Научная статья на тему 'Особенности контроля в электронном обучении'

Особенности контроля в электронном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
712
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / КОНТРОЛЬ В ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ КОНТРОЛЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / KNOWLEDGE CONTROL / CONTROL IN ELECTRONIC EDUCATION / TRANSPARENCY OF CONTROL / ELECTRONIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наволочная Юлия Вадимовна

Автор рассматривает особенности контроля в электронном обучении при изучении иностранного языка. Предлагаются рекомендации по увеличению степени транспарентности контроля в условиях электронного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наволочная Юлия Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF TRANSPARENCY OF CONTROL IN ELECTRONIC EDUCATION

The article considers features of control in electronic education. The author gives recommendations on how to increase transparency of control in terms of electronic education.

Текст научной работы на тему «Особенности контроля в электронном обучении»

Таким образом, в статье рассмотрены основные компоненты процесса оценивания компетентностных результатов обучения, выявлены их отличия от компонентов процесса контроля результатов обучения в рамках когнитивного подхода. Правильные определение и использование принципов контроля, формулировка целей контроля, отбор и структурирование содержания контроля, определение объектов и предметов контроля, проектирование средств, методов и форм контроля позволят создать систему оценивания новых образовательных результатов в профессиональных образовательных организациях.

Библиографический список

1. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий: Учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. 2-е изд., перераб. и расширенное. М., 2005.

2. Концепция оценивания квалификаций / Блинов В.И. и др. // Образование и наука. 2012. № 10. URL: http://edscience.ru/ru/article/v-i-blinov-o-f-batrova-e-yu-esenina-faktorovich (дата обращения: 12.03.2014).

3. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М., 2012.

4. Колясникова Л.В. Основы измерения и оценивания компетенций // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 11-14 ноября 2013 г. / Науч. ред. Е.М. Дорожкин, В.А. Федоров. Екатеринбург, 2013. Т. III. С. 67-70.

5. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2007.

о ^ го 9

Ю.В. Наволочная

особенности контроля в электронном обучении

Автор рассматривает особенности контроля в электронном обучении при изучении иностранного языка. предлагаются рекомендации по увеличению степени транспарентности контроля в условиях электронного обучения. Ключевые слова: контроль знаний, контроль в электронном обучении, транспарентность контроля, электронное обучение.

В законе об образовании, вступившем в силу 1 сентября 2013 г., электронное обучение (е-Ьеагт^) понимается как «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и

гоок используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, техни-|§§ ческих средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, ¡¡So обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаи-°-§- модействие обучающихся и педагогических работников» (ст. 16, п. 1) [1]. с Тем самым утверждается возможность и необходимость применения компьютерных и интернет-технологий в образовании.

Информационные и коммуникационные технологии широко применяются в обучении иностранным языкам, что позволяет повысить уровень владения языком и мотивацию студентов. В то же время применение данных технологий приводит к возникновению ряда проблем, связанных с дистанционным характером контроля.

Контроль определяется как соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения [3]. Проблемами контроля занимались такие исследователи, как Ш.А. Амонашвили, Н.Е. Бабанский, А.В. Конышева, А.П. Клименко, Е.П. Пассов, И.Л. Бим, В.А. Сластенин и многие другие.

А.А. Хакимова, Л.В. Михалёва, вслед за А.В. Конышевой, выделяют следующие условия эффективности контроля.

1. Адекватность форм и видов контроля проверяемой деятельности.

2. Надежность контроля, под которой понимается не случайный, а закономерный характер получаемых результатов, их стабильность и воспроизводимость, а также независимость от личности проверяющего (надежность контроля тесным образом связана с его объективностью, которая выражается в наличии у проверяющего эталонов и ключей, что позволяет осуществлять контроль оперативно и однозначно).

3. Практичность контроля, которая позволяет проверяющему оперативно пользоваться им в рамках обычного учебного процесса, максимально сокращая время на его организацию и обработку результатов. Эффективность контроля также во многом зависит от того, насколько он соответствует требованиям дидактики и методики обучения иностранным языкам. Основными требованиями, предъявляемыми к контролю, являются его объективность, регулярность, дифференцированный характер, а также ясность и четкость формулировки контрольных заданий [4].

В свете появления электронного обучения и возможности применения дистанционных образовательных технологий для контроля за деятельностью обучаемых наиболее важными условиями являются надежность и объективность.

В зарегистрированном 4 апреля 2014 г. в Минюсте России Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка при-

менения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» устанавливается возможность использования электронного обучения, дистанционных образовательных технологий для проведения «...текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся» [2].

Контроль в электронном обучении занимает особое место. Важно представлять, как правильно организовать такой вид контроля, т.к. проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о самой деятельности [3]. Слабым местом электронного обучения является его недостаточная прозрачность, сложно проследить, как выполнял работу студент. Зачастую студенты скачивают или копируют работу из интернета; просят кого-нибудь выполнить работу за них; ищут правильный ответ в интернете при выполнении электронных заданий.

Во многом организация контроля зависит от дисциплины, которая влияет на выбор средства контроля, например, программа «Антиплагиат» эффективна при обучении истории, но в случае с преподаванием иностранного языка она не может использоваться, т.к. расценивает любой текст на иностранном языке как оригинальный.

При обучении иностранному языку для правильной организации контроля видится необходимым следующее.

1. Проведение как очных, так и дистанционных занятий. Дисциплина «Иностранный язык» не может полностью сводиться к использованию информационных и коммуникационных технологий. Важно хотя бы в начале курса провести несколько очных занятий, чтобы познакомиться со студентами лично и определить уровень владения языком каждым учащемся. Если же проведение очных занятий по каким-то причинам невозможно, можно провести вебинар или интернет-конференцию.

2. Формулировать задания таким образом, чтобы студент не мог их списать. Например, для развития иноязычного письменного дискурса лучше давать студентам творческие задания (написать эссе на проблемную тему; рецензию на фильм или книгу и т.д.), а не просто задания на подстановку слов или перефразирование. В ходе написания таких заданий нужно выразить свое мнение, что понизит процент списывания, а также позволит легко выявить списывающего студента (преподаватель осведомлен об уровне знаний студента, что позволяет ему правильнее оценить работу) [5].

о ^ го 9

„ к При проведении итогового (государственного) или текущего контроля

|!| с использованием информационных и коммуникационных технологий

Iiis необходимо проводить его в специально отведенном месте, например, в

х О О.

к So подготовленной аудитории университета.

° -g- Таким образом, можно сделать вывод, что надежность контроля в усло-с виях электронного обучения и посредством современных информационных и коммуникационных технологий является важной методической проблемой. Необходимо искать эффективные пути решения этой проблемы. Представленные рекомендации являются одним из способов решения данной задачи. Преподавателю следует разрабатывать качественные формы контроля, обеспечивающие его наибольшую надежность, объективность, прозрачность.

Библиографический список

1. Закон об образовании // Законы России. URL: http://www.assessor.ru/ zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/16/ (дата обращения: 12.03.2014).

2. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.04.2014 № 31823) // Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161601/ (дата обращения: 18.03.2014).

3. Сущность, цели и функции контроля обучения // E-Reading. URL: http://www.e-reading.ws/chapter.php/98177/26/Metodika_prepodavaniya_ psihologii_konspekt_lekciii.html (дата обращения: 8.05.2014).

4. Хакимова А.А., Михалёва Л.В. Использование системы управления обучением Moodle для организации и проведения контроля при обучении английскому языку // Научная библиотека Томского государственного университета. URL: http://www.lib.tsu.ru/mminfo/000349304/18/image/18-115.pdf (дата обращения: 20.02.2014).

5. Чекун О.А., Наволочная Ю.В. Развитие иноязычного письменного дискурса студентов-бакалавров посредством социальных сервисов// Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Филологические науки». 2013. № 4. С. 75-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.