ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Скрипкина Т.П., Ничипорюк Е.А.
Особенности личностно-профессиональной самореализации воспитателей дошкольных образовательных учреждений
В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования одного из проявлений самореализации личности - удовлетворенности самореализацией в профессиональной сфере и в жизни в целом у воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Выделяются варианты траекторий личностнопрофессионального развития педагогов. Предлагается дифференцировать содержание психологической работы с педагогами в зависимости от вариантов личностно - профессионального развития.
Ключевые слова: самореализация личности, удовлетворенность самореализацией, личностно-профессиональное развитие, дифференциация содержания психологической работы с педагогами.
■ ичность воспитателя дошкольного образовательного учреждения, является одним из ключевых ресурсов отечественной системы образования, и от того, в какой мере эта личность является зрелой, благополучной, во многом зависит будущее нашей страны, как ни банально, с одной стороны, и как ни странно, с другой, это звучит. Банально - сколько раз провозглашался тезис о значении личности Учителя для благополучного развития Общества, сколько авторов доказывало огромную значимость первых лет жизни для благополучного развития человека. Странно - статус воспитателя дошкольного образовательного учреждения (именно того педагога, который и должен быть Учителем в первые годы жизни человека) один из самых низких и в системе образования, и в обществе в целом. Однако, искренняя вера в заявленный выше тезис побудила авторов данной публикации заняться исследованием особенностей личностно-профессионального развития воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Необходимым условием благополучного развития ребенка является развивающийся взрослый, заинтересованный в самореализации. Самореализация личности является способом продвижения к вершинам собственного развития. О личностной зрелости можно судить по тому, в какой мере человек смог самореализоваться. Особенно это относится к профессиональной саморелизации.
Наиболее фундаментальное исследование проблемы самореализации в отечественной психологии выполнено Л.А. Коростылевой. Наиболее фундаментальную концепцию самореализации в отечественной психологии разработала ■ .А. Коростылева, которая подробно изучила особенности самореализации
www.pro.rsu.ru
личности в двух основных сферах современного человека: профессиональной и брачно-семейной. Л.А. Коростылева рассматривает самореализацию как осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый момент времени. Она отмечает, что самореализация может исследоваться как цель, средство, процесс, состояние, результат и итог [3]. Самореализация как цель рассматривается в исследованиях самоактуализации, как состояние - в исследованиях удовлетворенности самореализацией, как результат - при изучении определенного уровня личностного развития (наличие свойств, способствующих самоосуществлению), как итог - в исследованиях осмысления цельных временных отрезков жизненного пути, либо жизни в целом
[3]. В анализируемом исследовании показано, что наряду с существованием у каждого человека своего собственного критерия самореализации есть общие необходимые критерии, такие как: удовлетворенность и полезность (продуктивность), которые направлены во благо как личности, так и социума [3]. При этом полезность (продуктивность) носит более объективный характер - о продуктивности можно судить по участию человека в той или иной сфере жизни, по получению им значимых результатов. Удовлетворенность носит исключительно субъективный характер, входит в оценочную систему психической деятельности каждого человека. Исходя из того, что самореализация является чрезвычайно важным элементом общей осмысленности жизни, и лежит в основе ее психологического благополучия, нами было проведено исследование, направленное на изучение особенностей самореализации воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Как уже было сказано, низкий социальный статус данной профессиональной принадлежности, ограниченные возможности карьерного роста и низкий уровень заработной платы, порождают большие сложности на пути самореализации в данном виде профессиональной деятельности. Исследование посвящено изучению особенностей удовлетворенности самореализацией (в жизни в целом и в профессиональной сфере в частности). В основе исследования лежала идея о том, что одной из важных детерминант самореализации в профессиональной сфере является доверие к себе воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Исследование проводилось с 2003 по 2008 годы на базе Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. В нем приняло участие 240 воспитателей дошкольных образовательных учреждений из разных городов и районов Ростовской области. С целью реализации поставленных задач был использован следующий комплекс диагностических методик: «Оценка доверия к себе» Т.П. Скрипкиной [1]; «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А.А. Реана [7]; «Удовлетворенность избранной профессией» А.А. Реана (модификация методик В.А. Ядова и Н.В. Кузьминой) [7]; «Вопросник САМОАЛ» Н.Ф. Калина [5]; «Тест смысложизненных ориентаций» (по Д.А. Леонтьеву)
[4]; «Методика исследования самоотношения» С.Р. Пантилеева [6].
Мы предположили, что человек, важнейшей частью жизни которого является профессиональная сфера, не может испытывать удовлетворенность самореализацией в целом без удовлетворенности самореализацией в профессии, т.е. высокий уровень удовлетворенности самореализацией в жизни в целом невозможен при низком уровне удовлетворенности самореализацией в профессиональной сфере. Для проверки данной гипотезы педагоги были объединены в группы с разными сочетаниями уровней удовлетворенности самореализацией в жизни в целом и в профессиональной сфере.
Эмпирически были получены следующие варианты (Таблица № 1).
Таблица № 1
Варианты сочетания у педагогов уровней удовлетворенности самореализацией в профессиональной сфере и в жизни в целом
№ уровни удовлетворенности самореализацией Количество педагогов
в проф. сфере в жизни в целом (в %)
высокий высокий 3,6
высокий средний 15,7
высокий низкий 2,1
средний высокий 10,0
средний средний 40,7
средний низкий 7,9
низкий высокий нет
низкий средний 14,3
низкий низкий 5,7
Как видно из таблицы, в исследуемой выборке отсутствуют педагоги, у которых бы сочетался высокий уровень удовлетворенности самореализацией в жизни в целом с низким уровнем удовлетворенности избранной профессией (вариант № 7), что подтверждает выдвинутую гипотезу.
Поскольку средний и высокий уровни характеризуют удовлетворенность, а низкий уровень - неудовлетворенность самореализацией, то для дальнейшего анализа мы объединили в общие группы педагогов с высоким и средним уровнями самореализации. Были получены 4 группы педагогов, у которых по-разному сочетаются удовлетворенность или неудовлетворенность самореализацией в профессиональной сфере и в жизни в целом:
1) удовлетворенность самореализацией и в профессиональной сфере, и в жизни в целом;
2) удовлетворенность самореализацией в профессиональной сфере, и неудовлетворенность самореализацией в жизни в целом;
3) неудовлетворенность самореализацией в профессиональной сфере, и удовлетворенность в жизни в целом;
4) неудовлетворенность самореализацией и в профессиональной сфере, и в жизни в целом.
С нашей точки зрения, выделенные варианты отражают определенные траектории личностно - профессионального развития, т.к. характеризуют с одной стороны удовлетворенность самореализацией в жизни в целом (развитие личности), а с другой стороны удовлетворенность самореализацией в профессиональной сфере (профессиональное развитие). Выделенные варианты показывают, как у воспитателей дошкольных образовательных учреждений могут выстраиваться две взаимосвязанные линии развития: развитие личности и развитие профессионализма.
Мы решили проверить, каким образом распределены по группам педагогов с разным стажем работы данные варианты личностно-профессионального развития. Для дальнейшего анализа к уже выделенным 4 группам нами была добавлена ещё одна (далее вариант № 5), в которую вошли педагоги, чьи данные первоначально были исключены из рассмотрения в связи с выраженной тенденцией давать социально желаемые ответы.
Отметим, что из всей выборки опрошенных воспитателей 25 % были склонны давать социально желаемые ответы.
В связи с таким значительным количеством данных, которые не проходили по достоверности, мы посчитали невозможным просто исключить их из дальнейшего рассмотрения. С одной стороны, исключение результатов данной группы может исказить картину вариантов траекторий личностно-профессионального развития. Это нашло отражение в таблице № 1, из которой очень оптимистично следует, что сочетание удовлетворенности самореализацией в профессиональной сфере и в жизни в целом характерно для 70 % педагогов. Далее будет показано, что доля педагогов с такой траекторией личностно-профессионального развития по всей выборке составляет примерно 50 %. С другой стороны, несомненный интерес представляет выяснение различий между педагогами, с разной степенью выраженности тенденции давать социально-желательные ответы.
Таким образом, было выделено 5 групп испытуемых. Дальнейшая задача исследования заключалась в изучении того, меняется ли соотношение лиц, включенных в каждую группу с изменением стажа работы. Анализ полученных результатов позволил выделить следующие особенности.
Доля педагогов, удовлетворенных самореализацией и в профессиональной сфере, и в жизни в целом (вариант № 1), отличается определенной стабильностью и включает в себя примерно половину воспитателей во всех группах («стаж 5 и меньше лет» - 46,9 %, «стаж от 6 до 15 лет» - 57,4 %, «стаж от 15 до 25 лет» - 50,7 %, «стаж 25 и более лет» - 47,1 %, по всей выборке - 51,3 %).
Доля варианта № 2 также претерпевает незначительные изменения с увеличением стажа педагогической работы. Количество педагогов, у которых сочетается высокий и средний уровень удовлетворенности профессиональным выбором с низким уровнем удовлетворенности результативностью жизни (вариант № 2), во всех группах с разным стажем работы не превышает 10 % от общего количества педагогов данной группы. В целом по выборке он составляет 7,3 %, максимально выражен в группе педагогов со стажем «от 6 до 15 лет» (9,3 %), наименьшее
количество педагогов с таким сочетанием в группе со стажем «от 15 до 25 лет» (5,6 %). Можно предположить, что данный вариант включает в себя педагогов, для которых профессиональная деятельность, в этот момент жизни является главным способом самореализации.
Существенные изменения происходят с долей педагогов варианта № 3: от 18,8 % в группе педагогов со стажем «5 лет и меньше» до 5,9 % в группе со стажем «25 лет и более». Происходит резкое сокращение количества педагогов, для которых характерно сочетание среднего (высокий выявлен не был) уровня удовлетворенности результативностью жизни с низким уровнем удовлетворенности избранной профессией. Можно предположить, что если в начале профессиональной деятельности ещё возможно испытывать удовлетворенность от жизни в целом, будучи не удовлетворенным профессией, то по мере увеличения стажа работы это становится всё сложнее.
Отдельного внимания заслуживают педагоги, объединенные нами в группу № 4: низкий уровень удовлетворенности самореализацией и в профессиональной сфере, и в жизни в целом. Данная группа составляет 4,2 % от всех валидных наблюдений (8 человек, к сожалению - для убедительности выводов, к счастью - для жизненной ситуации). Однако, наибольшее количество педагогов, для которых характерно такое сочетание, выявлено в группе со стажем «5 лет и меньше» - 62,5 %, что составляет 15,6 % от всей группы педагогов со стажем «5 лет и меньше». В группах со стажем более 15 лет выявлен один педагог с низким уровнем удовлетворенности самореализацией и в профессиональной сфере, и в жизни в целом.
Кроме описанных выше существенных изменений, которые претерпевает доля педагогов варианта № 3, ещё более впечатляющие изменения происходят с долей педагогов варианта № 5. Но если доля педагогов, удовлетворенных самореализацией в жизни в целом и неудовлетворенных самореализацией в профессиональной сфере (вариант №3), с увеличением стажа работы сокращается, то доля педагогов с выраженной тенденцией давать социально желаемые ответы (вариант № 5) с увеличением стажа работы увеличивается (Таблица № 2).
Таблица № 2
Изменение доли педагогов с выраженной тенденцией давать социально желаемые ответы в группах с разным стажем
группа по стажу вариант № 5 (в %)
5 лет и меньше 12,5
От 6 до 15 лет 16,7
От 15 до 25 лет 36,6
25 и более лет 35,3
Таким образом, можно говорить о том, что у воспитателей ДОУ существует явная тенденция, заключающаяся в том, что после 15 лет работы они становятся склонны к профессиональному выгоранию.
Между группами педагогов с разной тенденцией давать социально желаемые ответы выявлены статистически значимые различия по большинству исследуемых шкал: доверие к себе в профессиональной сфере, доверие к себе в интеллектуальной сфере, доверие к себе в бытовой сфере, доверие к себе в отношениях с вышестоящими, доверие к себе в семейных отношениях, доверие к себе в отношениях с детьми, доверие к себе в отношениях с родителями, общий показатель доверия к себе, внешняя положительная мотивация, все шкалы СЖО, два фактора самоотношения (самоуважение и самоуничижение), большинство шкал методики самоактуализации. Педагоги, дающие социально желаемые ответы, склонны более высоко оценивать «позитивные» и более низко «негативные» качества личности, значимые для профессиональной деятельности. Статистически значимые различия не выявлены по характеристикам, которые не обладают ярко выраженной профессиональной значимостью для педагогов: доверие к себе в отношениях с близкими, доверие к себе в отношениях с противоположным полом, доверие к себе в сфере досуга, фактор аутосимпатии методики самоотношения, некоторые шкалы методики самоактуализации (спонтанности, самопонимания, аутосимпатии и контактности).
Полученные данные позволяют выдвинуть предположение, что при непродолжительном стаже работы выраженная тенденция давать социально желаемые ответы может быть обусловлена недостаточно развитой личностной рефлексией педагогов, а также их позитивным отношением к будущему, связанными в их молодостью. С ростом стажа работы усиление данной тенденции связано с появлением профессионального выгорания, разочарованием, маскируемым социально-желательными ответами, нереально высокими оценками собственных личностных и профессиональных качеств.
Таким образом, в личностно-профессиональном развитии педагогов можно выделить проявление двух тенденций:
-независимо от стажа работы примерно для половины педагогов характерно гармоничное сочетание личностного и профессионального развития: удовлетворенность самореализацией в профессиональной сфере и в жизни в целом, средний и высокий уровни доверия к себе в профессиональной сфере, средний и высокий уровни осмысленности жизни, усиление с увеличением стажа работы значения внутренней мотивации профессиональной деятельности;
-рост тенденции давать социально-желательные ответы, возможно, из-за недостаточной личностной рефлексии и усиления профессионального выгорания, что подтверждается резким увеличением доли педагогов с данной тенденцией после 15 лет стажа, а также нереально высокими оценками педагогами данной группы развития у себя профессионально значимых качеств личности. Полученные эмпирические данные согласуются с мнением Д.Н. Завалишиной, что после 10-15 лет работы «человек реализует тот или иной избранный «стиль» (вариант) профессионального развития, тем самым осуществляя и свое жизненное самоопределение» [2, с. 106].
Результаты эмпирической части исследования позволяют сформулировать рекомендации, о том, что при планировании содержания психологической работы с педагогами, необходимо учитывать варианты их личностно-профессионального развития.
В отношении педагогов, удовлетворенных самореализацией, как в жизни в целом, так и в профессиональной сфере в частности (1 группа), достаточно содержания психологического сопровождения профессиональной деятельности, сформулированного в общих рекомендациях.
С педагогами, удовлетворенными самореализацией в профессиональной сфере и не удовлетворенными самореализацией в жизни в целом (2 группа), дополнительно необходимо проведение психологического консультирования, с целью оказания помощи в поиске других сфер самореализации, кроме профессиональной, для профилактики личностных деформаций, деструктивных выходов из личностных кризисов особенно после прекращения профессиональной деятельности.
В отношении педагогов, удовлетворенных самореализацией в жизни в целом и не удовлетворенных самореализацией в профессиональной сфере (3 группа), также дополнительно необходимо проведение психологического консультирования. Однако в данном случае с целью оказания помощи в поиске возможностей самореализации в данной профессии или поиске другой профессии для самореализации.
Очевидно, что педагоги, не удовлетворенные самореализацией как в жизни в целом, так и самореализацией в профессиональной сфере (4 группа), нуждаются в психотерапевтической помощи. Необходимость и возможность получения такой помощи может быть предметом обсуждения в процессе индивидуальной консультации.
С группой педагогов, у которых предположительно может иметь место недостаточно развитая личностная рефлексия или профессиональное выгорание, целесообразно обсудить высокую социальную желательность ответов, которые они давали в процессе диагностики. В случае заинтересованности педагогов, можно предложить им повторно пройти обследование для уточнения особенностей личностно-профессионального развития и конкретизации содержания психологической работы.
С нашей точки зрения, существуют определенные организационные трудности в проведении с педагогами психологической работы, направленной на их личностно-профессиональное развитие. Психологи, работающие в образовательных учреждениях в должности «педагог-психолог», и по своему статусу, и по этическим причинам не имеют возможности для реализации такого содержания психологической работы с педагогами. Изменившийся статус городских и районных психологических центров, ставших учреждениями «диагностики и консультирования для детей...», не предполагает, как ранее, широкой психологической работы с педагогами образовательных учреждений, в рамках которой возможно было проведение, в том числе с воспитателями дошкольных образовательных учреждений,
www.pro.rsu.ru
развивающих групп, ориентированных на их личностно-профессиональный рост. В системе образования, в целом, и в образовательных учреждениях (тем более -дошкольных), в частности, не существует отделов или служб по работе с персоналом, ответственных за их личностно-профессиональное развитие. Благополучное личностно-профессиональное развитие является личным делом самого педагога, и, в лучшем случае, руководителя образовательного учреждения.
В качестве возможных вариантов организации дифференцированной психологической работы с педагогами можно рассматривать проведение её в рамках курсов повышения квалификации или непосредственно на базе образовательного учреждения по запросу его руководителя (учредителя).
Литература
1. Доверие к себе в социально-психологическом взаимодействии: Коллективная монография / Под ред. проф. Т.П. Скрипкиной. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. - 356 с.
2. Завалишина Д.Н. Практическое мышление: специфика и проблемы развития. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 376 с.
3. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. - СПб.: Изд-во «Речь», 2005. - 222 с.
4. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М.: «СМЫСЛ», 1992. - 16 с.
5. Маслоу А. Психология бытия. - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. - 304 с.
6. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. - М.: «СМЫСЛ», 1993. -32 с.
7. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 416 с.