КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ МЕНЕДЖМЕНТА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Коваленко Е.Я.
Коваленко Елена Ярославовна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра арт-менеджмента, Национальная академия руководящих кадров культуры и искусств, г. Киев, Украина
Аннотация: в статье приведены результаты исследования особенностей культуры менеджмента на раннем, высоком и позднем этапах Средневековья. Доказано, что ключевую административно-регулирующую роль в системе управления Средневековья играли: во-первых, существующая стратификация общества на церковных феодалов, светских феодалов, крестьян и горожан, для которых была характерна своя культура и восприятие мира; во-вторых, церковная каноническая доктрина. Эти же два детерминанты и определяли особенности культуры менеджмента средневекового периода. Ключевые слова: культура менеджмента, Средневековье, общество.
PECULIARITIES OF CULTURE OF MANAGEMENT OF THE MIDDLE AGES Kovalenko Ye.Ya. Email: [email protected]
Kovalenko Yelena Yaroslavovna - PhD in Economics, Associate Professor, DEPARTMENT OF ART MANAGEMENT, NATIONAL ACADEMY OF MANAGERIAL STAFF OF CULTURE AND ARTS, KYIV, UKRAINE
Abstract: in the article results of research offeatures of culture of management on early, high and late stages of the Middle Ages are resulted. It is proved that the key administrative and regulatory role in the system of Middle Ages management was played by: firstly, the existing stratification of society by church feudal lords, secular feudal lords, peasants and townspeople, for whom the culture and perception of the world were characteristic; secondly, the church canonical doctrine. These same two determinants also determined the features of the management culture of the medieval period. Keywords: management culture, Middle Ages, society.
Средние века - это период в истории человечества между упадком античности и зарождением индустриализма, который делится на этапы раннего, высокого и позднего Средневековья, в течение которых происходило формирование особой культуры менеджмента.
Важную роль в системе управления Средневековья играла существующая стратификация общества. В европейских странах были следующие сословия: церковные феодалы-священнослужители, светские феодалы-рыцари, крестьяне и горожане-бюргеры. Для каждого из них была характерна своя идеология, культура, сакральное восприятие мира, которые оказывали значительное влияние на формирование управленческой культуры.
Раннее Средневековье (конец V - X вв.) характеризуется становлением феодальной собственности на землю, появлением первых форм зависимого населения, варварских и раннефеодальных государственных образований (королевств), система управления которых иерархическая с выделением центрального, регионального и местного уровней. В западных странах эти структуры жестко централизованы, в восточных - мягкие и больше децентрализованы в течение всего средневекового периода [3, с. 187; 5].
В эпоху Раннего Средневековья ведущую роль играла религия и поэтому управленческие идеи были частью богословия и схоластической философии, для которых характерна оценка менеджмента с морально-этической, религиозной позиции. Тогдашние трактаты по управлению были компиляцией старых текстов, дополненных цитатами из Библии и поучений святых отцов.
Основными источниками управленческих идей в период Раннего Средневековья являлись труды выдающихся церковных деятелей. Источниками, по которым можно судить об управлении феодальным поместьем были полиптики и варварские правды, а также регламенты -
69
инструкции для управляющих. Многие источники управленческой культуры написаны с позиций государства или для первого лица государства, содержащих инструкции управляющим, в руках которых сосредоточены все имения, находившиеся в непосредственном владении королевского двора.
Высокое Средневековье (XI - средина XV вв.) характеризуется расцветом феодальных отношений, господством сословно-представительной монархии, домениальной системы хозяйства, развитием городов, ремесел, товарно-денежных отношений и центральной государственной власти.
Укрепление могущества городов и превращение их в ремесленно-торговые центры, привело к разработке городского права, закреплению за горожанами права на самостоятельность и независимость от феодалов. Оно представляло собой совокупность норм, регулирующих отношения между городом и внешним миром, а также внутри городской общины, в частности, регулирования ремесел, торговли, цехов, купеческих гильдий.
Одновременно с развитием городов происходило формирование цеховой организации и культуры ремесла. Основой организации цеха было равное право его членов в пользовании всеми привилегиями и правами. Мастер был одновременно и владельцем, и управляющим, и работником, а управление осуществлялось на основе здравого смысла, опыта и цехового устава.
Цеховые уставы осуществляли подробную регламентацию производства цеха. Они определяли его технологию и такие функции управления, как: организация, планирование, контроль, материальное обеспечение, сбыт, распределение доходов. В рамках цеха осуществлялась детальная разработка иерархии, критериев продвижения и профессионального обучения. Цеховая культура управления была рациональной и прогрессивной, однако в дальнейшем становилась тормозом в развитии ремесла.
На культуру менеджмента второго этапа феодализма большое влияние имела церковная каноническая доктрина. Канонисты трактовали управления с позиций античной философии, интересов феодалов, сословной иерархии, а также церковной и королевской (княжеской) власти.
Фома Аквинский вопросы управления рассматривает с позиций теологического рационализма. Он исходит из того, что Бог установил принцип подчиненности низших форм высшим, и на этом основывается духовная и светская иерархия [1].
Роджер Бэкон подчеркивает необходимость научного метода познания и раскрывает сущность власти человека над природой, что позволяет понять власть как универсальную категорию, приложенной к любым видам человеческой деятельности [2].
Марсилий Падуанский выступал сторонником изменений в церковном управлении, установлению независимой от церкви королевской власти, введению выборности правительства, провозглашения народовластия и свободы совести. Он отмечал, что правительство, которое приводит законы в исполнение должно избираться тем же, кем закон установлен - народом [4].
Дальнейший рост городов, появление духа предпринимательства и ослабление влияния религиозных догм способствовало не только развитию ремесла и торговли, но и подготовило условия для дальнейшего развития культуры менеджмента, и одновременно, к разложению феодализма (конец XV - средина XVII вв.), зарождению рыночных отношений, оформления государственного управления на принципах абсолютной монархии.
Список литературы /References
1. Аквинский Ф. О правлении государей. К.: КГУ, 1979. 58 с.
2. Бэкон Р. Избранное. Пер. с англ. Москва: АСТ, 2005. 480 с.
3. Мартинишин Я.М., Коваленко Э.Я. Менеджмент дощдус^ального сустльства. Бша
Церква: Вид. Пшоншвський О. В., 2017. 230 с.
4. Падуанский М. Защитник мира. Пер. с фр. М.: АСТ, 2014. 656 с.
5. Kovalenko E. Y. Hybrid models of management in the information society // European research.
2017. № 8 (31). Р. 42-44.