КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
615
особенности маркетинговой стратегии в детском санатории
© Шибзухова Лаура Анзоровна, Борукаева Лана Алиевна, Абазова Залина Хасановна, Борукаева Ирина Хасанбиевна
Кабардино-Балкарский государственный университет им. ХМ. Бербекова. 360004, Нальчик, ул. чернышевского, д. 173
московский государственный юридический университет имени о.Е. кутафина. 125993, москва, ул. Садовая-кудринская, д. 9. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: детский санаторий; профилактика; менеджмент; маркетинг; стратегия развития.
Введение. управление медицинскими учреждениями в условиях экономического реформирования здравоохранения в настоящий момент представляет собой довольно сложный процесс, требующий от руководителей учреждений здравоохранения знания элементов теории менеджмента и маркетинга, что в сегодняшних социально-экономических условиях способно не только повысить качество здоровья населения, но и увеличить доходы медицинских учреждений в условиях активной деятельности конкурентов. поэтому в новых рыночных условиях для обеспечения выживаемости медицинские учреждения переходят к новому механизму хозяйствования, при котором немалое значение занимает маркетинг. А связи с переходом отечественного здравоохранения от системы, ориентированной преимущественно на лечение заболеваний, к системе профилактики заболеваний, совершенствование системы медицинской реабилитации, включающее санаторно-курортное лечение, является одним из приоритетных направлений развития.
Цель исследования. анализ маркетинговой стратегии детского санатория «радуга».
Материалы и методы. С использованием современных концепций менеджмента был проведен стратегический анализ маркетинговой деятельности детской санаторно-курортной отрасли. объектом исследования явилось детское лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения — санаторий «радуга». исследование включало опрос (анкетирование), наблюдение, проектирование, статистический анализ эффективности методов маркетинга, синтез и обобщение.
Результаты. как и другие санатории для детей, в том числе сопровождаемых родителями, сана-торий «радуга» предлагает комплексный продукт — услугу по санаторному лечению и реабилитации детей с психолого-педагогическим сопровождением (продолжение
школьного обучения во время учебного года, организация досуга, занятия с детским психологом и др.). для реализации предлагаемого продукта «радуга» располагает современными лечебно-диагностическими технологиями с использованием медикаментозных и немедикаментозных методов лечения и реабилитации, применяемых в соответствии со стандартами санаторного лечения детей при хронических заболеваниях. проведенные исследования показали, что служба менеджмента и маркетинга детского санатория «радуга» идет по пути максимальной адаптации санаторно-курортного лечения к требованиям рынка, повышения эффективности функционирования санатория. осуществляется воздействие на рынок и потребительский спрос с помощью всех доступных средств для формирования необходимых для санатория направлений. Активно развивается и поощряется творческий подход к решению возникших в результате проведения маркетинговых исследований технических и хозяйственных проблем, по совершенствованию и повышению качества услуг по санаторно-курортному лечению. Благодаря работе маркетинговой службы к сотрудничеству с детским санаторием «радуга» привлечены солидные туристические и страховые компании, заключены договоры с турфирмами в различных регионах россии. Активное участие в региональных, всероссийских и международных выставках, использование возможностей рекламы, социальная деятельность, внедрение электронной системы заявок и автоматизация бронирования мест, работа с корпоративными клиентами, эффективная политика ценообразования - все это позволило санаторию «радуга» приблизиться к клиенту, что, в свою очередь, открывает широкие возможности для совершенствования маркетинга и менеджмента. Благодаря увеличению количества заключенных договоров на реализацию путевок с различными регионами, рост прибыли идет высокими
MEDiOiNE: THEoRY AND pRACTicE
том 4 СПЕЦВЫПУСК 2019
eiSSN 2658-4204
616
ABSTRACTS
темпами. За счет увеличения коечного фонда по санаторию за период с 2012 г. по 2018 г., увеличилось количество отдыхающих на 157,6%, а за счет эффективного использования коечного фонда обеспечена круглогодичная 100% заполняемость здравницы.
Заключение. применение маркетинга в здравоохранении способствует оптимизации деятельности медицинских учреждений, что помогает учреждениям здравоохранения наи-
более рационально планировать свою деятельность. использование методов маркетингового управления направлено на привлечение потребителей медицинских услуг и оптимизацию работы лечебно-профилактических учреждений. маркетинговая служба санатория «радуга» на современном этапе успешно выполняет продвижение санаторно-оздоровительных услуг на отечественном и международном рынках.
МЕдицинА: теория и ПРАКТИКА
тоМ 4 спецвыпуск 2019
iSSN 2658-4190