Время науки
The Times of Science
Новикова Наталья Владимировна
Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н. Толстого
факультет искусств, социальных и гуманитарных наук (магистратура, 2 год обучения)
Решетова Людмила Ивановна
Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н. Толстого
канд. филол. наук, доцент (кафедра философии и культурологии)
ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСА ЛИТЕРАТУРОЦЕНТРИЗМА В КУЛЬТУРЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ С.П. ДЯГИЛЕВА
Аннотация:
В данной статье представлен анализ явления кризиса литературоцентризма в культуре Серебряного века. Авторы рассматривают причины изменения статуса литературы и факторы, повлиявшие на потерю литературой роли медиа своего времени.
Ключевые слова:
кризис литературоцентризма, Серебряный век, медиа, С.П. Дягилев, визуальность.
Annotation:
In this article is analysed the phenomenon of crisis of literaturecentrism in the culture of Silver century. The authors analyze the reasons of changing the status of literature and factors which caused the literature' s loss the role of media of it’s time.
Keywords:
crisis of literaturecentrism , Silver century, media, S.P. Diaghilev, visuality.
Литературоцентризм - одно из основополагающих свойств русской культуры, затрагивающее все сферы жизни общества. Исследователь данного явления, культуролог и литературовед И.В. Кондаков определяет его как «упорное тяготение культуры в целом к литературно-словесным формам саморепрезентации» [4], увязывая это свойство русской культуры с ее идейно-образным содержанием, выражаемым прежде всего вербально.
2015
15
N
ovi kova
N.V., R,
.eshetova
L.I
Н.В. Новикова, Л.И. Решетова
Оставаясь неизменным атрибутом русской культуры, литературоцентризм в разные культурно-исторические периоды испытывал как подъем, так и упадок. В момент его кризиса, по наблюдению И.В. Кондакова, следует говорить «не только о спаде интереса к литературе - со стороны, как авторов, так и читателей, но и о становлении нового культурного статуса литературы - в плане ее социокультурного функционирования и контекста ее восприятия. То есть речь идет о потере литературой статуса «медиа» своего времени» [4]. Как следствие -изменение места литературы в системе искусств, отчетливее всего просматриваемое в культуре Серебряного века. И.В. Кондаков определяет данный период как второй этап кризиса литературоцентризма, выделяя в качестве первого середину ХIХ столетия, когда критика теснила литературу и, по его определению, возник «критикоцентризм» [4].
Новый культурный статус литературы на рубеже XIX - XX веков был обусловлен прежде всего тем, что происходило активное внедрение в практику неизвестных ранее технологий, дающих возможность конструирования новых медиа. Технический прогресс создал новое информационное поле, в котором на первый план вышли звуковые и визуальные способы передачи и подачи информации, а письменная культура и человеческая речь, подчиняясь их воздействию, ушли на второй план. Распространение в конце XIX века электричества дало импульс к появлению и развитию в качестве источников связи телефона, радио, и усовершенствованию структуры проволочного телеграфа, который «перевел письмо в звук» [6, с. 98].
Но не одно это повлияло на развитие кризиса словесности в данный период. Как пишет В. Беньямин, «на рубеже XIX и XX веков средства технической репродукции достигли уровня, находясь на котором они не только начали превращать в свой объект всю совокупность имеющихся произведений искусства и серьезнейшим образом изменять их воздействие на публику, но и заняли самостоятельно место среди видов художественной деятельности» [1, с. 19]. В первую очередь речь идет о фотографии и кинематографе.
По мере своего развития такие способы репрезентации информации находят свое место в системе массовых коммуникаций, что вполне
№2
Время науки
The Times of Science
закономерно, так как благодаря им возникает универсальный язык коммуникации, основанный на визуальных образах и иконических знаках, «язык, который мы ассимилируем зрением, а не слухом» [7, с. 31].
Другим показателем кризиса литературоцентризма явился новый формат подачи информации на газетной и журнальной странице, возникновение особого книжного искусства. Теперь на человека, держащего в руках печатное издание, воздействовал не только вербальный текст, но и визуальный образ. «Линейный язык письменности сочетается с языком изобразительного искусства, с языком плоскостным. Это явление было первым «мостиком» переброшенным от письменной культуры к культуре экранной, художественная страница сменилась «ожившей» страницей - экраном» [3, с. 39]. Происходит визуализация журнальной страница: появляются крупные заголовки, новые шрифты, которые должны соответствовать определенным требованиям и принципам, иллюстрации, стало возможным вести речь о художественном оформлении книги и печатной продукции в целом.
В российских газетах конца XIX века начали активно размещать карикатуры и рекламы самых разных товаров, сочетающие в себе вербальные и визуальные способы подачи информации. Сама газетная полоса приобретает новые смыслы. По мнению исследователя медиакультуры Н.Б. Кирилловой: «...все это было явно революционным, что признавали даже кубисты, включая фрагменты газет в свои картины» [6, с. 88]. Акцент переносится на иконический образ, предпочтение отдается содержанию, оформленному визуально и нацеленному на зрительное восприятие. Так, технический прогресс и визуальное оформление печатной информации повлияли на характер очередного кризиса литературоцентризма.
Дальнейшему и более успешному оттеснению литературы с ее первостепенного места в системе «медиа» в Серебряном века способствовали художественные практики С.П. Дягилева - одного из создателей художественного объединения «Мир искусства», организатора многих выставок, реформатора русского музыкального театра и продюсера «Русских сезонов в Париже». Будучи человеком чутким ко всем новым веяниям культуры, он стал их выразителем в эпоху Серебряного века,
2015
17
N
ovi kova
N.V., R,
.eshetova
L.I
Н.В. Новикова, Л.И. Решетова
воплотив многие из них в своей практике. Так, в «Русских сезонах» С.П. Дягилев реализовал проект синтеза искусств, где «наряду с живописью, музыкой и танцем - принципиально не оказалось места слову» [5, с. 973].
Даже оперу (например, «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова) С.П. Дягилев поставил как хореографическое действо, в котором исполнители вокальных партий были уподоблены инструментам оркестра и помещены в оркестровую яму вместе с другими музыкантами, а на сцене остались артисты балета. После «Русского сезона» 1910 года Дягилев попытался так определить «сущность и тайну» нового балетного спектакля: «Мы хотели найти такое искусство, посредством которого вся сложность жизни, все чувства и страсти выражались бы помимо слов и понятий не рассудочно, а стихийно, наглядно, бесспорно» [2, с. 214]. «Тайна нашего балета заключается в ритме, - вторил ему Бакст. - Мы нашли возможным передать не чувства и страсти, как это делает драма, и не форму, как это делает живопись, а самый ритм чувств и форм. Наши танцы, и декорации, и костюмы - все это так захватывает, потому что отражает самое неуловимое и сокровенное - ритм жизни» [2, с. 214].
В модели синтеза искусств, предложенной С.П. Дягилевым, очевидно стремление обойтись без словесности вообще. Место литературы, слова было замещено живописью, визуальным образом - со всеми вытекающими отсюда последствиями. Именно к деятельности Дягилева более всего приложимы слова И.В. Кондакова: «На первый план культурно-
исторического развития в России вышли альтернативные литературе виды искусства (музыка, живопись, танец) <....> претендовавшие теперь сами на медиальность, т. е. выполнение в культуре коммуникативной, посреднической роли, а литература, напротив, оказалась сдвинутой на периферию национальной культуры, а вместе с тем эстетического, религиозного и социально-философского мировосприятия, а значит, почти что лишалась статуса «медиа своего времени» [5, с. 974].
Безусловно, литература Серебряного века продолжала занимать важное место в системе медиа, но отныне призвана была делить его со своими «конкурентами» по медиальности - невербальными видами искусства.
№2
Время науки
The Times of Science
Деятельность Сергея Павловича Дягилева стала одним из векторов второго этапа кризиса литературоцентризма, в то же время не стоит приуменьшать значение литературы в его художественных практиках. Ведь именно на ее основе, с ее подсказкой или в преодолении ее опыта стало возможным их возникновение. Явно в сценарии художественных выставок, куратором которых можно его назвать, просматривается определенный сюжет, хронологическая последовательность «событий» сродни сюжету литературного произведения.
Потеря литературой прежнего статуса под воздействием обозначенных тенденций в культуре Серебряного века, последующее уравнивание прав всех видов искусств в конечном итоге обусловили тот медиацентризм, что заявил о себе спустя столетие, в первое десятилетие XXI века.
Литература:
1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М.: Медиум, 1996. 240 с.
2. Зильберштейн И.С., Самков В.А. Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 2. М.: Изобразительное искусство, 1982. 576с.
3. Каверина Е.А. Художественные журналы начала и конца XX столетия: к вопросу актуальности культурного диалога // Эстетика сегодня: состояние, перспективы. Сер. Symposium. Вып. 1. Материалы науч. конф. 2021 окт. 1999 г. СПб., 1999. C. 37 - 40.
4. Кондаков И.В. По литературоцентризма в России ХХ -2008. №5. С. 5-44.
ту сторону слова (кризис
XXI веков) // Вопросы литературы. [Электронный ресурс] URL:
http
://
magazines.russ.ru/voplit.
t/2008/5/ko5.ht
5. Кондаков И.В., Соколов К.В., Хренов В.А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты. М.: Прогресс - Традиция, 2011. 1024 с.
6. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический проект, 2006. 448с.
7. Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М., 1986. 222 с.
2015
19