Особенности льготного кредитования и эффективность
V | V
государственной финансовом поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в регионе (на материалах Алтайского края)
см см о см
о ш т
X
<
т О X X
Кудинова Маргарита Геннадьевна,
к.э.н., доцент, заведующий кафедрой финансов, бухгалтерского учета и аудита, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет», [email protected]
Жидких Елена Ивановна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", [email protected]
Хашир Бэлла Олеговна,
д.э.н., профессор, профессор кафедры экономики и финансов, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», [email protected]
Удовик Елена Эдуардовна,
д.пед.н., доцент, профессор кафедры экономики и финансов, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», [email protected]
Бурланков Петр Степанович,
к.э.н., доцент кафедры финансов, бухгалтерского учета и экономической безопасности, заместитель декана факультета экономики и управления, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)», [email protected]
В статье рассмотрены некоторые аспекты льготного кредитования и эффективность финансовой поддержки государством производителей сельскохозяйственной продукции Алтайского края; проанализированы размеры и структура распределения заключенных инвестиционных кредитных договоров и краткосрочных кредитных договоров на льготных условиях по кредитным учреждениям региона. Проведен анализ государственной финансовой поддержки сельского хозяйства и рассчитаны показатели результативности государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в Алтайском крае. Сделан вывод о том, что в условиях вводимых санкций и применения жесткой ограничительной политики тарифов и квот на сельскохозяйственную продукцию, политика финансирования и кредитования АПК в России должна содействовать стимулированию продвижения отечественной сельскохозяйственной продукции в рыночной и розничной продаже. Ключевые слова: сельское хозяйство, льготное кредитование, инвестиционные кредиты, краткосрочные кредиты, государственная финансовая поддержка, сельскохозяйственные товаропроизводители, аграрная политика, финансирование, кредитные учреждения, пандемия.
Развитое сельское хозяйство является важной составляющей в экономике любой страны, а степень продовольственной безопасности государства напрямую зависит от состояния агропромышленного комплекса. Любое государство разными способами осуществляет поддержку сельхозпроизводителей. В Алтайском крае государственная аграрная политика, являющаяся элементом государственной аграрной политики Российской Федерации, способствует привнесению значительного вклада региона в состояние продовольственной безопасности страны. Это осуществляется за счет эффективного сельскохозяйственного производства, основанного на современных технологиях, позволяющего выпускать большой перечень продуктов питания высокого качества, экологически безвредных, которые являются конкурентоспособными на различных рынках.
В настоящее время выделяют следующие способы финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей - субсидирование и кредитование.
При этом, следует остановиться на льготном кредитовании, т.е. выдачей кредита под более низкий процент. Этим оно отличается от кредита на общих условиях. Льготное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей делится на: краткосрочное и инвестиционное кредитование.
Алтайский край в полном объеме обеспечивает практически все внутренние потребности населения в продовольствии, и при этом достигается высокий уровень продовольственной независимости [1].
Так, за период с 2018-2020 годы в Алтайском крае в расчете на душу населения произведено около 2 т зерна (в 2 раза выше необходимого для обеспечения продовольственной безопасности уровень и в 2,3 раза выше, чем по Российской Федерации). Только в 2020 году в расчете на душу населения произведено 524,5 кг молока, 86,6 кг мяса, 440 шт. яиц, 187 кг картофеля и 67 кг овощей.
Уровень продовольственной независимости края является достаточно высоким, потому что продукция собственного производства в основном формирует продовольственный рынок региона [3].
В 2020 году уровень самообеспечения региона зерном составил 171,3 % (пороговое значение, установленное в Доктрине - не менее 95 %), молоком и молокопро-дуктами - 161,4 % (90 %), мясом и мясопродуктами -118,6 % (85 %), картофелем - 208,1 % (95 %) [4].
С учетом меняющейся ситуации и опыта, накопленного в 2017 - 2019 годах, пандемии 2020 года, были внесены изменения в действующие, а также приняты новые федеральные нормативные правовые акты (постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1528 «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» на воз-
мещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке», приказ Минсельхоза России от 23.06.2020 № 340 «Об утверждении перечней направлений целевого использования льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов», приказ Минсельхоза России от 22.02.2018 № 78 «Об утверждении Порядка определения Министерством сельского хозяйства Российской Федерации максимального размера льготного краткосрочного кредита, предоставляемого одному заемщику на территории каждого субъекта Российской Федерации» и др.), направленные на развитие системы кредитования в АПК на льготных условиях. В том числе:
- для целевого использования льготных кредитов значительно расширен перечень направлений (при краткосрочном кредитовании - приобретение сахарной свеклы для ее последующей переработки; приобретение зерна, аминокислот, жмыхов (шротов), витаминов, премиксов; а также на выплату заработной платы; при инвестиционном кредитовании - приобретение грузового автотранспорта, используемого в сельскохозяйственном производстве);
- максимальный размер льготного (краткосрочного) кредита для одного заемщика увеличен;
- сельхозпроизводителям предложено осуществление отсрочки платежей по процентам и выплатам основного долга, которые приходились на 2020 г.
На основании информации, предоставленной региональными представительствами уполномоченных банков, в 2020 г. предприятиями АПК края было заключено 1048 кредитных договора на льготной основе. Сумма составила 28,1 млрд. руб. В 2019 г. количество таких же договоров составило 1011, общая сумма равнялась 20 млрд. руб. Из вышеназванных сумм кредитов на инвестиционное кредитование в 2020 г. приходилось 6,6 млрд. руб., в 2019 г. - 4,9 млрд. руб., на краткосрочное кредитование пришлось в 2020 г. 21,5 млрд. руб., в 2019 г. - 15,1 млрд.руб. [2].
Наибольшая доля договоров приходится на два финансовых учреждения: АО «Россельхозбанк» и ПАО «Сбербанк» (рис.1 и рис. 2).
В 2020 г. Минсельхозом РФ был утвержден план льготного кредитования заемщиков на сумму 325,5 млрд. руб. Из этого количества средств 5 млрд. руб. решено направить уполномоченным банкам на планируемые к выдаче льготные инвестиционные кредиты, из них: малым формам хозяйствования и на развитие молочного скотоводства - по 0,5 млрд. руб., на поддержку животноводства, растениеводства, переработку продукции животноводства и растениеводства - 4 млрд. руб. [2].
В итоге в 2020 году Минсельхоз РФ одобрил 468 заявок от производителей сельского хозяйства Алтайского края. Сумма льготных инвестиционных кредитов на основе этих заявок составила 7,3 млрд. руб. С банками, уполномоченными выдавать кредиты, 314 предприятиями АПК края было подписано 447 кредитных договора. Сумма составила около 6,6 млрд.руб. Годом ранее были удовлетворены заявки 300 сельхозпроизводителей на сумму 4,9 млрд. руб. (рис. 3, 4).
■ :о!9 г.
■ '020 г.
¿г г <г У У «г
г У У у 4 у
Рисунок 1 - Структурная динамика распределения заключенных на льготных условиях инвестиционных кредитных договоров по кредитным учреждениям Алтайского края в
2019 и 2020 годах, %
■ 2014 г.
■ 2020 г.
У / «г у
Лрт * А Л
Рисунок 2 - Структурная динамика распределения заключенных на льготных условиях краткосрочных кредитных договоров по кредитным учреждениям Алтайского края в 2019 и 2020 годах, %
350 300
200 150 100 50
' 1
< 1 1
^ 1 1
1
/ V; 1 1
'М 1 I 7 * 1"
• 2019 [ ■ 2010 г
Ж
/
Рисунок 3 - Количество заключенных кредитных договоров льготного краткосрочного кредитования предприятий АПК Алтайского края по направлениям кредитования в 2019 и 2020 годах, ед.
Рисунок 4 - Сумма кредитов по результатам льготного краткосрочного кредитования предприятий АПК Алтайского края по направлениям кредитования в 2019 и 2020 годах, млн. руб.
X X О го А С.
X
го т
о
ю
2 О
м м
см см
0 см
01
о ш т
X
3
<
т О X X
В 2020 году был утвержден лимит объема субсидий, предоставляемых для предприятий АПК Алтайского края уполномоченными банками по льготным краткосрочным кредитам на сумму 816,1 млн. руб., в том числе по краткосрочным кредитам - 341,3 млн. руб., из них по направлениям деятельности:
- кредиты малым формам хозяйствования - 62,8 млн. руб.;
- животноводство (закуп кормов) - 26,8 млн. руб.;
- молочное скотоводство (закуп кормов, молока) -73,7 млн. руб.;
- растениеводство (на сезонные полевые работы) -123,8 млн. руб.;
- переработка продукции растениеводства и животноводства (закуп зерна) - 54,2 млн. руб.
При этом, доля Алтайского края в общем объеме субсидий уполномоченным банкам по льготным краткосрочным кредитам составила 3,3 %.
Минсельхозом РФ в 2020 г. на получение льготного краткосрочного кредита было одобрено 633 запроса от сельхозпроизводителей края. Сумма составила 22,4 млрд. руб., в 2019 г. одобрение получили 642 запроса на сумму 15,6 млрд. руб. Уполномоченными банками и аграриями края заключен 601 кредитный договор на получение льготных краткосрочных кредитов на 21,5 млрд. руб. в 2020 г., а в 2019 г. было подписано 593 договора, общая сумма по которым составила около 15 млрд. руб. (табл. 1).
Таблица 1
Результаты реализации льготного краткосрочного кредитования по направлениям кредитования предприятий агропромышленного комплекса Алтайского края за период 2019-
Направление 2019 г. 2020 г.
Количе- Сумма Количе- Сумма
ство кре- креди- ство кре- креди-
дитных тов, млн. дитных тов,
догово- руб. догово- млн.
ров, ед. ров, ед. руб.
Малые формы хозяй- 398 2874,0 386 2420,2
ствования
Растениеводство 124 5776,1 133 9323,2
Животноводство 12 1220,0 10 1600,0
Молочное скотовод- 31 2656,0 33 3580,0
ство
Переработка продук- 28 2562,0 39 4563,7
ции растениеводства
и животноводства
ИТОГО 593 15088,1 601 21487,1
Рисунок 5 - Анализ динамики объемов льготных краткосрочных кредитов по основным направлениям деятельности в 2018-2020 годах, млн. руб.
Доля малых форм хозяйствования в общем объеме льготных краткосрочных кредитов - 11 %, льготных инвестиционных кредитах - 48 % (рис. 5).
В результате проведенного исследования, выявлены положительные изменения в реализации механизма льготного кредитования [5, 6].
Ввиду оптимизации бюджетных расходов на передний план выходит ее эффективность, при этом важно не растерять объемы и охват господдержки производства сельскохозяйственной продукции в Алтайском крае [7, 8].
Для увеличения результативности господдержки сельхозпроизводителей в субъекте осуществляется перечень мероприятий организационного характера:
- помощь аграриям края производится на основе программ развития сельского хозяйства, как Государственной, так и региональной государственной, базируется на программно-целевом подходе, а финансирование связано с полученными результатами;
- между Министерством сельского хозяйства Алтайского края и местными администрациями подписываются соглашения о партнерстве в осуществлении мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия и государственной программы Алтайского края «Развитие сельского хозяйства Алтайского края». В рамках Соглашений определены целевые показатели развития отрасли в районах, согласованные с выполнением обязательств региона перед Минсельхозом России и увязанные с размерами финансирования из федерального бюджета;
- с участниками программных мероприятий ежегодно оформляются договоренности о предоставлении в рамках реализации мероприятий государственной программы Алтайского края «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» господдержки, связанной с достижением результативности освоения субсидий;
- организовано постоянное наблюдение за реализацией программных мероприятий в муниципальных образованиях;
- осуществляется поквартальная оценка финансово-экономических показателей деятельности сельскохозяйственных предприятий края и др.
В 2020 году господдержка развития сельского хозяйства, сельских территорий составила 4,7 млрд. руб., в том числе 3,1 млрд. руб. приходились на федеральный бюджет, а 1,5 млрд. руб. - на региональный [2].
Величина господдержки отрасли в расчете на 1 гектар посевной площади в Алтайском крае один из самых низких. Так, в 2020 году он составил 581,7 руб., что в 3,4 раза ниже, чем в среднем по России (табл. 2). По этому показателю край разместился на 83 месте из 85 субъектов Российской Федерации.
В 2020 году на 1 рубль государственной поддержки произведено продукции на сумму 40 руб. Это в 2 раза больше уровня 2012 года, но на 13% меньше уровня 2019 года (табл. 3). Таким образом, господдержка ведет к наращиванию объемов производства продукции сельского хозяйства.
Для достижения результативности средств государственной финансовой поддержки в правилах предоставления субсидий в анализируемом субъекте РФ приведено следующее:
• объект должен быть зарегистрирован на территории Алтайского края;
• среднемесячный уровень заработной платы одного работника должен составлять не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством, увеличенного с учетом районного коэффициента;
• просроченные долги по возврату субсидий, бюджетных инвестиций в краевой бюджет должны отсутствовать, а организация не должна пребывать в таких процедурах как реорганизация, банкротство, ликвидация;
• задолженностей по налогам, сборам, другим обязательным платежам не должно быть.
Таблица 2
Анализ динамики государственной финансовой поддержки сель-
Годы Размер государственной поддержки (лимит), руб.
всего в т.ч. из федерального бюджета из бюджета субъекта Российской Феде-
рации
на 1 на 1 на 1 на 1 на 1 на 1
сельског га по- сельског га по- сельског га по-
о сев- о сев- о сев-
жителя ной площади жителя ной площади жителя ной площади
Российск 2012 4968,6 2426,3 3258,9 1591,4 1709,7 834,9
ая 2013 6356,4 3027,2 4314,0 2054,5 2042,5 972,7
Федерац 2014 5858,4 2837,1 3974,8 1924,9 1883,6 912,2
ия 2015 5802,0 2774,9 4424,5 2116,1 1377,5 658,8
2016 5358,6 2534,2 4106,7 1942,1 1251,9 592,0
2017 4621,4 2151,8 3831,7 1784,9 789,7 367,9
2018 4186,1 1968,1 3477,2 1634,8 708,9 333,3
2019 4133,9 1928,1 3440,0 1604,4 693,9 323,6
2020 4266,5 1978,0 3574,9 1657,3 691,6 320,6
Алтайски 2012 4453,9 877,7 3308,0 651,9 1146,0 225,8
й край 2013 5828,6 1124,8 4723,5 911,6 1105,2 213,3
2014 5004,3 963,5 3626,2 698,2 1378,1 265,3
2015 5112,6 990,7 4296,5 832,6 816,1 158,1
2016 3775,0 724,3 3244,3 622,5 530,7 101,8
2017 2946,4 556,3 2602,2 491,3 344,2 65,0
2018 2842,9 563,0 2644,7 523,8 198,2 39,3
2019 3171,4 618,6 2868,4 559,5 303,0 59,1
2020 3038,3 581,7 3008,4 576,0 29,9 5,7
фермеров), осуществляющих производство экологически чистой продукции, в связи с возможным увеличением урожайности, продуктивности сельскохозяйственных животных [13]. Также необходим механизм регулирования цен, антимонопольный контроль через определение предельных нормативов рентабельности в ценах на продукцию, производимую предприятиями, являющимися монополистами [14].
Таблица 3
Результативность финансовой господдержки производите-
Проведенный анализ предоставляемой государственной финансовой поддержки в регионе показал, что она осуществляется в электронном виде (имеется электронный личный кабинет сельскохозяйственных товаропроизводителей), что повышает качество, оперативность и доступность, позволяя сокращать сроки предоставления субсидий до сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В настоящее время для получения субсидий сельхозпредприятиям приходится готовить большое количество документации. К примеру, в различных зарубежных странах отсутствует субсидирование. В них осуществляют деятельность инвестиционные комиссии, в состав которых входят представители банков [9,10]. Банками дается оценка каждого предложенного проекта с учетом динамики его развития, и предлагается определенная процентная ставка по кредиту [11, 12].
Таким образом, государственная финансовая поддержка в Российской Федерации и ее регионах должна проводиться в направлении финансирования экологически чистых технологий в сельском хозяйстве, сельскохозяйственных товаропроизводителей (в том числе
Показатели 2012 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. в % к
2012 г. 2019 г.
Государственная фин. поддержка на развитие с.-х. производства, млрд. руб. 4,3 3,7 3,4 3,7 3,2 3,6 83,7 112,5
в т.ч. на 1 га пашни, руб. 663 567 523 567 483 542 81,7 112,2
Продукция сельского хозяйства - всего, млрд. руб. 85 143 126 132 145 143 168,2 98,6
в т.ч. на 1 га пашни, тыс. руб. 13 22 19 20 22 22 169,2 100
на душу населения, тыс. руб. 35 60 53 56 62 62 177,1 100
на 1 руб.господдержки, руб. 20 39 37 36 46 40 200 87
Стоимость основных фондов с.-х. организаций (прирост), млрд. руб. 7 4 5 3 4 8 114,3 200
в т. ч. в расчете на 1 рубль господдержки, руб. 1,7 1,1 1,6 0,7 1,4 2,2 129,4 157,1
Размер самообеспечения, %
мясные продукты вместе с мясом 129 132 126 129 130 133 103,1 102,3
молочные продукты вместе с молоком 137 156 156 158 161 164 119,7 101,9
Заработная плата в сельском хозяйстве на одного работника, начисленная за месяц - всего, тыс. руб. 10,9 16,8 18,6 20,7 22,2 23,2 212,9 104,5
Уплаченные налоги, млрд. руб. 4,3 6,2 5,8 6,4 7,3 7,2 167,4 98,6
в т.ч. на 1 га пашни, руб. 665 944 891 976 1108 1104 166 99,6
на 1 рубль господдержки, руб. 1,0 1,7 1,7 1,7 2,3 2,0 200 87
В перспективе развитие механизма государственной финансовой поддержки должно опираться на прямые государственные инвестиции, реализацию косвенных мер, таких как предоставление льготных кредитов, осуществление субсидирования процентных ставок и др.
Вместе с тем, для формирования доступной системы финансово-кредитного обеспечения отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо:
• обеспечить финансовую поддержку агроориентиро-ванных банков, активно участвующих в кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей;
• определять рейтинг надежности заемщика;
• предоставить большую самостоятельность регионам в определении приоритетов освоения федеральных субсидий на развитие аПк, а их размер увязать с ростом площади пашни, увеличением урожайности сельскохо-
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю
2 О
м м
es es о es
о ш m
X
3
<
m О X X
зяйственных культур и т.д., стимулировать ввод в оборот незадействованных сельскохозяйственных земель, а также внедрение современных цифровых технологий и др.
Политика финансирования и кредитования АПК в России и ее регионах в условиях действия санкций и осуществления жесткой ограничительной политики тарифов и квот на продукцию сельского хозяйства должна содействовать стимулированию продвижения отечественной сельскохозяйственной продукции в продаже на рынке.
Литература
1. Кудинова, М. Г. Особенности льготного кредитования как актуальный инструмент государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных организаций Алтайского края / М. Г. Кудинова, В. В. Зимина // Аграрная наука - сельскому хозяйству : Сборник материалов XIV Международной научно-практическая конференции. В 2-х книгах, Барнаул, 07-08 февраля 2019 года. - Барнаул: Алтайский государственный аграрный университет, 2019. - С. 84-88. - EDN CDENIA.
2. Доклад о ходе и результатах реализации в 2020 году государственных программ в сфере развития сельского хозяйства и сельских территорий Алтайского края [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства Алтайского края. - Режим доступа: https://altagro22.ru/activity/analytics/doklad-o-khode-i-rezultatakh-realizatsii-v-2021-godu-gosudarstvennykh-programm-v-sfere-razvitiya-sel/
3. Инновационно-кластерное развитие агропромышленного комплекса региона (по результатам научных исследований по ГК № 24-07 от 15.10.07) / В. А. Кун-диус, А. В. Глотко, М. Г. Кудинова [и др.] // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. -2008. - № 3(41). - С. 58-65. - EDN IUEVGF.
4. The role and importance of an agrarian-oriented region in ensuring food security of Russia / M. V. Petrova, M. G. Kudinova, N. A. Shevschuk, E. V. Uvarova // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Yekaterinburg, 15-16 октября 2021 года. - Yekaterinburg, 2022. -P. 012093. - DOI 10.1088/1755-1315/949/1/012093. - EDN ITSPIB.
5. Кудинова, М. Г. Особенности функционирования и финансового обеспечения деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в условиях макроэкономической нестабильности (на материалах Алтайского края) / М. Г. Кудинова, Н. И. Глотова, Ю. В. Герауф // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2017. - № 2(148). - С. 185-193. - EDN XWEQRR.
6. Кудинов, Б. Д. Влияние государственной финансовой поддержки на финансовые результаты сельскохозяйственных организаций Алтайского края / Б. Д. Кудинов, М. Г. Кудинова, А. Н. Медведев // Аграрная наука -сельскому хозяйству : Сборник материалов XIV Международной научно-практическая конференции. В 2-х книгах, Барнаул, 07-08 февраля 2019 года. - Барнаул: Алтайский государственный аграрный университет, 2019. -С. 80-84. - EDN CADHAX.
7. Миненко, А. В. Стратегические ориентиры и проблемы реализации государственной инвестиционной политики в аграрном секторе Алтайского края / А. В. Миненко, М. Н. Романов // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2009. - № 2(52). -С. 56-59.
8. Взаимосвязь развития и государственного регулирования пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края / П. В. Водясов, А. В. Миненко, М. Г. Хорунжин, М. В. Селиверстов // АПК: Экономика, управление. - 2022. - № 3. - С. 83-91. - DOI 10.33305/223-83.
9. Шевчук, Н. А. Анализ уровня развития производственного потенциала сельскохозяйственного производства Алтайского края / Н. А. Шевчук, А. В. Матвеева // Актуальные вопросы переработки и формирование качества продукции АПК : Материалы международной научной конференции, Красноярск, 24 ноября 2021 года.
- Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2021. - С. 105-108.
10. Беляев, В. И. Маркетинговые исследования в решении задач регионального воспроизводства отраслей агропромышленного комплекса и обеспечения продовольственной безопасности регионов России (на материалах рынка мясной продукции в Алтайском крае) / В. И. Беляев, Н. М. Сурай, А. А. Ковалев // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2013.
- № 10(108). - С. 142-150.
11. Киркеева, Л. И. Управление дебиторской задолженностью / Л. И. Киркеева, В. В. Козлов // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. -2004. - № 3(15). - С. 162-165. - EDN PDTJRV.
12. Краснов, Е. В. Современное состояние и перспективы развития внешнеэкономической деятельности Алтайского края / Е. В. Краснов, Н. М. Сурай // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. -2014. - № 4(114). - С. 168-173. - EDN QFGTVA.
13. Векторы развития цифровой экономики и ее внедрение в сельское хозяйство аграрно-ориентирован-ного региона / М. Г. Кудинова, В. А. Сальник, Е. С. Гор-батко, Н. М. Сурай // Инновации и инвестиции. - 2021. -№ 12. - С. 236-242. - EDN QMXIHY.
14. Локальные рынки в глобальной экономике: диалектика глобального и локального в региональном воспроизводстве / В. И. Беляев, В. В. Беляев, Д. В. Игнатьева [и др.] // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2013. - № 7(105). - С. 128-133.
- EDN QYTPZF.
Features of preferential lending and the effectiveness of state financial support for agricultural producers in the region (based on the materials of the Altai territory) Kudinova M.G., Zhidkih E.I., Khashir B.O., Udovik E.E., Burlankov P.S.
Altai State Agricultural University, Kuban State Technological University, K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management (the First Cossack University) JEL classification: G20, G24, G28, H25, H30, H60, H72, H81, K22, K34
The article considers the features of preferential lending and the effectiveness of state financial support for agricultural producers of the Altai Territory; analyzes the size and structure of distribution of concluded investment loan agreements and short-term credit agreements on preferential terms for credit institutions in the region. The analysis of the state financial support of agriculture is carried out and the performance indicators of the state financial support of agricultural producers in the Altai Territory are calculated. It is concluded that in the conditions of the imposed sanctions and the application of a strict restrictive policy of tariffs and quotas for agricultural products, the policy of financing and crediting the agro-industrial complex in Russia should promote the promotion of domestic agricultural products in market and retail sales. Keywords: agriculture, concessional lending, investment loans, short-term loans, state financial support, agricultural producers, agricultural policy, financing, credit institutions, pandemic. References
1. Kudinova, M. G. Features of concessional lending as an actual instrument of state financial support for agricultural organizations in the Altai Territory / M. G. Kudinova, V. V. Zimina // Agrarian science for agriculture: Collection of materials of the XIV International Scientific and
Practical Conference. In 2 books, Barnaul, February 07-08, 2019. -Barnaul: Altai State Agrarian University, 2019. - P. 84-88. - EDN CDENIA.
2. Report on the progress and results of the implementation in 2020 of state
programs in the field of development of agriculture and rural areas of the Altai Territory [Electronic resource] // Ministry of Agriculture of the Altai Territory. - Access mode: https://altagro22.ru/activity/analytics/doklad-o-khode-i-rezultatakh-realizatsii-v-2021-godu-gosudarstvennykh-programm-v-sfere-razvitiya-sel/
3. Innovative-cluster development of the agro-industrial complex of the region
(according to the results of scientific research according to the Civil Code No. 24-07 of 15.10.07) / V. A. Kundius, A. V. Glotko, M. G. Kudinova [and others] // Bulletin of the Altai State Agrarian University. - 2008. - No. 3 (41). - S. 58-65. - EDN IUEVGF.
4. The role and importance of an agrarian-oriented region in ensuring food
security of Russia / M. V. Petrova, M. G. Kudinova, N. A. Shevschuk, E. V. Uvarova // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Yekaterinburg, October 15-16, 2021. - Yekaterinburg, 2022. - P. 012093. - DOI 10.1088/1755-1315/949/1/012093. - EDN ITSPIB.
5. Kudinova, M. G., Glotova, N. I., Gerauf, Yu. Altai State Agrarian University.
- 2017. - No. 2 (148). - S. 185-193. - EDN XWEQRR.
6. Kudinov, B. D. The impact of state financial support on the financial results
of agricultural organizations in the Altai Territory / B. D. Kudinov, M. G. Kudinova, A. N. Medvedev // Agrarian science - agriculture: Collection of materials of the XIV International Scientific -practical conference. In 2 books, Barnaul, February 07-08, 2019. - Barnaul: Altai State Agrarian University, 2019. - P. 80-84. - EDN CADHAX.
7. Minenko, A. V. Strategic guidelines and problems of implementing the state
investment policy in the agrarian sector of the Altai Territory / A. V. Minenko, M. N. Romanov // Bulletin of the Altai State Agrarian University.
- 2009. - No. 2 (52). - S. 56-59.
8. Vodyasov P.V., Minenko A.V., Khorunzhin M.G., Seliverstov M.V.
Relationship between development and state regulation of the food and processing industry of the Altai Territory // APK: Economics, Management. - 2022. - No. 3. - P. 83-91. - DOI 10.33305/223-83.
9. Shevchuk, N. A. Analysis of the level of development of the production
potential of agricultural production in the Altai Territory / N. A. Shevchuk, A. V. Matveeva // Actual issues of processing and formation of the quality of agricultural products: Proceedings of the international scientific conference, Krasnoyarsk, November 24, 2021 of the year. - Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Agrarian University, 2021. - P. 105-108.
10. Belyaev, V. I. Marketing research in solving the problems of regional reproduction of branches of the agro-industrial complex and ensuring food security of Russian regions (based on the materials of the meat products market in the Altai Territory) / V. I. Belyaev, N. M. Surai, A. A Kovalev // Bulletin of the Altai State Agrarian University. - 2013. - No. 10(108). - S. 142-150.
11. Kirkeeva, L. I. Management of receivables / L. I. Kirkeeva, V. V. Kozlov // Bulletin of the Altai State Agrarian University. - 2004. - No. 3 (15). - S. 162-165. -EDN PDTJRV.
12. Krasnov, E. V. Current state and prospects for the development of foreign economic activity of the Altai Territory / E. V. Krasnov, N. M. Surai // Bulletin of the Altai State Agrarian University. - 2014. - No. 4 (114). - S. 168-173. - EDN QFGTVA.
13. Vectors of development of the digital economy and its implementation in the agriculture of an agrarian-oriented region / M. G. Kudinova, V. A. Salnik, E. S. Gorbatko, N. M. Surai // Innovations and investments. -2021. - No. 12. - P. 236-242. - EDN QMXIHY.
14. Belyaev V. I., Belyaev V. V., Ignatieva D. V. [et al.] Local markets in the global economy: dialectics of global and local in regional reproduction // Bulletin of the Altai State Agrarian University. - 2013. - No. 7 (105). - S. 128-133. - EDN QYTPZF.
X X
o 00 A c.
X
00 m
o
ho o ho ho