковской областях. Но в связи с нерентабельностью и по некоторым другим причинам эта инициатива не получила должного развития.

8 ноября 2007 года в России был подписан федеральный закон, который легализовал создание платных дорог при наличии бесплатных дублеров. Однако, первый такой участок появился только в 2010-м году в качестве эксперимента, и сначала он казался совершенно неудачным. Водители теряли свои чеки, и им приходилось платить дважды, а иногда они и вовсе отказывались от оплаты, считая тарифы слишком высокими. Это, а также новизна самой процедуры, приводили к образованию серьезных пробок перед пропускными пунктами.

Сегодня вводом в эксплуатацию каждого нового платного участка большинство автомобилистов оказывается недовольным. Существует две основные причины этому явлению: плата как таковая, а также образование пробок перед пунктами ее взимания. Однако, ожидается, что со временем факт появления платных дорог не будет восприниматься так негативно, ситуация станет привычной, а россияне смогут по достоинству оценить эффективность и удобство таких автомагистралей.

Например, если сравнивать время поездки от Москвы до Санкт-Петербурга, то по строящейся платной трассе М11 автомобиль сможет проехать это расстояние за 4,5 часа при расчетной скорости движения 150 км/ч на всем протяжении трассы, в то время как обычный поезд (не «Сапсан») проходит это расстояние за 8-10 часов.

Для чего нужна платная транспортная инфраструктура и как она функционирует? Изначальная цель - переложить расходы по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог на самих автомобилистов, хотя бы частично. Существует несколько вариантов осуществления сбора платы за проезд.

Первый - это размещение специальной наклейки на автомобиле, которую называют виньеткой или стикером. Она является своеобразным пропуском на платные дороги Европы, отсутствие которо1 грозит штрафом. За относительно небольшую цену, зависящую от длительности абонемента, автомобилист может приобрести виньетку на любой АЗС приграничной зоны.

Второй вариант - это специальный пункт взимания платы (ПВП), расположенный либо на въезде, либо на выезде, либо на протяжении платного участка автомобильной дороги, на котором и осуществляется сбор платы за проезд. Данный метод широко применяется как в России, где пока не так много платных автомобильных дорог, так и в ряде других европейских стран, таких как Беларусь, Хорватия, Сербия, Польша, Франция, Италия и др.

Платные автомобильные дороги - это практически всегда скоростные автомагистрали с хорошим дорожным покрытием и развитой придорожной инфраструктурой. Для тех, кто не хочет платить за проезд по платной дороге, существуют бесплатные альтернативные варианты. Обычно это прилегающие дороги большей протяженности и с покрытием не такого хорошего качества, которые имеют большое количество одноуровневых пересечений и развязок с другими дорогами; трафик по ним гораздо выше, из-за чего значительно снижается средняя скорость движения.

Платные автомобильные дороги предъявляют повышенные требования к безопасности участников дорожного движения. Платные дороги оборудованы бетонными или металлическими разделительными барьерами и ограждениями, отбойниками, переходами для животных, ограждениями, предотвращающими выход животных на проезжую часть; в местах со сложным рельефом особым способом укреплены склоны, которые предотвращают попадание грязи и грунта на проезжую часть во время сильных дождей или снега.

На платных участках автомобильных дорог осуществляется постоянный мониторинг дорожного покрытия и трафика на трассе. Если на дороге произойдет ДТП, то немедленно будут вызваны соответствующие службы (аварийные комиссары). Аналогично обстоят дела во время снегопада или плохих дорожных (погодных) условий.

К преимуществам платных дорог также относится хорошо развитая инфраструктура рядом с построенной трассой (места отдыха, кафе и АЗС каждые несколько километров), хорошее качество дорожного покрытия, большое количество полос движения (до 5-6 полос в каждом направлении на загруженных участках).

Планируется ограничивать максимальную скорость движения по платным дорогам на отметке 150 км/ч, что превышает максимально разрешенную скорость по обычной трассе. Поэтому платные дороги оказываются более эффективными и благоприятными при дальней поездке, по сравнению с обычными. Автомобилист, оплативший проезд, сможет значительно сэкономить время.

Правда, есть и недостатки. Одним из самых значительных является недостаточно развитая система приема оплаты, создающая заторы на подъездах к таким участкам. Данный недостаток может быть устранен за счет создания электронных систем оплаты или автоматизации работы пунктов взимания платы. Это должно снизить издержки, так как операторам не придется нести расходы на зарплату кассирам, позволит сократить время обработки платежей, а также исключить человеческий фактор.

К недостаткам платных автомобильных дорог также относится и сама стоимость проезда. Так на некоторых участках установлен тариф за проезд примерно от 2 до 10 рублей за каждый километр.

На проблему взимания платы за проезд по платным дорогам существует два основных взгляда: одни считают это несправедливым, так как в России существует транспортный налог, средства с которого должны направляться на обустройство дорог, другие же расценивают это как абсолютно нормальное явление.

Стоимость проезда по платной дороге может быть дифференцирована в зависимости от категорий транспортных средств, времени суток, дня недели или месяца года. На первый взгляд цена может показаться довольно высокой, но, если сравнить ее с аналогичными европейскими тарифами, можно прийти к выводу, что она вполне справедлива.

Те, кто хочет немного сэкономить при проезде по платной дороге, могут установить специальное устройство для электронной оплаты проезда -транспондер, который позволяет экономить денежные средства от 20 до 50% по сравнению с другими способами оплаты проезда.

Сегодня нет никакой строгой тарификации, сколько должен стоить проезд одного километра по платной дороге. По этой причине получается, что в одном месте стоимость проезда составляет приемлемые 2-3 рубля за километр, а на другой дороге может доходить до 10 рублей за километр. Сам тариф зависит от инвестиционно-финансовой модели, которая позволяет частному инвестору полностью компенсировать все затраты, связанные со строительством и эксплуатацией объекта. И если тариф окажется высоким, то мало автомобилистов будут пользоваться такой дорогой.

В будущем количество и общая протяженность платных участков будет только увеличиваться. Ближайшая перспектива - это строительство платных путепроводов через железнодорожные пути, которые будут дублировать существующие перегруженные переезды.

Помимо этого, на данный момент в Московской области уже реализуются проекты по строительству 525-километровой Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), общая стоимость которой составляет около 320 млрд рублей, платного 7-километрового съезда с М4 к аэропорту «Домодедово» (13 млрд рублей, открытие в 2019 году) и 2,6 -километрового объезда Наро-Фоминска с предполагаемой ценой проезда в 70 рублей. Главным региональным проектом считается строительство платной

трассы Краснодар-Кабардинка протяженностью 150 км, проходящая через Кавказский хребет к побережью Черного моря

Сегодня в нашей стране кроме того, что есть несколько операторов платных дорог, существует большая вероятность появления новых. Соответственно, использование каждым из операторов собственных технологий и способов взимания платы за проезд повлечет за собой в будущем много неудобств для пользователей. Поэтому возникает необходимость в разработке единой национальной электронной системы осуществления сбора платы за проезд по всем платным автомобильным дорогам.

Для ускорения оплаты проезда и предотвращения образования пробок сегодня перспективной считается развитие электронных систем взимания платы за проезд при помощи специальных устройств (например, транспондеров), а также автоматизация работы пунктов взимания платы. Проблема заключается и в том, что транспондеры функционируют сегодня не на всех платных участках.

Также планируется, что в недалеком будущем российские платные автодороги войдут в состав протяженных международных маршрутов, охватывающих города Западной Европы, СНГ, а затем идущих в Иран, Китай и Индию.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/12157004/ #ixzz5ZNPvHY00

2. Официальный сайт Федерального дорожного агентства «Росавтодор». URL: http: //rosavtodor.ru/

3. Официальный сайт Государственной компании «Автодор». URL: http://www.russianhighways.ru/;

4. Официальный сайт ООО «Автодор-Платные Дороги» URL: https://avtodor-tr.ru/ru/;

5. Платные дороги: барьеры для развития. URL:http://www.forbes.ru/ mneniya-column/gosplan/304093-platnye-dorogi-barery-dlya-razvitiya;

6. Платные дороги. Стоимость проезда и расположение дорог. URL: http://fb.ru/article/218989/platnyie-dorogi-stoimost-proezda-i-raspoloienie-dorog.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.