Дети в группе риска
А.Г. Жиляев, Т.И. Палачева
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОТИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Цель статьи - рассмотреть особенности проведения первичной профилактики наркотизации с детьми младшего школьного возраста. В статье освещается система занятий, которая направлена на формирование ассоциативно-негативной карты наркотизации детей этого возраста в режиме метафорического тренинга с привлечением материалов из сказок.
Ключевые слова: метафорический тренинг, ассоциативно-негативная карта наркотизации, эффективные поведенческие образцы, развитие личности.
Распространенность употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних и молодежи на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества, определяющих острую необходимость организации решительного и активного противодействия.
По данным Центра социологических исследований, в 2010 г. в возрастной группе 11-24 года численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2-3 раз в месяц) составляла 9,6% от общей численности данной возрастной группы (2,6 млн чел.); алкогольные напитки (включая пиво) - 50,5% несовершеннолетних и молодежи (13,7 млн чел.); курят табачные изделия 45,6% (12,3 млн чел.)1.
В Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде отмечается, что одним из наиболее активных участников процесса профилактики зависимости от ПАВ в Российской Федерации является система образования.
© Жиляев А.Г., Палачева Т.И., 2013
В настоящее время возникла необходимость дальнейшего развития методологических и организационных основ профилактической деятельности в образовательной среде. Она обусловлена как существенными изменениями социальных, социокультурных характеристик ситуации, связанной с распространенностью ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи, так и изменениями реалий жизни современного общества в целом, возросшей актуальностью формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также изменениями государственной политики в сфере борьбы с наркоманией, алкоголизмом, табакокурением.
Концепция определила приоритет задач первичной профилактики, основанной, главным образом, на развитии культуры здорового образа жизни и других социально значимых ценностей - созидания, творчества, духовного и нравственного совершенствования человека.
Целью психологического компонента программной профилактической деятельности в образовательной среде, обозначенной Концепцией, является развитие психологических и личностных свойств субъектов образовательной среды, препятствующих формированию зависимости от ПАВ; формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни; создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической адаптации.
Известно, что первичную профилактику наркотизма, имеющую задачу предупреждения инициации, эффективно проводить с детьми до 10-11 лет. В связи с этим разработка личностно ориентированного подхода в осуществлении профилактических антинаркотических программных мероприятий с детьми младшего школьного возраста является актуальной проблемой педагогической психологии.
В последнее время широкое распространение получили отечественные профилактические программы для начальной школы.
Программа педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников (авторы А.Г. Макеева, И.В. Лысенко) предполагает формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение социально ценных поведенческих норм, коммуникативных навыков, обеспечивающих ребенку эффективную социальную адаптацию; развитие умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий2.
Предлагаемый курс состоит из 24 занятий и рассчитан на школьников 2-3 классов (по 12 уроков для каждого класса). Антинарко-
генные занятия могут проводиться в рамках уроков естествознания, ОБЖ, могут стать частью внеклассной работы.
Программа «Педагогика здоровья», разработанная для детей младшего школьного возраста, в занимательной игровой форме преподносит материал, который имеет внутренний сюжет3.
Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами для детей 6-12 лет «Волшебная страна чувств»4 направлена на гармонизацию личности ребенка на основе развития его эмоционально-волевой сферы. Программа предполагает обучение детей пониманию своих эмоциональных свойств и способам эмоционального реагирования, осуществляет профилактику эмоциональных нарушений. Поэтому основная тематика занятий с детьми младшего школьного возраста направлена на изучение эмоций: радости, грусти, страха, злости, интереса, обиды и др.
Автор исходил из положения, что к семи годам у ребенка формируется способность дифференцировать свои эмоции посредством речи, дифференцированные эмоции становятся важным регулятором поведения ребенка. Исходя из этого, эмоциональное развитие детей является защитным фактором по отношению к возможной наркотизации.
Для реализации программных мероприятий используются методы сказкотерапии (анализ авторских сказок, групповое сочинение историй, драматизация сказок, арт-терапии (свободное и тематическое рисование, лепка из глины, конструирование из бумаги и картона); психогимнастики (этюды на выражение различных эмоций) и др.
Специфическими целями программы определены формирование и укрепление антинаркотических установок у детей, формирование и развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском приобщения к психоактивным веществам.
В настоящее время в отечественной профилактике детского наркотизма имеют место подходы и системы, которые строятся на основе существующей системы периодов развития личности Л.С. Выготского, обеспечивающие усвоение адаптивных способов совладания со стрессом.
Достоинство программы «Навыки жизни» А.В. Соловова заключается в направленности на саморазвитие, установку на собственные усилия ребенка стать ответственной и регулирующей собственное поведение личностью5. Овладение приемами саморегуляции происходит путем формирования мировоззренческих установок личности, овладения ею навыками социального поведения и управления психическими состояниями. На комплекс-
ной основе решаются задачи развития социальной и личностной компетенции, формируются способы предупреждения возможных проблем и навыки самозащиты. Личностная и социальная компетентность формируется на основе навыков эффективного общения, критического мышления, принятия решений и адекватной самооценки. Предупреждение проблем достигается посредством развития навыков регуляции эмоций, избегания стрессов, решения конфликтов, сопротивления давлению извне. Таким образом, антинаркотическая программа позволяет сформировать личность, которая в состоянии осуществлять самосохранительное поведение, противостоять деструктивному поведению.
Программа «Золотой ключик»6 разработана в 1980-х годах и во многом отличается от программ «Истоки», «Радуга», «Детство». Построение начального образования по этой программе обеспечивает детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и одновременно эмоциональное благополучие и счастливую, радостную жизнь каждого ребенка. По мнению авторов «Золотого ключика», эпоха детства заканчивается примерно к 10 годам. А потому отрыв дошкольного образования от образования в начальной школе противоречит законам психологического развития ребенка. Организация жизни и образования детей в учреждениях, работающих по программе «Золотой ключик», строится по семейному принципу: все без исключения взрослые участвуют в воспитании детей, а все дети являются полноправными членами этой большой семьи, оказывающейся продолжением собственной семьи.
По этой программе работает несколько десятков образовательных центров в разных регионах России, в том числе в городах Балашихе, Нижнекамске, Ростове-на-Дону, Сургуте.
Основная особенность программы - направленность на психологизацию образовательного процесса. Все разделы программы, ее основные направления и средства реализуемых программных задач связаны с возрастной периодизацией детства Л.С. Выготского, с основными законами развития психики ребенка, его потребностями, способностями и возможностями.
Авторы первыми предложили организовать образовательный процесс, опираясь на принцип единства и взаимосвязи образовательных процессов в дошкольном и начальном школьном возрастах. Результатом стало создание комфортных психологических условий, что привело к резкому снижению соматических заболеваний у детей образовательных центров, работающих по этой программе.
Проведенный анализ показал, что существующие программы в большинстве случаев представляют собой набор методических
приемов, которые далеко не всегда отражают системы компонентов, отвечающие принципам преемственности, синергизма.
В настоящее время наиболее перспективным в профилактике наркомании признается личностно ориентированный подход, согласно которому ребенок не будет употреблять наркотики «по внутриличностным мотивам»7.
По нашим исследованиям, младшие школьники не информированы о психоактивных веществах, не имеют опыта наркотизации и четких психологических установок в отношении этой проблемы8. В связи с этим важным в системе занятий для детей 7-10 лет является формирование негативного отношения к наркотикам путем информирования детей данной возрастной группы о вреде наркотиков, ведущих к нездоровью и снижению возможности достижения успеха, которое осуществляется на уровне ассоциативного образа без упоминания наркотиков.
Ассоциативно-негативная карта наркотизации формируется у младших школьников в режиме метафорического тренинга с привлечением материалов сказок.
Форма метафоры, являясь доступной для восприятия ребенка, затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру.
Использование сказочной формы в формировании негативной карты наркотизации детей обусловлено следующими ее достоинствами и преимуществами: абсолютной метафоричностью, отсутствием дидактичности, глубинным смыслом сказки, многоуровне-востью хранимой информации, максимально возможной психологической защищенностью, экзистенциальностью.
Отсутствие дидактичности, что практически исключает сопротивление, помогает ребенку естественным путем формировать способность осознанно действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями, развивает способность распознавать поведение людей в конкретной ситуации, способствует развитию личностной индукции.
Сказка информативна, является способом передачи человеческого опыта, который фиксируется без всякой навязчивости, обязательности и морализаторства. Она дает возможность самому делать выводы, определять свое отношение к предлагаемому, принимать или не принимать любое содержание, любой смысл, любой урок из множества содержащихся. Она формирует своеобразный «банк» жизненных ситуаций, т. е. набор знаний о способах взаимоотношений между людьми, о возможностях самореализации.
Как замечает А.В. Гнездилов9, если взрослые нашли в себе силы и мудрость обсуждать с ребенком сказочные истории, осмыслять жизненные уроки, ища параллели с реальными явлениями, то «банк» знаний о мире переходит в активное состояние. Ребенок естественным путем формирует способность осознанно действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями; размышляет о своем предназначении, исследуя собственные способности и возможности; осознанно и неосознанно проявляет созидательные ипостаси своей души.
Через сказку психолог имеет возможность передать ребенку, родителям или педагогам способы выхода из проблемной ситуации.
Сказка психоэкологична; находясь не в обыденной, а в драматической реальности, ребенок и ведущий эмоционально защищены.
Сказка как произведение искусства укрепляет личность ребенка, расширяет ее горизонты, способствует развитию индивидуальности, укрепляет ее адаптивность. Посредством сказки дети знакомятся с окружающим миром и ищут свой язык общения с «большим» миром, наиболее точно выражающий их внутренний мир. Она помогает находить необходимые решения при любых ситуациях, тем самым повышая адаптивность ребенка к повседневной жизни.
Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор, помогает преодолеть дезадаптацию, способствует развитию личности.
Эти особенности сказки могут быть использованы специалистом при проведении занятий с детьми младшего школьного возраста в режиме метафорического тренинга10. В этом случае профилактическая работа с ребенком с привлечением сказки может стать источником знаний о нормах поведения, социальных установках и ценностных ориентациях, с помощью которых ребенок может оценить себя и других. Это позволит создать адаптивную социальную среду для дальнейшего социального становления личности в этот возрастной период.
Разработанный метафорический тренинг представлен системой личностно ориентированных занятий, каждое из которых тематически и содержательно развивает представления его участников о вреде наркотиков для человека, способствует социальному становлению личности ребенка, направлено на осознание самого себя, на овладение собственным поведением, где обучающийся чувствует себя источником поведения и субъектом обучения11.
Каждое занятие предлагаемого тренинга, являясь единицей тренинга в целом, самоценно, потому что создает условия для личностного роста и снижает риск инициации наркотизма.
Тренинг не требует деления на группы, проводится с целым классом, он предполагает проведение одного занятия один раз в неделю в объеме урока. Рассмотрение одной темы рассчитано на один академический час. В рамках тренинга подобраны сказки народов мира, русские народные сказки, сказки татарского эпоса, рассматривающие проблемы употребления одурманивающих веществ.
Вести метафорический тренинг могут учителя, психологи, его проведение не требует специализированной подготовки, необходимо просто следовать заданному алгоритму подачи материала в рамках профилактического занятия.
Представленные занятия способствуют формированию негативного отношения к наркотикам не напрямую, а косвенно, с использованием сказочного сюжета. У детей формируются представления о причинах обращения человека к одурманивающим веществам, негативных последствиях их использования для человека, что становится препятствием к достижению счастья.
На примере разбора сказочных историй у ребенка вырабатываются навыки ответственности за свои поступки, происходит обучение распознаванию мотивов поведения других людей и нахождению способов решения проблемного поведения, развитие умения противостоять агрессивному давлению извне и отстаивать собственную позицию.
В доступной форме на примере сказочного материала детям раскрывается «механизм» наркотизации сказочного героя и, соответственно, опасность употребления одурманивающих веществ, формируются основы личностной мотивации на противостояние социальной агрессии и наркотизации.
Предложенная система занятий направлена на развитие личности младшего школьника, позволяет усваивать эффективные поведенческие образцы, расширяющие адаптационные возможности личности и позитивно влияющие на формирование жизненного сценария ребенка.
Предъявляются определенные требования к занятиям в рамках метафорического тренинга.
На занятии используется прием анализа сказки, главным требованием которого является наличие четкой парадигмы, учитывающей следующие основные моменты подачи материала младшим школьникам.
1. Определение детьми поворотного момента сказки, которое предполагает ответы на вопросы: «Когда происходит "плохое"»? «Можно ли было этого избежать?» Определение сути ситуации, поиски причин актуального конфликта для героя формируют у ребенка умение размышлять, искать верное решение.
2. Вычленение главного направления: «Что можно сделать, чтобы избежать этого "плохого"»? «Как это сделать?». Построение такого оптимального сказочного сценария, который формирует способность действовать осознанно, видеть позитивные способы решения сложившейся ситуации, обеспечивает личности ее позитивное проживание.
3. Указание в сказочном сюжете на переход в социальные роли: из чужого - во врага, из знакомого - в друга. Это позволяет утвердить ребенка в мысли, что нельзя доверять чужому, незнакомому человеку: чужой значит чуждый, он враг; знакомый тот, кого хорошо знаешь, кому доверяешь, он друг.
4. Определение смыслового направления - отказ от предложения принять (использовать) одурманивающее вещество: «Для чего сказочному герою следует отказаться от предложения принять одурманивающее вещество?».
5. Использование сюжета с позитивным вариантом: переживание прочитанных сказочных сценариев вызывает изменение жизненных сценариев. Сценарий, по мысли Э. Берна, - это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей12. Сюжет с позитивным сказочным вариантом обеспечивает личностное развитие ребенка, показывает, как поступать и делать те или иные вещи, ведь учиться самому интересно, но не очень-то практично учиться на своих ошибках, лучше в этом случае учиться, размышляя над поступками сказочных героев.
6. Распознавание сигналов опасности на примере сказки, по которым можно увидеть, что предъявляется одурманивающее зелье, помогает насторожиться, узнать момент, чтобы проходить мимо неадекватных предложений. Сигналы опасности определяются следующими моментами:
- присутствием символических образов наркотизации: наливного яблочка, чудодейственного порошка, диковинных ягод, веретена и т. п., наделенных внешней сверхпривлекательностью или чудодейственными свойствами;
- выбором момента предъявления одурманивающего вещества: отрицательные персонажи сначала располагают к себе сказочного персонажа, проявляя хитрость, повышенное внимание к нему, при этом пользуются его особой сверхдоверчивостью;
- указанием на отрицательных персонажей сказки - злых волшебников, завистливых сестер, злых колдуний, предлагающих одурманивающее вещество или действующих опосредованно через других отрицательных персонажей -служанок, старушонок, черниц и т. д.;
- определением мотивации человека, предлагающего зелье, или мотивации использования зелья самим персонажем: зависть отрицательного героя («Сказка о мертвой царевне»), обида («Карлик Нос»), непослушание («Сестрица Аленушка, братец Иванушка»), любопытство («Халиф-аист») и др.;
- возникновением неприятных ощущений у героев сказки (людей, зверей и т. п.) при встрече с отрицательным персонажем (маленькому Якобу неприятна старуха-покупательница, пес Соколко волнуется при виде яблока, отравленного зельем);
- указанием на последствия употребления одурманивающего вещества героем сказки, вплоть до физического изменения: герой превращается в карлика, козленочка, у него вырастают рога, он падает замертво, засыпает и т. д. На примере сказочного героя ребенок делает вывод, что употребление зелья изменяет состояние человека и является препятствием к достижению счастья.
Определение этих сигналов опасности позволяет детям отрабатывать навыки выявления и оценивания мотивации поведения окружающих в конкретной ситуации, в том числе и в момент предъявления одурманивающего зелья. В связи с этим при анализе сказки детям задаются следующие вопросы:
- Кто и с какой целью пытается опоить героя сказки?
- Какие чувства вызывает персонаж сказки, предлагающий одурманивающее вещество? Приятен или неприятен он для тебя?
- Из каких соображений он это делает?
- Как он дает это вещество? Нет ли в его позе, жестах, мимике того, что может насторожить (вкрадчивости, хитрости, давления на героя и т. д.)?
- Каковы последствия употребления вещества сказочным героем?
- От кого в сказке можно принять предлагаемый продукт?
7. Обязательность домашнего задания после тренингового занятия, например сочинение сказки, похожей на анализируемую, и ее обсуждение с родителями служит профилактикой семейного неблагополучия и формирует родительскую компетентность.
Анализ сказок в доступной форме позволяет ребенку осознать различные типы поведения в той или иной форме и «примерить на себя», оценить его последствия, развивает рефлексию, способствует личностному развитию.
Таким образом, обеспечивается личностно развивающая цель, направленная на развитие Я-концепции ребенка, чтобы помочь ему самому стать для себя источником поддержки, мотивации и поощрения.
Примечания
Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (утверждена Министерством образования и науки РФ 5 сентября 2011 г.).
Макеева А.Г., Лысенко И.В. Программа педагогической профилактики нарко-тизма среди младших школьников; Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для учителей младшей школы. СПб.: Образование-Культура, 1999.
Педагогика здоровья. 3-е изд. испр. / Под ред. В.Н. Касаткина. М.: Линка-пресс, 2000.
Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей: Программа профилактики злоупотребления ПАВ у младших школьников «Волшебная страна чувств» / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2008. Соловов А.В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет. М., 2000.
Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е., Бережковская ЕЛ. Программа воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста «Золотой ключик». М.: Фонд Л.С. Выготского, 2007. С. 172.
Лисецкий К.С. Психологические основы предупреждения наркотической зависимости личности. Самара: Универс групп, 2007.
Жиляев А.Г., Палачева Т.И. Комплексная личностно ориентированная программа формирования здорового образа жизни и первичной профилактики наркотизации школьников: Метод. пособие. Казань: Изд-во Казан. техн. ун-та, 2010. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). СПб.: Речь, 2003.
Жиляев А.Г. Интенсивные методики оценки психологического состояния, выявления и коррекции психологической дезадаптации. Казань, 2004. Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г., Ховрина Г.Б. Между детством и отрочеством. М.: Лень, 2010.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб.: Лениздат, 1992.
3
4
5
6
I
8
9
10
11