2016, том 18 [3]
—--—
УДК 378.6
ОСОБЕННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ БИОЛОГИИ
Н.Н. Минина
Бирский филиал
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» 452453, Башкортостан, г. Бирск, Россия
Аннотация. Показана взаимосвязь организационных форм обучения с этапами процесса учебной деятельности и с компонентами профессиональной компетентности специалистов в области биологии. Лабораторно-практические занятия и производственная практика как организационные формы обучения позволяют сформировать у студентов систему профессиональных компетенций. Одна из ключевых ролей в системе оценок степени обучаемости и в гибкой динамичной системе контроля знаний студентов в условиях крайне ограниченного времени аудиторных занятий может принадлежать тестированию. На примере факультета биологии и химии Бирского филиала БашГУ показано, что грамотно выстроенная и реализованная образовательная технология, включающая тестирование, дает гарантированный результат.
Ключевые слова: компетентность, студенты, тестирование, мотивация, мониторинг результатов обучения.
Введение. Современному обществу необходимы специалисты, аккумулирующие новые качества теории и практики, принципы научного мышления, способные на практике самостоятельно решать жизненные и профессиональные проблемы. В связи с этим необходима разработка и четкая формулировка позиций, отражающих механизм формирования и этапы формирования компетенций будущего специалиста, поскольку профессиональная компетентность является высшим компонентом личности. Под профессиональ-
ной компетентностью понимают интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, или способность субъекта профессиональной деятельности выполнять работу в соответствии с должностными требованиями, т. е. в соответствии с задачами и стандартами их выполнения, принятыми в отрасли [1; 15; 2].
Цель исследования. Будущему специалисту необходимо уметь осуществлять поиск и переработку информации, уметь ее при-
—--—
~ 32 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
Минина Н.Н. Особенности компетентностного подхода при обучении специалистов в области биологии
—---
менян, на практике, быть направленным на самосовершенствование, самообразование, самовоспитание [3; 21; 4]. В связи с этим встает вопрос решения проблемы развития профессиональной компетентности и профессионально значимых качеств личности у будущих специалистов в процессе формирования готовности к самообразовательной деятельности студентов [5; 19]. Поэтому целью данного исследования являлась конкретизация и четкая формулировка позиций, отражающих механизм формирования и этапы формирования компетенций будущего специалиста в области биологии.
Результаты исследования. В Бирском филиале Башкирского государственного университета (Бирский филиал ФГБОУ ВО БашГУ) реализуется системный подход в формировании и развитии компетенций биологов. Обществу требуется специалист, который хорошо ориентируется во всех вопросах биологии, особенно в практических вопросах охраны окружающей среды, взаимодействия человека и общества. Формирование этих навыков невозможно без соответствующей грамотности специалиста в области биологических дисциплин.
Обучение студентов на факультете биологии и химии предполагает, что специалист в области биологии в процессе формирования своих профессиональных компетенций не должен останавливаться на исполнительском уровне. Уровень планирования, который следует за исполнительским, предполагает взаимосвязь профессиональной деятельности и новых требований, которые к специалисту начинает проявлять сама жизнь. На уровне проектирования происходит переход к целостной системе знаний умений и навыков, складывается системное представление о профессиональной деятельности.
При организации подготовки специалистов в области биологии в Бирском филиале
были соблюдены основные принципы образовательного пространства. Так, при проведении лабораторно-практических занятий принцип фундаментальности образования дополняется принципом практической ориентированности и деятельной направленности. Образовательный процесс в рамках лабораторно-практиче-ский занятий, практик и выполнения итоговой квалификационной работы не оторван от реальной жизни и практической деятельности обучающихся. Лабораторно-практические занятия и производственная практика как организационные формы обучения позволяют сформировать у студентов систему профессиональных компетенций в области биологии, такую, что будущие специалисты оказываются выведенными на уровень проектирования. Главной целью практических занятий являются обработка и закрепление новых знаний, перевод теоретических знаний в практические умения и навыки. Кроме того, задачей практических занятий являются коррекция и контроль ранее усвоенных знаний. По итогам практических занятий оценивается успешность усвоения определенного объема знаний и успешность приобретения определенного перечня умений и навыков, т. е. практические занятия позволяют как сформировать, так и реализовать сформированные компетенции. Для биолога лабораторно-прак-тические занятия являются ведущей организационной формой обучения. В рамках изучаемых биологических дисциплин лабораторный практикум занимает ведущее место. Обучаемые должны понимать, для чего необходимо сделать опыт и как организовать эксперимент, чтобы решить поставленную перед ними задачу. Выполнение лабораторных работ требует владения определенными практическими приемами, умениями и навыками. После окончания опыта студенты должны самостоятельно сделать выводы,
—--—
~ 33 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 3
—--—
используя соответствующую теоретическую концепцию, и оформить отчет о проделанной работе. Процедура оформления отчета несет огромную смысловую нагрузку, поскольку в процессе оформления обучаемые учатся лаконичному и точному изложению мыслей, формулированию аргументированных выводов. Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных дисциплин для каждой ступени обучения, играя интегративную роль в процессе взаимодействия образования, науки и практики [5].
Компетентность преподавателя как непосредственного участника образовательного процесса является интегративной характеристикой личности и предполагает системный уровень владения фундаментальными и методическими знаниями, умение диагностировать результаты обучения; умение отбирать инновационное содержание и проектировать методики обучения, грамотное проведение мониторинга результатов обучения и качества образовательной деятельности. В рамках этого подхода ключевая роль при проведении мониторинга результатов обучения на аудиторных занятиях может принадлежать тестированию. Огромный обучающий потенциал тестовых заданий используется при подготовке специалистов на факультете биологии и химии: 1) при входном и выходном контроле на практических занятиях; 2) как элемент при выполнении контрольных работ; 3) как элемент при сдаче экзамена или зачета по дисциплинам; 4) как способ контроля усвоения знаний при самостоятельной работе студентов.
Тестовые задания — это инструмент, позволяющий количественно оценить следующие умения обучающихся на всех уровнях усвоения знаний: 1) умение узнавать объекты (понятия и определения, законы, теории);
2) умение действовать по известному алгоритму или правилу; 3) умение анализировать ситуационную задачу, вывести алгоритм, позволяющий получить решение тестового задания; 4) умение и способность находить оригинальные решения.
Наличие у обучающихся данных умений гарантирует успешное прохождение автоматизированного тестирования (например, при аттестации или аккредитации учебного заведения, итоговое тестирование по предмету) с целью оценки усвоения знаний, приобретения умений и навыков. Это позволяет не только создать экспертные системы оценок степени обучаемости студентов, но и построить гибкую динамичную систему контроля знаний. На рисунке 1 представлены данные, иллюстрирующие динамику изменения оценок за теоретические вопросы по микробиологии в контрольных работах студентов, которые проходили регулярный тестовый контроль на занятиях, и студентов, которые не участвовали в нем (выборка студентов, участвующих в регулярном тестировании, — 25 человек, выборка студентов, не участвующих в регулярном тестировании, — 24 человека; для построения диаграммы взяты результаты восьми контрольных работ).
Анализ представленных данных показывает, что при регулярном тестовом контроле знаний результативность выполнения теоретических и ряда практических заданий резко возрастает: если оценки, свидетельствующие о качественной успеваемости без тестовых тренировок, постепенно ухудшаются и качественная успеваемость снижается более чем на 50%, то с внедрением тестовых тренировок качественная успеваемость достигает 71%. Применение заданий в тестовой форме для контроля самостоятельной работы характеризуется возможностью организовать постоянный контроль усвоения знаний.
—--—
~ 34 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
Минина Н.Н. Особенности компетентностного подхода при обучении специалистов в области биологии
—--—
□ студенты не участвующие в регулярном тестировании □ студенты участвующие в регулярном тестировании
Рис. 1. Динамика изменения оценок за теоретические вопросы по микробиологии (8 контрольных работ)
Широкое внедрение тестовых форм в учебный процесс, в самостоятельную работу и в новое поколение учебных пособий, масштабное использование широких педагогических возможностей тестовых форм позволяют факультету биологии и химии и вузу в целом добиваться высоких результатов в повышении качества подготовки специалистов. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании при подготовке биологов в Бирском филиале БашГУ позволяет получить специалиста с широкой базой знаний, владеющего не только конкретными предметными, но и универсальными умениями и навыками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. М.: ИЦПКПС, 2006.
2. Компетентностный подход к формированию содержания образования / Под ред. И.М. Осмоловской. М.: ИТИП РАО, 2007.
3. Алексеев Н.А. Личностно-ориентирован-ное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1997.
4. Ахиезер А. С. Проблема субъекта: человек субъект // Вопросы философии. 2007. № 12. С. 3—15.
5. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентност-ного подхода в образовании. М.: 1. ИЦПКПС, 2004.
—--—
~ 35 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 3
—--—
FEATURES OF THE COMPETENCY APPROACH EDUCATING OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF BIOLOGY
N.N. Minina
Birsk branch of Federal state institution "Bashkir state University " 452453, Birsk, Russia
Annotation. The relationship of the organizational forms of learning steps of the process of training activities and the components of professional competence of experts in the field of biology. Laboratory and practical classes and practical training as an organizational form of education allows students to form professional competence system.
One of the key roles in the system, the degree of learning assessments and flexible dynamic control system of students knowledge in a very limited time of audience employments can belong totesting. For example, biology and chemistry faculty of biology and chemistry Birsk branch of Federal State Budget Educational Establishment of the Higher Professional Education Bashkir State University, that the correctlylined and realized up educational technology, includingtesting, gives the assured result.
Key words: competence, students, testing, motivation, monitoring of results of educating.
REFERENCES
1. Baydenko V.I. Identification of the composition of graduates competences as needed GOS VPO design stage of a new generation. M.: ITSPKPS, 2006.
2. Competence approach to the formation of the content of education. Ed. IM Osmolovskaya. M.: ITIP RAO, 2007.
3. Alekseev NA Student-centered learning: theory and practice questions. Tyumen: TSU Publishing House, 1997.
4. Akhiezer A.S. Problem of the subject: the person subject. Problems of Philosophy, 2007, no. 12, pp. 3—15.
5. Winter IA Key competences as the effectively-targeted basis of competence approach in education. MG: 1. ITSPKPS, 2004.
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Петишева Виктория Анатольевна — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы; Бирский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
Белобородова Ниля Сабитовна — доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования, директор Центра развития ребенка «Белый голубь»; Бирский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»