научный журнал
УДК 372.881.1
Т.А. Паршуткина
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина г. Елец, Россия
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИНГВОДИДАКТИКИ
Аннотация: В статье рассматриваются особенности конструктивно ориентированной лингводидактики, обладающей значительными преимуществами при построении учебного процесса и повышении его качества. С позиции теории конструктивизма исследуются стратегические цели, содержание, образовательная среда, которые нацелены на организованное, профессионально-ориентированное, деятельностное, мотивированное, автономное обучение языку.
Ключевые слова: конструктивизм, инструкционализм, стратегическая компетенция, образовательная среда, рекурсивные и циркулярные действия.
Обращаясь к разнообразным концепциям философии образования, представляется неоправданным выделение какой-либо одной конкретной и единственно верной. Критический рационализм, педагогическая антропология, герменевтика, критическо-эмансипаторская,
психоаналитическая, постмодернистская, религиозно-теологическая ориентации - все эти направления делают акцент на определенных моментах педагогического знания и, одновременно, образовательной системы, решают вопросы, связанные с жизнедеятельностью человека.
В содержании представленных философских концепций, тем не менее, не отражаются вопросы активного познания мира через изучение языка. В то время как исследование образовательного процесса в конструктивистском контексте позволяет рассмотреть вопросы обучения языкам в новом ключе: с позиции конструктивистских принципов (деятельностно-, субъектно-, проблемно-, ситуативно-ориентированность, доступность, интерактивность, целостность). Центральное место в конструктивистской теории занимает положение о том, что учебный процесс - это самостоятельное организованное, деятельностное, мотивированное обучение, осуществляемое посредством выбора соответствующих форм, интеграции дидактико-методических решений в практику обучения.
В немецкой дидактике (А. Блумштенгель, М. Криссоу, К. Мюллер, М. Оверманн, М. Вендт, Д. Вольф и др.) представлены основные положения конструктивизма:
Обучение рассматривается как активный процесс реконструкции знания, основанный на исследовательской и поисковой деятельности.
научный журнал
Обучение - это интеграция знания и опыта.
Обучение понимается как автономный процесс, поскольку учащиеся самостоятельно используют необходимые стратегии для получения прочного, применяемого на практике знания.
Результат обучения зависит от степени осмысления знания.
Обучение строится на соотношении рекурсивных и циркулярных действий. Учащийся может самостоятельно изменить траекторию своей деятельности, выступая модератором учебного процесса.
Важнейшим аспектом обучения является связь субъективного прошлого опыта с новым приобретенным. Данный комплекс можно использовать в обучающих ситуациях, где применяются разнообразные стратегии и аутентичные материалы для достижения положительных результатов обучения.
Изменение перспективы. Для того чтобы обеспечить отдаленный процесс переноса одинаковых задач, необходимо чтобы они были включены в похожие ситуации. Представление различных перспектив расширяет сферу переноса и способствует закреплению общих принципов и правил.
Социально-ориентированный характер обучения. Только в социальном контексте появляется необходимость вступления в контакт с окружающим миром.
Необходимо правильно оценить все положительные стороны дидактического конструктивизма, проанализировав характеристики инструкционализма как учения-инструктажа. В данном направлении речь идет не о реконструкции содержания получаемой иноязычной информации, а о специально организованных формах, направленных на манипуляцию с языковым материалом и учебником. Все это ведет к «ношению знания», которое при необходимости невозможно будет использовать на практике. Инструкционализму противостоит конструктивизм, в основе которого лежит самостоятельная реконструкция знания, а не установки, исходящие от учителя.
Таблица 1. Сравнительная характеристика инструкциоанизма и конструктивизма.__
Инструкционализм Конструктивизм
Школа - учреждение, где осуществляется наставление, поучение Школа - учреждение-мастерская
Получение изолированных фактов и знаний Самостоятельное усвоение знаний
Иноязычное обучение Иноязычное образование
Input (однонаправленное распространение информации) Intake (мультинаправленный информационный процесс)
Односторонний/мономедиальный характер подачи информации Мультимедиальный характер получения информации
научный журнал
Из таблицы следует, что конструктивизм имеет больше преимуществ в решении практических задач обучения. Как показывает практика, в большинстве образовательных учреждений доминирует изолированное «факторное» получение знаний в ходе фронтальной работы (input), строго регламентируемое учебным планом.
В исследовании предполагается, что положительных результатов в деле обучения можно достичь в тех случаях, если на занятиях по иностранным языкам будут использоваться сильные стороны идей конструктивизма. Это касается определения стратегических целей, содержания, создание «богатой» образовательной среды, побуждающей личность обучающегося вступить в контакт с окружающим миром и способствующей развитию его когнитивной системы.
Необходимо рассмотреть основную цель конструктивистской лингводидактики - это развитие стратегической компетенции. Данная компетенция как интегративный феномен отражает способность личности на основе полученных знаний и умений адекватно использовать освоенный репертуар стратегий [2, с. 23].
Продедуральные компоненты знания находятся в тесной связи со стратегиями, необходимыми для переработки информации, и приводят к автоматизации речевых навыков. Выделение процедуральных компонентов знания является необходимой предпосылкой формирования самостоятельных конструктивных процессов в обучении иностранным языкам.
Исходя из положения о тесной связи между процедуральными и стратегическими компонентами знания, необходимо разграничить стратегии, которые относятся к переработке языкового материала (реструктурализация, генерализация и автоматизация), кооперационные стратегии, стратегии, связанные с процессом обучения (языку). Е.А. Данилина выделяет языковые, коммуникативные, интегративные творческие стратегии [1, с. 20].
Из всех перечисленных стратегий необходимо обозначить те, которые способствуют формированию навыков: переработки языковой информации, взаимодействия и обучения языку.
Стратегии переработки языковой информации способствуют формированию продуктивных, рецептивных навыков (чтения, письма, аудирования, говорения) и лингвистической компетенции. При этом речь идет о методических знаниях, необходимых для работы с текстами: знания о видах текстов, извлечение информации, составление собственных текстов и т.д.
Стратегии взаимодействия включают лингвистические прагматические и социокультурные знания, а также способность к кооперации.
научный журнал
Стратегии обучения относятся к способности обучаться языкам (способность к организации учебного процесса, продумывание собственного алгоритма изучения материала, оценка действий).
В целом можно сказать, что метакогнитивное осознанное обучение и рефлексивные возможности играют значимую роль в представленных стратегиях, нежели учебные цели в конструктивистском контексте, т.к. они требуют определенного уровня развития конструктивных возможностей и способствуют реализации более высокого уровня автономности.
Определение содержания обучения в конструктивистской дидактике становится проблематичным, поскольку в результате его предварительного отбора и нормирования на заднем плане оказываются репрезентативность, сбалансированность, прогрессия, что в свою очередь, значительно сужает разговорную, прагматическую и социокультурную природу конструктивных возможностей обучающихся. Здесь необходимо отметить, что трудности, связанные с определением содержания занятия по иностранным языкам, зависят не только от несоответствия стандартов и содержания, а от процесса стандартизации, в основе которого лежит отбор и сокращение. Подобные недостатки приводят к тому, что в результате предварительного отбора снижается вероятностность, и обучающиеся оказываются в положении «привязанности» знаний к содержанию. Уплотнение содержания, его строгая систематизация снижают возможность использовать субъективный опыт. Содержание должно быть представлено в комплексе, а выбор содержания обусловлен деятельностью субъектов.
Решающую роль в реконструкции знания играет образовательная среда. Имея высокую степень интеграции, она обеспечивает связь знаний и опыта. Повышение этой интеграции осуществляется в конструктивистском контексте, предоставляющем необходимый контроль за учебным процессом извне. Содержательная вариативная среда - это среда, которая способствует целостному развитию учащегося. В организованной подобным образом образовательной среде возникают креативность и воображение, являющиеся важнейшими элементами внутренней мотивации. С учетом конструктивистского понимания обучения как конструктивного процесса основанного на опыте, необходимо рассматривать знания не как абстрактную конструкцию, а как некое «приобретение», осуществляемое в комплексе аутентичных ситуаций, при помощи конкретного раздражителя. Организация аутентичной образовательной среды способствует погружению учащегося в реальный жизненный мир. Образовательная среда в специально организованном обучении часто не соответствует этому миру и не воспринимается обучающимся как аутентичная. Важнейшей причиной этого является то обстоятельство, что специально организованная
научный журнал
передача знаний имеет не столь важного значения для формирования предварительного знания и опыта и поэтому выпадает из жизненного пространства обучающегося. К примеру, необходимость в реконструкции знания в инструкционализме не учитывается в достаточной мере, поскольку заданное построение среды, а именно: учебный материал, техническое оборудование, временное ограничение, создают условия «транспорта» знаний, а не организацию учебных возможностей. В обучении следует искать пути ограничения инструкциональной парадигмы, предлагающую рецептивно-пассивную организацию обучения, «монологическую» презентацию знаний. Одним из условий выхода из данной проблемной ситуации можно считать формирование у обучающегося так называемого чувства «ownership», которое характеризуется владением ситуацией, умением автономно решать проблемы, активно действовать, получать trial-error-опыт новых постижений.
Таким образом, конструктивно организованная образовательная среда требует проблемно организованного обучения, когда она приспособлена к потребностям учащихся. Кроме того, только вариативная среда, обладающая многочисленными методическими импульсами, способна вызвать высокий уровень мотивации и повысить образовательный потенциал.
Библиографический список
1. Данилина Е.А. Огратегии обучения иностранному языку при компетентностно-модульной организации учебного процесса (бакалавриат, неязыковой вуз) //Научный диалог. - 2014. №2 (26): Педагогика. С.18-25.
2. Тимофеева Т. И. Формирование коммуникативной компетенции студентов в коммуникативной деятельности в процессе обучения иностранному языку / Т. И. Тимофеева. - Ульяновск: УлГТУ, 2011. 136 с.
:: Т. A. Parshutkina
;; Features structurally oriented didactics
Abstract: the article discusses the features of structurally oriented didactics, V which has considerable advantages in the construction of the educational process
< and improve its quality. From the standpoint of the theory of constructivism and ^ examines the strategic objectives, contents, educational environment that focus on ; an organized, professionally-oriented, action, motivated, independent language ; learning.
< Key words: constructivism, instructionism, strategic competence, educational
: environment, recursive and circular action.