УДК 785Л61:821Л61Л-192(Земфира) ББК Ш33(2Рос=Рус)64-8,445+Щ318.5 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.51
А. БЖУЗЫ
Краков
ОСОБЕННОСТИ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ ПОЭЗИИ ЗЕМФИРЫ
Аннотация. В статье проводится анализ персонажа текстов русской рок-певицы Земфиры. На материале песен её авторства делается вывод об особенностях лирического героя поэтессы, созданного на протяжении всего периода её активности, то есть с 1998 года по настоящее время, а таже о взаимосвязи певицы с её лирическим персонажем.
Ключевые слова: лирические герои, автобиографические метатексты, русская поэзия, рок-поэзия, поэтические образы, поэтическое творчество, русский рок.
Сведения об авторе: Александра Бжузы, аспирант кафедры антропологии и культурно-литературной компаративистики Института восточнославянской филологии Ягеллонского университета.
Контакты: 31-102, г. Краков, ул. Звежинецка, д. 8, кв. 25а; [email protected].
A. BRZUZY
Cracow
CHARACTERISTICS OF THE LYRICAL HERO IN ZEMPHIRA'S POETRY
Abstract. The article examines the lyrical hero in the works of a Russian poet and singer-songwriter Zemphira and the relationship between Zemhira and her hero. The material of the study is based on Zemphira's songs written in the period from 1998 until now.
Keywords: lyrical heroes, autobiographical metatexts, Russian poetry, rock poetry, poetic images, poetic creativity, Russian rock.
About the author: Aleksandra Brzuzy, graduate student, Department of Anthropology and Cultural-literary Comparative Studies, Institute of Eastern Slavonic Studies of the Jagiellonian University.
Литературоведческий термин «лирический герой», изобретение и продукт формальной школы, был впервые использован Ю. Н. Тыняновым в статье 1921 года, посвящённой творчеству А. А. Блока [17]. Хотя вышеуказанное понятие применяется к поэзии далеко не каждого автора, в случае лирики Земфиры Талгатовны Рамазановой анализ субъекта высказывания, то есть своего рода персонажа текстов рок-певицы, кажется вполне обоснованным. Лирический герой, созданный в песнях Земфиры, является
© Бжузы А., 2018
не только носителем сознания, но также предметом изображения, что приближает её лирику к традиции Серебряного века, где присутствие субъекта высказывания - одна из важнейших особенностей поэзии таких лириков как Андрей Белый, С. А. Есенин, А. А. Ахматова, а также М. И. Цветаева. Влияние последней на Земфиру особо ощутимо1 [16].
Хотя понятие «лирический герой» производится от основополагающего тезиса формалистов, касающегося «внеположности» художественного произведения авторскому сознанию [19, с. 108], тяготение к автобиографизму во многих текстах Земфиры выдвигается чуть ли не на первый план большинства лирических произведений. Итак, многочисленные совпадения текстов с автором позволяют утверждать, что творчество Земфи-ры в некой степени представляет собой автобиографический метатекст, который использует различные способы автобиографического письма с целью освоения личного пространства поэтессы и достижения самоидентификации с текстом путём синтеза авторского «Я» с самим творчеством, то есть с лирическим героем. Автобиографический метатекст Земфиры формируется на протяжении всего творчества, мерками которого являются разнообразные автобиографические аллюзии, а также многие лейтмотивы, повторяющиеся из текста в текст и приобретающие статус автореминисценции. Земфира по-разному презентует свои воспоминания и при помощи своего лирического героя ссылается на саму себя. Лирический герой певицы пишет отличные песни по воскресеньям [4] и пластинки, пока всё нравится [5]. Причём местом действия является Москва [4], куда в 1998 году из Уфы переехала Земфира Талгатовна. Уже на дебютном альбоме певицы от 1999 года появляется песня «Ариведерчи» [3], которая безусловно связана с переездом в столицу и которая является личным прощанием с родным городом. Наверняка Земфиру, как и лирического героя песни, в первое утро встретили «вороны-москвички». Стоит также упомянуть, что время и местонахождение лирического героя рок-певицы совпадает с местонахождением самой Земфиры. Сведение первого альбома было выполнено в Лондоне в январе 1999 г., а в декабре этого года началась запись сингла «Лондон/Снег», в который вошли песни «Небо Лондона» и «Снег» [6]. В песне «Небо Лондона» лирический герой говорит, что ему «приснилось небо Лондона», где он гулял «по облакам» под «лондонским дождём» [11]. Со временем пребывания Земфиры в английской столице совпадает время года, указанное в тексте песни «Снег», поскольку «снег на ботинках» [13] лирического персонажа свидетельствует о зимнем периоде, хотя на самом деле отражает состояние его душы.
Автобиографические отсылки присутствуют и в других песнях рок-звезды. Земфира упоминает в своих текстах знаки своей индивидуальной маркированности, в том числе алкоголь, азартные игры, наркотики, но
1 Марина Цветаева посвятила Анне Ахматовой стихотворение, парафраз которого является песней Земфиры, посвящённой Цветаевой, что подчёркивает прямую связь между ними и указывает на вдохновление Земфиры обеими поэтами.
173
прежде всего табакокурение [18], являющееся неотъемлемым предметом облика исполнительницы, который становится не только одним из главных атрибутов в её стихотворениях, но также частью её сценического образа [1]. В песне под названием «Земфира» лирический герой обращается к самой Земфире словами: «Не бери себе в голову, Земфира, не бери, / Прогоняй ностальгию мимо дымом в потолок, / И не трогай телефон и заусенца, / Ты же можешь, я-то знаю...» [7]. Сигарета появляется как один из реквизитов одинокой женщины, присутствует особенно там, где лирическое «я» вспоминает своё прошлое. Универсальный мотив одиночества встречается в большом разнообразии и определяет путь авторской идентификации Земфиры. Уединение и изоляция ярко и самобытно воплощены в её лирике. Курительная тематика сопровождает все моменты, в которых вспоминаются прошлые события, прошлое, в котором потерялись близкие, а интенсивность внутренних переживаний героя измеряется выпускаемым дымом. Персонажи из прошлого исчезают из его памяти как кольца дыма, а выкуренные сигареты берут на себя функцию знака-индекса душевного кризиса лирического героя, указывая на тоску, которой пропитан сюжет текста. В песне «Знак бесконечность», которая начинаеся со слов «Я хочу, чтобы во рту оставался честный вкус сигарет» [8], герой не хочет выпустить, а скорее всего отпустить, табачный дым, который является воспоминанием о самом близком человеке. В этом случае толкование слов «дым» и «дух» для неё тождественно. В «Так и оставим» фраза «грусть и сигареты» [15] сопоставлены, что указывает на семантическое сходство печали и курения в восприятии лирического персонажа. О том, что сигареты являются атрибутом одинокого, ностальгирующего героя говорит также песня «Сигареты», где герой с помощью условного наклонения высказывается: «Если бы можно в сердце поглубже вклеить портреты / И я на память оставлю свои сигареты» [12]. Курение близко лирическому субъекту, потому что оно позволает герою персонифицировать близких ему людей, которые являются уже исключительно частью ушедшего времени. Когда герой пытается справиться с прошлым, он подводит итоги и оставляет за собой лишь «горы окурков» [9]. Окурок является художественной деталью, несущей большую эмоциональную нагрузку. Слово «горы» указывает на то, что лирический субъект хочет оставить позади значительный период своей жизни. Воспоминания возвращаются как вредная привычка: «И снова ночь. Стрела отравлена ядом, / Я никогда, никогда тебя не оставлю, / Ты полежи со мною неслышно рядом» [9].
Отталкиваясь от связи Земфиры с её лирическим героем следует упомянуть также песню «Кофевино», в которой появляется название легендарной уже группы Виктора Цоя: «Кофевино, / Группа "Кино", / Чьё-то окно, / В нём - привидения. / Отпусти меня, / Мне понравится» [10]. Лирического персонажа сопровождает музыка «Кино», которая становит важной частью творчества исполнительницы. Земфира многократно включала песни группы в свой концертный репертуар («Попробуй спеть вместе со мной», «Печаль», «Дождь для нас»). Кавер-версия «Кукушки» вошла даже
174
в состав сингла «До свидания» 2000 года, а также в альбом «КИНОпробы. Tribute Виктора Цоя», поскольку Земфира приняла участие в проекте, по-свящённом памяти погибшего героя рок-сцены [2].
Контент-анализ песен Земфиры [18], проведённый студентами «Интегрированных коммуникаций» под руководством Ольги Логуновой в 2016 году, показывает, что в большинстве стихотворений лирический герой от первого лица обращается к другим («Zero», «Хочешь?»), в меньшей степени к самому себе («Ощущенья», «Во мне»). Только в нескольких текстах появляется лирическое повествование от третьего лица («Девушка созрела», «Webgirl»). В песнях Земфиры делается упор прежде всего на душевную направленность, а основные эмоции, которые сопровождают лирического субъекта, - это печаль, стыд и страдание. Хотя во многих случаях герой относится к прошлому, события происходят в настоящее время.
В большинстве песен лирический герой сосредоточен на себе и на свём собсвенном внутреннем мире. Бывает однако, что Земфира вводит второго персонажа, к которому обращается повествователь, начиная высказывание от первого лица множественного числа. Такой приём подчёркивает совпадение деяний и мыслей обоих персонажей, а также отождествляет главного героя лирического произведения со вторым лицом, присутствующем в данном стихотворении. В песне под названием «СПИД», которая была записана на первом альбоме рок-певицы, лирический герой раскрывает рассказанную ветром тайну о том, что «нам остаются последние сутки» [14]. Несмотря на ощутимое раздвоение персонажа, то есть на первого, здорового повествователя и второго, которому поставили диагноз скорой смерти, в песне нашлись многократные повторы местоимения «мы»: «А у тебя СПИД / И значит / мы умрём / У тебя СПИД / И значит / мы умрём / Но у тебя СПИД / И значит / мы умрём» [14], указывающие на восприятие главным героем болезни второго как своей. Приближающаяся смерть объединяет обоих, и с этого момента они начинают вести себя как одно целое: «Будем глотать в больнице лекарства, / Не думать про завтра, не включать телевизор, / На карте искать тридесятое царство, / А вдруг повезёт, и достанутся визы» [14].
Конечно, не стоит полностью отождествлять лирическо героя Земфи-ры с Земфирой-человеком. Например, вышеобсуждаемая песня не касается непосредственно певицы, она не является автобиографичной. Но с другой стороны, Земфира многократно поднимала в своих текстах тему СПИДа и других социальных проблем. Исполнительница, как другие поэты и артисты, создала и все ещё создаёт легенду о самой себе. Сама «Земфира» - это одна из лирических тем в творчестве Земфиры, которая уже в начале своей карьеры подчёркивала своё имя, включая в список песен первого альбома песню с одноимённым названием, а также называя этот альбом своим именем. Дальнейшее творчество только дополняет и развивает постулированный образ исполнительницы. Земфира, создавшая картину самой себя в качестве темы (героя) своей поэзии, придумала метатексового персонажа, который берёт своё начало именно в ней самой. Слушая песни Земфиры,
175
мы невольно представляем себе одного общего героя, который отличается стремлением к созданию альтернативного по отношению к реальности собственного мира. Творчество Земфиры олицетворяет слушателям и читателям её лирическое «я», то есть, как писал Б. М. Эйхенбаум, «лицо поэта в поэзии - маска» [20]. Не стоит затем ставить знак равенства между лирическим героем Земфиры и её обликом. Этот двойник возник целенаправленно в результате действий самой Земфиры, а в случае поэтессы-рок-звезды является ничем иным как следствием стиля, входящим в состав сценических требований.
Литература
1. БжузыА. Семантика биологически активных веществ в поэзии Янки Дягилевой и Земфиры Рамазановой [Текст] / А. Бжузы (Гданьск, публикация запланирована на сентябрь 2018).
2. До свидания (сингл) [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ До_свидания_(сингл) (дата обращения: 29.04.2018).
3. Земфира. Ариведерчи [Электронный ресурс] / Земфира // ЬупсБ.Ьу: тексты песен и переводы - Режим доступа: http://www.lyrics.by/ 7етйгаМ999а1_12.Йш1 (дата обращения: 27.04.2018).
4. Земфира. Воскресенье [Электронный ресурс] / Земфира // Ьуг^.Ьу: тексты песен и переводы - Режим доступа: http://www.1yrics. Ьу/7еш&а^2007а1_02^№1 (дата обращения: 27.04.2018).
5. Земфира. Друг [Электронный ресурс] / Земфира // Ьуг^.Ьу: тексты песен и переводы - Режим доступа: http://www.1yrics.by/zeшfira/ s2005a1_09.html (дата обращения: 27.04.2018).
6. Земфира [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Земфира (дата обращения: 27.04.2018).
7. Земфира. Земфира [Электронный ресурс] / Земфира // Ьуг^.Ьу: тексты песен и переводы - Режим доступа: http://www.1yrics.by/zemfira/ s1999a1_14.html (дата обращения: 27.04.2018).
8. Земфира. Знак бесконечность [Электронный ресурс] / Земфира // Ьу1^.Ьу: тексты песен и переводы - Режим доступа: http://ww.1yrics.by/zemfira/s2002a1_03.htm1 (дата обращения: 28.04.2018).
9. Земфира. Итоги [Электронный ресурс] / Земфира // Ьуг^.Ьу: тексты песен и переводы - Режим доступа: http://www.1yrics.by/ zemfira/s2005a1_03.htm1 (дата обращения: 28.04.2018).
10. Земфира. Кофевино [Электронный ресурс] / Земфира // Ьуг^.Ьу: тексты песен и переводы - Режим доступа: http://www.1yrics.by/ zemfira/s2013a1_04.htm1 (дата обращения: 28.04.2018).
11. Земфира. Небо Лондона [Электронный ресурс] / Земфира // Ьуг-^.Ьу: тексты песен и переводы - Режим доступа: http://www.1yrics.by/ zemfira/s1999s1_01.htm1 (дата обращения: 27.04.2018).
12. Земфира. Сигареты [Электронный ресурс] / Земфира // Lyrics.by: тексты песен и переводы - Режим доступа: http://www.lyrics.by/zemfira/ s2000a1_08.html (дата обращения: 28.04.2018).
13. Земфира. Снег [Электронный ресурс] / Земфира // Lyrics.by: тексты песен и переводы - Режим доступа: http://www.lyrics.by/ zemfira7s1999a1_02.html (дата обращения: 27.04.2018).
14. Земфира. СПИД [Электронный ресурс] / Земфира // Lyrics.by: тексты песен и переводы - Режим доступа: https://rick.ru/song/1307/ (дата обращения: 19.05.2018).
15. Земфира. Так и оставим [Электронный ресурс] / Земфира // Lyr-^.Ьу: тексты песен и переводы - Режим доступа: http://www.lyrics.by/zemfira/s2005a1_04.html (дата обращения: 28.04.2018).
16. Земфира. Я полюбила Вас [Электронный ресурс] / Земфира // Lyr-^.Ьу: тексты песен и переводы - Режим доступа: http://www.lyrics.by/ zemflra/s2007a1_07.html (дата обращения: 27.04.2018).
17. Лирический герой [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Лирический_герой (дата обращения: 26.04.2018).
18. Посчитать Земфиру [Электронный ресурс] // Магистерская программа «Интерактивные коммуникации» - Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - Режим доступа: https://www.hse.ru/ma/incom/news/199214376.html (дата обращения: 30.04.2018).
19. Сухих С. И. «Технологическая» поэтика формальной школы. Из лекций по истории русского литературоведения. [Текст] / С. И. Сухих. -Нижний Новгород; М.: КиТиздат, 2001. -108 с.
20. Эйхенбаум Б. М. Анна Ахматова. Опыт анализа [Электронный ресурс] / Б. М. Эйхенбаум - Режим доступа: http://imwerden.de/ pdf/elchenbaum_anna_akhmatova_1923.pdf (дата обращения: 30.04.2018).