ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(3), 2019
ОСОБЕННОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ** 423
ИРИНА ПЕТРОСЯН
Завкафедрой экономической теории и проблем экономики переходного периода, Российско-Армянский университет, кандидат экономических наук, доцент г. Ереван, Республика Армения irina.petrosyan@rau. am
ЛИЛИТ САРКИСЯН
Магистрант 2-ого года обучения по специальности «Финансовая экономика»,
Российско-Армянский университет, г. Ереван, Республика Армения sargsyan. lilit.97@gmail. com
В данной статье авторами был проведен анализ макроэкономической ситуации в Армении с целью выявления проблем денежно-кредитной политики и налогово-бюджетного администрирования. В процессе написания работы использовались методы анализа, графический метод и методы статистического анализа.
В экономике Армении наблюдаются проблемы в проведении денежнокредитной политики, а также низкое качество налогового администрирования.
В результате было констатировано, что неэффективность налогового администрирования, а также непоследовательность реформ в сфере налогообложения не позволяют полноценно использовать инструменты фискальной политики для достижения макроэкономической стабильности. С другой стороны, денежно-кредитная политика, осуществляемая со стороны ЦБ РА, также носит неэффективный характер, что связано с постоянным вмешательством ЦБ в формирование обменного курса. Поставленные цели достижения стабильности уровня цен и финансовой стабильности экономики, в ситуации отсутствия действенных инструментов осуществления политики таргетирования инфляции, по сути, вынуждают ЦБ прибегать к инструментам валютного регулирования и сдерживать обменный курс драма, не допуская его обесценения.
Ключевые слова: макроэкономическое регулирование, экономический рост, денежно-кредитная политика, налогово-бюджетная политика, таргетирование инфляции, налоговое администрирование, институциональная несостоятельность.
Введение
Республика Армения, обретшая независимость в 1991-м году после распада Советского Союза, стала одной из стран мира, которая в течение более чем двух
* Հոդվածը ներկայացվել է 30.09.2019թ., գրախոսվել' 05.11.2019թ., տպագրության ընդունվել' 12.12.2019թ.:
423 Статья подготовлена в рамках реализации научного проекта «Политика финансового регулирования в РА: оценка и перспективы развития», финансируемого за счет средств, выделенных в рамках субсидии Министерства науки и высшего образования РФ на финансирование научно-исследовательской деятельности Российско-Армянского университета.
268
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(3), 2019
десятилетий последовательно осуществляла переход от административно-командной к рыночной экономике. Страна переживала сложный переходный период в течение 1990-х годов, однако, постепенно ей удалось достичь макроэкономической стабильности. Начиная с 2001-го года, рост ВВП составлял около 10%, темп инфляции был на низком уровне, вследствие чего некоторые исследователи стали называть ее «кавказским тигром».
Согласно оценке Европейского банка реконструкции и развития, Армения добилась относительно хороших результатов и прогресса в процессе либерализации и структурных реформ по сравнению с другими странами СНГ. Отдельного внимания заслуживают процессы приватизации, либерализации рынков и регулирования финансового сектора.
Улучшение состояния деловой среды было связано, в частности, с налоговыми реформами, упрощением налоговой системы, а также усилиями, направленными на борьбу с коррупцией. Благодаря этому наблюдался рост прямых иностранных инвестиций в Армению. Однако, несмотря на отмечаемые со стороны международных экономических организаций успехи, конец первой декады и вторая декада 2000-ых годов характеризуются растущей зависимостью экономики Армении от внешних источников финансирования, подверженностью внешним шокам и нестабильностью экономической ситуации в периоды мирового и регионального экономических кризисов. Ситуацию усугубляет также растущий внутренний дисбаланс в экономике, выражающийся в ее структурных диспропорциях, институциональной несостоятельности и отсутствии гармонизации составных элементов проводимой макроэкономической политики.
В представляемом к рассмотрению исследовании авторы состредоточили внимание на особенностях проводимой в РА денежно-кредитной и фискальной политики, как основной составляющей макроэкономической политики государства.
Исследования Лисоволика424 на примере Украины, и Вымятина425 на примере России доказывают, что в странах СНГ сохраняются тесные взаимосвязи между темпами инфляции, ростом денежной массы, изменениями валютного курса и ростом заработной платы и, в то же время, в странах происходит процесс дедолларизации экономики, финансовой сферы и ремонетизация.
В совокупности это подразумевает, что монетарные власти в странах СНГ, как правило, работают в рамках деликатного баланса различных сил власти, где ошибки в политике могут легко ослабить неблагоприятное инфляционное давление. Поэтому Армения является хорошим примером проблем, с которыми сталкивались страны СНГ в последние годы.
Рассмотрим основные макроэкономичекие показатели в период с 1995-го по 2018-й годы. После первоначального глубокого и продолжительного трансформационного спада в 1990-х годах, экономика Армении начала постепенно востанавливаться, проходя процессы либерализации и трансформации.
Переход от командной к рыночной экономике сопровождался глубоким кризисом, вследствие чего происходят институциональные искажения в реальном и государственном секторах экономики.
424 Lissovolik, B. (2003), Determinants of inflation in a transition economy: The case of Ukraine, IMF Working Paper no.03A26, 2003.
425 Vymyatnina, Y. (2006), How much control does Bank of Russia have over money supply? Research in International Business and Finance, vol. 20, p. 131–144.
269
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ
SCIENTIFIC ARTSAKH
научный арцах № 2(3), 2019
Рисунок 1: Экономический рост в РА, 1995-2018 гг.
Источник: составлено авторами на основе данных Всемирного Банка https ://data.worldbank. org/
Начиная с 2001 года, экономика Армении демонстрировала двузначные темпы роста (около 10-12%). Рост главным образом был обусловлен расширением сектора неторгуемых товаров, в частности, строительства (см. Рисунок 2), чему способствовали значительные притоки денежных переводов из-за границы, формирующие платежеспособный спрос на рынке первичной недвижимости, и, в меньшей степени, прямые иностранные инвестиции.
Сектор строительства рос в среднем на 28% в год в период с 2002-го по 2008-й годы в реальном выражении, и в течение этого периода данный рост составлял около трети общего прироста ВВП.
Рисунок 2: Структура ВВП РА, 2000-2018 гг.
услуги
■ промышленность (включая строительство)
■ сельское хозяйство
Источник: составлено авторами на основе данных Всемирного Банка https://data.worldbank.org/.
Экономический кризис 2008–2009 гг. также оставил след и на экономике Армении, сократив приток иностранной валюты через каналы экспорта, частных иностранных трансфертов и прямых иностранных инвестиций. По сравнению со странами региона, Армения зафиксировала один из самых низких показателей роста, из-за падения на 14,1% в 2009-м году. Правительство предприняло широкий спектр мер в ответ на кризис,
270
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(3), 2019
включая инициирование крупных инфраструктурных проектов и улучшение программ
~ 426
социальной защиты.
Рисунок 3: Объем ПИИ и частных иностранных трансфертов,
1995-2018 гг.
30 * ПИИ, % от ВВП
199519971999200120032005200720092011201320152017
Источник: составлено авторами на основе данных Всемирного Банка https ://data.worldbank. org/
В результате рост ВВП возобновился и составил 2,2% в 2010-м году, 4,7% в 2011-м году и 7,2% в 2012-м году. Однако меры, предпринятые правительством для смягчения социальных последствий кризиса, привели к резкому увеличению внешнего долга.
В 2013–2015-м годах экономика была относительно устойчива, несмотря на внешние потрясения, в частности, региональный кризис конца 2014-го года. Рост ВВП замедлился до 3% в 2015-м году в свете неблагоприятных условий внешней среды, в частности, рецессии в Российской Федерации. Несмотря на сокращение объемов экспорта, и денежных переводов из России, темпы роста были выше ожиданий из-за срабатывания единовременных факторов, включая высокие объемы производства в области сельского хозяйства и начало разработки нового месторождения меди.
Рисунок 3: Уровень инфляции и безработицы в РА, 1996-2018 гг.
25
• инфляция, в %-ах • безработица, в %-ах
Источник: составлено авторами на основе данных Всемирного Банка https ://data.worldbank. org/
После периода стагнации в 2016-м году с ростом всего лишь на 0,2%, экономика Армении возобновила рост, и по данным 2018-го года рост ВВП составил 5,2%.
Как и в ряде других стран с переходной экономикой, высокие темпы роста не сопровождались высокими темпами роста занятости. Фактически, в течение десятилетий в Армении наблюдался рост безработицы. 426
426 ADB. 2010. Armenia: Crisis Recovery Support Program. Completion Report. December. Poverty Analysis.
271
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(3), 2019
Велика также доля неформальной занятости в экономике. Недавнее исследование Международного валютного фонда оценивает теневую экономику Армении в 36% от ее общего ВВП427. Согласно исследованию, в среднем доля неформальной экономики Армении в 1991-2015-м годах составляла 42,59% от ВВП, снизившись до 35,96% в 2015-м году.
Денежно-кредитная и валютная политика
Армения преуспела в стабилизации цен после нескольких лет очень высокой инфляции в начале и середине 1990-х гг. Несмотря на благоприятные показатели темпов инфляции, как и многие другие малые открытые и развивающиеся рыночные экономики, Армения столкнулась с рядом проблем в проведении денежно-кредитной политики. Возникающая ремонетизация и дедолларизация способствовали нестабильности спроса на деньги. Монетарные цели часто не достигались, в то время как инфляция оставалась низкой.
В результате Центральный банк объявил о переходе к режиму имплицитного инфляционного таргетирования (ИТ) с 1 января 2006-го года с намерением перейти к полноценной системе инфляционного таргетирования в среднесрочной перспективе. Однако, как показывает опыт, денежно-кредитная политика ведется не достаточно эффективно. В половине случаев ЦБ РА не удавалось достичь номинального якоря (см. Рисунок 4), в силу того, что большая часть необходимых предпосылок для таргетирования инфляции в Армении отсутствует.
Рисунок 4: ИПЦ и целевой ориентир РА, 2006-2018 гг.
10 нижний предел таргета
Режим таргетирования инфляции предполагает наличие независимости и доверия к ЦБ, транспарентность деятельности и подочетность населению, свободно плавающий обменный курс, а также развитый фондовый рынок. В настоящее время Армении не удалось обеспечить наличие достаточной степени развитости вышеперечисленных элементов. Отметим, что Центральный банк на протяжении всего периода таргетирования инфляции проводит политику «дорогих денег», даже в кризисные периоды.
Следует особо отметить, что проблема инфляционного таргетирования в Армении с точки зрения номинального якоря заключается не только в том, достигнута ли цель или
427 «Shadow Economies Around the World: What Did We Leam Over the Last 20 Years?» by Leandro Medina and Friedrich Schneider, January 2018, pp. 68-69.
272
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(3), 2019
нет, но и в том, какая цель была выбрана. В случае с Арменией, это 4.0 ± 1.5%, это довольно низкий показатель, который не может способствовать экономическому росту, особенно, в условиях кризиса и чрезмерной чувствительности к внешним шокам. Достижение таргета становится приоритетом, в то время как, например, показатели уровня жизни или темпов экономического роста становятся «второстепенными».
Вместе с осуществлением таргетирования инфляции ЦБ РА проводит также жесткую валютную политику. Искусственное укрепление обменного курса приводит к ряду негативных последствий. Поставив перед собой цель сдерживать обесценение драма, ЦБ в период с декабря 2013-го года по декабрь 2015-го года потерял около 484,4 млн. долларов США международных резервов, т.е. почти 22% от их общего объема.
Крупные и неустойчивые притоки по части иностранных трансфертов и иностранного капитала приводят к волатильности показателей платежного баланса, валютного курса и темпов роста денежной массы. В частности, крупные притоки частных иностранных денежных трансфертов, как правило, повышают курс драма, а в условиях проводимой ЦБ политики устойчивого курса национальной валюты, выражающейся зачастую в валютных интервенциях и применении различного рода жестких регулятивных инструментов, осуществление данной политики становится все более затруднительным.
Фискальная политика
Как известно, Армения является одной из многих стран мира, которая имеет постоянный дефицит государственного бюджета. Основной причиной последнего является низкое качество налогового администрирования, что, в свою очередь, приводит к росту теневого сектора экономики и невозможности аккумулировать все подлежащие к уплате суммы налоговых обязательств.
Налоговые ставки в Армении по своей величине достаточно близки к налоговым ставкам, применяемым в развитых странах, однако, уровень жизни населения Армении гораздо ниже уровня жизни населения вышеотмеченных стран.
Аргументом в пользу неэффективности фискальной системы Армении является структура государственного бюджета страны (см. Рисунок 5). Более 70% сборов составляют косвенные налоги, что свидетельствует о переносе налогового бремени с реального сектора на домохозяйства.
Стоит отметить, что доля налогового бремени по отношению к ВВП имеет тенденцию к росту, что дестимулирует эффективное ведение малого и среднего бизнеса.
Одним из негативных последствий неэффективной политики также является высокий уровень государственного долга в Армении (в структуре долга преобладает внешний долг).
Государственный долг достиг 58,7 процентов ВВП на конец 2017-го года, из которых 80 процентов составлял внешний долг, только часть которого была на льготных условиях. Для выполнения требований по размеру внешнего долга, правительство задержало некоторые капитальные расходы, финансируемые из-за рубежа. Министерство финансов находится в процессе внесения поправок в действующий закон «О государственном долге» с целью повышения гибкости бюджетного правила и приоритизации капитальных затрат антициклический путем и введения правила расходов, которое будет содержать текущие расходы, оставляя при этом текущий порог задолженности неизменным.
273
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(3), 2019
Рисунок 5: Структура налоговых доходов госбюджета (% от общих доходов)428
■ Налог на доход = ■ Обяз. соц. платежи ■ Подоходный налог
■ Остальное ■ Т аможенная пошлина ■ Акцизный налог
■ Налог на прибыль ■ НДС
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Источник: официальный сайт Правительства РА, http://gov.am/
7,5
<4’s 40,9
9,7
10,6
43,4
io,a 13,6
42,4
14,7 16,6 15,2 16,0 14,8 25,1
7,5 9,7 10,4 10,3 10,5
14,2 12,2 9,0 10,6 8,0 ■ 12,5
щ
12,4
42,4 40,2
28
11,
9,7
41,3
29,
11,1
9,7
39,
30,8
5,2
36,
29.5
18.6
f ՛ ,7 9,5
*
,2 35J
Выводы и заключение
Таким образом, рассмотрев макроэкономическую ситуацию в стране, можно констатировать, что институциональная несостоятельность не позволяет экономическому росту трансформироваться в благосостояние населения. Неэффективность налогового администрирования, а также непоследовательность реформ в сфере налогообложения, так же, как и откладываемые реформы в сфере отмены налога на прибыль и перехода к всеобщему декларированию доходов и имущества физических лиц, не позволяют полноценно использовать инструменты фискальной политики для достижения макроэкономической стабильности. С другой стороны, денежно-крдитная политика, осуществляемая со стороны ЦБ РА, также носит неэффективный характер. Это связано с тем, что поставленные цели достижения стабильности уровня цен и финансовой стабильности экономики, в ситуации отсутствия действенных инструментов осуществления политики таргетирования инфляции, по сути, вынуждают ЦБ прибегать к инструментам валютного регулирования и сдерживать обменный курс драма, не допуская его обесценения. Такая последовательная политика, в особенности после локального кризиса 2014-го года, приводит к потере конкурентоспособности экспортных товаров Армении на мировых рынках, потере конкурентных преимуществ на внешних рынках. В совокупности с проводимой политикой «дорогих денег» это приводит к замедлению темпов экономического роста, а имеющийся экономический рост никак нельзя назвать качественным, в силу того что, как было показано нами, в последние годы он обеспечивается исключительно за счет сферы неторгуемых товаров. А залогом роста благосостояния населения и качественного экономического роста, как известно, является расширение участия в его формировании так называемой «интенсивной» составляющей, приводящей к росту производительности в экономике. 428
428 Подоходный налог – с 2013 г. – налог на доходы.
274
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(3), 2019
ՀԱՅԱՍՏԱՆԻ ՀԱՆՐԱՊԵՏՈՒԹՅԱՆ ՄԱԿՐՈՏՆՏԵՍԱԿԱՆ ԻՐԱՎԻՃԱԿԻ ԱՌԱՆՁՆԱՀԱՏԿՈՒԹՅՈՒՆՆԵՐԸ
ԻՐԻՆԱ ՊԵՏՐՈՍՅԱՆ
Տնտեսագիտության տեսության և անցումային շրջանի տնտեսության հիմնախնդիրների ամբիոնի վարիչ, տնտեսական գիտությունների թեկնածու, դոցենտ Հայ-Ռուսական համալսարան, ք. Երևան, Հայաստանի Հանրապետություն
ԼԻԼԻԹ ՍԱՐԳՍՅԱՆ
Ֆինանսական տնտեսագիտության ֆակուլտետի 2-րդ կուրսի մագիստրանտ,
Հայ-Ռուսական համալսարան, ք. Երևան, Հայաստանի Հանրապետություն
Այս հոդվածում հեղինակները վերլուծել են Հայաստանի Հանրապետության մակրոտնտեսական իրավիճակը' դրամավարկային քաղաքականության և
հարկաբյուջետային կառավարման խնդիրները պարզելու համար: Հետազոտության իրականացման ընթացքում կիրառվել է վիճակագրական վերլուծության մեթոդը։
Հայաստանի Հանրապետության տնտեսությունում նկատվում են դրամավարկային քաղաքականության իրականացման խնդիրներ, ինչպես նաև հարկային վարչարարության ցածր որակ։ Այս ամենը հանգեցնում է տնտեսական աճի տեմպերի դանդաղեցմանը, իսկ առկա տնտեսական աճը ոչ մի կերպ չի կարելի որակային անվանել։
Արդյունքում արձանագրվեց, որ հարկային վարչարարության
անարդյունավետությունը, ինչպես նաև հարկման ոլորտում բարեփոխումների անհետևողականությունը թույլ չեն տալիս լիարժեքորեն օգտագործել
հարկաբյուջետային քաղաքականության գործիքները մակրոտնտեսական
կայունությանը հասնելու համար:
Մյուս կողմից, Հայաստանի Հանրապետության Կենտրոնական բանկի կողմից իրականացվող դրամավարկային քաղաքականությունը ևս անարդյունավետ բնույթ է կրում, ինչը կապված է փոխարժեքի ձևավորմանը Կենտրոնական բանկի մշտական միջամտության հետ։ Գնաճի նպատակադրման քաղաքականության իրականացման գործուն գործիքների բացակայության պայմաններում, ըստ էության, ԿԲ-ին ստիպում են դիմել արժութային կարգավորման գործիքներին և զսպել դրամի փոխարժեքը՝ թույլ չտալով արժեզրկումը։
Հիմնաբառեր' մակրոտնտեսական կարգավորում, տնտեսական աճ,
դրամավարկային քաղաքականություն, հարկաբյուջետային քաղաքականություն, գնաճի նպատակադրում, հարկային վարչարարություն, ինստիտուցիոնալ
չկայացվածություն:
275
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(3), 2019
SPECIFICITY OF THE MACROECONOMIC SITUATION IN THE REPUBLIC OF ARMENIA
IRINA PETROSYAN
Head of the Department of Economic Theory and the Issues of Transition Period Economies, Russian-Armenian University,
Ph.D. in Economics, Associate Professor Yerevan, Republic of Armenia
LILIT SARGSYAN
MSc student in Financial Economics Russian-Armenian University Yerevan, Republic of Armenia
In this article, the authors analyzed the macroeconomic situation in Armenia, in order to identify problems of monetary policy and fiscal administration. Study was concluded using statistical analysis methods. Armenian economy is experiencing problems not only in conducting monetary policy, but also in a scope of poor quality of tax administration.
As a result, it was noted that the inefficiency of tax administration, as well as the inconsistency of tax reforms do not allow the full use of fiscal policy tools to achieve macroeconomic stability. On the other hand, the monetary policy implemented by the Central Bank of Armenia is also ineffective due to the constant intervention of the Central Bank in the formation of the exchange rate.
The set goals of achieving price stability and financial stability of the economy, in the absence of effective instruments for the implementation of the policy of inflation targeting, in fact, force the Central Bank to resort to instruments of currency regulation, and to restrain the exchange rate of the dram, preventing its depreciation.
Keywords: macroeconomic policy, economic growth, monetary policy, fiscal policy, inflation targeting, tax administration, institutional insolvency.
276