2015
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 16
Вып. 4
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
УДК 159.9 Е. Ю. Галицына
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ
Статья посвящена изучению защитных механизмов и личности детей 8-12 лет, страдающих бронхиальной астмой. Проведенное исследование позволило обнаружить значительные различия в особенностях реагирования в ситуации фрустрации между группами здоровых и больных астмой детей. В структуре психологической защиты детей, страдающих бронхиальной астмой, также были выявлены существенные отличия от группы здоровых. Результаты исследования позволяют определить направления психокоррекционной работы с детьми, страдающими бронхиальной астмой. Библиогр. 38 назв. Табл. 1. Ил. 1.
Ключевые слова: бронхиальная астма у детей, личностные особенности, психологическая защита, фрустрация, психосоматическое заболевание.
E. Yu. Galitsyna
THE PERSONALITY TRAITS AND DEFENDING STRATEGIES OF CHILDREN WITH ASTHMA
The paper is focused on the studying of the defending strategies and personality traits of children aged between 8 and 12 years old with asthma. The study results have shown substantial differences in the way the children reacted in frustrating situations depending on whether the children had asthma or not. As to the psychological defense structure there also appeared significant differences in psychological defending signals sent by children with vs without asthma. The study results help us to define the direction of the psychological correction work with children with asthma. Refs 38. Table 1. Fig 1.
Keywords: children with asthma, personality traits, psychological defense, frustration, psychosomatic illness.
Согласно данным клиницистов, в России бронхиальной астмой (БА) страдают от 4 до 8% взрослых и от 5 до 10% детей и подростков [1]. Несмотря на значительный прогресс в сфере лечения бронхиальной астмы, за последние десятилетия не произошло кардинальных изменений в статистике заболеваемости и тяжести течения болезни [2]. В большинстве случаев заболевание развивается в раннем детстве, до школьного возраста [3]. По данным многих клинических исследований,
Галицына Елена Юрьевна — соискатель, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб. 7/9; [email protected]
Galitsyna Elena Yu. — postgraduate student, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]
163
эмоциональный стресс может стать пусковым фактором бронхиальной астмы, а больным детям и их семьям необходима психологическая помощь [4-7].
В исследованиях Ф. Александера было подчеркнуто, что бронхоспазм при бронхиальной астме имеет защитно-приспособительный характер, а его корни лежат в особенностях ранних отношений матери и больного ребенка [8]. В дальнейших исследованиях бронхиальная астма рассматривается как следствие взаимоотношений ребенка с доминирующей матерью, приводящих к пролонгированному конфликту [9]. В исследованиях личностных особенностей детей, страдающих бронхиальной астмой, выявлена высокая зависимость от окружающих [10-12], а также интровертированность, сдержанность, повышенная тревожность, раздражительная слабость и неустойчивость, склонность к фиксации на болезни, наличие алек-ситимии, высокий уровень фрустрированности, низкий уровень общительности и сниженный уровень самоконтроля [13-16]. Однако в ряде других работ отмечается, что подобные черты свойственны в целом больным, страдающим психосоматическими заболеваниями [17; 18]. В связи с этим некоторые авторы предлагают выделить неспецифический психосоматический радикал личности, что требует тщательного психологического анализа и, на наш взгляд, является весьма актуальным [19; 20]. Зарубежные и отечественные авторы подчеркивают высокую значимость междисциплинарных исследований при изучении БА. Ученые выделяют целый ряд характеристик, связанных с риском возникновения и тяжелого течения БА, среди которых часто упоминаются особенности семейной ситуации, конфликты в социальном окружении, агрессивная социальная среда [21-25]. Таким образом, наиболее конструктивным является биопсихосоциальный подход к исследованию детей и подростков с БА. Он требует учета не только степени и тяжести заболевания, но и влияния семейных, социокультурных и психологических факторов на динамику заболевания и успешность реабилитационных мер.
Особенный интерес представляет исследование не только личностных особенностей детей и подростков, страдающих БА, но и особенностей их защитных механизмов. В настоящее время защитные механизмы рассматриваются как процесс интрапсихической адаптации личности за счет подсознательной переработки поступающей информации [26]. В немногочисленных исследованиях подчеркивается связь различных видов защит со стадиями психического развития ребенка [15; 27]. В клинике соматических болезней болезнь может рассматриваться как результат воздействия негативных факторов и активизации физиологических защит, направленных на поддержание гомеостаза организма. В соответствии с этой аналогией могут рассматриваться и механизмы психологической защиты личности [18; 28; 29]. Изучая защитные механизмы ребенка, страдающего хроническим соматическим заболеванием, некоторые авторы приходят к заключению, что адекватная система психологической защиты личности препятствует возникновению психогенных расстройств и способствует успешной адаптации личности к болезни и процессу лечения [30; 31]. Исследований взаимосвязи психологических защит с личностными особенностями у детей с соматическими заболеваниями в доступной нам литературе мы не нашли. Прояснение этого вопроса даст возможность более дифференцированно подойти к разработке психокоррекционных программ для детей, страдающих БА, с целью повышения эффективности их медицинской и социальной реабилитации.
164
Целью нашей работы является исследование личностных особенностей и механизмов психологической защиты детей с БА.
Задачи исследования:
1. Исследовать личностные особенности детей, страдающих БА.
2. Проанализировать особенности фрустрационной толерантности и психической адаптации детей, страдающих БА.
3. Выявить специфику защитных механизмов и ведущих потребностей детей с БА.
4. Проанализировать влияние личностных характеристик и фрустрационных реакций на особенности защитных механизмов личности у детей с БА.
Экспериментальное исследование проводилось на базе отделения пульмонологии Ленинградской областной детской клинической больницы и педиатрического отделения «Немецкой семейной клиники» (Санкт-Петербург). Было обследовано 60 детей в возрасте от 8 до 12 лет с диагнозом бронхиальная астма. У всех больных наблюдалась атопическая форма заболевания разной степени тяжести (таблица). Срок заболевания составлял от 1 года до 10 лет. В контрольную группу вошли 60 детей 8-12 лет, не страдающих какими-либо хроническими заболеваниями.
Распределение детей с бронхиальной астмой по тяжести заболевания
Степень тяжести течения заболевания Количество, % (чел.)
Тяжелая 8% (5 чел.)
Средняя 28% (17 чел.)
Легкая 64% (38 чел.)
Для экспериментально-психологического исследования были использованы следующие методики:
• детский апперцептивный тест (САТ) [32], направленный на анализ содержания детских конфликтов, определение ведущих потребностей и защитных механизмов у детей;
• детский личностный опросник Р. Кеттела [33], направленный на изучение личностных характеристик ребенка;
• методика фрустрационной толерантности Розенцвейга [34], направленная на определение особенностей фрустрационных реакций, изучение поведения ребенка в ситуации фрустрации и оценку уровня социальной адаптации.
Статистическая достоверность обеспечивалась использованием статистических процедур обработки данных и анализа результатов. Были применены компьютерные статистические программы STATISTICA 6.0, STAT GRAPHICS PLUS 5.0.
Анализ личностных особенностей показал, что в целом дети с БА не отличаются от группы здоровых сверстников профилем личности за следующими исключениями: дети, страдающие БА, имеют достоверно более высокие показатели по шкале самоконтроля (Q3) (p<0,1), что отражает высокий самоконтроль поведения, и достоверно более низкие показатели по шкале В, что говорит о снижении динамики мыслительных операций. С целью качественной оценки полученных данных были выделены обобщенные показатели по трем основным блокам [35]:
165
• эмоциональная устойчивость (факторы С, G, I, О, Q3, Q4);
• коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия (факторы А, Н, Е, F);
• эмоциональные переживания и контроль над эмоциями (факторы Н, О,
У детей, страдающих БА, были выявлены достоверно высокие показатели по эмоциональным переживаниям и контролю над эмоциями и низкие показатели способности реализовывать потребность в общении, что негативно влияет на формирование коммуникативных функций. Выявленные особенности, на наш взгляд, обусловлены вынужденной госпитализацией, постоянными медицинскими обследованиями и процедурами в связи с ситуацией приступа удушья — ситуацией угрозы жизни. Высокий самоконтроль, отражающий хорошее понимание социальных нормативов, в данном случае может быть связан с вынужденным общением со значимыми взрослыми (врачи, родители и пр.), необходимостью подчиняться их требованиям, доверять им. Сниженная динамика мыслительных процессов обусловлена проявлениями астенического синдрома в связи с заболеванием.
Сравнительный анализ фрустрационной толерантности больных БА и здоровых детей показал, что в целом профили их реакций совпадают (рисунок). Однако в группе детей с БА достоверно чаще, чем у здоровых (р<0,05), наблюдались препятствен-но-доминантный тип реагирования и экстрапунитивная направленность реакций. Повышенная фиксация на препятствии указывает на проявления аффективной ригидности у ребенка. Это выражалось в особенностях поведения: например, любая неудача, связанная с проблемами в лечении либо в учебе, вызывала высокое напряжение и нежелание продолжать работу. В присутствии взрослых, особенно родителей, проявлялись экстрапунитивные реакции: истерики, капризы, агрессивные реакции.
Рисунок. Графическая оценка фрустрационных реакций у больных бронхиальной астмой
и здоровых детей
Q4, С, Q3).
СЮ( реакции с фиксацией на препятствии) 12
-БА
-Здоровые
Е
(экстрапунитивные реакции)
166
Если рассматривать приступ удушья как специфическую ситуацию фрустрации, в которой дети с БА реагируют по экстрапунитивному типу с фиксацией на препятствии, то можно предположить, что приступ является причиной выявленной специфики поведения детей в ситуации фрустрации: ребенок фиксируется на проблеме, не видит путей ее преодоления, не чувствует себя ответственным за ситуацию, проявляет негативные эмоции. Уровень социальной адаптации детей с бронхиальной астмой (37,46+11,16) оказался достоверно ниже, чем в группе их здоровых сверстников (69,29+11,68) (р<0,05), что указывает на недостаточную адаптированность таких детей к своему социальному окружению, наличие актуальных конфликтов.
Корреляционный анализ выявил достоверные корреляции между показателем OD (фиксация на препятствии), показателем социальной адаптации и сроком заболевания (р<0,05). Чем выше сроки заболевания, тем чаще у ребенка наблюдается фиксация на препятствии и формируется аффективная ригидность, снижающая уровень социальной адаптации.
С целью более качественного анализа полученного эмпирического материала мы проанализировали уровень психической дезадаптации в изучаемых группах по формуле, предложенной И. И. Мамайчук и апробированной в многочисленных исследованиях ее учеников [36, с. 96-97]:
ПД = ^ + М + Q4)/С,
где ПД — показатель психической адаптации; ОD — показатель реакций с фиксацией на препятствии; М — показатель импунитивного типа реагирования на фрустрацию; Q4 — показатель фрустрационной напряженности; С — показатель интеграции поведения.
На основании экспертного анализа были выделены нормативные шкалы значений уровня психической адаптации: от 0 до 3 баллов — нормальный уровень адаптации, от 3 до 7 баллов — неустойчивая адаптация, свыше 7 баллов — стойкое нарушение адаптации.
Результаты анализа показали, что у детей с БА наблюдается стойкая психическая дезадаптация (ПД=8,78±1,03), в отличие от контрольной группы здоровых детей, у которых показатели распределяются в диапазоне неустойчивой психической дезадаптации (ПД=3,92±1,69). Полученные нами данные согласуются с результатами изучения особенностей психической адаптации детей с соматическими заболеваниями [16]. Однако представленный выше эмпирический анализ не позволяет выявить причины и специфику психической дезадаптации детей с БА. С этой целью мы использовали проективную методику САТ, впервые апробированную нами [31]. Использование данной методики позволяет проанализировать специфику конфликтов у детей, направленность потребностей и особенности защитных механизмов личности. Используемый нами алгоритм анализа данных успешно апробирован в диссертационных исследованиях [37].
Исследование позволило выделить следующие потребности: витальные (потребность избежать опасности, голода, страха), социальные (потребность в общении со сверстниками, в дружеских контактах), микросоциальные (потребность в семейном окружении, родителях, избегании наказания и неодобрения),
167
потребность в самостоятельности. Сравнение двух групп показало, что дети, страдающие БА, имеют достоверно более высокие показатели витальных потребностей (р<0,05) и достоверно более низкие показатели социальных потребностей (р<0,05). В результате детального качественного анализа микросоциальных потребностей установлено, что дети, страдающие БА, в большей степени испытывают потребность в общении с матерью, чем здоровые дети (р<0,01). Полученные данные подчеркивают отрицательную роль заболевания в формировании потребностной сферы у детей, и чем выше уровень психической дезадаптации, тем более значимы витальные потребности для детей с БА.
Анализ конфликтов выявил у детей с БА достоверно (р<0,05) более высокое число конфликтов, связанных с витальными потребностями (голод, боль, болезни, страхи, физические страдания, смерть), и достоверно (р<0,05) меньшее количество конфликтов, связанных с социальными потребностями (нехватка друзей, конкуренция, соперничество со сверстниками). Количество конфликтов, связанных с микросоциальными потребностями (нехватка любви в семье, ссоры родителей, ограничения, наказания, конкуренция и конфликты с сиблингами), у детей с БА также достоверно больше, чем в группе их здоровых сверстников (р<0,05). Содержательный анализ конфликтов показал, что у детей с БА основная часть витальных конфликтов касается болезни героя и связанных с этим страхов (89%), тогда как витальные конфликты здоровых детей в основном представлены страхом темноты и боязнью потеряться, заблудиться (74%). В структуре социальных конфликтов у здоровых детей значительное место занимает соперничество со сверстниками (74%), тогда как у детей с БА — отсутствие или недостаток друзей (69%). Дети с БА склонны острее переживать ссоры родителей, потерю родителей, ощущение незащищенности (72%), тогда как здоровые дети больше переживают по поводу конкуренции с сиблингами, опасений наказания и неодобрения со стороны родителей (81%).
Мы обнаружили, что ведущим типом психологической защиты для обеих групп детей является проекция. Этот защитный механизм, по данным отечественной и зарубежной литературы, развивается в онтогенезе достаточно рано и служит сдерживанию чувства неприятия окружающих и себя. Механизм проекции предполагает приписывание окружающим негативных качеств для создания рациональной основы их неприятия и принятия себя [38]. Однако среди детей с БА достоверно чаще, чем в группе здоровых сверстников (р<0,05), наблюдается такой защитный механизм, как вытеснение. Согласно теории З. Фрейда, вытеснение играет роль во всех формах невротического поведения, в психосоматических заболеваниях и пр. Это основной и наиболее часто встречающийся защитный механизм. Как подчеркивают Е. С. Романова и Л. Р. Гребенников, вытеснение как защитный механизм направлено на блокирование страха посредством забывания реального стимула и всех обстоятельств и фактов, связанных с ним [38]. Анализ результатов показал также, что вариабельность представленных защитных механизмов личности у здоровых детей значительно шире, чем у больных БА.
Факторный анализ данных показал важную роль личностных характеристик в разрешении интрапсихических конфликтов и в поведении детей в ситуации фрустрации. На основе факторного анализа были выделены три группы детей.
Первая группа — это дети с БА, обладающие такими качествами, как смелость, решительность, общительность, с высокой социальной активностью, не склонные
168
к застреванию на фрустрирующей ситуации, отличающиеся стремлением найти выход из конфликта. Несмотря на высокую значимость витальных потребностей, у них наблюдается потребность в социальных контактах. Преобладающий защитный механизм — проекция. В этой группе преобладали дети с легкой степенью заболевания.
Вторая группа — страдающие БА дети с преобладанием таких качеств, как независимость, доминантность, стремление к самоутверждению, склонные интерпретировать фрустрирующую ситуацию (приступы болезни) как благоприятную для себя, например как средство добиться своей цели. Полученные результаты согласуются с данными С. Ю. Куприянова [6], который интерпретирует такое поведение как истероидный вариант закрепления паторефлекторного механизма при бронхиальной астме.
Третья группа — дети с повышенной чувствительностью, низким самоконтролем, чье поведение отличалось выраженной психической дезадаптацией. У них наблюдалось значительное количество конфликтов в микросоциальной сфере, неконструктивные формы реакций на фрустрацию (склонность к застреванию на конфликте), низкая потребность в социальных контактах. Преобладающий механизм психологической защиты — вытеснение. В этой группе преобладали дети с тяжелым и средним течением заболевания. Эта группа детей в первую очередь требует своевременного психологического вмешательства и сопровождения.
Выводы:
1. В структуре личности детей, страдающих БА, в отличие от их здоровых сверстников, отмечаются достоверно высокие показатели контроля над эмоциями и низкие показатели способности реализовывать потребность в общении, что негативно отражается на эффективности их психической адаптации.
2. Низкий уровень фрустрационной толерантности у детей с БА проявляется в повышенной фиксации на препятствии и в экстрапунитивной направленности реакций. Это отражает повышенную ригидность поведения в сочетании с тенденцией к аффективному реагированию на конфликт.
3. Дети, страдающие БА, имеют достоверно высокие показатели витальных потребностей и низкие показатели социальных потребностей, в отличие от здоровых сверстников.
4. Как у здоровых, так и у больных БА детей ведущим защитным механизмом является проекция, однако дети с БА достоверно чаще используют механизм вытеснения.
5. Корреляционный и факторный анализ полученных данных позволил выявить психологические факторы, предрасполагающие к более тяжелому течению БА. Это преобладание в структуре личности таких особенностей, как повышенная чувствительность, сниженный самоконтроль поведения, неконструктивные способы реагирования на фрустрацию (застревание на источнике конфликта в сочетании с экстрапунитивной направленностью реакций), значимое преобладание витальных потребностей над социальными, преобладание вытеснения среди защитных механизмов личности.
6. Полученные данные позволяют разработать дифференцированные подходы к психокоррекционной работе с детьми, страдающими БА, в направлении развития у них коммуникативных функций, формирования адекватных и гибких способов реагирования на конфликт, эмоциональной устойчивости.
169
Литература
1. Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика». 2-е изд. М.: Русский врач, 2006. 100 с.
2. Баранов А. А., Намазова Л. С., Огородова Л. М., Сидоренко И. В. Бронхиальная астма у детей // Медицинская газета. 2007. № 53-54. URL: http://www.pediatr-russia.ru/node/131 (дата обращения: 20.08.2015).
3. Геппе Н. А. Актуальность проблемы бронхиальной астмы у детей // Педиатрия. 2012. Т. 91, № 3. С. 76-82.
4. Groen J. J., Pelser H. Experiences with and results of group psychotherapy in patients with bronchial asthma // J. Psychosom. Res. 1960. Vol. 4. P. 191-205.
5. Булатов П. К., Федосеев Г. Б. Бронхиальная астма. Л.: Медицина, 1975. 368 с.
6. Куприянов С. Ю. Роль семейных факторов в формировании вариантов нервно-психического механизма патогенеза бронхиальной астмы и их коррекция методом семейной психотерапии: авто-реф. дис. ... канд. мед. наук. Л., 1985. 20 с.
7. Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика». 4-е изд. М.: Оригинал-макет, 2012. 182 с.
8. Alexander F., Flagg G. W. The psychosomatic Approach // Handbook of Clinical Psychology. New York; Toronto; London; Sidney: McGraw-Hill, 1965. P. 37-98.
9. Freyberger H. Psychology in the hospital // PSY PSY MED. 1999. Vol. 49 (7). P. 252-253.
10. Fine R. The personality of the asthmatic child // The asthmatic child / ed. by H. I. Schneer. New York: Hoeber, 1963. P. 49-55.
11. Rubin S., Moses L. Electroencephalographic studies in asthma with some personality correlates // Psychosomatic Medicine. 1944. Vol. 6. P. 31-39.
12. Williams S. Aspects of Dependence/Independence Conflict in Children with Asthma // J. Child. Psychiat. 1975. Vol. 16. P. 199.
13. Баранзаева Д. Ч. Клиническая эффективность коррекции психологических нарушений в комплексе терапии бронхиальной астмы у детей, обучающихся в астма-школе: дис. ... канд. мед. наук. Воронеж, 2003. 141 с.
14. Горская Е. А. Психологические особенности детей и подростков, больных бронхиальной астмой: в связи с задачами профилактики психосоматических расстройств: дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 2005. 165 с.
15. Поппе Г. К., Зильберман И. А. Роль психотерапии в системе реабилитации детей с бронхиальной астмой // Реабилитация больных нервно-психическими заболеваниями и алкоголизмом. Тезисы докладов научной конференции. Л.: Изд-во НИПИ им. В. М. Бехтерева, 1986. С. 119-121.
16. Руслякова Е. Е. Психологические особенности личности подростков, страдающих бронхиальной астмой и методы психологической коррекции: дис. . канд. психол. наук. СПб., 2004. 264 с.
17. Белов В. П., Костюнина З. Г., Сергеев И. И. Аномалии личности при хронических соматических заболеваниях // Закономерные тенденции формирования личности. М.: Медицина, 1972. С.180-192.
18. Исаев Д. Н. Психосоматические расстройства у детей. Руководство для врачей. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
19. Викторова Д. И., Губачев Ю. М., Симаненков В. И. Роль и значение психотерапии при соматических заболеваниях // Вопросы психотерапии. М.: Медицина, 1977. С. 22-24.
20. Гарбузов В. И. К проблеме этиопатогенеза, клиники, психопрофилактики и лечения психосоматических состояний у детей и подростков // Психиатрические аспекты педиатрии / ред. Д. Н. Исаева. Л.: Изд-во ЛПМИ, 1985. С. 62-68.
21. Bender B. G., Annetti R., Ikle D., DuHamel T. R., Rand C., Strunk R. C. Relationship between disease and psychological adaptation in children in the Childhood Asthma Management Program and their families // Archives of Pediatrics and Adolescent Medicine. 2000. Vol. 154. P. 706-713.
22. Kazak A. E., Segal-Andrews A. M., Johnson K. Pediatric psychology research and practice: A family/ systems approach // Handbook of pediatric psychology. 2nd ed. / ed. by M. Roberts. New York: Guilford Press, 1995. P. 84-104.
23. McQuaid E. L., Kopel S. J., Nassau J. H. Behavioral adjustment in children with asthma: A metaanalysis // Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics. 2001. Vol. 22 (6). P. 430-439.
24. Repetti R. L., Taylor S. E., Seeman T. E. Risky families: Family social environments and the mental and physical health of offspring // Psychological Bulletin. 2002. Vol. 128 (2). P. 330-366.
170
25. Wright R. J., Rodrigues M., Cohen S. Review of psychosocial stress and asthma: An integrated bio-psychosocial approach // Thorax. 1998. Vol. 53. P. 1066-1074.
26. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2010. 352 с.
27. Личко А. Е., Иванов Н. Я. Медико-психологическое обследование соматических больных // Журнал невропатологии и психиатрии. 1980. Вып. 8. С. 1195-1198.
28. Васильева И. А. Психическая адаптация больных с хронической почечной недостаточностью к лечению гемодиализом: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1992. 191 с.
29. Ташлыков В. А. Внутренняя картина болезни при неврозах и ее значение для терапии и прогноза: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Л., 1987. 26 с.
30. Воронина С. Н. Роль психологических факторов в развитии соматического заболевания у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2006. 18 с.
31. Мамайчук И. И., Соловьева Е. Ю. Механизмы психологической защиты детей с бронхиальной астмой // Ананьевские чтения: тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения — 99» / под ред. А. А. Крылова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 320-321.
32. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во МГУ, 1980. 176 с.
33. Александровская Э. М., Гильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кеттелла. Методические рекомендации. М.: Фолиум, 1993. 40 с. (Научно-методическая серия «Психодиагностика детей и подростков»).
34. Тарабрина Н. В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций: методические рекомендации. Л.: Изд-во НИПИ им. В. М. Бехтерева, 1984. 24 с.
35. Мамайчук И. И., Смирнова М. И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. СПб.: Речь, 2010. 384 с.
36. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб.: Изд-во С.-Пе-терб. ун-та, 2000. 168 с.
37. Вербрюгген А. А. Защитные механизмы и копинг-стратегии у детей с двигательными нарушениями и их родителей: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2008. 22 с.
38. Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи: Талант, 1996. 144 с.
References
1. Natsionalnaia programma «Bronkhial'naia astma u detei. Strategiia lecheniia i profilaktika». 2-e izd. [The National Program «Bronchial asthma in children. The strategy of treatment and prevention» (second edition)]. Moscow, Russkii vrach Publ., 2006. 100 p. (In Russian)
2. Baranov A. A., Namazova L. S., Ogorodova L. M., Sidorenko I. V. Bronkhial'naia astma u detei [Bronchial asthma in children]. Meditsinskaia gazeta [Medical newspaper], 2007, no. 53-54. Available at: http:// www.pediatr-russia.ru/node/131 (accessed 20.08.2015). (In Russian)
3. Geppe N. A. Aktual'nost' problemy bronkhial'noi astmy u detei [The timeliness of the problem of asthma in children]. Pediatriia [Pediatrics], 2012, vol. 91, no. 3, pp. 76-82. (In Russian)
4. Groen J. J., Pelser H. Experiences with and results of group psychotherapy in patients with bronchial asthma. J. Psychosom. Res, 1960, vol. 4, pp. 191-205.
5. Bulatov P. K., Fedoseev G. B. Bronkhial'naia astma [Bronchial asthma]. Leningrad, Meditsina Publ., 1975. 368 p. (In Russian)
6. Kupriianov S. Iu. Rol'semeinykh faktorov v formirovanii variantov nervno-psikhicheskogo mekhanizma patogeneza bronkhial'noi astmy i ikh korrektsiia metodom semeinoipsikhoterapii. Authoref. diss. kand. med. nauk [The role of family factors in shaping the choices of mental mechanisms of the pathogenesis of asthma and its correction method of family therapy. Thesis of PhD medical sci. diss.]. Leningrad,1985. 20 p. (In Russian)
7. Natsionalnaia programma «Bronkhial'naia astma u detei. Strategiia lecheniia i profilaktika». 4-e izd. [National Program «Bronchial asthma in children. The strategy of treatment and prevention «(fourth edition)]. Moscow, Original-maket Publ., 2012. 182 p. (In Russian)
8. Alexander F., Flagg G. W. The psychosomatic Approach. Handbook of Clinical Psychology. New York; Toronto; London; Sidney, McGraw-Hill, 1965, pp. 37-98.
9. Freyberger H. Psychology in the hospital. PSY PSY MED, 1999, vol. 49 (7), pp. 252-253.
10. Fine R. The personality of the asthmatic child. The asthmatic child. Ed. by H. I. Schneer. New York, Hoeber, 1963, pp. 49-55.
11. Rubin S., Moses L. Electroencephalographic studies in asthma with some personality correlates. Psychosomatic Medicine, 1944, vol. 6, pp. 31-39.
171
12. Williams S. Aspects of Dependence/Independence Conflict in Children with Asthma. J. Child. Psychiat, 1975, vol. 16, pp. 199.
13. Baranzaeva D. Ch. Klinicheskaia effektivnost' korrektsii psikhologicheskikh narushenii v komplekse terapii bronkhialnoi astmy u detei, obuchaiushchikhsia v astma-shkole. Diss. kand. med. nauk [Clinical efficacy of correction of psychological disorders in the complex treatment of bronchial asthma in children, asthma enrolled in school. PhD medical sci. diss.]. Voronezh, 2003. 141 p. (In Russian)
14. Gorskaia E. A. Psikhologicheskie osobennosti detei i podrostkov, bol'nykh bronkhialnoi astmoi: v sviazi s zadachami profilaktiki psikhosomaticheskikh rasstroistv. Diss. kand. psikhol. nauk [Psychological features of children and adolescents with asthma: in connection with the tasks of prevention of psychosomatic disorders. PhD psychol sci. diss.]. St. Petersburg, 2005. 165 p. (In Russian)
15. Poppe G. K., Zil'berman I. A. Rol' psikhoterapii v sisteme reabilitatsii detei s bronkhialnoi astmoi [The role of psychotherapy in the rehabilitation of children with bronchial asthma]. Reabilitatsiia bolnykh nervno-psikhicheskimi zabolevaniiami i alkogolizmom. Tezisy dokladov nauchnoi konferentsii [Rehabilitation of patients with neuro-psychiatric disorders and alcoholism. Abstracts of scientific conference]. Leningrad, Izd-vo NIPI im. V. M. Bekhtereva, 1986, pp. 119-121. (In Russian)
16. Rusliakova E. E. Psikhologicheskie osobennosti lichnosti podrostkov, stradaiushchikh bronkhial'noi astmoi i metody psikhologicheskoi korrektsii. Diss. kand. psikhol. nauk [Psychological features of the person of teenagers suffering from bronchial asthma and methods of psychological correction. PhD psychol sci. diss.]. St. Petersburg, 2004. 264 p. (In Russian)
17. Belov V. P., Kostiunina Z. G., Sergeev I. I. Anomalii lichnosti pri khronicheskikh somaticheskikh zabolevaniiakh [Anomalies of the person in chronic somatic diseases]. Zakonomernye tendentsii formirovaniia lichnosti [Regular trend of the formation of personality]. Moscow, Meditsina Publ., 1972, pp. 180-192. (In Russian)
18. Isaev D. N. Psikhosomaticheskie rasstroistva u detei. Rukovodstvo dlia vrachei [Psychosomatic disorders in children. Guide for physicians]. St. Petersburg, Piter Publ., 2000. 512 p. (In Russian)
19. Viktorova D. I., Gubachev Iu. M., Simanenkov V. I. Rol' i znachenie psikhoterapii pri somaticheskikh zabolevaniiakh [The role and importance of psychotherapy in somatic diseases]. Voprosy psikhoterapii [Questions of psychotherapy]. Moscow, Meditsina Publ., 1977, pp. 22-24. (In Russian)
20. Garbuzov V I. K probleme etiopatogeneza, kliniki, psikhoprofilaktiki i lecheniia psikhosomaticheskikh sostoianii u detei i podrostkov [On the problem of etiology and pathogenesis, clinical, psychological prophylaxis and treatment of psychosomatic conditions in children and adolescents]. Psikhiatricheskie aspektypediatrii [Psychiatric aspects of Pediatrics]. Ed. by D. N. Isaeva. Leningrad, Izd-vo LPMI, 1985, pp. 62-68. (In Russian)
21. Bender B. G., Annetti R., Ikle D., DuHamel T. R., Rand C., Strunk R. C. Relationship between disease and psychological adaptation in children in the Childhood Asthma Management Program and their families. Archives of Pediatrics and Adolescent Medicine, 2000, vol. 154, pp. 706-713.
22. Kazak A. E., Segal-Andrews A. M., Johnson K. Pediatric psychology research and practice: A family/ systems approach. Handbook of pediatric psychology. 2nd. ed. Ed. by M. Roberts. New York, Guilford Press, 1995, pp. 84-104.
23. McQuaid E. L., Kopel S. J., Nassau J. H. Behavioral adjustment in children with asthma: A metaanalysis. Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics, 2001, vol. 22 (6), pp. 430-439.
24. Repetti R. L., Taylor S. E., Seeman T. E. Risky families: Family social environments and the mental and physical health of offspring. Psychological Bulletin, 2002, vol. 128 (2), pp. 330-366.
25. Wright R. J., Rodrigues M., Cohen S. Review of psychosocial stress and asthma: An integrated biopsychosocial approach. Thorax, 1998, vol. 53, pp. 1066-1074.
26. Nikol'skaia I. M., Granovskaia R. M. Psikhologicheskaia zashchita u detei [Psychological protection of children]. St. Petersburg, Rech' Publ., 2010. 352 p. (In Russian)
27. Lichko A. E., Ivanov N. Ia. Mediko-psikhologicheskoe obsledovanie somaticheskikh bol'nykh [Medical and psychological examination of somatic patients]. Zhurnal nevropatologii ipsikhiatrii [Journal of Neuropathology and Psychiatry], 1980, vol. 8, pp. 1195-1198. (In Russian)
28. Vasil'eva I. A. Psikhicheskaia adaptatsiia bol'nykh s khronicheskoi pochechnoi nedostatochnost'iu k lecheniiu gemodializom. Diss. kand. psikhol. nauk [Mental adaptation of patients with chronic renal failure in hemodialysis. PhD psychol sci. diss.]. St. Petersburg, 1992. 191 p. (In Russian)
29. Tashlykov V. A. Vnutrenniaia kartina bolezni pri nevrozakh i ee znachenie dlia terapii i prognoza. Authoref. diss. dokt. med. nauk [Internal picture of illness in neurosis and its implications for treatment and prognosis. Thesis of Dr. med. sci. diss]. Leningrad, 1987. 26 p. (In Russian)
30. Voronina S. N. Rol' psikhologicheskikh faktorov v razvitii somaticheskogo zabolevaniia u detei doshkolnogo vozrasta. Authoref. diss. kand. psikhol. nauk [The role of psychological factors in the development of somatic disease in preschool children. Thesis of PhD psychol. sci. diss.]. Iaroslavl', 2006. 18 p. (In Russian)
172
31. Mamaichuk I. I., Solov'eva E. Iu. [Mechanisms of psychological protection of children with asthma]. Anan'evskie chteniia: (Tezisy nauchno-prakticheskoi konferentsii «Anan'evskie chteniia — 99» [Anan'evskij read: (аbstracts of scientific-practical conference «Anan'evskij chtenia 99»]. Ed. by A. A. Krylova. St. Petersburg, St.-Petersburg Univ. Press, 1999, pp. 320-321. (In Russian)
32. Sokolova E. T. Proektivnye metody issledovaniia lichnosti [Projective methods for the study of personality]. Moscow, Izd-vo MGU, 1980. 176 p. (In Russian)
33. Aleksandrovskaia E. M., Gil'iasheva I. N. Adaptirovannyi modifitsirovannyi variant detskogo lichnostnogo oprosnika R. Kettella. Metodicheskie rekomendatsii [Adapted from a modified version of the children's personality questionnaire R. Cattell. Guidelines]. М., Folium, 1993. 40 p. (Nauchno-metodicheskaia seriia «Psikhodiagnostika detei i podrostkov» [Series: Scientific methodical series «Psycho children and adolescents»]). (In Russian)
34. Tarabrina N. V. Eksperimental'no-psikhologicheskaia metodika izucheniia frustratsionnykh reaktsii: Metodicheskie rekomendatsii [Experimental psychological methods of studying the reactions of frustration: Guidelines]. Leningrad, Izd-vo NIPI im. V. M. Bekhtereva, 1984. 24 p. (In Russian)
35. Mamaichuk I. I., Smirnova M. I. Psikhologicheskaia pomoshch' detiam i podrostkam s rasstroistvami povedeniia [Psychological assistance to children and adolescents with conduct disorders]. St. Petersburg, Rech' Publ., 2010. 384 p. (In Russian)
36. Mamaichuk I. I. Psikhologiia dizontogeneza i osnovy psikhokorrektsii [Psychology dizontogenesis bases and psychological correction]. St. Petersburg, St.-Petersburg Univ. Press, 2000. 168 p. (In Russian)
37. Verbriuggen A. A. Zashchitnye mekhanizmy i koping-strategii u detei s dvigatelnymi narusheniiami i ikh roditelei. Authoref. diss. kand. psikhol. nauk [Defense mechanisms and coping strategies for children with motor disabilities and their parents. Thesis of PhD psychol. sci. diss.]. St. Petersburg, 2008. 22 p. (In Russian)
38. Romanova E. S., Grebennikov L. R. Mekhanizmy psikhologicheskoi zashchity. Genezis. Funktsion-irovanie. Diagnostika [Mechanisms of psychological protection. Genesis. Operation. Diagnostics]. Mytishchi, Talant Publ., 1996. 144 p. (In Russian)
Статья поступила в редакцию 17 сентября 2015 г.
173