Н. В. Финько
ОСОБЕННОСТИ МАКРОПОЛИТИКИ ДЕНЕЖНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Изучаются основные особенности макрополитики денежного регулирования в глобальной экономике. Рассмотрена эволюция электронных денег как наиболее современной формы денег; особенности денежного регулирования отдельных субъектов глобальной экономики. Произведен сравнительный анализ типов макрополитики денежного регулирования различных субъектов глобальной экономики.
Развитие интеграционных процессов, ведущее к стиранию экономических границ, масштабные переливы финансовых ресурсов между различными странами, образование новых экономических блоков, участники которых связаны общей системой экономических и политических интересов, укрупнение самих компаний и банков создают качественно новые условия и механизмы вхождения страны в мировую экономику.
Эти условия становятся более ощутимы по мере расширения экономических границ и всё большей вовлеченности России в международные экономические механизмы.
Существует подход, определяющий глобализацию как процесс постоянно возрастающей степени интеграции между странами. Глобализация определяется некоторыми специалистами как растущая экономическая взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия трансграничных перемещений товаров, услуг и международных потоков капитала, а также благодаря всё более быстрой и широкой диффузии технологий.
Глобальная экономика — совокупность взаимосвязанных разнонаправленных процессов трансграничного перемещения товаров, услуг, капитала, финансово-денежных ресурсов на основе взаимозависимости различных стран и возрастающего влияния развития технологий.
Необходимо выделить основные факторы и условия глобальной экономики, воздействующие на макроэкономическое регулирование денежной массы.
1. Существует разделение на страны-лидеры глобализации (субъекты глобальной экономики) и отстающие страны (страны — объекты глобальной экономики). Проблема приобретает еще большую актуальность, если принимать во внимание территориальный и ресурсный потенциал, которым располагает наша страна. Напомним, что при доле в населении мира менее 3 % на Россию приходится более 10 % территории и более 30 % мировых запасов сырья. С учетом того, что проблема ресурсообеспеченности в мире будет только обостряться, очевидны повышенное внимание и интерес международного сообщества к столь «потенциалоемкому» региону, в связи с чем конкуренция по всем направлениям будет только нарастать. Страны-лидеры осуществляют экспансию своих финансовых технологий и правил, в том числе кредитно-денежной политики. Страны, имеющие экономическое отставание от индустриально развитых стран-лидеров глобализации, почувствовали первые признаки своего участия в глобальной экономике именно через
финансово-кредитную сферу. В частности, для России это выразилось во взаимодействии с международными финансово-кредитными институтами и серьезной зависимости от них в определении своей внутренней политики государственного регулирования экономики. Поэтому логично, что даже у специалистов сложилось мнение о первичности финансовой глобализации. Возникает вопрос: в какой мере в результате открытости национальной экономики для глобализации в принципе возможно сохранение экономического суверенитета?
2. Межгосударственное регулирование. Глобальная экономика, как и национальная экономика отдельной страны, с одной стороны, является системой, способной к саморегулированию, а с другой стороны, подвергается активному государственному регулированию. Если раньше государственное регулирование было исключительно атрибутом национальной экономической системы, то сейчас следует говорить о возникновении межгосударственного регулирования, осуществляемого при участии межгосударственных экономических организаций. Финансовокредитная сфера в значительной мере обеспечивает возможность глобализации и интегрируется более высокими темпами. В то же время именно финансово-кредитная сфера породила большую часть инструментов государственной политики, которые принято называть «экономическими регуляторами» (денежно-кредитные, фискальные, таможенные и т. п.). Наднациональное ограничение или стимулирование использования таких инструментов и составляет основу межгосударственного экономического регулирования.
3. Денежное регулирование имеет наибольшую скорость интеграции среди всех других глобальных сфер регулирования. В частности, в рамках ЕС функционирует единый Центробанк, что свидетельствует об очень высокой степени интеграции денежно-кредитного регулирования. Выпуск с 1 января 1999 г. в обращение евро, который несмотря на его неоднозначное влияние в области экономико-политических отношений между Европой и США, является наивысшим проявлением европейской интеграции,— это также инструмент денежно-кредитного регулирования. Об опережении темпов интеграции в денежно-кредитной сфере говорит также тот факт, что в Европе есть единый рынок капитала, но нет, например, единого рынка рабочей силы (в разных странах в этой сфере действуют иногда принципиально различные законодательные нормы) и других специфических товаров.
4. Глобальная экономика является столь же неустойчивой, как и национальная, следовательно, в условиях глобальной экономики потребность в государственном регулировании не исчезает. Напротив, его значение усиливается, а методы совершенствуются. Поэтому, все положения об отказе от государственного вмешательства в экономику являются ошибочными, речь может идти лишь о переносе части функций на межгосударственный уровень и изменении методов регулирования.
5. Условия глобализации, через механизмы надгосударственного регулирования, корректируются в пользу индустриально развитых стран. Страны-аутсайдеры глобализации имеют меньше возможности влиять на принятие регулирующих решений на межгосударственном уровне.
6. В глобальной экономике денежная власть осуществляется не в трех формах как на национальном уровне, а в четырех, включая участие собственных денежных единиц, выполняющих функции мировых денег в денежном обращении иностран-
ных государств. Таким образом, денежная власть одних государств ослабевает, они вынуждены делиться ею с другими субъектами, осуществляющими макрополитику по преумножению собственной денежной власти.
7. Долларизация является прямым следствием денежной макрополитики. Долларизация экономики означает процесс замещения иностранной валютой ряда (или всех) функций отечественной: средства накопления, меры стоимости и средства обращения. Данное явление остается распространенным, а в некоторых странах даже усилилось. В последнее время стали использоваться и другие валюты, такие как евро. В этих странах практически происходит «евроизация», но термин «долларизация» часто используется для обозначения обоих явлений: долларизации и евроизации. Растущее использование доллара для реальных и финансовых операций часто представляет собой реакцию населения или правительства страны на нестабильность, присущую собственной валюте страны. Однако, хотя использование доллара может привести к укреплению макроэкономической стабильности, оно может также сделать финансовые системы более подверженными кризисам ликвидности и платежеспособности. К тому же, после того как в стране произошла долларизация, ее бывает очень трудно повернуть вспять, даже если страна сохранила хождение собственной валюты и сумела стабилизировать ее курс. Таким образом, следует очень осторожно подходить к решению этого вопроса. Когда функции денег, по существу, возлагаются на иностранную валюту, объем и структура производства товаров и услуг внутри страны определяются не интересами и возможностями сбалансированного развития экономики, а целями иностранных потребителей как макрополитиками. Когда же руководители ЦБ и правительства, жестко привязав размеры денежной эмиссии к объемам поступающей в страну валюты, занимаются еще и тем, что под предлогом борьбы с инфляцией искусственно сокращают («стерилизуют») объемы денежной массы в стране, то они дополнительно способствуют замораживанию существующей структуры российской экономики.
Полная или официальная долларизация имеет место, когда страна принимает иностранную валюту — чаще всего доллар — в качестве основного или единственного платежного средства. Частичная или фактическая долларизация происходит, когда страна сохраняет обращение национальной валюты, но в то же время допускает свободное осуществление платежей и операций в долларах.
Целесообразно разграничить три вида долларизации:
С долларизация платежей — доллары используются главным образом как платежное средство;
С финансовая долларизация — резиденты страны владеют финансовыми активами в долларах;
С реальная долларизация — цены и/или заработная плата в стране устанавливаются в долларах.
Принято считать, что с помощью замещения валют и замещения активов экономические агенты получили возможность сохранять покупательную способность своих средств в период высокой инфляции. Однако воздействия долларизации на денежно-кредитную сферу имеют многочисленные экономические последствия:
С в той части, в какой долларизация отражает замещение валют, она влияет на темп инфляции, поскольку иностранная валюта участвует в процессе обращения;
С долларизация изменяет функцию спроса на деньги, во-первых, делая спрос на деньги чувствительным к динамике валютного курса, во-вторых, увеличивая его эластичность от процентной ставки;
С затрудняется управление денежно-кредитной сферой со стороны центрального банка, контроль которого за динамикой депозитов в иностранной валюте и в еще большей степени за массой наличной иностранной валюты осложняется;
С увеличивается волатильность валютного курса, поскольку к спросу на иностранную валюту для внешнеэкономических сделок добавляется «внутренний» спрос, сильно реагирующий на изменения ожиданий экономических агентов. В результате финансовые кризисы оказываются более острыми в странах со значительной долларизацией (как это было в России в 1998 г. и в Болгарии в 1996 г.);
С долларизация может оказывать косвенное влияние на денежно-кредитную сферу посредством бюджетно-налоговой политики, сокращая инфляционный налог (сеньораж), получаемый государством в результате эмиссии денег. С учетом того, что большинство стран с переходной экономикой сталкивается на начальном этапе трансформации с проблемами в бюджетной сфере, наличие значительной долларизации вынуждает правительство оказывать большее давление на центральный банк в целях увеличения денежной массы, что ускоряет инфляцию, хотя в ходе проведенного исследования стран Восточной Европы авторы приходят к противоположному выводу: максимизирующий доходы от сеньоража темп инфляции ниже в ситуации с замещением валют, чем в ситуации без него;
С помимо долларизации депозитов существует долларизация кредитов, степень которой определяет подверженность банковского сектора системному кредитному риску в случае значительных девальваций. В условиях высокой инфляции с меняющимися темпами, когда кредитование в национальной валюте становится невыгодным, кредиты в иностранной валюте, хотя и вносят дополнительные риски в функционирование национальной финансовой системы, позволяют поддерживать инвестиционный потенциал экономики.
Проблема измерения долларизации связана с серьезными ограничениями статистического характера. Для переходных экономик практически не существует надежных сведений относительно объемов наличной иностранной валюты, обращающейся внутри страны, и депозитов за рубежом. Имеются данные Казначейства и Таможенной службы США о вывозе наличных долларов за пределы страны, но они касаются лишь сумм, превышающих 10 тыс. долл. (т. е. оценки оказываются заниженными). Кроме того, известно, что в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) в отличие от России экономические агенты в большей степени используют не американскую наличную валюту, а европейские валюты (в последнее время — евро). Кроме того, некоторые объективные процессы находят статистическое отражение в форме долларизации, хотя по сути своей ею не являются. Речь идет об усилении участия переходных экономик в мирохозяйственных связях и процессах глобализации. Для ведения внешнеторговых операций и операций с движением капитала необходимо открытие счетов в иностранной валюте как в национальной, так и в зарубежных финансовых системах.
Учитывая статистические ограничения, в качестве основного измерителя долларизации обычно применяется показатель, представляющий собой отношение депозитов в иностранной валюте в отечественной банковской системе к денежной массе в широком смысле.
Меры по повышению привлекательности национальной валюты обычно направлены на снижение рисков и издержек, связанных с ее использованием. Такие меры включают сохранение низкого уровня инфляции, снятие административных лимитов на процентные ставки, снижение высоких невознаграждаемых нормативов обязательных резервов по депозитам в национальной валюте, переход на таргетирование инфляции и более гибкие курсовые режимы, развитие рынков государственных ценных бумаг, выраженных в национальной валюте, и повышение эффективности внутренних платежных систем.
8. Возрастающая степень информатизации и технологичности экономики. В денежно-кредитной сфере это выражается во введении электронных денег и интернет-денег, а также в увеличении скорости обращения денег в связи с компьютеризацией. За последние три десятилетия термин «электронные деньги» получил широкое распространение как в зарубежной, так и в отечественной экономической практике. Существует множество научных работ, посвященных тем или иным аспектам развития электронных денег. Под электронными деньгами понимают как безналичные деньги, так и наличные. Первоначально под электронными деньгами в отечественной науке понимали новые средства расчетов, основанные на использовании ЭВМ. Одним из первых, кто использовал термин «электронные деньги», был В. М. Усоскин. В западных кругах преобладает так называемый технологический подход к определению электронных денег. По определению всем известного Банка международных расчетов, электронные деньги — это «хранимая стоимость (stored value) или предоплаченные продукты (prepaid products), где запись об имеющихся в распоряжении потребителя средствах или стоимости хранится на техническом устройстве, находящемся во владении потребителя».
По мнению В. Юровицкого, существует устойчивая тенденция замещения национальных валют наднациональными электронными деньгами — «цифрами»: «Логика универсальных цифр, цифр без всяких характеристик. Вот почему электронные деньги — это единые деньги, универсальные деньги, деньги просто числа — не российские, не американские, не с острова Фиджи, а числа как таковые, которые компьютер может обрабатывать, рассылать, учитывать, искать, сравнивать единым универсальным способом вне зависимости от того, где установлен этот самый компьютер». Данное замещение позволит, по мнению автора, избежать многих проблем: от экономических (инфляции) до социально-политических (войн, преступности, коррупции).
Эволюция электронных денег по О. В. Котиной представлена в табл. 1.
Профессор Гарвардского университета Б. Фридмен в своем докладе «Будущее денежно-кредитной политики: Центральный банк — армия, состоящая только из корпуса сигнальщиков» выделяет три наиболее важные современные тенденции, способные снизить эффективность деятельности центральных банков:
С во-первых, появляются признаки снижения спроса на традиционные банковские деньги в качестве средства обслуживания сделок купли-продажи и средства расчетов между контрагентами;
С во-вторых, происходят кардинальные изменения в кредитовании нефинансового сектора, в результате которых банковские депозиты перестают быть главной основой кредитования;
С в-третьих, формируются усовершенствованные механизмы частного клиринга, которые со временем могут заменить систему окончательных расчетов через центральные банки.
Таблица 1
Эволюция электронных денег
Этап развития Вид электронных денег Функции
Безналичные электронные деньги
1-й этап (конец 1960-х — начало 1970-х гг.) Деньги в виде записей на счетах компьютерной памяти банков Мера стоимости, средство платежа, средство накопления, мировые деньги
2-й этап (вторая половина 1980-х гг.) Деньги в виде электронных импульсов на пластиковой карточке Мера стоимости, средство платежа
Наличные электронные деньги
3-й этап (середина 1990-х г.) Деньги в виде электронных импульсов на техническом устройстве (электронный кошелек; цифровые деньги) Мера стоимости, средство обращения, мировые деньги
4-й этап (прогноз: первая половина 21 в.) Деньги в виде электронных импульсов на техническом устройстве (электронный кошелек; цифровые деньги) Мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления, мировые деньги
Снижение потребности экономических субъектов в традиционных деньгах связывается с появлением особого вида денег — электронных денег.
10. Изменение роли денег в процессе глобализации. Развитие рыночных отношений привело к модификации функций денег. Мировой характер товарно-денежных отношений вызвал развитие функций денег как всеобщего эквивалента. В настоящее время все товары, услуги, природные ресурсы, а также интеллектуальные способности людей к труду приобретают денежную форму. Качественно новая роль денег (в отличие от денег простого товарного производства) состоит в том, что они превращаются в денежный капитал или самовозрастающую стоимость. Такая роль денег прослеживается через рассмотренные пять ролей денег. Добавляется новая функция денег — мировые деньги (см. табл. 2).
Рассмотрим подробнее особенности кредитно-денежного регулирования отдельных субъектов глобальной экономики.
1. Европейский центральный банк (ЕЦБ). С 1 января 1999 г. ЕЦБ осуществляет руководство монетарной политикой в зоне евро, самой большой экономической системе мира. Правовым базисом единой монетарной политики является Договор создания Европейского Союза и Уставы Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка.
Роль денег как денежного капитала
Роль Сущность
Деньги как мера стоимости Деньги не только измеряют стоимость всех товаров и услуг, но и капитала
Деньги как средство обращения При купле-продаже различных ценностей за наличный расчет деньги выступают средством обращения как товара, так и капитала
Деньги как средство накопления и сбережения Деньги концентрируются в кредитной системе и обеспечивают владельцу прибыль. Накопление в форме тезаврации золота защищает денежные богатства от обесценения
Деньги как средство платежа Деньги обслуживают разнообразные платежные отношения, в том числе и трудовые. Именно эта функция денег обеспечила широкое развитие капиталистической кредитной системы
Мировые деньги Деньги обеспечивают перелив капитала между странами
Европейская система центральных банков состоит из Европейского центрального банка и национальных центральных банков всех членов Европейского союза.
Евросистема состоит из ЕЦБ и национальных центральных банков тех стран, которые используют евро в качестве национальной валюты.
Зона евро состоит из стран Европейского Союза, принявшими в качестве национальной валюты евро.
В соответствии с Договором организации Европейского Союза, основными задачами ЕЦБ являются:
С определение и реализация монетарной политики в зоне евро;
С проведение международных обменных операций с валютой;
С хранение и управление официальными иностранными резервами стран зоны евро (управление портфелем);
С обеспечение бесперебойной работы платежных систем.
Первостепенной целью монетарной политики ЕЦБ является поддержание ценовой стабильности. Это наилучший вклад монетарной политики в обеспечение экономического роста и роста занятости. ЕЦБ использует для этого специфические стратегии монетарной политики, которая заключается в сохранение ценовой стабильности или росте гармонизированного индекса потребительских цен в еврозоне ниже 2,0 %. В этих целях ЕЦБ отслеживает ситуацию в экономике евро-зоны, а также использует инструменты денежного рынка. Ключевым фактором поддержания ценовой стабильности является использование уровня процентных ставок ЕЦБ.
Решения по монетарной политике принимаются Советом управляющих ЕЦБ. Члены Совета собираются ежемесячно для анализа и оценки экономического развития, рисков ценовой стабильности и определяют уровень ключевых банковских ставок, базируясь на стратегии ЕЦБ. Заседания Совета управляющих проходит дважды в месяц по четвергам. Как правило, на первом из них Совет управляющих оценивает экономическую ситуацию и соответствие ей монетарной политики. Решения по ключевым ставкам принимаются именно на этом заседании. На втором
заседании Совет управляющих фокусируется на других задачах ЕЦБ и Европейской системы.
Основной орган управления — Совет управляющих ЕЦБ, который состоит из шести членов Исполнительного директората, плюс управляющие всех национальных центральных банков 12 стран евро-зоны.
В Генеральный совет ЕЦБ входят: президент и вице-президент ЕЦБ, управляющие национальных банков 25 членов Европейского Союза.
Другими словами, Генеральный совет ЕЦБ состоит из представителей 12 стран евро-зоны и 13 представителей стран, не входящих в зону евро.
2. Роль центрального банка США выполняет Федеральная резервная система (Fed), которая функционирует на основании Акта о Федеральной резервной системе от 23 декабря 1913 г.
Целью и задачей функционирования ФРС США являются рост промышленного производства при максимальном уровне занятости, стабильность цен и умеренные долгосрочные процентные ставки. Выработка монетарной политики и ее воплощение осуществляется Советом управляющих (Board of Governers) Федеральной резервной системы и Комитетом по операциям на открытом рынке (Federal Open Market Committee, FOMC). Совет управляющих ФРС устанавливает дисконтную ставку (Discount rate), а также ставку по федеральным фондам (Federal funds rate) и требования к банковским резервам, а Комитет по операциям на открытом рынке осуществляет операции на рынке долговых обязательств. Используя три инструмента: операции на открытом рынке, дисконтную ставку и резервные требования, Федеральная резервная система воздействует на спрос и предложение, балансы депозитарных институтов, размещающих средства в федеральных резервных банках, и тем самым влияет на федеральную ставку по фондам.
Процентная ставка по федеральным фондам (Federal funds rate) — это процентная ставка, по которой депозитарные институты ФРС одалживают средства другим подобным учреждениями системы. Дисконтная ставка (Discount rate) — это процентная ставка, под которую Федеральная резервная система США выдает кредиты для поддержания ликвидности банков. Дисконтная ставка является менее значимой, нежели процентная ставка по федеральным фондам.
Результат заседания становится известен в 22:15 мск в день заседания (либо во второй день, если заседание проходит в течение двух дней). Протокол прошедшего заседания Комитета (Minutes of meeting) публикуется через три недели после данного заседания и представляет не меньший интерес для аналитиков, чем само решение по ставкам.
В состав Комитета по операциям на открытом рынке входят 12 членов, семь членов Совета управляющих ФРС, президент федерального резервного банка Нью-Йорка, а также четыре президента от 11 федеральных банков, ротация которых происходит раз в год.
Важным источником информации о монетарной политике, проводимой ФРС, или предстоящих ее изменениях становятся выступления членов Комитета по операциям на открытом рынке и председателя ФРС США. Помимо этого два раза в год глава ФРС США выступает на слушаниях в комитетах Конгресса и Сената. Их важность для финансовых рынков мира определяется тем, что в них дается оценка состояния экономики США, прогнозов ее развития на ближайшие месяцы,
а также указываются болевые точки экономики и способы их «лечения» с использованием рыночных механизмов, то есть тех инструментов, которыми оперирует ФРС. Кроме того, рынкам дается сигнал о том, какой политики будет придерживаться ФРС США в достижении своих целей. Это позволяет участникам рынка заранее приспосабливаться к изменениям, которые могут произойти на рынке долговых обязательств или валютных рынках. Каждое заседание Комитета по операциям на открытом рынке завершается публикацией пресс-релиза, в котором указываются те или иные причины, побудившие членов комитета на тот или иной шаг. Эти решения практически всегда вызывают сильное движение курса доллара относительно корзины основных мировых валют, если он бывает неожиданным. Однако, стремясь к большей прозрачности при выработке решений, ФРС стремится действовать в одном ключе с рыночными ожиданиями и не преподносить сюрпризов. Тем не менее, его решения всегда являются одним из основополагающих факторов влияния на валютный рынок и рынок долговых обязательств во всем мире.
3. Банк Англии (Bank of England, BoE) является центральным финансовым учреждением Великобритании в течение почти 300 лет. Банк стал независимым от правительства органом лишь в 1997 г., после того как получил право самостоятельно устанавливать уровень процентных ставок. Преследуя цели стабильной и эффективной монетарной и финансовой политики как необходимой части здоровой экономики, Банк Англии выполняет две основные функции:
С поддержание монетарной стабильности;
С поддержание финансовой стабильности.
Руководство Банком осуществляется на основе Акта о Банке Англии, принятом в 1998 г. В Правление Банка Англии входит председатель Банка, его два заместителя, а также 16 директоров, не занимающих исполнительные должности в Банке Англии. Председатель и два его заместителя назначаются Королевой Англии сроком на пять лет, а директора — сроком на три года.
Монетарная стабильность означает стабильность цен и устойчивость валюты, то есть главной целью Банка является сохранение покупательной способности валюты дома и по отношению к другим мировым валютам, обеспечивающей безынфляционному росту экономики. Стабильность цен обусловлена установленным правительством уровнем инфляции (2,0 %), который Банк Англии может обеспечить исходя из уровня процентных ставок, которые в свою очередь устанавливаются Комитетом по монетарной политике (Monetary Policy Committee).
В соответствии с законом Комитет по монетарной политике является Комитетом банка, предметом которого является обеспечение уровня инфляции, определяемого правительством страны, с помощью уровня процентных ставок. Комитет состоит из девяти человек, пять из которых являются представителями Банка Англии, а четыре других назначаются Секретарем Казначейства (министром финансов). Председателем Комитета является Председатель Банка Англии. Комитет по монетарной политике собирается ежемесячно на двухдневное заседание, обычно в среду и четверг после первого понедельника. Решение Комитета принимаются по числу голосов, причем каждому члену Комитета принадлежит только один голос. Решения Комитета публикуются на второй день заседания в 12 ч пополудни по лондонскому времени.
Через две недели после заседания Комитета по монетарной политике публикуются протоколы заседания, а также записи итогов голосования членами Комитета (BoE meeting minutes). Банком Англии также ежеквартально публикуется Отчет по инфляции (BoE quarterly inflation report), в котором дается детальный анализ экономических условий, прогнозы темпов роста, предполагаемый уровень инфляции. Финансовая стабильность предусматривает обнаружение уменьшения угроз финансовой системе в целом. Она обеспечивается деятельностью Банка Англии (ее департаментов) по трем основным направлениям:
С управление рисками: уменьшение уязвимости и увеличение возможностей финансовой системы абсорбировать неожиданные события. Сюда же относится установление определенных стандартов ведения финансовой отчетности;
С контроль за платежными системами: контроль за основными платежами и платежными системами, которые используются в Великобритании для финансовых транзакций;
С кризисное управление: развитие, координация и распределение информации заинтересованным сторонам для предотвращения кризисов или смягчения их последствий.
Процентная
ставка
I
-у-
I
J
Внутренний Чистый
спрос внешнии спрос
I
Общий
спрос
I
Внутреннее инфляционное давление
▼
Импортные
цены
у
I
J
Инфляция
Рис. 1. Механизм влияния ставок Банка Англии на инфляцию
4. Предназначение Банка Японии: обеспечение ценовой стабильности и стабильности финансовой системы, создание основ для устойчивого экономического развития.
Members of the policy Board
r
Governor
Other members
Deputy Governors
Executive Directors
Executive auditors
Counsellors
Management Committee
Compliance Committe
<
Head office
Secretariat of the Policy Board
Internal Auditors’ Office
Monetary Affairs Department
Financial Systems and Bank Examination Department
Payment and Settlement Systems Department
Financial Markets Department
Research and statistics Department
International Department
Operations Department
Information System Services Department
Public Relations Department
Personnel and Corporate Affairs Department
Administration Department
Institute for Monetary and Economic Studies
Branches (32), local offices in Japan (14) and overseas representative offices (7)
Рис. 2. Организационная структура Банка Японии
В исполнении этих двух миссий Банк осуществляет следующие виды деятельности:
С выпуск и управление денежными знаками национальной валюты (банкнотами);
С руководство монетарной политикой. В этом смысле миссия Банка Японии заключается в обеспечении ценовой стабильности, или, иными словами, создания экономических условий, при которых не было бы ни инфляции, ни дефляции. Банк Японии контролирует общий объем денег в экономике и уровень ставок на ежедневной базе через операции на денежном рынке, то есть операции по продаже/ покупке инструментов денежного рынка, таких как японские правительственные облигации рО§) с частными финансовыми институтами. Политика Банка Японии
направлена на стабилизацию цен, тем самым, содействие стабильному экономическому развитию, в чем собственно и состоит понятие монетарной политики;
С предоставление расчетных услуг и гарантирование стабильности финансовой системы;
С операции с казначейскими и правительственными бумагами;
С международные операции:
а) международные финансовые транзакции и операции;
б) интервенции на валютном рынке в международные контакты.
Для осуществления кредитно-денежной политики Банк Японии должен иметь соответствующее представление об экономических и финансовых условиях в Японии. В этой связи Банк Японии исследует различные статистические данные и публикует информацию об Индексе оптовых цен (Wholesale Price Indexes), Индексе цен корпоративных услуг (Corporate Service Price Index).
Таблица 3
Сравнение типов макрополитики денежного регулирования
Участник Задачи Инструменты и методы
ФРС США Рост промышленного производства при максимальном уровне занятости, стабильность цен и умеренные долгосрочные процентные ставки Операции на открытом рынке, дисконтная ставка и резервные требования. Политика дешевых денег, низкая ставка процента, высокая монетизация экономики. Использование своей валюты в качестве мировой, номинальная «печать» импортных долларов
ЕЦБ Стабильность цен (максимум инфляции — 2 %). Также осуществляет поддержку общей экономической политики Сообщества Снижение процентной ставки. Стимулирующая политика
Банк Англии Стабильность цен, устойчивость валюты. Финансовая стабильность через прямой контроль над банками и участниками финансовых рынков Влияние на процентные ставки в краткосрочном аспекте. Управление золотовалютными запасами для поддержания курса; валютные интервенции
Банк Японии Формирование курса национальной валюты, ценовая стабильность. Регулирование денежного обращения. Поддержание в надлежащем порядке кредитной системы Высокий уровень эмиссии. Низкие процентные ставки. Операции на открытом рынке. Высокий уровень монетизации экономики.
Банк Китая Поддержание стабильности денежного обращения и таким образом содействие экономическому росту. Дефляция. Сдержанная уравновешенная политика, направленная на снижение цен и сдерживание роста курса национальной валюты. Повышение процентной ставки.
Банк России Низкая инфляция. Экономический рост Поддержание низкого курса валюты путем интервенций. Стерилизация денежной массы. Высокая процентная ставка
Таким образом, можно сформулировать основные особенности глобальной экономики для денежно-кредитного регулирования.
1. Разделение стран на лидеров и аутсайдеров глобализации.
2. Долларизация экономики.
3. Межгосударственное регулирование.
4. Возрастающая степень информатизации и технологичности экономики.
5. Добавляется новая функция денег — мировые деньги для облегчения обслуживания международных расчетов.