В. А. Садыкова
ОСОБЕННОСТИ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Ключевые слова: информационные технологии, профессиональная подготовка.
Раскрыты особенности взаимодействия человека с компьютером и информационными технологиями. Установлено средство совершенствования профессиональных качеств специалиста, используя информационные технологии в профессиональной подготовке в высшей школе.
Keywords: information technology, professional training.
Opened the features of human-computer interactions and information technologies. Established ways of improving specialists' professional skills, using information technologies training in higher education.
Проблема взаимодействия человека и компьютера возникла уже на первых этапах развития вычислительной техники. В отечественной психологической науке появилось новое направление, выдвинутая О.К.Тихомировым, -
психология компьютеризации. В задачи этого направления входят: изучение закономерностей и принципов организации различных видов человеческой деятельности, опосредствованной компьютерами, диалогами между человеком и компьютером; изучение законов психического отражения и психического развития в условиях использования компьютеров; влияние
компьютеризации на личность и личности на компьютеризацию и другие [8].
Поскольку обучение - это диалогический процесс, то особое значение приобретает диалог в системе «человек - информационная компьютерная среда». Важной предпосылкой эффективного диалога «человек-компьютер» является создание оптимальных условий для правильного формирования профессионально важных качеств личности студента. В связи с этим на основе анализа психолого-педагогической литературы определим, как проявляются особенности личности человека, использующего информационные технологии в своей деятельности, и каким образом это может влиять на формирование важных качеств специалиста.
Исследования, проведенные Н.В.Серковой [10], показали, что использование информационных технологий в обучении способствуют увеличению уровня развития распределения внимания. Ею было установлено, что особенности работ в компьютеризированной среде - повышение интереса к выполняемой деятельности или объекту изучения студентов - оказывают положительное воздействие на концентрацию внимания. Кроме этого, было определено, что прямые взаимосвязи свойств внимания предопределяют закономерные изменения, как отдельных свойств внимания, так и внимания в целом под влиянием компьютеризированной деятельности. Сами
взаимосвязи свойств внимания носят многомерный характер, но, очевидно, прямолинейные
корреляционные связи свойств являются основой функционального единства этих свойств,
обуславливающего взаимозаменяемость и сменяемость различных свойств внимания в процессе компьютеризированной деятельности человека. Таким образом, анализ позволил нам сделать вывод, что в условиях использования информационных технологий в профессиональной подготовке развивается важное качество специалиста - внимание и его свойства, необходимые в процессе решений сложных профессиональных задач.
Рассмотрим, как использование
информационных технологий в обучении способствует развитию воображения. Воображение возникает в проблемной ситуации, но ценность его состоит в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в этой ситуации при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Так авторами И.В .Бурмистровым, Ю.В.Фомичевой, А.Г.Шмелевым [11] доказано, что у обучающихся, проводящих свободное время за компьютером, способность к различению сложных пространственных паттернов значимо выше, чем у их сверстников. «Компьютерная» группа студентов показала также более обширные знания в области техники и технологии, и получены более высокие оценки этой группы по факторам «Сообразительность» и «Воображение».
Исследования [12] также доказывают сильный развивающий эффект компьютерных игр, которые они оказывают на пространственные функции, такие, как преследующее и компенсаторное слежение, получение информации от
многочисленных объектов, распределенных в пространстве, мысленное вращение. Таким образом, можно сказать, что в условиях использования информационных технологий в профессиональной подготовке развивается важное качество специалиста - активное творческое воображение.
Не менее важным для будущей
профессиональной деятельности специалиста считается наличие развитой памяти. И.В.Бурлаковым [1] было доказано, что
использование информационных технологий развивают память - психический процесс, без которого не может быть индивидуального развития и становления личности будущего специалиста. Его исследования указывают на эффективность
использования компьютерных стратегических игр в развитии памяти обучающегося. И.В.Бурлаковым было установлено, что в процессе игры человек становится системным аналитиком. Он обучается быстро и правильно извлекать нужную информацию и на ее основе строить и использовать образ, превышающий объем сознания.
Применение информационных технологий существенным образом преобразует и мыслительную деятельность человека. Как отмечет
О.К.Тихомиров [8], компьютер по-новому организует процесс интеллектуальной деятельности: формируется не только логический уровень мышления, но и развивается критическое мышление
- все эти качества, которые необходимы для выработки нового стиля мышления. И, когда компьютер используется не только с целью обучения грамотному обращению с компьютером, но и для повышения эффективности обучения вообще, общее направление развития мышления складывается из расширения сферы эвристической деятельности в ходе решения самых разнообразных задач и из формирования требуемых качеств когнитивных структур.
Сегодня в профессиональном обучении неподвижное изображение, «оживленное»
компьютером, модели и другие виды анимации применяются для развития познавательных приемов и способов действий, как анализ проблемной ситуации, выявление на этой основе связей и закономерностей, обеспечивающих
функционирование той или иной системы. Такой эффект обучения достигается за счет использования моделирующих программ, позволяющие перевести исследуемый объект в визуальную форму, которые зачастую более успешно выполняют функцию интерпретации, чем приближенные и отчасти случайные формы фотографий», потому что «видеть свойства какого-либо предмета - значит воспринимать его как пример воплощения определенных общих понятий». Кроме того, понятно, что «никакую информацию о предмете не удастся непосредственно передать наблюдателю, если не представить этот предмет в структурно ясной форме». Поэтому моделирование различных объектов и процессов средствами информационных технологий способно дать обучающимся личное переживание сложных для понимания и осознания современных научных теорий, поскольку «активное владение наглядным материалом возможно только в том случае, когда существенные свойства объектов мышления при помощи образа наглядно объясняются» [2].
Мышление в процессе работы на компьютере оказывается тем системообразующим процессом, на который влияют как внешние, так и внутренние условия деятельности, и который направляет на принятие решения [5]; скорость и напряженность их протекания, то есть компьютерные программы становятся мощным инструментом развития человеческого сообщества. В онтогенетическом аспекте под влиянием компьютеризации происходит «усиление интеллекта
за счет вовлечения его в решение более сложных задач...»; «развитие логического, прогностического и оперативного мышления, обусловленное тем, что, готовя предварительно задачу для компьютера, пользователь вначале логически продумывает ее, составляет ее алгоритм и тем в определенной мере прогнозирует процесс ее решения, которое осуществляется затем оперативно во взаимодействии с компьютером.» [3]. Исходя из анализа, есть основания считать, что
компьютеризация при использовании
информационных технологий ведет к повышению общего уровня интеллектуальной деятельности -качества, являющегося основой профессиональной интуиции будущего специалиста.
Немаловажна проблема развития в профессиональной подготовке с использованием информационных технологий различных психических свойств, которые являются
необходимыми профессиональными качествами будущего специалиста. В исследованиях [7] отмечается, что при использовании информационных технологий интерес к предмету резко возрастает, что знания наиболее эффективно усваиваются при выполнении деятельности, соответствующей этим знаниям, что потребность в повышении образовательного уровня формируется непосредственно в акте учебной деятельности при совмещении устойчивых и ситуативных
мотивационных образований.
Обучение с использованием компьютера является весьма перспективной предметной областью в силу социальных (высокий общественный престиж компьютерного
образования) и психологических (высокая внутренняя мотивация учебной деятельности) причин. Этот факт был доказан в исследованиях
С.А.Шапкина [12], где результаты дают основание полагать, что занятия с компьютером усиливают ожидание успеха и веру студентов в собственные способности. Кроме того, исследования [7] показали, что сознательное планирование деятельности; самостоятельное достижение результата, самостоятельное изучение различных явлений, свойств объектов и их взаимосвязи, вскрывающее механизм процессов с помощью компьютерных моделей, способствуют развитию у них таких познавательных приемов и способов действий, как анализ проблемной ситуации, выявление на этой основе связей и закономерностей, обеспечивающих функционирование той или иной системы. Психологи и педагоги такое состояние устойчивой самостоятельной познавательной деятельности определяют как состояние высокой познавательной активности. Это состояние достигается в условиях информационных технологий, когда студент хорошо понимает особенности используемых методов, может подобрать оптимальные условия для получения желаемых результатов. Личностная
заинтересованность в познании сущности изучаемых явлений, стремление докопаться до тонкостей приводит к тому, что студент через
анализ связей и зависимостей, полученных эмпирическим путем, приходит к теоретическим обобщениям, а его познавательная деятельность становится объектом собственных исследований, собственных воздействий, приводит к качественным изменениям психики, развитию личностных свойств [6].
Анализ возможностей использования различных информационных технологий показал, что в процессе обучения студенты выполняют задания, позволяющие не просто освоить ту или иную информационную технологию, но и получить конкретный результат, имеющий практическое значение в их повседневной жизни и в будущей профессиональной деятельности. По словам Л. П.Гурьевой, формируется специализированная по предметному содержанию деловая мотивация применения компьютера для решения профессиональных задач, «включая появление
престижных, статусных, экономических и других сопутствующих мотивов, подкрепляющих деловую мотивацию» [3]. Таким образом, субъект учения студента превращается в субъект профессиональной деятельности специалиста. Это обусловлено тем, что компьютер в будущей профессиональной деятельности становится неотъемлемым
инструментом во всех сферах работы инженера.
Использование информационных
технологий в профессиональном обучении накладывает отпечаток на эмоциональное и волевое состояние обучающегося. Информационные технологии, обладая солидным арсеналом средств воздействия на перцептивный аппарат человека, предоставляют преподавателю возможность представить учебный материал в эмоционально организованной форме. Достигаемое при этом положительное отношение обучающихся к материалу [4], чувство радости от полученных результатов в достижении целей, удовлетворение результатами своей учебной деятельности за счет предоставляемых возможностей компьютером стимулируют поиск решений проблем, создание условий для пересмотра обучающимися своих действий и проверки полученного результата. В результате успешное применение компьютеров, получение с их помощью более продуктивных результатов повышает уверенность будущего специалиста в способности решать сложные профессиональные задачи. Кроме того, успешное применение компьютеров не только повышает самооценку будущего специалиста в способности решать профессиональные задачи и позитивного самоотношения на основе собственной компетентности, но и формирует уверенность пользователя в достижении целей в будущей профессиональной деятельности, деловую направленность, точность и аккуратность, которые переносятся и в другие области жизнедеятельности.
Новизна технологий, оборудования, необходимость высокого уровня специальных знаний, расширение информационного
пространства, необходимого для усвоения специалистом приводят к возникновению
стрессогенности. Для избежания проявления и развития данного функционального состояния и достижения высокой адаптивности необходимо использование в профессиональной подготовке
информационных технологий. Так, например,
профессиональное обучение по моделирующим программам позволит проиграть возникающие на производстве нестандартные ситуации, в результате обучающиеся могут непосредственно наблюдать процесс «актуализации потенциальных свойств объекта при эксплуатации». «Для осуществления активных функций» будущего специалиста «по непосредственному управлению непредсказуемыми, непредусмотренными ситуациями» возможно использование и «экспертных систем,
предназначенных для проведения контроля и
анализа функционирования автоматизированных систем, определения рекомендаций по управлению системами, математическому моделированию функционирования систем и межсистемного взаимодействия в нерасчетных, нестандартных ситуациях» [2]. Таким образом, проведенный анализ позволяет нам сделать вывод, что использование информационных технологий в обучении способствует развитию эмоциональной
устойчивости и самооценки, как профессионально важных качеств специалистов.
Актуальна проблема учета не только психических процессов и свойств, но и психических состояний в обучении, формируемых в процессе обучения с использованием информационных технологий, а также влияние состояний специалиста на эффективность его профессиональной деятельности. Так исследования А.Е.Сережкиной [9] показывают, что психические состояния во многом определяют эффективность деятельности, влияют на психические процессы. В условиях компьютеризированной деятельности структурная организация показателей психических состояний в различных ситуациях занятия характеризуется относительной целостностью и устойчивостью. В ситуации начала работы на компьютерном занятии актуализируются состояния заинтересованности, сосредоточенности, спокойствия, хорошего настроения, у некоторых - равнодушия. По окончанию занятий - удовлетворенность, равнодушие, спокойствие, облегчение.
Итак, анализ литературы показал, что компьютер является средством, использование которого качественно изменило возможности накопления и применения знаний каждым человеком, привело к появлению новых форм мыслительной, мнемической, творческой деятельности. Психические процессы, свойства, состояния специалистов зависят от информационнотехнологической готовности специалиста, от целей использования компьютера, от вида профессиональной деятельности и др. Поэтому при отборе информационных технологий для профессионального обучения следует учитывать особенности психических явлений, свойственных конкретным профессиональным группам.
Литература
1. Бурлаков, И.В. Психология компьютерных игр // Прикладная психология. - 2000. - № 2. - С.58-70.
2. Голиков, Ю.Я. Теоретические основания проблем взаимодействия человека и техники // Психологический журнал. - 2000. - Т.21. - № 5. -С.5-15.
3. Гурьева, Л.П. Психологические последствия
компьютеризации: функциональный,
онтогенетический и исторический аспекты // Вопросы психологии. - 1993. - № 3. - С.5-16.
4. Коновалец, Л.С. Познавательная самостоятельность учащихся в условиях компьютерного обучения // Педагогика. - 1999. - № 2. - С.46-50.
5. Корнилова, Т.В., Тихомиров, О.К., Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером.
- М.: Изд-во МГУ, 1990. - 256 с.
6. Локтюшина, Е.А. Формирование творческих качеств
личности старшеклассников и студентов при общении в дидактической компьютерной среде: Дис. ...
канд.пед.наук: 13.00.01 / Волгоград, 1998. -152 с.
7. Машбиц, Е.И., Бабенко, Л.П., Верник, Л.В. и др. Основы компьютерной грамотности / Под ред. А.А. Стогния и др. - Киев: Выща школа, Головное издательство, 1988. - 258 с.
8. Тихомиров, О.К., Бабанин, Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 204 с.
9. Сережкина, А.Е., Прохоров, А.О. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированного обучения // Вопросы психологии. - 1995. - №3. - С.53-62
10. Серкова, Н.В. Особенности динамики развития внимания и психической ригидности студентов в дистанционном и традиционном обучении: Дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07 / Томск, 2000. - 165 с.
11. Фомичева, Ю.В., Шмелев, А.Г., Бурмистров, И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 1991. - № 3. - С. 27-39.
12. Кузина, Н.А., Минкин, В.С., Добротворская, С.Г. Развитие технического мышления студентов вечерней и заочной форм обучения с помощью информационных технологий// Вестник КГТУ. -2012. - № 23. - С .214-216.
13. Серёжкина, А.Е. Отношение к компьютеру и информационным технологиям как психологопедагогическая проблема// Вестник КГТУ. - 2012. -№ 23. - С.231-237.
14. Шапкин, С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал. - 1999. - Т.1 - №1. - С.86-102.
© В. А. Садыкова - канд. пед. наук, доц. каф. ИСТ НХТИ ФГБОУ ВПО «КНИТУ», [email protected].