[ Возрастная и семейная психология ]
Национальный психологический журнал №1(17)/2015, 79-87 Оригинальная статья
National Psychological Journal #1(17)/2015, 79-87 Original Article
УДК: 159.923, 159.97, 159.922.6 doi: doi: 10.11621/npj.2015.0109
Особенности личности детей в семьях клиентов психологической консультации
С.А. Капустин МГУ имени М.В.Ломоносова Москва, Россия
Поступила 20 ноября 2014/ Принята к публикации: 29 ноября 2014
Personal features of children in client families who receive psychological advice
Sergey A. Kapustin Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
Received: November20, 2014 / Accepted for publication: November 29, 2014
"О статье изложены результаты исследования влияния основных стилей родительского воспитания, встречающихся в семьях клиентов психологической В консультации (гиперопеки и сверхтребовательности), на развитие личности детей и возникновение детско-родительских проблем. Показано, что важнейшим фактором, влияющим на возникновение детско-родительских проблем в этих семьях, является аномальность личности родителей, установленная с помощью так называемого экзистенциального критерия, которая проявляется в используемых ими стилях воспитания своих детей. Эти стили воспитания способствуют формированию у детей аномальных типов личности, также установленных с помощью экзистенциального критерия, которые обозначены как «ориентированный на внешнюю помощь», «ориентированный на соответствие своего поведения требованиям других людей» и «ориентированный на протест против соответствия своего поведения требованиям других людей».
Дети с данными типами личности, сталкиваясь с требованиями со стороны своего ближайшего социального окружения, обычно рассчитанными на детей с нормальным уровнем личностного развития, и потому не соответствующими их личностным возможностям, начинают испытывать проблемы. Поскольку эти проблемы связаны с трудностями приспособления детей к требованиям социального окружения, их можно отнести к категории проблем социальной адаптации. Выявлено сходство типа личности, «ориентированного на соответствие своего поведения требованиям других людей, с теоретическими представлениями об аномальной личности, предрасположенный к возникновению различного рода жизненных проблем и психических расстройств, содержащимися в работах Э. Фромма, З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, К. Роджерса и В. Франкла. Этот факт свидетельствует о том, что личность данного типа можно рассматривать как классический тип личности, с которым в разное время сталкивались в своей психотерапевтической практике все эти авторы.
Ключевые слова: нормальная личность, аномальная личность, экзистенциальные дихотомии, стили родительского воспитания, детско-родительские проблемы.
^-iphe paper Includes results of the research, where Influence of main parenting styles on developing children's personality and appearing child-parent problems were T considered. It covers client families of psychological advice (with overprotection and over exactingness). It is indicated that the key factor emerging child-parent problems in this families is the abnormality of the parent personality identified through so-called existential criterion, which is displayed in their parenting styles. The parenting styles contribute to shaping child abnormal personality types, also identified through existential criteria are designated as "directed at external assistance", "directed at complying with the requirements of other people" and "directed at protesting against compliance with the requirements of other people". Children of such personality types have problems communicating with others as communication is addressed to children with normal personal development and is not relevant for abnormal personal abilities. As the problems mentioned above are connected with maladjustment to social environment requirements they can be classified as problems of social adaptation.
There is a connection of a personality type "directed at complying with the requirements of other people" with abnormal personality predisposed to various life problems and mental disorders mentioned in the works of E. Fromm, S. Freud, A. Adler, С. Jung, C. Rogers, and V. Frankl. It suggests the understanding of the personality of this type to be regarded as a classical type of personality which the authors mentioned above were dealing with in their psychotherapeutic practice at different times. Key words: normal personality, abnormal personality, existential dichotomy, parenting styles, parent-child problems.
ТГ^, анее нами было выявлено, что основными стилями родительско-^ го воспитания, практикуемыми в семьях клиентов психологической консультации по детско-родительским проблемам, являются гиперопека и сверхтребовательность (Капустин, 2014). При гиперопеке жизнь ребенка можно охарактеризовать как проходящую в «тепличных» условиях: он окружен повышенной любовью, заботой и вниманием, родители стремятся максимально оградить его от трудностей и опасностей, всегда с готовностью оказывают ему своими действиями и советами помощь, которая охотно им принимается. Условия жизни ребенка в семьях со сверхтребовательными родителями иные: их можно охарактеризовать как условия постоянного предъявления к нему со стороны родителей повышенных требований, на-
правленных на то, чтобы сформировать у него определенные личностные качества, важные, по их мнению, для его успешной жизни в обществе и желанные прежде всего для них, а не для ребенка.
В другой нашей работе (Капустин, 2013) было предложено описание нового так называемого экзистенциального критерия нормальной и аномальной личности, представление о котором в неяв-
ном виде содержится в трудах Э. Фромма. Согласно этому критерию, нормальность и аномальность личности определяются, во-первых, спецификой ее содержания, а во-вторых, особенностями формирования личностной позиции по отношению к свойственным природе человека так называемым экзистенциальным дихотомиям -объективно существующим в его жизни неустранимым двухальтернативным противоречиям между разными ее сторонами. Позиция нормальной по содержанию личности ориентирует человека на противоречивую заданность его жизни в виде экзистенциальных дихотомий и необходимость поиска компромисса для их разрешения. Она формируется на рациональной основе при активном участии самого человека. Позиция аномальной по содержанию личности субъективно отрицает противоречивую заданность человеческой жизни
в виде экзистенциальных дихотомий, ориентируя человека на непротиворечивый, безальтернативный и, следовательно, односторонний способ жизни, который не предполагает его самоопределения. Такая позиция навязывается человеку другими людьми на иррациональной основе. В компактном виде экзистенциальный критерий можно представить в виде таблицы (см. табл. 1), отражающей основные различия,
касающиеся характеристик содержания и формирования позиции, занимаемой человеком по отношению к экзистенциальным дихотомиям.
В вышеупомянутой работе (Капустин, 2013) на основе анализа теорий личности З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, К. Роджерса и В. Франкла было показано, что в них также неявно присутствует данный критерий в описаниях личности, предрасположенной и не предрасположенной к возникновению жизненных проблем или психических расстройств, но в более частных вариантах: по отношению к таким конкретным дихотомиям, как природа и культура (З. Фрейд), превосходство и общность (А. Адлер), противоположности (К. Юнг), самоактуализация и условные ценности (К. Роджерс), детерминизм и самоопределение (В. Франкл).
Дихотомия природы и культуры, фигурирующая в работах З. Фрейда, состоит в следующем противоречии: человек, будучи природным существом, должен жить в соответствии со своей биологической природой, подчиняясь зову естественных сексуальных влечений, и в то же время, как член общества, он должен соответствовать своей социальной сущности, выполняя морально-эстетические требованиям, предъявляемые обществом к объектам этих влечений и способам их удовлетворения.
Дихотомия превосходства и общности, присутствующая в работах А. Адлера, заключается в том, что, с одной стороны, мотив достижения превосходства над другими людьми, возникающий у человека в качестве компенсации чувства неполноценности, направляет его жизнь на достижение этого превосходства, на конфронтацию с другими людьми, на получение различного рода преимуществ для себя лично, а с другой стороны, в соответствии с врожденным мотивом чувства общности он должен жить в единении с другими людьми, подчиняя свои личные интересы интересам общества.
Дихотомии противоположностей, содержащиеся в работах К. Юнга, характеризуют, с его точки зрения, природу человеческой жизни. Поскольку противоречия могут возникать не только между противоположными, но и любыми другими несовместимыми сторонами действительности, значит дихотомии противоположностей можно рассматривать как более узкий класс экзистен-
Сергей Александрович Капустин - кандидат психологических наук, доцент кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заслуженный преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова Автор 21 книги и 19 статей. E-mail: skapustin@mail.ru
Характеристики позиции, занимаемой человеком по отношению к экзистенциальным дихотомиям
Нормальная личность Аномальная личность
Содержание позиции Компромиссная Ориентирует на противоречивую за-данность человеческой жизни в виде экзистенциальных дихотомий и поиск компромисса в их разрешении Односторонняя Ориентирует на непротиворечивый, безальтернативный, и, следовательно, односторонний способ жизни, отрицая ее противоречивую заданность в виде экзистенциальных дихотомий
Формирование позиции Собственная Результат самоопределения человека Навязанная Сформирована другими людьми
Рациональная Основана на собственном опыте и разуме Иррациональная Основана на чувствах и желаниях
Таблица 1. Экзистенциальный критерий нормальной и аномальной личности
циальных дихотомий. Примером такого рода противоречия между противоположностями может служить противоречие межу сознательными установками человека и противоположными компенсирующими эти установки требованиями со стороны его бессознательного.
Дихотомия самоактуализации и условных ценностей, имеющая место в работах К. Роджерса, состоит в том, что, с одной стороны, человек в личностном развитии должен реализовывать свою врожденную тенденцию к самоактуализации, а с другой стороны, он обязан соответствовать условным ценностям, навязываемым ему другими людьми, что является условием удовлетворения его потребности в положительном к нему отношении со стороны других людей.
Дихотомия детерминизма и самоопределения, содержащаяся в работах В. Фран-кла, порождается тем, что с одной стороны, человек должен жить в соответствии со своей биологической и социальной природой, подчиняясь природным, психологическим и общественным влияниям, а с другой стороны, - в соответствии со своей духовной природой, как существо свободное и ответственное за самоопределение в смыслах своей жизни.
Использование экзистенциального критерия для оценки личности родителей в семьях клиентов психологической консультации по детско-родительским проблемам (Капустин, 2015) позволило сделать вывод о том, что их личность можно квалифицировать как аномальную.
Наше новое исследование преследовало две основные цели:
1 Выявить влияние основных стилей родительского воспитания, встречающихся в семьях клиентов психологической консультации по детско-ро-дительским проблемам (гиперопеки и сверхтребовательности) на развитие личности детей и возникновение у них жизненных проблем.
2 Оценить с помощью экзистенциального критерия нормальность и аномальность личностей этих детей.
Выборка
Исследование проводились с теми же 176 семьями, которые участвовали в предыдущих исследованиях (Капустин, 2014, 2015). В большинстве случаев эти
семьи были полными с одним или двумя детьми. В консультацию обращались преимущественно матери (одни или с мужьями) по поводу проблем с единственным ребенком или с одним из детей. Возраст родителей варьировал от 27 до 53 лет, возраст детей - от 3 до 17 лет.
Для выявления влияния гиперопеки и сверхтребовательности на развитие личности детей и возникновение у них жизненных проблем из данной выборки
были сформированы две группы. Первую группу (82) составили семьи, в которых наблюдалась только гиперопека. Ко второй группе (46) были отнесены семьи только со сверхтребовательностью.
Семьи, в которых наблюдались различные сочетания гиперопеки и сверхтребовательности (42), и семьи, в которых нам не удалось четко разграничить гиперопеку и сверхтребовательность (6), мы в данной статье не рассматриваем.
Методика
Основным методом сбора данных о личностных особенностях детей и дет-ско-родительских проблемах был метод беседы. Беседа проводилась со всеми пришедшими в консультацию членами семьи.
Ш
Результаты
У всех без исключения детей, живущих и воспитывающихся в условиях гиперопеки, наблюдался определенный тип личности, который мы обозначили как ориентированный на внешнюю помощь. Этому типу были присущи четыре основные черты: чрезмерная ориентация на внешнюю помощь, повышенная зависимость от других людей, слабоволие
и повышенная привязанность к родителям со стороны которых наблюдалась гиперопека. Данные черты были обозначены нами как общие, поскольку они могли проявляться в различных конкрет-
ных формах, в зависимости от возраста детей и видов гиперопеки. Те конкретные формы, в которых они проявлялись, мы назвали конкретными чертами. Перечень всех общих и наиболее типичных конкретных личностных черт, формирующихся под влиянием отдельных видов гиперопеки: больничной, любящей и тревожной, представлен в таблице 2.
При больничной гиперопеке ребенок рассматривается как физически слабый и болезненный. Поэтому ему, подобно больному, требуется дополнительный уход, забота и внимание. Доминирование этой установки чаще встречается
Общие черты Типичные конкретные черты
При больничной гиперопеке При любящей гиперопеке При тревожной гиперопеке
Чрезмерная ориентация на внешнюю помощь Безответственность, беспечность, беззаботность, лень Потребительский подход к людям, эгоизм, требование помощи Неуверенность при принятии решений, склонность советоваться
Повышенная зависимость от других людей Неприспособленность к самостоятельной жизни, беспомощность Стремление привлекать к себе внимание окружающих, демонстративность Чрезмерная тревога при осуществлении публичной деятельности
Слабоволие Трудности в произвольном сосредоточении внимания (невнимательность, несобранность, неусидчивость) Трудности с контролем эмоций и влечений (раздражительность, капризность, упрямство, агрессивность) Трудности в преодолении страха и тревоги (робость, нерешительность, боязнь проявления инициативы)
Повышенная привязанность к родителям Больничная привязанность (нуждается в уходе) Эгоистичная привязанность (требует внимания) Тревожная привязанность (боится разлуки)
Таблица 2. Общие и наиболее типичные конкретные черты личности, формирующиеся под влиянием гиперопеки и отдельных ее видов
У всех без исключения детей, живущих и воспитывающихся в условиях гиперопеки, наблюдался определенный тип личности, который мы обозначили как ориентированный на внешнюю помощь
в тех случаях, где дети действительно физически менее развиты, часто болеют или имеют какие-то хронические заболевания.
При тревожной гиперопеке жизнь детей рассматривается родителями как переполненная опасностями, которым ребенок не может противостоять самостоятельно. Поэтому его следует постоянно держать в поле внимания, оберегая от этих опасностей. При любящей гиперопеке ребенок рассматривается как дорогое, сверхценное для родителей существо, своего рода кумир семьи, которому следует поклоняться, служить, принося себя в жертву. Данная установка чаще всего встречается в семьях, где ребенок по самым разным причинам является очень долгожданным.
Жизненные проблемы детей, которые служили поводом обращения их родителей в психологическую консультацию, оказались тесно связаны с этими личностными чертами. Непосредственной общей причиной этих проблем было несоответствие требований к ребенку со стороны ближайшего социального окружения (родителей, учителей, других людей) его возможностям, обусловленным данными личностными чертами.
Ниже представлены случаи, демонстрирующие конкретные черты личности, ориентированной на внешнюю помощь, и связанные с ними проблемы у детей, сформировавшиеся под влиянием больничной, тревожной и любящей гиперопеки.
Случай 1. Василий (12 лет). Больничная гиперопека со стороны отца и матери. Основные жалобы на то, что у Васи
«нет волевого посыла, он должен быть решительным, а у него женское начало, он стремится заниматься легкими вещами, хочет, чтобы все его проблемы решали за него другие, абсолютно безынициативен, ничего не доводит до конца». Ему трудно сконцентрировать внимание, чтобы выполнить самостоятельно любое задание. До недавнего времени мать каждый день садилась с ним делать уроки, «была его талисманом, он не мог начать сам». Учителя говорят, что он ленивый, поэтому плохо учится. «Не может сам разогреть себе обед, его трудно заставить убрать за собой посуду со стола или убраться в комнате».
Случай 2. Артем (8 лет). Любящая гиперопека со стороны матери. Основные жалобы на неуправляемость поведения. От общения с Артемом уставали как воспитатели детского сада, так и учителя, поскольку «он ведет себя слишком подвижно, энергично и всем мешает». Дома Артем не может самостоятельно занять себя на длительное время: «постоянное дергание, то давай делать самолет, то давай играть в шахматы, то пойдем пить чай и т.д.». Родители от этого очень уставали, сын «забирал все силы, как вам-пирчик». Мать говорит, что « когда в 9
вечера я клала его спать, то только тогда чувствовала себя человеком». Артем не дает родителям общаться между собой и с другими взрослыми, требуя к себе внимания: «начинает лезть на руки, кричит, мычит». В общении со сверстниками старается навязать свое мнение, никогда не чувствует себя неправым, любит кривляться перед ними для того, чтобы привлечь к себе внимание.
Случай 3. Анастасия (15 лет). Тревожная гиперопека со стороны матери. Основные жалобы на робость, неуверенность в себе, мнительность, чувство неполноценности, страхи при публичных выступлениях в музыкальной школе и при общении с уверенными в себе людьми. Настя «чувствует смущение, когда на нее просто кто-нибудь смотрит, ей кажется, что за этим обязательно последуют критика в ее адрес, боится, что о ней плохо подумают, чувствует желание спрятаться ото всех, не привлекать к себе внимание, боится пройти на перемене по школьному коридору».
Всех детей, подвергшихся влиянию сверхтребовательности, оказалось возможным отнести к трем личностным типам, которые мы обозначили как ориентированный на соответствие своего поведения требованиям других людей (сокращенно - ориентированный на соответствие), ориентированный на протест против соответствия своего поведения требованиям других людей (сокращенно - ориентированный на протест) и смешанный.
Для типа личности, ориентированного на соответствие, выявленного у 19% детей сверхтребовательных родителей, были
характерны четыре основные черты: гиперсоциальность (чрезмерная ориентация на соответствие своего поведения общепринятым моральным и социальным нормам), повышенная зависимость от моральных оценок своего поведения другими людьми, чрезмерная боязнь самовыражения и повышенная привязанность к родителям, со стороны которых наблюдалась сверхтребовательность.
Личность, ориентированная на соответствие Личность, ориентированная на протест
Общие черты Типичные конкретные черты Типичные конкретные черты Общие черты
Гиперсоциальность (чрезмерная ориентация на соответствие своего поведения общепринятым моральным и социальным нормам) Моралистичность, нормативность, воспитанность, вежливость, аккуратность, дисциплинированность Аморальность, ненормативность, невоспитанность, невежливость, неаккуратность, недисциплинированность Асоциальность (протест против чрезмерной ориентации на соответствие своего поведения общепринятым моральным и социальным нормам)
Повышенная зависимость от моральных оценок своего поведения другими людьми Совестливость (стремление к одобрению своего поведения окружающими и реагирование на неодобрение чувством стыда и вины) Бессовестность (вызывающее, циничное поведение) Повышенная независимость от моральных оценок своего поведения другими людьми
Чрезмерная боязнь самовыражения Скованность, неестественность, застенчивость Развязность, естественность, беззастенчивость Чрезмерное стремление к самовыражению
Повышенная привязанность к родителям Почтительность, уважение, послушание Непочтительность, неуважение, непослушание Повышенная конфронтация к родителям
Таблица 3. Общие и наиболее типичные конкретные черты личности, ориентированной на соответствие и на протест против соответствия, формирующиеся под влиянием сверхтребовательности
Тип личности, ориентированный на протест, наблюдавшийся у 55% этой группы детей, представлял собой полную противоположность типу личности, ориентированному на соответствие. Ему были свойственны такие черты как: асо-циальность (протест против чрезмерной ориентации на соответствие своего поведения общепринятым моральным и социальным нормам), повышенная независимость от моральных оценок своего поведения другими людьми, чрезмерное стремление к самовыражению и повышенная конфронтация по отношению к родителям, со стороны которых наблюдалась сверхтребовательность.
Смешанный тип (26% детей) характеризовался одновременным сочетанием черт, свойственных личности, ориентированной на соответствие, и личности, ориентированной на протест.
Эти общие черты, подобно чертам личности, ориентированной на внешнюю помощь, могли проявляться в различных конкретных формах, прежде всего, в зависимости от возраста детей и видов сверхтребовательности, влиянию которых они подвергались. В таблице 3 представлен перечень общих и наиболее типичных конкретных черт, формирующихся под влиянием сверхтребовательности.
Так же, как и в случаях с гиперопекой, жизненные проблемы детей, по поводу которых родители приходили в психологическую консультацию, были обусловлены той же самой непосредственной общей причиной, а именно - несоответствием требований к ребенку со стороны ближайшего социального окружения его личностным возможностям.
Ниже представлены случаи, демонстрирующие типичные конкретные личностные черты, свойственные этих трем типам.
Случай 4. Олег (12 лет). Тип личности, ориентированный на соответствие. Сверхтребовательность со стороны матери. Основные жалобы на то, что сына «затравили в школе», его «дразнят, стараются унизить, провоцируют на драку, а он не может дать отпор». Олег считает, что «лучше не ввязываться в драку» потому что, как выяснилось, мать ему еще в 1 классе внушила, что «драться нехорошо». С точки зрения матери Олег очень послушный и дисциплинированный. На уроках работает, а на переменах ведет
себя прилично и спокойно: не бегает, не шумит, не толкается. К нарушениям правил поведения своими сверстниками относится негативно, как взрослый: «на них смотришь, как на обезьян, туда-сюда бегают, прыгают - с ума можно сойти, играют в портфель ногами - сплошное издевательство».
Случай 5. Роман (15 лет). Тип личности, ориентированный на протест. Сверхтребовательность со стороны матери и бабушки. Основные жалобы на то, что Рома «не слушает мать, обижает бабушку и сестру, стал агрессором в доме, никто не в силах с ним справиться, забросил школу, прогуливает занятия», стремится делать «все не по правилам», например, «стал демонстративно неряшлив». Учителя тоже часто жалуются на его недисциплинированность и грубость. Он много времени проводит вне дома в компании друзей, начал курить. Основными увлечениями стали «мотоцикл и дискотеки». Сам Рома сообщает о себе, что не любит подчиняться, не выносит давления: «В семье меня не понимают, не доверяют, считают ребенком, а я хочу быть не на последнем месте».
Случай 6. Артур (16 лет). Смешанный тип личности. Сверхтребовательность со стороны матери и отца. Основные жалобы на то, что Артур «не хочет учиться, хочет свободы, хочет делать все, что хочется, стремится выглядеть крутым, иметь то, чего нет у друзей», несколько раз воровал у родителей деньги и золото, неоднократно на несколько дней убегал из дома. Однажды он «взломал запертую дверь в комнату родителей, забрал все деньги и несколько дней жил в гостинице». Вместе с тем, дома в присутствии родителей он ведет себя, как правило, спокойно и послушно. Как говорит мать: «Он никогда ничего не просит, никогда не огрызается, но никогда и не знаешь, что от него ожидать».
Обсуждение
Рассмотрим полученные результаты с позиций предложенного нами экзистенциального критерия нормальной и аномальной личности.
Результаты исследования гиперопека-емых детей свидетельствуют о том, что гиперопека, в которой проявляется односторонность позиции родителей, за-
83
нимаемой ими в воспитании своих детей по отношению к экзистенциальной дихотомии помощи и самостоятельности (Капустин, 2015), способствуют формированию у этих детей типа личности, ориентированного на внешнюю помощь. Суть данной дихотомии заключается в следующем: с одной стороны, ребенок рождается крайне беспомощным существом, поэтому для своего полноценного развития он нуждается во всесторонней помощи взрослых членов общества, прежде всего, своих родителей, с другой стороны, как считают, например, Э. Фромм и В. Франкл, природе человеческой жизни свойственно самоопределение, которое, напротив, предполагает самостоятельный способ жизни человека без помощи других людей, с опорой исключительно на собственные способности, жизненный опыт и разум (Фромм, 1993; Франкл, 1990). Из описания этого личностного типа следует, что гиперопека-емым детям также свойственна односторонность позиции по отношению к той же самой дихотомии помощи и самостоятельности, заключающаяся в преимущественной жизненной ориентации на внешнюю помощь, а не на проявление самостоятельности.
Результаты исследования детей сверхтребовательных родителей показывают, что занимаемая этими родителями в воспитании своих детей односторонняя позиция по отношению к трем экзистенциальным дихотомиям: природы и культуры, самоактуализации и условных ценностей, детерминизма и самоопределения (Капустин, 2015) в 19% случаев приводит к формированию у детей типа личности, ориентированного на соответствие своего поведения требованиям других людей. Формирование у детей данного типа личности, с одной стороны, способствует их социализации, поскольку свойственные этому типу такие личностные черты, как ориентация на соответствие своего поведения общепринятым моральным и социальным нормам и зависимость от моральных оценок своего поведения другими людьми, являются очень важными для приспособления детей к жизни в обществе. С другой стороны, эти просоциальные черты, будучи чрезмерно выраженными, препятствуют естественным проявлениям природных влечений детей, что приводит к возникновению у них другой личност-
ной черты, обозначенной нами как чрезмерная боязнь самовыражения, которая проявляется в застенчивости, скованности и неестественности их поведения, а чрезмерное следование детей родительским требованиям, как показано работах К. Роджерса и В. Франкла, является препятствием для их самоактуализации и самоопределения (Роджерс, 1959, 1994; Франкл, 1990). Из этого краткого анализа следует, что детям сверхтребовательных родителей, обладающим данным типом личности, присуща односторонность позиции по отношению к тем же самым, как у их родителей, трем дихотомиям, с той лишь разницей, что эта позиция используется ими не для воспитания, а как руководство собственной жизнью. Эта односторонность заключается в их чрезмерной жизненной ориентации на соответствие своего поведения социальным требованиям других людей в ущерб реализации требований природных влечений, самоактуализации и самоопределения.
В 55% случаев занимаемая сверхтребовательными родителями в воспитании своих детей односторонняя позиция по отношению к трем вышеуказанным дихотомиям приводит к противоположному эффекту. У детей формируется тип личности, ориентированной на протест против соответствия своего поведения требованиям других людей, позиция которая является также односторонней по отношению ко всем этим дихотомиям, но только наоборот. Детям с данным типом личности свойственно, напротив, асоциальное поведение, противоположное тем ценностям, которыми руководствуются их родители и другие взрослые, и стремление жить так, как они сами считают нужным, в большем согласии со своими природными влечениями.
Из всех выявленных в настоящем исследовании типов личности детей наибольший интерес для нас представляет тип личности, ориентированный на соответствие своего поведения требованиям
других людей. Это обусловлено тем, что, с нашей точки зрения, его можно рассматривать и описывать с совершенно разных теоретических позиций, при этом каждый раз находя в нем те реальные стороны личности, о которых идет речь в той или иной теории. Для иллюстрации этой особенности данного личностного типа мы рассмотрим его с точки зрения всех упомянутых выше авторов теорий нормальной и аномальной личности, которые были представлены в нашей предыдущей работе (Капустин, 2013).
Так, если бы Э. Фромм, начал анализировать этот тип, то он, прежде всего, обратил бы внимание на его несоответствие сущности человеческой жизни и, следовательно, на его непродуктивность. Как известно, с точки зрения Э. Фромма, жизнь человека в своей сущности, в силу объективно свойственных ей экзистенциальных дихотомий, никем и ничем не определена и не задана, поэтому в ней с необходимостью должно присутствовать его самоопределение (Фромм,
1993). Из этого следует, что всякий человек, который чрезмерно ориентируется на то, чтобы его жизнь определялась другими людьми, неизбежно будет проявлять во всех сферах своей жизни непродуктивную активность, проживая не свою собственную жизнь, а его личность будет представлять собой отчужденное от него самого образование.
З. Фрейд увидел бы в этом типе личности явную односторонность позиции человека по отношению к дихотомии природы и культуры, указав на чрезмерную строгость его Сверх-Я к аморальным и неэстетическим требованиям природных влечений Оно, проявляющуюся в чрезмерной ориентации человека на соответствие своего поведения общепринятым моральным и социальным нормам и повышенной зависимости от моральных оценок своего поведения другими людьми (Фрейд, 1989).
А. Адлер обратил бы внимание на используемые в семьях этих детей гиперо-
пеку и сверхтребовательность, которые, с его точки зрения, способствуют усилению у детей чувства неполноценности и формированию у них на этой основе завышенного стремления к достижению превосходства над другими людьми, препятствующего врожденному стремлению к единению с ними (Адлер, 1993). И тогда он выявил бы односторонность позиции этого личностного типа по отношению к дихотомии превосходства и общности.
К. Юнг, для которого дихотомия противоположностей является одним из основных принципов устройства человеческой жизни, не смог бы не заметить того факта, что под влиянием сверхтребовательности у детей формируются два противоположных типа личности (Юнг, 1994). На этом основании он мог бы сделать вывод о том, что личность, ориентированная на соответствие своего поведения требованиям других людей, является чрезмерно односторонней, всего лишь осознаваемой частью целостной личности. Кроме нее у человека есть также и бессознательная, теневая часть личности, ориентированная на протест против соответствия своего поведения требованиям других людей, которая выполняет для чрезмерно односторонней сознательной ее части компенсаторную функцию.
К. Роджерс, рассматривая этот тип личности сквозь призму дихотомии самоактуализации и условных ценностей, отметил бы его чрезмерную ориентацию на соответствие условным ценностям, что является основным препятствием для самоактуализации человека (Роджерс, 1959, 1994). Очевидно, что в качестве условных ценностей для этого типа выступают навязанные ребенку другими людьми, прежде всего, его родителями требования наличия у него определенных качеств личности и форм поведения, которые желательны для них, и соответствие которым является условием их положительного отношения к нему.
В. Франкл усмотрел бы в этом типе личности односторонность (фаталистичность) позиции по отношению к дихотомии детерминизма и самоопределения, заключающуюся в чрезмерном стремлении ребенка следовать в своей жизни требованиям родителей, что объективно ограничивает его возможности самоопределения (Франкл, 1990).
Из всех выявленных в настоящем исследовании типов личности детей наибольший интерес для нас представляет тип личности, ориентированный на соответствие своего поведения требованиям других людей. Это обусловлено тем, что, с нашей точки зрения, его можно рассматривать и описывать с совершенно разных теоретических позиций, при этом каждый раз находя в нем те реальные стороны личности, о которых идет речь в той или иной теории
Таким образом, поскольку в типе личности, ориентированном на соответствие своего поведения требованиям других людей, с нашей точки зрения, реально содержатся черты, указывающие с позиций рассмотренных теорий на его аномальность, то его можно рассматривать как классический тип личности, предрасположенный к возникновению различного рода жизненных проблем и психических расстройств, с которым в разное время сталкивались и работали все вышеуказанные авторы: Э. Фромм, З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Роджерс и В. Франкл.
Изложенные в этой и предыдущей нашей статье (Капустин, 2015) результаты позволяют сформулировать теоретические представления о влиянии аномальности личности родителей на возникновение детско-родительских проблем в семьях клиентов психологической консультации. Они представлены в виде блок-схемы на рисунке 1.
На этой блок-схеме показано, что одним из важнейших факторов, влияющих на возникновение детско-родительских проблем в семьях клиентов психологической консультации, является аномальность личности родителей, проявляющаяся в используемых ими стилях воспитания своих детей (видах гиперопеки или сверхтребовательности). Эти стили воспитания способствуют формированию у детей аномальных типов личности (ориентированных на внешнюю помощь, на соответствие своего поведения требованиям других людей или на протест против соответствия своего поведения требованиям других людей). Дети с данными типами личности, сталкиваясь с требованиями со стороны своего ближайшего социального окружения (родителей, учителей, других людей), обычно рассчитанные на детей с нормальным уровнем личностного развития и потому не соответствующими их личностным возможностям, начинают испытывать проблемы. Поскольку эти проблемы связаны с трудностями приспособления детей к требованиям социального окружения, их можно отнести к категории проблем социальной адаптации. Возникшие у детей проблемы социальной адаптации, в свою очередь, начинают беспокоить их родителей и они обращаются в консультацию за помощью в решении этих, уже совместных, детско-родительских проблем.
После того, как детско-родительские проблемы возникли, они могут развиваться, что на этом рисунке отражено в блоке под названием «Развитие дет-ско-родительских проблем». Процесс
развития детско-родительских проблем в каждом случае является достаточно уникальным, поэтому описать его можно лишь в самом общем виде. Возникновение у детей проблем зачастую
приводит к тому, что сами дети или окружающие их люди начинают как-то реагировать на них. Это может приводить к возникновению новых проблем или обострению уже имеющихся. В свою очередь, появившиеся новые, иногда более острые проблемы также могут оказать влияние на изменение реакций на них детей или окружающих и, как следствие, вызвать появление следующего круга проблем и т.д.
О том, что аномальность личности родителей может рассматриваться в качестве важнейшего фактора возникновения детско-родительских проблем, косвенно
свидетельствуют также результаты многочисленных исследований, в которых было показано негативное влияние на развитие личности детей и возникнове-
ние у них жизненных проблем различного рода других односторонних стилей родительского воспитания (Веракса, 2014; Капустин, 2014; Карабанова, 2010; Поскребышева, 2014)желтое не мое Бо-
лее того, целый ряд клинических психологов и психиатров указывают, что односторонние стили воспитания играют важную роль также в возникновении и развитии у детей различных психиче-
ских заболеваний: неврозов (Гарбузов, 1977; Тарнавский, 1990; Захаров, 1998), психопатий (Личко, 1983; Эйдемиллер, 1996), синдрома дефицита внимания/гиперактивности (Carlson, Jacobvitz, Sroufe, 1995; Campbel, Shaw, Gilliom, 2000).
Выводы
Результаты исследования влияния стилей родительского воспитания, используемых в семьях клиентов психологической консультации, на развитие личности детей и возникновение у них
детско-родительских проблем позволяют сделать следующие выводы: 1 Стиль воспитания «гиперопека» способствует формированию у детей
Одним из важнейших факторов, влияющих на возникновение детско-родительских проблем в семьях клиентов психологической консультации, является аномальность личности родителей, проявляющаяся в используемых ими стилях воспитания своих детей (видах гиперопеки или сверхтребовательности)
Аномальность
личности
родителей
Стили воспитания: виды гиперопеки или сверхтребовательности
Аномальные типы личности ребенка
Проблемы родителей
Проблемы социальной адаптации ребенка
Развитие детско-родительских проблем
Требования со стороны ближайшего социального окружения
Рисунок 1. Блок-схема, иллюстрирующая влияние аномальности личности родителей на возникновение детско-родительских проблем в семьях клиентов психологической консультации
Возникновение у детей проблем зачастую приводит к тому, что сами дети или окружающие их люди начинают как-то реагировать на них. Это может приводить к возникновению новых проблем или обострению уже имеющихся
аномального типа личности, ориентированного на внешнюю помощь, которому свойственна односторонность позиции по отношению к экзистенциальной дихотомии помощи и самостоятельности, заключающаяся в преимущественной жизненной ориентации на внешнюю помощь, а не на проявление самостоятельности.
2 Стиль воспитания «сверхтребовательность» способствует формированию у детей трех аномальных типов личности:
1 ориентированного на соответствие своего поведения требованиям других людей;
2 ориентированного на протест против соответствия своего поведения требованиям других людей;
3 смешанного, который представляет собой сочетание первых двух.
Всем этим типам присуща односторонность позиции по отношению, по меньшей мере, к трем экзистенциальным дихотомиям: природы и культуры, самоактуализации и условных ценностей, детерминизма и самоо-
пределения. Для личности, ориентированной на соответствие своего поведения требованиям других людей, эта односторонность заключается в чрезмерной жизненной ориентации на соответствие своего поведения социальным требованиям других людей в ущерб реализации собственных природных влечений, самоактуализа-
ции и самоопределения, а для противоположного ей типа личности, ориентированного на протест против такого соответствия, - в асоциальном поведении, отрицающем ценности, которыми руководствуются родители и другие взрослые, в стремлении жить так, как он сам считает нужным, в большем согласии со своими природными влечениями.
3 Выявленное сходство нашего описания личности, ориентированной на соответствие своего поведения требованиям других людей, с теоретическими представлениями об аномальной личности, содержащимися в работах Э. Фромма, З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, К. Роджерса и В. Фран-
кла, указывает на то, что личность данного типа можно рассматривать как классический тип личности, предрасположенный к возникновению различного рода жизненных проблем и психических расстройств, с которым в разное время сталкивались в своей психотерапевтической практике эти авторы.
4 В целом, результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что важнейшим психологическим фактором, влияющим на возникновение детско-родительских проблем в семьях клиентов психологической консультации, является аномальность личности родителей, которая, проявляясь в используемых ими стилях воспитания, способствует формированию у детей аномальных типов личности. Детско-родительские проблемы возникают из-за того, что дети с данными типами личности, сталкиваясь с требованиями со стороны своего ближайшего социального окружения, рассчитанными на детей с нормальным уровнем личностного развития и потому не соответствующими их личностным возможностям, начинают испытывать трудности в приспособлении к ним. Поскольку проблемы детей связаны с трудностями приспособления к требованиям социального окружения, мы отнесли их к категории проблем социальной адаптации.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что важнейшим психологическим фактором, влияющим на возникновение детско-родительских проблем в семьях клиентов психологической консультации, является аномальность личности родителей, которая, проявляясь в используемых ими стилях воспитания, способствует формированию у детей аномальных типов личности
Литература:
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - Москва : Прагма, 1993. - 175 с.
Веракса А.Н. Социальный аспект в развитии регуляторных функций в детском возрасте: обзор современных зарубежных исследований / А.Н. Веракса // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2014. - № 4. - С. 91-101.
Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их лечение / В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев. - Ленинград : Медицина, 1977. - 272 с. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков / А.И. Захаров. - Ленинград : Медицина, 1988. - 336 с.
Капустин С.А. Экзистенциальный критерий нормальности и аномальности личности в классических направлениях психологии и психотерапии / С.А. Капустин. - Москва: Когито-Центр, 2013. - 239 с.
Капустин С.А. Стили родительского воспитания в семьях клиентов психологической консультации по детско-родительскими проблемами / С.А. Капустин // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2014. - № 4. - С. 76-90.
Капустин С.А. Использование экзистенциального критерия для оценки личности гиперопекающих и сверхтребовательных родителей в семьях клиентов психологической консультации по детско-родительским проблемам / С.А. Капустин // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2015. - № 2. - (В печати).
Карабанова О.А. Семейное психологическое консультирование - теория, практика, образование / О.А. Карабанова // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 1(3). - С. 104-107.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - Ленинград : Медицина, 1983. - 256.
Поскребышева Н.Н. Возрастно-психологический подход в исследовании личностной автономии подростка / Н.Н. Поскребышева, О.А. Карабанова // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 1(13). - С. 74-85.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - Москва : Прогресс : Универс, 1994. - 480 с.
Тарнавский Ю.Б. Срыва можно избежать: неврозы, их лечение и профилактика / Ю.Б. Тарнавский. - Москва : Медицина, 1990. - 144 с.
Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - Москва : Прогресс, 1990. - 368 с.
Фрейд 3. Введение в психоанализ : лекции / З. Фрейд. - Москва : Наука, 1989. - 456 с. Фромм Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. - Москва : Республика, 1993. - 415 с.
Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии / Э.Г. Эйдемиллер. - Москва : Фолиум, 1996. - 64 с. Юнг К.Г. Психология бессознательного / К.Г. Юнг. - Москва : Канон, 1994. - 320 с.
Campbel S.B., Shaw D.S., Gilliom M. Early Externalizing Behavior Problems: Toddlers and Preschoolers at Risk for Later Maladjustment // Development and Psychopathology. - 2000. - Vol. 12. - P. 467-488.
Carlson E.A., Jacobvitz D., Sroufe L.A. A Developmental Investigation of Inattentiveness and Hyperactivity // Child Development. - 1995. - Vol. 66. - P. 37-54.
Rogers C.R. A Theory of Therapy, Personality and Interpersonal Relationships as Developed in the Client-Centered Framework // S. Koch (ed.). Psychology: a Study of a Science. - New York : McGrow Hill, 1959. - Vol. 3. - P. 184-256.
References:
Adler, A. (1993) Praktika i teoriya individual'noj psihologii [Practice and theory of individual psychology]. Moscow: Pragma, 175.
Campbel, S.B., Shaw, D.S., Gilliom M. (2000) Early Externalizing Behavior Problems: Toddlers and Preschoolers at Risk for Later Maladjustment. Development and Psychopathology. Vol. 12, 467-488.
Carlson, E.A., Jacobvitz, D., Sroufe, L.A. (1995) A Developmental Investigation of Inattentiveness and Hyperactivity. Child Development. Vol. 66, 37-54
EHjdemiller, EH.G. Metody semejnoj diagnostiki i psihoterapii [Methods family diagnosis and psychotherapy]. Moscow: Folium, 1996, 64.
Frankl, V. (1990) CHelovek v poiskah smysla [Man's search for meaning]. Moscow: Progress, 368.
Frejd, 3. (1989) Vvedenie v psihoanaliz: Lekcii [Introduction to psychoanalysis: Lectures]. Moscow: Nauka, 456.
Fromm, EH. (1993) Psihoanaliz i ehtika [Psychoanalysis and ethics]. Moscow: Respublika, 415.
Garbuzov, V.I., Zaharov, A.I., Isaev, D.N. (1977) Nevrozy u detej i ih lechenie [Neuroses in children and their treatment]. Leningrad: Medicina, 272.
Kapustin, S.A. (2013) EHkzistencial'nyj kriterij normal'nosti i anomal'nosti lichnosti v klassicheskih napravleniyah psihologii i psihoterapii [Existential criterion of normality and abnormality of personality in the classical areas of psychology and psychotherapy]. Moscow: Kogito-Centr, 239.
Kapustin, S.A. (2014) Stili roditel'skogo vospitaniya v sem'yah klientov psihologicheskoj konsul'tacii po detsko-roditel'skimi problemami [Styles of parenting in families of psychological consultation clients for parent-child problems]. Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of Moscow University]. Series 14. Psychology. 4, 76-90.
Kapustin, S.A. (2015) Ispol'zovanie ehkzistencial'nogo kriteriya dlya ocenki lichnosti giperopekayushchih i sverhtrebovatel'nyh roditelej v sem'yah klientov psihologicheskoj konsul'tacii po detsko-roditel'skim problemam [The use of existential criterion for assessing personality of hyperprotecting and overexacting parents in families of psychological consultation clients for parent-child problems]. Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of Moscow University]. Series 14. Psychology. 2, (in press).
Karabanova, O.A. (2010). Semejnoe psihologicheskoe konsul'tirovanie - teoriya, praktika, obrazovanie [Family consulting — theory, practice-education]. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal [National psychological journal]. 1(3), 104-107.
Lichko, A.E. (1983) Psihopatii i akcentuacii haraktera u podrostkov [Psychopathy and the accentuation of character in adolescents]. Leningrad: Medicina, 256.
Poskrebysheva, N.N., Karabanova, O.A. (2014). Vozrastno-psihologicheskij podhod v issledovanii lichnostnoj avtonomii podrostka [Developmental approach to the study of adolescent personal autonomy]. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal [National psychological journal]. 1(13), 74-85.
Rodzhers, K. (1994) Vzglyad na psihoterapiyu. Stanovlenie cheloveka [On becoming a person. A therapist's view of psychotherapy]. Moscow: Progress, Univers, 480.
Rogers, C.R. (1959) A Theory of Therapy, Personality and Interpersonal Relationships as Developed in the Client-Centered Framework. S. Koch (ed.). Psychology: a Study of a Science. New York: McGrow Hill. Vol. 3, 184-256.
Tarnavskij, YU.B. (1990) Sryva mozhno izbezhat': Nevrozy, ih lechenie i profilaktika [Breakdown can be avoided: the neuroses, their treatment and prevention]. Moscow: Medicina, 144.
Veraksa, A. N. (2014). Social'nyj aspekt v razvitii regulyatornyh funkcij v detskom vozraste: obzor sovremennyh zarubezhnyh issledovanij [Social aspect in the development of executive functions in childhood: Contemporary foreign research review]. Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of Moscow University]. Series 14. Psychology. 4, 91-101.
Yung, K. (1994) Psihologiya bessoznatel'nogo [Psychology of the unconscious]. Moscow: Kanon, 320.
Zaharov, A.I. (1988) Nevrozy u detej i podrostkov [Neuroses in children and adolescents]. Leningrad: Medicina, 336.