Григорьева З.Р.
аспирант ФГБОУ ВО «Ивановский государственный политехнический университет»,
ассистент кафедры «Технология и конструирование одежды» ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа
УДК 681.016.5-056.23
особенности квалификации конструкторов швейного производства при изготовлении одежды для детей с нарушениями осанки
Телосложения фигур детей с таким заболеванием, как детский церебральный паралич (ДЦП), имеют значительные отличия от условно-типовых фигур. В этой связи становится актуальным разработка нового метода построения базовой конструкции.
В статье показан опыт практического применения адаптивного метода построения базовой конструкции при создании школьной формы, апробированной на детях Уфимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 13 VI вида. Целью разработки конструкции являлось достижение максимально эстетического внешнего вида школьной формы для ребенка с искривленной осанкой. Решался вопрос с возможностью некоторого выравнивания линии плеч и соответствия всем требованиям к одежде, связанным с физиологическими, антропометрическими и другими особенностями детей. С использованием эффектов асимметрии в одежде скрывались мелкие недостатки фигуры. Была разработана коллекция, соответствующая всем требованиям школьной формы для детей с заболеванием ДЦП.
Ключевые слова: школьная форма, новый метод построения базовой конструкции, элементы коррекции, особенности телосложения.
design features in the drawing of the shoulder clothes for children with posture
The Body shapes of children with the disease cerebral palsy have significant differences from conventionally-model figures. In this regard, it is becoming urgent to develop a new method for constructing the baseline design.
The article shows the experience of practical application of the adaptive method of constructing the basic design when creating school uniforms, tested on the Ufa children special (correctional) General educational boarding school No. 13 VI form. The aim of the design was to achieve the maximum aesthetic appearance of the school uniform for a child with a twisted posture. The issue was resolved with the possibility of a certain alignment of the line of the shoulders and fit to the clothes-related physiological, anthropometric and other characteristics of children. Using the effects of asymmetry in clothing, hiding minor figure flaws. Developed a collection that meets all the requirements of school uniform for children with cerebral palsy disease.
Key words: school uniform, a new method of constructing the basic design, correction elements, features of the physique.
Проектирование одежды для людей с такими сложными нозологиями, как ДЦП, требует высокопрофессионального подхода к решению конструкторско-технологических, научно-исследовательских задач, при достижении которых одежда становится функционально-эстетической, комфортной и удобной при эксплуатации [1].
Созданный метод построения базовой конструкции на основе единого метода конструирования
92
одежды ЦОТШЛ был апробирован на 120 школьниках ГБОУ «Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 13».
Анализ снятых мерок показал, что у детей с таким заболеванием, как детский церебральный паралич, имеются значительные отклонения от условно-типовых фигур по осанке, которая определяется двумя показателями: величинами размерных признаков «Положение корпуса» и «Высота плеч». Положение корпуса (Пк)
Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 3 (13), 2015
- это проекция шейной точки на вертикальную плоскость, проходящую через лопатки. Высота плеча (Вп) -вертикальное расстояние от уровня основания шеи сбоку до плечевой точки. На практике эти величины определить довольно сложно, особенно у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [2].
Размерная характеристика фигуры является одним из основных исходных данных для проектирования одежды. Поскольку телосложение детей, больных ДЦП, имеет значительные отклонения от типовых фигур, то были проведены антропометрические обследования по выявлению особенностей телосложения фигур и влиянию параметров тела детей с ДЦП на параметры и конструкции одежды для них [3]. При визуальном изучении особенностей телосложения детей различной возрастной группы наблюдались такие особенности:
- ноги согнуты в коленных суставах;
- опора на пальцы ног;
- руки сведены к туловищу и согнуты в локтевых суставах;
- пальцы рук согнуты в кулаки;
- ребенок затрудняется или не может поднять руки вверх, вытянуть их вперед, в стороны, согнуть или разогнуть ногу;
- различные деформации конечностей;
- сколиоз.
На основе проведенных исследований стало очевидно то, что проводить измерения необходимо по правой и левой сторонам фигуры. После чего было установлено, что разница между мерками Вп правого и левого плеча при нарушении осанки колеблется от 0,5 до 6 см, значение признака П изменяется от 4,0 до 14 см [4].
Для достижения максимально эстетического внешнего вида школьной формы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо было, в первую очередь, решить вопрос со зрительным выравниванием линии плеч. При небольшой разнице, до полутора сантиметров, эта проблема устранялась с помощью плечевых накладок разной ширины. Более эффективным способом зритель но-го выравнивания плеч стал метод внедрения элементов коррекции осанки индивидуально на каждого ребенка с учетом особенностей телосложения. Для школьной формы были использованы элементы коррекции, состоящие из особых пластичных материалов, за счет которых одежда приобретает эстетичный вид, так как позволяет скрыть некоторые особенности фигуры ребенка [5].
Для построения базовой конструкции на детские фигуры с ограниченными возможностями здоровья единая методика построения основы на правую и левую половинки отдельно не будет являться правильной. Потому что из-за разности в величинах мерок расстояния от линии талии спереди до высшей точки проектируемого плечевого шва у основания шеи (Дтс11), расстояния от высшей точки проектируемого плечевого шва у основании шеи до уровня задних углов подмышечных впадин (Впрз11) возникает несоответствие уровней линии груди, талии и бедер правой и левой частей, следовательно, нарушится весь баланс изделия.
Для создания целостной конструкции было принято решение выбрать одну горизонталь, а именно линию груди и две вертикали (линии середины переда и спинки), относительно которых была построена базисная сетка чертежа:
Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy. № 3 (13), 2015
93
Для перехода от базовой конструкции к модельной решался вопрос с асимметрией фигуры. Асимметрия может сглаживаться, если использовать материалы разных фактур или контрастное сочетание цветов, а также небольшие, мягко расставленные акценты - запах или складки на юбке, определенную форму воротника и проймы и т. п.
Основными средствами создания единства в асимметричной композиции являются согласованность всех ее частей, подчиненность ее элементов композиционному центру, а также расстановка акцентов.
Асимметрия придает костюму тот необходимый налет беспечности, свободы и непринужденности, который отличает современное модное направление. Асимметрия в одежде может очень удачно скрыть не-
большие недостатки фигуры. Асимметричный вырез горловины, косой подол, неровные складки и т. п. способны выровнять фигуру там, где это необходимо.
Асимметричные юбки предпочтительно носить с блузками или рубашками классического кроя.
Таким образом, при проектировании школьной формы для детей с нарушениями осанки был разработан и внедрен новый способ создания базовой конструкции. Также для достижения максимально эстетичного внешнего вида были использованы специальные коррекционные элементы, позволяющие детям в школьной форме чувствовать себя комфортно и уверенно. Была разработана коллекция, соответствующая всем требованиям школьной формы для детей с заболеванием ДЦП.
Список литературы:
1. Коробцева Н.А. Особенности проектирования одежды для детей с ДЦП в рамках социальной реабилитации // Швейная промышленность. - 2010. - № 2. - С. 47.
2. Лопандина С.К., Мельникова Р.А. Исследование зависимости изменений основных параметров конструкции плечевой одежды от степени дефекта в строении двигательного аппарата детей // Швейная промышленность. - 2007. - № 3. - С. 45-46.
3. Савченков И.Е. Проектирование одежды на фигуры инвалидов с патологическими изменениями опорной поверхности и осанки: автореферат дис. к.т.н. -СПб., 2005.
4. Пирязева Т.В. Проектирование одежды на нетиповые фигуры. Антропоморфологические особенности асимметричных фигур // Швейная промышленность. - 2003. - № 1. - С. 33-34.
5. Бикбулатова А.А. Разработка метода проектирования детской бытовой одежды, формирующей нормальную осанку: автореферат дис. к.т.н. - М., 2005.
List of literature:
1. Korobceva N.A. Especially designing clothes for children with cerebral palsy within the framework of social rehabilitation // Garment industry. - 2010. -№ 2. - P. 47.
2. Lopandina S.K., MeFnikova R.A. Investigation of the dependence of changes of basic parameters of the design of the shoulder garment on the degree of defect in the structure of the motor apparatus of the Apparel industry. - 2007. - № 3. - P. 45-46.
3. Savchenkov I.E. Designing clothes on the figures of persons with disabilities with pathological changes of the bearing surface and posture, abstract of Diss. Ph. D. -St. Petersburg, 2005.
4. Piryazeva T.V. Designing clothes for non-standard shapes. Anthropomorphology features asymmetrical shapes // Garment industry. - 2003. - № 1. - P. 33-34.
5. Bikbulatova A.A. Development of a method of designing children's everyday clothes, forming a normal posture, abstract of Diss. Ph. D. - Moscow, 2005.
94
Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 3 (13), 2015