Научная статья на тему 'Особенности конструктивно ориентированной лингводидактики'

Особенности конструктивно ориентированной лингводидактики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТИВИЗМ / CONSTRUCTIVISM / ИНСТРУКЦИОНАЛИЗМ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / STRATEGIC COMPETENCE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / РЕКУРСИВНЫЕ И ЦИРКУЛЯРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / RECURSIVE AND CIRCULAR ACTION / INSTRUCTIONISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паршуткина Т. А.

В статье рассматриваются особенности конструктивно ориентированной лингводидактики, обладающей значительными преимуществами при построении учебного процесса и повышении его качества. С позиции теории конструктивизма исследуются стратегические цели, содержание, образовательная среда, которые нацелены на организованное, профессионально-ориентированное, деятельностное, мотивированное, автономное обучение языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паршуткина Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features structurally oriented didactics

The article discusses the features of structurally oriented didactics, which has considerable advantages in the construction of the educational process and improve its quality. From the standpoint of the theory of constructivism and examines the strategic objectives, contents, educational environment that focus on an organized, professionally-oriented, action, motivated, independent language learning.

Текст научной работы на тему «Особенности конструктивно ориентированной лингводидактики»

научный журнал

УДК 372.881.1

Т.А. Паршуткина

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина г. Елец, Россия

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИНГВОДИДАКТИКИ

Аннотация: В статье рассматриваются особенности конструктивно ориентированной лингводидактики, обладающей значительными преимуществами при построении учебного процесса и повышении его качества. С позиции теории конструктивизма исследуются стратегические цели, содержание, образовательная среда, которые нацелены на организованное, профессионально-ориентированное, деятельностное, мотивированное, автономное обучение языку.

Ключевые слова: конструктивизм, инструкционализм, стратегическая компетенция, образовательная среда, рекурсивные и циркулярные действия.

Обращаясь к разнообразным концепциям философии образования, представляется неоправданным выделение какой-либо одной конкретной и единственно верной. Критический рационализм, педагогическая антропология, герменевтика, критическо-эмансипаторская,

психоаналитическая, постмодернистская, религиозно-теологическая ориентации - все эти направления делают акцент на определенных моментах педагогического знания и, одновременно, образовательной системы, решают вопросы, связанные с жизнедеятельностью человека.

В содержании представленных философских концепций, тем не менее, не отражаются вопросы активного познания мира через изучение языка. В то время как исследование образовательного процесса в конструктивистском контексте позволяет рассмотреть вопросы обучения языкам в новом ключе: с позиции конструктивистских принципов (деятельностно-, субъектно-, проблемно-, ситуативно-ориентированность, доступность, интерактивность, целостность). Центральное место в конструктивистской теории занимает положение о том, что учебный процесс - это самостоятельное организованное, деятельностное, мотивированное обучение, осуществляемое посредством выбора соответствующих форм, интеграции дидактико-методических решений в практику обучения.

В немецкой дидактике (А. Блумштенгель, М. Криссоу, К. Мюллер, М. Оверманн, М. Вендт, Д. Вольф и др.) представлены основные положения конструктивизма:

Обучение рассматривается как активный процесс реконструкции знания, основанный на исследовательской и поисковой деятельности.

научный журнал

Обучение - это интеграция знания и опыта.

Обучение понимается как автономный процесс, поскольку учащиеся самостоятельно используют необходимые стратегии для получения прочного, применяемого на практике знания.

Результат обучения зависит от степени осмысления знания.

Обучение строится на соотношении рекурсивных и циркулярных действий. Учащийся может самостоятельно изменить траекторию своей деятельности, выступая модератором учебного процесса.

Важнейшим аспектом обучения является связь субъективного прошлого опыта с новым приобретенным. Данный комплекс можно использовать в обучающих ситуациях, где применяются разнообразные стратегии и аутентичные материалы для достижения положительных результатов обучения.

Изменение перспективы. Для того чтобы обеспечить отдаленный процесс переноса одинаковых задач, необходимо чтобы они были включены в похожие ситуации. Представление различных перспектив расширяет сферу переноса и способствует закреплению общих принципов и правил.

Социально-ориентированный характер обучения. Только в социальном контексте появляется необходимость вступления в контакт с окружающим миром.

Необходимо правильно оценить все положительные стороны дидактического конструктивизма, проанализировав характеристики инструкционализма как учения-инструктажа. В данном направлении речь идет не о реконструкции содержания получаемой иноязычной информации, а о специально организованных формах, направленных на манипуляцию с языковым материалом и учебником. Все это ведет к «ношению знания», которое при необходимости невозможно будет использовать на практике. Инструкционализму противостоит конструктивизм, в основе которого лежит самостоятельная реконструкция знания, а не установки, исходящие от учителя.

Таблица 1. Сравнительная характеристика инструкциоанизма и конструктивизма.__

Инструкционализм Конструктивизм

Школа - учреждение, где осуществляется наставление, поучение Школа - учреждение-мастерская

Получение изолированных фактов и знаний Самостоятельное усвоение знаний

Иноязычное обучение Иноязычное образование

Input (однонаправленное распространение информации) Intake (мультинаправленный информационный процесс)

Односторонний/мономедиальный характер подачи информации Мультимедиальный характер получения информации

научный журнал

Из таблицы следует, что конструктивизм имеет больше преимуществ в решении практических задач обучения. Как показывает практика, в большинстве образовательных учреждений доминирует изолированное «факторное» получение знаний в ходе фронтальной работы (input), строго регламентируемое учебным планом.

В исследовании предполагается, что положительных результатов в деле обучения можно достичь в тех случаях, если на занятиях по иностранным языкам будут использоваться сильные стороны идей конструктивизма. Это касается определения стратегических целей, содержания, создание «богатой» образовательной среды, побуждающей личность обучающегося вступить в контакт с окружающим миром и способствующей развитию его когнитивной системы.

Необходимо рассмотреть основную цель конструктивистской лингводидактики - это развитие стратегической компетенции. Данная компетенция как интегративный феномен отражает способность личности на основе полученных знаний и умений адекватно использовать освоенный репертуар стратегий [2, с. 23].

Продедуральные компоненты знания находятся в тесной связи со стратегиями, необходимыми для переработки информации, и приводят к автоматизации речевых навыков. Выделение процедуральных компонентов знания является необходимой предпосылкой формирования самостоятельных конструктивных процессов в обучении иностранным языкам.

Исходя из положения о тесной связи между процедуральными и стратегическими компонентами знания, необходимо разграничить стратегии, которые относятся к переработке языкового материала (реструктурализация, генерализация и автоматизация), кооперационные стратегии, стратегии, связанные с процессом обучения (языку). Е.А. Данилина выделяет языковые, коммуникативные, интегративные творческие стратегии [1, с. 20].

Из всех перечисленных стратегий необходимо обозначить те, которые способствуют формированию навыков: переработки языковой информации, взаимодействия и обучения языку.

Стратегии переработки языковой информации способствуют формированию продуктивных, рецептивных навыков (чтения, письма, аудирования, говорения) и лингвистической компетенции. При этом речь идет о методических знаниях, необходимых для работы с текстами: знания о видах текстов, извлечение информации, составление собственных текстов и т.д.

Стратегии взаимодействия включают лингвистические прагматические и социокультурные знания, а также способность к кооперации.

научный журнал

Стратегии обучения относятся к способности обучаться языкам (способность к организации учебного процесса, продумывание собственного алгоритма изучения материала, оценка действий).

В целом можно сказать, что метакогнитивное осознанное обучение и рефлексивные возможности играют значимую роль в представленных стратегиях, нежели учебные цели в конструктивистском контексте, т.к. они требуют определенного уровня развития конструктивных возможностей и способствуют реализации более высокого уровня автономности.

Определение содержания обучения в конструктивистской дидактике становится проблематичным, поскольку в результате его предварительного отбора и нормирования на заднем плане оказываются репрезентативность, сбалансированность, прогрессия, что в свою очередь, значительно сужает разговорную, прагматическую и социокультурную природу конструктивных возможностей обучающихся. Здесь необходимо отметить, что трудности, связанные с определением содержания занятия по иностранным языкам, зависят не только от несоответствия стандартов и содержания, а от процесса стандартизации, в основе которого лежит отбор и сокращение. Подобные недостатки приводят к тому, что в результате предварительного отбора снижается вероятностность, и обучающиеся оказываются в положении «привязанности» знаний к содержанию. Уплотнение содержания, его строгая систематизация снижают возможность использовать субъективный опыт. Содержание должно быть представлено в комплексе, а выбор содержания обусловлен деятельностью субъектов.

Решающую роль в реконструкции знания играет образовательная среда. Имея высокую степень интеграции, она обеспечивает связь знаний и опыта. Повышение этой интеграции осуществляется в конструктивистском контексте, предоставляющем необходимый контроль за учебным процессом извне. Содержательная вариативная среда - это среда, которая способствует целостному развитию учащегося. В организованной подобным образом образовательной среде возникают креативность и воображение, являющиеся важнейшими элементами внутренней мотивации. С учетом конструктивистского понимания обучения как конструктивного процесса основанного на опыте, необходимо рассматривать знания не как абстрактную конструкцию, а как некое «приобретение», осуществляемое в комплексе аутентичных ситуаций, при помощи конкретного раздражителя. Организация аутентичной образовательной среды способствует погружению учащегося в реальный жизненный мир. Образовательная среда в специально организованном обучении часто не соответствует этому миру и не воспринимается обучающимся как аутентичная. Важнейшей причиной этого является то обстоятельство, что специально организованная

научный журнал

передача знаний имеет не столь важного значения для формирования предварительного знания и опыта и поэтому выпадает из жизненного пространства обучающегося. К примеру, необходимость в реконструкции знания в инструкционализме не учитывается в достаточной мере, поскольку заданное построение среды, а именно: учебный материал, техническое оборудование, временное ограничение, создают условия «транспорта» знаний, а не организацию учебных возможностей. В обучении следует искать пути ограничения инструкциональной парадигмы, предлагающую рецептивно-пассивную организацию обучения, «монологическую» презентацию знаний. Одним из условий выхода из данной проблемной ситуации можно считать формирование у обучающегося так называемого чувства «ownership», которое характеризуется владением ситуацией, умением автономно решать проблемы, активно действовать, получать trial-error-опыт новых постижений.

Таким образом, конструктивно организованная образовательная среда требует проблемно организованного обучения, когда она приспособлена к потребностям учащихся. Кроме того, только вариативная среда, обладающая многочисленными методическими импульсами, способна вызвать высокий уровень мотивации и повысить образовательный потенциал.

Библиографический список

1. Данилина Е.А. Огратегии обучения иностранному языку при компетентностно-модульной организации учебного процесса (бакалавриат, неязыковой вуз) //Научный диалог. - 2014. №2 (26): Педагогика. С.18-25.

2. Тимофеева Т. И. Формирование коммуникативной компетенции студентов в коммуникативной деятельности в процессе обучения иностранному языку / Т. И. Тимофеева. - Ульяновск: УлГТУ, 2011. 136 с.

:: Т. A. Parshutkina

;; Features structurally oriented didactics

Abstract: the article discusses the features of structurally oriented didactics, V which has considerable advantages in the construction of the educational process

< and improve its quality. From the standpoint of the theory of constructivism and ^ examines the strategic objectives, contents, educational environment that focus on ; an organized, professionally-oriented, action, motivated, independent language ; learning.

< Key words: constructivism, instructionism, strategic competence, educational

: environment, recursive and circular action.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.