6. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социоди-намическая психиатрия. - М.: Академический Проект, 2000. - 460 с.
7. Короленко Ц.П., Лоскутова В.А. Интернет-зависимость в русскоязычном секторе интернета // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. - 2004. - №2 3. - С. 45-51.
8. Менделевич В.Д. Особенности девиантного поведения в интернет-пространстве // Практическая медицина. - 2013. - № 1 (66). - С. 143-146.
9. Спиркина Т.С. Личностные особенности
пользователей сети Интернет, склонных к интернет-зависимости // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 60. - С. 473-478.
10. Фролов В.А. Педагогические условия профилактики виртуальной аддикции старших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010. - 24 с.
11. Чудова Н.В. Особенности образа Я «Жителя интернета» // Психологический журнал. -2002. - Т. 23. - № 1. - С. 113.-117.
УДК 159.922.7
Князева Татьяна Николаевна
доктор психологических наук, профессор Нижегородский государственный педагогический университет
Софронова Елена Владимировна
Средняя общеобразовательная школа № 28, г. Муром, Владимирская область [email protected], [email protected]
ОСОБЕННОСТИ КРИТИЧЕСКОГО САМОВОСПРИЯТИЯ В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Представлены результаты исследования критического отношения к себе и осознания этих качеств младшими школьниками с дефицитом внимания и гиперактивности. Показана роль когнитивных механизмов самосознания этих детей для развития контрольных функций сознания и регуляции поведения в этом возрасте.
Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, младший школьник, Я-концепция, самоотношение, критическое восприятие.
Современная образовательная система ориентирована на формирование активного субъекта учебной деятельности и общения, творческую личность, способную к саморазвитию и самообразованию. Особое значение в этом процессе имеет механизм развития самосознания личности учащегося.
Развитие самосознания в детском возрасте может быть осложнено различными дисфункциями центральной нервной системы, в частности, нарушениями механизмов внимания и контроля деятельности.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ; англ. Attention-deficit/hyperactivity disorder - ADHD) - неврологическо-поведенческое расстройство развития, проявляющееся в детском возрасте. С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, обусловленный нарушением функций центральной нервной системы ребенка, следствием чего является слабость концентрации и устойчивости внимания, неусидчивость, гипепактивность и импульсивность ребенка.
СДВГ является серьезной социальной проблемой, по данным различных исследований, им страдают от 2,2 до 18 процентов малышей. Кроме того, эти дети входят в группу риска по развитию девиаций и зависимого поведения; известно, что СДВГ встречается у мальчиков в 4-5 раз чаще, чем у девочек [1].
Все это осложняет положение ребенка в коллективе сверстников и не может не сказаться на успешности обучения. Гиперактивные крайне «неудобны» для воспитателей, учителей и даже родителей. Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмах психики, и, прежде всего, самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в генезисе произвольного поведения и самосознания.
Проблема самосознания является недостаточно изученной областью коррекционной психологии. Наиболее изучен эмоционально-оценочный компонент развития самосознания гиперактивных учащихся младшего школьного возраста. Ряд авторов указывают на низкий уровень самооценки гиперактивных учащихся младшего школьного возраста. В качестве вторичного нарушения гиперактивности в поведенческом компоненте структуры «Я-кон-цепции» рассматривается появление протестных реакций, деструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения [2; 5].
При нормальном, неосложненном течении онтогенеза в младшем школьном возрасте самосознание интенсивно развивается, а его структура расширяется, формируются ценностные ориентации. Младший школьник способен осознать свои психические качества и свойства: развиваются высшие чувства - совесть, чувство долга, стыда, ответствен-
© Князева Т.Н., Софронова Е.В., 2014 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3
51
ности. Высшим проявлением самосознания в этом возрасте становится рефлексия [3].
Однако процесс развития самосознания у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью осложняется недостаточностью самоконтроля и спецификой эмоционально-волевой сферы [4]. Чем раньше удается выявить отклонения в развитии ведущих компонентов самосознания этих детей, тем эффективнее будут различные виды помощи (медицинская, психологическая, педагогическая). Психологическим ресурсом развивающейся личности в этом возрасте становится развитие интеллектуально-контрольных функций, позволяющих использовать этот потенциал для анализа ребенком своих действий, сбить «градус» аффекта, переводя поведенческие реакции ребенка в русло конструктивных стратегий. Именно когнитивный аспект самосознания позволяет актуализировать ресурс самоконтроля действий при синдроме гиперактивности.
Предметом изучения нашей работы выступает когнитивный компонент «Я-концепции» личности гиперактивных учащихся младшего возраста.
С целью изучения специфики нарушений в развитии этого компонента самосознания у младших школьников с СДВГ нами проводилось специальное исследование, в котором принимали участие 50 школьников 7-10 лет (учащиеся 1-4 классов), имеющие этот диагноз и столько же сверстников, не имеющих подобных нарушений (соответственно группы СДВГ и НПР-нормальное психическое развитие).
Изучались такие характеристики самосознания как актуальное самовосприятие («Я-настоящее»), оценка детьми своих качеств в будущем («Я-буду-щее»), самооценка школьников и локус контроля. Исследуемые характеристики являются основными для становления Я-концепции личности, формирование которой активизируется именно в младшем школьном возрасте и к подростковому складывается как психическое новообразование. Тем важнее было увидеть генезис возможных отклоне-
ний важнейших составляющих формирующегося самосознания у детей с СДВГ.
В качестве основных методов исследования применялись: комплексная методика «^-сортировка» (в адаптации И.В. Чумакова) и методика «Кто виноват?» (Тест самоконтроля и произвольности» в адаптации А.Л. Сиротюк).
Методика «^-сортировка» нацелена на выявление выраженности самовосприятия личностных качеств в структуре самосознания учащегося, изучения его самооценки. В адаптированном И.В. Чумаковым для младших школьников варианте Q-сортировки каждому ребенку предлагаются 25 карточек, содержащих 11 позитивных, 11 негативных и 3 нейтральных суждения, затрагивающих различные сферы самовосприятия и самоотношения детей. Карточки с суждениями предлагается разложить на семь групп: «Совсем не подходит», «Не подходит», «Мало подходит», «Иногда подходит, а иногда нет», «Подходит», «Очень подходит», «Точно подходит». Количество карточек с качествами в процессе их распределения в каждом из полей не ограничивалось и предлагалось в случайном порядке. Инструкция включала в себя два этапа распределения качеств с позиции «Я-настояще-го» и «Я-будущего». Полученные данные позволяют установить особенности самопознания учащихся, способности воспринимать себя критически, выделять и ранжировать свои качества по степени выраженности.
Методика «Кто виноват?» применялась для изучения локуса контроля младших школьников. В индивидуальной беседе ребенку предлагался набор сюжетных картинок, каждая из которых иллюстрировала неудачу (невезение, проблему) ребенка в какой-либо ситуации. Младшему школьнику нужно было, оценив происходящее, назвать причину и виновника сложившейся ситуации. Данные методики позволяют установить характер локуса контроля детей с СДВГ, его смещение в сторону эк-стернальности-интернальности по сравнению с детьми, имеющими возрастные характеристики
на контрольной всегда волнуюсь
я стеснительный
трудно сосредоточится на уроке
□ 1-2 классы 3-4 классы
Рис. 1. Доминирующие отрицательные характеристики Я-настоящего у выборки испытуемых
80% -
60% -
40% -
20% -
0%-
,^78%
1ПП/
^ Ц /о ^
^45%
Л5%
мои успехи зависят только если что-то не так, то это от меня моя вина
я не такой как другие
□ подходит □ не подходит □ иногда
Рис. 2. Самовосприятие нейтральных характеристик в области «Я-настоящего» гиперактивными учащимися 1-2 классов
нормального развития, а также установить степень устойчивости-ситуативности локуса контроля детей при оценке поведенческих реакций.
Результаты исследования позволили выявить несколько важных характеристик самосознания младших школьников с СДВГ:
1. С 1 по 4 класс у данной выборки испытуемых с СДВГ не изменилась иерархия критического самовосприятия отрицательных характеристик в области Я-настоящего. Как отрицательные качества в себе доминируют:
- «на контрольной всегда волнуюсь» - 54% детей 1-2 классов, 61% - в 3-4 классах;
- «я стеснительный» - 25% и 61% соответственно у учащихся 1-2 и 3-4 классов;
- «трудно сосредоточится на уроке» - 29% и 39% соответственно у учащихся 1-2 и 3-4 классов (рис. 1).
Как видно по результатам от 7 к 10 годам нарастает оценка данных личностных особенностей как негативных, т.е. для младших школьников с СДВГ представленные характеристики образа-Я устойчиво осознаваемы и личностно значимы. В целом от 1 к 4 классу нарастает негативное самовосприятие
(по совокупности выбираемых отрицательных качеств) от 23% у учащихся 1-2 классов до 38% у учащихся 3-4 классов.
2. Результаты исследования Я-настоящего и Я-бу-дущего у младших школьников с СДВГ показали отсутствие значимых различий между этими характеристиками у всех учащихся с 1 по 4 класс.
Анализ результатов показал, что гиперактивные учащиеся 1 и 2 класса с позиции оценки своих качеств в настоящий момент в большей степени понимают зависимость результатов от своей деятельности, ходя многие (45%) склонны отрицать свою причастность к негативным последствиям событий, но при этом осознают своё отличие от окружающих (рис. 2).
Гиператкивные учащиеся 3-4 классов в настоящем времени ориентированы на достижение успеха самостоятельно, так же склонны отрицать свою вину в негативных последствиях ситуации, но в большей степени ориентированы на идентификацию с окружающими людьми (рис. 3).
Сравнивая этот результат с самовосприятием положительных и негативных личностных качеств,
мои успехи зависят только если что-то не так, то это я не такой как другие от меня моя вина
□ подходит □ не подходит □ иногда
Рис. 3. Самовосприятие нейтральных характеристик «Я-настоящего» гиперактивных учащихся 3-4 классов
а так же их динамику, просматривается тенденция, нарастания потребности в сплочении с коллективом, обретении чувства «мы» и положительной самооценки.
Таким образом, в процессе восприятия себя присутствует общая тенденция для гиперактивных учащихся 1-4 классов к самостоятельному достижению собственного успеха. Они отмечают, что «хотят стать хорошими». Признание собственной вины и переживание собственного отличия от других усиливается к 3 и 4 классу. Гиперактивные учащиеся 1-2 классов испытывают затруднения в нахождении дифференцированных признаков при сравнении себя с другими людьми.
3. Локус контроля, как характеристика самосознания, отражающая направленность контрольно-оценочных действий личности (на себя - интерналь-ная составляющая; вне себя - экстернальная составляющая) позволяет понять и характер оценки ребенком причинности возникновения трудностей в той или иной ситуации. С этой целью применялась методика «Кто виноват». Результаты свидетельствуют, что у гиперактивных учащихся 1-2 классов преобладает смещение локуса контроля в сторону интер-нальности. Такой результат показали 48% выборки учащихся. Эти учащиеся рассматривают себя в качестве возможной причины сложившейся ситуации, что может быть следствием частого обвинения и упрёков в их адрес учителей, родителей. Они считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных усилий и действий. Способность видеть в себе причину событий может способствовать как развитию нравственных установок и ответственности личности, так и «застреванию» на неудачах, самообвинению, гипертро-фированности чувства вины. В некоторых случаях для таких учащихся могут быть характерны различные формы аутоагрессии.
Смещение локуса контроля в сторону экстерналь-ности было обнаружено у 11% выборки учащихся. Эти испытуемые не рассматривают себя в качестве причины ситуации и не способны оценивать себя и контролировать свои действия. Они полагают, что происходящие с ними события являются результатом случая, обстоятельств. Учащиеся с таким локу-сом контроля способны проявлять агрессию в форме упрёка, обвинения, адресованные другим, а также в форме жалобы, угрозы или словесной брани.
Ситуативный (неустойчивый) локус контроля имеют 31% гиперактивных учащихся 1-2 классов. Эти учащиеся не имеют ярко выраженного контрольно-оценочного локуса, их критичность и оценка причинности возникающих трудностей ситуативны. В целом, их суждения о ситуации носят более поверхностный и более разносторонний характер.
Кроме того, 8% учащихся совсем не смогли оценить ситуацию, они не склонны анализу окружающих событий и рефлексии.
У учащихся с СДВГ 3-4 классов сохраняется та же тенденция в оценке генезиса трудностей в предлагаемых ситуациях (рис. 4): у половины этих испытуемых обнаружено смещение локуса контроля в сторону интернальности, у 14% - в сторону экстернальности, 36% учащихся обнаружили ситуативный (неустойчивый) локус контроля. Среди учащихся 3-4 классов не было детей, затруднившихся в оценке ситуации, все достаточно определенно высказались о возможных причинах возникших трудностей в той или иной ситуации.
Полученные результаты изучения некоторых особенностей самосознания младших школьников с СДВГ с 1 по 4 класс позволяют констатировать наличие у детей данной выборки следующих особенностей формирующегося самосознания:
1. Самосознание гиперактивных учащихся 14 классов отличается ориентацией на принятие
Смещение локуса Смещение локуса Ситуативный Не оценивает причину
контроля в сторону контроля в сторону (неустойчивый) локус интернальности экстернальности контроля
Рис. 4. Особенности локуса-контроля учащихся с СДВГ (по методике «Кто виноват?»)
«Я-настоящего» и затруднённость в понимании путей изменения или приобретения необходимых качеств в будущем.
2. Наиболее ярко ими осознаются качества, связанные с учебной деятельностью, затрудняющие их жизнедеятельность и достижение позитивных результатов в учебе.
3. В сфере общения гиперактивные учащиеся переживают своё отлитие от других ребят (внешний образ и поведение). Однако, в будущем они видят возможность обретения идентичности со сверстниками посредством снижения обидчивости.
4. В самовосприятии «Я-настоящего» гиперактивных учащихся младшего школьного с возрастом увеличивается тенденция к негативному самовосприятию. Увеличивается критичность в оценке своего поведения. С возрастом дети начинают осознавать влияние своего поведения на эмоциональное состояние своих родителей.
5. С возрастом усиливается потребность в разделении ответственности за поступки и понимания необходимости хорошего поведения в школе и развитии трудовых навыков. Усиливается потребность в сплочении, ощущении чувства «Мы».
6. Преобладание интернального локуса контроля у гиперактивных учащихся младшего школьного возраста проявляется в стремлении к самостоятельному достижению успеха. При этом негативные последствия событий учащиеся 3-4 классов склонны видеть не в себе, а учащиеся 1-2 классов - в себе. Это может указывать на компенсаторный механизм развития самосознания и тенденции
развития в сторону сохранения положительной самооценки
Полученные результаты позволяют констатировать необходимость развития рефлексивных механизмов у гиперактивных младших школьников с целью профилактики поведенческой дезадаптации в подростковом возрасте. Недостаток навыков самоанализа приводит к тому, что гиперактивные учащиеся 14 классов не владеют способами достижения эффективной деятельности, хотя имеют такую потребность; критический характер самовосприятия сочетается с отсутствием действий саморегуляции и самоконтроля поведения и деятельности. Задача педагогов и психологов сформировать у них эти действия.
Библиографический список
1. Зверева Н.В., Горячева Т.Г. Клиническая психология детей и подростков. - М.: Академия, 2013. - 272 с.
2. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. - СПб.: Речь, 2007. - 40 с.
3. Насырова О.А. Психологические особенности самосознания гиперактивных младших подростков: дис. ... канд. психол. наук. - Астрахань. 1999. - 174 с.
4. Перегуда В.И. Особенности самоконтроля у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1994.
5. Сиротюк А . Л. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. - М: ТЦ Сфера, 2002. - 128 с.