ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ
Риклефс Виктор Петрович — кандидат медицинских наук, директор Центра практических навыков Карагандинского государственного медицинского университета Адрес: г. Караганда, ул. Гоголя, д. 40 Телефон: 51-38-97 E-mail: [email protected]
Р.С. Досмагамбетова, И.М. Риклефс, В.П. Риклефс, А.С. Букеева, А.З. Муратова, Ш.С. Калиева, А.М. Касатова
Особенности медицинского образования в Казахстане
R.S. Dosmagambetova, I.M. Riklefs, V.P. Riklefs, A.S. Bukeeva, A.Z. Muratova, Sh.S. Kalieva, A.M. Kasatova
Features of medical education in Kazakhstan
This article reviews the analysis of development of the higher medical education in Republic of Kazakhstan and experience of introduction of new state obligatory standards of education, and also the comparative analysis of educational standards of the Republic of Kazakhstan and the Russian Federal state educational standards of higher education.
Key words
•reform of medical education of the Republic of Kazakhstan
• new state obligatory standard of education
• educational programs
Карагандинский государственный медицинский университет Karaganda State Medical University
В статье приводится анализ развития высшего медицинского образования в Республике Казахстан и опыт внедрения новых государственных общеобязательных стандартов образования, а также сравнительный анализ образовательный стандартов Республики Казахстан и российских Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Ключевые слова
• реформа медицинского образования Республики Казахстан
• новый государственный общеобязательный стандарт образования
• образовательные программы
Казахстанская система медицинского образования с момента приобретения независимости Республикой Казахстан в 1991 г. и до 2007 г включительно продолжала развиваться в условиях методологической базы, структуры и содержания, сформированных в годы союзного государства
(СССР). Сложившаяся система медицинского образования для своего времени была весьма эффективной. Однако мировые тенденции в образовании в целом и в медицинском образовании в частности изменили требования как к содержанию, так и к применяемым образовательным технологиям.
#
В качестве основных сдерживающих факторов дальнейшего прогресса в высшем медицинском образовании выступили государственные стандарты образования старого образца, предусматривающие жесткий дисциплинарный подход, подробную детализацию всех учебных дисциплин (количество часов и содержание) и методов оценки. Содержание образования в таких условиях было фактологическим и не опиралось на компетентностный подход. Жесткая структуризация и лимитированное содержание программ не предполагали развитие академической мобильности и международного сотрудничества с ведущими иностранными университетами, не давали возможности создания совместных образовательных программ и участия в Бо-лонском процессе. Анализ сложившейся ситуации привел к необходимости разработки Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан, на основании которой в 2006 г. был разработан новый государственный общеобязательный стандарт образования (ГОСО) для медицинских и фармацевтических специальностей.
В данной статье мы приводим анализ развития высшего медицинского образования в Казахстане и опыт внедрения новых ГОСО. Учитывая вступление в действие с января 2015 г. Договора о создании Евразийского экономического союза и все возрастающую потребность в совместном признании дипломов о высшем медицинском образовании между Республикой Казахстан (РК) и Российской Федерацией, был проведен сравнительный анализ медицинских образовательных программ наших стран. При этом мы стремились обозначить аспекты, характерные в целом для системы медицинского образования в России и Казахстане, опираясь в этом на
опыт нашего вуза — Карагандинского государственного медицинского университета.
В настоящее время в Республике Казахстан подготовка специалистов в области медицины и здравоохранения ведется по специальностям «общая медицина» (объединившей лечебное дело, педиатрию и медико-биологическое дело), «стоматология», «общественное здравоохранение», «медико-профилактическое дело», «сестринское дело», «фармация». Принципиальным отличием новой системы подготовки является тот факт, что квалификацию «врач» получают только выпускники специальностей «общая медицина» и «стоматология». По всем остальным (в соответствии с принципами Болонского процесса) ведется подготовка бакалавров здравоохранения по соответствующей специальности.
Новые образовательные программы ориентированы на конечные результаты и Дублинские дескрипторы в соответствии с разработанными национальными и отраслевыми рамками квалификации. В обучении широко используется компетентност-ный подход. Определены места достижения компетентностей в каждой дисциплине рабочего учебного плана специальности. Внедрены дисциплины по выбору студентов, которые направлены на усиление фундаментальной подготовки специалистов, позволяющей сформировать навык выбора управленческих, профилактических, диагностических и лечебных мероприятий на основе доказательности. Образовательные программы отражают потребности рынка труда и согласованы со всеми заинтересованными лицами: работодателями, студентами, преподавателями и другими.
Внедрение новой системы подготовки специалистов в области здравоохранения позволило достаточно широко использовать принцип формирования индивидуальных
образовательных траекторий. Индивидуализация образования в зависимости от интересов обучающихся возможна как за счет элективных дисциплин (в основном при подготовке бакалавров общественного здравоохранения) либо путем выбора направления подготовки в интернатуре и элективных дисциплин (подготовка врачей по специальности «общая медицина и «стоматология».
Проведенная реформа вызвала необходимость пересмотра содержания всех образовательных программ, а также развития широкого мирового сотрудничества. Высшее медицинское образование в Казахстане осуществляется на основе государственного регулирования со стороны Министерства здравоохранения и социального обеспечения и Министерства образования и науки. Основными документами, регламентирующими разработку образовательных программ, являются утвержденные ГОСО по медицинским специальностям. Для разработки новых стандартов образования были активно привлечены представители всех медицинских вузов, а также международные эксперты.
Образовательная программа по специальности «общая медицина»
Продолжительность обучения по специальности «общая медицина» составляет 7 лет. Обучение в вузах республики ведется на 2 языках — казахском и русском, в нашем университете с 2001 г. и на английском языке.
Образовательные программы включают 3 основных блока дисциплин: общеобразовательные (в число которых входят прежде всего социально-гуманитарные дисциплины), базовые (естественно-научные) и профилирующие (клинические) дисциплины.
В отличие от российских Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальностям «лечебное дело» и «педиатрия» образовательная программа специальности «общая медицина» ориентирована на подготовку врачей по выбранному направлению: внутренние болезни, хирургия, общая врачебная практика, акушерство и гинекология, педиатрия.
Первые 5 лет программа обучения общая для всех студентов, она завершается присвоением степени бакалавра медицины без права клинической деятельности. Образовательная программа бакалавриата (первые 5 лет обучения) продолжительностью 180 нед аудиторного обучения, 30 нед сессии, 15 нед практики состоит из 3 основных блоков дисциплин: общеобразовательные, базовые и профилирующие в соотношении 2:4:4
Общеобразовательные дисциплины направлены на изучение истории Казахстана, иностранных языков, государственного (казахского) языка или языка межнационального общения — русского. В связи с государственной программой развития языков в Республике Казахстан на 1—2-м курсах серьезное значение уделено языковой подготовке (рис. 1).
Базовые дисциплины изучаются на 1—3-х курсах и представлены анатомией, физиологией, гистологией, микробиологией, патологией (патанатомией и патофизиологией), биохимией, биостатистикой и другими дисциплинами биомедицинской направленности (рис. 2).
Студенты по завершению 5 лет обучения, получив степень бакалавр медицины, могут выбрать и неклиническую деятельность, поступив в магистратуру по биомедицинским специальностям.
Кредиты ECTS
4 2 0 2 4 6 8
#
Казахский (русский) язык Иностранный язык Экология и устойчивое развитие Политология Социология История государства Основы безопасности жизнедеятельности Экономика Право
Философия
Психология и педагогика Биоэтика
История медицины Вариативная часть
Россия
Казахстан
Рис. 1. Структура общеобразовательных (социально-гуманитарных) дисциплин в образовательных программах Казахстана и России
Образовательная программа первого года обучения в основном ориентирована на формирование гражданской позиции студентов, освоение ряда биомедицинских дисциплин и получение первого опыта клинических и коммуникативных навыков. Образовательная программа второго года обучения основана на базовых дисциплинах, формирующих научное мировоззрение будущего врача.
Освоение образовательной программы третьго года основано на интегрированном обучении, где используется системный подход. 8 дисциплин (анатомия, гистология, физиология, патологическая анатомия, патологическая физиология, фармакология, визуальная диагностика, пропедевтика внутренних болезней) изучаются интегрированно в составе модулей по следующим системам: дыхательная, сердечно-сосудистая, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, пищеварительная, кроветворная и мочеполовая.
4—5-й годы образовательной программы и интернатура (6—7-й годы) осуществляется по принципу ротаций и представляет собой полностью клиническое обучение. Обучение в интернатуре организовано по модульному принципу. Сравнение образовательной программы по клиническим дисциплинам Казахстана и России приведены на рис. 3. Из рис. 3 видно, что студенты на уровне бакалавриата (5 лет обучения) в Казахстане проходят клинические дисциплины в несколько меньшем объеме, чем в России, так как в России принята 6-летняя программа. Тем не менее недостаточное количество часов по клиническим дисциплинам компенсируется в ходе последних 2 лет обучения в форме интернатуры по направлениям «внутренние болезни», «хирургия», «педиатрия», «акушерство и гинекология», «общая врачебная практика» (рис. 4).
Согласно ГОСО, по завершению полного цикла подготовки врача студенты, выбравшие в интернатуре направления
Медицинское образование и профессиональное развитие №4 (18) 2014
6
12 10 8
Кредиты ECTS
6 4 2 2 4
6 8 10 12
| I
| I
I I
| I
□
| I
| I
Молекулярная биология и медицинская генетика Коммуникативные навыки Медицинская биофизика Физиология
Профессиональный иностранный язык Профессиональный казахский (русский) язык Информатика
Гистология, цитология, эмбрионология
Биостатистика
Фармакология
Микробиология, вирусология Химия
Иммунология
Топографическая и оперативная анатомия Паталогиская анатомия Паталогическая физиология Биохимия Анатомия
Физика, математика Компонент по выбору Биология
Россия
Казахстан
Рис. 2. Структура базовых (естественно-научных) дисциплин в образовательных программах Казахстана и России
«общая врачебная практика», после сертификации в комитете контроля медицинской и фармацевтической деятельности МЗ РК допускаются к клинической деятельности в качестве врача. По всем другим направлениям клиническая деятельность возможна только после окончания резиден-туры продолжительностью 2—3 года.
Реформирование системы подготовки врачей потребовало не только пересмотра программы обучения, но и методологии и методической базы учебного процесса. Прежде всего учебный процесс ориентирован на формирование профессиональной компетентности будущих врачей.
Программы обучения направлены на приобретение биомедицинских знаний, освоение клинических и коммуникативных навыков, наработку профес-сионалнальных навыков. В ходе освоения образовательной программы студенты овладевают навыками работы в команде, проведения научных исследований и самосовершенствования. Конечные результаты обучения основываются на реализации Дублинских дескрипторов первого уровня.
При создании образовательных программ каждый медицинский вуз имеет определенную академическую свободу. В нашем университете разработано методи-
Медицинское образование и профессиональное развитие №4 (18) 2014
КАДРОВОЕ РАЗВИТИЕ
#
45 35
Кредиты БОТв
25 15 5
оого
Е Е Е Е Е ±Ё
В
~1—1
15 25
Казахстан
Скорая неотложная медицинская помощь
Введение в клинику
Визуальная диагностика
Психиатрия, наркология
Акушерство и гинекология
Основы доказательной медицины
Общая врачебная практика/Поликлиническая терапия
Неврология
Пропедевтика внутренних болезней
Эпидемиология
Офтальмология
Оториноларингология
Онкология
Детские инфекционные болезни
Стоматология
Общая хирургия
Медицинская реабилитация
Судебная медицина
Дерматовенерология
Клиническая фармакология
Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия
Травматология/Травматология, ортопедия
Инфекционные болезни
Фтизиатрия
Общая гигиена/Гигиена
Общественное здравоохранение
Компонент по выбору
Внутренние болезни
Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф Дисциплины направления «Хирургия» Детские болезни/Педиатрия
Рис. 3. Структура профилирующих (клинических) дисциплин в образовательных программах Казахстана и России
ческое обеспечение и внедрены в учебный процесс: проблемно-ориентированное обучение, метод проекта (работа в лабораториях), командно-ориентированное обучение, обучение на основе клинических случаев, межпрофессиональное обучение, приобретение и закрепление навыка самообразования. Широко используются симуляци-онные технологии, которые направлены на улучшение клинического обучения, повышение качества медицинского обслуживания. На базе центра практических навыков обучаются студенты всех специальностей.
С целью объективизации оценки знаний, умений и навыков используются объектив-
ный и групповой объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ и ГОСКЭ), клинический мини-экзамен, прогрессивное тестирование, письменный (эссе) и устный экзамены, основанные на клинических случаях, портфолио, оценка способом «360 градусов» и др. (рис. 5). Анализ анкетирования в рамках обратной связи студентов позволяет повышать качество организации проведения экзаменов и оценки учебных достижений обучающихся. С 2011 г внедрено прогрессивное тестирование, позволяющее оценить успешность освоения образовательных программ.
Медицинское образование и профессиональное развитие №4 (18) 2014
5
Р.С. Досмагамбетова, И.М. Риклефс, В.П. Риклефс, А.С. Букеева, А.З. Муратова, Ш.С. Калиева, А.М. Касатова
Особенности медицинского образования в Казахстане
Кредиты ECTS
10 20 30 40 50
Акушерство и гинекология Компонент по выбору
Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия Клиническая анатомия и оперативная Клиническая фармакология Визуальная диагностика Онкология
Дерматовенерология
Общая врачебная практика
Акушерство и гинекология
Детские болезни
Компонент по выбору
Внутренние болезни
Дисциплины направления «Хирургия»
Фтизиатрия
Онкология
Неврология
Инфекционные болезни Психиатрия,наркология
Детские болезни
Компонент по выбору
Клиническая фармакология
Детские инфекционные болезни
Дисциплины направления «Хирургия»
Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия
Визуальная диагностика
Фтизиатрия
Неврология
Внутренние болезни
Компонент по выбору
Клиническая фармакология
Клиническая лабораторная диагностика
Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия
Визуальная диагностика
Фтизиатрия
Неврология
Инфекционные болезни Психиатрия, наркология
□
Дисциплины направления «Хирургия»
Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия
Клиническая анатомия и оперативная
Травматология
Компонент по выбору
Визуальная диагностика
Онкология
Оториноларингология Офтальмология
Рис. 4. Структура профилирующих (клинических) дисциплин в образовательных программах интернатуры (6-7-й годы обучения) в Казахстане
КАДРОВОЕ РАЗВИТИЕ
н и л п Кроветворная
ци с и д х Мочеполовая
ы н н а в Пищеварительная
р и р ег Эндокринная
тн и м а Нервная
е с и с Опорно-двигательная
о п а дк Сердечно-сосудистая
ла с а Р Дыхательная
#
р
е в
д
е
р
а д
у
ок с н
и д
н а г
а р
а К
е р
д
е
е ц
о
о р
б е
ч у
а м е х С
ио
.с и Р
Развитие международных связей в медицинских вузах Казахстана
Все медицинские вузы Казахстана стремятся к расширению международного сотрудничества. Так, с 2012 г. в КГМУ выполняются международные программы Европейского Союза — темпус «Создание межрегиональной сети Национальных центров по медицинскому образованию, направленному на внедрение проблемно-ориентированного обучения и виртуального пациента» и Центральноазиатская сеть по образованию, исследованиям и инновациям в области гигиены окружающей среды в партнерстве с вузами Казахстана, Англии, Греции, Кипра, Грузии, Украины, Италии, Эстонии, Швеции. Активно ведутся исследования в области медицинского образования. Для разработки методологии индивидуализации образовательных программ в вузе в 2012—2014 гг. проводились научные исследования в рамках гранта Министерства образования и науки РК «Разработка методологии повышения результативности обучения в медицинском вузе».
С 2010 г. после подписания КГМУ Великой хартии университетов активно развивается академическая мобильность студентов и преподавателей, что позволяет более широко использовать мировой опыт. Студенты изучают дисциплины в вузах-партнерах, не только в Казахстане, но и за рубежом. В рамках международного сотрудничества в области медицинского образования, науки и практики вузами Казахстана заключены меморандумы и соглашения с университетами, клиниками и научными центрами из многих стран мира. В программах академической мобильности от нашего университета участвовали более 60 преподавателей и 345 студентов. Осуществлялся обмен между
вузами Казахстана, Грузии, России, Таджикистана, Узбекистана, Белоруссии, Швеции, Хорватии, Испании, Индии, Тайваня, Малайзии, Израиля, Румынии и др. Сотрудники и обучающиеся активно пользуются международными информационными ресурсами — Thomson Reuters, Cochrane, Elsevier, Scopus, Springer.
Достигнутые успехи позволили казахстанским медицинским вузам войти в директорий медицинских школ «Авиценна» Всемирной организации здравоохранения и Всемирной федерации медицинского образования, стать членами Ассоциации медицинского образования Европы (АМЕЕ), Ассоциации по изучению медицинского образования (ASME), Организации по защите PhD в области биомедицины и здравоохранения в Европейской системе (ORPhEUS), Организации академической мобильности по Юго-Восточной Азии и Тихоокеанскому региону (UMAP).
Решение задач дальнейшего улучшения качества образовательных услуг, научно-исследовательской и клинической деятельности мы видим в концентрации талантов студентов, преподавателей, научных сотрудников и развитии международного сотрудничества.
Проблемы и перспективы развития медицинского образования Казахстана
Несмотря на достигнутые успехи в реформировании медицинского образования, имеются определенные проблемы, как в организации учебного процесса, так и в оценке знаний, умений и навыков студентов.
Действующие Государственные общеобязательные стандарты высшего образования не дают достаточной академической
Медицинское образование и профессиональное развитие №4 (18) 2014
свободы вузам и автономии в построении образовательных траекторий.
Прием в медицинские вузы осуществляется только на основе теоретических знаний абитуриентов по биологии, математике, казахскому/русскому языку, истории Казахстана. При этом не учитываются личностные качества абитуриента, знания других естественно-научных дисциплин, таких как химия, физика, что у студентов, имеющих слабые знания, затрудняет усвоение молекулярной биологии, биохимии, физиологии и других базовых дисциплин, необходимых для качественной подготовки современного врача. В этой связи в нашем университете на протяжение последних лет при приеме на платное обучение проводятся оценка уровня знаний абитуриентов по химии и физике и собеседование для оценки мотивации к обучению, причин выбора медицинских специальностей. Внедрение такого подхода позволило вузу серьезно повысить успеваемость студентов, обучающихся на платной основе.
Сегодня медицинские вузы осуществляют прием абитуриентов без учета их индивидуальных особенностей, личностных характеристик и способности к профессиональной деятельности врача. Решить эту проблему можно с помощью психометрического тестирования, что в рамках пилотного проекта Всемирного банка реконструкции и развития, апробируется на базе двух медицинских вузов республики.
Формирование специалистов системы здравоохранения в соответствии с современными требованиями диктует необходимость фундаментальных знаний базовых дисциплин, что возможно при расширении лабораторных работ в образовательных программах, внедрении методов
обучения, основанных на проведении научных исследований.
Оценка знаний, умений и навыков в соответствии с действующим стандартом имеет дисциплинарный, а не интегральный подход. Согласно образовательным стандартам оценивается каждая дисциплина. В результате возникает дисбаланс между типом организации образовательной программы — интегрированное обучение на 3-м курсе, модульное в интернатуре и необходимостью оценки каждой дисциплины. Внедрение новых образовательных технологий и модульных программ обучения требует изменения методов оценки. Целесообразно оценивать не знания, а качество сформированных и развитых профессиональных компетент-ностей будущих медицинских специалистов, изучение и анализ которых позволит пересматривать, обновлять и улучшать медицинские образовательные программы. Оценка уровня освоения образовательной программы выпускниками должна проводиться не самим вузом, а путем внедрения независимой экзаменации на различных этапах подготовки врача.
Соответствию выпускников медицинских вузов потребностям системы здравоохранения будет способствовать внедрение спиральной интегрированной модели образовательной программы, основанной на компетенциях, совершенствование программ последипломного образования, увеличение элективного компонента до 40%. При этом вузы получат академическую свободу в разработке собственных уникальных образовательных программ с учетом потребностей практического здраво охранения регионов и страны в целом, интересов обучающихся, населения и общества.
Медицинское образование и профессиональное развитие №4 (18) 2014
Сведения об авторах
Досмагамбетова Раушан Султановна — доктор медицинских наук, профессор, ректор Карагандинского государственного медицинского университета
Риклефс Ирина Матвеевна — кандидат биологических наук, доцент, начальник методического отдела учебно-методического центра Карагандинского государственного медицинского университета
Риклефс Виктор Петрович — кандидат медицинских наук, директор Центра практических навыков Карагандинского государственного медицинского университета
Букеева Алия Сатыбалдиевна — преподаватель кафедры медицинской биофизики и информатики Карагандинского государственного медицинского университета
Муратова Алма Зульфухаровна — кандидат биологических наук, директор Центра стратегии управления и развития Карагандинского государственного медицинского университета
Калиева Шолпан Сабатаевна — кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой клинической фармакологии и доказательной медицины Карагандинского государственного медицинского университета
Касатова Аида Магатовна — 1Т-специалист Центра развития стратегии и управления Карагандинского государственного медицинского университета
Медицинское образование и профессиональное развитие №4 (18) 2014 I 85