Научная статья на тему 'Особенности математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях'

Особенности математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12977
1193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игракова О. В.

Статья посвящена проблеме математического развития дошкольников. Рассмотрены современные требования к математической подготовке дошкольников в России в соответствии с различными историческими периодами. В статье указаны условия оптимального математического развития детей дошкольного возраста, описан опыт педагогов, а также собственный опыт в разработке и реализации авторской программы математического развития ребенка на основе деятельностного и интегративного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 37

О.В. Игракова, к.п.н., доцент филиал КубГУ в г. Славянске-на-Кубани г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация

Статья посвящена проблеме математического развития дошкольников. Рассмотрены современные требования к математической подготовке дошкольников в России в соответствии с различными историческими периодами. В статье указаны условия оптимального математического развития детей дошкольного возраста, описан опыт педагогов, а также собственный опыт в разработке и реализации авторской программы математического развития ребенка на основе деятельностного и интегративного подходов.

Ключевые слова

Математическое развитие дошкольников, предматематическая подготовка, математические способности детей.

Обучение дошкольной математике очень важно для ребенка, поскольку в этом возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, которая на протяжении долгого времени являлась единой программой дошкольного образования, основной целью математического образования считались формирование элементарных математических представлений и подготовка детей к школе. Основной формой работы считалось занятие, на которых в определенной последовательности вырабатывались необходимые математические знания и умения. Зачастую педагог показывал и объяснял задание, демонстрируя образец, выявляя свойства и связи математических объектов, а дети, слушая его указания, отвечали на вопросы.

Таким образом, обеспечивалась учебно-дисциплинарная модель дошкольного образования и детский сад превращался в «маленькую школу» с засилием в нем «учебных занятий» по математике и другим предметам с игнорированием первенствующего значения игры и других исконно «дошкольных» видов деятельности, в результате чего возникли трудности с освоением ребенком учебной деятельности в начальных классах.

Научные позиции ученых-психологов по проблемам математической подготовки детей-дошкольников (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков и др.) легли в основу современной системы раннего математического обучения и развития и значительно обогатили ее.

Исследования последних десятилетий показали, что маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, он может освоить значительно больше, чем считалось прежде, что открывает новые перспективы существенного обогащения познавательного содержания дошкольной программы обучения.

Кроме того, исследования Давыдова В.В, Запорожца А.В. и др. подчеркивают, что дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку осуществлять разные виды свободной деятельности. Многообразие этих видов деятельности, осуществляемых ребенком по собственному желанию (без каких-либо жестких правил и норм) не только дает детям много знаний и умений, но и развивает их чувства, мышление, воображение, внимание. Развивающее-образовательные задачи в дошкольном возрасте должны решаться именно таким, опосредованным образом. Доказано, что такой подход позволяет избежать значительных проблем в школьном обучении детей [4, с.23].

В ходе исследования выявлено, что в соответствии с новой концепцией дошкольного образования к традиционным требованиям математической подготовки детей были добавлены такие, как:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

- обеспечение системности в процессе формирования математических знаний у дошкольников;

- формирование не только математических представлений, но и базовых математических понятий;

- ориентация на развитие умственных способностей ребенка (формирование умений воспринимать, запоминать, рассуждать, анализировать, абстрагировать, схематизировать, обобщать, делать выводы, умозаключения и т.п.);

- создание благоприятных условий для развития математических способностей ребенка;

- развитие познавательных процессов и способностей в процессе формирования математических представлений;

- овладение приемами учебной деятельности в процессе математического развития и др [1, с.117].

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, ритме темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

В процессе исследования выявлено, что в последнее время произошло обновление содержания методики предматематической подготовки, совершенствуются формы и средства обучения. Это связано с введением новой деятельностной парадигмы образования в РФ, которая характеризуется личностно ориентированным подходом, идеей развивающего обучения, постулирующей в качестве цели образования развитие личности ребенка. Таким образом, учебно-дисциплинарная модель организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях России меняется на личностно-ориентированную.

Система развивающего обучения математике должна быть направлена не на количественное накопление ребенком фактов, способов действий, воспринятых «на память», а на формирование и развитие собственной деятельности с предлагаемым математическим материалом. Важно, чтобы ребенок не воспринимал формализованную символьную информацию (числа и цифры, знаки действий) как слова и значки, которые надо запомнить и научиться воспроизводить. Важно, чтобы он постепенно понимал смысл этой уникальной модели окружающего нас мира, называемой математика, смысл ее символики. Важно, чтобы с первых же шагов в математике ребенок имел возможность видеть и понимать, что здесь из чего вытекает, и накапливал опыт управления предлагаемой ситуацией, опыт ее анализа, изменения и исследования. Только в этом случае у ребенка будет формироваться произвольная осознаваемая мотивация исследовательской (познавательной) деятельности, которая является основой для построения в перспективе произвольной осознаваемой учебной деятельности школьника [1, с.213].

Освоение обновленного содержания методики дошкольного обучения математики позволяют наиболее полноценно реализовать современные требования: эффективно и комфортно обучать детей с разным уровнем развития и разным темпом обучения.

Следует отметить, что эффективность математического развития детей дошкольного возраста в большей степени определяется целенаправленной работой педагогов: грамотно подобранными технологиями, формами, методами и приемами работы, их рациональным сочетанием в процессе различных видов деятельности [3, с.75].

Сравнительный анализ существующих программ в области дошкольного образования показал, что основной акцент в этих программах делается на:

- ведущую роль социокультурного контекста развития, что подчеркивает неправомерность переноса акцента дошкольного образования на школьную модель обучения (идея Запорожца об амплификации развития);

- творческий характер развития ребенка,

- целостное развитие ребёнка как субъекта детской деятельности;

- развитии способностей, согласно которой основная линия в развитии ребёнка - это способности (концепция Л.А. Венгера).

В некоторых программах представлен блок по развитию начал логического мышления. Процесс работы осуществляется в разных формах в зависимости от возраста детей. Методики проведения занятий построены таким образом, что программная задача может быть реализована на различном материале, варьируемым педагогом и в соответствии с желаниями и интересами конкретных детей.

Так, например, показателен опыт педагогов центра развития ребенка - детского сада № 2 «Золотничок»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

г. Славянска-на-Кубани в использовании современных технологий в раннем обучении детей математике. В практике работы дошкольного образовательного учреждения педагогами используются логические блоки Дьенеша и цветные счетные палочки Кюизенера. Игры-занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, приобрести чувственный опыт, развить желание овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями. Использование логических блоков способствует развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формирует навыки, необходимые для решения логических задач. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

В ходе исследования было выявлено, что значительным потенциалом для формирования математических представлений обладают русские народные сказки. Например, рассматривая сказку «Репка» детям предлагалось ответить на вопросы:

- Кто пришел тянуть репку первым ? За кем встала бабка? Какая по счету она была? Между кем стоит бабка? Кто стоит перед Жучкой? Кто в сказке самый высокий? Самый низкий? Сколько человек тянули репку в сказке?

Подобные вопросы позволяют формировать у дошкольников порядковую и количественную характеристику натурального числа, пространственные ориентировки, представление о величине и др.

Кроме сказок при обучении детей математике педагогами активно используются малые фольклорные жанры: потешки, стихи, скороговорки, загадки, песенки и др.

Исследование математических проблем проводятся в непосредственно образовательной деятельности интегративно. Так, пространственно-временные отношения и сравнение величин можно связать с материалом по изучению окружающего мира, изобразительной деятельности. Практически все знания, умения и навыки, полученные на занятиях, можно закреплять во время прогулок в естественной, непринужденной форме, работая с детьми индивидуально. Например, использовать ситуации одевания, прогулки, приготовления к обеду. Например, можно спросить у ребенка, сколько пуговиц на его рубашке, какой из двух шарфов длиннее (шире), чего больше на тарелке - яблок или груш, где правая варежка, а где левая и т.д.

Результаты исследования показывают, что дети из классов, где использовался деятельностный метод обучения, быстрее своих сверстников (по сравнению с контрольным классом в школе) усваивали учебный материал, были склонны к исследовательской деятельности, оказывались способны четко обосновать свою точку зрения. Они более самостоятельны, активны и общительны, обладают более высоким уровнем математической подготовки, с удовольствием учатся.

На протяжении ряда лет силами научного коллектива из числа профессорско-преподавательского состава кафедры общей и профессиональной педагогики была разработана и реализована на базе центра развития ребенка «Умка» авторская программа развития детей старшего дошкольного возраста для групп кратковременного пребывания в ДОУ «Звездочка». Цель программы: создание условий для интеллектуально-творческого развития и саморазвития старших дошкольников в интеграции различных видов деятельности.

В программе представлен математический блок, целью которого является развитие у детей математических способностей, творческой деятельности и познавательного интереса на основе интеграции различных видов деятельности. Ведущей образовательной технологией является проблемно-игровая, а предлагаемые детям знания выступают в качестве средства развития ребенка-дошкольника.

В процессе математического развития дошкольников создаются условия для развития начал логического мышления (формируются приемы анализа, сравнения, обобщения, классификации и др.).

В ходе игры осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, группах, обеспечивающее эмоционально комфортные условия образовательного процесса.

В ходе реализации программы педагог организует и направляет поисковые действия детей, развивая их собственную деятельность, приобщая к самостоятельному анализу, сравнению, выявлению существенных признаков и закономерностей окружающего мира.

Математические представления детей формируются в межпредметной интеграции, т.е. тесной взаимосвязи с другими предметами и явлениями окружающего мира.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

Непосредственно образовательная деятельность направлена на приобретение ребенком опыта математического творчества (исследование математических объектов, придумывание и конструирование из геометрических фигур образов и моделей предметов и объектов, различные варианты решения заданий, сочетание репродуктивных и продуктивных упражнений и т.д.). Список использованной литературы:

1. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. -М.: Айрис-пресс, 2005.

2. Выготский Л.С. Психология.- М., 2002.

3. Габова М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии. - М.:Директ-Медиа, 2014.

4. Михайлова 3. А., Полякова М. Н., Непомнящая Р. Л., Вербенец А. М. Математическое развитие дошкольников. СПб., 1998.

© Игракова О.В., 2017

УДК 371

А.А. Клиппа, студентка Научный руководитель: М.М. Козлова старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

г. Абакан, Российская Федерация

ЦВЕТОВЫЕ ПЕРИФРАЗЫ НА ОСНОВЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ ЭПИТЕТОВ И СРАВНЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ И.С. НИКИТИНА КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье анализируются цветовые перифразы на основе метафорических эпитетов и сравнений в поэзии И.С. Никитина как одно из средств обогащения словарного запаса младших школьников в аспекте развития образности и выразительности речи.

Ключевые слова

Метафорические эпитеты, цветовые перифразы, обогащение словарного запаса младших школьников.

Обогащение словарного запаса младших школьников - это целенаправленный и долговременный процесс, одним из направлений которого является развитие образной речи детей этого возраста.

Наряду с другими тропами, семантическими и стилистическими фигурами речи, одно из главных мест в системе изобразительно-выразительных средств художественной речи занимают метафорические эпитеты, составляющие канву переносных значений лучших произведений русской классической поэзии. В терминологическом отношении эпитет (греч. ер^еШп - «приложение») - это художественное, образное определение, вид тропа. Метафорический эпитет - это стилистический прием, указывающий не только на признак определенного явления, но и придающий этому признаку символическое или образно-переносное значение. В поэтических произведениях, предназначенных для изучения в начальной школе, метафорические эпитеты представлены достаточно обширно и тематически разнообразно.

Пейзажная лирика, характерной особенностью которой является семантический символизм, представляет глубокий и многообразный языковой материал для ознакомления младших школьников с ролью эпитетов в поэтическом тексте. Так, стихотворения русского поэта Ивана Саввича Никитина удивляют читателя богатством словесных красок, глубоким смыслом красоты русской природы, русского крестьянского быта, мелодичностью стиха. Связанная с традициями родной земли, поэзия И.С. Никитина дает основу для патриотического воспитания подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.